Второстепенные чл предложения на какие вопросы отвечает таблица 3 класс – Однородные второстепенные члены предложения (3 класс) – примеры
Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)
Второстепенные члены поясняют подлежащее и сказуемое или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью.
Грамматическим и смысловым ядром предложения является главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляют его грамматическую основу.
Если в предложении имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным, например:
Зима.
Наступила зима.
Пришла зима.
Завьюжила зима.
Что такое второстепенные члены предложения?
В предложении могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее и сказуемое, а также другие члены предложения. Они зависят от главных и других членов предложения, от которых к ним задаются синтаксические вопросы, например:
Зима заводит с маем долгий разговор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).
Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены, является распространенным.
Дадим определение, что такое второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.
Виды второстепенных членов
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
- определение;
- дополнение;
- обстоятельство.
В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.
Таблица
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой? который? чей? и относится к слову с предметным значением.
Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев).
- луна какая? полная
- по небу какому? ясному, безоблачному.
Указанные определения полностью совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами, поэтому называются согласованными определениями.
Несогласованные определения связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания. Они выражаются следующими частями речи и их формами:
1. существительным в косвенном падеже с предлогом и без него
- совет (чей?) учителя;
- список (какой?) группы;
- ветка (чья?) березы;
- шапка (какая?) с козырьком;
- платье (какое?) в полоску;
2. притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)
- его лицо — лицо (чье?) его;
- её радость — радость (чья?) её;
- их заботы — заботы (чьи?) их;
3. наречием
- взгляд исподлобья;
- борщ по-украински;
- парк напротив;
- улица наискосок;
4. формой сравнительной степени прилагательного
- чай покрепче;
- мальчик постарше;
- девчушка посмелее;
5. инфинитивом
- надежда отдохнуть;
- желание прилечь;
- время действовать;
6. нечленимым словосочетанием
- товары повседневного спроса;
- дом в трех шагах;
- добрейшей души женщина.
Дополнение
Дополнение принадлежит к составу сказуемого в предложении.
Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Например:
- накормила (кого?) малыша;
- выпила (чего?) сока;
- добавлю (к чему?) к хлебу;
- отдам (кому?) товарищу;
- взялся (за что?) за перила;
- горжусь (кем?) дочерью;
- озабочен (чем?) препятствиями;
- думаю (о чём?) о работе;
- расскажу (о ком?) о собаке.
От того, в какой падежной форме находится дополнение и управляет им переходный или непереходный глагол, различают прямое и косвенное дополнение.
Я лёг на снег и закрыл (что?) глаза (Вениамин Каверин. Два капитана).
Глаза — прямое дополнение, выраженное существительным в форме винительного падежа без предлога.
Мы увлекаемся (чем?) катанием на коньках.
Катанием — косвенное дополнение, выраженное формой творительного падежа существительного.
Обстоятельство. Виды обстоятельств
Обстоятельство принадлежит к составу сказуемого в предложении. Чаще оно поясняет сказуемое, но может относиться и к другим второстепенным членам предложения.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.
(Где?) На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).
Обстоятельства делятся на основные виды:
1. образа действия (как? каким образом?)
Ленивые крупные хлопья снега (как?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).
Шел он (как?) медленно, вперевалку (А. Гайдар).
2. меры и степени (в какой степени?)
До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степени?) зажигалась (И. С. Тургенев).
В первый раз голос у неё немного (в какой степени?) дрогнул (В. Каверин).
3. обстоятельства места (где? куда? откуда?)
Снег висел (где?) на деревьях, лежал (где?) на крыше караульного помещения (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).
Анна Васильевна робко шагнула (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).
Отсюда (откуда?), сверху, открывался великолепный вид во все стороны (В. Арсеньев).
4. обстоятельства времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)
(Когда?) Сегодня я должен буду дать свое слово безвозвратно (Ф. М. Достоевский. Идиот).
Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).
(С каких пор?) С самого утра небо ясно (И. С. Тургенев).
5. обстоятельства условия (при каком условии?)
Начнем собрание (при каком условии?) при наличии большинства.
(При каком условии?) При желании всего можно добиться.
Он выполнит это поручение (при каком условии?) в случае договоренности с поставщиками.
6. обстоятельство причины (почему? отчего? по какой причине?
Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).
Она боялась, что книги погибнут (почему?) от сырости (И. Эренбург).
Прихватим с собой в дорогу зонтики (по какой причине?) на случай дождя.
7. обстоятельство цели (зачем? с какой целью? для чего?)
Шагал по мокрой дороге седой старик. Шагал (с какой целью?) покосить травы коровёнке (В. Шукшин).
(Для чего?) Для укрепления здоровья следует проводить закаливающие водные процедуры.
Хозяин дома вышел на крыльцо (с какой целью?) встретить гостей.
8. обстоятельство уступки обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что?
В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. С. Тургенев).
Повезло вопреки чему? вопреки ожиданиям.
Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»
russkiiyazyk.ru
«Главные и второстепенные члены предложения»
Урок русского языка 3 класс
Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения».
Цели:
образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях;
развивающая: повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся , формировать навык самоконтроля;
воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I Актуализация знаний учащихся. Сегодня на уроке мы продолжаем обобщать, узнавать, исследовать что-то новое.
Загадка. Друг на дружке ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет. (Квартира, слово на доске).
1. Минутка чистописания.
Назовите первый звук в этом слове. Характеристика звука.
2.Словарная работа. КВАРТИРА
Выделение орфограмм (ударение, безударная гласная, разделить на слоги).
3. «Корзина идей» — учащиеся предлагают свои «идеи» о слове квартира.
Подбор однокоренных слов.
Выделить корень. Определить части речи.
Квартира, квартирка, квартирный, квартирант, квартировать
(проживать где ни будь в квартире), квартплата (квартирная оплата)4. Лексическое значение слова квартира (учащиеся работают с толковым словарём С. Ожегова)
Квартира – отдельное жилое помещение в доме, с кухней и коридором. Можно сказать (Найти временную квартиру. Съехать с квартиры.)
Место расположения войск. На зимних квартирах. Главная штаб квартира (главнокомандующий). Квартирное расположение войск (не в казарменных помещениях).
II Постановка темы и цели урока
1.Упражнение «Найди лишнее слово» (на доске)
существительное приставка
прилагательное корень
сказуемое суффикс
глагол подлежащее
местоимение основа
На доске выделены слова (подчеркнуть)
сказуемое подлежащее
Что означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения).
Мы с вами составили словосочетание. Это можно назвать предложением? Почему? Какое это предложение? Почему?
2 .Подберите подходящий по смыслу глагол к существительному квартира.
Квартира (что делает?) сдаётся, продаётся, украшается.
3.Моделирование.
Составьте распространённое предложение с этим словосочетанием.
Быстро продаётся большая (красивая) квартира.
Учащиеся дают характеристику предложения, выделяют главные и второстепенные члены предложения, обозначают, какими частями речи они выражены
4.Формулирование учащимися темы урока.
Как вы думаете, что будет темой нашего урока.
Тогда давайте вспомним, что я знаю, хочу узнать, узнал (на доске записи, устно с детьми проговариваем).
5.Составление таблицы: «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (целеполагание)
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
слова в предложениях — члены предложения
зачем нужны второстепенные члены
подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
как они связаны с главными членами и другими членами предложения
что обозначает подлежащее, на какие вопросы отвечает
как называются второстепенные члены
что обозначает сказуемое, на какие вопросы отвечает
как нужно подчёркивать второстепенные члены
второстепенные члены – не главные, вторые по важности
III Первичное закрепление
1.Работа с деформированными предложениями.
Работа по учебнику с. 111 № 72
Составьте предложения. Какие предложения можно составить из данных слов? Почему? Обсудите в парах, из всех ли строк можно составить предложение. Почему? В какой строке недостаёт слова для выражения законченной мысли? Какое слово можно добавить? Каким членом предложения оно станет?
Учащиеся составляют и записывают предложения, дают им характеристику, производят разбор предложений по членам предложения и частям речи.
2. Игра «Веришь – не веришь»
«Погадаем на ромашке». Верите ли вы, что…
*Второстепенные члены не входят в основу предложения?
*Предложение может быть без второстепенных членов?
*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?
*Подлежащее всегда выражено существительным?
*Сказуемое всегда выражено глаголом?
*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?
*В предложении всегда есть подлежащее?
IV «Рефлексия» 1.Составление кластера по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». Попробуем все наши знания соединить в одно целое. Что мы изучаем – это члены предложения. Они бывают….
2. «Лесенка знаний» — оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке
ЛЕСЕНКА ЗНАНИЙ
А – ничего не понял
Б – всё понятно, было интересно
В – хочу узнать больше
3. Подведение итогов урока. Теперь ответим на вопрос: «Что я узнал?» (на доске табличка)
infourok.ru
Главные и второстепенные члены предложения: основные сведения
Все слова рассортированы по частям речи. Например, существительное, прилагательное, глагол, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко – необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.
Главные члены предложения
К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее – это «Кто?», «Что?». Сказуемое – «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.
Подлежащее
Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. Главные и второстепенные члены предложения также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.
Примеры:
Анна поливает цветы.
Книга лежит на полке.
Телефон громко звонит.
Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.
Примеры:
Зеленый горит.
Черный стройнит.
Сказуемое
Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.
Примеры:
Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.
Лена смотрит сериалы каждый день.
Мама присела у дома, ожидая детей из школы.
Особенности второстепенных членов предложения
Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) – это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.
Определение
Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется волнистая линия.
Примеры:
Полная луна вышла из-за туч.
Большой ящик загородил дорогу.
Дополнение
Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется пунктирная линия. Вопросы косвенных падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.
Примеры:
Соседи купили новую машину.
Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.
Цветы были срезаны острым ножом.
Обстоятельство
Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:
Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?
Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?
Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?
Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?
Цель: Зачем это/Для чего?
Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.
Примеры:
Связка бананов лежала на столе в кухне.
Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.
Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.
Таблица «Главные и второстепенные члены предложения»
Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.
fb.ru
Второстепенные члены предложения / Предложение / Синтаксис и синтаксический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Синтаксис и синтаксический разбор
- Предложение
- Второстепенные члены предложения
Члены предложения бывают главными и второстепенными. Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, относятся к второстепенным. Они поясняют, дополняют, распространяют как главные члены предложения, так и второстепенные и помогают ярко и полно выразить события.
Легкий ветерок доносит с моря соленый запах водорослей.
Виды второстепенных членов предложения
Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого зависит этот член предложения, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
К второстепенным членам предложения относятся:
• Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.
Она вышивает (чем?) крестиком.
Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому, в большинстве случаев выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. При этом от одного и того же глагола могут зависеть разные по значению дополнения.
(кому?) | сестре (адресат действия) | |
Он рисует | (о чем?) | о природе (предмет сообщения) |
(чем?) | мелками (орудия действия) |
• Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.
Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)
Чаще всего определение выражается именем прилагательным и согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к которому оно относится.
Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.
Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими? разноцветными)
Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)
• Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает как, когда и где совершается действие. Т. е. обстоятельство поясняет сказуемое. Подчеркивается линией тире и точка. Отвечает на вопросы:
Где? Куда? Откуда? – обстоятельства места
Гром гремит вдали. (гремит где? вдали)
Как? Каким образом? – обстоятельства образа действия
Гром гремит громко. (гремит как? громко)
Когда? Как долго? — обстоятельства времени
Сейчас гремит гром. (гремит когда? сейчас)
Обычно обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах с предлогами и без них.
Обстоятельства более точно и конкретно передают действие, ведь они указывают где, когда и как оно происходит. Поэтому обстоятельства чаще всего относятся к сказуемому.
И тотчас резко застучали капли по стеклу. (застучали когда? тотчас; застучали как? резко).
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Виды предложения по цели высказывания
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Предложение с обращением
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Предложения распространенные и нераспространенные
Однородные члены предложения
Простое и сложное предложения
Предложения с прямой речью
Словосочетание
Предложение
Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 40, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 5, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 74, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 201, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 106, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 12, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 17, Полякова, Учебник, 1 часть
3 класс
Упражнение 70, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 101, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 12, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 54, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 47, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 66, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 141, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 180, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 183, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 29, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Упражнение 137, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 174, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 5, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 54, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 96, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 169, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 35, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 37, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 51, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 715, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 188, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 189, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 191, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 195, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 196, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 198, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 353, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
7 класс
Упражнение 505, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 121, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 158, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 286, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 295, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 296, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 297, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 298, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 299, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 314, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 315, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© 2019 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
Второстепенные члены предложения | интернет проект BeginnerSchool.ru
Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.
Например:
Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.
Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.
Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:
Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным
или местоимением. Подчеркивается волнистой линией.
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:
- кого? чего?
- кому? чему?
- кого? что?
- кем? чем?
- о ком? о чем?
Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром.
Примечание:
Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
Котята перевернули миску.
В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.
Пример дополнения:
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:
По образу действия:
- как?
- каким образом?
По месту:
- где?
- куда?
- откуда?
По времени:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
- до каких пор?
По причине:
- почему?
- отчего?
По цели:
- зачем?
- для чего?
Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).
Пример:
- Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
- Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
- Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
- Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.
Пример:
Вечером шёл пушистый снег.
Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.
Снег (что делал?) – шёл – сказуемое, выражено глаголом.
Определяем группу подлежащего:
Снег (какой?) – пушистый – определение, выражено прилагательным.
Определяем группу сказуемого:
Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.
Спасибо, что Вы с нами.
Понравилась статья — поделитесь с друзьями:
Подпишитесь на новости сайта:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
beginnerschool.ru
Второстепенные члены предложения. 3-й класс
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1,6 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- Формировать представления о второстепенных членах предложения.
- Учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.
- Тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
- Совершенствовать орфографические навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Проверка правильной посадки.
Настроимся на хорошую работу.
Приветствую тебя, новый день! Мы так рад, что ты наступил! Это значит, что перед нами откроются новые пути к успеху во всех делах. Мы здоровы и полоны сил. Всё, что мы наметили на сегодня, обязательно сбудется. Мы начинаем день с ощущением счастья и уверенности. Мы твёрдо знаем, за что бы я ни взялись, у нас всё получится замечательно.
II. Чистописание.
— Откройте тетради и запишите число и предложение “Классная работа.”
— Назовите орфограммы.
— Минутка чистописания:
— Что нужно помнить, когда будем прописывать. (о наклоне и высоте букв)
— Пропишите буквосочетания.
ов во ав ва ив ви ев ве яв вя ув ву ёв вё
III. Словарная работа.
— Расшифруйте слово.
— Что такое ветер?
— Узнаем лексическое значение слова “ветер”.
Вемтер — движение, течение, поток воздуха. По силе своей ветер бывает: ураган, шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветримща: средний, слабый, тихий ветер или ветеромк, ветеромчек; по постоянству силы: ровный порывистый, шквалистый; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь, то есть круговой.
Виды ветров:
- Муссон — периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом — с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.
- Пассаты — постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь.
- Местные ветры:
- Бриз — тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором — морским.
- Бора — холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину.
- Фён — сильный тёплый и сухой ветер, дующий с гор на побережье или долину.
— Есть ли польза от ветра? Что бы случилось, если бы ветра не было?
Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака). Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов). Вырабатывает электроэнергию. Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа. Помогал мореплавателям. Переносит семена растений и споры грибов.
— Подберите имена прилагательные к слову ветер.
— Поставьте ударение в слове.
— Какую букву надо запомнить? Почему?
— Как называются слова написание надо запомнить?
— Проверьте безударную гласную.
— Запишите слово ветер. Подчеркните ошибкоопасные буквы в слове, поставьте ударение.
— Подберите однокоренные слова.
Вемтер, ветеромк, ветеромчек, вемтреная (погода), вемтряная (мельница).
— Разберите слова по составу.
— Что нужно помнить, при записи однокоренных слов?
Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.
IV. Проблемная ситуация.
- Весна.
- Дует лёгкий ветер.
- Лёгкий.
- Тают снега.
— Исследуйте и докажите, какие из данных примеров являются предложениями?
— Что называется предложением? (Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанные по смыслу.)
— На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения)
— Найдите подлежащее и сказуемое.
Решение проблемы: 1, 2, 4 – предложения, 3 – не предложение.
Доказательство:
1 – только из одного главного.
2 – состоит из главных и второстепенных членов
3 – только из второстепенных членов.
4 – состоит только из главных.
— Что знаете о подлежащем?
Подлежащее — главный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы: кто? что?; в предложении выражено именем существительным или местоимением; подчеркиваем “_____”
— Что такое сказуемое?
Сказуемое — главный член предложения; обозначает действие; отвечает на вопрос: что делать?; в предложении выражено глаголом; подчеркиваем “====”
— Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
— Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)
Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.
— Нужны ли второстепенные члены предложения?
Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
— Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения”
Цель: Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
VI. Открытие нового.
— Запишите распространенное предложение в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.
Дует лёгкий ветер.
— Обозначьте орфограммы.
— Найдите в предложении главные члены предложения
— Слово “лёгкий” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?
Определение — второстепенный член предложения; обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая?… , в предложение выражается прилагательным; подчеркиваем “~~~~”
Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.
Грачи вьют гнёзда.
— Обозначьте орфограммы.
— Найдите в предложении главные члены предложения.
— Слово “гнёзда” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?
Дополнение — второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем “– – – ”
Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.
Светит ласково солнце.
— Обозначьте орфограммы.
— Найдите в предложении главные члены предложения.
— Слово “ласково” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?
Обстоятельство — второстепенный член предложения; обозначает признак действия, способ и место действия; отвечает на вопросы как? куда? где? откуда? когда? в предложении выражено наречием, именем существительным подчёркиваем: “–. –. –”
Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради.
По дорогам звонко бегут быстрые ручейки.
— Обозначьте орфограммы.
— Разобрать по членам предложения и частям речи.
Вывод: Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?
V. Физкультминутка.
Очнулись деревья от зимнего сна. | (подняли руки вверх, покачиваемся из стороны в сторону) |
В апреле по лесу гуляет весна. | (кружимся на месте) |
В овраге ручьи шаловливо звенят. | (ритмично хлопаем) |
И с юга на родину птицы летят. | (машем руками “крылья”, и бегаем) |
VII. Самостоятельная работа.
— Прочитайте предложения. Какая тема объединяет предложения?
— Подберите к слову весна имена прилагательные.
— Составьте предложения о весне.
Это весна красивая, звонкая, нарядная. Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Новые звуки, краски, запахи дарит весна. Недаром поэты называют весну “утром года”.
— Составьте предложения о весне.
— Составьте cинквейн на тему “Весна”. (Звучит музыка)
— Прочитайте cинквейн “Весна”.
VIII. Итог урока.
— Подведём итоги урока. Какая тема урока?
— Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема? (Необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.)
— Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
— Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?
IX. Домашнее задание.
- Учебник О. В. Пронина, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева “Русский язык” 3 класс с.133 упр.415
Литература.
1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”
2. http://4stupeni.ru/stady/konspekt_3_lit/9701-znakomstvo-s-otryvkom-iz-rasskaza-issokolova.html
3. http://yrokityt.at.ua/publ/fizminutka/vesjolaja_zarjadka_4/54-1-0-1151
4. http://festival.1september.ru
5. http://ru.wikipedia.org/wiki
25.02.2013
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.
Например:
Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.
Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.
Определение
Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:
Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным или местоимением. Подчеркивается волнистой линией.
Дополнение
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чем?
Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром.
Примечание:
Имя существительное, в именительном падеже, в предложения является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
Котята перевернули миску.
В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.
Пример дополнения:
Обстоятельство
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:
По образу действия:
По месту:
где?
куда?
откуда?
По времени:
когда?
как долго?
с каких пор?
до каких пор?
По причине:
почему?
отчего?
По цели:
зачем?
для чего?
Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).
Пример:
Разбор простого предложения
Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.
Пример:
Вечером шёл пушистый снег.
Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.
Снег (что делал?) – шёл – сказуемое, выражено глаголом.
Определяем группу подлежащего:
Снег (какой?) – пушистый – определение, выражено прилагательным.
Определяем группу сказуемого:
Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.
ТЕКСТ НАШЛИ НА ЭТОМ САЙТЕ:
http://beginnerschool.ru/gen_rules/gen_russ/vtorostepennyie-chlenyi-predlozheniya
studfiles.net