cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Второстепенные чл предложения на какие вопросы отвечает таблица 3 класс – Однородные второстепенные члены предложения (3 класс) – примеры

Содержание

Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)

Второстепенные чле­ны пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Грамматическим и смыс­ло­вым ядром пред­ло­же­ния явля­ет­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, кото­рые состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву.

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным, напри­мер:

Зима.

Наступила зима.

Пришла зима.

Завьюжила зима.

Что такое второстепенные члены предложения?

В пред­ло­же­нии могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, а так­же дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Они зави­сят от глав­ных и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, от кото­рых к ним зада­ют­ся син­так­си­че­ские вопро­сы, напри­мер:

Зима заво­дит с маем дол­гий раз­го­вор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).

Предложение, в кото­ром, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния.

Второстепенные чле­ны пред­ло­же­ния — это чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ски зави­ся­щие от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие их и свя­зан­ные с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Виды второстепенных членов

По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • опре­де­ле­ние;
  • допол­не­ние;
  • обсто­я­тель­ство.

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ния пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Дополнение и обсто­я­тель­ство при­над­ле­жат ска­зу­е­мо­му, зави­сят от него и пояс­ня­ют его.

Таблица

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обсто­я­тель­стваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое чис­ли­тель­ное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­гоСуществительное
Местоимение
Количественное чис­ли­тель­ное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­гоНаречие
Существительное с пред­ло­гом
Глагол
Деепричастие

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый име­ет общее зна­че­ние при­зна­ка, отве­ча­ет на вопро­сы какой? кото­рый? чей? и отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем.

Полная луна плы­ла по ясно­му без­об­лач­но­му небу (В. Арсеньев).

  • луна какая? пол­ная
  • по небу како­му? ясно­му, без­об­лач­но­му.

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их фор­ма­ми:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

  • совет (чей?) учи­те­ля;
  • спи­сок (какой?) груп­пы;
  • вет­ка (чья?) бере­зы;
  • шап­ка (какая?) с козырь­ком;
  • пла­тье (какое?) в полос­ку;

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его;
  • её радость — радость (чья?) её;
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их;

3. наре­чи­ем

  • взгляд испод­ло­бья;
  • борщ по-украински;
  • парк напро­тив;
  • ули­ца наис­ко­сок;

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го

  • чай покреп­че;
  • маль­чик постар­ше;
  • дев­чуш­ка посме­лее;

5. инфи­ни­ти­вом

  • надеж­да отдох­нуть;
  • жела­ние при­лечь;
  • вре­мя дей­ство­вать;

6. нечле­ни­мым сло­во­со­че­та­ни­ем

  • ребе­нок шести лет;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са;
  • дом в трех шагах;
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Дополнение

Дополнение при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет и отве­ча­ю­щий на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей.

Например:

  • накор­ми­ла (кого?) малы­ша;
  • выпи­ла (чего?) сока;
  • добав­лю (к чему?) к хле­бу;
  • отдам (кому?) това­ри­щу;
  • взял­ся (за что?) за пери­ла;
  • гор­жусь (кем?) доче­рью;
  • оза­бо­чен (чем?) пре­пят­стви­я­ми;
  • думаю (о чём?) о рабо­те;
  • рас­ска­жу (о ком?) о соба­ке.

От того, в какой падеж­ной фор­ме нахо­дит­ся допол­не­ние и управ­ля­ет им пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный гла­гол, раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние.

Я лёг на снег и закрыл (что?) гла­за (Вениамин Каверин. Два капи­та­на).

Глаза — пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Мы увле­ка­ем­ся (чем?) ката­ни­ем на конь­ках.

Катанием — кос­вен­ное допол­не­ние, выра­жен­ное фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го.

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Обстоятельство при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии. Чаще оно пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, но может отно­сить­ся и к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам пред­ло­же­ния.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка.

(Где?) На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И.  Соколов-Микитов).

Обстоятельства делят­ся на основ­ные виды:

1. обра­за дей­ствия (как? каким обра­зом?)

Ленивые круп­ные хло­пья сне­га (как?) бес­шум­но сколь­зи­ли мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) мед­лен­но, впе­ре­вал­ку (А. Гайдар).

2. меры и сте­пе­ни (в какой сте­пе­ни?)

До вече­ра оста­ва­лось не более полу­ча­са, а заря едва-едва (в какой сте­пе­ни?) зажи­га­лась (И. С. Тургенев).

В пер­вый раз голос у неё немно­го (в какой сте­пе­ни?) дрог­нул (В. Каверин).

3. обсто­я­тель­ства места (где? куда? отку­да?)

Снег висел (где?) на дере­вьях, лежал (где?) на кры­ше кара­уль­но­го поме­ще­ния (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Анна Васильевна роб­ко шаг­ну­ла (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (отку­да?), свер­ху, откры­вал­ся вели­ко­леп­ный вид во все сто­ро­ны (В. Арсеньев).

4. обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я дол­жен буду дать свое сло­во без­воз­врат­но (Ф. М. Достоевский. Идиот).

Я всё шел и уже соби­рал­ся было при­лечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С само­го утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обсто­я­тель­ства усло­вия (при каком усло­вии?)

Начнем собра­ние  (при каком усло­вии?) при нали­чии боль­шин­ства.

(При каком усло­вии?) При жела­нии все­го мож­но добить­ся.

Он выпол­нит это пору­че­ние (при каком усло­вии?) в слу­чае дого­во­рен­но­сти с постав­щи­ка­ми.

6. обсто­я­тель­ство при­чи­ны (поче­му? отче­го? по какой при­чине?

)

Сенокос запоз­дал (отче­го?) из-за дождей (К. Паустовский).

Она боя­лась, что кни­ги погиб­нут (поче­му?) от сыро­сти (И. Эренбург).

Прихватим с собой в доро­гу зон­ти­ки (по какой при­чине?) на слу­чай дождя.

7. обсто­я­тель­ство цели (зачем? с какой целью? для чего?)

Шагал по мок­рой доро­ге седой ста­рик. Шагал (с какой целью?) поко­сить тра­вы коро­вён­ке (В. Шукшин).

(Для чего?) Для укреп­ле­ния здо­ро­вья сле­ду­ет про­во­дить зака­ли­ва­ю­щие вод­ные про­це­ду­ры.

Хозяин дома вышел на крыль­цо (с какой целью?) встре­тить гостей.

8. обсто­я­тель­ство уступ­ки обо­зна­ча­ет, вопре­ки чему совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы: вопре­ки чему? несмот­ря на что?

В Петербурге вопре­ки его соб­ствен­ным ожи­да­ни­ям ему повез­ло (И. С. Тургенев).

Повезло вопре­ки чему? вопре­ки ожи­да­ни­ям.

Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»

russkiiyazyk.ru

«Главные и второстепенные члены предложения»

Урок русского языка 3 класс

Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения».

Цели:

образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях;

развивающая: повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся , формировать навык самоконтроля;

воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I Актуализация знаний учащихся. Сегодня на уроке мы продолжаем обобщать, узнавать, исследовать что-то новое.

Загадка. Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет. (Квартира, слово на доске).

1. Минутка чистописания.

Назовите первый звук в этом слове. Характеристика звука.

2.Словарная работа. КВАРТИРА

Выделение орфограмм (ударение, безударная гласная, разделить на слоги).

3. «Корзина идей» — учащиеся предлагают свои «идеи» о слове квартира.

Подбор однокоренных слов.

Выделить корень. Определить части речи.

Квартира, квартирка, квартирный, квартирант, квартировать

(проживать где ни будь в квартире), квартплата (квартирная оплата)

4. Лексическое значение слова квартира (учащиеся работают с толковым словарём С. Ожегова)

Квартира – отдельное жилое помещение в доме, с кухней и коридором. Можно сказать (Найти временную квартиру. Съехать с квартиры.)

Место расположения войск. На зимних квартирах. Главная штаб квартира (главнокомандующий). Квартирное расположение войск (не в казарменных помещениях).

II Постановка темы и цели урока

1.Упражнение «Найди лишнее слово» (на доске)

существительное приставка

прилагательное корень

сказуемое суффикс

глагол подлежащее

местоимение основа

На доске выделены слова (подчеркнуть)

сказуемое подлежащее

Что означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения).

Мы с вами составили словосочетание. Это можно назвать предложением? Почему? Какое это предложение? Почему?

2 .Подберите подходящий по смыслу глагол к существительному квартира.

Квартира (что делает?) сдаётся, продаётся, украшается.

3.Моделирование.

Составьте распространённое предложение с этим словосочетанием.

Быстро продаётся большая (красивая) квартира.

Учащиеся дают характеристику предложения, выделяют главные и второстепенные члены предложения, обозначают, какими частями речи они выражены

4.Формулирование учащимися темы урока.

Как вы думаете, что будет темой нашего урока.

Тогда давайте вспомним, что я знаю, хочу узнать, узнал (на доске записи, устно с детьми проговариваем).

5.Составление таблицы: «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (целеполагание)

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

слова в предложениях — члены предложения

зачем нужны второстепенные члены

подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

как они связаны с главными членами и другими членами предложения

что обозначает подлежащее, на какие вопросы отвечает

как называются второстепенные члены

что обозначает сказуемое, на какие вопросы отвечает

как нужно подчёркивать второстепенные члены

второстепенные члены – не главные, вторые по важности

III Первичное закрепление

1.Работа с деформированными предложениями.

Работа по учебнику с. 111 № 72

Составьте предложения. Какие предложения можно составить из данных слов? Почему? Обсудите в парах, из всех ли строк можно составить предложение. Почему? В какой строке недостаёт слова для выражения законченной мысли? Какое слово можно добавить? Каким членом предложения оно станет?

Учащиеся составляют и записывают предложения, дают им характеристику, производят разбор предложений по членам предложения и частям речи.

2. Игра «Веришь – не веришь»

«Погадаем на ромашке». Верите ли вы, что…

*Второстепенные члены не входят в основу предложения?

*Предложение может быть без второстепенных членов?

*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

*Подлежащее всегда выражено существительным?

*Сказуемое всегда выражено глаголом?

*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

*В предложении всегда есть подлежащее?

IV «Рефлексия» 1.Составление кластера по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». Попробуем все наши знания соединить в одно целое. Что мы изучаем – это члены предложения. Они бывают….

2. «Лесенка знаний» — оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке

ЛЕСЕНКА ЗНАНИЙ

А – ничего не понял

Б – всё понятно, было интересно

В – хочу узнать больше

3. Подведение итогов урока. Теперь ответим на вопрос: «Что я узнал?» (на доске табличка)

infourok.ru

Главные и второстепенные члены предложения: основные сведения

Все слова рассортированы по частям речи. Например, существительное, прилагательное, глагол, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко – необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.

Главные члены предложения

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее – это «Кто?», «Что?». Сказуемое – «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Подлежащее

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. Главные и второстепенные члены предложения также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Примеры:

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Примеры:

Зеленый горит.

Черный стройнит.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Примеры:

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) – это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.

Определение

Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется волнистая линия.

Примеры:

Полная луна вышла из-за туч.

Большой ящик загородил дорогу.

Дополнение

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется пунктирная линия. Вопросы косвенных падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Примеры:

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Цветы были срезаны острым ножом.

Обстоятельство

Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Примеры:

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Таблица «Главные и второстепенные члены предложения»

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.

fb.ru

Второстепенные члены предложения / Предложение / Синтаксис и синтаксический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Синтаксис и синтаксический разбор
  5. Предложение
  6. Второстепенные члены предложения

Члены предложения бывают главными и второстепенными. Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, относятся к второстепенным. Они поясняют, дополняют, распространяют как главные члены предложения, так и второстепенные и помогают ярко и полно выразить события.

Легкий ветерок доносит с моря соленый запах водорослей.

 

Виды второстепенных членов предложения

Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого зависит этот член предложения, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.

К второстепенным членам предложения относятся:

• Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.

Она вышивает (чем?) крестиком.    

Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому, в большинстве случаев выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. При этом от одного и того же глагола могут зависеть разные по значению дополнения.

 (кому?)сестре (адресат действия)
Он рисует    (о чем?)   о природе (предмет сообщения)
 (чем?)мелками (орудия действия)

                         

• Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.

Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)

Чаще всего определение выражается именем прилагательным и согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к которому оно относится.

Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.

Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими? разноцветными)

Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)

                                               

• Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает как, когда и где совершается действие. Т. е. обстоятельство поясняет сказуемое. Подчеркивается линией тире и точка. Отвечает на вопросы:

Где? Куда? Откуда? – обстоятельства места

Гром гремит вдали. (гремит где? вдали)

Как? Каким образом? – обстоятельства образа действия

Гром гремит громко. (гремит как? громко)

Когда? Как долго? — обстоятельства времени

Сейчас гремит гром. (гремит когда? сейчас)

Обычно обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах с предлогами и без них.

Обстоятельства более точно и конкретно передают действие, ведь они указывают где, когда и как оно происходит. Поэтому обстоятельства чаще всего относятся к сказуемому.

 И тотчас резко застучали капли по стеклу. (застучали когда? тотчас; застучали как? резко).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Виды предложения по цели высказывания

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Предложение с обращением

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Предложения распространенные и нераспространенные

Однородные члены предложения

Простое и сложное предложения

Предложения с прямой речью

Словосочетание

Предложение

Синтаксис и синтаксический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 40, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 5, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 74, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 201, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 106, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 12, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 17, Полякова, Учебник, 1 часть

3 класс

Упражнение 70, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 101, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 12, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 54, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 47, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 66, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 141, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 180, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 183, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 29, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 137, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 174, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 5, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 54, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 96, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 169, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 35, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 37, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 51, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 715, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 188, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 189, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 191, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 195, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 196, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 198, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 353, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

7 класс

Упражнение 505, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 121, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 158, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 286, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 295, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 296, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 297, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 298, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 299, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 314, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 315, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Второстепенные члены предложения | интернет проект BeginnerSchool.ru

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Например:

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным
или местоимением. Подчеркивается волнистой линией.

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?
  • кому? чему?
  • кого? что?
  • кем? чем?
  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром.

Примечание:

Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.

Котята перевернули миску.

В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

Пример дополнения:

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

  • как?
  • каким образом?

По месту:

  • где?
  • куда?
  • откуда?

По времени:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

По причине:

  • почему?
  • отчего?

По цели:

  • зачем?
  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Пример:

 

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Пример:

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег (что делал?) – шёл – сказуемое, выражено глаголом.

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой?) – пушистый – определение, выражено прилагательным.

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.

Спасибо, что Вы с нами.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Второстепенные члены предложения. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • Формировать представления о второстепенных членах предложения.
  • Учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.
  • Тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
  • Совершенствовать орфографические навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Проверка правильной посадки.

Настроимся на хорошую работу.

Приветствую тебя, новый день! Мы так рад, что ты наступил! Это значит, что перед нами откроются новые пути к успеху во всех делах. Мы здоровы и полоны сил. Всё, что мы наметили на сегодня, обязательно сбудется. Мы начинаем день с ощущением счастья и уверенности. Мы твёрдо знаем, за что бы я ни взялись, у нас всё получится замечательно.

II. Чистописание.

— Откройте тетради и запишите число и предложение “Классная работа.”

— Назовите орфограммы.

— Минутка чистописания:

— Что нужно помнить, когда будем прописывать. (о наклоне и высоте букв)

— Пропишите буквосочетания.

ов во ав ва ив ви ев ве яв вя ув ву ёв вё

III. Словарная работа.

— Расшифруйте слово.

— Что такое ветер?

— Узнаем лексическое значение слова “ветер”.

Вемтер — движение, течение, поток воздуха. По силе своей ветер бывает: ураган, шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветримща: средний, слабый, тихий ветер или ветеромк, ветеромчек; по постоянству силы: ровный порывистый, шквалистый; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь, то есть круговой.

Виды ветров:

  • Муссон — периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом — с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.
  • Пассаты — постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь.
  • Местные ветры:
    • Бриз — тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором — морским.
    • Бора — холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину.
    • Фён — сильный тёплый и сухой ветер, дующий с гор на побережье или долину.

— Есть ли польза от ветра? Что бы случилось, если бы ветра не было?

Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака). Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов). Вырабатывает электроэнергию. Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа. Помогал мореплавателям. Переносит семена растений и споры грибов.

— Подберите имена прилагательные к слову ветер.

— Поставьте ударение в слове.

— Какую букву надо запомнить? Почему?

— Как называются слова написание надо запомнить?

— Проверьте безударную гласную.

— Запишите слово ветер. Подчеркните ошибкоопасные буквы в слове, поставьте ударение.

— Подберите однокоренные слова.

Вемтер, ветеромк, ветеромчек, вемтреная (погода), вемтряная (мельница).

— Разберите слова по составу.

— Что нужно помнить, при записи однокоренных слов?

Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.

IV. Проблемная ситуация.

  • Весна.
  • Дует лёгкий ветер.
  • Лёгкий.
  • Тают снега.

— Исследуйте и докажите, какие из данных примеров являются предложениями?

— Что называется предложением? (Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанные по смыслу.)

— На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения)

— Найдите подлежащее и сказуемое.

Решение проблемы: 1, 2, 4 – предложения, 3 – не предложение.

Доказательство:

1 – только из одного главного.

2 – состоит из главных и второстепенных членов

3 – только из второстепенных членов.

4 – состоит только из главных.

— Что знаете о подлежащем?

Подлежащее — главный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы: кто? что?; в предложении выражено именем существительным или местоимением; подчеркиваем “_____”

— Что такое сказуемое?

Сказуемое — главный член предложения; обозначает действие; отвечает на вопрос: что делать?; в предложении выражено глаголом; подчеркиваем “====”

— Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

— Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)

Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.

— Нужны ли второстепенные члены предложения?

Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

— Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения”

Цель: Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

VI. Открытие нового.

— Запишите распространенное предложение в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Дует лёгкий ветер.

— Обозначьте орфограммы.

— Найдите в предложении главные члены предложения

— Слово “лёгкий” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Определение — второстепенный член предложения; обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая?… , в предложение выражается прилагательным; подчеркиваем “~~~~”

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Грачи вьют гнёзда.

— Обозначьте орфограммы.

— Найдите в предложении главные члены предложения.

— Слово “гнёзда” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Дополнение — второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем “– – – ”

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Светит ласково солнце.

— Обозначьте орфограммы.

— Найдите в предложении главные члены предложения.

— Слово “ласково” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Обстоятельство — второстепенный член предложения; обозначает признак действия, способ и место действия; отвечает на вопросы как? куда? где? откуда? когда? в предложении выражено наречием, именем существительным подчёркиваем: “–. –. –”

Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради.

По дорогам звонко бегут быстрые ручейки.

— Обозначьте орфограммы.

— Разобрать по членам предложения и частям речи.

Вывод: Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

V. Физкультминутка.

Очнулись деревья от зимнего сна. (подняли руки вверх, покачиваемся из стороны в сторону)
В апреле по лесу гуляет весна. (кружимся на месте)
В овраге ручьи шаловливо звенят. (ритмично хлопаем)
И с юга на родину птицы летят. (машем руками “крылья”, и бегаем)

VII. Самостоятельная работа.

— Прочитайте предложения. Какая тема объединяет предложения?

— Подберите к слову весна имена прилагательные.

— Составьте предложения о весне.

Это весна красивая, звонкая, нарядная. Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Новые звуки, краски, запахи дарит весна. Недаром поэты называют весну “утром года”.

— Составьте предложения о весне.

— Составьте cинквейн на тему “Весна”. (Звучит музыка)

— Прочитайте cинквейн “Весна”.

VIII. Итог урока.

— Подведём итоги урока. Какая тема урока?

— Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема? (Необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.)

— Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

— Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

IX. Домашнее задание.

  • Учебник О. В. Пронина, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева “Русский язык” 3 класс с.133 упр.415

Литература.

1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”

2. http://4stupeni.ru/stady/konspekt_3_lit/9701-znakomstvo-s-otryvkom-iz-rasskaza-issokolova.html

3. http://yrokityt.at.ua/publ/fizminutka/vesjolaja_zarjadka_4/54-1-0-1151

4. http://festival.1september.ru

5. http://ru.wikipedia.org/wiki

25.02.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Например:

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

Определение

Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным или местоимением. Подчеркивается волнистой линией.

Дополнение

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?

  • кому? чему?

  • кого? что?

  • кем? чем?

  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром.

Примечание:

Имя существительное, в именительном падеже, в предложения является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.

Котята перевернули миску.

В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

Пример дополнения:

Обстоятельство

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

По месту:

  • где?

  • куда?

  • откуда?

По времени:

  • когда?

  • как долго?

  • с каких пор?

  • до каких пор?

По причине:

  • почему?

  • отчего?

По цели:

  • зачем?

  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Пример:

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.

  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Пример:

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег (что делал?) – шёл – сказуемое, выражено глаголом.

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой?) – пушистый – определение, выражено прилагательным.

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.

ТЕКСТ НАШЛИ НА ЭТОМ САЙТЕ:

http://beginnerschool.ru/gen_rules/gen_russ/vtorostepennyie-chlenyi-predlozheniya

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *