cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Алгоритм определения спряжения глаголов – Алгоритм определения спряжения глагола

Алгоритм определения спряжения глагола

Алгоритм определения спряжения глаголов и правописания личных окончаний глаголов.

1. Поставьте глагол в форму 3 лица настоящего или будущего времени.

2. Если окончание ударное, то буквы Е (Ё), У, Ю – 1 спр.,

буквы И, А, Я – 2 спр. (спИт – 2 спр., льЁт – 1 спр.)

3. Если окончание безударное, то поставьте глагол в неопределённую форму, сохраняя вид (сов.вид – что сделать?, несов. вид – что делать?).

4. А) Если инфинитив оканчивается (не окончание!) на -ать, -ять, -ыть, -уть, -оть, — ти, -чь, или инфинитивом являются глаголы брить, стелить (стлать), зиждиться, то это 1 спряжение, во всех формах у этих глаголов пишутся окончания с буквами Е, У, Ю – ешь, — ет, — ем, — ете, — ут, — ют (бреет, моет, зиждется, зиждутся, кроют, найдёшь, пекут и т.д.).

Б) Если инфинитив оканчивается на –ить (кроме слов, указанных в пункте А), или инфинитивом являются глаголы

слышать, дышать, держать, гнать, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, то это глаголы 2 спряжения, во всех формах у этих глаголов пишутся окончания с буквами И, А, Я – ишь, — ит, -им, ите, -ат, -ят (обидит, пилишь, видят и т.д.)

5. Запомните! Присоединяясь к глаголу, приставка вы- перетягивает на себя ударение и делает окончание безударным. Правописание (а также спряжение) таких глаголов следует проверять путём отбрасывания приставки вы-: выспится – спИтся (2 спр.), вымокнем – мокнем – мокнУТЬ (1 спр.), выбьет – бьЁт (1спр.) и т.д.

6. Не забудьте, что глаголы есть, дать, хотеть, бежать, брезжить (брезжут, брезжит) разноспрягаемые!

7. Различайте! В повелительном наклонении независимо от спряжения пишется суффикс –и-, окончание мн.ч. – те (писать – 1 спр. – пишú-те; смотреть – 2 спр. – смотрú-те).

В изъявительном наклонении в 1 спр. окончание –ете, во 2 спр. – ите

(пúш-ете, смóтр-ите).

www.metod-kopilka.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме: АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

1. Поставь ударение!!!

2. Если           ударное, выдели его и определи спряжение.

Лицо

Ι спряжение

ΙΙ спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

Ι

У(Ю)

ЕМ

У(Ю)

ИМ

ΙΙ

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

ΙΙΙ

ЕТ

УТ(ЮТ)

ИТ

АТ(ЯТ)

Неопределённая форма

АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ.

ИТЬ

Глаголы-исключения

Брить, стелить, зиждиться.

На АТЬ (Гнать, держать, дышать, слышать).

На ЕТЬ (Зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть).

3. Если         безударное, поставь глагол в неопределённую форму того же вида и примени правило. (Несовершенный вид — что делать?, совершенный вид — что сделать?)

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

1. Поставь ударение!!!

2. Если           ударное, выдели его и определи спряжение.

Лицо

Ι спряжение

ΙΙ спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

Ι

У(Ю)

ЕМ

У(Ю)

ИМ

ΙΙ

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

ΙΙΙ

ЕТ

УТ(ЮТ)

ИТ

АТ(ЯТ)

Неопределённая форма

АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ.

ИТЬ

Глаголы-исключения

Брить, стелить, зиждиться.

На АТЬ (Гнать, держать, дышать, слышать).

На ЕТЬ (Зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть).

3. Если         безударное, поставь глагол в неопределённую форму того же вида и примени правило. (Несовершенный вид — что делать?, совершенный вид — что сделать?)

nsportal.ru

План-конспект урока русского языка в 4 классе «Алгоритм определения спряжения глаголов»

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Алгоритм определения спряжения глагола»

Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ Варнавинская СОШ Скопина И.В.

УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова, Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык» 4 класс часть вторая

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

  • Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;

— договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре; выполнять роли контролера, исполнителя.

— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: неопределённая форма глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Ресурсы:

  • учебник Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 66 — 67 — Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014 г.;

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Алгоритм определения спряжения глаголов».

Цель: учить определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с алгоритмом определения спряжения глагола; отработать пошаговые действия алгоритма, формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, учить определять спряжение глаголов по неопределённой форме.

  2. Развивающие: развивать учебную самостоятельность школьников на основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятельности;  развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.

  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки: чувство товарищества, уважение к себе и окружающим, умение работать самостоятельно и в парах, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык» 4 класс часть вторая

Этапы урока

Содержание

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать со стихотворения-пожелания, которое приготовила для вас Даша Д.

Кто только зубрит, чтоб от двоек сбежать,

Тому никогда – никогда не понять.

Что можно идти на урок, как на праздник,

Что каждый отличник – шутник и проказник.

Учитесь с улыбкой! Шутите учась!

Любая ошибка исчезнет, боясь

веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки – как я!

В добрый час!

— Спасибо, Даша за хорошее пожелание. Я надеюсь, что сегодня на уроке никому из вас не будет скучно, и вы легко справитесь со всеми поставленными задачами.

2

Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Цели:

-актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

1. Актуализация изученного способа определения спряжения глаголов.

— Открываем тетради, записываем: Двадцать седьмое февраля. Классная работа.

Следите за посадкой и положением тетради.

— Сегодня на уроке мы будем продолжать открывать секреты русского языка.

— Над какой темой работали на прошлом уроке?

(спряжение глаголов)

— Что такое «спряжение глаголов»?

— Сколько типов спряжения бывает у глаголов?

— Какие глаголы относятся к первому типу спряжения?

— Ко второму?

— Дома вы тренировались в спряжении глаголов звать и спать. К какому спряжению относится глагол звать? Докажите, почему вы так считаете?

(Глагол «звать» относится к первому спряжению, потому, что во 2 лице у него окончания:-ёшь,-ёте, а в 3 лице окончания: –ёт, -ут. Такие окончания бывают только у глаголов I спряжения).

— К какому спряжению относится глагол спать? Докажите, почему вы так считаете?

(Глагол «спать» относится ко второму спряжению, потому, что во 2 лице у него окончания: -ишь,-ите, а в 3 лице окончания: –ит, -ят. Такие окончания бывают только у глаголов II спряжения).

2. Рефлексия.

— Поднимите руки, кто не справился с этим заданием?

— Кому было тяжело определить спряжение глаголов?

— Значит, вы уже хорошо умеете определять спряжение глаголов?

3. Мотивация к пробному учебному действию.

— Я приготовила для вас новое задание. Послушайте скороговорку русского поэта Григория Афанасьевича Ладонщикова:

Пилят, колют,

Колют, пилят

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Завалили пол двора

Будут на зиму дрова.

— Выпишите из скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение.

— Я повторю скороговорку. Но сначала ответьте на вопрос. Кто легко справиться с этим заданием? Кто сомневается? Кому нужна будет помощь? Поставьте на полях тетради знак: .

«+» я справлюсь …

«?» я не уверен …

«!» мне нужна помощь …

Учитель читает повторно скороговорку, дети выписывают повторяющиеся глаголы.

4.Фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

— Какие глаголы выписали?

— В чём возникли затруднения?

(Мы не знаем как писать «пилят» или «пилют», «колят» или «колют», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголов.) Слайд 1.

3

Постановка проблемы.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявит и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

— А почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?

(У этих глаголов окончания безударные, и поэтому слышатся нечётко).

Посмотрите на свою оценку этого задания, теперь ваше мнение изменилось?

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

— Так чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

(Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием).

— Какая тема сегодняшнего урока?

(Как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием?)

-Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?

(учитель выслушивает гипотезы детей: посмотреть окончание в словаре и т.д. )

— Где мы можем найти подсказку?

5.

Реализация построенного проекта.

Цель:

— организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

— зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

-уточнить общий характер нового знания.

1. Организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний.

-Откройте учебник на странице 61. Найдите правило, как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

Вы нашли ответ на наш вопрос??

2. Фиксация способа действия в речи и знаках.

— А теперь посмотрим на наш алгоритм.

— Как мы определяли спряжение глаголов ?

— Почему до сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов?

Что изменилось теперь? Слайд 2.

Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме?

— Если окончание в глаголе безударное, то как будет определятся его спряжение?

(Дети перечитывают правило и составляют алгоритм, а на экране высвечивается каждый шаг).

Составление алгоритма.

Проверка алгоритма слайд 3.

3. Решение исходной задачи, данной для пробного действия.

Ко́л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко́лют

Пи́л?т-(что делать?) пилить — II спр.-пи́лят

— Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием?

— Чем мы теперь будем заниматься на уроке?

(работать по алгоритму, определять спряжение глаголов с безударными окончаниями)

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

— организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

1. Фронтальная работа.

Учебник: стр. 66 упр. 365. Несколько глаголов из упражнения разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагол.

Образец устного рассуждения приводит ученик у доски под руководством учителя:

  1. Личный глагол: наступ[и]шь.

  2. Ставлю ударение в слове: наступ[и]шь.

  3. Окончание безударное.

  4. Ставлю глагол в начальную форму: (что сделать?) наступить (сов. вид)

  5. Начальная форма заканчивается на -ить, это не глагол-исключение.

  6. Вывод: глагол II спряжения, в окончании пишу –ишь.

На доске появляется запись:

наступить (II спр.)-наступишь

Обсуждение содержания пословиц.

Работа в парах.

Пользуясь алгоритмом, вставьте букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов, укажите спряжение.

I в. Рису…те — ___________, свет…т — __________, пиш…те — __________;

II в. Дума…те — ___________, люб…т — __________, лета…те -_________.

Взаимопроверка.

Физкультминутка.

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? — Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? — Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? — Вот так!

-Как летишь? — Вот так!

-Как плывёшь? — Вот так!

-Как сидишь? — Вот так!

— В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов?

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

1. Дифференцированная самостоятельная работа.

А) Найди лишнее слово:

смотр…т, дыш…т, та…т, кле…т;

ла…т, се…т, чита…т, смотр…т

Б) Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.

Концерт буд…т сегодня вечером.

Каждый день будильник буд…т нас.

2. Проверка по эталону выполненной работы.

  1. смотрит, дышит, тает, клеит;

лает, сеет, читает, смотрит

  1. Концерт будет (быть – 1 спр.) сегодня вечером.

Каждый день будильник будит (будить -2 спр.) нас.

2. Рефлексия усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

— Кто допустил ошибки в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

— зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

— оценить собственную деятельность на уроке;

— обсудить и записать домашнее задание.

1. Рефлексивный анализ учебной деятельности.

— Чему должны были научиться на уроке?

— Как решали эту задачу?

— Достигли ли цели урока?

— В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

2. Оцени свою деятельность на уроке:

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием

4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме.

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

3. Домашнее задание:

1) стр. 67 упр. 368 пользуйтесь алгоритмом

infourok.ru

Алгоритм определения спряжения глаголв

Алгоритм определения спряжения глаголов и правописания личных окончаний глаголов.

1. Поставьте глагол в форму 3 лица настоящего или будущего времени.

2. Если окончание ударное, то буквы Е (Ё), У, Ю – 1 спр.,

буквы И, А, Я – 2 спр. (спИт – 2 спр., льЁт – 1 спр.)

3. Если окончание безударное, то поставьте глагол в неопределённую форму, сохраняя вид (сов.вид – что сделать?, несов. вид – что делать?).

4. А) Если инфинитив оканчивается (не окончание!) на -ать, -ять, -ыть, -уть, -оть, — ти, -чь, или инфинитивом являются глаголы брить, стелить (стлать), зиждиться, то это 1 спряжение, во всех формах у этих глаголов пишутся окончания с буквами Е, У, Ю – ешь, — ет, — ем, — ете, — ут, — ют (бреет, моет, зиждется, зиждутся, кроют, найдёшь, пекут и т.д.).

Б) Если инфинитив оканчивается на –ить (кроме слов, указанных в пункте А), или инфинитивом являются глаголы слышать, дышать, держать, гнать, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, то это глаголы 2 спряжения, во всех формах у этих глаголов пишутся окончания с буквами И, А, Я – ишь, — ит, -им, ите, -ат, -ят (обидит, пилишь, видят и т.д.)

5. Запомните! Присоединяясь к глаголу, приставка вы- перетягивает на себя ударение и делает окончание безударным. Правописание (а также спряжение) таких глаголов следует проверять путём отбрасывания приставки вы-: выспится – спИтся (2 спр.), вымокнем – мокнем – мокнУТЬ (1 спр.), выбьет – бьЁт (1спр.) и т.д.

6. Не забудьте, что глаголы есть, дать, хотеть, бежать, брезжить (брезжут, брезжит) разноспрягаемые!

7. Различайте! В повелительном наклонении независимо от спряжения пишется суффикс –и-, окончание мн.ч. – те (писать – 1 спр. – пишú-те; смотреть – 2 спр. – смотрú-те).

В изъявительном наклонении в 1 спр. окончание –ете, во 2 спр. – ите

(пúш-ете, смóтр-ите).

infourok.ru

Спряжение глаголов. Алгоритм определения спряжения глагола.

Класс: 5

Тема урока: Спряжение глаголов. Алгоритм определения спряжения глагола.

Цели урока:

1. Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов через проблемную ситуацию.

2. Развивающая цель: активизация познавательной деятельности.

3. Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.

Ключевая цель урока: в процессе урока дети являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание своего обучения, подвергающими сомнению идеи других, способными критически оценивать учебные достижения.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: презентация (флипчарты), информационно-структурные карты, учебник, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

Слово учителя: (Психологический настрой).

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Я прошу Вас взять на столах пазлы-картинки, собрать их и по названию собранного рисунка-смайла распределиться на группы.

Урок у нас сегодня необычный, со мной в класс пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.

Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.

II. Проблемная ситуация. Определение темы урока.

1. Какая часть речи подчёркнута?

Глагол.

2. Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?

Незнайка не знает.

3. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.

4. А какую тему не знает Незнайка?

Спряжение глаголов.

5. Поможем Незнайке?

Да.

Определение цели урока:

Буд(ем,им) труди(ться,тся,ца), потому что тру(д,т) — это отец удовольствия. Стендаль

-Как вы понимаете это высказывание Стендаля? (Если хорошо работать, то можно получить удовольствие)

— Как вы объясните правописание слов  в высказывании? (Будем что делать? Трудиться. В вопросе есть «ь», значит и в слове он есть. В слове «труд» пишем «д». Орфограмма «Парная согласная в корне слова». Проверочное слово труды.)

-Какое окончание правильно написать «ем» или «им»?

-Это вы умеете делать? (Нет)

-А хотите узнать? (Да.)

Значит, какую цель мы ставим перед собой на уроке?(Научиться определять спряжение глаголов. Учиться правильно осуществлять выбор буквы в окончании глаголов.)

Я предлагаю вам при изучении нового материала контролировать свою работу и оценивать себя, вынося на поля знаки:

Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью

знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» — знал, «!» — новый материал (узнал) «?» — хочу узнать

III Изучение новой темы. Работа с информационно-структурным материалом.

Работа с учебником: алгоритм определения спряжения глагола. Обсудите в группе новое. Заполните инсерт.

IV Закрепление изученного.

Задание-разминка.

А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите глагол 1 спряжения, пожмите друг другу руки, 2 спряжения — обнимитесь.

Платить, ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.

1. Индивидуальное задание «Загадки»

Задание: Вставить пропущенную букву, определить спряжение.

Нарисовать отгадку (в таблице)

1. Кину- крошка, а выраст…т – с лукошко ( ).

2. Зимой гре..т, весной тле…т , летом умира…т , осенью ожива…т ( ).

3. Стоит поп низок, на нем сто ризок,

Ризки сним…шь – сам заплач…шь ( ).

2. В гостях Знайка (читает предложения из разных сказок, дети пишут диктант с программированием).

Ключ к диктанту на обратной стороне доски (или на мониторе ), дети проверяют и ставят оценку себе сами).

В гостях Знайка — диктант с программированием.

Ключ к диктанту будет на интерактивной доске.

1 .Ничего ты не получ…шь. Сам себя ты, грешник, мучишь.

2.Посмотр…м какова у тебя сила, вид…шь , там сивая кобыла ?

3.Дорогой дам за себя откуп: откуплюсь, чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т, лошадь запряжет, полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

КЛЮЧ:

Критерии: 8 – «5»

6-7 – «4»

4-5 – «3»

0-3 – «2»

Индивидуальное задание: Диктант с программированием (задание повышенной сложности) – составить на каждое спряжение примеры с обоснованием.

3. Работа в группах.

Ребята, в преддверии празднования в Казахстане 1 мая – Дня единства народов Казахстана, на адрес лицея пришло много писем из разных стран. Эти страны – соседи нашей Республики. Они написали казахстанцам поздравления.

Разберите письма. Прочитайте их. Но и не забывайте о теме урока.

Ресурс:

1. 5 конвертов с «письмами»: Россия, Китай, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан.

2. В письмах поздравления:

  • Картинки с действиями

  • Предложения с глаголами 1 и 2 спряжения.

  • Слова с пропущенными буквами.

  • Слова с преднамеренной ошибкой.

3. Учащиеся имеют на столах ватман, на котором они должны представить спряжение глаголов, данные в заданиях-конвертах.

Распределите (оформите) на ватмане

Ваше спряжение???

1. Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.

2. Пряч..тся, дыш..т, пада..т, вид..т,  прилета..т, смотр..т, пил..т, смотр..т, вяж..т, шь..т, бега..т, спеш..т, сп..т.

3. Кричать, лететь, греть, жить, взять, вильнуть, владеть, слышать, обидеть, свистеть.

4. Предложения

1. Они надеются не ошибиться.

2. Ребята заклеили книгу.

3. Лошади еле тащатся.

4. Постоянно вертится.

5. Трава колышется на ветру.

6. Воды клокочут.

5) 1. он клеет

2. он бреит

3. он растаит

4. он гонет

5. он стелит

6. он лелеит

7. он колышится

8. он грохочит

9. он пышит

10. он вертется

11. он услышет

12. он надеится

V Подведение итога. Сегодня на уроке я получила большое удовольствие от работы с вами. Значит, мы с вами хорошо потрудились.

-Кто сейчас мне может сказать, как же мы должны были написать  слово «будем» или «будим»? (быть -1 спряжение.- будем.)

VI Рефлексия. Отметьте в карте рефлексии:

Настроение в цвете

  • красный цвет– радостное, восторженное настроение.

  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

  • зелёный цвет – активность

  • фиолетовый цвет – беспокойное.

  • розовый цвет – уныние, отрицание, нежелание

infourok.ru

Памятка. Алгоритм определения спряжения глагола

Просмотр содержимого документа
«Памятка. Алгоритм определения спряжения глагола»

Алгоритм определения спряжения глагола.

1. Это глагол ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ?

ДА НЕТ


РАЗНОСПРЯГАЕМЫЙ      

                                     

2. Убедитесь, что у глагола безударное личное окончание.

УДАРНОЕ БЕЗУДАРНОЕ

Спряжение определяется

по окончанию (кроме 1л. ед.ч.):

ЛИЦО

I СПРЯЖЕНИЕ

II СПРЯЖЕНИЕ

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1

-у, -ю

-ем

-у, -ю

-им

2

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3

-ет

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

Пр: спит (II спр.), молчит (IIспр.), нальет (Iспр.)


3. Наличие приставки –вы, которая перетягивается на себя ударение.

ЕСТЬ –ВЫ НЕТ –ВЫ

Прикрыть приставку и ударение

перейдет на окончание.

Пр: высп…шься – спишь

(здесь прикрываем и суффикс –ся)

выль…т — льет


4. Ставим глагол в начальную форму (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), смотрим, на что он оканчивается.

I СПРЯЖЕНИЕ II СПРЯЖЕНИЕ

1. Все на –ать (–ять )(кроме 4 глаголов искл.) 1. Все на –ить (кроме искл.)

2. Все на –еть (кроме 7 глаголов искл.) 2. 7 на –еть :

3. 2 на –ить : ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ,

БРИТЬ, СМОТРЕТЬ, ТЕРПЕТЬ СТЕЛИТЬ НЕНАВИДЕТЬ,

4. все на –оть (Пр: полоть – полет) ЗАВИСЕТЬ, ВЕРТЕТЬ

5. все на –уть (Пр: гнуть – гнет) 3. 4 на –ать:

6. все на –ыть (Пр: плыть – плывет) ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

7. глаголы на –чь, –ти ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ.

multiurok.ru

Карточка «Алгоритм определения спряжения глагола», 5-9 класс

Алгоритм определения спряжения глагола:

  1. Поставь ударение.

  2. Если ударение падает на окончание, то определяй по таблице (правый столбик последняя строка).

  3. Если ударение не падает на окончание, то определяй по инфинитиву (начальной форме глагола). Для этого задай вопрос к глаголу: что делать? или что сделать? На такой же вопрос должен отвечать и инфинитив.

  4. Смотри, на что оканчивается инфинитив.

  5. По таблице определи спряжение.

  6. Если в глаголе есть приставка ВЫ, ее нужно убрать.

Сидим — ударение на И(окончание), значит, это глагол 2 спряжения.

Бегаем — ударение не падает на окончание. Задаем вопрос: что делаем? Бегаем. Находим инфинитив. Что делать: бегать. Инфинитив оканчивается на АТЬ. Согласно таблице, это глагол 1 спряжения, в окончании напишем Е.

Алгоритм определения спряжения глагола:

  1. Поставь ударение.

  2. Если ударение падает на окончание, то определяй по таблице (правый столбик последняя строка).

  3. Если ударение не падает на окончание, то определяй по инфинитиву (начальной форме глагола). Для этого задай вопрос к глаголу: что делать? или что сделать? На такой же вопрос должен отвечать и инфинитив.

  4. Смотри, на что оканчивается инфинитив.

  5. По таблице определи спряжение.

  6. Если в глаголе есть приставка ВЫ, ее нужно убрать.

Сидим — ударение на И(окончание), значит, это глагол 2 спряжения.

Бегаем — ударение не падает на окончание. Задаем вопрос: что делаем? Бегаем. Находим инфинитив. Что делать: бегать. Инфинитив оканчивается на АТЬ. Согласно таблице, это глагол 1 спряжения, в окончании напишем Е.

Алгоритм определения спряжения глагола:

  1. Поставь ударение.

  2. Если ударение падает на окончание, то определяй по таблице (правый столбик последняя строка).

  3. Если ударение не падает на окончание, то определяй по инфинитиву (начальной форме глагола). Для этого задай вопрос к глаголу: что делать? или что сделать? На такой же вопрос должен отвечать и инфинитив.

  4. Смотри, на что оканчивается инфинитив.

  5. По таблице определи спряжение.

  6. Если в глаголе есть приставка ВЫ, ее нужно убрать.

Сидим — ударение на И(окончание), значит, это глагол 2 спряжения.

Бегаем — ударение не падает на окончание. Задаем вопрос: что делаем? Бегаем. Находим инфинитив. Что делать: бегать. Инфинитив оканчивается на АТЬ. Согласно таблице, это глагол 1 спряжения, в окончании напишем Е.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *