cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Цели и задачи внеклассной работы по трудовому обучению – | Pandia.ru

Задачи организации внеурочной работы

Спорт Задачи организации внеурочной работы

просмотров — 1274

Формы организации внеурочной работы

Задачи организации внеурочной работы

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

ПЛАН

Наиболее полно учебно-воспитательные задачи курса трудового обучения решаются на основе тесной связи урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Разнообразные воспитательно-образовательные занятия, которые выходят за рамки обязательных учебных программ и проводятся учителœем во внеурочное время, на­зываются внеклассной работой.Она составляет органичес­кую часть учебно-воспитательной работы, имеет свои за­дачи, характерные особенности и назначение.

В нашей стране много делается для гармоничного раз­вития личности учащегося, для разумной организации свободного времени школьников. В Конституции Респуб­лики Беларусь говорится, что каждый вправе на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, которые находятся в государственных и общественныхфондах, развитием сети культурно-просветитель­ских учреждений. Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Го­сударство способствует развитию культуры, научных и технических исследований во благо общих интересов.

Это же закреплено в статье 22 Закона «О правах ребенка», где подчеркивается, что каждый ребенок имеет на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных учреждений, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительскими и спортивно-оздоровительными учреждениями. Действия, направлен­ные на ухудшение или сокращение материальной базы, которая обеспечивает организацию отдыха детей, подлежит согласованию с соответствующими органами государственной власти.

Основная роль внеклассной работы — помочь учащимся в определœении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного изучения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся.

Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствуют различные виды внеклассной деятельности.

Практика работы школ убеждает, что наилучших ре­зультатов воспитания всœесторонне развитой личности мож­но достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершен­ствовать друг друга.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всœегда позволяют ответить на многочисленные вопросы, интересующие детей, и тогда на помощь приходят вне­классные занятия. Под внеклассной работой следует по­нимать организованную и целœенаправленную образователь­но-воспитательную работу учащихся, связанную с учением, основанную на добровольных началах и производимую во внеурочное время. Она расширяет и углубляет знания учащихся по предмету, активизирует учебную деятель­ность, способствует успешному изучению программного материала.

Во внеклассной работе развиваются нравственные чув­ства и нормы поведения, что создает благоприятные ус­ловия для эстетического воспитания.

Внеклассная работа позволяет уделить время организованному и целœенаправленному воздействию на учащих­ся, разумно организовать и заполнить их внеурочное вре­мя, досуг, удовлетворить потребности в деятельности и тем самым оказать благоприятное влияние на поведение.

Важной задачей внеклассных занятий по трудовому обучению является развитие у учащихся умения самосто­ятельно работать с литературой и навыков практической работы.

Воспитательный элемент внеклассных занятий — вы­полнение общественно полезных заданий, в ходе которых у учащихся вырабатывается чувство ответственного, береж­ного отношения к труду.

По мнению В. А. Сухомлинского, логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособлен­ности, потому что в школе на каждом шагу подчеркива­ется (иначе невозможно): достигай успеха собственными усилиями, не надеясь на кого-то, — и результаты труда оцениваются индивидуально; чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчер­пываться уроками. Внеклассная работа объединяет уча­щихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Внеклассная работа способству­ет расширению проблемы ранней профессиональной ори­ентации учащихся.

Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значе­ние. Она расширяет кругозор и углубляет знания, полу­ченные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.

Внеклассная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для разви­тия у них самостоятельности.

Во время уроков невозможно удовлетворить всœе запросы учащихся. Внеклассная работа во взаимосвязи с уче­ной служит действенным средством, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мобилизует активность учеников в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы каждого.

Основные задачи внеклассной работы:

· привитие интереса к трудовому обучению;

· развитие и совершенствование навыков практической работы;

· развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся;

· подготовка учащихся к практической деятельности;

· организация отдыха учащихся в сочетании с эстетическим и нравственным воспитанием.

Важными требованиями к организации внеурочной работы являются вовлечение в нее всœех школьников с уче­том их интересов и способностей; органическое единство учебной и внеучебной деятельности; целœеустремленность, общественно полезная направленность, увлекательность всœех внеурочных занятий; повышение роли детей, органов детского самоуправления; взаимодействие школы с внешкольными учреждениями, родителями.

Отличительной чертой внеурочных занятий должна быть добровольность выбора занятий учащимися в соответствии с их интересами. В задачи педагогов

входят обучение конкретным умениям, навыкам обработки наиболее распространенных и доступных детям материалов с ис­пользованием простейших инструментов труда; формирование общетрудовых умений, трудовой культуры, творческого отношения к труду, самостоятельности, трудовой дисциплины, умений планировать и организовывать свои» работу и работу товарищей, осуществлять самооценку и самоконтроль в труде; обучение основным элементам графической грамоты, навыкам использования простейшей графической документации в процессе труда, иными ело вами, всœестороннее развитие и воспитание учащихся и процессе труда.

Организация различных форм работы по интересам позволяет учащимся проявить индивидуальные склонности, обнаружить и развить способности, получить первоначальные представления об особенностях трудовой дея­тельности работников определœенных профессий.

Одним из ведущих принципов организации внеурочной работы по труду является связь с обязательными занятиями по предмету.

Для того чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к предмету, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.

Специфические особенности внеклассных занятий по труду заключают в себе большие возможности обогащения содержания организационных форм и методов всœей учебно-воспитательной работы, проводимой учителœем. Внеклассные занятия по труду, если они, разумеется, правильно организованы и содержание их правильно подобрано, помогают учителю решать важнейшие задачи об­разования и развития детей — связи обучения с жиз­нью, познания детьми окружающего мира и последова­тельного расширения их политехнического кругозора, обо­бщения межпредметных связей.

Так же как и уроки труда, внеклассные занятия по труду вызывают у учащихся интерес, когда они по со­держанию и организационным методам связаны с жиз­нью и запросами детей, когда эти занятия помогают луч­ше организовать досуг, заполнить свободное время разнообразным творческим общественно полезным трудом, интересными коллективными делами.

Продуманная организация внеклассной работы по тру­ду не просто позволяет дополнить учебно-воспитательную работу, которая ведется на уроках труда, а помогает сделать эту работу содержательнее, повысить интерес уча­щихся к выполняемым трудовым заданиям.

На внеклассных занятиях учитель имеет значительно больше возможностей, чем на уроках труда, для того, чтобы разнообразить виды работы, содержание и объем выполняемых детьми трудовых заданий, методы и орга­низационные формы проведения каждой работы. Немало­важное значение имеет возможность варьировать количе­ство учащихся, привлекаемых к участию в очередном внеклассном занятии, а также большая степень свободы в выборе порядка и срока проведения занятий.

Все это помогает учителю лучше выявить и полнее использовать интерес детей к технике, к различным ви­дам труда, дает более широкие возможности для инди­видуального подхода к каждому учащемуся, организации трудовой самостоятельности школьников. Учитель привле­кает к участию во внеклассной трудовой деятельности учащихся, нуждающихся в воспитательном воздействии педагога, коллектива детей.


Читайте также


  • — Задачи организации внеурочной работы

    Формы организации внеурочной работы Задачи организации внеурочной работы ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ПЛАННаиболее полно учебно-воспитательные задачи курса трудового обучения… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Формы организации внеклассной работы по трудовому обучению, черчению — лекция

    1 слайд

    Формы организации внеклассной работы

    по трудовому обучению, черчению

     

    Наиболее полно учебно-воспитательные задачи курса трудового обучения решаются на основе тесной связи урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Разнообразные воспитательно-образовательные занятия, которые выходят за рамки обязательных учебных программ и проводятся учителем во внеурочное время, называются внеклассной работой. Она составляет органическую часть учебно-воспитательной работы, имеет свои задачи, характерные особенности и назначение. Внеклассные занятия с их разнообразием форм и методов создают благоприятные условия для становления творческой личности, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но и конкретизировать, расширить их знания

    Общей отличительной чертой внеклассной работы является принцип добровольного выбора занятий учащимися по их интересам. Организация различных ее форм способствует проявлению у учащихся индивидуальных склонностей, помогает обнаружить и развить способности, получить первоначальные представления об особенностях трудовой деятельности работников определенных профессий, расширить и углубить свои знания по предмету. Перед учителем не стоит задача привлечения к внеклассной работе всех учащихся, но каждого, проявляющего интерес, педагог должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса.

    При организации внеклассной работы следует учитывать возрастные особенности  и темперамент детей.

    Хорошо поставленная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение. Проводя ее, легко осуществлять индивидуализацию обучения и применять дифференцированный подход.

    2 слайд

    Цель внеклассной работы

    • Развитие познавательной активности учащихся
    • Формирование личностных качеств учащихся
    • Развитие творческих способностей
    • Формирование профессиональных интересов

     

    3 слайд

    Формы внеклассной работы — это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет.

    По организационным формам внеклассная работа по трудовому обучению может быть индивидуальной, групповой, массовой. Однако разделение этих видов работы из-за их тесной связи между собой в значительной мере условно.

     

    4 слайд

    Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Она включает в себя конкретные задания отдельным учащимся, проявляющими особый интерес к предмету.

    Индивидуальные

    • чтение книг и журналов
    • подготовка рефератов, творческих проектов
    • изготовление наглядности
    • подготовка отдельный учащихся к олимпиадам и НПК.

    Первый шаг в осуществлении руководства индивидуальной работой школьников по трудовому обучению — это выделение в каждом классе учащихся, для которых внеурочная работа по трудовому обучению может быть интересной, будет помогать развитию способностей и дарований, выбору жизненного пути

    Важное место в процессе обучения занимает проект. В нем органически сочетаются теоретическая и практическая части.

    Во время работы над проектом учитель консультирует и координирует школьников, помогает им находить необходимую информацию, знакомит с планом работы.

    С целью выявления одаренных и талантливых детей ежегодно в учащиеся участвуют  конкурсах различного уровня, по различным номинациям. Одна из номинаций — декоративно-прикладное искусство. Цель учителя — заинтересовать школьников и помочь им подготовиться к этим конкурсам. Ежегодно учащиеся становятся победителями таких конкурсов награждаются призами, грамотами.

     

    5 слайд

    Групповые

    Групповая работа объединяет в себя учащихся со сходными интересами и склонностями. 

    Это такие формы работы как:

    • участие в конкурсах
    • составление портфолио
    • факультативные занятия
    • объединения по интересам
    • участие в школьной бизнес-компании
    • экскурсии
    • тематические выставки
    • олимпиада
    • лектории
    • дни, недели (декады) труда
    • вечера, праздники

    Массовые

    Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространен ных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственно красочность, торжественность, яркость, большое эмоцио нальное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. К массовым мероприятиям относятся:

    • интеллектуальные игры
    • конференции
    • выставки творчества
    • встречи
    • выпуск стенгазет

     

    6 слайд

    Внеклассные мероприятия приносят большую пользу и самому учителю. Старинная латинская пословица гласит: «Уча других, мы учимся сами». Подготовка к мероприятиям заставляют учителя «рыться» в литературе, «делать вылазки в Интернет», таким образом освежая, расширяя, углубляя свои познания, в результате повышается качество преподавания предмета. У детей внеклассные мероприятия вызывают интерес, их творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряжённой мыслительной деятельности.

    В настоящее время в связи с проведением олимпиады по трудовому обучению уже нельзя ограничиваться эпизодическими внеклассными мероприятиями даже с массовым охватом учащихся. Недостаточна и работа с отдельными учащимися в объединениях по интересам. Необходимо стремиться к организации хорошо продуманной, увязанной с программой и календарным планом, учитывающей возможности школы, наклонности учащихся системе внеклассной работы по трудовому обучению.

    Здесь учитываются большие возможности внеклассной работы, возникающей в связи с различными мероприятиями, выходящими за рамки школьной работы: участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах.

    Нужно, помнить, что не может быть успешной внеклассной работы без ее начала на уроках. Путь к организационно-массовой и групповой внеклассной работе лежит через составление небольших сообщений учащихся на уроках, выпуск бюллетеней и т. п., проведение сначала эпизодических, а затем и систематических массовых мероприятий.

    Вовлечение в интенсивную внеклассную работу по предмету идёт, таким образом, от урока к массовой работе. Из общего числа школьников, охваченных такой работой, формируется актив, который помогает учителю в организации работы по трудовому обучению. Постепенно в создается атмосфера увлеченности предметом, причастности каждого к делам всего коллектива, возникает стройная система внеклассной работы, в которой все ее элементы тесно взаимосвязаны друг с другом и с урочной работой.

     


    myunivercity.ru

    1.2 Организация внеклассных занятий по технологии

    Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности.

    Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках то технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

    Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно во внеклассной работе можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться[6].

    Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как олимпиады, выставки творческих работ, конкурсы профессионального мастерства, обзоры достижений науки и т. д.

    Во внеклассной работе должна найти место и практическая реализация подготовки учащихся к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид в каждом конкретном случае могут решить только учитель и его ученики. Организация школьного кооператива, создание центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам – любой вариант диктуется местными условиями. Важно лишь, чтобы меркантильные интересы не возобладали над воспитательными[5].

    Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из задач воспитания, закономерностей процесса обучения и определяют его содержание, формы организации и методы. Принципы имею характер объективных законов, но в отличие от законов естественных стихийно не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть реализованы учителем.

    В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения ему. Поэтому наряду с общедидактическими положениями преподавание каждой дисциплины определяется также специфическими для нее принципами. Принципы организации внеклассной работы сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая: связь теории с практикой; научность; систематичность и последовательность; доступность и посильность труда для учащихся; сознательность и активность учащихся; прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыков; наглядность; воспитание учащихся в процессе трудового обучении[21].

    Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим сущность каждого принципа и особенности его реализации на внеклассных занятиях по труду.

    Связь теории с практикой. Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей[10].

    Научность. Принцип требует, чтобы изучение техники черчения и труда велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания. Для работы необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства.

    Принцип научности требует, чтобы на внеклассных занятиях (к примеру по труду) использовались новейшее современное оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения в народном хозяйстве.

    В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам. Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе, без вульгаризации. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными приемами ее выполнения и способами самоконтроля своих действий и их результатов[18].

    В числе других требований принципа научности можно указать на необходимость ознакомления учащихся с историей научного и изучаемого явления, методами его открытия и внедрения в производство.

    Систематичность и последовательность в трудовом обучении. Данный принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

    Этот принцип находит отражение в системе учебных программ и учебников. По мере повышения уровня подготовки дидактическая система все больше приближается к системе науки.

    Точное следование программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной системе.

    Для полной реализации этого принципа учителю труда необходимо знать и применять различные методы обучения и так организовать внеклассное мероприятие, чтобы оно вело к систематизации знаний и умений учащихся. Технико-технологические сведения должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и уже изученных разделов трудового обучения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать самостоятельную проработку школьниками материала.

    При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных возможностей учащихся и способность развить их. Это достигается постепенным усложнением работ. Нужно добавлять все новые операции. Вместе с тем имеет место концентрация в овладении школьниками видами работ использовавших одних и те же материалов, инструментов и приспособлений.

    Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач[22].

    Доступность и посильность труда. Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника развивается физические силы и познавательные возможности, растет предел допустимости[23].

    Для правильного нормирования труда необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся. С этой целью должен проводится медосмотр всех школьников перед выполнением ими нового вида работ и осуществляться систематический контроль за состоянием здоровья в течение всего периода обучения.

    При подборе видов труда и области производства для девочек и мальчиков необходимо учитывать особенности развития их организма. Для них должны быть исключены производства, связанные с вредными условиями труда (химические и горячие цехи, работа с ядохимикатами и др.).

    Доступность труда для учащихся зависит от его тяжести и продолжительности во времени.

    Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых – более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности. Выполнение их может быть связанно с работой в кружке.

    Доступность изучаемого материала и труда для учащихся зависит от организации внеклассного мероприятия, применяемых методов, от реализации других принципов трудового обучения[35].

    Сознательность и активность. Этот принцип требует так организовать мероприятие или обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура.

    Реализация принципа начинается с раскрытия перед учащимися задач и конкретных целей. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач.

    Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места, приемам творческой деятельности.

    Средствами развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний является постановка перед ними познавательной задачи.

    Прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Прочность усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий этого процесса является знание учащимися целей данного материала и выполнение трудовых заданий.

    Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. К ним относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы.

    Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков поддержание у учащихся интереса к работе. Это достигается путем подбора изделий, конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по рационализации и творчеству[39].

    Наглядность. Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.

    Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.

    Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

    Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели. Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все сразу.

    Воспитание учащихся во время трудового обучения. Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности.

    Однако воспитание в процессе внеклассного мероприятия осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его организация и методики, условий труда, коллектива, личности учителя и др.

    Содержание внеклассного мероприятия, скажем по труду, определяется программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую воспитательную работу играет строгое выполнение учениками правил техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т. д.[42].

    Воспитательное воздействие на учащихся во многом и в различной мере зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.

    Для того, чтобы учащиеся смогли хорошо запомнить и если надо, то и применить полученные знания по труду, существуют в школах и закрепленных к ним учреждениях (кружки, секции, различные творческие комнаты и т.д.) – все это относится к комплексу внеклассных мероприятий.

    Творческая комната – это не столько помещение, сколько форма внеклассной работы. Методика и организация этой работы позволяет привлечь многих учащихся всех возрастов к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного времени. Творческих комнат в школе может быть несколько: физическая, химическая, техническая, творческая, художественная и т.д. Все они характеризуются следующими чертами: в творческую комнату может прийти ученик любого класса, независимо от успеваемости и уровня развития, во всякое время учебного года и включиться в работу, установив свой ритм; в творческой комнате учащиеся различного возраста получают начальную трудовую подготовку, имеющую профессиональную направленность, например в технической обучаются навыкам работы различными ручными инструментами и на станках, а так же навыкам конструирования и т.д.; организация и методика работы в творческой комнате могут быть самые различные в зависимости от поставленной учителем конечной цели, что открывает ему путь к педагогическому творчеству.

    В большинстве случаев творческие комнаты не предполагают дополнительных помещений в школе. Для них используются обычные учебные мастерские и кабинеты: утром – урок, во второй половине дня – свободная творческая деятельность.

    Надо признать, что далеко не каждый учитель сможет организовать творческую комнату – нужны и высокая квалификация и опыт руководства самостоятельной творческой работой учащихся с выходом на конкретный продукт, надо самому владеть каким-либо видом творчества. В каждой школе всегда есть один-два учителя, квалификация и интересы которых к такой работе позволяет создать творческие комнаты. Это, в общем-то, и не такая уж сложная вещь – было бы желание.

    Первая творческая комната организована на базе кабинета рисования и черчения и предназначена для изготовления недействующих изделий – макетирования, лепки, резьба по дереву, работы с соломкой и т.п. Задача – ознакомить как можно большее количество учащихся с широким кругом видов труда, поддерживать постоянный интерес в течение всего учебного года к практической самостоятельной творческой деятельности.

    Этой задаче соответствовала организация работы. Она ведется по темам, на каждую из которых отводится полтора – два месяца. Спустя полтора – два месяца проявляется закономерность, связанная с неустойчивостью интересов школьников в начальный период самостоятельной работы. В творческой комнате ребят становится все меньше. Для того чтобы ребята вернулись надо «запустить» в ход другую тему попроще и интересней, не имеющую ничего общего с предыдущей.

    При такой организации работы выполняются три условия: Ученик может включиться в работу, когда ему удобно, и заниматься столько, сколько захочет и по любой из предложенных тем; каждый получает начальную подготовку по нескольким видам труда; учитель постоянно проявляет инициативу в руководстве работой, что способствует росту его квалификации. В течение всего года у учащихся поддерживается интерес к самостоятельной работе, в творческой комнате всегда много детей. Если учитель видит, что какая-то тема не заинтересовала их, он может сменить ее на другую[49].

    Отметим такую особенность работы творческих комнат, как отсутствие списков учеников, постоянно их посещающих. Наша задача – дать учащимся попробовать свои силы в самых разных видах труда. Пусть каждый сам решает, когда, сколько и какой творческой комнате ему работать, пусть идет естественный отбор на основе природных предположений к тому или иному виду труда. Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и способностей.

    Однако в организации работы по данной методике для учителя есть трудность – изготовление таблиц. Не каждый сможет и будет делать их в год по несколько десятков. В своей работе можно использовать так же иллюстрации из журналов и книг.

    Но, как уже говорилось, никаких самых лучших и единственных правильных систем обучения не существует. Хотя организация работы по таблицам дает значительный эффект, но для второй творческой полноты она не применима, поскольку ее назначение другое: изготовление действующих изделий (модели, технические устройства, макеты узлов и т.п.)

    Действующий макет железнодорожного узла, действующий макет подвесной железной дороги, действующий макет аэродрома – в каждой такой работе принимают участие десятки учеников, среди которых было немало так называемых трудных, двоечников и второгодников. Одно дело – недействующее изделие, где ошибка в размерах преимущественного значения не имеет, другое – действующее. Здесь детали связаны между собой подвижно, следовательно, надо не только показать, как они взаимодействуют, но и проставить десятки размеров, дать все сечения и разрезы. Придет ученик посмотрит на все это и сбежит. А учитель разработал такую методику, где нет ни таблиц, ни размеров.

    Приходит пятиклассник, который еще мало что знает и умеет. Это не беда. Учитель, не теряя времени на объяснение того, чем занимаются в творческой комнате, дает ему шаблон корпуса трактора, вырезанный им заранее на картоне, и кусок жести, при этом ничего про устройство модели не говорит. Он просто объясняет за несколько минут, как вырезать деталь по шаблону и согнуть. И вот он начинает все это делать. При этом он, во-первых, начинает овладевать жестяным делом вместе с другими, во-вторых, изготавливает целую партию корпусов различных машин. Через некоторое время ему это надоедает и он вот-вот сбежит. Но учитель говорит ему: «Ну, хватит заниматься этим делом. Вот тебе кусок медной проволоки, наруби 8 штук заготовок одного размера и 150 — другого». Это же пустяк для ученика. Потом педагог показывает, как эти куски спаять и ничего не говорит про устройство паяльника, а обходится тем минимумом, который необходим для того, чтобы ученик мог спаять детали. И вот каждый ученик что-то делает свое, а через две-три недели перемена вида труда. Так он осваивает все новые операции. Второй результат состоит в том, что накапливается масса готовых деталей, из которых, как из конструктора, дети позже будут собирать различные изделия. За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и принимает участие в изготовлении нескольких изделий, в том числе, довольно сложных. Спустя два-три года, он уже не просто исполнитель, а и конструктор, и изобретатель, и конечно, хороший мастер[48].

    Подводя итог сказанному, перечислим преимущества творческих комнат: все учащиеся имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий; ученики приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей; в каждой творческой комнате может быть своя оригинальная методика обучения и воспитания, созданная самим учителем; все учащиеся, начиная с начальных классов, получают широкопрофильную трудовую подготовку; работа их носит массовый характер, что определяется свободой посещения занятий, возможностью широкого выбора направления творческой деятельности, объектов труда.

    Среди имеющихся технических средств обучения наиболее доступными оказываются аудиовизуальные, в частности видеомагнитофоны, позволяющие предъявлять ученикам иллюстративный материал по различным темам.

    В научно-исследовательском плане при создании первых учебных видеофильмов ставились и частично решены такие важные дидактические задачи, как отбор и информирование объема содержания, создание интерактивного режима просмотра с включением зрителя в диалог с экранными носителями информации, определение соотношения «видеоряда» и т.д. После таких просмотров все завершается заинтересованным и продуктивным обсуждением.

    Экскурсии проводятся во внеурочное время на промышленных предприятиях, в вычислительные центры, конструкторские бюро, мастерские и т.п. объекты для ознакомления учащихся с подготовкой и использованием графической документации.

    studfiles.net

    Принципы организации внеклассной работы по трудовому обучению

    Принципы организации внеклассной работы по трудовому обучению.

    Дидактические принципы — это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из задач воспитания, закономерностей процесса обучения и определяют его содержание, формы организации и методы. Принципы имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных стихийно не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть реализованы учителем. В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения ему. Поэтому наряду с общедидактическими положениями преподавание каждой дисциплины определяется также специфическими для нее принципами. Принципы организации внеклассной работы сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая: связь теории с практикой; научность; систематичность и последовательность; доступность и посильность труда для учащихся; сознательность и активность учащихся; прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыков; наглядность; воспитание учащихся в процессе трудового обучения. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим сущность каждого принципа и особенности его реализации на внеклассных занятиях по труду.

    Связь теории с практикой. Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.

    Научность. Принцип требуег, чтобы изучение техники черчения и труда велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания. Для работы необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства. Принцип научности требует, чтобы на внеклассных занятиях (к примеру по труду) использовалось новейшее современное оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения в народном хозяйстве.

    В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам. Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе, без вульгаризации. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными приемами ее выполнения и способами самоконтроля своих действий и их результатов.

    В числе других требований принципа научности можно указать на необходимость ознакомления учащихся с историей научного и изучаемого явления, методами его открытия и внедрения в производство.

    Систематичность и последовательность в трудовом обучении. Данный принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

    Этот принцип находит отражение в системе учебных программ и учебников. По мере повышения уровня подготовки дидактическая система все больше приближается к системе науки. Точное следование программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной системе. Для полной реализации этого принципа учителю труда необходимо знать и применять различные методы обучения и так организовать внеклассное мероприятие, чтобы оно вело к систематизации знаний и умений учащихся. Технико-технологические сведения должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и уже изученных разделов трудового обучения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать самостоятельную проработку школьниками материала.

    При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных возможностей учащихся и способность развить их. Это достигается постепенным усложнением работ. Нужно добавлять все новые операции. Вместе с тем имеег место концентрация в овладении школьниками видами работ использовавших одних и те же материалов, инструментов и приспособлений. Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач.

    Доступность и посильность труда. Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника развивается физические силы и познавательные возможности, растет предел допустимости.

    Для правильного нормирования труда необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся. С этой целью должен проводится медосмотр всех школьников перед выполнением ими нового вида работ, и осуществляться систематический контроль за состоянием здоровья в течение всего периода обучения. При подборе видов труда и области производства для девочек и мальчиков необходимо учитывать особенности развития их организма. Для них должны быть исключены производства, связанные с вредными условиями труда (химические и горячие цехи, работа с ядохимикатами и др). Доступность труда для учащихся зависит от его тяжести и продолжительности во времени. Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых — более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности. Выполнение их может быть связанно с работой в кружке.

    Сознательность и активность. Этот принцип требует так организовать мероприятие или обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура. Реализация принципа начинается с раскрытия перед учащимися задач и конкретных целей. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач. Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места, приемам творческой деятельности. деятельности.

    Этот принцип находит отражение в системе учебных программ и учебников. По мере повышения уровня подготовки дидактическая система все больше приближается к системе науки. Точное следование программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной системе. Для полной реализации этого принципа учителю труда необходимо знать и применять различные методы обучения и так организовать внеклассное мероприятие, чтобы оно вело к систематизации знаний и умений учащихся. Технико-технологические сведения должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и уже изученных разделов трудового обучения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать самостоятельную проработку школьниками материала.

    При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных возможностей учащихся и способность развить их. Это достигается постепенным усложнением работ. Нужно добавлять все новые операции. Вместе с тем имеег место концентрация в овладении школьниками видами работ использовавших одних и те же материалов, инструментов и приспособлений. Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач.

    Доступность и посильность труда. Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника развивается физические силы и познавательные возможности, растет предел допустимости.

    Для правильного нормирования труда необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся. С этой целью должен проводится медосмотр всех школьников перед выполнением ими нового вида работ, и осуществляться систематический контроль за состоянием здоровья в течение всего периода обучения. При подборе видов труда и области производства для девочек и мальчиков необходимо учитывать особенности развития их организма. Для них должны быть исключены производства, связанные с вредными условиями труда (химические и горячие цехи, работа с ядохимикатами и др). Доступность труда для учащихся зависит от его тяжести и продолжительности во времени. Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых — более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности. Выполнение их может быть связанно с работой в кружке.

    Сознательность и активность. Этот принцип требует так организовать мероприятие или обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура. Реализация принципа начинается с раскрытия перед учащимися задач и конкретных целей. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач. Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места, приемам творческой деятельности.

    gigabaza.ru

    Внеклассное мероприятие по трудовому обучению «Мастер своего дела»

    Внеклассное мероприятие по трудовому обучению Праздник Труда «Мастер своего дела»

    Цель: 

    1. Проверить знания, умения и навыки учащихся по профессионально – трудовому обучению, выявить лучших.

    2. Развивать умение анализировать и обобщать свои действия.

    3. Воспитывать чувства товарищества, коллективизма, трудолюбие, уважение к труду, к работающему человеку.

    Оборудование, инструменты и материалы: 1.Швейные машины, рубанки, молотки, иглы, ножницы. 2.Гвозди, бруски, нитки, лоскуты ткани, пуговицы.

    Оформление:

    1. Плакаты с пословицами о труде.

    2. Картинки с инструментами

    Ход мероприятия

    Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех собравшихся в нашем классе. Наше мероприятие посвящено одному из школьных предметов. Я предлагаю вам попробовать отгадать, какому именно.

    Для этой науки важнее нет тем,

    Чтобы костюм безупречно сидел,

    Чтоб молотком и иглой ты владел

    И смастерить всё, что ты хочешь — сумел. ( трудовое обучение)

    Одним из основных предметов в нашей школе является трудовое обучение. Девочки обучаются швейному делу, а мальчики – столярному.

    Сегодня мы проводим праздник труда под названием «Мастер своего дела»

    Вы ещё – не мастера, но мы твёрдо уверены, что им Вы станете,  и в очень скором времени.    

    Наверно, вы не раз задумывались о том, кем вы будете, когда закончите школу, ведь выбор очень большой!      

    Кем  быть?  Слесарем, строителем, поваром  или  Президентом  России?    

    А может – швеёй  или  столяром?   

    Знайте одно: кем бы вы ни стали, вы должны быть мастерами своего дела!    

    Мастер – самый уважаемый человек. На мастерах жизнь держится.  Всё, нужное человеку, сделано их золотыми руками.    

    А чтоб стать мастером, нужно хотеть, знать и уметь.    

    Вы будете уметь, если будете знать, а знать – если захотите!  

    Присматривайтесь, как работают другие опытные мастера, учитесь у них, перенимайте их опыт!

                      Это здорово:

                      Уметь! –

                      Сеять хлеб и песню петь

                      Стог метать,

                      Дрова колоть,

                      Грядку чисто прополоть.

                       Это здорово:

                       Строгать! –

                       Делать стол или кровать.

                       Платье шить,

                       Трамвай водить,

                       Дом на зорьке возводить.

                       Сталь ковать,

                       Деталь точить,

                       Мастерству других учить.

    В трудовом празднике примут участие 2 команды: команда «Веселая пчела» и команда «Трудолюбивые муравьи». В каждой команде по 6 человек: 3 девочки и 3 мальчика.

    Прошу команды занять свои места. Конкурс будет оценивать жюри. (Представление жюри).

    Первое дело «Подготовка инструментов, оборудования к работе».

    Мальчики готовят к работе рубанок: сборка рубанка.

    Девочки – подготовка швейной машины к работе: заправка верхней и нижней нитей.

    Второе дело «Рабочая одежда»

    Участвуют от команды мальчик и девочка. Кто быстрее наденет фартук и косынку.

    Третье дело « Практическое».

    Девочки выполняют машинный шов.

    Мальчики забивают гвозди. Кто быстрее и качественнее.

    Четвертое дело «Пантомима».

    Одна команда показывает, другая отгадывает.

    1. Шьет на машине, сильно наклоняется, прошивает палец.

    2.Работает с утюгом, включает мокрыми руками, отвлекается, прожигает ткань, дергает за шнур.

    3.Работает молотком, забивает гвозди, отвлекается, бьет по пальцу.

    4. Строгает рубанком, отвлекается, роняет рубанок на ногу.

    Игра для зрителей «Устами младенца»

    Зрители отгадывают названия профессий, о которых говорят дети

    1. У этого человека много денег, но он ничего на них не может купить. А, если он и берет эти деньги, то потом где-то должен их взять, чтобы положить на место. Люди, у кого есть лишние деньги, приносят их ему, но не насовсем. Когда им нужно, они могут их забрать. Чаще всего на работу он ходит в галстуке. (Банкир)

    2. Эта профессия, в основном, женская, мужчины встречаются очень редко. Они вежливыми должны быть, но таких мало. У них все есть, правда, это не совсем их. Обычно к ним люди ходят, когда хочется чего-нибудь, или очень нужно. (Продавец)

    3. А эти люди хотят, чтобы мы стали людьми. Они строги, но очень вежливые и культурные. Всегда помогут в трудную минуту. Про них говорят, что они вторые наши мамы. (Учитель)

    4. Там, где эти люди работают – чистота. К ним мы ходим, когда нам очень плохо. Они тоже помогают в трудную минуту. Хоть они нам и помогают, но мы идем к ним с трудом и страхом. (Врач).

    5. Представители этой профессии мы видим в кино, театрах, на телевидении, слышим их голоса по радио и читаем о них в журналах. Люди этой профессии должны обладать хорошей зрительной памятью, ему необходимо выучить текст. (Актер).

    Пятое дело «Из истории» Черный ящик

    Задание: Один из древнейших видов художественного оформления древесины, который возник еще в первобытнообщинном строе, когда появились первые простейшие орудия труда. (Резьба)

    Задание: Точная дата возникновения этого предмета неизвестна, но еще в Древнем Египте хозяйки применяли при нарезке продуктов приспособление, чтобы не испачкать стол. Начиная с 18 века и по сей день применяется очень широко. (разд.доска)

    Задание. Это плечевое изделие появилось в эпоху позднего средневековья, до этого люди спали нагими или в чём ходили днём.
    Первое упоминание об этом появилось в Чехии в 1492 году, но, увы, это изделие было доступно только богатым любителям нижнего белья.
    Теперь оно есть в гардеробе каждой женщины.
    (ночная сорочка)

    Задание: Вначале он был плиточный, затем угольный, керосиновый, ну а теперь — электрический.(утюг)

    Шестое дело «Веселое»

    Участвуют девочка и мальчик от команды. Кто быстрее из девочек завяжет 10 резиночек на голове у мальчика.

    Седьмое дело «Загадки».

    1. В жизни – это женщины преклонного возраста, а в токарном станке – очень важные детали. (передняя и задняя бабка)

    2.В столярном инструменте – деталь, а лесу он может быть съедобным, а может быть ядовитым. (грибок)

    3. В природе это явление наблюдается во время грозы непосредственно перед раскатами грома. А в швейном производстве так называют один из видов застежки. (молния)

    4. В обыденной жизни этим словом характеризуют женщину, стремящуюся своим поведением понравиться кому-нибудь. А в швейном изделии им обозначают отрезную деталь переда или спинки, которая бывает прямой, овальной, фигурной. (кокетка)

    5.В жизни это изделие защищает ногу от холода, а в столярной мастерской является острым концом инструмента. (носок)

    6.Если он не острый, то столярный инструмент не сможет качественно выполнить свою работу, а человек без них останется голодным, у него в организме их должно быть 32, но бывает и меньше.(зуб)

    7. В швейной машине -это деталь. А в одежде их может и не быть. Но если они есть, то они бывают длинные или короткие, узкие или широкие. (рукав)

    8. У мелких животных так называется конечность. В швейной машине – это механизм, который прижимает материал к зубчикам двигателя ткани . (лапка)

    9.В жизни это приспособление поддерживает на человеке брюки, джинсы, может также служить и украшением в одежде. А в работе деревообрабатывающих станков он выполняет функцию передачи движения, бывает кожаным, прорезиненным. (ремень)

    10. В книге, газете, журнале или рукописном тексте – это ряд слов, написанных в одну линию. А в швейном производстве при изготовлении швейных изделий так называют ряд стежков. (строчка)

    Восьмое дело« Один ум хорошо, а четыре лучше»

    Вопросы 1 команде

    1. Широкая часть пиломатериала.(пласть) 2. Брюки, самые короткие по длине?/шорты/

    3. Для чего необходим коловорот?(Это приспособление для вращения сверл и отверток.)

    4. Инструмент для влажно-тепловой обработке? /утюг/

    5 .Рисунок на поверхности среза древесины.(текстура)

    6. К какой группе машинных швов относится стачной шов.(соединительные) 7. Рыхлый, мягкий центр дерева. (сердцевина)

    8. Операция по временному соединению деталей (сметывание)

    9. Школьное помещение для занятий трудовой подготовкой.(мастерская)

    10. Нить, расположенная вдоль кромки (долевая, основа) 11.Заготовка из древесины (брусок) 12.Какая игла тоньше № 75 или 90? (№ 75) 13.Для чего служат тиски? (для зажима заготовки) 14.Для чего служит регулятор строчки? (для установки длины стежка)

    Вопросы 2 команде

    1. Рабочее место столяра для обработки материалов. (верстак)

    2. Кусочки ткани, укрепленные на изделии пришиванием либо приклеиванием. (аппликация)

    3. Киянка – это представительница народов Азии или что-то другое? (Деревянный молоток.)

    4. Из волокон  какого происхождения получают льняную и х/б ткань? / растительного/

    5. Как называется более толстая часть бревна? (комель)

    6. К какой группе машинных швов относится шов вподгибку? (краевым)

    7. Конструкционный материал из нескольких слоев шпона.(фанера)

    8. Плечевое изделие для сна (н.сорочка)

    9. Винты и шурупы можно ввернуть и вывернуть с помощью… (Отвертки).

    10. Почему двойной шов еще называют бельевым? /используют при пошиве постельного белья/ 11. Канавка (прорезь) в головках винтов и шурупов для отвёртки называется…(шлиц)

    12.При помощи чего можно изменить температуру утюга? (терморегулятор)

    13. Столярный режущий инструмент для выборки гнёзд, проушин.(стамеска)

    14.Приспособление для распарывания ненужных машинных строчек.(колышек)

    Учитель: Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

    (Жюри подводит окончательные итоги конкурсов)

    Командам вручаются грамоты за I и II место.

     Учитель: Конкурс прошел интересно. Мы увидели с вами, сколько замечательных мастеров и мастериц в нашей школе.  Вы показали, на что способны в деле. Только труд и терпение помогут вам достичь профессиональных вершин. Слова замечательного педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Желаем вам счастья и успехов в труде!
      Учитель: Сегодняшнее мероприятие мы заканчиваем словами:

                       Пока в пространстве

                                               Кружится планета,

                       На ней – пропахшей солнцем –

                                               Никогда не будет дня,

                       Чтоб не было рассвета!

                       Не будет дня,

                       Чтоб не было труда!

    infourok.ru

    Внеклассная работа по трудовому обучению

    Поделись с друзьями

    Наиболее  полно  учебно-воспитательные  задачи  курса трудового обучения решаются   на  основе тесной связи урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Разнообразные воспитательно-образовательные занятии, которые выходят за рамки обязательных учебных программ и проводятся учителем во внеурочное время, называются внеклассной работой. Она составляет органическую часть учебно-воспитательной работы, имеет свои задачи, характерные особенности и назначение.

    В нашей стране много делается для гармоничного развития личности учащегося, для разумной организации свободного времени школьников. В Конституции Республики Беларусь говорится, что каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, которые находятся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительских учреждений. Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Государство способствует развитию культуры, научных и технических исследований во благо общих интересов.

    Это же закреплено в статье 22 Закона «О правах ребенка», где подчеркивается, что каждый ребенок имеет на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных учреждений, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительскими и спортивно-оздоровительными учреждениями. Действия, направленные на ухудшение или сокращение материальной базы, которая обеспечивает организацию отдыха детей, подлежит согласованию с соответствующими органами государственной власти.

    Основная роль внеклассной работы — помочь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного изучения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся.

    Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствуют различные виды внеклассной деятельности.

    Практика работы школ убеждает, что наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

    Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многочисленные вопросы, интересующие детей, и тогда на помощь приходят внеклассные занятия. Под внеклассной работой следует понимать организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с учением, основанную на добровольных началах и производимую во внеурочное время. Она расширяет и углубляет знания учащихся по предмету, активизирует учебную деятельность, способствует успешному изучению программного материала.

    Во внеклассной работе развиваются нравственные чувства и нормы поведения, что создает благоприятные условия для эстетического воспитания.

    Внеклассная  работа  позволяет  уделить  время  организованному и целенаправленному воздействию на учащихся, разумно организовать и заполнить их внеурочное время,  досуг,  удовлетворить  потребности  в  деятельности  и тем самым оказать благоприятное влияние на поведение.

    students-library.com

    Организация внеучебной работы по трудовому обучению

    Организация внеучебной работы по трудовому обучению

    Специфика педагогического руководства внеучебной работой школьников заключается в осуществлении воспитательного влияния на жизнедеятельность детей не только в процессе занятий на уроке, но и через добровольные организации, внеклассные и внешкольные мероприятия, непосредственное включение школьников в творческую деятельность.

    Задачи внеучебной работы определяются задачами всей учебно-воспитательной работы школы.

    По способу организации вся внеучебная работа делится на

    внеклассную

    внешкольную.

    Все организационные формы внеучебной работы делятся на

      1. индивидуальная работа учащихся

      2. групповые занятия в кружках, клубах, творческих объединениях

      3. массовые мероприятия

    Общее руководство внеучебной работой по трудовому обучению осуществляет директор через педагогический совет и органы ученического самоуправления.

    Принципы организации внеучебной работы

    А) добровольность выбора учащимися тех или иных форм и конкретного содержания внеучебных занятий с учетом из личных интересов

    Б) массовость внеучебной работы по охвату ею учащихся

    В) опора на активность и самостоятельность, самодеятельность и инициативу учащихся

    Г) общественно-полезная направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы

    Д) подчинение всех внеклассных занятий общим задачам учебно-воспитательной работы школы

    Е) коллективизм

    Ж) посильность и соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся

    З) использование разнообразных организационных форм с учетом специфики качественного и количественного состава, материальной базы, социальной среды

    Вся внеучебная работа ведется в соответствии с разработанными планами. При планировании внеучебной работы разрабатываются два вида планов: перспективные (на несколько лет) и текущие (на данный учебный годы).

    1. Групповые формы организации внеклассной работы.

    В образовательной практике сложились следующие групповые формы внеклассной работы:

    — технические кружки

    — первичные организации изобретателей и рационализаторов

    — творческие объединения (творческие бригады, группы , лаборатории, мастерские)

    — конструкторские бюро учащихся

    — научно-технические общества учащихся

    Ученические конструкторские бюро организуются из учащихся старшего возраста с целью привлечения их к активному участию в творческой деятельности по производственной тематике учебного заведения, базового предприятия или для решения какой-либо иной технической задачи. В КБ выделяют: лаборатории технического творчества (8-10 человек), творческие бригады (3-4 человека), творческие группы (2-3 человека).

    Научные общества учащихся занимаются теоретической разработкой важнейших научно-технических проблем, изучением новинок литературы, анализом имеющихся материалов и разработкой концепций решения проблем.

    Творческие мастерские организуются, как правило, специалистами, обладающими специальным образованием и имеющими заслуги в определенной области. Основная задача таких мастерских – обучения конкретному виду деятельности, овладение практическими навыками в данной области, а также реализация творческого потенциала детей на основе самостоятельной деятельности в выбранной сфере.

    Основной групповой формой внеучебной работы учащихся остается кружок

    Типы кружков

    1. Подготовительные технические (для младших школьников), где учащиеся знакомятся с элементами техники и технологии, развивают начальные умения обработки различных материалов

    2. Предметные (научно-технические) – создаются на базе учебных кабинетов и мастерских. Целью их работы является расширение и углубление знаний, закрепление практических умений по различным предметам школьной программы

    3. Спортивно-технические – кружки, в которых школьники осваивают различные технические виды спорта (моделирование, спортивное ориентирование и др)

    4. Производственно-технические – создаются на базе мастерских для учащихся, интересующихся определенными отраслями и стремящихся получить профессию

    5. Кружки художественно-прикладного творчества.

    1. Организация и планирование работы кружка

    Кружок – добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к той или иной конкретной области техники и стремящихся заниматься практической деятельностью в этой области.

    Принципы организации работы кружка

    1. добровольность выбора вида деятельности

    2. регулярность работы кружка

    3. учет интересов учащихся при определении содержания работы

    4. посильность и завершенность работы

    5. результативность занятий кружка

    6. культура труда, эстетизация рабочей среды

    7. полезная значимость объектов труда

    8. безопасность и санитария условий труда

    Работа кружка ведется по трем уровням:

    — учащиеся первого года обучения – начинающие

    — учащиеся второго года обучения – основная группа

    — учащиеся третьего года обучения – группа повышенного уровня.

    Списочный состав кружка должен составлять не менее 15 человек.

    Занятия проводятся во внешкольных учреждениях – 2-3 ак. часа два раз в неделю; в школах определяется точное количество часов на год, занятия проводятся один раз в неделю.

    План работы кружка составляется руководителем на основе типовых программ в начале учебного года и утверждается руководителем учреждения, при котором организуется кружок.

    Структура плана

    1. общая (вводная часть)

      • указывается наименование кружка, год занятий, учебный год, № школы или наименование учреждения, при котором работает кружок, ФИО руководителя.;

      • формулируется цель создания кружка и задачи на данный учебный год,

      • указывается программа (положение, план), на основе которого ведется работа кружка,

      • отмечается когда и кем план утвержден, количество часов в неделю, общее число часов на год

    2. учебно-воспитательная работа

    Данный раздел разрабатывается на основе скорректированной типовой программы. Перечисляются темы, приводится график бесед и лабораторных работ, основые практические работы и время, отведенное на каждую из них, литература, необходимая для занятий, перечень объектов труда, список. необходимых материалов.

    Данный раздел лучше представить в виде таблицы

    Дата

    Тема

    Количество часов, в т.ч.

    Практическая работа

    Воспитательная работа

    Литература и пособия

    Материальное оснащение

    Теор.

    Практ

    1. методическая работа – совместное составление технологической документации, подготовка докладов, консультации для учащихся, разработка массовых мероприятий

    2. Массовые мероприятия (подготовка и проведение встреч, вечеров, конкурсов, олимпиад, выставок и др)

    3. Работа с родителями

    4. Хозяйственная работа (текущий ремонт инструментов и аппаратура, поддержание состояния помещения, изготовление наглядных пособий и др)

    На основе плана на год составляются планы отдельных занятий, в которых конкретизируется содержание работы, перечисляется необходимое оборудование и материалы, указывается литература, необходимая при подготовке и проведении занятий.

    Организация кружковых занятий имеет свою специфику.

    Каждый кружковец должен быть обеспечен

    -рабочим местом

    -технической документацией

    -материалами

    -инструментами

    -квалифицированной консультацией руководителя.

    Успешность кружковых занятий во многом зависит от укомплектованной материальной базы. Помещение для занятий должно быть светлым, теплым, оснащенным необходимым оборудованием и инструментами. В нем должны быть предусмотрены рабочие места для всех занимающихся и руководителя, место для хранения материалов, заготовок, полуфабрикатов и готовых изделий, место для хранения технологической документации, а также литературы. В помещении для занятий кружка желательно иметь стенды с образцами основных и вспомогательных материалов, стенд по технике безопасности, витрины с образцами лучших изделий и образцов и другим наглядным материалом. В кабинете обязательно наличие аптечки!

    Комплектование кружка следует начинать еще в конце предыдущего учебного года. При наборе учащихся в кружок необходимо анализировать наличие необходимых качеств у детей. При формировании кружка важен учет его возрастного состава – разбежка возраста не должна составлять более 3 лет, иначе это скажется на психологической атмосфере и темпе занятий. Немаловажны мотивы записи в кружок. Особо желательным является стремление ребенка к овладению определенной деятельностью, а также стремление к творчеству.

    Набор в конце учебного кода рекомендуется в связи с естественным отсевом учащихся, обусловленным угасанием интереса к деятельности. О начале комплектования в кружок лучше известить наглядно. Особый интерес при этом вызывает выставка лучших работ кружковцев, активные методы агитации.

    Основная работа по набору в кружок осуществляется в начале учебного года. При записи в кружок руководитель должен зафиксировать в журнале ФИО ребенка, № школы и класса, домашний адрес, ФИО родителей и место их работы. При отсеве более 40% учащихся в середине кода можно провести доукомплектацию, объявив дополнительный набор.

    Работа кружка строится в соответствии с определенным регламентом: занятия проводятся во внеучебной время, по стабильному расписанию

    Организация работы кружка строится на принципах самоуправления. В кружке дожжен быть выбран староста и актив, которые определяют основные задачи работы, разрешают конфликтные ситуации, координируют повседневную жизнь кружка и проведение массовых мероприятий.

    Важнейшим принципом работы является самообслуживание. На каждом занятии активом или старостой назначаются дежурные, которые раздают и собирают необходимые принадлежности и материалы, следят за порядком во время работы, убирают помещение по окончании занятий. При работе кружковцам необходима рабочая одежда (фартуки, косынки, нарукавники)

    Особое внимание руководитель должен обращать на соблюдение правил безопасной работы. Перед началом занятий должен быть проведен инструктаж по технике безопасность, о прохождении которого ребята делают отметку в специальном журнале. Вопросы безопасности должны затрагиваться и на каждом занятии. Руководитель и кружковцы должны владеть приемами первой помощи.

    gigabaza.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *