cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Алгоритм разбора слова по составу – Алгоритм разбора слова по составу

Алгоритм разбора слова по составу

АЛГОРИТМ разборА

слова по составу

дошкольник2 – сущ.

— записать слово с маленькой буквы с новой строки

— в правом верхнем углу поставить цифру 2

— определить часть речи

Порядок разбора:

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Чтобы выделить окончание, нужно изменить форму слова.

( четкое разграничение понятий «форма слова» и «однокоренные слова»):

Форма слова:

— При изменении формы слова лексическое значение не изменяется.

— Не появляется новых частей слова (приставки, суффикса).

— Слово остаётся той же частью речи.

дошкольник а , дошкольник у , дошкольник ом , о дошкольник е

Следовательно, в слове дошкольник – окончание нулевое.

ЗАПОМНИТЬ:

Имя СУЩ. МОЖНО

изменить по ЧИСЛАМ или по ПАДЕЖАМ

Имя ПРИЛ. МОЖНО изменить по числам, или по родам, или по падежам

ГЛАГОЛ МОЖНО изменить по числам, или по родам (в прош. времени ед. числа) или по ЛИЦАМ (в наст. и прош. вр.)

  1. Основа слова – это всё слово без окончания.

дошкольник

  1. Корень – это общая часть однокоренных слов.

Однокоренные слова:

— При подборе однокоренных слов лексическое значение может изменяться.

— Могут появиться новые приставки и суффиксы.

— Часть речи может измениться.

Чтобы выделить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова (два слова записываются)

Дошкольник, школа, школьный

Значит, в слове «дошкольник» корень школь

  1. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем, и служим для образования новых слов.

Чтобы выделить в слове приставку, нужно подобрать однокоренные слова без приставки и с другой приставкой

(если это возможно).

Следовательно, в слове приставка ДО.

Устно привести 2 примера слов с приставкой до-

(до – бежит, до – ехать)

  1. Суффикс это часть слова, которая стоит после корня, и служим для образования новых слов.

ПИСЬМЕННЫЙ РАЗБОР


дошкольник 2 – сущ.

а

дошкольник а

ВЫДЕЛЯЕМ ТОЛЬКО ОКОНЧАНИЕ

д

у

ошкольник


школа

ВЫДЕЛЯЕМ ТОЛЬКО КОРЕНЬ

школьный


за зелен е ет – гл. буд. вр.

зазелене ют

зазелене ешь

зелень

зеленый

infourok.ru

Алгоритм разбора слова по составу — Мегаобучалка

В методической литературе нет единого мнения относительно порядка вычленения морфем в ходе разбора слова по составу. Согласно одной из них, начинать анализ следует с выделения корня, затем находить окончание, приставку, суффикс. Согласно другой точке зрения, разбор начинается с обнаружения окончания (окончания и основы), далее происходит выделение морфем основы слова: корня, приставки, суффикса. В настоящее время наиболее распространен второй подход.

На основании анализа порядка и содержания морфемного анализа в современных учебниках по русскому языку для начальных классов и в методических пособиях для учителей предлагаем следующую

памятку разбора слова по составу:

1. Уточнить лексическое значение слова.

2. Выяснить принадлежность слова к определенной части речи.

3. Выделить окончание. Для этого изменить слово, сравнить формы слова, отделить изменяемую часть (окончание). Обвести его рамочкой ().

4. Выделить основу слова как часть слова без окончания. Обозначить ее условным значком () .

5. Найти корень. Для этого подобрать однокоренные слова с приставками и без приставок, сравнить слова и выделить общую часть (корень). Обозначить его дугой ( ).

6. Найти приставку (приставки). С этой целью найти часть перед корнем, подобрать однокоренные слова с различными приставками и без приставок, выделить приставку. Обозначить ее условным значком ().

Для проверки: подобрать неоднокоренные слова с той же приставкой.

7. Найти суффикс (суффиксы). Для этого выделить часть слова между корнем и окончанием, установить слово, от которого образовалось данное, сравнить слова, найти суффикс.

Обозначить его условным значком (^). Подобрать неоднокоренные слова с данным суффиксом.

Образцы разбора слова по составу

Сахарница

1. Сахарница – это посуда, в которой хранится сахар.

2. Это существительное, так как обозначает предмет, отвечает на вопрос (что?).

3. Находим окончание. Изменяем слово по числам (сахарница, сахарницы), по падежам (сахарницу, сахарницей и др.). Изменяемая часть –а. Это окончание.



4. Находим основу слова. Это часть слова без окончания – сахарниц.

5. Находим корень. Однокоренные слова: сахарный, засахарился, сахарок. Общая часть – сахар. Это корень.

6. Приставки нет, потому что нет части перед корнем.

7.Находим суффикс. Слово сахарница образовалось от слова сахар с помощью суффикса –ниц-. Подбираем слова с этим суффиксом: хлебница, чернильница. Суффикс –ниц- имеет значение вместилища чего-либо.

Письменная фиксация:

 
 

Придорожный (цветок)

1. Придорожный – находящийся рядом с дорогой.

2. Это прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (какой?).

3.Находим окончание. Изменяем слово по родам: придорожная, придорожное. Изменяется –ый. Это окончание.

4. Выделяем основу слова как часть слова без окончания: —придорожн.

5. Ищем корень. Однокоренные слова: дорога, дорожный, подорожник. Корень дорож (дорог).

6. Находим приставку. Подбираем однокоренные слова с разными приставками и без приставок: подорожник, бездорожье, дороженька. Приставка при-. Подбираем слова с такой же приставкой: приморский, прибрежный. Приставка при— имеет значение «находящийся рядом с чем-то».

7. Находим суффикс. Слово придорожный образовалось от слова дорога при помощи суффикса –н— и приставки при-. Подбираем слова с таким же суффиксом: прибрежный, степной. Суффикс –н— имеет значение «относящийся к чему-то».

Письменная фиксация:

Перезимовала

1. Перезимовала – пережила зиму.

2. Это глагол, потому что обозначает действие предмета, отвечает на вопрос (что сделала?).

3. Находим окончание. Изменяем слово по родам: перезимовал, перезимовало. Окончание –а.

4. Находим основу слова. В нее не входят окончание и глагольный суффикс прошедшего времени –л. Основа перезимова-.

5. Ищем корень. Подбираем однокоренные слова: зимовать, зазимовать, зима, зимний. Корень –зим-.

6. Находим приставку. Подбираем однокоренные слова с разными приставками и без приставок: отзимовала, зазимовать, зимовала. Приставка пере-. Подбираем слова с такой же приставкой: пережила, перестрадала. У приставки пере- значение преодоления чего-то.

6. Находим суффикс. Их два: суффикс прошедшего времени –л— и суффикс –ова-.

Письменная фиксация: перезимовал а

 
 

Рассматривая вопрос о порядке осуществления морфемного анализа слова, необходимо еще раз подчеркнуть целесообразность применения элементов словообразовательного анализа в ходе разбора слова по составу. Словообразовательные наблюдения практически знакомят учеников с наиболее употребительными суффиксами и приставками, с наиболее продуктивными моделями образования слов. Выясняя, как от одного слова образовалось другое, ученики сознательно выделяют морфемы. Так, под руководством учителя дети узнают, что прилагательное волнистый образовалось от существительного волна с помощью суффикса –ист-.

Разбор слова по составу требует постоянного обращения к толковому и словообразовательному словарю. По материалам морфемного анализа можно составлять таблицы или словарики морфем, например, таблицы (словарики) суффиксов, приставок.

megaobuchalka.ru

Алгоритм разбора слова по составу.

Алгоритм разбора слова по составу.

Цели урока:

  • научить детей определять части слова;

  • развивать внимание, речь, наблюдательность;

  • воспитывать интерес к процессу познания.

Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.

I. Чистописание.

На какие соединения надо обратить внимание?

слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо

II. Повторение словарных слов.

1) В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.

класс
пальто
овёс
солдат
береза
морковь

  • В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)

  • Почему? (нельзя проверить написание какой-либо буквы)

III. Актуализация.

1) Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков,

2 слога, имеет несколько значений)

Какие значения имеет слово “состав”? (состав вещества, офицерский

состав, состав поезда)

Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)

Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (состав слова)

Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока.

2) Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)

Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)

Что называют корнем слова? (Главная часть основы)

Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается

если отделить окончание)

3) Подберите однокоренное слово к одному из словарных слов, обозначающее название грибов.

подберезовики

Попробуйте найти знакомые части слова в слове “подберезовике” и “поделка

(Графически дети записывают свои ответы)

Физминутка.

Мы показывали части слова графически, а теперь попробуем показать части слова вами. Поделитесь на пары. Я называю слово и его часть, а вы должны показать, как обозначается эта часть.

Повозка — воз, переделать — пере, корзинка — а, солнышко — ышк, деревянный — дерев, зимний — н.

IV. Постановка проблемы.

Почему вы решили, что –под- в слове “подберезовики и поделка” — это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)

Так с чего же все-таки нужно начинать находить части слова?

Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.

V. Открытие нового знания.

1) Для этого поделимся на 3 команды. Каждая команда получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу. Затем, выбираете 1 человека от команды, он на доске записывает свое слово и объясняет порядок разбора слова. Почему разбирать слово нужно именно так, а не иначе? Остальные слушают объяснение, согласны вы или нет, почему?

1 команда — подснежники, 2 команда — подсолнухи, 3 команда – посадка. Почему сначала находим окончание?

(Оно служит только для связи слов в предложении, смысл слова заключен в основе, а главное в основе — корень)

2) Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по составу, записан в учебнике на с. 41. Прочтите, похоже на наш алгоритм. Докажите.

Разбор слова по составу.

1.Измени слово и выдели в нем окончание.
2. Вы дел и основу слова.
3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.
4.Выдели приставку.
5. Вы дел и суффикс.

3) Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку:

Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.

Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.

4) Вернемся к нашим словам “подберезовики и поделка”, и уже соблюдая порядок разбора слова по составу, выделите в нем все его части.

  • С чего начнем?

  • Как найдем окончание? (изменим слово)

  • Что осталось? (основа)

  • Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов) Приставка — перед корнем, суффикс — после корня.

VI. Самостоятельная работа.

1) Шарады
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.

(Рассказчик)

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же — в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

Запишем и найдем в слове его части.

2) Отгадаем загадки и разберем отгадки по составу. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов, (подсолнух).

Еду — еду следу нету: режу — режу крови нету, (лодка).
У конька, у горбунка деревянные бока.
У него из — под копыт стружка
белая бежит, (рубанок).

Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки; не толкаясь, не мешая, быстро движется большая, (стрелки).

Два брюшка, четыре ушка. Что это? (подушка).

В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пуговица, одна рука — и та на спине, (чайник).

Весь день ползу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Спешить домой я не спешу. Зачем спешить мне по- пустому? Свой дом я при себе ношу, и потому всегда я дома, (улитка)

— Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке,

(снежинка)

3) Учебник с. 44 упр. 47. (2 ученика у доски одновременно по вариантам) Задания выполняется по вариантам. Мысленно проведите ось симметрии. Левую сторону выполняет I вариант, правую — II.

Списать слова, разобрать их по составу. Задание выполняется самостоятельно, затем проверим.

покупки

окраска

коровушка

засада

моряк

пересадка

побег

лисонька

грибники

забег

VII. Итог урока.

Что мы открыли на уроке? Какое открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова) С помощью стихотворения вспомним порядок разбора слова по составу. Слово по составу верно разбирай:

Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.

VIII. Самооценка.

1) Возьмите листочки, где находится вертикальная линия.

Поставьте на ней крестик:

— на самом верху, если вы все поняли и можете самостоятельно разбирать слова по составу;
— посередине, если поняли, но сомневаетесь в своих силах;
— внизу, если не поняли, как разобрать слово по составу.

IX. Оценки.

X. Домашнее задание.

multiurok.ru

Алгоритм разбора слова по составу.

Алгоритм разбора слова по составу.

Цели урока:

  • научить детей определять части слова;

  • развивать внимание, речь, наблюдательность;

  • воспитывать интерес к процессу познания.

Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.

I. Чистописание.

На какие соединения надо обратить внимание?

слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо

II. Повторение словарных слов.

1) В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.

класс
пальто
овёс
солдат
береза
морковь

  • В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)

  • Почему? (нельзя проверить написание какой-либо буквы)

III. Актуализация.

1) Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков,

2 слога, имеет несколько значений)

Какие значения имеет слово “состав”? (состав вещества, офицерский

состав, состав поезда)

Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)

Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (состав слова)

Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока.

2) Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)

Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)

Что называют корнем слова? (Главная часть основы)

Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается

если отделить окончание)

3) Подберите однокоренное слово к одному из словарных слов, обозначающее название грибов.

подберезовики

Попробуйте найти знакомые части слова в слове “подберезовике” и “поделка

(Графически дети записывают свои ответы)

Физминутка.

Мы показывали части слова графически, а теперь попробуем показать части слова вами. Поделитесь на пары. Я называю слово и его часть, а вы должны показать, как обозначается эта часть.

Повозка — воз, переделать — пере, корзинка — а, солнышко — ышк, деревянный — дерев, зимний — н.

IV. Постановка проблемы.

Почему вы решили, что –под- в слове “подберезовики и поделка” — это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)

Так с чего же все-таки нужно начинать находить части слова?

Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.

V. Открытие нового знания.

1) Для этого поделимся на 3 команды. Каждая команда получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу. Затем, выбираете 1 человека от команды, он на доске записывает свое слово и объясняет порядок разбора слова. Почему разбирать слово нужно именно так, а не иначе? Остальные слушают объяснение, согласны вы или нет, почему? 1 команда — подснежники, 2 команда — подсолнухи, 3 команда – посадка. Почему сначала находим окончание?

(Оно служит только для связи слов в предложении, смысл слова заключен в основе, а главное в основе — корень)

2) Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по составу, записан в учебнике на с. 41. Прочтите, похоже на наш алгоритм. Докажите.

Разбор слова по составу.

1.Измени слово и выдели в нем окончание.
2. Вы дел и основу слова.
3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.
4.Выдели приставку.
5. Вы дел и суффикс.

3) Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку:

Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.

Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.

4) Вернемся к нашим словам “подберезовики и поделка”, и уже соблюдая порядок разбора слова по составу, выделите в нем все его части.

  • С чего начнем?

  • Как найдем окончание? (изменим слово)

  • Что осталось? (основа)

  • Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов) Приставка — перед корнем, суффикс — после корня.

VI. Самостоятельная работа.

1) Шарады
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.

(Рассказчик)

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же — в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

Запишем и найдем в слове его части.

2) Отгадаем загадки и разберем отгадки по составу. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов, (подсолнух).

Еду — еду следу нету: режу — режу крови нету, (лодка).
У конька, у горбунка деревянные бока.
У него из — под копыт стружка
белая бежит, (рубанок).

Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки; не толкаясь, не мешая, быстро движется большая, (стрелки).

Два брюшка, четыре ушка. Что это? (подушка).

В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пуговица, одна рука — и та на спине, (чайник).

Весь день ползу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Спешить домой я не спешу. Зачем спешить мне по- пустому? Свой дом я при себе ношу, и потому всегда я дома, (улитка)

— Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке, (снежинка)

3) Учебник с. 44 упр. 47. (2 ученика у доски одновременно по вариантам) Задания выполняется по вариантам. Мысленно проведите ось симметрии. Левую сторону выполняет I вариант, правую — II.

Списать слова, разобрать их по составу. Задание выполняется самостоятельно, затем проверим.

VII. Итог урока.

Что мы открыли на уроке? Какое открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова) С помощью стихотворения вспомним порядок разбора слова по составу. Слово по составу верно разбирай:

Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.

VIII. Самооценка.

1) Возьмите листочки, где находится вертикальная линия.

Поставьте на ней крестик:

— на самом верху, если вы все поняли и можете самостоятельно разбирать слова по составу;
— посередине, если поняли, но сомневаетесь в своих силах;
— внизу, если не поняли, как разобрать слово по составу.

IX. Оценки.

X. Домашнее задание.

infourok.ru

Памятка-алгоритм для выполнения разборов по русскому языку.

Памятки для выполнения разборов по русскому языку

в начальной школе.

Звуко — буквенный разбор слова.


Морковь – 2 слога, 2 гл., 4 согл.

м — [м ] — согл., зв., тв.,непарн.;

о — [а ] – гласн., безуд.;

р — [р ] – согл., зв., тв.,непарн.;

к — [к ] – согл., глух., тв.,парн.;

о — [о ] – гл., уд.;

в — [ф’] – согл., глух., мягк.,парн.;

ь — [-]

________________

7 букв, 6 звуков.

Разбор слова по составу.

1. Найди в слове окончание: измени слово по числам, по падежам или по лицам;

2. Выдели основу: слово без окончания;

3. Найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;

4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;

5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.


Заморозк и

Разбор предложения.

  1. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

  2. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное.

  3. Определи предложение по наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

  4. Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

  5. Подчеркни второстепенные члены предложения.

  6. Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог.

  7. Выпиши словосочетания.


В тени росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл., распр.)

ландыши (какие?) душистые

росли (где?) в тени

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (Им. п., ед. ч.)

  3. Собственное или нарицательное.

  4. Одушевлённое или неодушевлённое.

  5. Род.

  6. Склонение.

  7. Падеж.

  8. Число.

  9. Роль в предложении.

На бумаге – сущ., н.ф. – бумага, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., П. п., ед. ч., втор. член.

Морфологический разбор имени прилагательного.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)

  3. Число.

  4. Род (только в ед. ч.)

  5. Падеж.

  6. Роль в предложении.

На алой ( зорьке) – прил., н.ф. – алый, ед. ч., ж. р., П, п., втор. член.

Морфологический разбор местоимения.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма.

  3. Лицо.

  4. Число.

  5. Род (только в ед. ч.)

  6. Падеж.

  7. Роль в предложении.

За ней – мест., н. ф. – она, 3 л., ед. ч., ж. р., Т. п., втор. член.

Морфологический разбор глагола.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (неопределённая форма).

  3. Спряжение (по ударному окончанию или неопред. форме).

  4. Время.

  5. Лицо (наст. вр. и буд. вр.)

  6. Род (только у глаголов прошедшего времени в ед. ч.)

  7. Число.

  8. Роль в предложении.

Летят – глагол, н. ф.- лететь, 2 спр., наст. вр., 3 л., мн. ч., сказуемое.

infourok.ru

Алгоритм разбора слова по составу. 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • научить детей определять части слова;
  • развивать внимание, речь, наблюдательность;
  • воспитывать интерес к процессу познания.

Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.

I. Чистописание.

На какие соединения надо обратить внимание?

слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо

II. Повторение словарных слов.

1) В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.

класс
пальто
овёс
солдат
береза
морковь

  • В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
  • Почему? (нельзя проверить написание какой-либо буквы)

III. Актуализация.

1) Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков,

2 слога, имеет несколько значений)

Какие значения имеет слово “состав”? (состав вещества, офицерский

состав, состав поезда)

Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)

Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (состав слова)

Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока.

2) Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)

Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)

Что называют корнем слова? (Главная часть основы)

Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается

если отделить окончание)

3) Подберите однокоренное слово к одному из словарных слов, обозначающее название грибов.

подберезовики

Попробуйте найти знакомые части слова в слове “подберезовике” и “поделка

(Графически дети записывают свои ответы)

Физминутка.

Мы показывали части слова графически, а теперь попробуем показать части слова вами. Поделитесь на пары. Я называю слово и его часть, а вы должны показать, как обозначается эта часть.

Повозка — воз, переделать — пере, корзинка — а, солнышко — ышк, деревянный — дерев, зимний — н.

IV. Постановка проблемы.

Почему вы решили, что –под- в слове “подберезовики и поделка” — это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)

Так с чего же все-таки нужно начинать находить части слова?

Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.

V. Открытие нового знания.

1) Для этого поделимся на 3 команды. Каждая команда получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу. Затем, выбираете 1 человека от команды, он на доске записывает свое слово и объясняет порядок разбора слова. Почему разбирать слово нужно именно так, а не иначе? Остальные слушают объяснение, согласны вы или нет, почему? 1 команда — подснежники, 2 команда - подсолнухи, 3 команда – посадка. Почему сначала находим окончание?

(Оно служит только для связи слов в предложении, смысл слова заключен в основе, а главное в основе — корень)

2) Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по составу, записан в учебнике на с. 41. Прочтите, похоже на наш алгоритм. Докажите.

Разбор слова по составу.

1.Измени слово и выдели в нем окончание.
2. Вы дел и о

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка. «Состав слова. Алгоритм разбора слова по составу». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Учить разбирать слова по составу используя алгоритм

Задачи:

  1. Формировать умение подбирать однокоренные слова и развивать умения находить в словах корень, приставки, суффиксы, окончание, основу.
  2. Учить их видеть орфограммы в разных частях слова, выделять их графически.
  3. Развивать орфографическую зоркость, речь, наблюдательность.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Настрой на хорошую работу.

Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

II. Чистописание.

— Откройте тетради и запишите число и предложение «Классная работа».

— Назовите буквы и буквосочетания.

Зз зи за

— Назовите буквосочетания, в котором буква з обозначает мягкий согласный звук.

— Пропишите буквы Зз и буквосочетания.

— Прочитайте слова.

зима Зима зимородок заморозки

— Объясните лексическое значение слов.

Зима́ — город в России, Иркутской области. Расположен в 230 км на северо-запад от областного центра г. Иркутска, на левом берегу реки Оки.

Зимородок — это удивительно красивая птица. Он немного крупнее воробья с необычайно ярким оперением. Верх тела его зеленовато-голубой, брюшко же — огненно-рыжее. Гнездится зимородок по береговым обрывам в норах глубиной до 2 м. Пищу — мелких рыбёшек, головастиков, лягушат добывает птица исключительно в воде, подкарауливая добычу на какой-нибудь ветке, откуда камнем падает в воду, тут же выныривает и взлетает. Не зря зимородка называют “синим рыболовом” или “рыбачком”. Зимородки улетают в августе—сентябре, но отдельных птиц иногда наблюдают и в октябре — перед самым ледоставом. А вот в европейской части России зимородков можно увидеть и в студеную пору — возле незамерзающих речных родников и стремнин, где пернатые рыболовы, подобно оляпкам, остаются на зиму.

За́морозки — легкие утренние морозы осенью или весной. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)

Что заметили? Разделите слова на группы.

— Какие слова называются однокоренными?

— Что общего? Признаки какой части речи называли?

— Что вы знаете об именах существительных?

— Подчеркните ошибкоопасные буквы в словах.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *