cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Буква е в начале слова обозначение звуков й и о презентация – Презентация «Буквы Ё, ё и звуки, которые они обозначают»

Содержание

Презентация — Звуки [й’о] и [’о] — Буква Ёё

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Звуки [й’о] и [’о]. Буква Ёё

Слайд 2

Слайд 3

ЖУК УЖИ СТРИЖИ ЕЖИ ЛЫЖИ ЖИРАФ ЕЖАТА ЖЁЛУДЬ ЖАБА ЖИР ДЖЕМ
СНЕЖИНКА ЖБАН ЛУЖА ЛОЖЬ ЖИЗНЬ ЖАЛО ЖАРА ЖОНГЛЁР ЖАЛОБА ЖАВОРОНОК ЖУРАВЛИ
ЖОКЕЙ ЖАЛОБА ЖУРНАЛ ЧИЖИ МОРЖ ЖИЛЫ РОЖКИ ЖИРОК ЖИВОТНОЕ РЫЖИК ХИЖИНА
ДРУЖИНА ПРУЖИНА КРУЖОК САЖА НОЖНИЦЫ ЖЕЛЕЗО СЕРЁЖКА ПРЯЖКА ПИЖАМА САЖЕНЬ НОЖКА

Слайд 4

Зашумлённый текст

Слайд 5

Стали дети играть в жмурки. Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может. Осторожно! – кричат ему. Лужа!

Слайд 6

Вверх ногами

Слайд 7

Первые снежинки Уже стали замерзать лужи. Закружились пушистые снежинки.

Слайд 8

Чтение текста через «решётку»

Слайд 9

Чиж У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. Пора тебе, чиж, петь. Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

Слайд 10

Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок А потом вприсядку, И опять вприсядку, Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три!

Слайд 11

Вставь пропущенную букву
снеж…нка шурш…т ч…сто ч…чело пруж…на
и
и
и
а
у
туч.. ворч…н задач… ж…знь ш…рокая
а
а
и
и
у

Слайд 12

Помоги Буратино вставить пропущенные буквы

Слайд 13

За водой идут- Песни звонкие поют. А назад идут- Слёзы льют.
ё

Слайд 14

Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж-отец, ежиха – мать И ребёнок… 
ё

Слайд 15

Ё ё

Слайд 16

ё
ё
ё

Слайд 17

Слайд 18

л
т
р
в
с
н
д
м
з
Б
Ё

Слайд 19

АЛФАВИТ

Слайд 20

Вася Ян Яков Лёня Костя Коля
Как зовут этого мальчика?
Лёня

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

ё
ё
ё

Слайд 25

Укажите место буквы Ё на ленте букв
а о у ы н м л р б в г д ж з
я и е п к т ш с ч
ЛЕНТА БУКВ
ь
ё

lusana.ru

Презентация. «Звуки [й*], [о], обозначение их буквой ё»

Презентация к уроку. Поможет лучшему восприятию.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. «Звуки [й*], [о], обозначение их буквой ё»»

Урок обучения грамоте 1 класс

Тема:

«Звуки [й], [о], обозначение их буквой ё»

Дымченко Елена Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №22»

г.Салават

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОВО

СЛОГ

ЗВУК

СОГЛАСНЫЙ

ГЛАСНЫЙ

ЗВОНКИЙ

УДАРНЫЙ

ТВЁРДЫЙ

ГЛУХОЙ

МЯГКИЙ

БЕЗУДАРНЫЙ

м

п

а

б

в

ф

н

о

к

г

р

у

т

д

л

э

ж

ш

й

ы

и

з

с

Ёжик топал по тропинке И грибочки нес на спинке. Ёжик топал не спеша Тихо листьями шурша . А навстречу ему скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка . В огороде чьем-то ловко Раздобыл косой морковку.

к

и

ё

ж

Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

Е и Ё — родные сестры,

Различить сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

18-го ноября 1784

День рождения буквы

Где же ЁЖ?

Убежал от друзей

Без оглядки.

Сказал:

— Поищите!

Играю я в прятки.

р ё т ё ж м е н ё ж к о ж ё с а ё ж п у

Хитрый ёжик-чудачок Сшил колючий пиджачок. Весь в иголках без застёжек,

На иглу нацепит ёжик- Что под деревом найдёт.

сли

ша

яб

ва

ло

гру

ко

гри

я

ды

бы

го

свернувшись

охотится

нападает

утеплённом

не двигается.

Когда?

Кого?

Что?

Как?

Где?

Почему?

ёж

под

жил

ёлкой

Ёж

под

жил

ёлкой.

ко

да

не

ёж

люч

На букву ё ты назовешь Три слова: ёлка , ёж и ёрш . И все ужасно колко.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме: Буква Е е. Звуки [й,э] [э]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]

1.Тип урока          Урок открытия нового знания.2.Цели урока       Учить звуковому и сравнительному анализу слов;          …

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам «Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е» , «Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я.»

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача…

Конспект урока обучение грамоте «Звук [й, э]. Буква Е е. Русская народная сказка»

Вашему вниманию, я представляю разработку урока обучение грамоте «Звук [й, э]. Буква Е е. Русская народная сказка». УМК Школа России…

Конспект урока по обучению грамоте на тему :»Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка.»1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :»Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка.»1 класс…

Технологическая карта урока обучение грамоте ««Звуки [й ‘э], [‘ э]. Буква Е е .»»

Конспект урока…

План — конспект урока обучение грамоте «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е» (УМК «Школа России»)

План — конспект урока обучение грамоте (УМК «Школа России») «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е&raquo…

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Тема: «Звуки [й ‘э], [‘ э]. Буква Е е .»

Технологическая карта к уроку Обученме грамоте…

nsportal.ru

Конспект урока+ презентация по русскому языку на тему «Буквы е, ё, ю, я и их работа в словах» 1 класс

Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их работа в словах.

Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Ё, Ю, Я (обозначают не только мягкость согласных, но и два звука).
Задачи: Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что буквы е, ё, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука. Способствовать развитию умения обобщать и делать выводы; использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление. Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.
Предметные результаты: устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными; определять «работу» букв е, ё, ю, я после согласных и в начале слова.

Метапредметные результаты: строить понятные для партнера высказывания; давать адекватную самооценку; слушать, оценивать друг друга; формулировать вывод по результатам наблюдений.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

— Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь и улыбнитесь гостям.

Ну а теперь за работу!

Чтобы работа на уроке была успешной, очень важно настроиться на рабочий лад. Готовы? Тогда начали! (слайд 2, 6 щелчков)

  1. Введение в тему урока. Чистописание.

– Назовите буквы, которые вы видите на экране: я, ё, ю, и, е. (Слайд 3).

— Что объединяет все буквы на экране? (Гласные, обозначают мягкость предшествующих согласных.) Попробуйте догадаться, какие буквы мы сегодня будем вспоминать на минутке чистописания? Посмотрите на доску и подскажите мне как можно продолжить начатую строчку?

Бяб, Вёв, Гюг,…

-Посмотрите на экран и вспомните, как надо сидеть за партой и держать ручку. (Слайд 5)

— Смотрим на экран. (Слайд 6) Можете назвать «лишнюю» букву? (И.)

— Почему? (Все остальные буквы могут обозначать два звука.) (Слайд 7)

— Когда эти буквы обозначают два звука? (Слайд 8)

  • в начале слова

  • после гласных

  • после разделительных ь и ъ ( по щелчку после ответов детей.)

— Какие два звука обозначают эти буквы? (Дети приводят примеры слов, которые начинаются с букв е, ё, ю, я и хором выделяют первые звуки.)

Е – й` э Ё – й` о Ю – й` у Я – й` а

(Слайд 9 после ответов детей.)

— Поэтому, как называются эти 4 буквы?

  1. Работа над материалом урока.

— Ребята, вы любите загадки? Я приготовила вам несколько загадок. Готовы отгадывать? Слушайте.

А) Игра «Четвёртый лишний». ( После отгадки каждой загадки, появляется рисунок, изображающий отгадку и записанное слово с пропущенными орфограммами. – Слайд 10.)

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса,

А зовут её … (Л…сица)

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (В..р..бей)

Не сказал бы ничего.

Всегда во рту,

А не прглотишь. ( …зык)

  • Нарисует облака,
    Маму , папу — моряка,
    Кошку, лошадь, экипаж
    Мой волшебный … .(К..р..ндаш)

В тетрадях появляется запись: Лисица, воробей, язык, карандаш.

Разделите слова на слоги. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Кто готов, поднимите руки. У кого были ошибки? (Слайд 11)

Вы только что делили слова на слоги, посмотрите на слова и подумайте, какое слово можно назвать лишним? Почему?

— Язык .

— Почему? Подчеркните его карандашом.

— Посчитайте количество букв в слове. Я считаю, что звуков в этом слове столько же, сколько и букв. А как думаете вы? Докажите свою точку зрения. (Дети должны доказать, что в слове язык буква я обозначает два звука.)

– Ребята, вы можете предположить, о чём пойдёт речь на уроке?

Тема урока: БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их работа в словах. ( Слайд 13.)

Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?

Закрепить знания о йотированных буквах.

  1. Физминутка.

Ну а теперь немного отдохнём и посмотрим какие вы внимательные. ( слайд 14)

5. Работа с учебником. (Слайд 15)

— Откройте страницу учебника 60 и найдите упражнение 8. Прочитаем задание.

— Так какую работу выполняют выделенные буквы? Какой гласный звук обозначают эти буквы?( В 1 столбике выделенные буквы обозначают гласный звук [а], во 2 столбике — [о], а в 3 — [э]. Почему для обозначения одинаковых звуков понадобились разные буквы? (Потому, что буква я обозначает не только звук [а], но и мягкость предшествующего согласного звука, а в других случаях и ещё один согласный звук.) (Слайд 16)

Прочитайте следующее задание. Т. е. вы сейчас будете выписывать по одному слову из каждого столбика, где выделенная буква обозначает не только гласный звук, но и мягкость предшествующего согласного звука.

Скажите, пожалуйста, есть ли в этих столбиках слова, где эти же буквы обозначают не один звук, а 2? Самостоятельно найдите и выпишите эти слова с новой строки через запятую.

В тетради появляется запись: Мяч, тётя, деревня.

Маяк, ёжик, ель.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа. Кто справился, поднимите руки. Нашли ли вы ошибки? Исправьте карандашом.

5.Закрепление.

А теперь на экране вы видите слова, написанные через запятую (Слайд 17)

Как вы думаете, это предложение? Почему? Что такое предложение? Кто догадался, какое предложение рассыпалось? (Слайд 18)

Запишите это предложение к себе в тетрадь с красной строки. Поднимите руку, кому не понятно задание. Приступайте к выполнению.

Осуществляется индивидуальная помощь учащимся, которым она необходима. (Слайд 19)

Есть ли в нашем предложении слова, в которых встречаются буквы, о которых мы сегодня говорили? Какие это слова? Сколько звуков обозначает буква е и ю в слове землю, в слове осветило? Почему? А сколько звуков обозначает буква е в слове ласковое? Почему?

6.Итоги урока.

Итак:

— Какие звуки обозначает ё в слове ёрш? (Слайд 20)

а) о б) й э в) й о г) э

Почему?

— Какие звуки обозначает буква е в слове мел? (слайд 11)

а) э б) й э в) й о

Почему?

7. Рефлексия – А теперь продолжите данные фразы: ….( слайд 12)

— Ну а сейчас выберите то предложение, которое вы считаете подходит именно вам.

(слайд 13) — Спасибо за урок!

infourok.ru

Презентация для начальных классов «Буквы Е, Ё, Ю, Я»

1. Организационный момент

Игра «Звуки и буквы, их обозначающие»

Учащиеся по карточкам должны найти пару звуку – его букву. Распределение учащихся в пары.

2. Актуализация знаний.

Опрос домашнего задания

1. «Мини — тест»

По пройденному материалу. Тонкие и толстые вопросы. (Работа в парах)

2. Повторение пройденного материала по принципу – Я начинаю предложение, а вы должны его закончить.

1. То, что мы говорим – это…

2. Мы слышим и произносим — …

3. Пишем и читаем …

4. Гласные отличаются от согласных тем, что…

5. Гласных букв в русском языке — …

6. А гласных звуков — …

3. Реализация

На этом уроке мы узнаем о том, что могут обозначать буквы Е ё ю я.

Эти буквы появились в русском алфавите не случайно. Они выполняют особую роль.

Вы уже знаете, что согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Давайте рассмотрим первый пример:

Сравним пары слов по произношению: лук – люк, мал – мял, нос – нёс.

1) Что вы заметили? Первый согласный звук твёрдый – во втором мягкий.

Запомните Буквы е ё ю я после согласного указывают на его мягкость. (слайд 2)

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы е ё ю я после согласных:

Мяч – звук а лес – звук э мёд – звук о Люба — звук у

Вывод: Буквы е ё ю я после согласного обозначают 1 гласный звук, и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

А теперь мы узнаем об ещё одной особенности этих букв. Очень часто буквы е ё ю я стоят первыми. Что же происходит с ними в этой позиции?


 

Давайте рассмотрим пример (слайд)

Назовите предметы: ель, яблоко, юла, ёжик

Ель, буква е обозначает 2 звука, яблоко буква я обозначает 2 звука , юла буква ю обозначает 2 звука , ёжик буква ё обозначает 2 звука.

Мы узнали, что в начале слова буквы е ё ю я обозначают 2 звука. Буква е звучит как йэ ….

Теперь давайте рассмотрим примеры, когда буквы е ё ю я стоят после ъ и ь знаков

Деревья – буква я стоит после ь знака и обозначает 2 звука

Подъезд – буква е после твёрдого знака обозначает 2 звука йэ

Произнесите слова. Определите какие звуки обозначают буквы е ё ю я (слайд):

Колья Съёмка Съезд Вьюга пьёт

Это задание помогло нам узнать о том, что буквы е ё ю я обозначают 2 звука, если стоят после ъ и ь знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что обозначают буквы е ё ю я, если стоят после гласной.

Перед нами маяк. В этом слове буква я стоит после гласной а, буква я обозначает 2 звука йа.

Яблоко какое? Красное.

Запомните: гласные буквы е ё ю я обозначают 2 звука, если они стоят:

1) в начале слова (юг, яма)

2) после гласных (заявка, поют)

3) после ъ и ь (въезд, вьюнок)

Буквы е ё ю я получили название йотированных гласных, потому что в некоторых позициях они обозначают 2 звука, первый из которых звук й

А теперь давайте закрепим полученные знания, выполнив задания.

ФИЗМИНУТКА

Задание№1

Запишите слова в 2 столбика:

Первый столбик, где буквы е ё ю я обозначают 1 звук, во второй столбик – 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие

Проверим правильность выполнения задания: В первый столбик попали слова : ветка Петя Алёша мята берёза люстра

Буквы е ё ю я обозначают 2 звука

 пьёт поют друзья съели синие

Задание№2

Выпишите в первый столбик слова, в которых буква я указывает на мягкость согласного звука, во второй столбик – обозначает 2 звука:

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, рябина, швея

Проверим правильность выполнения задания. В 1 столбик попали слова: тянуть Петя мяч Аня рябина

Во второй столбик:

яркий деревья ясно растения ястреб швея

Задание №3

Подчеркните буквы, которые обозначают 2 звука:

Мы едем, едем, едем,

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания

 На этом уроке мы с вами узнали о том, что буквы е ё ю я могут обозначать 1 звук и указывать на мягкость согласного звука. Так же эти буквы могут обозначать 2 звука если они стоят: в начале слова, после гласных, после ъ и ь.

На этом наш урок окончен.

Рефлексия (заполнение таблицы).

videouroki.net

презентация по русскому языку «Буквы е,ё,я,ю и их функции в слове» 1 класс

Русский язык 1 – Б класс Учитель: Исмаилова Э.Р.

Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

 

Цель   урока:  Отрабатывать умение учащихся дифференцировать функции букв Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове;

развивать память, внимание, логику мышления, устную речь на каждом этапе урока; воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.

 

 

Задачи:

 -добиться усвоения темы «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове»

-развивать речь, аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию

-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе

-активизировать творческие способности учащихся.

 

Оборудование  к  уроку: карточки с буквами,  опорные  таблицы по  теме.

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 

Организационный  момент.  Эмоциональный  настрой учащихся.

 

 

 

 

 

— Добрый день! — тебе сказали.

— Добрый день! — ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Здравствуйте дети, Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Откройте тетради, 2 строчки вниз пропускаем , по — середине запишите число и месяц  ,классная работа.

 

 

 

 

 

Приветствие учителя и гостей.

Открывают тетради и записывают.

 

9 апреля, Классная работа.

 

 

2

Введение в тему.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация  знаний. Постановка проблемы.

 

1.Минутка чистописания.
Какие буквы вы прошли на прошлом уроке?(вспоминаем)

— внимание , глаза на доску (пишу буквы яеёю на доске в строчку, соединёно)
-что дальше будем делать? Как вы думаете?
-а почему это словарные слова?
(пишу на доске слово Словарь:)
— а какие словарные слова вы знаете?
вызываю ребёнка к доске и он вставляет пропущенную орфограмму, ставит ударение (воробей)
-какие ещё слова? ( ученик ) (ребёнок выходит к доске и записывает это слово)
-какое ещё слово знаем? (ученица)

-с каким словом вы ещё знакомы? (соловей)

-итак, открываем учебник, с 61.
-что первое бросилось в глаза, какое слово?
-давайте запишем ещё одно новое словарное слово у себя в тетрадках, и поставим ударение, на какой слог падает ударение в этом слове?

-и что же нужно поставить в конце предложения?
-это новое слово вам нужно знать и выучить.

-а давайте составим предложение с этим словом, кто может составить?

-сколько вы уже знаете словарных слов? Посчитайте.

-скажите, сколько букв в алфавите?
-сколько букв обозначают гласные звуки?
-сколько букв обозначают согласные звуки?
-какие буквы не обозначают звука?                                

Настраиваются на урок.

Е, Ё, Ю, Я

 

 

Писать словарные слова.

-Потому, что их нельзя проверить.

Дети записывают в тетради слово Словарь:

-Ученик, ученица, собака,сорока,деревня.

-Ударение падает на 3 слог, мы видим сочетание Оро.

— ударение падает на 3 слог.

-ударение падает на 3 слог.

-ударение падает на 2 слог.

 

Деревня (Слайд )

 

-ударение падает на 2 слог

 

-точку

 

 

Дети придумывают предложение и записывают в тетрадке.

16 словарных слов
33

10

21

Ъ, Ь

 

3

Работа  по  теме  урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы повторим то, что знаем о гласных звуках и буквах. Вместе постараемся определить признаки гласных звуков, узнаем о функциях букв Ее, Ёё, Юю, Яя.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и баюкать,

Но не желают шипеть и молчать.

 

Гласный звук состоит только из голоса.

При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.

 

Гласный звук образует слог: у|че|ник.
-Назовите гласные звуки.

-Назовите буквы для обозначения гласных звуков.

Скажи, чего больше: гласных звуков или букв, которые их обозначают.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с буквами — «именинницами», которые имеют  секреты.
Хотите  узнать  эти  секреты? Тогда  будьте  очень  внимательны.

 

1)Первый  секрет вы  сможете  открыть  прямо  сейчас. Вам  нужно  только  назвать эти  буквы по  именам.

 -О каких же знакомых буквах идет речь?

Я буду показывать их,  а  вы  хором  называть (показываю  только  строчные  буквы е, ё, ю, я)

-Сколько  звуков  услышали  в  имени  каждой  буквы?

-Вот  это  и  есть  первый  секрет. В названиях  букв е. ё, ю, я слышится по  два звука.

-Какой первый звук прячется в названиях букв е, ё, ю, я?

 

 

2)Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов» .

 Вы должны читать хором слова, появляющиеся на доске. На доске пишу сначала слово пел. Стираю букву п, а вместо неё пишу м. Дети читают слова мел, стираю букву м, и пишу букву с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква е. Стираю букву с, и дети читают слова ел.                                                         

 — Что обозначает слово ел?                                                              

 — Какой звук обозначает буква е в слове ел?

 

— Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и …..

 

 

-Посмотрите как пишутся заглавные буквы Е, Е, Ю, Я. Постарайтесь их запомнить.

 -А для чего нам нужны эти заглавные буквы?

 -Давайте вспомним нашу рифмовку

 «Имена, фамилии, клички, города.

 Все с заглавной буквы

 Пишутся всегда»

 

 

3)Третий секрет этих букв  я, е, ё, ю заключается в том, что они смягчают предыдущий согласный звук:

Сяду [с’а́ду], сел [с’э́л], осёл [ос’о́л], сюда [с’уда́];
— сейчас поиграем в игру, я вам бросаю мяч, а вы мне называете слово, в которой буква Е, Ё , Ю, Я обозначает 2 звука.
4)Выполняем упражнение8 стр 60

 

Физкультминутка

Упражнение 7, стр.60. Рассмотри записи.

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков? А когда один звук? Приведи примеры таких слов.

 

1.Тренировка в чтении.  

Упражнение 8, стр.60. Прочитайте слова.

Скажите, какую работу в словах выполняют выделенные буквы.

Выписать слова, где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

 2. Ёжик и ёлка похожи? Чем?

 

3. Работа по карточками.

Раздаю работы на листочках.
Выполняем задание на листочках.

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А, о, и, ы, у, э

А, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я

Букв больше, чем звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е (й, э), Ё (й, о), Ю (й, у), я (й, а)

 

два

 

 

Й

 

 

 

 

 

 

(в словах пел, мел, сел – слышим звук Э)

 

 

 

Действие

( Действие)

 ( В этом слове буква е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ]

(в словах эта буква может обозначать 2 звука).

 

 

 

( для записи имен, фамилий, кличек и т.д)

infourok.ru

Обучение грамоте «Звуки [йэ], [йо], [йу], [йа] и буквы Е, Ё, Ю, Я»

Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…

Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`]. Что вы о нём знаете?

Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ. Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

ЧАЙ

В конце этого слова есть звук [й`]  и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Печенье к ЧАЮ, в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука

Выполнить задание здесь

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков, если стоят:

ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.

В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо]. Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.

Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё.

А вот и сестрички — буквы Е и Ё.

 

 

Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:

РА, РО, РЕ, РЁ…

Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].

Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:

РЕКА — [Р`ЭКА]

 

1. И г р а   «Кто внимательный?»

1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.

2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)

3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)

 2. И г р а   «Угадайте сказку»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.

О т в е  т :  Емеля из сказки «По щучьему велению».

3. И г р а   «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван…   (ежевика).

*   *   *

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля…   (енот).

*   *   *

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно…   (елки).

*   *   *

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот…   (енот).

***

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его…   (ежиха).

*   *   *

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…   (ёжик).

*   *   *

Колюч, да не ёж.

Кто же это?..   (Ёрш.)

*   *   *

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?..   (Ёлки.)

4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

5. Найди спрятанные буквы Е и Ё.Обведи их.

6. Назови перечеркнутые буквы.

 

7. Определи букву в неправильном положении.

 

8. Добавь недостающий элемент буквы.

9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

10. Выдели знакомую букву.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё. Соедини их ниточками с ёжиком.

 

 

 

12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую — красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е  справа.

 

13. Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е.

14. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

15. Допиши букву Е. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.

17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.

18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.

19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?

20. Допиши букву Ё. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

21.

на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е.

22.

Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё. 

23. И г р а  «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:

ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.

О т в е т  :  лиса, река, ели, село, лает.

24. И г р а  «Волшебная цепочка». Измените одну букву.

Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

25. И г р а   «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:

1.  – е –   (Мел, лес, сел.)

2.  е – –   (Еда, ели, ела.)

3.  е – – –   (Енот, езда, ерши.)

4.  – е – –   (Лена, села, пела.)

26. И г р а   «Лесенка»

27. Игра  «Сквозная буква»

28. И г р а  «Малышки-коротышки»

Мы – малышки-коротышкиБудем рады, если тыПоразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты

 

Ель – мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, бретелька, вельвет, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, хмель, бельё, постель, сельдь, пельмени, газель, мельник, стелька.

Еда – беседа, среда, медаль, педаль, резеда, победа, торпеда.

29. И г р а   «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

– рш,   – жик,   – лка.

30. И г р а    «Сколько ёжиков?»

Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов

Убежал от друзей без оглядки.Сказал:– Поищите!Играю я в прятки.

Сначала в норе ёж укрылся

В одёжке.

Затем покатился клубочком

По стёжке.

Нашел под березкойКудряшки – серёжки.Решил подарить их

Мальчишке Серёжке.

А дальше?

А дальше и вы поищите.

Где ёж? Догадались?

Да он в алфавите!

А Б В Г Д Е Ё Ж З И…

 

 

31. И г р а   «Слово рассыпалось». Все слова должны начитаться с буквы Ё.

Кижё,   Шёр,   чаколё.

О т в е т : ёжик, ёрш, ёлочка.

32. И г р а   «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.

Ёлка, помнишь, под травой

Жил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка.     (Ёжик.)

33. Пишем буквы.

 

 

34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слияние [йу] обозначается буквой Ю.

 

1. Найди спрятанные буквы Ю. Обведи их.

2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

3. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Ю с правой стороны рисунка.

 

4. Соедини с буквой Ю только те предметы, названия которых с неё начинаются.

 

5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у  людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

 6. И г р а  «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

7. И г р а  «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю.
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

8. И г р а  «Найди слово»

1. Ле с е н к а .                             2. С к в о з н а я   б у к в а .

ю –                                                – ю – –

ю – –                                             – ю – – –

ю – – –                                          – ю – – – –

ю – – – –                                       – ю – – – – –

Возможный вариант ответа:               Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат.                             люди, дюшес, бюджет,

                                                                   тюльпан.

9. И г р а  «Превращение слов – волшебная цепочка»

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т : клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т : юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

10. И г р а   «Добавьте звук»

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

11. Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т :  люлька, люстра, рюмка, клюка

12.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква , с кольцом
К тиграм смело встал лицом.

Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.

 13. Пишем..

 

14. 

Слияние [йа] обозначается буквой Я!

 

1. Назовите слова на звук [йа].

2. Найди спрятанные буквы Я. Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.

5. Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.

 

6. И г р а  «Я» в квадрате»

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

 

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я.

О т в е т : Я добрался до конца.

7. Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

О т в е т : 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар,  2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

8. Ребусы

 

О т в е т :  семья, заяц, Ялта.

9.

Каждый знает:
Буква
Самая хвастливая

Закрась жёлтым карандашом те части, в которых ты видишь букву Я.

10. Чистоговорки

Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.

Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.

11. И г р а  «Слоговое лото»

Составьте слова из слогов: яб, бя, ля, мя, зна, та, ко, ло, ре, зем. (Яблоко, ребята, земля, знамя.)

12. И г р а  «Найди слово». Из букв следующих слов составьте новые слова.

Ярмарка – яр, марка, рама, кара, маяк.

Яблоко – я, блок, кол, око, бок, лоб.

13. И г р а  «Лесенка»

 

14. И г р а  «Подбери слово»

Акростих

Я ельником шла,

Гостинец нашла –

Отличный, отличный, отличный,

До самых краев

Корзина полна,

И свеж аромат земляничный.

О т в е т : ягодки.

 15. Пишем…

16. 

 

Пословицы и поговорки

1. Я – последняя буква алфавита.

2. Язык болтает – рукам мешает.

3. Язык острее мяча.

4. На языке мёд, а под языком – лёд.

  • Егерь — лесник
  • Егоза — вертлявый, подвижной, беспокойный человек.
  • Юбилей — торжество по поводу круглой даты (пятидесятилетия, столетия и т.д.).
  • Ювелир — мастер, изготовляющий ювелирные изделия.
  • Юмореска — шутливая, юмористическая история.
  • Юниор — молодой спортсмен
  • Юннат — Юный натуралист — участник кружка по изучению природы.
  • Юрист — специалист по правоведению, юридическим наукам.
  • Ябеда —  наговор, клевета.
  • Явление — Событие, случай.
  • Явь —  реальная действительность, то, что существует наяву.
  • Ягнёнок — это детеныш овцы
 

 

 

 

 

www.klass39.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *