Арт терапия оригами – — — — KazEdu.kz
Искусство оригами в арт терапии для детей
Всем здравствуйте, читатели и гости сайта «Семья и детство». Сегодня рассмотрим тему — искусство оригами в арт терапии для детей. Через искусство человек познает окружающий мир и себя, находит силы жить дальше, двигаться вперед в трудные для него времена. Творчество является безопасным способом для снятия напряжения, боли, агрессии, для преодоления подсознательных конфликтов и внутренних переживаний.
В Японии, где распространена идея гармоничного сосуществования человека с самим собой, с природой и с другими людьми, для лечения различных патологических состояний широко применяется арт-терапия. Существует несколько видов арт-терапии: рисование; коллажи, лепка, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; сказкотерапия, художественная самодеятельность (игры, представления). При этом особая роль отдается известным во всем мире японским искусствам – каллиграфии и оригами.
По данным Института медицины при университете Тохоку, при изучении физиологии человека выяснилось, что занятие оригами увеличивает кровоток мозга, улучшая его работу. Из-за этого во многих домах престарелых в Японии открывают кружки, в которых обучают данному виду творчества. Лозунгом этих заведений являются следующие слова: «Получаем радость от знакомства с оригами три раза в жизни: в детстве, будучи родителями и в пожилом возрасте».
Оригами – это бумажное искусство, разновидность уникальной интеллектуальной игры, которая влияет на развитие образной, логической и эмоциональной сферы человека. В этом деле важно понять сущность предмета, его личность, его красоту, чтобы не просто скопировать увиденное, а додумать образ самостоятельно. Оригами является одним из важных факторов, который стимулирует предпосылки к творчеству, основанному на развитии воображения, креативного мышления, способности искать, изобретать, создавать что-то новое.
Кроме того, оригами способствует усовершенствованию коммуникативной сферы человека, воспитывает самостоятельность, ответственность, аккуратность, организаторские навыки, учит планировать последовательность действий, развивает эстетический вкус, заставляет целенаправленно идти к результату, дает богатые возможности для проявления фантазии, реализации творческого потенциала. Также надо отметить, что складывая бумагу, наблюдая, как она приобретает объем, мы знакомимся с удивительной японской культурой, чувством красоты, которое передается от поколения к поколению. Простое и доступное искусство оригами открывает нам новый неожиданный мир.
Таким образом, значение использования оригами в арт-терапии просто огромно. Сколько самых разнообразных петушков, аистов, зверей, кукол и цветов творят малые и взрослые, больные и сильные под руководством преподавателей оригами во всем мире. И результат не просто радует, а поражает каждый раз, особенно когда тяжелобольной ребенок или слепой старец в инвалидной коляске забывает в минуты творчества о своем горе, радуется чуду, созданному собственными руками!
Искусства оригами в арт-терапии для детей
Арт-терапевтическое значение искусства оригами по-настоящему уникально при лечении детей и причин такого положительного действия довольно много:
- Процесс создания фигурок напоминает фокус, который вызывает у малыша заинтересованность и радость. Благодаря этому исчезает барьер между ним и врачом, налаживается общение, возникает симпатия и доверие. Появляется мотивация, желание повторить увиденное и сложить что-то новое, более сложное, а затем продемонстрировать свое творение еще кому-то.
- Оригами объединило в себе и другие виды арт-терапии: игротерапию, цветотерапию и сказкотерапию.
- Начинать работу можно с детьми уже с трех лет, тем более что бумажное искусство развивает моторику, коммуникативные способности, учит концентрации внимания, стимулирует память. А также приучает к точности и аккуратности движений, ведь если складывать фигурку правильно, то она получится красивой, а для ребенка очень важен позитивный результат его работы. У школьников занятия способствуют развитию пространственного мышления, позволяют им наглядно изучить основы геометрии. Кроме того, обучаясь такому кропотливому искусству, дети любого возраста приобретают немаловажное качество – усидчивость.
- Популярность оригами состоит еще и в том, что это довольно доступный вид арт-терапии, ведь для занятий вам понадобится всего лишь бумага. Зато ребенок сможет создать огромное количество моделей любой формы и сложности.
Сами по себе многие фигуры несут в себе положительный и оздоровительный эффект.
В общем, бумажное искусство является настоящей находкой при решении педагогических и психологических проблем у детей, независимо от их возраста и наличия творческих способностей. Оригами помогает развить творческие способности у детей. К тому же оригами способно заинтересовать почти каждого ребенка, ведь он сможет создать собственными руками любую игрушку, а это превратит складывание бумаги из простого занятия в захватывающую игру. Всем пока, пока.
P.S. Используйте мои уроки оригами в арт терапии для детей
С Уважением, Екатерина Богданова
semya-i-detstvo.ru
Арт-терапия оригами | ИНТЕО
Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.
Традиционное японское искусство оригами — конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания — все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология и арт-терапия. Поэтому неслучайным является появление нового термина в арт-терапевтической практике — «образ жизни оригами».
Причин успеха занятий оригами в атр-терапии и организации досуга много. Это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли — из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым. Результат достигается быстро и это прогнозируемый позитивный результат. Если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этому – сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий. Есть возможность руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей. На занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным. Метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами уравновешивают психическое состояние человека, а сама форма некоторых фигур несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект.
Оригами обладают следующими психотерапевтическими свойствами:
- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
- повышают уровень интеллекта в целом;
- активизируют творческое мышление;
- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;
- улучшают память и глазомер.
Оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений: сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, маскам, и тому подобное), терапию средствами музыки, хорового пения и эвритмии с присущими им гармонией и ритмичностью движений, терапию цветом, когда используется разноцветная бумага.
Источник http://nsportal.ru
Оригами — новое направление в арт-терапии.
Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление — оригами.
Традиционное японское искусство оригами- конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания — все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология и арт-терапия . В наше время оригами как метод арт-терапии с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций. В материалах Первой международной конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами слуха, зрения, опорно-двигательной системы, пациентами психоневрологических диспансеров, психиатрических больниц, глухонемыми, онкологическими больными, а также социальной реабилитации наркоманов, алкоголиков и заключенных. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом. Поэтому неслучайным является появление нового термина в арт-терапевтической практике — «образ жизни оригами».
Занимаясь оригами, пациент становится участником захватывающего действия — превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку — цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние больного. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и врача с пациентом, что является особенно важным, если пациент — ребенок. Бывают случаи, когда дети, в состоянии страха, тревоги отказываются принимать еду или лекарства. Тогда на помощь приходит кукла в руках арт-терапевта и невозможное становится возможным. Такой же «волшебной палочкой» служит оригами. Но далеко не в каждой больнице найдется специалист по куклотерапии, в то время как складывание в технике оригами доступно практически всем, да и бумага есть всегда под рукой. Известны примеры успешного применения оригами даже в случаях аутизма. Известно, что сын Николая II, Алексей был болезненным и замкнутым ребенком с симптомами аутизма. Преподаватель из Англии, при помощи занятий оригами, не только сумел разговорить мальчика, но и повысил его интерес к английскому языку. Вот еще один пример со взрослым человеком: терапевт пытается привлечь внимание больного, листая перед ним красочный иллюстрированный журнал. Пациент безучастен. Тогда врач вырывает страницу из журнала, складывает из нее фигурку оригами, и пациент начинает проявлять к увиденному интерес, — контакт установлен. Эффект усиливается, если применить подвижные фигуры оригами, такие как прыгающая лягушка, каркающая ворона, журавлик, машущий крыльями и др. Такие бумажные игрушки интересны и взрослым и детям, особенно, если они сложены собственными руками. С ними, в условиях стационара, можно устраивать игры-соревнования для детей. А тем, кто ограничен в передвижении, будут доступны и поднимут настроение пальчиковый кукольный театр и сказки оригами, разнообразные головоломки из бумаги — все это внесет новые яркие цвета в серую действительность больничной жизни пациента. Врачи из разных стран мира, где уже более 20 лет используется оригами утверждают, что эти занятия значительно улучшают эмоциональное состояние больных, снимают депрессию, повышают уверенность в собственных силах, способствуют установлению дружеских контактов, что в целом улучшает психологическое состояние пациентов и делает лечение более эффективным. Уникальность арт-терапевтического влияния оригами заключается также в том, что человек, даже в условиях полной изоляции, имеет возможность вести диалог с собой, со своим интеллектом. Это приносит огромное удовольствие.
Артсинтезтерапия.
Артсинтезтерапия — комплексный метод групповой психотерапии, использующий синтез искусств. Рассматривается в качестве самостоятельного направления в лечебно-коррекционной работе, где владение техническими приемами разных видов искусств сочетаются со знаниями психопатологии и подчинены психотерапевтическим целям.
В АСТ используется 7 техник — искусств: упражнения в ассоциациях, живопись, стихосложение, театримпровизации, драматургия, риторика, сценическая пластика.
Для использования искусства в лечебных целях введены особые приемы практического обучения разным видам искусств. Обучение в АСТ принципиально отличается от традиционных методов, используемых в школах искусств и никогда ранее не применялось в арт-терапии. Информация о бессознательных переживаниях черпается из анализа продукции пациентов — картин, стихов, пьес, театральных этюдов, пластики и т. д. При этом синтез искусств, с его комплексом подходов и средств, позволяет задействовать весь накопленный потенциал человека в единстве его переживаний, поведения, когниций, мотиваций благодаря использованию разнообразных форм воздействия на личность пациента. Таким образом, методика выполняет как диагностическую, так и лечебную роль. Интенсивное стрессорное воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу по методу АСТ позволяет оптимизировать адаптационные возможности личности, причем изменения носят генерализованный характер.
-Упражнения в Ассоциациях — это выстроенный комплекс упражнений, использующий образы, символы, метафоры как косвенную форму психотерапевтического воздействия. С их помощью происходит закладка фундамента для выявления и развития способностей к творчеству: умения комбинировать факты новыми способами, представлять разнообразные варианты решений, искать новые пути.
-Занятия живописью в артсинтезтерапии опираются на идеи З. Фрейда и К. Юнга, утверждающих, что художественное творчество помогает облечь бессознательные переживания в зримые образы – выразить то, что неподвластно словам. Занятия живописью в АСТ строятся на отображении своих впечатлений и переживаний при помощи цветовых сочетаний. Поэтому одной из задач данного раздела методики становится развитие чувства цвета. Под чувством цвета здесь понимается сложное, обогащенное восприятие цвета, способствующее возникновению целой сети ассоциативных представлений, образов, эмоций. Для решения этих задач автором методики были разработаны особые технические приемы и навыки, например, способ смешения и наложения красок, названный «мерцающим мазком», и др. Благодаря этому обучающиеся довольно скоро научаются не подражать, не копировать, а искать свой колорит и свою индивидуальность, по выражению Врубеля: «искать заросшую тропинку к самому себе».
— Потребность ввести стихосложение в курс АСТ была обусловлена тем, что подавляющее большинство пациентов, приходящих на курс АСТ при описании своих эмоций и переживаний склонны употреблять стандартные, шаблонные фразы и банальные образы. В связи с этим нюансы внутреннего мира человека остаются скрытыми ото всех, даже от самых близких. Человек чувствует себя непонятым, в связи с чем возникает ощущение «хронического» одиночества. Основной терапевтический смысл занятий стихосложением в АСТ заключатся в развитии способностей вербально выражать самые разнообразные эмоции.
С первого занятия обучающиеся знакомятся с «техникой» стихосложения, направленной на обогащение языка. Одна из особенностей стихосложения в АСТ состоит в том, что использование рифмы на первых порах исключается. Все задания выполняются так называемым «белым стихом», но в заданных поэтических размерах: хорей, ямб, дактиль, анапест, и т.д. Упражнения по стихосложению не учат профессионально писать стихи. Они научат тонко и изысканно говорить о том, что человек чувствует. Ведь чем ярче и выразительнее он умеет описывать свои чувства, ем он понятнее и привлекательнее для окружающих.
— В психотерапии связь тела и эмоций изучается давно. По исследованиям В. Райха, (1949) если какие-либо чувства сдерживаются и подавляются, это приводит к постоянному мышечному зажиму. В психотерапии это называется «телесная броня», Со временем эта «броня» ведет к изменению личности – «броне характера». Это как карцер в тюрьме, куда не проникает луч света. Только здесь в человека не проникают новые эмоции. Поэтому пластичность и красота движений – не только эстетическая категория. Изящество, грация, чувство собственного достоинства… Это меньше всего внешнее, это суть человека, телом выраженная. Цель занятий пластикой в АСТ — убрать «телесную броню» и через гармонию тела найти гармонию души.
Пластика в той или иной форме присутствует на каждом занятии в течение всего 2-х летнего курса обучения. На первом этапе это простые танцы — полька, полонез, сиртаки, а также элементы пантомимы. Второй этап включает в себя сценическое фехтование. С его помощью можно вызвать состояние «боя»: это внутренняя собранность, умение концентрироваться, точно бить в цель, достойно парировать удары. Эти ощущения, вызванные движением, «умная» психика запомнит и присвоит. И тогда собранность, достоинство, целеустремленность станут чертами характера. На втором году вводятся пластические балеты. Учащиеся групп АСТ учатся владеть своим телом как инструментом, способным выразить тончайшие движения души. По мере того как движения становятся гармоничными и выразительными, открывается возможность пережить весь спектр эмоций, отпущенный человеку Природой.
— Театр импровизации в артсинтезтерапии опирается на законы традиционной сцены, где именно театральные средства и приемы используются для освоения новых способов взаимодействия с окружающим миром. Театральная импровизация требует раскрепощенности, другими словами называемой артистичностью, которой далеко не все одарены от природы. В АСТ для развития способностей к театральной импровизации взяты за основу принципы актерского тренинга Михаила Чехова, который считал, что «Актер играет жестами, но и они играют актером, вызывая в нем разнообразные душевные нюансы. Если сделать сильный, выразительный жест, в человеке может вспыхнуть соответствующее желание» [1]
Театральные упражнения в АСТ учат человека быть разным; открывают секрет, как, играя другой характер, присвоить его понравившиеся черты и добавить в свой личный «репертуар». Потому что иногда надо быть жестким и сильным, а иногда теплым и нежным. Там – отстраненным. Здесь – ярким и открытым. Таким образом, главной целью занятий театром в АСТ является постижение новых эмоциональных «амплуа», расширяющих «репертуар» собственных потенциальных возможностей.
— Использование драматургии для психотерапевтических целей уникально в мировой практике. Сведений о психотерапевтическом воздействии процесса создания пьес в литературе обнаружить не удалось.
Участники группы АСТ за двухлетний курс пишут пять пьес: мелодраму, детектив, трагедию, комедию и драму. На занятиях учащиеся знакомятся с принципами построения пьесы, законами и особенностями драматургических жанров. Любая пьеса показывает, как человек ведет себя, оказавшись в сложном положении. Как он меняется под ударами судьбы, как преодолевает (или не преодолевает) выпавшие на его долю испытания. По ходу сочинения пьес, в поведении своих героев автор как в волшебном зеркале начинает видеть собственный способ решения сложных жизненных задач. А еще узнает о своих скрытых целях, амбициях, претензиях, ресурсах…
Занятия драматургией в АСТ открывают неисчерпаемые возможности для творческого осмысления собственной судьбы как сценария, где автор пьесы одновременно является ее главным героем. В процессе работы вырабатывается установка, что судьба героя может быть изменена по воле автора. Благодаря этому появляется осознание многочисленных возможностей и в построении собственной судьбы.
— Использование занятий риторикой для психотерапевтического лечения в литературе не освещено. Известно, что речь является важнейшим фактором формирования личности. Как писали в своем исследовании Нерознак В.П., Горбаневский М.В. — в нашей стране искусство красноречия на протяжении многих лет попадало в разряд учений, которые со времен Аристотеля называли «скрытыми» и не предавали широкой огласке. Обусловлено это было тем, что ни одному тоталитарному государству не выгодно иметь развитых, широко и масштабно мыслящих подданных. Результатом охранения советских людей от родного языка явилось так называемое «речевое одичание». Литературные нормы разрушались, язык опрощался. На этом языке выросло не одно поколение.[2] И так как язык запечатлевает стиль мышления, в обычном «неумении говорить» можно найти корни многих психологических проблем.
Риторика в АСТ начинается со второго года обучения. Это позволяет участникам психотерапевтических групп использовать навыки, полученные при занятиях другими искусствами: стихосложением, драматургией, театром, пластикой. На занятиях участники группы изучают основные принципы построения логических рассуждений (аналогия, контраст, дедукция, индукция, и т.д.,) знакомятся с эмоциональными формами воздействия красноречия — мимикой, жестами, интонациями.
Все предлагаемые для разработки темы речей на этом этапе глубоко личностны. Они позволяют оратору войти в область собственных ценностей и убеждений и отстраненно, как бы со стороны, рассмотреть свои воззрения, взгляды на жизнь, установки и принципы. Использование законов логики дает возможность увидеть истоки прошлых ошибок и неудач, предвидеть последствия тех или иных поступков и событий, провести параллель между характером человека (причиной) и его судьбой (следствием).
На занятиях риторикой в АСТ формируется умение анализировать свои проблемы, учитывая максимальное количество факторов («букет причин»), разрабатывать план действий, предвидеть возможный результат. Риторика в АСТ также развивает способность полноценно вступать в диалог: ясно и доходчиво объяснять свои идеи, мысли, переживания, говорить на «языке» собеседника, оперируя его понятиями и ценностями, — то есть выбирать и варьировать самые разнообразные средства для эффективного и плодотворного общения.
Драматерапия
Драматерапия — это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся востребованным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т.е. разыгрывание какого- либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия.
Данное направление использует силу искусства в рамках терапевтического процесса для получения доступа к латентным исцеляющим ресурсам в работе с клиентами. В творческом самовыражении клиента отражается как причина, так и природа психического расстройства, а также оно способствует реинтеграции и диссоциативных состояний клиента. Оно способствует внесению цельности в условиях разрозненности сознания и оказывает эффект исцеления травмированной самости, испытывающей страдания.
Сферы применения драматерапии:
межличностные и внутриличностные проблемы,
семейная и детско-родительская терапия,
оргконсультирование,
развитие креативности в определённой профессии,
пограничные расстройства,
психосоматика.
Несмотря на то, что в основе драматерапии лежит творческая игра, процесс драматерапии не является поверхностным или несерьёзным. Сила и глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно и точно, что даёт возможность вспоминать и переживать иначе определённые жизненные события, посмотреть на них другими глазами.
В отличие от психодрамы здесь играется что угодно и чья угодно жизнь. Может проигрываться какая-то определённая задача (как это сделать), а могут разбираться глубинные экзистенциальные вопросы, затрагивающие смыл нашего бытия, предназначения.
Задачи, которые решаются драматерапией:
осознание своих телесных и поведенческих моделей,
развитие спонтанности и импровизационности,
развитие и совершенствование способности к «режиссуре» собственной жизни,
возможность «переиграть» жизненные сценарии и паттерны,
развитие телесной пластичности и пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной),
расширение репертуара поведенческих моделей,
возможность стать иным (развитие множественности личности),
возможность вернуться в прошлое и заглянуть в будущее.
Процесс драматерапии — это не «срочный ремонт», это тонкая и эмпатическая работа с клиентом, и также как и физическое исцеление требует определённого времени. Однако эта работа доставляет огромное удовольствие.
Используя волшебную силу искусства, драматерапия расширяет наше сознание, диапазон поведенческих стратегий, помогает отработать новые более креативные способы взаимодействия с миром.
studfiles.net
Мастер-класс: Оригами — перспективное направление арт -терапии
Мастер-класс:
Оригами — перспективное направление арт -терапии
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения одного из направлений арт-терапевтических технологий.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с относительно новым перспективным направлением арт -терапии – оригами и применением его в своей психологической практике.
2. Создать положительный эмоциональный настрой у участников, используя оригами как вид арт-терапии.
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого участника.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение участниками одного из направлений арт-терапии.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.
Оборудование: проектор, модели оригами, цветная бумага, фломастеры, компьютер, экран, мультимедийная презентация; музыка.
План занятия
1. Вводная часть. /1мин/
2. Ход мастер-класса, с использованием мультимедийной презентации /2 мин/
3. Практическая часть /3мин/
Показ — действие
4. Подведение итогов. /1 мин/
Завершающее упражнение «Спасибо!»
1. Вводная часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Мармулова Людмила Леонидовна. Я работаю в средней общеобразовательной школе №4 г. Чистополь педагогом-психологом. Тема моего мастер-класса-«Оригами — перспективное направление арт –терапии». Основной целью его проведения является повышение профессионального мастерства участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения одного из направлений арт-терапевтических технологий.
II. Ход мастер-класса
Сегодня серьезную тревогу вызывает у нас эмоциональное состояние обучающихся. У школьников отмечается высокая тревожность, часто наблюдаются проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. В современной психологической практике существует немало приемов и методик для решения этих проблем. В этой связи в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей я заинтересовалась одним из методов, который в последнее время широко используется педагогами-психологами. Это — арт-терапия. Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми — это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций, позволяющий проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Этот прием повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей.
В своей практике я успешно применяю такие арт-терапевтические методы, как музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия. А сегодня мой мастер-класс будет посвящен такому направлению в арт – терапии, как оригами. Оригами обладает очень важными психотерапевтическими свойствами: повышают уровень интеллекта, активизируют творческое мышление, снижают тревожность, улучшает психоэмоциональное состояние, улучшают двигательную активность рук, память и глазомер, развивают моторику пальцев. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными, агрессивными детьми.
Причин успеха занятий оригами в атр-терапии много, это и сама бумага с ее привычным неагрессивным статусом, с которой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли — из нее можно сложить множество интересных моделей; и простая техника, результат достигается быстро; имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой. Кроме того оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений: сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, маскам, и тому подобное), терапию средствами музыки, терапию цветом; форма некоторых фигур несет положительный оздоровительный эффект.
Занимаясь оригами, каждый ребенок становится участником захватывающего действия — превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку вызывает у него радостное удивление, улучшает эмоциональное состояние. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Эффект усиливается, если сделать подвижные фигуры оригами, такие как прыгающая лягушка, каркающая ворона, журавлик и др. С фигурками можно устраивать игры-соревнования, создать пальчиковый кукольный театр, выполнить головоломки из бумаги, что значительно улучшают эмоциональное состояние, снимает депрессию, повышает уверенность в собственных силах, способствует установлению дружеских контактов.
4. Практическая часть
Я предлагаю вам попробовать самим сделать одну из самых простых моделей оригами. Но даже простая фигура требует творческого подхода. И вы в этом сейчас сможете убедиться!
Будем работать одновременно. Я показываю. Вы повторяете. Будьте внимательны. Не спешите, в оригами важно качество.
У вас на столах есть заготовка. Это треугольники разного цвета. Вы можете выбрать тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Приступаем к работе.
(Релаксация.) Звучит релаксационная музыка.
1.Положите треугольник перед собой так, чтобы его вершина смотрела вверх.
- Теперь правый угол нашего треугольника загибаем к середине противоположной стороны .
- Затем поторяем эту операцию с другим углом (накладываем на предыдущую линию).
- Теперь верхние уголки треугольника нужно разъединить, заправьте первый уголок треугольника в получившийся кармашек, а второй отогните в обратную сторону.
Какие вы молодцы! Все справились с заданием! И что же у нас получилось? Я даю вам возможность проявить всю свою фантазию и творческие способности. Это может быть и стаканчик, который можно использовать по назначению. Отогните с одной стороны уголок вниз – и это уже кепка, колокольчик. А вот как наш стаканчик при помощи нескольких штрихов перевоплощается в милого котика. Вы можете сейчас таким же образом оформить свою фигуру, нарисовав несколько деталей: ушки, глазки, носик, усы. Персонаж для сказки готов! А далее уже придумываем сюжет сказки с участием данного героя.
5. Подведение итогов. Я думаю, что мне удалось вызвать у Вас положительные эмоции, заинтересовать новым для кого-то направлением в арт-терапии и надеюсь, что вы сможете с успехом применять этот прием в своей практике.
Завершающее упражнение «Спасибо!»
А сейчас я попрошу вас встать и мысленно положить на левую руку все то, с чем Вы пришли сюда — свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получили нового на этом занятии. Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за прекрасную работу. Спасибо вам за работу! Творческих вам успехов!
nsportal.ru
Использование арт-терапии оригами в работе с детьми дошкольного возраста.
Арт-терапия – очень пластичное, постоянно развивающееся направление психотерапии. Оно постоянно расширяет сферу своего применения.
Сейчас это направление в терапии приобретает все больший вес и все большую значимость. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире и начинает занимать в комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека, достойное место.
Арт терапия позволяет:
- Развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;
- Изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
- Решать проблемы легко и красиво;
- Научиться общаться, используя, изобразительные, двигательные, звуковые средства;
- Само выражаться.
Арт-терапия — это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.
Арт-терапия — это метод лечения посредством художественного творчества. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
В арт-терапии запрещены сравнительные и оценивающие суждения, критика, замечания! Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.
Причем, чем меньше вмешиваться в художественную деятельность, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения взаимного доверия и принятия.
Занятия могут быть структурированными или неструктурированными. Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником. На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.
На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.
В классическом понимании арт-терапия подразумевает только такие традиционные виды творчества, как: рисование, живопись, графика, лепка и фотография. Но современная жизнь вносит свои коррективы, дополняя классические виды арт-терапии такими методиками как песочная и сказкотерапия, драмотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия и т.д.
Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.
Оригами:
— Развивает способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
— Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи.
— Знакомит детей с основными геометрическими понятиями.
— Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания.
— Развивает творческие способности.
— Расширяет игровые и коммуникативные способности детей, их кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции.
Начинать работать можно с детьми трёхлетнего возраста. На первых занятиях, дети знакомятся со свойствами бумаги, как материалом. Им предлагают бумагу сминать и разрывать. При этом ребенок узнаёт не только свойства бумаги, но учится согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходится затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки.
Затем учат детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученную поделку можно превратить в книжечку, наклеить в неё картинки. В следующий раз такой же сложенный лист можно превратить в автобус или дом, приклеив дополнительные детали.
Следующий этап – выполнение поделок из квадратов. Его цель – научить детей складывать квадрат по диагонали, чтобы совпадали углы и стороны: поднимать углы наверх – получится цветок. В следующий раз также сложить квадрат, но углы опустить вниз. Дети определяют, кого они увидели в своей поделке: собачку, котёнка, поросёнка. Чтобы сделать процесс складывания интересным и понятным детям, можно «оживить» квадратный лист бумаги. У Квадрата нарисовать лицо, руки, ноги. Любая работа начинается с того, что Квадрат ровно и правильно «становится» перед нами. Т.е. дети кладут перед собой квадрат так, чтобы у него «руки», «ноги», «голова» были в правильном положении.
Работа с детьми старшего возраста усложняется: на основе квадрата дети осваивают базовые формы, знакомятся со схемой складывания фигурок.
a2b2.ru
Применение элементов арт-терапии (оригами-терапии) при работе с детьми, оставшимся без попечения родителей.
Применение элементов арт-терапии (оригами-терапии) при работе с детьми, оставшимся без попечения родителей.
Арт-терапия – это направление в психотерапии, реабилитации и психокоррекции, основанное на упражнениях изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из направлений психотерапии искусством в одном ряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.
Привлекательность арт-терапии при работе с детьми состоит в том, что этот метод в основном использует невербальный способ общения и самовыражения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Нынешняя же цивилизация задействует главным образом вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Естественное, гармоничное развитие ребенка нуждается в равном развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Арт-терапия обращается к внутренним, самоисцеляющим ресурсам ребенка, тесно связанными с его творческими возможностями.
Из числа современных направлений и средств в арт-терапии является оригами. Оригами — традиционное японское искусство конструирование различных бумажных фигурок методом складывания квадрата без вырезания и склеивания. Занимаясь оригами, ребенок участвует в захватывающем действии – превращает бумажный квадрата в оригинальную фигуру – цветок, бабочку, динозавра, коробочку. Этот процесс напоминает фокус, небольшое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем несложного, последовательного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая изумляет своей красотой и изменяет в положительную сторону эмоциональное состояние ребенка. Появляется желание показать кому-нибудь это чудо, сделать что-то еще. Занятия оригами положительно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, повышают уверенность в собственных силах, снимают депрессию, способствуют установлению дружеских контактов.
Причин успеха занятий оригами в атр-терапии и организации досуга у детей много:
1. Это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли — из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому.
2. Освоить технику оригами очень легко.
3. Результат достигается быстро.
4. Имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этому – сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий.
5. Есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей;
6. На занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным.
Очень важно, что оригами обладают следующими свойствами:
— повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
— повышают уровень интеллекта в целом;
— активизируют творческое мышление;
— повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
— снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
— улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;
— улучшают память и глазомер.
Занятия с детьми и обучение оригами не требуют много времени, или какого-то специального оснащения. В основном нужны только бумажные квадраты или бумага формата А4 и элементарные знания этой технологии.
nsportal.ru
Арт-терапия
Содержание
Введение
1. История возникновения арт-терапии
2. Теория арт-терапии
3. Суть, подходы, цели арт-терапии
4. Оригами – относительно новое направление в арт-терапии
Заключение
Список литературы
Введение
Арт-терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.
Термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком. В наше время арт-терапия представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные «здесь-и-сейчас» переживания, которые ему непросто выразить словами.
Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Она продолжает активно развиваться и в настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.
1. История возникновения арт-терапии
Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе наиболее близким западному понятию арт-терапии является изо-терапия. В группу различных видов терапии творчеством наряду, с арт-терапией, входят также музыко-терапия, драма-терапия, терапия танцем и движениями и т. д. Некоторые авторы относят к терапии творчеством (или терапии творческим самовыражением) также и терапию творческим общением с искусством и наукой, терапию творческим коллекционированием и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапевтическое и психопрофилактическое значение.
Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний план.
Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.
Исключение составляли психодинамические подходы, представленные последователями Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного. В нашей стране арт-терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрической службы в50 – 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела к тому, что арт-терапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике того времени. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности.
В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:
— психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития разных видов игровой активности;
— психология измененных состояний сознания, трактующая арт-терапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как прогрессивный адаптационный механизм, один из множества компонентов целостной реакции организма, направленной на достижение динамического равновесия;
— современные представления общей теории систем, касающиеся психической деятельности, в частности, концепция множественности ответов психики на состояния стресса, болезни и духовного кризиса. Согласно этим представлениям, исцеляющие силы, присущие каждому живому организму и психике, могут действовать в двух направлениях. После нарушения организм и психика могут вернуться в свое прежнее состояние вследствие различных процессов самосохранения. С другой стороны, организм и психику может охватить процесс самотрансформации, включающий стадии кризиса и перехода и приводящий к совершенно иному состоянию равновесия. Творческая активность рассматривается при этом как значимый фактор развития адаптивных реакций данного типа;
— трансперсональная методология, рассматривающая арт-терапию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического, перинатального и трансперсонального опыта, а также балансу так называемых хило- и холотропического модуса психической деятельности.
2.Теория арт-терапии
Психоанализ с самого начала своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Дело в том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Изобразительное творчество является частным видом сублимации, возникающей, когда инстинктивный импульс заменяется художественно-образным представлением. Согласно Фрейду, изобразительное творчество имеет много общего с фантазиями и сновидениями, так как, подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающее при фрустрации (невозможности осуществления инстинктивных потребностей). Оно является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося не в прямом, а в опосредованном виде.
Каковы же мотивы к творчеству? Депрессивная личность воссоздаёт в творчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная — ищет скрытый смысл в предметах, а не в отношениях с людьми, обсессивная защищается в творчестве от навязчивостей.
«Символические игры» являются обязательным элементом любого изобразительного творчества, поскольку язык изобразительного искусства глубоко символичен, а цвет, формы, линия, объём и другие его изобразительные элементы обладают глубоким и многозначным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться. Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту — судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях.
mirznanii.com