Билибин иван яковлевич создал много произведений на тему – Художник Иван Яковлевич Билибин 16.08.1876-07.02.1942 » Перуница
Художник Иван Яковлевич Билибин 16.08.1876-07.02.1942 » Перуница
С детства мы знакомимся с творчеством Ивана Билибина, вступая в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением Мастера. Многие из его произведений настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что их происхождение кажется воистину народным, уходящим в глубь веков.
Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане»(1904-1905), «Сказка о золотом петушке»(1906-1907), «Сказка о рыбаке и рыбке»(1939) и многим другим.
Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.
Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир.
Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны.
И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.
Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.
Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его «Иван — твердая рука».
В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.
Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.
Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.
«Сказку о царе Салтане» И.Билибин иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И все-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезенных из Греции, Турции, Ирана, Италии.
А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента.
Лист с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Волну» Хокусаи.
«Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое.
Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.
И сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах – выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное, волшебное существо. А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.
В Петербурге, на Охте, стоит известный завод минеральной воды «Полюстрово». А когда-то на его месте было другое производство. Называлось оно «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Была в Питере ещё и просто «Бавария», да и вообще много пивоваренных заводов. А вот этот — мёдо-пивоваренный. И рекламные картинки, как оказалось, делал для них не кто-нибудь, а Иван Яковлевич Билибин.
Билибин был первым из художников, кто непосредственно создал детскую книгу, в основе которой лежит самый популярный вид литературы — народная сказка. Тематика, большой тираж, ясный, доступный изобразительный язык иллюстраций, «праздничный» характер оформления — все свидетельствует о том, что книги Билибина предназначались предельно широкому кругу читателей. Причем особая заслуга художника заключалась в том, что он не делал при этом скидок «на доступность». Его книги несут ту «благородную роскошь изданий», которая до этого была принадлежностью только «богатой» книги для избранных. Билибин первый из мирискусников применил обширный опыт изданий высокохудожественных книг для работы над детской книгой. Его примеру вскоре последуют и другие художники, в частности Александр Бенуа, создавший «Азбуку».
В текстовом сопровождении использовались материалы Павла Полуяна
www.perunica.ru
16 самых запоминающихся картин Ивана Билибина
Словосочетание «русская сказка» неизбежно рождает в нашей фантазии страшную Бабу-ягу в ступе, Василису Прекрасную с длинной косой, Ивана-царевича у поросшего мхом камня на перепутье. Все эти образы были рождены фантазией Ивана Билибина и врезались в нашу память так сильно именно благодаря его художественному мастерству. До сих пор сложно представить себе более подходящие иллюстрации для русских сказок — от народных вроде «Царевны-лягушки» до пушкинских «Руслана и Людмилы» и «Сказки о царе Салтане». «Мел» вспомнил самые известные работы Билибина, 140 лет со дня рождения которого исполнилось 16 августа.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Стиль Билибина узнаваем безошибочно: каждый образ предельно выразителен, каждая деталь — документально точное воспроизведение реального покроя одежды или наличника. При этом самый известный оформитель русских сказок мог и не стать художником.
Билибин окончил юридический факультет Петербургского университета, но любовь к живописи быстро взяла верх. Рисованию Билибин учился в школе Общества поощрения художеств, потом — в мастерской Ильи Репина, народное и декоративное искусство изучал в поездках по России, особенно по её Северу.
Всю взрослую жизнь Иван Билибин иллюстрировал русские сказки и былины, а также оформлял театральные постановки. Среди его работ: народные «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сказка о царе Салтане» и «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина, оперные спектакли «Золотой петушок» и «Садко» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки.
Иван Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, вместе с другими художниками создал Общество возрождения художественной Руси. Исследовал народное искусство в статьях для журнала «Мир искусства». Двуглавый орёл на монетах Центрального банка России — это тоже изобретение Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, а потом авторские права передал фабрике «Гознак». Иван Билибин дожил до блокады Ленинграда и умер в осаждённом городе.
«Иван-царевич и Жар-птица». Иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», 1899«Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги», Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1899«Баба-яга», Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900«Василиса Прекрасная и белый всадник», Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900«Красный всадник», Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900Заставка к сказке «Царевна-лягушка», 1899«Иллюстрация к присказке „Жил-был царь…“ из книги „Царевна-лягушка“», 1900«Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры», Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1901«Кощей Бессмертный», Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1901«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 1901«Вольга с дружиной», Иллюстрация к былине «Вольга», 1903«Во все время разговора он стоял позадь забора…», Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, 1904«Пир», Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, 1905«Звездочёт перед Дадоном», Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина, 1906«Царь Дадон перед Шамаханской царицей», Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина, 1906«Стрельчиха перед царем и свитой», Иллюстрация к сказке «Поди туда − не знаю куда», 1919В материале использованы фотографии с сайта artsait.ru.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как должны выглядеть иллюстрации в детских книжках
100 лучших новых книг для детей и подростков
Почему лучше читать книги на бумаге
mel.fm
Сказочные иллюстрации. Иван Яковлевич Билибин
- Литература
- Всё
Нобелевские лауреаты в литературе
Слова, слова, слова…
Литература
Повелительница снов. Главы 18, 19
13.06.2019
ОбществоЖурналист 2
12.06.2019
Литература05.06.2019
БеседкаА у Анны Павловны Шерер… Часть I
04.06.2019
Нобелевские лауреаты в литературеВопросы литературы. Часть III
08.06.2018
Нобелевские лауреаты в литературеЛауреатский случай. Часть ХVII
30.11.2017 Нобелевские лауреаты в литературеЛауреатский случай. Часть ХVI
21.11.2017
Нобелевские лауреаты в литературеЛауреатский случай. Часть ХV
15.11.2017
Слова, слова, слова…Журналист 2
12.06.2019
Слова, слова, слова…16.05.2019
Слова, слова, слова…Девушки-красавицы
22.03.2019
Слова, слова, слова…Давайте, напишем оперу. Часть IV
20.03.2019
- Всё
Нобелевские лауреаты в литературе
Слова, слова, слова…
Литература
- Общество
- Всё
История
Общественное благо
Познание
Общество
Журналист 2
12.06.2019
Общественное благоСтрашный, страшный Сталин… Часть II
11.06.2019
Общественное благоСтрашный, страшный Сталин… Часть I
06.06.2019
История31.05.2019
ИсторияПреображение. Феофан Грек
31.05.2019
ИсторияКитайский болванчик. Часть IV
30.05.2019
ИсторияПроторенессанс. Джотто
24.05.2019
ИсторияКитайский болванчик. Часть III
23.05.2019
Общественное благоСтрашный, страшный Сталин… Часть II
11.06.2019
Общественное благоСтрашный, страшный Сталин… Часть I
06.06.2019
Общественное благо Великая Отечественная (The unknown war)09.05.2019
Общественное благоПокровский С.Г., Козлов Е.С. — Именем Сергия…
08.05.2019
ПознаниеСтрашный, страшный Сталин… Часть II
11.06.2019
ПознаниеСтрашный, страшный Сталин… Часть I
06.06.2019
ПознаниеПреображение. Феофан Грек
31.05.2019
ПознаниеПроторенессанс. Джотто
24.05.2019
- Всё
История
Общественное благо
Познание
Общество
- На сцене
- Всё
Весь мир — театр
Ножка Терпсихоры
Одна музЫка
На сцене
14.06.2019
Одна музЫкаРусский соловей. Александр Алябьев
07.06.2019
БеседкаЗагадки нашего времени. Часть IV
14.05.2019
БеседкаМузы на пороге. Часть XI
18.04.2019
Весь мир — театрЗагадки нашего времени. Часть IV
14.05.2019
Весь мир — театрМузы на пороге. Часть XI
18.04.2019
Весь мир — театрМузы на пороге. Часть X
10.04.2019
Весь мир — театр12.03.2019
Ножка ТерпсихорыХрустальная мечта. Часть IV
20.07.2018
Ножка ТерпсихорыХрустальная мечта. Часть III
18.07.2018
Ножка ТерпсихорыХрустальная мечта. Часть II
17.07.2018
Ножка ТерпсихорыС триумфальным возвращением в Большой
03.07.2018
Одна музЫкаРусский соловей. Александр Алябьев
07.06.2019
Одна музЫкаЛео Делиб «Лакме»
15.02.2019
Одна музЫкаМужской романс
05.01.2019
Одна музЫкаНовые песни придумала жизнь.Часть II
19.12.2018
- Всё
Весь мир — театр
Ножка Терпсихоры
Одна музЫка
На сцене
- На экране
-
На экране
О сугубо личном
21.05.2019
На экранеЗагадки нашего времени. Часть IV
14.05.2019
На экранеЯнина Болеславовна Жеймо
01.03.2019
На экранеБорис Федорович Андреев
22.02.2019
На экранеГосподи, прости!
20.02.2019
-
На экране
- Архитектура
- Всё
Каменная летопись мира
История
Преображение. Феофан Грек
31.05.2019
ИсторияПроторенессанс. Джотто
24.05.2019
Каменная летопись мираЖивопись с огурцом. Часть II
20.06.2018
ИсторияКарты для победы
09.05.2018
Каменная летопись мираПреображение. Феофан Грек
31.05.2019
Каменная летопись мираПроторенессанс. Джотто
24.05.2019
Каменная летопись мираЖивопись с огурцом. Часть II
20.06.2018
Каменная летопись мираКарты для победы
09.05.2018
- Всё
Каменная летопись мира
История
- Вебинары
-
Вебинары
Вебинары июня
03.06.2019
ВебинарыВебинары мая
01.05.2019
ВебинарыВебинары апреля
27.03.2019
ВебинарыВебинары марта
25.02.2019
ВебинарыЛео Делиб «Лакме»
15.02.2019
-
Вебинары
- Беседка
-
Беседка
А у Анны Павловны Шерер… Часть I
04.06.2019
БеседкаКитайский болванчик. Часть IV
30.05.2019
БеседкаКитайский болванчик. Часть III
23.05.2019
БеседкаЗагадки нашего времени. Часть IV
14.05.2019
БеседкаКитайский болванчик. Часть II
07.05.2019
-
Беседка
- Вход
- Литература
- Всё
Нобелевские лауреаты в литературе
Слова, слова, слова…
Литература
Повелительница снов. Главы 18, 19
13.06.2019
ОбществоЖурналист 2
12.06.2019
ЛитератураПовелительница снов. Глава 17
05.06.2019
БеседкаА у Анны Павловны Шерер… Часть I
04.06.2019
Нобелевские лауреаты в литературеВопросы литературы. Часть III
08.06.2018
Нобелевские лауреаты в литературеЛауреатский случай. Часть ХVII
30.11.2017
Нобелевские лауреаты в литературеЛауреатский случай. Часть ХVI
21.11.2017
Нобелевские лауреаты в литературеЛауреатский случай. Часть ХV
15.11.2017
Слова, слова, слова…Журналист 2
12.06.2019
Слова, слова, слова…Давайте, напишем оперу. Часть V
16.05.2019
Слова, слова, слова…Девушки-красавицы
22.03.2019
Слова, слова, слова…Давайте, напишем оперу. Часть IV
20.03.2019
- Всё
Нобелевские лауреаты в литературе
Слова, слова, слова…
Литература
- Общество
- Всё
История
Общественное благо
Познание
Общество
Журналист 2
12.06.2019
Общественное благоСтрашный, страшный Сталин… Часть II
11.06.2019
Общественное благоСтрашный, страшный Сталин… Часть I
06.06.2019
ИсторияПреображение. Феофан Грек
31.05.2019
ИсторияПреображение. Феофан Грек
31.05.2019
ИсторияКитайский болванчик. Часть IV
30.05.2019
ИсторияПроторенессанс. Джотто
24.05.2019
ИсторияКитайский болванчик. Часть III
23.05.2019
Общественное благоСтрашный, страшный Сталин… Часть II
11.06.2019
Общественное благоСтрашный, страшный Сталин… Часть I
06.06.2019
Общественное благоВеликая Отечественная (The unknown war)
09.05.2019
Общественное благоПокровский С.Г., Козлов Е.С. — Именем Сергия…
08.05.2019
ПознаниеСтрашный, страшный Сталин… Часть II
11.06.2019
ПознаниеСтрашный, страшный Сталин… Часть I
06.06.2019
ПознаниеПреображение. Феофан Грек
31.05.2019
ПознаниеПроторенессанс. Джотто
24.05.2019
- Всё
История
Общественное благо
Познание
Общество
- На сцене
- Всё
Весь мир — театр
Ножка Терпсихоры
Одна музЫка
На сцене
Изображая Сиси
14.06.2019
Одна музЫкаРусский соловей. Александр Алябьев
07.06.2019
БеседкаЗагадки нашего времени. Часть IV
14.05.2019
БеседкаМузы на пороге. Часть XI
18.04.2019
Весь мир — театрЗагадки нашего времени. Часть IV
14.05.2019
Весь мир — театрМузы на пороге. Часть XI
18.04.2019
Весь мир — театрМузы на пороге. Часть X
10.04.2019
Весь мир — театрДавайте, напишем оперу. Часть III
12.03.2019
Ножка ТерпсихорыХрустальная мечта. Часть IV
20.07.2018
Ножка ТерпсихорыХрустальная мечта. Часть III
18.07.2018
Ножка ТерпсихорыХрустальная мечта. Часть II
17.07.2018
Ножка ТерпсихорыС триумфальным возвращением в Большой
03.07.2018
Одна музЫкаРусский соловей. Александр Алябьев
07.06.2019
Одна музЫкаЛео Делиб «Лакме»
15.02.2019
Одна музЫкаМужской романс
05.01.2019
Одна музЫкаНовые песни придумала жизнь.Часть II
19.12.2018
- Всё
Весь мир — театр
Ножка Терпсихоры
Одна музЫка
На сцене
- На экране
-
На экране
О сугубо личном
21.05.2019
На экранеЗагадки нашего времени. Часть IV
14.05.2019
На экранеЯнина Болеславовна Жеймо
01.03.2019
На экранеБорис Федорович Андреев
22.02.2019
На экранеГосподи, прости!
20.02.2019
-
На экране
- Архитектура
- Всё
Каменная летопись мира
История
Преображение. Феофан Грек
31.05.2019
ИсторияПроторенессанс. Джотто
24.05.2019
Каменная летопись мираЖивопись с огурцом. Часть II
20.06.2018
ИсторияКарты для победы
09.05.2018
Каменная летопись мираПреображение. Феофан Грек
31.05.2019
Каменная летопись мираПроторенессанс. Джотто
24.05.2019
Каменная летопись мираЖивопись с огурцом. Часть II
20.06.2018
Каменная летопись мираКарты для победы
09.05.2018
- Всё
Каменная летопись мира
История
- Вебинары
-
Вебинары
Вебинары июня
03.06.2019
ВебинарыВебинары мая
01.05.2019
ВебинарыВебинары апреля
27.03.2019
ВебинарыВебинары марта
25.02.2019
ВебинарыЛео Делиб «Лакме»
15.02.2019
-
Вебинары
litobozrenie.com
Иван Яковлевич Билибин. Выдающийся художник-иллюстратор
Сказка «Василиса Прекрасная» 1899
Кол-во 124 | Формат JPG | Разрешение 500х600 — 1700х2100 | Размер 42,2 Mб
Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.
Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.
Фрагмент портрета Ивана Билибина работы Бориса Кустодиева 1901
А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками. В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.
Сказка «Василиса Прекрасная» 1900
Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны.
Сказка «Василиса Прекрасная» 1900
Сказка «Василиса Прекрасная» Черный всадник 1900
Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника. Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Сказка «Василиса Прекрасная» Красный всадник 1902
«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» 1899
Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея. Сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах – выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное, волшебное существо. А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.
«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» 1899
Былина «Вольга» Вольга с дружиной 1903
В 1921 И.Я. Билибин покинул Россию, жил в Египте, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1931).
Голынец Г.В. И.Я.Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С.5
«Сказка о царе Салтане» 1904
Сказка «Марья Моревна» 1901
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1901
Сказка «Перышко Финиста Ясна-Сокола» 1900
Сказка «Царевна-лягушка» 1901
Концовка к «Сказке о рыбаке и рыбке»
Кол-во 124 | Формат JPG | Разрешение 500х600 — 1700х2100 | Размер 42,2 Mб
Скачать подборку книжных иллюстраций можно по ссылке DepositFiles
www.arteveryday.org
Истории об искусстве. Иван Билибин
Иллюстраторов детской книги много. Один из таких художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Но именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.
Родился он 140 лет назад 4(16) августа 1876 в имении Тарховка близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода.
Гениальность Билибина заключается в том, что он ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.
Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900). Но одновременно занимался в Рисовальной школе при ОПХ, в мастерской А. Ашбэ в Мюнхене, в школе М. К. Тенишевой у И. Е. Репина.
Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство.
Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название «билибинский», сделался популярным и породил немало подражаний.
Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах, тем более что Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины.
Правда, первой его работой в театре были декорации к средневековому мираклю «Действо о Теофиле» (1907). Затем он оформил оперные спектакли «Золотой петушок» (1909) и «Садко» (1914) Н. А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1913) и стал признанным театральным художником.
Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.
Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав.
Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками.
Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?).
Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами.
В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны.
В разгар революционных событий, осенью 1917 г., Билибин уехал из Петрограда в Крым, где владел участком земли, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии — оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма.
В 1925 г. переехал в Париж, где интенсивно работал — оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и леве Февронии» (1934) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (обе 1930), а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские.
В 1936 г. Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической мастерской ИЖСА в Ленинграде, в 1939 г. стал доктором искусствоведения. Тогда же художник оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» (1937) и «Полководец Суворов» (1939), выполнил иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр I» (1937) и к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1939). Сергей Эйзенштейн задумал привлечь его как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина не позволила осуществиться этой идее. Билибин Иван Яковлевич умер 7 февраля 1942 года — в первую же блокадную зиму в Ленинграде, от голода…
И сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах – выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное, волшебное существо. А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.
В заключение можно сказать, что Билибин был первым из художников, кто непосредственно создал детскую книгу, в основе которой лежит самый популярный вид литературы — народная сказка. Тематика, большой тираж, ясный, доступный изобразительный язык иллюстраций, «праздничный» характер оформления — все свидетельствует о том, что книги Билибина предназначались предельно широкому кругу читателей. Причем особая заслуга художника заключалась в том, что он не делал при этом скидок «на доступность». Его книги несут ту «благородную роскошь изданий», которая до этого была принадлежностью только «богатой» книги для избранных. Билибин первый из мирискусников применил обширный опыт изданий высокохудожественных книг для работы над детской книгой. Его примеру вскоре последуют и другие художники, в частности Александр Бенуа, создавший «Азбуку».
Русская живопись
График
Перуница
Художественно-исторический музей Арт Планета Small Bay
hystory.mediasole.ru
Билибин Иван Яковлевич. — Кусочки моей жизни…
Любите ли Вы сказки, так как люблю их я?Сказки я любила детстве, сказки я люблю и сейчас. В детстве я любила слушать, а затем и сама их читать. А так же, я очень любила рассматривать иллюстации к сказкам. Одним из моих любимых художников является Билибин Иван Яковлевич
Гораздо позже я узнала о его судьбе, а она итересна и достойна внимания, так же, как и его работы.
Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» стал активным его членом. В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации, в ставшем в последствии «билибинском» стиле, к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры.
Баба-Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Черный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Красный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1907)
и «Сказка о Золотом Петушке» (1910).
В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга»
а в 1911 — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза».
Заставка к сказке «Белая уточка»
Иллюстрация к сказке «Белая уточка»
Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»
Иллюстрация к сказке «Перышко Финиста Ясного Сокола»
Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»
Иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка».
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.
В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка«Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Г. Сологуба: «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».
Царь Горох. Обложка журнала «Жупел»
Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры. После Октябрьской революции 1917 Билибин уезжает из России. С 1920 он сперва живёт в Каире, затем в Александрии, а в 1925 обосновывается в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.
С годами он примиряется с советской властью. В 1935—1936 он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович». После этого, в том же 1936 году, художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.
Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стал подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
yassena.livejournal.com
Profile Name: история в фотографиях Entry Tags 1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, |
foto-history.livejournal.com