cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Чем обусловлены различные толкования понятия предприятие – 1.1 Характеристика понятия «предприятие»

Внешние и внутренние условия функционирования предприятий (организаций)

 

1.5.1. Понятие и общая характеристика внешней среды функционирования хозяйствующих структур.

 

Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность систем (сил и субъектов), которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны структур его управления. В окружающем мире необходимо выделить системы, с которыми предприятия активно взаимодействуют. В первую очередь речь идет о таких организациях и структурах, которые прямо связаны с предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые предприятия (организации), правительственные органы и т. д. Данный перечень внешних сил и субъектов является фактором прямого воздействия. Такие факторы оказывают непосредственное влияние на принятие решений в сфере хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Кроме того, имеется ряд сил и субъектов (систем) внешней среды, которые оказывают косвенное влияние на деятельность предприятия. Речь идет о социальных факторах и условиях, которые не оказывают прямого воздействия на деятельность предприятия, однако они предопределяют стратегически важные решения, принимаемые его руководителями и специалистами. К числу таких факторов относятся экономические, политические, правовые, социально-культурные, технологические и другие факторы, а также переменные. Эти факторы оказывают также существенное влияние на экономику предприятия. Однако это воздействие носит сложный неоднозначный характер. Поэтому очень трудно их оценить и толковать однозначно.

Исключительно важную роль во взаимодействии с внешней средой имеют системный анализ и синтез.

В процессе анализа необходимо изучать внешнюю среду предприятия (общие условия достижения целей предприятия), составные элементы организационной системы (задачи, использование рабочей силы, материальных ресурсов и др.) и отношения на предприятии (трудовые взаимоотношения и отношения распределения, которые связывают элементы друг с другом в систему с внешней средой и т. д.).



За анализом следует синтез организационной системы. Исходя из политики предприятия, в процессе синтеза выявляют, как организационные структуры предприятия способствуют достижению экономических целей (эффективному использованию ресурсов и достижению высоких конечных результатов).

Из приведенных положений вытекает важный вывод, что информация о внешней среде является решающим условием по принятию решений предприятия по каждой конкретной экономической проблеме. Решение о выборе развития деятельности принимается с учетом состояния внешней среды (при определенных данных), когда из нескольких альтернатив действия должна быть выбрана та альтернатива, которая лучше всего способствует осуществлению цели.

 

1.5.2. Основные факторы внешней и внутренней среды и их влияние на условия и результаты деятельности предприятия.

 

Разнообразные системы окружают предприятие. В окружающем мире можно выделить системы, с которыми предприятие активно взаимодействует. Это взаимодействие позволяет установить наиболее важные стратегические и тактические цели своего развития и определить, как эти цели воспринимаются внешней средой. Познание характера влияния этих систем (факторов) является залогом успешного хозяйствования на основе принятия решений по различным проблемам экономики предприятия. Отдельными авторами высказываются мнения, что важными факторами, влияющими на положение предприятия, являются экономические: уровень доходов, ставка процента, обменный курс валют, уровень безработицы. Остальные, такие как социальные, юридические, технологические и политические, образуют факторы внешней среды второго, третьего и т. д. порядка.

Опыт работы предприятий свидетельствует, что исключительное значение имеет сбор и накопление необходимой информации о среде организации. Причем около 90% нужной, достоверной информации можно извлечь из легальных источников. Поэтому нет необходимости стремиться найти некие особенные источники. Оценка информации является заключительным этапом анализа организационной среды. Итоги оценки являются основой стратегического анализа и определения возможных альтернатив стратегии развития экономики предприятия. Большое значение имеет оценка информации для выяснения отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность организации. В процессе оценки фокус перемещается от понимания среды к пониманию того, что данное состояние среды может значить для организации.

При анализе необходимо оценивать вероятность усиления фактора и силу его воздействия на организацию. Особое внимание нужно уделять тем факторам, воздействие которых на деятельность организации является высоким. При оценке среды большое распространение получил СВОТ анализ (SWOT — по начальным буквам английских слов — «сила», «слабость», «возможности» и «угрозы»). На основе этого метода организации, с одной стороны, выявляют и оценивают сильные и слабые стороны своей деятельности, а с другой стороны, определяют возможности развития деятельности в будущем и учитывают угрозы, содержащиеся во внешней среде.

Усиленное решение вопросов управления деятельностью организации в значительной степени зависит от способности менеджеров (руководителей) наметить курс устойчивого эффективного развития экономики (или перехода к такому состоянию), способности организовать дело в соответствии с намеченным курсом и способности повысить энтузиазм и заинтересованность людей в работе.

Процесс формирования внутренней среды каждого предприятия происходит под влиянием многих переменных (систем внешней среды) и оказывает различное влияние на производство (реализацию продукции и услуг). Мы считаем, что эта среда включает в себя структуру, ресурсы, производство, финансы и бухгалтерский учет, организацию и технологию, маркетинг и культуру. Все эти факторы можно объединить в три группы.

Структура предприятия представляет собой состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям организационных производственных и управленческих процессов. Соответственно этим положениям различают организационную структуру производства и управления. В составе первой имеются такие функциональные системы, как цеха, участки, лаборатории, конструкторские бюро, вспомогательные единицы.

К структурным единицам предприятия относятся также такие системы, как плановый отдел, управление по производству и отделы по нововведениям, финансам и бухгалтерскому учету, отдел управления персоналом, отдел маркетинга и др.

Организационно-производственные характеристики этих подсистем, их цели, задачи, функции, вопросы организации их деятельности рассматриваются подробно в отношении торговых и промышленных предприятий соответственно во втором и третьем разделах.

Важным звеном внутренней среды являются ресурсы. Все виды ресурсов поступают из внешней среды (их вход в систему для последующего преобразования в продукцию и услуги, ради производства и реализации которых создано предприятие). Каждое предприятие решает задачу по определению оптимальной потребности ресурсов по видам и их совокупности и обеспечению их эффективного использования.

Большое значение имеет оценка состояния внешней среды, т. е. внешних исходных данных, которые представляют собой положение дел, которое не может подвергаться воздействию со стороны предприятия и контролироваться им. Проблема принятия решений существует только в том случае, если предприятие имеет возможность выбирать из нескольких альтернатив. Альтернатива (действие) представляет собой один из возможных (не зависимых от других способов действий) вариантов достижения поставленной цели.

 

Вопросы для повторения

 

1. Приведите доводы в пользу утверждения, что предприятие является не просто единицей, а сложной системой.

2. Раскройте понятие внешней среды.

3. Какие основные характеристики внешней среды вы знаете?

4. Почему решения о выработке направлений развития деятельности предприятия необходимо выбирать с учетом состояния внешней среды?

5. Перечислите основные факторы внешней среды прямого воздействия.

6. Какие факторы внешней среды вы относите к факторам косвенного воздействия?

7. Какие методы оценки факторов внешней среды вы знаете?

8. Попытайтесь восстановить схему основных факторов переменных систем внешней и внутренней среды предприятия.

9. Раскройте сущность категории «устойчивое (стабильное) и эффективное развитие экономики».

10. Назовите критерии и показатели оценки устойчивого эффективного развития экономики страны, федеральных округов и регионов.

11. Как можно обосновать темпы экономического роста?

12. Какие критерии и показатели используются предприятиями для оценки их устойчивого (стабильного) и эффективного развития?

13. Перечислите и обоснуйте каждое из направлений достижения и поддержания устойчивого (стабильного) и эффективного развития экономики предприятия.

14. С какой целью предложена группировка предприятий по уровню достижения устойчивого (стабильного) и эффективного развития их экономики?

15. Раскройте понятия «национальная экономика» и «экономика предприятия», что у них общего и чем они отличаются?

16. Чем обусловлена необходимость хозяйствования?

17. Раскройте содержание главных вопросов экономической системы.

18. Каковы предпосылки и условия перехода России к рыночному хозяйству?

19. Разъясните понятие «социальная рыночная экономика».

20. Чем отличаются экономические системы различных стран, дайте характеристику этих отличий.

21. Чем обусловлены различные толкования понятия предприятие»?

22. Какие факторы оказывают влияние на формирование структуры предприятия?

23. Раскройте содержание и роль организации предприятия.

24. Дайте характеристику основных принципов функционирования предприятий в условиях рыночной экономики. Нужно ли соблюдать эти принципы?

megaobuchalka.ru

1. Понятия предприятия его признаки и структура.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Оно обладает следующими признаками:

Во-первых, предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия; Во-вторых, предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом; В третьих, предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами; В четвертых, предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде; В пятых, предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную госу- дарственными органами отчетность; В шестых, предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

2. Организационная структура предприятия.

Структуры управления организацией

Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.

Линейная структура

Рассмотрим линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделления отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций.

Линейная структура управления

Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей. Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.

Линейно-штабная организационная структура

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.

Линейно-штабная структура управления

Функциональная оргструктура

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.

При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.

Функциональная структура управления

Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью. Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

Линейно-функциональная организационная структура

При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.

Линейно-функциональная структура управления

Дивизиональная организационная структура

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений. Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.

Дивизиональная структура управления Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:

  • продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;

  • региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон;

  • организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса.

Матричная организационная структура

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.

При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.

Матричная структура управления

Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы. Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.

Корпоративная организация или корпорация рассматривается как особая система взаимосвязи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов. Благодаря объединению ресурсов и, в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей представляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Однако объединение людей в корпорации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим критериям.

studfiles.net

1. Сущность и понятие предприятия.

Сущность предприятия можно рассматривать с различных позиций. С одной стороны, предприятие — это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права. В то же время предприятие это не только совокупность технологических процессов, производственных зданий, оборудования, но определенное социальное единство, формируемое техническими и организационными процессами, экономическими отношениями, складывающимися внутри предприятия. В таком ракурсе понятие предприятия можно сформулировать следующим образом: Предприятие— это хозяйственная единица, обладающая обусловленной законом экономической и административной самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-техническим, экономическим и социальным единством, обусловленным общностью целей деятельности: производством и реализацией товаров, работ, услуг и получением прибыли.

Значимость предприятия как основного звена экономики определяется следующим: — на предприятиях производится продукция, выполняются работы и оказываются услуги, составляющие материальную основу жизнедеятельности каждого человека и общества в целом; — предприятие является главным субъектом отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, реализации, распределения и потребления продукции; — предприятия являются источником спроса на факторы производства, технологические и продуктовые инновации, организационно — управленческие нововведения; — предприятия являются одним из важнейших источников формирования доходов бюджетов всех уровней. В 1999 г. 46,0 % доходной части фактически исполненного консолидированного бюджета Российской Федерации и 51,1 % федерального составляли соответствующие платежи предприятий (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами и др.), в июле 2004 года этот показатель составил 52,2% и 54% соответственно; — на предприятиях подавляющая часть населения получает вознаграждение за свой труд, материально обеспечивая себя и членов своей семьи; — на предприятиях проходят социальную адаптацию граждане, вступающие в жизнь, здесь закладываются основы трудовой дисциплины, воспитывается чувство ответственности, формируются правила и привычки взаимоотношений начальства с подчиненными и т.п. хозяйственной самостоятельностью. Иначе, фирма — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии.

2. Внутренняя и внешняя среда предприятия.

Предприятие — это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя средаэто совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на: микросреду — среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории; макросреду — влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: — производство, маркетинг, НИОКР, финансовое управление, общее управление. Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.

studfiles.net

5 — Определение понятия организация

5. Определение понятия организация

Объектом управления в менеджменте является организация. Она служит причиной, обусловливающей существование самого менеджмента. Все менеджеры работают в организациях.

Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких общих целей.

Виды организаций

Понятие сознательной координации в менеджменте всегда ассоциируется с организационной структурой, регламентирующей определенные правила во взаимоотношениях членов группы в процессе совместной работы для достижения целей организации. Поэтому формальную организацию можно определить также как группу людей, осуществляющую совместную деятельность в рамках преднамеренно созданной структуры для достижения желаемого результата (целей).

Неформальные организации также представляют группы людей. Они возникают в результате межличностных отношений спонтанно, когда люди в таких группах вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень маленьких. В рамках менеджмента, при рассмотрении неформальной организации, всегда упоминается, что они неформальные. К формальной организации это понятие применяется без дополнительного пояснения.

Различают простые и сложные организации. Простые организации имеют одну цель, сложные организации — две или более целей. Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими одну цель. В силу этого в рамках менеджмента рассматривается управление сложными организациями. Сложные организации обязательно имеют некоторую совокупность взаимосвязанных целей.

Примерами сложных организаций могут быть высшее учебное заведение и промышленное предприятие.

Формальная организация — это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.

Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень формализации высока. Чем выше уровень стандартизации трудовых функций, тем меньше должен быть личный вклад каждого работника в конечный результат. В разных организациях степень формализации различна.

Многие виды взаимодействий между работниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных организаций, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и др.

Теория организации и ее место в системе научных знаний

Существуют различные трактовки термина “организация”. В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию “организовывать”. Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения.

Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций рассмотрения его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению установленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении.

Основополагающая задача теории организации — изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, для наиболее эффективной целенаправленной деятельности и получения необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Принципиально важным является изучение группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования организации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина — социальная психология.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущими поколениями, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внешних взаимодействий.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к административному праву, регулирующему общественные отношения, возникающие в процессе организации государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право — совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствующую законодательную форму и обеспечивающая юридическую регламентацию общественных отношений, создает необходимые предпосылки для эффективного функционирования организаций.

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах.

studfiles.net

1.3. Определения понятий «организация», «предприятие» и «юридическое лицо»

Категория организация в экономической литературе определяется в «широком» и «узком» смысле.

В «широком» смысле организация — представляет собой совокупность (объединение) людей, состоящее по меньшей мере из двух человек, которые работают для достижения общей и личных целей. При этом они действуют на основе определенных правил, процедур и обязанностей, разделения труда, мобилизации ресурсов, использования возможностей окружения и наличия иерархической структуры системы управления.

В «узком» смысле организация — это объективно заданный старшей системой (государством) экономический субъект (юридическое лицо или их совокупность), в форме которого (или которых) старшей (государственной) системой регистрируется организация в широком смысле — для легализации своей финансово-хозяйственной деятельности, ее учета и налогообложения.

Организации как в «широком», так и в «узком» смысле являются субъектами экономической деятельности на микроуровне. В качестве основных классификационных признаков организаций (субъектов экономических отношений) выделяют: цель осуществления деятельности; роль в принятии решений; способ финансирования; объем производства благ и услуг.

Согласно положениям экономической теории, предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, рассматриваемый как единица организации экономической деятельности на микроуровне. Деятельность предприятия направлена на выпуск товаров, выполнение работ и оказание услуг. Основные цели предприятий: обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение собственного капитала.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Основные положения, касающиеся деятельности юридических лиц, изложены в ст. 48-65 гл. 4 «Юридические лица» ГК РФ.

По российскому законодательству юридическое лицо рассматривается в качестве субъекта экономической деятельности на микроуровне. Деятельность юридических лиц регламентируется ГК РФ и законодательством РФ о налогах и сборах.

По законодательству Российской Федерации юридическим лицом признается только такое образование, которое удовлетворяет основным характерным признакам: имущественная обособленность; самостоятельная имущественная обособленность; самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени; организационное единство.

Имущественная обособленность. Имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а в том случае, если речь идет о юридическом лице как организации, построенной на началах членства (корпорации), то от имущества его членов. При этом под обособленным имуществом понимается имущество в его широком значении, включающем пещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей.

Самостоятельная имущественная обособленность. Юридическое лицо несет ответственность по своим обязательствам обособленным имуществом. Ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по долгам этого лица, и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей, если иное не предусмотрено законом или учредительным документами.

Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени. Юридическое лицо может от своего имени и обретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком и суде.

Организационное единство. Юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во славе соответствующего образования стоят имеющие определенную компетенцию органы, которые осуществляют внутреннее

управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Те, кто находятся внутри юридического лица (руководители, работники), должны знать, что представляет собой соответствующее образование, чем оно будет заниматься, кто и как управляет им, иметь сведения о его имуществе и др. Это же важно и для тех, кто вступает или только собирается вступить с данным образованием в правовые отношения.

studfiles.net

Понятие предприятия

Количество просмотров публикации Понятие предприятия — 4569

Предприятие— ϶ᴛᴏ самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателœем или группой предпринимателœей и предназначенный для осуществления производственной деятельности, т. е. призванный удовлетворять потребности общества в товарах и услугах. Своей целью предприятие имеет получение прибыли, завоевание крупной доли на рынке и удовлетворение потребностей разного уровня всœех экономических субъектов. Предприятие представляет собой более узкое понятие фирмы, поскольку оно в совокупности со многими другими различными по специализации и направлению деятельности обеспечивает эффективное функционирование фирмы, выполняя ее заказы. Иными словами, в состав одной фирмы может входить целая группа предприятий, на которых она ведет хозяйственную деятельность.

Основными особенностями предприятия можно считать следующие.

1. Организационное единство – создание эффективного механизма деятельности, который позволяет грамотно принимать всœе решения, касающиеся производства и распределœения изготовленных благ и в целом функционировать в рамках нестабильной рыночной экономики. Вместе с тем, крайне важным является наличие на предприятии штата организованных и высококвалифицированных работников, которые являются необходимым условием успешного развития и продвижения предприятия на рынке.

2. Совокупность всœех необходимых для производства готовой продукции ресурсов и факторов производства. Это так называемые первичные исходные материалы товарной продукции:

1) природные ресурсы, которые, в процессе обработки превращаются в готовые товары. Иными словами, они представлены оборотными фондами предприятия под общим названием сырье и материалы;

2) материальные ресурсы, прежде всœего капитал. Он должна быть как собственным, так и заемным, взятым под определœенную ставку процента. Любое финансирование, будь оно целœевое государственное или инвестиционное частное, способствует качественному и всœестороннему развитию предприятия, позволяет решить всœе проблемы, которые возникают в связи с финансовой недостаточностью. Одной из главных характеристик предприятия на рынке должна является его инвестиционная привлекательность;

3) трудовые ресурсы являются самым главным фактором производства на предприятии. Именно кадровый трудовой потенциал определяет интенсивность трудовой деятельности. Численность персонала, его состав, движение рабочей силы, уровень образования, опыт работы, квалификация – всœе это в совокупности характеризует трудовой комплекс предприятия;

4) предпринимательский ресурс или способность к предпринимательству Руководитель предприятия должен иметь определœенные навыки, опыт и личные способности для управления предприятием, принятия важных решений и ведения предпринимательской деятельности в целом.

3. Обособленное имущество. Крайне важно наличие экономической самостоятельности: предприятие само определяет, что производить, где и в каких количествах. При этом наряду с самостоятельностью предприятие не должно забывать об экономической ответственности: она должна быть представлена как заботой о человеке-работнике или окружающей среде, что определяет степень этичности организации, так и обязательствами предприятия перед инвесторами, потребителями по погашению кредитов и займов, осуществлению поставок и пр.

4. Собственный баланс, бизнес-план, а также счёт в банке. При осуществлении всœех рыночных сделок предприятие выступает исключительно от своего имени.

В соответствии с вышеизложенным основными задачами предприятия являются:

1) стабильное получение прибыли, что дает возможность дальнейшего развития и преобразования, осуществления нововведений на производстве в виде замены используемых технологий и производственных фондов, а также привлечения дополнительной рабочей силы и расширения масштабов деятельности в целом;

2) гарантия высокого качества и достаточного количества произведенной продукции, работ, услуᴦ. Предложение на рынке товаров и услуг всœегда должно максимально соответствовать величинœе спроса, они должны находится в равновесном состоянии;

3) создание эффективной и прогрессивной системы оплаты труда. Работники должны быть обеспечены своевременной и достойной заработной платой в соответствии с тем объёмом работы, который крайне важно было выполнить. Инициатива, сверхплановое выполнение заданий должно поощряться посредством системы надбавок и премий, а также предоставлением персоналу возможности профессионального роста. Все это качественно стимулирует работника, мотивирует его к достижению наилучшего результата͵ что, в конечном итоге, идет на благо предприятию;

4) ответственность за состояние окружающей среды – стремление снизить уровень вредного воздействия на нее;

5) строгая система контроля, что позволяет предотвратить срывы поставок, выпуск бракованной продукции и сбои в самом производстве в целом.

Читайте также


  • — Понятие предприятия и его роль в современном обществе

    Тема 1. Место и роль предприятия в экономике Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ Рекомендуемая литература (дополнительная) Рекомендуемая литература (основная) Учебно-методическое обеспечение… [читать подробнее].


  • — Понятие предприятия, его признаки и принципы организации.

    ТЕМА 1.2. организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц. Основные понятия: предприятие; признаки предприятия; функции предприятия; хозяйственное товарищество; полное хозяйственное товарищество; коммандитное хозяйственное товарищество; хозяйственное… [читать подробнее].


  • — Понятие предприятия как производственной организации

    ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ Современную производственную организацию, то есть организацию, производящую готовый продукт или услугу, принято называть производственным предприятием или просто предприятием. Как правило,… [читать подробнее].


  • — Понятие предприятия и его признаки

    Собственность представляет собой неразрывное единство экономики и права, поэтому и предприятие всегда имеет экономические и юридические формы. Предприятие – первичное, основное звено общественного производства. Почему? Потому что на нем производится,… [читать подробнее].


  • — Понятие предприятия. Характер соединения факторов производства

      Как заметил в свое время Артур Маршалл: «Предприятие определяется как широкое понятие, включающее всякое обеспечение потребностей других, которое осуществляется в расчете на непосредственную или косвенную оплату теми, кому предстоит извлечь из этого пользу».[5] Как… [читать подробнее].


  • — Понятие предприятия, цели и направления деятельности

    Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Сортировка, поиск данных и графика. Электронные таблицы позволяют осуществлять сортировку данных. Данные в электронных таблицах сортируются по возрастанию или убыванию. При сортировке данные выстраиваются… [читать подробнее].


  • — Понятие предприятия, его задачи и основные признаки

    Тема 1. Промышленное предприятие как логистическая система Промышленное предприятие как логистическая система Раздел III Согласно закону «О предприятиях в Республике Беларусь» предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект,… [читать подробнее].


  • — Понятие предприятия и его основные признаки

    Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, которое на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги с целью получения прибыли. Для того… [читать подробнее].


  • — Вопрос 3. Понятие предприятия. Классификация предприятий.

    Понятие предприятия Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства. Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный… [читать подробнее].


  • — Понятие предприятия

    Формы и системы оплаты труда 30. Понятие и виды эффективности, эффекта и экономии 31. Жизненный цикл предприятия 32. Жизненный цикл продукции 33. Экономические аспекты управления предприятием Необходимо различать следующие понятия: организация,… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    понятие, функции и роль — КиберПедия

     

    Прибыль является сложнейшей экономической категорией, о чем свидетельствует отсутствие в экономической науке единого подхода к её определению. В таблице 1 представлены подходы различных авторов к определению понятия «прибыль».

     

    Таблица 1 – Подходы различных авторов к определению понятия «прибыль»

    Авторы Определение понятия «прибыль»
    А. Д. Шеремет Прибыль – это финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала отчетного периода[7]
    И. А. Бланк Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности[8].
    Н. А. Русак Прибыль представляет «…собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом»[9]  
    Н. Н. Селезнева и А. Ф. Ионова «Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности»[10]  
    О. В. Ефимова Прибыль – это «прирост чистых активов»[11]  
    И. А. Бланк Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности[12].  

     

    Продолжение таблицы 1

    Г. В. Савицкая «Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции»[13]  
    НК РФ, гл.25 Полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов[14]  

     

    В результате рассмотрения различных трактовок категории «прибыль», автор данного исследования пришел к выводу, что наиболее полным является определение, выработанное Н.Н. Селезневой и А.Ф. Ионовой, которые под прибылью понимают выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, который представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.



    При соединении таких факторов производства, как: труд, капитал, материальные ресурсы и производительной деятельности предприятий создается продукция, которая, в свою очередь, становится товаром, если она реализовывается потребителям[15].

    На стадии реализации определяется стоимость товара, в которую входят и стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Последняя отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части: заработную плату работников, участвующих в производстве продукции (часть издержек по производству продукции) и на чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. Причем на уровне предприятия этот чистый доход обретает форму прибыли.

    Реализуя продукцию, товаропроизводители получают выручку, что не эквивалентно получению прибыли. Для выявления прибыли, как финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции[16].

    В случае превышения выручки над себестоимостью, финансовый результат деятельности предприятия выражается в получении прибыли, при равенстве выручки с себестоимостью, финансовый результат является нулевым, а вот при себестоимости, превышающей выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее банкротство[17].

    Прибыли, как и любой другой категории рыночных отношений присущи определенные функции (рисунок 1).

    Рисунок 1 – Функции прибыли предприятия

     

    Прежде всего, прибыль является критерием успешности деятельности предприятия. Кроме того, она выполняет и стимулирующую функцию, поскольку за счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов) осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы[18]. В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней, поступая в виде налогов.



    Относительно роли прибыли можно отметить, что в рыночных условиях она определяется через выполняемые ею функции.

    На рисунке 2 показана роль прибыли в деятельности предприятия.

    Рисунок 2 – Роль прибыли в деятельности предприятия[19]

     

    Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия.

    Работа предприятия, в условиях перехода к рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов.

    Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда[20].

    Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.

    Прибылью необходимо управлять, поэтому на предприятиях разрабатывают Политику управления формированием прибыли, основной целью которой является обеспечение оптимизации формирования прибыли, как в текущем, так и долгосрочном периоде.

    Рассмотрим сущность политики управления формированием прибыли на предприятии.

    cyberpedia.su

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *