cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Чьим общим домом можно назвать землю ответ – Чьим домом можно назвать землю

Методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме: «Земля наш общий дом»

                         Ход урока:

  1. Введение. Постановка целей и задач урока.

Мы с вами закончили большую интересную, очень

познавательную тему, которая называется ……

(Земля наш общий дом).

И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те

знания, умения, которые мы не только приобрели,но

добыли путём личных исследований, представлен-ных в нашем экологическом проекте «Наш общий дом – природа».

  1. Утверждение тематики проекта.

— Кто прочитает тему нашего урока? (запись на доске)

— Почему именно так называется наш заключитель-ный урок? (подумайте и на этот вопрос  вы мне отве-тите в конце урока). Сегодня мы работаем по такому плану. (план на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

— В вашем понимании, что такое дом? (где приятно,

Безопасно, уютно).

— Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитате-ли водных просторов имеют дом? ( Да)

— Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)

— Значит их дом можно назвать одним словом………..

  (природа)

— Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопас-но? (не всегда).

И вот об этом как раз наш рассказ – песня (инсцени-рование)  «Песня о птичке».

— Какой вывод мы можем сделать? (нельзя ради за-бавы брать животных).

   III.     Защита проекта.

             Животные, птицы, всё живое стремится в свой дом,

             потому что дом должен дарить радость.

             — А где же живёт человек?

             — Какое отношение мы имеем к природе?

             — И вообще является ли природа нашим домом?

             Давайте проследим связь между природой и  жизне-

             деятельностью человека, и в этом нам помогут наши

             эксперты, которые очень тщательно исследовали ка-

             ждый вопрос .

                                     Презентация.

             — Слово имеют эксперты в области Солнца

                                                                               Белякова Есфирь

                                                                               Рябченюк Артём

        Артём: Солнце – это огненный шар, это звезда, пред-

                       ставляющая собой сгусток раскалённого газа.

                       Внутри него, в ядре, в самом сердце солнца

                       происходит постоянное движение между час-

                       тицами водорода, которые при столкновении

                       друг с другом образуют гелий. В результате

                       этого оно богато теплом и светом, что

                       очень важно для нас и всего живого.

     Есфирь:  Чем же для нас так важно Солнце?

    Ответы

      детей:    1) Смена дня и ночи.

                        2) Смена времён года.

                        3) От Солнца зависит выпадание осадков.

                        4) Рост и развитие растений.

                        5) Урожай и плодородие, значит питание всего

        живого.

                        6) Круговорот воды в природе.

                        7) Настроение и работоспособность.

                        8) Борьба с бактериями и вирусами – значит на-

                             ше здоровье.

                        9) Насыщение воздуха кислородом (процесс

                            фотосинтеза).

                       10) Отдых (купаемся, загараем).

 Есфирь: Но солнце нас не только радует, но и пугает  т.к.

                а) Стали не редки случаи облучений, которые при-

                    водят к заболеванию кожи.

                б) Участились пожары.

                в) От высокой температуры и жары у пожилых лю-

                     дей не выдерживает сердце.

                г) Грядёт глобальное потепление, изменяется кли-

                    мат Земли.

                Учёные считают, что Солнце будет расширяться, а

 значит могут пострадать ближайшие планеты Меркурий,

 Венера, Земля. С 1996 года за изменениями Солнца ведёт

 круглосуточное наблюдение космический зонд « Сохо».

Артём: Мы тоже взволнованы этими проблемами и своё

              отношение мы выразили в рисунках, представлен-  

               ных на нашем стенде (показывает рукой).

Прежде чем я приглашу следующую пару участников нашего проекта отгадайте загадку. О чём они поговорят с вами ?

                    В морях и в реках обитает

                    И часто по небу летает

                    А как наскучит ей летать

                    На землю падает опять  (вода)

С нами поделятся своими знаниями эксперты по воде

                                                                                   Муслакова Полина

                                                                                   Рябова Кристина

Полина: Вода – самое обычное и в тоже время самое удиви-

                 тельное вещество на Земле. Её химическая формула

                 проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и

                 минеральных солей. Но именно от её запасов зависит

                 климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна.

                 Водяные пары нежно окутывая Землю, сохраняют те-

                 пло, как ватное одеяло. Лучше всех нам понятен кру-

                 говорот воды в природе. Только вода без труда пере-

                 ходит из одного состояния в другое и наоборот.( При-

                 ведите примеры).

                 — Только вода имеет три состояния. Какие?

                 — От чего зависят различные состояния воды? (от

                   температуры).

                  — Говорят, что вода есть везде. Где? (в воздухе, в рас-

                    тениях, на земле и под землёй, мы состоим из воды).

                 — Почему же вода является условием жизни на Земле?

                   Чем же она для нас так важна?

Ответы

  детей:

  1. Растения получают растворённые в воде питательные

вещества.

  1. В воде обитает множество животных – это их дом.
  2. Вода не только поит, но и кормит. (рыболовный про-

мысел.

  1. Благодаря воде люди получают электрический ток.
  2. Вода моет: людей, машины, города, фабрики……
  3. Вода – это дорога (корабли, баржи.)
  4. Вода нам нужна дома.
  5. Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные ве-

щества).

  1. Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение)

Кристина: Вы слыхали о воде?

                    Говорят она везде!

                    В луже, в море, в океане

                    И в водопроводном кране

                    Ледником в горах зовётся

                     Лентой серебристой вьётся

                     На плите у вас кипит

                     Паром в чайнике шипит

                     Растворяет сахар в чае

                     Мы её не замечаем

                     Мы привыкли, что вода

                     Наша спутница всегда.

Учёные подсчитали, что 97,5% всех запасов воды состав-ляет солёная вода. 2% — ледники в Антарктиде и всего лишь 0,02% — это запас пресной воды, которая так необ-ходима нам.

Полина: Нам не безразлична эта проблема тому свиде-

        тельство наши сочинения по теме: «Каким я ви-

        жу этот мир».

                 Какой же сделаем вывод? ( берегите воду)

                               Физ. минутка.

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде

То сомкнутся, разомкнутся

То зароются в песке

Ну а сейчас мы выслушаем экспертов которые нам расскажут о проблемах воздуха:    Гладкова Наташа

                                                                  Воронюк Никита

Никита: Что бы понять на сколько важен человеку воздух

                сравним: без солнца человек будет жить, но        

                будет болеть и голодать,

                без воды сможет прожить только 5 дней,

                а без воздуха? (песочные часы)

                Проведём эксперимент: зажмите нос, сколько вы

                продержитесь? (одну-две минуты).

Наташа: Мы его не замечаем

                Мы о нём не говорим

                Просто мы его вдыхаем

                Ведь он нам необходим.

 Воздух смесь газов среди них основные: азот, кислород, углекислый газ.

Воздух это атмосфера, это воздушная оболочка, которая защищает нашу землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации и метеоритов. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели, а лучи солнца сожгли всё живое.

Никита: Человеку необходимо для дыхания 600литров кислорода только на один день. Но в процессе деятель-ности человека происходят загрязнение воздуха. За год

только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5

миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Анта-рктикой,  времена ми расширяющиеся и временами умень-

шающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислоро-да.

        Какие источники загрязнений вам известны?

Ответы

детей:  

  1. Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.
  2. Автомобили выделяют выхлопные газы.
  3. Мусор выделяет вредные вещества.
  4. Уничтожаются леса, цветы, травы.

Какой сделаем вывод? (берегите воздух)

Эту проблему мы отразили в своих книжках-самоделках где исследовали интересующие нас вопросы.

По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна. О. Бундур

Наш эксперт в области почвы исследовал эту проблему  и

сейчас поделится  своими знаниями Ковалко Миша.

Миша: Почва – природное богатство.

             Почва – это верхний плодородный слой земли, на

            котором растут растения.

             

 Почему же почва это богатство?

Ответы

детей: 

  1. От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.
  2. Плодородие земель позволяет из одного зёрнышка получить 20.
  3. Почва – среда обитания (это дом).
  4. Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.
  5. Прогулки на свежем воздухе — это здоровье

Почему она нуждается в защите? Что бы обра-

зовался слой почвы в несколько см. нужно от 100

до 1000 лет.

В образовании почвы участвуют:

                         Растения

                         Лишайники

                         Микроорганизмы

                         Останки животных

В природе всё взаимосвязано. Порви природную цепочку и всё перестанет существовать. Без золота – то проживёшь, а без почвы?

Какой сделаем вывод? (берегите почву).

Физкульт минутка – игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой.

Если нет – присядьте.

  1. Я мусорю на улице
  2. Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет
  3. Я берегу воду и закрываю кран
  4. Бабочку я отпускаю на волю
  5. Бумагу трачу попусту
  6. Овраги это хорошо
  7. Охрана природы приносит пользу
  8. Я люблю нюхать выхлопные газы
  9. Планета Земля наш общий дом

IV. Самостоятельная работа в группах

Как вы думаете, есть ли связь между загрязненной окружающей средой и животным миром? (да)

Давайте рассмотрим, какие проблемы гибели животных существуют. Для этого разделимся на две команды.

Вам необходимо:

  1. Придумать название своей команды, которая стоит на защите животных.
  2. Кратко определить проблему гибели животных.

Представлены 8 картинок:

*Природные катастрофы, вследствие чего гибнут животные

*Лесные пожары

*Охота и браконьерство

*Борьба ядохимикатами с вредителями сельского хозяйства

*Мусор

*Аварии и столкновения с транспортом

*Болезни

(через 2 минуты обсуждения дети выходят и делают краткие выводы, опираясь на картинки)

V. Работа с учебником и тетрадью

Т.С. 45 У.С.81 

Правильно ли поступают люди? ( обсуждения и выводы)

VI. Творческая часть проекта: «Напиши письмо животному»

Стук в дверь. Входит почтальон и из сумки достаёт письма адресантам.

Работа в парах.

Чтение друг другу своих писем. Заслушиваем одно письмо.

VII. Клип песни «Красная книга» (О. Газманов)

Что бы беречь и защитить планету Земля, не обязательно

быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком.

Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

Будущее благополучие и сохранение её ресурсов в наших руках дорогие ребята!

VIII. Подарки (брелок глобус)

IX. Итог урока.

— Что вам запомнилось на уроке?

— Почему наш заключительный урок мы назвали «Земля наш общий дом?»  (природа – важнейшее условие жизни людей, нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища.

Всё это даёт нам природа)

X. Рефлексия

— кого бы вам хотелось, поблагодарит из ребят? Что вам понравилось?

— что для вас было самым трудным в данном проекте?

— каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта?

XI. Оценивание детей

XII. Домашнее задание

С.84

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                             Природа так обо всем позаботилась,      

                                             что повсюду ты находишь, чему учиться.

                                                                                 Леонардо да Винчи

                                     

                                   План урока.

1.Постановка целей и задач урока.

2.Утверждение тематики проекта.

3.Защита проекта.

4.Работа в группах.

5. Работа с учебником и тетрадью.
6. «Письмо животному».

7. Клип.

8. Подарки.

9.Итог урока.

10.Выводы о проекте

nsportal.ru

Тема 26. Наш общий дом

Тема 26. Наш общий дом

1. Территория Российской Федерации делится на части, имеющие свои правительства, местные законы и т.д. Прочитай, из каких частей состоит Российская Федерация, и подчеркни названия, которые используются для обозначения этих частей.

Федеративное устройство России

Республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия (Хальмг Тангч), Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Aлáния), Татарстан, Тува, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская (Чаваш). Крым — после событий 2014 г.

Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновска я, Челябинская, Ярославская.

Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург. Севастополь — после событий 2014 г.

Автономная область: Еврейская.

Автономные округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий.

Напиши полный адрес места, где ты живёшь (республика, край, область, округ, город (село)).

Российская Федерация, город федерального значения Москва.

2. Вставь пропущенные слова, озаглавь текст. Допиши окончание текста своими словами.

Российская Федерация — общий дом для многих народов

Государство, образованное в результате союза, объединения всех входящих в него территорий, называют 

федерацией. Части единой страны, подписывая федеративный договор, добровольно отдают часть полномочий центральному правительству. В 1992 году 89 территорий России подписали федеративный договор. Особый государственный орган власти России, который состоит из представителей всех республик, краёв, областей и округов, называется Совет Федерации. Всех граждан России можно назвать россиянами. Россияне — это и башкиры, и чуваши, и корелы, и лезгины, это люди всех народностей, проживающих на территории Российской Федерации.

3. На «кирпичиках», из которых сложены «стены» Российской Федерации, напиши пропущенные слова (см. стр. 57). Что является основой («фундаментом») Российской Федерации? Впиши пропущенное слово в нижнюю ячейку.

4. Нарисуй один из символов своего региона.

Перечисли достопримечательности своего региона.

Кремль, Московский метрополитен, Собор Василия Блаженного, ВДНХ, памятник Петру Первому на Москва-реке.

okrmir1234.ru

Викторина «земля наш общий дом»

ВИКТОРИНА «ЗЕМЛЯ НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

Сурженко Светлана Всеволодовна,

учитель биологии

МОУ «ШКОЛА №49 Г.ДОНЕЦКА»

Цели:

1. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о живой и природе планеты Земля.

2. Развивающие: развитие умения высказывать своё мнение и умения слушать, развитие логического мышления.

3. Воспитательные: умение работы в команде, соревновательного момента, любви и бережного отношения к природе

Продолжительность: 45 минут Класс: 5-6

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточные карточки с заданиями.

Ход викторины

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Наша викторина посвящена экологии. Экология («дом») – дословно наука о доме. А домом для нас и для всех живых организмов является наша планета Земля. Современная

экология изучает взаимоотношения организмов между собой и средой обитание, а

также вопросы, связанные с сохранением благоприятной обстановки для обитателей планеты.

Сегодня команды порадуют нас своими знаниями живой природы. Командам будет представлено 7 конкурсов – заданий. Почему спросите – 7? Потому, что – это магическое число, для многих –счастливое. А ещё мы знаем, что есть 7 козлят, которые оказались счастливчиками, потому, что их спасла мама, есть 7 чудес света, 7 цветов радуги, 7 дней недели, цветик-семицветик. Желаю, чтобы это число принесло каждой команде удачу

выигрыша и счастливые минуты победы.

Знакомство с командами (название, девиз).

3. Основная часть

Задание 1. «Охарактеризуй животного»

У каждого животного есть свои отличительные признаки, которые его ярко

характеризуют. Вам необходимо заполнить попуски, используя слова-подсказки.

1. Бык -…

2. Волк -…

3. … — трусость

4. Крот -…

5. … — могущество, величие

6. Крыса -…

7. … — быстрота

8. Слон -…

9. … — нечистоплотность

10. … — верность

11. … — трудолюбие

12. Осёл -…

13. Кошка -…

14. … — нахальство.

Подсказки: независимость, упрямство, добродушие, кровожадность,

скрытность; злость, сила; заяц, собака, лошадь, лев, олень, обезьяна, свинья.

1. Бык — сила

2. Волк — кровожадность

3. Заяц — трусость

4. Крот — скрытность

5. Лев — могущество, величие

6. Крыса — злость

7. Олень — быстрота

8. Слон — добродушие

9. Свинья — нечистоплотность

10. Собака — верность

11. Лошадь — трудолюбие

12. Осёл — упрямство

13. Кошка — независимость

14. Обезьяна — нахальство.

Задание 2. «Загадки о цветах»

Участникам предлагается отгадать названия цветов. Ответ дают команды по

очереди, в случае затруднения или неправильного ответа, другая команда может

дать ответ и получить дополнительное очко. Третий ответ не учитывается.

Загадки о цветах.

  1. Я колюча и нежна,

К любому празднику нужна.

Могу быть белой, желтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной!

(Роза)

2. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.

(Одуванчик)

3. А я похожа на звезду — 
Названье так и переводится. 

Я ближе к осени цвету, 
Чтобы попасть в букеты к школьницам. 

(Астра)

4. Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный …

(Василёк)

5. Путник часто ранит ногу,
Вот и лекарь у дороги.

(Подорожник)

6. Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат.

(Подсолнух)

7. Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку.

(Мак)

8. Куст в овраге вырастает,

Лишь дотронешься — кусает.

Не цветет весной красиво.

Что за куст такой?

(Крапива)

9. На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
И тут поможет нам смекалка —
Все зовут цветок …

(Фиалка)

10. Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.

Родственник красотки розы
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду …

(Шиповник)

11. На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается …

(Сирень)

12. Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках …

(Мимоза)

13. У нас ни пальцев нет, ни рук –

Лишь только лепестки вокруг.

Мы необычно называемся,

Но в маникюре не нуждаемся!

(Ноготки)

14. Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
(Кактус)

15. Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую…

(Анютины глазки)

16. Пробивается росток,
Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает.

(Подснежник)

17. Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

(Ландыш)

18. Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

(Ирис)

19. Пышный куст в саду расцвел,

Привлекая ос и пчел.

Весь в больших цветах махровых –

Белых, розовых, бордовых!

(Пион)

20. По легенде мой цветок

Клады открывает.

Говорят, что раз в году

Чудо то бывает.

Но скажу начистоту:

Я вообще-то не цвету!

(Папоротник)

21. Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.

(Кувшинка)

22. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.

(Тюльпан)

23. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.

(Колокольчик)

24. Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

(Ромашка)

Задание 3. «Назови пару»

Командам по очереди называются животные, а члены

команды должны назвать особь либо женского, либо мужского пола.

Лиса -…(лис)

Утка – селезень

Волк – волчица

Медведица – медведица

Лошадь — конь

Тигр – тигрица

Зайчиха – заяц

Ёж – ежиха

Слон – слониха

Пчела – пчела

Черепаха – черепаха

Львица – лев

Ворона – ворон

Гусь – гусыня

Бык – корова

Козѐл – коза

Улитка – улитка

Олень – олениха

Овца – баран

Кошка – кот

Осѐл – ослица

Страус – страусиха

Ящерица – ящерица

Петух – курица

Лось – лосиха

Пѐс – собака

Свинья – боров

Задание 4. «Самый-самый»

Ответ дают команды по очереди, в случае затруднения или неправильного ответа, другая команда может дать ответ и получить дополнительное очко. Третий ответ не учитывается.

1. Какая самая мелкая птица?

Ответ: Колибри.

2. Самое быстрое животное суши?

Ответ: Гепард.

3. Какая нить в природе самая тонкая?

Ответ: Паутина.

4. Самая большая змея на земле.

Ответ: Анаконда до 9 м.

5. Самый крупный в мире хищник?

Ответ: Белый медведь.

6. Какая самая крупная в мире ящерица?

Ответ: Варан с острова Комодо.

7. Самое крупное в мире наземное млекопитающее.

Ответ: Африканский слон.

8. Какое растение самое быстрорастущее?

Ответ: Бамбук.

9. Какое дерево живёт дольше всех?

Ответ: Дуб.

10. Самые крупные животные нашей планеты.

Ответ: Синие киты.

11. Какое растение дает лучший мед?

Ответ: Липа.

12. Какое насекомое является «чемпионом» по прыжкам?

Ответ: Блоха.

13. У какой птицы самый длинный язык?

Ответ: Дятел.

14. Какая ягода особенно полезна для зрения и роста?

Ответ: Черника.

Задание 5. «Где твой дом?» Блиц опрос

Командам по очереди задаются вопросы. Даются очень быстрые ответы. При

отсутствии ответа ход переходит к другой команде.

1. Там водятся акулы – (океан)

2. Будка собаки – (конура)

3. Лежбище медведя – (берлога)

4. Дом мышей, кротов, лис – (нора)

5. Там отдыхают коровы – (коровник)

6. Там птицы выводят птенцов – (гнездо)

7. Домишко пчёл – (улей)

8. Помещение для лошадей – (конюшня)

9. Ловчая сеть – (паутина)

10. Место обитания и охоты щуки – (река)

11. Жилище муравьёв – (муравейник)

12. Дом бобров – (хатка)

13. Избушка белки – (дупло)

14. Домик на спине улитки – (раковина)

15. Домик скворца- (скворечник)

16. Адрес царевны-лягушки – (болото)

17. «Встроенный» домик черепахи, в котором она спит и прячется в целях

защиты – (панцирь)

18. Небоскреб термита – (термитник)

Задание 6. «Алфавит» (конкурс капитанов).

На каждую букву алфавита придумайте хотя бы одно растение.

А – абрикос, андромеда;

Б — береза, брусника, белокопытник, будра, бузина, белоцветник;

В – ветреница, вишня, верба;

Г – гусиный лук, груша;

Д – дуб;

Е – ежевика;

Ж – жарновец, жимолость;

З – звездчатка средняя;

И – ива, ирис;

К – калужница, купальница, клюква, копытень;

Л – лунник оживающий, ландыш, лещина, лютик;

М – мать-и-мачеха, медуница;

Н – незабудка, нарцисс;

О – одуванчик, ольха;

П – прострел, пролеска, печёночница, подснежник, птицемлечник, пушкиния;

Р – рябчик;

С – сочевичник, сирень;

Т – тополь; терн, тюльпан;

У – укроп;

Ф – фиалка;

Х – хохлатка;

Ц – цикламен;

Ч – чистяк, черемуха, черемша;

Ш – шиповник;

Щ – щавель;

Э – эремурус;

Ю – юнона (напоминает ирис)

Я – яблоня.

Задание 7. «Биологические шарады»

С «Л» — на севере живёт,

Быстро нарты он везёт.

С «С» — бывает после лета,

Время года, дети, это.

(Олень – осень)

C «Г» — я хищник полосатый,

Вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г» — я учрежденье,

Всё в мишенях помещенье.

(Тигр — тир)

С первой «С» — огромная я птица,

Что летать не может научиться.

С первой «Ш» — меня должны все знать:

Вальсов много ведь сумел я написать.

 (Страус  Штраус)

С буквой «Р» — помощник-автомат,

Труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х» — его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

 (Робот — хобот)

Первый — большая хищная птица,

Что над погибшим животным кружится.

Длинная часть у гитары — второй,

Крепко сжимается левой рукой.

На документах секретных есть третий.

Что же за слово? Подумайте, дети.

(Гриф)

Первый в бутылку легко залезает,

Тщательно стенки её отмывает.

А за вторым на рыбалку идём,

Клюнет когда на крючок он, мы ждём.

(Ёрш)

Первое можете в море искать,

Но за него вам нельзя заплывать.

А на втором раньше землю пахали —

Трактора встарь люди даже не знали.

Целое — это животное тоже,

Очень оно на второе похоже.

(Буй + Вол = Буйвол)

В первом отдыхают,

Пиво попивают.

Ветка толстая — второе,

Может быть совсем сухое.

Вместе всё — он зверь лесной,

Просыпается весной,

Он в норе своей живёт,

Ест он все, что лишь найдёт.

Ловко землю он копает,

А, уставши, засыпает.

Спать без отдыха весь день

Зверю этому не лень.

(Бар + Сук = Барсук)

4. Подведение итогов. Награждение.

intolimp.org

Почему Землю назвали Землей? История происхождения имени нашей планеты

Мы живем в мире, в котором все кажется таким привычным и устоявшимся, что никогда не задумываемся о том, почему окружающие нас вещи названы именно так. Как предметы вокруг нас получили свои имена? И почему нашу планету назвали «Земля», а не иначе?

Для начала узнаем, как сейчас даются наименования. Ведь открывают новые небесные тела астрономы, биологи находят новые виды растений, а энтомологи – насекомых. Им тоже нужно дать какое-нибудь имя. Кто занимается этим вопросом сейчас? Это нужно знать, чтобы выяснить, почему планету назвали «Земля».

Поможет топонимика

Так как наша планета относится к географическим объектам, обратимся к науке топонимике. Она занимается изучением географических названий. Точнее, она изучает происхождение, значение, развитие топонима. Поэтому эта удивительная наука находится в тесном взаимодействии с историей, географией и лингвистикой. Конечно, бывают ситуации, когда название, например, улице, дается просто так, случайно. Но в большинстве случаев у топонимов есть своя история, иногда уходящая вглубь веков.

Ответ дадут планеты

Отвечая на вопрос о том, почему Землю назвали Землей, нужно не забывать, что наш дом – это космический объект. Он входит в состав планет Солнечной системы, которые тоже имеют имена. Может быть, изучая их происхождение, удастся выяснить, почему Землю назвали Землей?

По поводу наиболее древних названий у ученых и исследователей нет точного ответа на вопрос о том, как именно они возникли. На сегодня есть только многочисленные гипотезы. Какая из них является правильной – этого мы уже не узнаем. Что касается названия планет, то самая распространенная версия их происхождения такова: они названы так в честь древнеримских богов. Марс – Красная планета — получил имя бога войны, которого без крови представить нельзя. Меркурий – самая «резвая» планета, вращающаяся быстрее других вокруг Солнца, обязана своему имени молниеносному посланцу Юпитера.

Все дело в богах

Какому же божеству обязана своим именем Земля? Почти у каждого народа была такая богиня. У древних скандинавов – Ёрд, у кельтов – Эхте. Римляне называли ее Теллус, а греки – Гея. Ни одно из этих имен на существующее сейчас название нашей планеты непохоже. Но, отвечая на вопрос о том, почему Землю назвали Землей, запомним два имени: Ёрд и Теллус. Они нам еще пригодятся.

Голос науки

На самом деле вопрос о происхождении названия нашей планеты, которым дети так любят мучить родителей, интересовал ученых с давних пор. Много версий выдвигалось и разбивалось оппонентами в пух и прах, пока не осталось несколько, которые стали считаться наиболее вероятными.

В астрологии для обозначения планет принято использовать латинские имена. И на этом языке название нашей планеты произносится, как Terra («земля, почва»). В свою очередь, это слово восходит к праиндоевропейскому ters в значении «сухой; сушить». Наряду с Terra часто для обозначения Земли используется и название Tellus. И оно нам уже встречалось выше – так называли нашу планету римляне. Человек как существо исключительно сухопутное мог назвать место, где обитает, только по аналогии с землей, почвой, находящейся у него под ногами. Также можно провести аналогии и с библейскими сказаниями о создании Богом земной тверди и первого человека, Адама, из глины. Почему Землю назвали Землей? Потому что для человека это было единственное место обитания.

Судя по всему, именно по такому принципу появилось существующее сейчас название нашей планеты. Если взять русское наименование, то произошло оно от праславянского корня зем-, что в переводе означает «низкий», «низ». Возможно, это связано с тем, то в глубокой древности люди считали Землю плоской.

В английском языке название Земли звучит, как Earth. Оно берет происхождение от двух слов — erthe и eorthe. А те, в свою очередь, произошли от еще более древнего англо-саксонского erda (помните, как у скандинавов звали богиню Земли?) – «грунт» или «почва».

Еще одна версия того, почему Землю назвали Землей, говорит о том, что выжить человек смог только благодаря земледелию. Именно после появления этого занятия человеческий род стал успешно развиваться.

Почему Землю называют кормилицей

Земля представляет собой огромную биосферу, населенную разнообразной жизнью. И все живое, что существует на ней, кормится за счет Земли. Растения берут необходимые микроэлементы в почве, ими питаются насекомые и мелкие грызуны, которые, в свою очередь, служат пищей для более крупных животных. Люди занимаются земледелием и выращивают необходимые для жизни пшеницу, рожь, рис и другие виды растений. Они разводят скот, который питается растительной пищей.

Жизнь на нашей планете – это цепочка взаимосвязанных живых организмов, которые не умирают только благодаря Земле-кормилице. Если на планете начнется новый ледниковый период, о вероятности которого ученые вновь заговорили после небывалых холодов этой зимой во многих теплых странах, то выживание человечества будет под сомнением. Скованная льдом земля не сможет дать урожай. Такой вот неутешительный прогноз.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *