cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Часы с синим крылом шагал – 1949 —

О «сюрреализме» Марка Шагала | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Жан-Мишель Форе

Номер журнала: 

Специальный выпуск. Марк Шагал «ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА!»

Картины, которые Шагал создает в период с 1923 по 1941 год, до отъезда в Америку, отмечены двойственностью. Иные из этих произведений кажутся настоящими сюрреалистическими полотнами, но на самом деле ими все же не являются. Например, впечатляющая «Обнаженная над Витебском» (1933) имеет большее отношение к опоэтизированным фактам автобиографии, чем к сюрреалистическим грезам. Обнаженная написана в манере, близкой французской художественной стилистике начала 1920-х годов. По гладкости фактуры, красоте и выписанности модели картину можно было бы счесть безупречным академическим упражнением в русле долгой живописной традиции изображения обнаженной натуры со спины, если бы только не произвольность, с какой фигура помещена над городским пейзажем. Но произвольность эта кажущаяся, равно как и «сюрреализм» (так и напрашивается аналогия с работой Ман Рея «Влюбленные» 1934 года).

В действительности Шагал говорит о себе. Витебск и, вероятнее всего, Белла объединены и равноправно делят картину поровну. Витебск внизу— он возник из детства и принадлежит прошлому. Белла вверху — она царит в памяти и принадлежит настоящему. А в букете цветов, обособленном, как бы разрывающем своими красками серый фон, можно увидеть образ самого Шагала, его эмблему, подпись. В первые годы жизни во Франции цветы нередко заменяют автопортреты. Букет можно истолковать как символическое изображение самого художника (подобно клоунам, акробатам или музыкантам), а можно — как аллегорическое воплощение счастья или удовольствия. Такая трактовка подходит для картины «Невеста с двойным лицом» (1927).

Особенно ярко двойственность (в данном случае по отношению к сюрреализму) проявляется в «Сне в летнюю ночь» (1939). Осел и невеста, составляющие влюбленную пару, на первый взгляд и в самом деле предстают как нечто абсолютно сюрреалистическое и уж точно фантастическое. Но название произведения отсылает к одной из самых совершенных комедий Шекспира, где в центре действия — любовь царицы фей Титании к ткачу Основе, который волшебством превращен в осла. У Шекспира это превращение, возможно, навеяно античными реминисценциями (Мидас, получивший ослиные уши за то, что оскорбил Аполлона; волшебница Цирцея, превращающая людей в скотов; метаморфоза Луция в «Золотом осле» Апулея) или народными карнавалами. Литературные аллюзии (имя Титания Овидий в «Метаморфозах» дает иногда Диане) соседствуют с нордическими мифами (Пэк в пьесе — эльф и он же домовой или Добрый малый Робин).

Подобное смешение позволяет Шекспиру переплести в пьесе несколько историй, в которых при свете луны, в волшебной ночной атмосфере встречаются красавица и чудовище, возникают гримасы и улыбки, желания и сновидения. Совершенно очевидно, что Шагалу доставляет удовольствие постоянное веселое вторжение чего-то сказочного, ирреального, знаменующего победу воображения над рассудком.

Картина иллюстрирует одну из тем пьесы: пародирование романтической любви. Даже нежность, с которой он изображает своих персонажей, и отсутствие животной грубости созвучны пьесе Шекспира, мастерски умеющего раскрыть всю полноту любви, поднимая ее над буффонадой. У Шекспира нет желчи в подшучивании над «нежными чувствами», нет ее и у Шагала. Ну, а столь необычный для художника красный ангел в небесах — это, скорее всего, шекспировский добрый эльф Пэк. Итак, Шагал и тут рассказывает о себе самом, точнее, делится с нами своим восхищением шекспировской пьесой.

По возвращении во Францию после войны Шагал и в других произведениях использует «сюрреалистическую» образность для иллюстрации чего-то, не имеющего никакого отношения к сюрреализму. Пример тому — «Часы с синим крылом» (1949).

Маятник с птичьим крылом в центре картины, кажется, доминирует над заснеженной деревней; еще выше в воздухе — петух; внизу на переднем плане — брошенный букет; поверх часов — обнявшиеся влюбленные; силуэт бредущего еврея — все это в сочетании с загадочным названием напоминает композиции Магрита.

Действительно, в этом произведении много странного. Однако его можно расшифровать как закодированное послание. Каждая из фигур так или иначе рассказывает нам о Шагале. Но это разные рассказы. Один — о детстве, другой — об изгнании, третий — о тоске. Так на театральной сцене могут одновременно находиться несколько персонажей, не вступающих в общение друг с другом. Они объединены пространством, и каждый произносит свой монолог, не слыша того, что говорят другие. Если бы действительно все описанное происходило в театре, это была бы некая специально поставленная режиссером какофония. В картине этому соответствует нарочито «неправильное» ее построение: законы перспективы попираются, законы тяготения отменены, естественный ход вещей нарушен вторжением крылатых часов.

Но по существу все исполнители в этой картине нам знакомы. Часы появлялись и прежде (в первый раз в работе 1914 года, а затем — на всем протяжении творчества Шагала, например в «Черной перчатке» (1923-1948) или в «Автопортрете с часами» 1947 года). Встречался нам и петух — один из любимейших образов шагаловского бестиария, и, разумеется, витебский пейзаж, откуда родом и часы, и петух, и еврей-скиталец. В этих образах воплощены воспоминания детства или юности. А в манере произвольно разбрасывать фигуры по пейзажу есть что-то от игры, и уж, верно, не без лукавства и юмора Шагал таким образом смешивает «строчки» своих произведений и возможный порядок их прочтения, облекая обычные, вполне реалистичные личные воспоминания в стилистику сюрреализма.

Деформация, которой Шагал подвергает классическую композицию (разномасштабность, несообразные сближения и др.), не несет в себе разрушительного для картины заряда и не отсылает к подсознанию, как это происходит у сюрреалистов. Просто он применяет в построении картины особую логику чувства, которая по своему усмотрению играет перспективой, сходством и разумом, устанавливает собственные эстетические правила.

Вернуться назад

Теги:

www.tg-m.ru

Marc Chagall или Мы шагаем на Шагала.

20:30, суббота — 1/3 очереди в музей на выставку Марка Шагала. Днем очередь была раза в два длиннее ) А еще говорят, что люди перестали интересоваться искусством 🙂

Выставка мне, как человеку к художеству не особо близкому, очень понравилась. Захотелось начать им интересоваться и вообще по-чаще выбираться «в люди».

О умении Шагала соединять древние (семейные) традиции, многовековые библейские мотивы и новейший в то время авангард, я была наслышана и с нетерпением ожидала увидеть его творения в живую.

Больше всего меня впечатлили автобиографичность и повествовательность его работ. Пейзажи родного Шагалу Витебска выглядят словно сфотографированы. Город свой Шагал, видимо, очень любил. Любил настолько, что через много лет отказался от предложения посетить его вновь. Он очень хотел, чтобы Витебск остался в памяти именно таким, каким он сам его помнит; таким, каким он видел его своими глазами в детстве.

Аптекарь в Витебске 1908 г.

Окно. Витебск 1908 г. Вид из окна его комнаты в родительком доме.

Помимо пейзажей Витебска в ранних работах Шагала доминируют темы детства, темы семьи. Шагал, будучи воспитанным религиозно, чтил традиции и вспоминал о них всегда с теплотой. Часы. 1914.

Обратите внимание на время — 22:10. В это время вся семья собиралась за столом. Праздник Кущей (Суккот). 1916.

Гляжу и жалею, что у нас в семье подобных традиции нет. Не знаю, то ли мы такие, то ли просто время другое.

Позже основной темой Шагала становится тема любви, любви к первой его жене Белле. Говорят, что ни одну картину Шагал не заканчивал без ее одобрения.

Белла в белых перчатках. 1915

Кроме того, в работах Шагала меня удивила необычная трактовка распятия — символ не именно Иисуса Христа, а скорее страдания всего еврейского народа. Исход. 1952

Война. 1964-66.

Обратила внимание на постоянно повторяющиеся элементы: часы с курантами, животное, городская панорама Витебска, влюбленная пара, невеста итд.Автопортрет с часами. Перед распятием. 1947.

Еврей с Торой. 1959.

Художник над Витебском. 1977-78.

Совершенно очаровала меня фигура странствующего еврея.Над Витебском. 1915 — 1920

Часы с синим крылом. 1949. Правый нижний угол.

Картинки брала все тут: Марк Шагал и тут: Галерея живописи » Марк Шагал..

linka-lively.livejournal.com

План-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему: Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Тема. Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,

           барабан  времени»    С.  Маршак «И  поступь,  и голос у времени

            тише…»,   картина  М.   Шагала  «Часы с синим  крылом».

Цель урока: настроить детей на диалог со временем.

Задачи:

— развивать  воображение, операции анализа, сравнения, сопоставления,

обобщения;

—  учиться соотносить впечатления от стихотворения с жизненным опытом;

— воспитывать чувство  уважения к мнению других, умения работать в паре, группе.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные:

– ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве.


Ход урока.

I. Эмоциональный настрой.

(дети вспоминают любое стихотворение на начало урока)

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня после долгих каникул у нас первый урок литературного чтения. Как вы думаете с чего  нужно начать наш урок? (со знакомства с учебником) Положите перед собой учебники, рассмотрите обложку. Что на ней изображено? Как вы думаете, какое отношение оформление обложки имеет к нашим урокам литературного чтения? Может вы кого — то узнали? Открываем первый форзац. Что вы на нём видите? Какой одной темой, можно их объединить? Зачем пишут книги? Для чего ведут дневники? С какой целью люди фотографируются? Зачем хранят детские игрушки, если ребёнок уже давно вырос? (вернуть прошлое, сохранить в памяти прошлое…) Переходим дальше, на следующую страничку. Что — то новое по сравнению с прошлым годом вы увидели? (изменился знак важная информация, вместо блюдца с яблочком стоит восклицательный знак)

Какими словами открывается наш учебник? Кто их автор? Что особенного заметили?  (тематика изображений на форзаце учебника связаны со словами А.С. Пушкина) Как вы понимаете смысл слов А. С. Пушкина? Лирика А. С. Пушкина всеобъемлюща и универсальна. Она затрагивает все стороны человеческой жизни, дает ответы на множество вопросов, отражает ценные наблюдения поэта. Одной из самых обширных тем в лирике Пушкина является, безусловно, философская тематика. Размышления и наблюдения о жизни, о законах Вселенной всегда тревожили ум поэта. Одним из ранних философских стихотворений, посвященных вопросам человеческого существования, является стихотворение «Телега жизни» (1823). Это произведение имеет интересную форму. Поэт уподобляет жизнь каждого человека поездке на телеге. Поэтому стихотворение имеет иносказательный смысл, поездка на телеге здесь становится символом жизненного пути человека.

Предположите, куда нас приглашает поэт? Для уточнения прочитаем обращение к нам, читателям. ( Чтение обращения к читателю) Что же нас ждёт впереди?

Как называется 1 глава? Что в литературе можно назвать  волшебной стариной?  (сказки, былины, легенды, мифы…)  Образы, каких героев, вы узнали?  Итак, мы начинаем открывать новые тайны литературы, а для этого настроимся на диалог со временем. Кто нас приглашает к этому диалогу?

Как вы думаете, как  может называться,  тема нашего первого урока? («Диалог со временем»,  «Волшебная старина» и т.д.) Вы были близки к цели, и каждый из вас по – своему был прав. Тема урока называется «Крутим, барабан времени».  Какую цель перед собой поставим? (познакомиться с новыми понятиями или вещами старины, прошлого)

 Какие задачи  для этого  нужно  решить?  (вспомнить художественные приёмы, способы работы со словарём)

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «И поступь, и голос у времени тише…»

Итак, на диалог со временем нас приглашает Самуил Яковлевич Маршак. Какие произведения Маршака, мы изучали в прошлом году? («Воробьи по проводам», «Ландыш»)

Ведут беседу  двое: я и книга.

 И целый мир неведомый кругом…

Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «И поступь, и голос у времени тише…» (Чтение стихотворения учителем.)

Какие образы стихотворения вам понравились? О чём поэт размышляет вместе с читателем? Какие  изобразительно-выразительные средства языка использовал поэт, для того, чтобы нам лучше представилось происходящее?

Чтобы выполнить это задание, вспомним, какие выразительные средства языка мы уже знаем? (эпитет, олицетворения, сравнения, контраст)

Что такое эпитет?

Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.

 Примеры эпитетов: бархатная кожа, хрустальный звон.

Поработайте в паре и найдите эпитеты.

 Эпитеты: лукавое время, круглые сутки, путем неуклонным. 

Что такое олицетворение?

Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.

Примеры олицетворения:

Что, дремучий лес,

Призадумался, 
Грустью тёмною 
Затуманился?

 Олицетворения: время играет, стрелка бежит, колесики работают.

Что подразумевает сравнение?

Сравнение — один из выразительных приёмов, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса. При этом проводится такая аналогия, чтобы предмет, свойства которого используются в сравнении, был более известен, чем описываемый автором объект. Также неодушевлённые предметы, как правило, сравниваются с одушевлёнными, а отвлечённое  либо духовное с материальным.

Пример сравнения:

то жизнь моя пропела – провыла –

Прогудела — как осенний прибой –

И проплакала сама над собой.

(М.Цветаева)

 Сравнения: шуршат и работают тайно, как мыши, колесики наших часов; секундная стрелка сравнивается с поездом, который несется в просторах ночи.

А ещё поэт использует приём аллитерации.

 Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке.

Аллитерация – прием повтора определенных согласных. В первой строфе повторяются звуки (с), (в), (т), (ш ).

(все выразительные  средства  языка дети ищут, работая в паре)

 Физкультминутка про часы

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево — вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед, поднимают руки над головой в виде крыши)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

2.Картинная галерея. Знакомство с репродукцией картины Марка Шагала «Часы с синим крылом».

Продолжаем путешествовать дальше. В какой раздел учебника приглашает нас автор учебника? Найдите в «Картинной галерее» репродукцию картины Марка Шагала «Часы с синим крылом». Что объединяет Шагала и Маршака? Поработайте в группе и подумайте, какой смысл несёт в себе данная картина? (работа в группе)

(группы представляют свои решения, затем учитель обобщает)

Все-таки удивительный художник был Марк Шагал и одна из его самых удивительных, если не сказать странных, картин — «Часы с синим крылом». На картине, на фоне домов, изображены часы. На них застыло время — 10.10. Над часами виднеется птица, напоминающая петуха. Под циферблатом на часах изображена целующаяся пара. А сбоку у часов прикреплен самый странный предмет — синее крыло. Что же хотел сказать художник этой картиной? Возможно,  продемонстрировать, что счастливые часов не наблюдают? А, возможно, что время летит очень быстро, и так же быстро пролетает и наше счастье, и наша жизнь? А, возможно, он хотел показать, что синяя птица счастье — в наших руках, просто надо спешить и не останавливаться, пока идут часы нашей жизни.

А может часы – это прошлое и будущее. Время незаметно; эти часы необычные, воздушные, у них особое крыло; это чудесные часы любви, здесь же влюбленные; влюбленные часов не наблюдают; время летит, как птица. Петух будит людей, чтобы они не пропустили чуда; необычно, что на снегу цветы, это как волшебство; у часов синее крыло, потому что это цвет неба, божественный цвет; у этих часов скоро появится второе крыло – крыло любви, нужно любить и радоваться, и верить в чудо.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Что повторили на уроке?

Что нового узнали?

Что  на уроке для Вас было самым ценным, важным?

V.  Домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «И поступь, и голос у времени тише…»

2.Найти стихи о времени других поэтов.

3.Найти картины на тему времени, часов.

4.Нарисовать свою картину на тему «Диалог со временем», «Машина времени», «Крутим, барабан времени»

5.Начинаем копить материал для проекта к 1 главе. В тетради по литературному чтению наклей портрет С.Я. Маршака и найди его биографию.

(одно задание на выбор)

Физкультминутка про часы

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

nsportal.ru

Марк Шагал. Часы с синим крылом. взят у super_kakadu в 145-й дайджест…: tiina


Марк Шагал. Часы с синим крылом.

взят у super_kakadu в 145-й дайджест

О книгах несколько рррассказов.
Прррочёл, не отрррываясь, сррразу.
http://vasily-sergeev.livejournal.com/6905627.html
http://bergberg.livejournal.com/550397.html

О, дррруг мой, Аркадий, сказал – так сказал!
Я долго в восторррге кррругами летал!
http://wutheringkites.livejournal.com/103297.html

Пррросто зяблик, пррросто птица…
И тепло нам только снится…
http://avkost1955.livejournal.com/197755.html

Гоголь в Риме, пррросто Рим…
Я мечтал о встррречи с ним.
http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/250189.html
http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/250665.html

И Гавана хоррроша,
в каждом снимке есть душа!
http://luvida.livejournal.com/1093946.html

А здесь пррриглашают в музей гррраммофонов,
и этот музей не является фоном!
http://olenenyok.livejournal.com/7673717.html

Лена верррнулась, и стул подарррила,
А стулья в подарррок – это так мило!
http://elenabyzova.livejournal.com/74040.html

Так оно бывает в жизни,
Ну а смех – он ррразве лишний? =)
http://pokasanova.livejournal.com/93297.html
http://bergberg.livejournal.com/552913.html

Дети, дети говорррят
И летают, как хотят.
http://skrebec.livejournal.com/33635.html
http://muziker.livejournal.com/214215.html
http://kopuha.livejournal.com/131329.html

Скажу-ка ещё ррраз пррро Юлин концерррт.
Юля, тебе наш огррромный пррривет!

http://yuliacoba.livejournal.com/339820.html

День снятия блокады
http://goldfond.livejournal.com/201905.html
с

tiina.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *