cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Цель взаимопосещения учителями уроков – Взаимопосещения уроков – один из видов корпоративного обучения.

Взаимопосещения уроков – один из видов корпоративного обучения.

Взаимопосещения уроков – один из видов корпоративного обучения.

«Если жить только для себя, своими мелкими

заботами о собственном благополучии, то от

прожитого не останется и следа. Если же жить

для других, то другие сберегут то, чему ты

служил, чему отдавал силы».

Д.С. Лихачев

Обмен профессиональным педагогическим опытом – важный вид методической работы и эффективный путь повышения уровня методической подготовки любого учителя. Продуктивность и качество такого вида обучения зависит, как минимум, от двух факторов:

1) степени осознаваемой учителем субъективной новизны посещенного урока;

2) умения видеть и осваивать новое, включать его в свою деятельность, соотнося со своими профессионально-личностными потребностями и возможностями.

При посещении урока с целью развития методической компетентности учителя решающее значение приобретает рефлексивная деятельность учителя как субъекта профессионально-личностного саморазвития. Главной целью посещения уроков является методическая учёба, повышение собственного профессионального уровня. Как любая учебная деятельность, она наиболее эффективна, если учитель тщательно подготовится к посещению урока коллеги, а во время урока будет внимательно наблюдать, фиксируя результаты своего наблюдения.

Исходя из своих затруднений, учитель решает, на что именно в методике урока при посещении он будет обращать особое внимание (проведение опроса, введение новых понятий, организация самостоятельной работы учащихся и т.д.).

После посещения урока необходимо осмыслить то, что записано на уроке, и   принять участие в обсуждении и анализе посещённого урока. В дальнейшем учитель будет активно осваивать опыт посещённых уроков: использовать информацию, приобретённую им в процессе посещения, осмысления и обсуждения урока, при подготовке и проведении своих уроков; творчески интерпретировать полученный опыт, исходя из собственных потребностей в развитии методической компетентности.

Таким образом, взаимопосещения уроков педагогами Волосовского муниципального района способствует эффективному обмену опытом работы между педагогами, повышению качества преподавания в школе, апробированию и введению инновационных форм и методов преподавания.

При посещении урока хорошо воспользоваться памятками для посещающих урок или картами посещения. Они могут подсказать, на что надо обратить внимание на уроке во время посещения.

Всем коллегам желаем крепкого здоровья, оптимизма, творческого поиска, удачных находок и успешных свершений задуманных дел, единства в отстаивании профессиональных интересов, талантливых и неравнодушных обучающихся.

С уважением, методисты муниципальной методической

службы МБУ ДО «Волосовский ЦИТ»

Примерная памятка – план анализа урока русского языка.


1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? 

2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержания и поставленной цели. 

3 Соответствие урока требованиям ФГОС: 
3.1. Ориентация на новый образовательный результат. 
3.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД 
3.3. Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и тд.) 

4. Содержание урока. 
4.1. Соответствие материала возрастным возможностям учащихся. 
4.2. Соответствие содержания урока требованиям программы. 
4.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. 

4.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи. 

5. Методика проведения урока. 
5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. 
5.2. Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни» — репродуктивный характер; «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку» — поисковый характер) 
5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. 
5.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение). 
5.5. Применение диалоговых форм общения. 
5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. 

5.7. Осуществление обратной связи. 
5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ. 
5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. 
5.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. 
5.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи. (наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен) 

6. Психологические основы урока. 
6.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. 
6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. 
6.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки. 
6.4. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. 

6.5. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. 

7. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. 

8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона)

 

infourok.ru

Материал на тему: Положение о взаимопосещении уроков

ПРИНЯТО

Педагогический Совет

Протокол №_____

от _______201 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ  № ______

от ______ 201  г.

 

Положение о  взаимопосещений уроков

в МКОУ «Кош — Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

 Общие положения

             

  1.  Настоящее Положение о взаимопосещений уроков является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности в МКОУ «Кош — Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и определяет порядок проведения и функции взаимопосещений уроков в школе.

1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:

—        обмен опытом работы между педагогами;

—        повышение качества преподавания в школе;

—        апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;

—  совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение  уроков взаимопосещений;

— выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

2. Организация и порядок проведения взаимопосещений уроков.

2.1. Уроки проводится в соответствии с учебным планом, планом методической работы, планом проведения открытых уроков.

2.2. План  проведения  рассматривается на заседании Методического совета или на заседаний методического заседания учителей школы и согласовывается с  заместителями директора  школы по учебно-воспитательной работе.

2.3. Задачей учителя, присутствующего на уроке взаимопосещения, является оценка эффективности применяемых технологий, методов,  педагогических находок, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

2.4.Для проведения урока взаимопосещения может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения  урока определяются учителем самостоятельно

3. Проведение урока.

3.1.Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке.

3.2. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее  подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

3.3. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

3.4. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели;  с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

3.5. Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока (Приложение 1).

  1. Каждый учитель обязан посетить не менее двух открытых уроков в год.

4. Обсуждение и анализ уроков взаимопосещений.

4.1. Обсуждение урока проводится в день его проведения или сразу после урока.

4.2. Цель обсуждения — оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

4.3. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:

  • соответствие программе;
  • методическая проработка плана и хода урока;
  • полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
  • доступность и оригинальность подачи материала;
  • методы и приемы организации деятельности учащихся;
  • мотивация деятельности учащихся;
  • разнообразие используемых технических и программных средств;
  • соответствие итогов поставленной цели;
  • тиражируемость (возможность использования коллегами).

4.4. Все присутствующие на уроке сдают заполненные Листы взаимопосещения урока председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа  учебного занятия подводятся итоги посещения.  При положительном опыте и возможности использования  коллегами, Методический совет принимает решение о его внедрении  в педагогическую практику.

Приложение 1

ЛИСТ ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ УРОКА

  Дата  «____» __________  20___г.                Класс          _______   _______

  Предмет         _______________________________

  Учитель        _______________________________

  Посещающий_______________________________________________
                                                                                 ФИО                                                               должность

Цель посещения____________________________________________________                                          __________________________________________________________________
Тема урока  _______________________________________________________                              ___________________________________________________________________

Цели урока______________________________________________________

___________________________________________________________________
Оборудование______________________________________________________________________________________________________________________

Всего учащихся по списку __________чел. Присутствовало  _________ чел.

Формат урока

Проявление на уроке

Комментарии

да

частично

нет

Содержание урока:

  • Соответствие возрасту обучающихся
  • Практическая направленность
  • Метапредметность содержания

Организация урока:

  • Целеполагание
  • Характер учебных заданий
  • Мотивация обучающихся
  • Степень самостоятельности
  • Коммуникация учащихся
  • Характер домашнего задания

Результаты урока

  • Формирование УУД (Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные)
  • Уровень рефлексии
  • Система оценивания

Образовательное пространство

  • Формирование ИК-умений обучающихся
  • Работа с текстом
  • Парные и групповые формы работы
  • Методы активного обучения
  • Современные технологии
  • Нестандартная форма

Личные впечатления  от урока_________________________________________

_____________________________________________________________________________Выводы, предложения и рекомендации____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________Посетил(а)     ____________________   /________________________                                

nsportal.ru

Справка по итогам проверки взаимопосещения уроков

СПРАВКА

по итогам проверки взаимопосещения уроков учителями-предметниками

Цель: проверить взаимопосещение уроков учителями-предметниками, в целях контроля соблюдения графика взаимопосещения, результативности данной формы.

В целях реализации плана ВСОКО на 2018-2019 учебный год 09-30 октября

была проведена проверка соблюдения графика взаимопосещения уроков учителями-предметниками.

Основными целями и задачами взаимопосещений являются:

— обмен опытом работы между педагогами;

— повышение качества преподавания в школе;

— апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;

— совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение уроков взаимопосещений;

— выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

По итогам проверки взаимопосещения выявлено:

Взаимопосещение уроков проводится в соответствии с планом методической работы, планом проведения открытых уроков.

Все учителя посещают уроки соответственно графику взаимопосещений.

Учителя, присутствующие на уроке дают оценку эффективности применяемых технологий, методов, педагогических находок, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

Для проведения урока взаимопосещения используются любые виды учебных занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения урока определяются учителем самостоятельно. Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее  подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

К сожалению не всеми педагогами соблюдается педагогический такт: не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

Приглашенные в процессе наблюдения прослеживали: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели;  с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока.

На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа учебного занятия подводятся итоги посещения. При положительном опыте и возможности использования коллегами, Методический совет принимает решение о его внедрении в педагогическую практику.

Рекомендации:

  1. Учителям-предметникам продолжать посещение уроков в соответствии с графиком взаимопосещения уроков.

  2. При посещении урока, соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

  3. Использовать в своей работе положительный опыт коллег.

Методист ШМО: Л.Б. Арсанукаева

infourok.ru

Посещение уроков у коллег – один из видов методической учёбы учителя

Посещение уроков у коллег – один из видов методической учёбы учителя

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Тетерина Людмила Николаевна

Обмен опытом – один из наиболее важных видов методической работы и эффективный путь повышения  уровня методической подготовки любого  учителя. Обмен опытом может осуществляться через посещение уроков у коллег. Однако продуктивность таких посещений зависит, как минимум, от двух факторов:

1) от степени осознаваемой учителем субъективной новизны посещенного урока;

2) от умения видеть и осваивать новое, включать его в свою деятельность, соотнося со своими профессионально-личностными потребностями и возможностями.

Посещать уроки у коллег можно только с их согласия и по предварительной договорённости.

При посещении урока с целью развития методической компетентности учителя решающее значение приобретает рефлексивная деятельность учителя как субъекта профессионально-личностного саморазвития. Нельзя забывать, что главной целью посещения уроков учителем является методическая учёба, повышение собственного профессионального уровня. И как любая учебная деятельность, она наиболее эффективна, если учитель  тщательно подготовится к посещению урока у коллеги, а во время урока будет внимательно наблюдать, фиксируя результаты своего наблюдения.

Исходя из своих затруднений, учитель решает, на что именно в методике урока при посещении он будет обращать особое внимание (проведение опроса, введение новых понятий, организация самостоятельной работы учащихся и т.д.).

После посещения урока необходимо осмыслить то, что записано на уроке и   принять участие в обсуждении и анализе посещённого урока . Если обсуждение урока не организуется, посещающему урок коллеги педагогу всё равно надо узнать мнение самого учителя об уроке, задать ему вопросы о том, что в уроке осталось не совсем ясным, поделится собственными впечатлениями.

В дальнейшем учитель будет активно осваивать опыт посещённых уроков: использовать информацию, приобретённую им в процессе посещения, осмысления и обсуждения урока, при подготовке и проведении своих уроков; творчески интерпретировать полученный опыт, исходя из собственных потребностей в развитии методической компетентности.

Таким образом, цель деятельности, связанной с посещением уроков педагогом  у своего коллеги, заключается в том, чтобы заимствовать положительный опыт и учиться на чужих ошибках.

При посещении урока хорошо воспользоваться памятками для посещающих урок или картами посещения. Они могут подсказать, на что надо обратить внимание на уроке во время посещения.

Примерная памятка анализа урока русского языка.

 

Учитель______ Класс_______ Тема_______

 

I.СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Правильность освещения темы урока, формулировка определений и выводов, сделанных на уроке.

2.  Воспитательная и образовательная ценность дидактического материала.

3.  Культура речи учителя и учащихся.

 

II. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1. Методы и приемы изучения нового материала, закрепление пройденного и про­верка, рациональность их применения.

2. Виды упражнений и эффективность их использования.

3. Эффективность использования наглядных пособий.

4. Приемы объяснения домашнего задания и места его на \роке.

5. Осуществление на уроке задач формирования грамматической базы учащихся (работа по развитию орфографической и пунктуационной зоркости).

6. Осуществление на уроке задач развития связной речи учащихся.

7. Осуществление на уроке принципов развивающего и воспитывающего обуче­ния.

8. Выявление знаний учащихся, правильность и мотивированность оценок.

9. Подведение итогов урока.

III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА АНАЛИЗА УРОКА.

1. Поведение учителя на уроке, внимание к классу и отдельным учащимся, манера обращения с детьми.

2. Организация   классного   коллектива   на   воспитание   положительных   мотивов учащихся.

3. Реакция учащихся на применение учителем новых приемов и видов работ.

4. Степень активности и самостоятельности учащихся на протяжении всего >рока и на отдельных этапах.

IV. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО УРОКУ.

1. Достигли урок цели?

  1. Насколько рациональны пути ее достижения?

3.  Общее содержание материала, характер его освещения, соответствие требова­ниям современной науки о языке.

4. Методика построения (принципы, формы, методы и приемы).

5. Закономерность и эффективность урока в целом.

 

V. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

Памятка анализа урока литературы.

 

Учитель ___________ Класс _____________Тема ________________

 

1. Правильно ли определена цель урока и выбраны средства ее достижения?

2. Как осуществляется идейное, нравственное и эстетическое воспитание учащих­ся?

3. Соблюдается ли принцип единства формы и содержания при анализе литера­турных произведений? Какими путями он осуществляется?

4. Насколько хорошо учащиеся знают тексты изучаемых произведений?

5. Какими путями учитель пользуется при освещении основных проблем в творче­стве разных писателей?

6. Привлекаются ли смежные виды искусства для более глубокого понимания ос­новной идеи произведения или исторической закономерности и достоверности событий, раскрытых писателем, поэтом?

7. Какое место на уроках литературы имеют технические средства и наглядность?

8. Связаны ли занятия с усвоением богатства родного языка, обогащением речи учащихся, обучением выразительности речи?

9.  Как учащиеся овладевают основными понятиями теории литературы?

10. Как учитель руководит внеклассным чтением, отводит ли специальные уроки с этой целью?

11. Насколько ярка, эмоциональна и выразительна речь самого учителя?

12. Какая работа ведется по подготовке к письму, сочинению или устным расска­зам, выступлениям как на уроке, так и в порядке домашних заданий?

13. Уделяется ли внимание повторению теоретических понятий?

14. Каким образом устанавливается связь с изученным уже ранее произведением?

15. Выводы и предложения.

В то же время при посещении уроков у коллег надо помнить, что коллега, у которого Вы посещаете урок, такой же учитель, как и Вы. И разрешение на посещение его урока он даёт добровольно, никто его не может обязать это делать.  При этом он очень волнуется. Поэтому здесь надо учитывать и психологический аспект процесса посещения. Все Вы хорошо помните свои чувства, когда кто-то присутствует у Вас на уроке. И страх, и боязнь сделать что-то не так, и смущение, и готовность покивать головой на чей-то лестный отзыв, и обида на несправедливое замечание, и сокрушение по поводу очевидных промахов. Чтобы благополучно избежать недоразумений, недопонимания и не принести коллеге лишних тревог, воспользуйтесь простыми советами:

1. Каким бы странным и непонятным ни был урок, попробуйте заметить в поведении учителя такие особенности, которые обнаруживают, что ему самому интересно, найдут ли дети ответ, выход или верное направление. Если это есть, урок удался.

2. Не судите об активности детей по резвости воздевания рук и их количеству. Активность в том, что и смех, и говор, и движение могут быстро сменяться рабочей внимательной тишиной, и  наоборот.

3. Как ни странно, личностно-ориентированный подход обнаруживается не только и не столько в том, даются ли индивидуальные задания, а в том, что задания легче и полезнее выполнять вместе с товарищами, чем в одиночку. Поэтому хорошо, если работа на уроке или часть её выполняются в группах. Если дети в классе спокойно и весело трудятся в компании , онизащищены от скандального пренебрежения или унижения, от завышенной самооценки. Это является украшением любого урока и показателем высокого качества работы учителя с классом.

4. Уровень компетентности класса, таланта и сообразительности каждого ребёнка лучше всего виден в смене дел, содержания и форм работы при отсутствии учительских разносов за глупость, нерадивость и бестолковость. Многие и разные задания, сменяя друг друга, позволяют детям проявлять свою находчивость, умения, способности.

5. И наконец, если Вы увидели талант другого, порадовались за него, то не становитесь ли и Вы талантливее сами?

ext.spb.ru

Положение о взаимопосещении уроков

ПРИНЯТО

Педагогический Совет

Протокол №_____

от _______201 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ______

от ______ 201 г.

Положение о взаимопосещений уроков

в МКОУ «Кош — Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Общие положения

    1. Настоящее Положение о взаимопосещений уроков является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности в МКОУ «Кош — Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и определяет порядок проведения и функции взаимопосещений уроков в школе.

1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:

— обмен опытом работы между педагогами;

— повышение качества преподавания в школе;

— апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;

— совершенствование профессио­нального мастерства педагогов че­рез подготовку, организацию и про­ведение уроков взаимопосещений;

— выявление учащихся, обладающих творческими способ­ностями, стремящихся к углубленно­му изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

2. Организация и порядок прове­дения взаимопосещений уроков.

2.1. Уроки проводится в соответствии с учебным планом, планом методической работы, планом проведения открытых уроков.

2.2. План проведения рассматривается на заседании Методического совета или на заседаний методического заседания учителей школы и согласовывается с заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе.

2.3. Задачей учителя, присутствующего на уроке взаимопосещения, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, педагогических находок, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

2.4.Для проведения урока взаимопосещения может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения урока определяются учителем самостоятельно

3. Проведение урока.

3.1.Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке.

3.2. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее  подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

3.3. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

3.4. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели;  с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

3.5. Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока (Приложение 1).

    1. Каждый учитель обязан посетить не менее двух открытых уроков в год.

4. Обсуждение и анализ уроков взаимопосещений.

4.1. Обсуждение урока проводится в день его проведения или сразу после урока.

4.2. Цель обсуждения — оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

4.3. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:

  • соответствие программе;

  • методическая проработка плана и хода урока;

  • полнота и разнообразие используемых материалов по теме;

  • доступность и оригинальность подачи материала;

  • методы и приемы организации деятельности учащихся;

  • мотивация деятельности учащихся;

  • разнообразие используемых технических и программных средств;

  • соответствие итогов поставленной цели;

  • тиражируемость (возможность использования коллегами).

4.4. Все присутствующие на уроке сдают заполненные Листы взаимопосещения урока председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа учебного занятия подводятся итоги посещения. При положительном опыте и возможности использования коллегами, Методический совет принимает решение о его внедрении в педагогическую практику.

Приложение 1

ЛИСТ ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ УРОКА

Дата «____» __________ 20___г. Класс _______ _______

Предмет _______________________________

Учитель _______________________________

Посещающий_______________________________________________
ФИО должность

Цель посещения____________________________________________________ __________________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________ ___________________________________________________________________

Цели урока______________________________________________________

___________________________________________________________________
Оборудование______________________________________________________________________________________________________________________

Всего учащихся по списку __________чел. Присутствовало _________ чел.

Формат урока

Проявление на уроке

Комментарии

да

частично

нет

Содержание урока:

  • Соответствие возрасту обучающихся

  • Практическая направленность

  • Метапредметность содержания

Организация урока:

  • Целеполагание

  • Характер учебных заданий

  • Мотивация обучающихся

  • Степень самостоятельности

  • Коммуникация учащихся

  • Характер домашнего задания

Результаты урока

  • Формирование УУД (Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Образовательное пространство

  • Формирование ИК-умений обучающихся

  • Работа с текстом

  • Парные и групповые формы работы

  • Методы активного обучения

  • Современные технологии

  • Нестандартная форма

Личные впечатления от урока_________________________________________

_____________________________________________________________________________Выводы, предложения и рекомендации____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________Посетил(а) ____________________ /________________________

infourok.ru

Положение о взаимопосещении уроков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Асекеевская средняя общеобразовательная школа»

Асекеевского района Оренбургской области

Утверждено:

приказом по школе

от 12.01.2015г. № 11

Согласовано

методическим советом

(протокол МС № 3 от 12.01.2015г.)

Положение о взаимопосещении уроков

1. Общие положения

  1. Настоящее Положение о взаимопосещении уроков является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности в МБОУ Асекеевская СОШ и определяет порядок проведения и функции взаимопосещений уроков в школе.

1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:

— обмен опытом работы между педагогами;

— повышение качества преподавания в школе;

— апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;

— совершенствование профессио­нального мастерства педагогов че­рез подготовку, организацию и про­ведение уроков взаимопосещений;

2. Организация и порядок прове­дения взаимопосещений уроков.

2.1. Уроки проводится в соответствии с учебным планом, планом методической работы, планом проведения открытых уроков.

2.2. План проведения рассматривается на заседании Методического совета школы и согласовывается с заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе.

2.3. Задачей учителя, присутствующего на уроке взаимопосещения, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, педагогических находок, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

2.4.Для проведения урока взаимопосещения может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения урока определяются учителем самостоятельно

3. Проведение урока.

3.1.Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке.

3.2. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее  подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

3.3. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

3.4. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели;  с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

3.5. Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока (Приложение 1).

    1. Каждый учитель обязан посетить не менее трёх открытых уроков в год.

4. Обсуждение и анализ уроков взаимопосещений.

4.1. Обсуждение урока проводится в день его проведения или сразу после урока.

4.2. Цель обсуждения — оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

4.3. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:

  • соответствие программе;

  • методическая проработка плана и хода урока;

  • полнота и разнообразие используемых материалов по теме;

  • доступность и оригинальность подачи материала;

  • методы и приемы организации деятельности учащихся;

  • мотивация деятельности учащихся;

  • разнообразие используемых технических и программных средств;

  • соответствие итогов поставленной цели;

  • тиражируемость (возможность использования коллегами).

4.4. Все присутствующие на уроке сдают заполненные Листы взаимопосещения урока председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа учебного занятия подводятся итоги посещения. При положительном опыте и возможности использования коллегами, Методический совет принимает решение о его внедрении в педагогическую практику.

Приложение 1

ЛИСТ ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ УРОКА

Дата «____» __________ 20___г. Класс _______ _______

Предмет _______________________________

Учитель _______________________________

Посещающий_______________________________________________
ФИО должность

Цель посещения____________________________________________________ __________________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________ ___________________________________________________________________

Всего учащихся по списку __________чел. Присутствовало _________ чел.

Проявление на уроке

Комментарии

да

частично

нет

Содержание урока:

  • Соответствие возрасту обучающихся

  • Практическая направленность

  • Метапредметность содержания

Организация урока:

  • Целеполагание

  • Характер учебных заданий

  • Мотивация обучающихся

  • Степень самостоятельности

  • Коммуникация учащихся

  • Характер домашнего задания

Результаты урока

  • Формирование УУД (Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Образовательное пространство

  • Формирование ИК-умений обучающихся

  • Работа с текстом

  • Парные и групповые формы работы

  • Методы активного обучения

  • Современные технологии

  • Нестандартная форма

Личные впечатления от урока_________________________________________

_____________________________________________________________________________Выводы, предложения и рекомендации____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________Посетил(а) ____________________ /________________________

infourok.ru

Взаимопосещение уроков учителями: анализ и образец заполнения

Взаимопосещение уроков – это важный этап карьеры для учителя, когда он от своего коллеги может почерпнуть важные знания или что-то показать сам, либо поделиться опытом с юными педагогами. Если проводить подобные мероприятия, то будет повышаться уровень методической подготовки самого учителя. Также педагоги могут посещать уроки друг друга по обоюдному приглашению.

От чего зависит качество и продуктивность урока?

Есть два фактора, которые напрямую влияют на продуктивность и качество обучения педагогов. Учитель должен обладать такими навыками:

  • Осознавать субъективность новизны посещаемого урока.
  • Уметь видеть и осваивать новое, а также включать его в свою деятельность и применять эти навыки в дальнейшем.

Рефлексивная деятельность учителя при посещении урока коллеги позволяет ему развить методическую компетентность. Таким образом, он самосовершенствуется, черпая для себя новые способы и инструменты обучения.

Именно повышение собственного профессионального уровня является главной целью посещения занятия другого учителя. Потому основная цель взаимопосещения уроков – это обмен опытом, а также получение нового импульса в дальнейшей профессиональной деятельности. Главным толчком для развития является внимательность и наблюдательность.

После посещения урока учитель записывает разные моменты и после их анализирует. Если после этого он увидел изъяны в своей работе либо в работе коллеги, то он раздумывает, как усовершенствовать методику.

После посещения урока

После взаимопосещения уроков учитель должен осмыслить, что он записал в ходе проведения мероприятия, а также принять участие в анализе проделанной работы и подвести итоги. Дальше он должен активно осваивать опыт, который получил на посещенных уроках. Также учитель в дальнейшем может проводить опросы, анкетирование, вводить новые понятия и более эффективно организовывать процесс самостоятельной работы учеников.

Также это поможет в развитии методической компетенции. Если творчески интерпретировать полученный опыт, то можно найти и свои новые подходы в организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Подобная практика способствует эффективному обмену опытом работы между педагогами. Таким образом повышается уровень проведения учебного процесса в школе.

Если гости урока будут использовать карты посещения, то эффективность урока станет намного выше. Благодаря карточкам, коллеги могут подсказать учителю, на что стоит обратить внимание, а что лучше упустить в дальнейшем.

Анализ взаимопосещения уроков – структурные элементы

Для повышения эффективности таких мероприятий необходимо проделать огромную работу, где нужно составить план анализа урока. Он включает:

  • Основные цели.
  • Организация урока.
  • Соответствие занятия общепринятым требованиям.
  • Содержание урока.
  • Методика проведения.
  • Психологические основы.
  • Домашнее задание.
  • Новые элементы в педагогической деятельности учителя.

Секреты методики преподавания

Преподавание является уникальной наукой. Постичь ее можно только методом проб и ошибок. Если вы прослушаете даже тысячу лекций, вы все равно не сможете провести идеальный урок с первого раза, поскольку у вас нет достаточных навыков и умений. Только на практике педагог понимает, как работают те или иные методики. Также для каждого учителя эффективными будут свои приемы. Они бывают разные.

Чтобы усовершенствовать преподавание, необходимо посещать дополнительные занятия. В нашем случае – это взаимопосещение уроков между педагогами. Как считал известнейший педагог Макаренко, учитель должен не только учить, но и сам учиться.

Проблемы молодых педагогов

Взаимопосещение уроков учителями – это важный атрибут для их профессионального роста. Но есть проблема: молодые педагоги часто намеренно не посещают уроки своих коллег, объясняя это особенностями характера. Зачастую на занятия приходит администрация школы, поскольку обязывает должность. Также молодые учителя воспринимают проведение открытых уроков как наказание.

Также много чего зависит от условий работы в конкретно взятой школе. Всем известно, что взаимопосещение уроков — дело добровольное. Зачастую таким опытом обмениваются учителя, работающие в одной школе или в той, которая находится вблизи от дома.

Но иногда появляется информация о том, что в некоторых школах взаимопосещение уроков проводится на обязательной основе. С этой целью ведется специальный журнал, где и фиксируются такие занятия.

Как организовать подобное?

Процесс взаимопосещения уроков учителями выглядит так:

  • Педагоги самостоятельно разделяются на группы. Правда, чаще всего их объединяют трудовые отношения либо разного рода методические объединения. Но можно группироваться и учителям, которые трудятся в одном классе. Это лучше всего делать тем педагогам, которые работают в пятом либо в выпускном классе. Так будет проще найти взаимосвязь.

Также можно организовать специальную форс-группу, где лидером будет тот, кто окончил специальные курсы педагогического мастерства и делится с коллегами приобретенным опытом. Для этого он должен:

  • Поставить цель. При этом нужно ответить на ряд вопросов, среди которых будут разные наводящие вопросы самому себе. Что я дам сегодня ученикам? Зачем я иду на урок? Чем он закончится? Нужен ли он вообще? Какие методы и приемы нужно задействовать? Таких вопросов может быть множество. Их должна составлять объединенная группа учителей. Каждый учитель ставит цели с определенным уклоном.

Что в итоге?

Чтобы взаимопосещение уроков учителями было эффективным, необходимо разработать ряд рекомендаций. Например, в первой четверти можно сделать уклон на развитие новых технологий, во второй развивать критическое мышление, а в третьей заниматься проблемами отстающих учеников, а также давать дополнительные наставления для тех, кто имеет талант и может показать себя на местных олимпиадах по предметам либо отличиться на спортивных соревнованиях.

Также благодаря взаимопосещению, у каждого учителя организованной группы накапливается огромное количество материалов, где собирается большой объем методов и приемов по одному конкретному вопросу. Эту базу можно обрабатывать вместе, что позволит повысить компетентность каждого сидящего в группе учителя.

Для этого необходимо внедрить такую систему:

  • Составить график. Здесь нужно учитывать интересы и график работы каждого учителя. Кроме того, нужно прописывать окна. Ведь не каждый педагог может приехать в определенное время.
  • Облегчить задачу. Организатор таких собраний может предоставить готовые схемы для анализа уроков. Это упростит работу всех учителей при взаимопосещении уроков. Образец подобного документа будет представлен далее. Также бланки можно заполнять с помощью компьютера, чтобы не носить туда-сюда тонны бумаги.
  • Стимул. Чтобы учителя охотно посещали уроки своих коллег, необходимо вести журнал активности с рейтингом. Например, 10 баллов за проведение открытого урока, 5 — за мероприятие и т. д. Список можно продолжать до бесконечности. Самых лучших поощрять какими-то призами или денежным вознаграждением. Также приятным бонусом будут дополнительные отгулы.

Что стоит принять администрации на вооружение?

  • Организовать свободное посещение уроков. Это намного эффективнее, чем учитель будет просто просиживать 20 уроков в четверть и ничего не будет успевать. Администрация должна показать практическую значимость взаимопосещения уроков и всячески стимулировать педагогов.
  • Воспитывать доброжелательное отношение ко всем.
  • Требовать от учителя обязательного анализа. Если развернутой обратной связи не поступает, значит, педагог пришел отсидеть время, а не обменяться опытом с учителями при взаимопосещении уроков. Образцы документов, предоставленные педагогам, существенно облегчат их работу.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *