cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Адаптация младших школьников к обучению в начальной школе – Бакалаврская работа «Адаптация младших школьников к обучению в школе»

Содержание

Статья (1 класс) на тему: Адаптация младших школьников к обучению в школе.

Учитель начальных классов      Горелова Ирина Владимировна

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №85 города Ульяновска.»

«Адаптация младших школьников к обучению в школе»

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане.

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями.

Учитывая особенности ребёнка, педагог действительно может  создавать или благоприятные условия обучения  ,или такие, которые ухудшают его состояние и приводят к школьным проблемам, особенно в условиях адаптации. При этом ребёнок не может самостоятельно исключить влияние неблагоприятных условий, скрыться от них, прекратить их действие.

Понятие «адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под устойчивой адаптацией мы понимаем те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения.

В социально-педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. В более широком значении адаптация определяется как основная форма отражения системы внешней и внутренней среды, заключающейся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия.

Адаптация – это:

1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.

2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.

Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная. Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин). Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу.

Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают плавно, слаженно, экономично, т.е. в зоне «оптимума». Адаптированное регулирование обуславливается длительным приспособлением к условиям окружающей среды человека, который в процессе жизненного опыта выработал набор алгоритмов реагирования на закономерно и вероятностно, но относительно часто повторяющиеся явления и ситуации («на все случаи жизни»). Таким образом, адаптированное поведение не требует выраженного напряжения регуляторных механизмов для поддержания в определенных границах как жизненно важных констант организма, так и психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение реальной действительности.

Таким образом, адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. В более выйгрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению школьных неврозов.

Список  Литературы

1.Практическая психология в начальной школе.- М.:ТЦ «Сфера»,2002

2.Безруких М.М.Трудности в начальной школе: Причины , диагностика, комплексная помощь/М.М. Безруких. -Тула: ООО Изд.»Родничок», 2004.

3.Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога. -М.: Просвещение , 2003.

4.Шеварндрин Н.И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М .: ВЛАДОС, 2000.

 

nsportal.ru

Материал на тему: Адаптация младших школьников к новому виду деятельности — обучению

Адаптация младших школьников к новому виду деятельности — обучению

     Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio — прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г. Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования (И.А. Милославова).

      Различают А. биологическую, физиологическую и социально психологическую. Нас в большей степени интересует последняя. 

Социально-психологическая А. представляет собой приспособление к социальной среде.

      Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую. На что нужно обратить внимание в эти переходные периоды?

      Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

       Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Рекомендации:

     Главное, помнить о том, что ведущим видом деятельности на всём протяжении детства является игра. Образовательный процесс необходимо строить с опорой на игровые методы.

    Важно воздействовать на эмоции и чувства ребёнка посредством проявления интереса к детскому мнению по тому или иному вопросу, создание ситуации, попадая в которые ребёнок будет чувствовать себя непринуждённо, свободно, будет ощущать свою значимость.

     Обязательным условием общения с учениками является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, улыбка и уравновешенность, исключение повелительного наклонения в обращении к ним, авторитарного стиля общения (По О. Соболевой).


Делайте! 

1. Радуйтесь Вашему ученику, принимайте его таким, какой он есть.
2. Будьте терпеливы.
3. Чаще хвалите Вашего ученика. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний и сами верьте, что он может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь.
4. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Отвечайте на каждый вопрос ребенка, тогда его познавательный интерес не иссякнет.
5. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
6. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ученика. Видеть  мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
7. Почаще говорите с учеником. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.
8. Научите ребенка делиться своими проблемами. Для этого – обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми, но не допытывайтесь; искренне интересуйтесь его мнением.
9. Только вместе с родителями можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Советуйтесь с родителями, поддерживайте постоянную связь с ними. Главное помнить и довести до родителей, что, если возникают вопросы по деятельности педагога, замечания о работе учителя делать в присутствии детей запрещено.
10. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении. Содержательная помощь (решение с ребенком задач и т.п.) нежелательна. Основная функция — помочь обнаружить и зафиксировать трудность в тетради для того, чтобы обсудить ее на следующий день на уроке. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к учению.
11. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.
12. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца.

Не делайте!

1. Не перебивайте ребенка.
2. Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
3. Не критикуйте вашего ученика в присутствии других детей, их родителей.
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
5. Не используйте формулу «опять ты НЕ…» (Это верный способ выращивания неудачника).

6. В общении с ребенком не стоит использовать условия: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
7. Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад.
8. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
9. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Объясняйте ребенку причины, доводы Ваших требований. Если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

Признаки успешной адаптации:

  удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  ребенок легко справляется с программой;

  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  нежелания выполнять домашние задания.

  негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  беспокойный сон.

  трудности утреннего пробуждения, вялость.

  постоянные жалобы на плохое самочувствие.

      Диагностировать уровень адаптации возможно с помощью тестов, анкетирований, наблюдений. Вот некоторые варианты подобных диагностик.

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  • не очень
  • нравится
  • не нравится
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома

—        бывает по-разному
— иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

—        остался бы дома
— пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится
  1.         Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю
  1. Ты .хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • часто
  • редко
  • не рассказываю
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы
  1. У тебя в классе много друзей?
    — мало
  • много
  • нет друзей
  1. Тебе нравятся твои одноклассники?
  • нравятся
  • не очень
  • не нравится

Анкета                        

                                                    «Хорошо ли ребёнку в школе?»

Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

  1.  Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
  2.  Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.
  3.  Очень хочется отдохнуть.
  4.  Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.
  5.  Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.
  6.  Я всегда боюсь отвечать у доски.
  7.  Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,
  1.  Часто па уроках я чувствую, что устал,
  2.  Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
  3.  В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,
  4.  Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
  5.  Я точно знаю, что мои родители любят меня.
  6.  Мне часто кажется, что я болен.
  7.  Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.
  8.  Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.
  9.  Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.
  10.  Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.
  11.  Я думаю, что плохо вижу.
  12.  Мне интересно в школе.
  13.  Мне очень нравятся ребята в моем классе.
  14.  Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.
  15.  Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.
  16.  Обычно я спокоен и полон сил.

Ключ к анкете

Шкала1

1.+

6.-

11.-

16.-

21.+

Шкала 2

2.-

7.-

12.-

17.-

22.+

Шкала3

3.-

8.-

13.-

18.-

23.-

Шкала4

4.+

9.+

14.+

19.-

24.-

Шкала5

5.-

10.-

15.-

20.-

25.+

За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале – З.     Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

Значение шкал

  1. шкала — удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.
  2. шкала-  дружеские отношения в классе,
  3. шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.

шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

Анкета

«Выявление причин школьной неуспешности»

( для педагогов, родителей)

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Инструкция по заполнению анкеты: подчеркнуть в каждом пункте – а,б,в.г.

 1. Особенности эмоционально-волевой сферы

Проявляет ли ребенок:

1.        Нервность (нервозность), тревожность:

а)        очень часто

б)        обычно

в)        редко

г)        никогда.

2.        Двигательное беспокойство: расторможенность:

а)        очень часто

б)        обычно

в)        редко

г)        никогда.

3.        Рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность:

а)        очень часто

б)        обычно
в)редко

г) никогда.

4.        Утомляемость, истощаемость:

а)        очень часто

б)        обычно
в)редко

г) никогда.

5.        Раздражительность, агрессивность:

б)        обычно

в)        редко

г)        никогда.

6.        Вялость, пассивность:

а)        очень часто

б)        обычно
в)редко

г) никогда.

7.        Робость, скованность:

а)        очень часто

б)        обычно

в)        редко

г)        никогда.

2. Особенности познавательной деятельности

1.        Как ребенок запоминает:

а)        очень хорошо

б)        хорошо

в)        посредственно

г)        плохо

2.        Как понимает объяснения:

а)        очень хорошо

б)        хорошо

в)        посредственно

г)        плохо

3.        Познавательная активность (стремление к новым знаниям):
а) высокая

б)средняя

в)        низкая

г)        отсутствует

4.        Колеблется ли успешность выполнения однотипных заданий:

а)        очень часто

б)        обычно

в)        редко

г)        никогда.

5. Может ли ребенок перестроиться на другой вид деятельности:

а)        легко

б)        не легко, не трудно

в)        с трудом

г)        с большим трудом

3. Имеются ли нарушения в двигательной сфере, координации движения:

а)        да

б)        нет

Напишите о других специфических особенностях поведения, характера познавательной деятельности если они имеются).        

nsportal.ru

1.2 Характеристика школьной адаптации младшего школьника

Существует много определений школьной адаптации. Как пример традиционного определения можно привести определение М.В. Максимовой, которая школьную адаптацию трактует как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» или («школьная неприспособленность») фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.

Этапы школьной адаптации.4

В современном обществе остро встает вопрос о том, как помочь будущему или нынешнему первокласснику благополучно адаптироваться к новым условиям школы. Как не странно, но на сегодняшний день обучение в школе является стрессовой ситуации для любого школьника, а в особенности первоклассника. Это может быть связано с новыми микросоциальными условиями.

Микросоциум — определенная территориальная общность, которая включает в себя соседство, семью, группы сверстников, различного рода государственные, религиозные, общественные, воспитательные и частные организации, и конечно же разнообразные неформальные группы жителей.5Следовательно, любой детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью, ранимостью к разным микросоциальным средам. Поэтому, для ребенка первого класса играет важную роль в процессе адаптации его семья, ведь она всегда может ребенка поддержать, откликнуться и помочь в чем либо.

Следует выделить основные положительные факторы семейной микросоциальной среды: многообразие явлений и предметов, которые окружают ребенка; положительное эмоциональное общение со всеми членами семьи, что ведет к индивидуальному вниманию его особенностей. Кроме положительных факторов, необходимо выделить и отрицательные факторы микросоциально среды: ошибка семейного воспитания ребенка; нарушение взаимоотношений и пониманий в семье; неумение вовремя выяснять необходимые моменты и другое. Все вышеперечисленные негативные факторы могут повлечь за собой к соматическим и психическим заболеваниям ребенка. Причинами заболеваний может служить то, что происходит жесткое обращение в сторону ребенка; коммуникативный барьер между отцом и ребенком, либо ограниченное влияние отца на семейное воспитание; негативные межличностные взаимоотношения между супругами; конфликтные ситуации в семье; несогласованность между родителями определенных требований в сторону ребенка и другое.

В период адаптации огромную роль играет кризис семи лет. В этот период у ребенка происходит переломный момент в его жизни, и что в следствии ведет к перелому эмоциональной неустойчивости. Поэтому, семья должна быть бдительна в этот период времени для ребенка.

Существует достаточно много классификаций адаптации, но самая оптимальная классификация на наш взгляд, это классификация по А.Л. Венгер. Он рассматривает адаптацию ребенка к школе и выделяет три уровня адаптированности первоклассников: высокий, средний и низкий уровень адаптации.

6

Высокий уровень

— обучающийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно;

— учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи;

— внимательно слушает учителя;

— выполняет поручения без внешнего контроля;

— проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

— общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

— занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень

— обучающийся положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;

— школьник понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно;

— усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;

— сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны;

— бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;

— готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;

— общественные поручения выполняет добросовестно;

— дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень

— обучающийся отрицательно или индифферентно относится к школе;

— нередко жалуется на здоровье, доминирует подавленное настроение;

— наблюдаются систематические  нарушения дисциплины;

— школьный материал усваивает фрагментарно;

— самостоятельная работа с учебником затруднена;

— при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;

— к урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;

— сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;

— для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов;

— общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;

— в школе имеет мало друзей.7

Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

1 этап – это ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго – 3 недели.

2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. Продолжается данный период около 2 недели.

3 этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому,  чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья. Продолжительность данного этапа – 1 неделя.

8

Продолжительность всех 3 фаз адаптации приблизительно шесть недель, этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными, а наиболее сложными являются 1-4 недели.

studfiles.net

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

Библиографическое описание:

Хохлова В. А. Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 72-75. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10159/ (дата обращения: 29.06.2019).



In the article the problem of school adaptation of junior pupils in the first year, are examples of intervention programs that improve children’s adaptation to the new social and psychological conditions.

Keywords:school adaptation, disadaptation, primary school age, psychological readiness for school, psychological crisis, school neurosis.

Первый год обучения в школе является важным этапом в становлении личности ребёнка, его отправной точкой к гармоничному развитию и дальнейшим успехам в учебной и общественной деятельности. То, как учащиеся чувствуют себя в коллективе, какие трудности испытывают при общении с другими детьми или учителем, как преодолевают эти препятствия и приобщаются к обществу, являются важными моментами в организации учебного процесса. От благополучной адаптации зависит личностный рост ребёнка, его самочувствие в среде сверстников. Под адаптацией многие авторы понимают приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды.

По мнению И. А. Ивановой, отрицательное течение адаптации приводит к школьной дезадаптации, которая проявляется в устойчивом отказе ребёнка от посещения школы вследствие недоступности для него школьной программы и межличностных конфликтов в школьной среде. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных взаимоотношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения [2, 141].

Самоукина Н. В. и Цукерман Г. А. считают, что начало обучения — это стресс для каждого ребёнка, так как поступление в школу вносит большие изменения в его жизнь, что является поводом не только для радости и гордости, но и волнения, переживаний, напряжения и тревоги. Согласно их наблюдениям среди первоклассников есть дети, для которых процесс адаптации к школе происходит медленнее, чем у их сверстников, показателем этого может быть нарушение сна, аппетита, появления интереса к играм и книгам для маленьких детей. Таким образом, можно сделать вывод, что психосоциальная адаптация проходит у всех детей по-разному.

Согласно норме, поступая в школу, ребёнок должен быть зрелым в социальном и физиологическом отношении, достичь определённого уровня эмоционально-волевого и умственного (интеллектуального) развития. Все эти компоненты связаны между собой и сказываются на поведении и самочувствие учащегося, его настроении и здоровье [1].

По мнению Воробьёвой Е., преимущества в адаптации к школе имеют дети, посещающие детские сады и «малышки», поскольку в этих учебных заведениях идёт процесс целенаправленного педагогического воздействия, благодаря которому формируются элементы готовности к школьному обучению. Затруднения, возникающие из-за недостаточной готовности ребёнка к школе, могут сказываться на его успеваемости, быть причиной дезадаптации, способствовать возникновению школьных неврозов.

Практика показывает, что продолжительность периода адаптации первоклассников к школьной среде составляет пять-шесть недель, из которых наиболее сложные первая — четвёртая недели. Чтобы адаптация прошла успешно, учитель должен понимать, что на данном этапе обучения не нужно перегружать детей учебной работой, их внимание трудно удержать, они быстро устают, поэтому педагогический процесс нужно строить так, чтобы не наносить вреда здоровью каждого ребёнка.

Дети включаются в новые для них виды деятельности, системы межличностных отношений, и всё это способствует перестройке у них всех познавательных процессов. В связи с этим, такие психологи, как Иванова И. А. и Самоукина Н. В. отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Выделяют несколько условий возникновения необходимости психологической адаптации ребёнка к школе. Первое условие — меняется социальная позиция: из дошкольника он превращается в ученика, появляются такие обязанности, как делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным и дисциплинированным. Второе условие — смена ведущего вида деятельности. С приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью, которая построена на основе произвольных усилий ребёнка.Также важным условием психологической адаптации ребёнка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к учащимся зависит успешность их дальнейшего обучения в школе.Четвёртое условие — сдерживание двигательной активности инициативного ребёнка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

По мнению Порецковой Г. Ю., именно в период адаптации отмечается наибольшая восприимчивость к негативным воздействиям и напряжение физиологических процессов, неблагоприятное течение этого периода способствует росту расстройств, а в дальнейшем и формированию хронической патологии. Согласно данным того же автора, среди факторов, способных повлиять на течение адаптации преобладают социальные, наибольшее значение из которых, имеют авторитарные и эмоциональные отношения в семье, неудовлетворительные условия проживания. Всё это может привести к низкой психологической готовности ребёнка к обучению. Биологические факторы, способствующие нарушению адаптации — вегетативные нарушения: частые боли различной локализации, нарушение сна и аппетита [3]. Поэтому появление у первоклассника признаков школьной дезадаптации требует немедленного проведения комплексной работы учителя, психолога и родителей, по её устранению, ведь именно поддержка нужна ребёнку в этот сложный период.

Такие авторы, как Цукерман Г. А., Самоукина Н. В., Иванова И. А., предлагают ряд рекомендаций, при выполнении которых, процесс адаптации может пройти менее болезненно.

Так, Цукерман Г. А. рекомендует в первые недели адаптации к школе уделять ребёнку больше внимания, интересоваться его школьной жизнью, помогать с домашним заданием, следить за его настроением, насколько сильно он устаёт и не слишком ли велики нагрузки, говорить и советоваться с учителем. Лучше забирать ребёнка сразу после занятий, спрашивать его о впечатлениях и о том, что он узнал нового на уроках. Перед тем, как оставлять детей в группе продленного дня лучше убедиться хорошо ли ребёнку в школе, хочется ли ему остаться.

Немало важным является соблюдение режима дня первоклассником. Полноценный сон помогает ребёнку восстановить свои силы после трудного дня и не «спать» на уроке, когда он может прослушать важную информацию и не понять материал занятия. Прогулки и физические упражнения являются важной частью режима дня, также помогающей ребёнку взбодриться. Если в школе задают домашнее задание не стоит заставлять детей делать всё и сразу, такая работа создаёт дополнительную нагрузку и малоэффективна, поэтому через каждые 20–25 минут необходим перерыв и небольшая разминка. Если ребёнок посещает дополнительные внешкольные учреждения, различные кружки и секции, стоит задуматься, справится ли он с такой нагрузкой, если да, то для семилетнего ребёнка продолжительность таких занятий не должна превышать одного часа. Телевизор, компьютер и прочие современные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, но это не значит, что они должны быть с нами всегда, поэтому необходимо ограничить их использование до 2–3 раз в неделю по 30 минут.

Для более успешного течения периода адаптации Е. Воробьёва предлагает дополнительное включение в процесс обучения кинестетического и двигательного анализаторов. По её мнению это способствует облегчению процесса усвоения ребёнком учебного материала. Автор считает, что систематическое применение двигательных игр-разминок позволит снизить эмоциональное и физическое напряжение детей, поможет им собраться, настроиться на работу в классе, восстановить внимание и работоспособность, снять напряжение, связанное с периодом адаптации к новым социальным условиям и требованиям [1].

Цукерман Г. А. и Поливанова К. Н. предлагают учителю в адаптационный период создавать условия для эмоционального комфорта учащихся, доброжелательную атмосферу в классе для развития у детей уверенности в себе, объяснить правила школы и помочь детям осознать себя в роли учеников, сплотить класс в дружный коллектив.

Самоукина Н. В. считает, что в работе с первоклассниками необходимо использовать методики, направленные на развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер личности школьников, а также для оказания психологической помощи самому учителю. Ею разработана система уроков «Уроки общения в начальной школе», которая успешно используется учителями для улучшения психологической адаптации учащихся [4].

Г. А. Цукерман разработала курс, который включает в себя дидактические игры на классификацию, конструирование, рассуждение, внимание, запоминание. Она отмечает, что усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений: умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, как это делают настоящие школьники [5].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что адаптация к школе это процесс, через который проходят все дети, но не все с ним справляются успешно. Задача учителя и родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить признаки дискомфорта у ребёнка, помочь ему адаптироваться к новым условиям и настроиться на получение знаний, умений и навыков, перейти в новую социальную роль ученика и успешно реализовать себя в школе.

Литература:

  1. Воробьёва Е.. Адаптация учащихся: Методическая копилка// Школьный психолог. –2005. –№ 18. — С.27–38.
  2. Иванова И. А. Проблема адаптации первоклассников // Проблемы Науки. 2015. № 4 (34). С.141–143.

3. Порецкова Г. Ю. Медицинское обеспечение и медико-педагогическая модель организации профилактики нарушений развития и состояния здоровья школьников: автореф. дисс. доктор мед. Наук / Г. Ю. Порецкова. Самара, 2013. — 388 с.

  1. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинг. — М.: Психотерапия, 2008. — 241 с.
  2. Цукерман Г. А.,. Поливанова К.Н Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново, домашнее задание, школьная среда.

Похожие статьи

школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс

Особенности школьной адаптации младших школьников на… школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново, домашнее задание, школьная среда. Ключевые слова. дезадаптация, младший школьный

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале…

Особенности школьной адаптации младших школьников на… школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново.

школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс

Особенности школьной адаптации младших школьников на… школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново, домашнее задание, школьная среда.

Проблема социальной адаптации младших школьников при…

Особенности школьной адаптации младших школьников на… школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при…

Особенности школьной адаптации младших школьников на… школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново.

Социальная адаптация первоклассников к условиям школьной

Особенности школьной адаптации младших школьников на… школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших…

дезадаптация, младший школьный возраст, школьная адаптация, психологическая готовность к школьному обучению, психологический

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности… учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике…

Школьная адаптация – одна из первых ступенек на пути к успешному обучению и недооценивать ее значение невозможно. Вместе с тем, в работах психологов утверждается, что процесс школьной адаптации как приспособление ребенка к условиям и требованиям…

Адаптация первоклассников к школе | Статья в журнале…

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике… ребенок, школа, школьное обучение, школьная адаптация, психологическая готовность ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации

moluch.ru

Педагогические условия адаптации младших школьников к обучению в основной школе

Лысенко Руслан Иванович,студент гр. 29ПО114 (профиль –начальное образование), Институт психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»[email protected]

Педагогические условия адаптации младших школьников к обучению восновной школе

Аннотация.Встатье раскрыта проблема готовности младшего школьника к обучению в основной школе с опорой на основные теоретические подходы к ее решению. Дано определение понятия «готовность», структура и содержание готовности младшего школьника к обучению в основной школе. Удалось выявить трудности выпускников начальной школы при переходе на следующую ступень образования и сравнить их с критериями готовности первоклассников.Ключевые слова:адаптация, готовность, дезадаптация.

Переход из начальной школы в основную является кризисным периодом в жизни ученика. Особенности данного периода полностью еще не изучены, но с позиции психологопедагогической общественности –это самый сложный этап в жизни ученика, поскольку, таким образом, происходит переход к новой позиции, новому образу жизнедеятельности, изменению статуса в обществе, появлению новых взаимоотношений не только со сверстниками, но и взрослыми и педагогами.Изменившаяся ситуация развития требует от ученика развитых не только интеллектуальных, но и личностных качеств, коммуникативности, произвольности и т.д. Успешность организации учебновоспитательной деятельностис детьми в современной школе во многом зависит от особенностей психологического развития учащихся в важные периоды их жизни.Обращаясь к анализу сложившейся практики в школе, мы можем констатировать, что переход из начальной школы в основную происходит для учащихся не всегда спокойно и безболезненно.Не все школьники психологически могут преодолеть трудности адаптационного периода и соответствовать требованиям общего образования. Трудности данного перехода сказываются на результатах обучения и воспитания в основной школе, на психическом и соматическом здоровье школьников.Следует учесть, что переход учащихся начальных классов на следующую степень общего образованиякак раз совпадает с их вступлением в подростковый возраст и сопровождается специфическими процессами и явления, которые составляют содержание «проблемы пятых классов» [1].Именно в этот период происходит обострение проблем детей, как явных, так и скрытых от пронзительного взгляда не только педагогов, но и родителей. По мнению Г.А. Цукерман, данную проблему можно решить при условии, если переход будет плавным, мягким и постепенным [2,c. 20].Разрешение «проблемыперехода» даст возможность исследовать психологопедагогические особенности, условия, механизмы, которые бы позволили успешно войти учащимся в новую для них социальную ситуацию. Все это даст возможность выявить психологические основания для проектирования «перехода» и синхронизации возрастного и образовательного кризисов.Несмотря на значимость исследуемого вопроса, проблема адаптации учащихся начальной школы к дальнейшему обучению на ступени основной школы является малоизученной.В словаре понятие «адаптация» определено как приспособление живого организма к условиям существования. При этом различают адаптациюне только биологическую, физиологическую, но социальнопсихологическую. Нас, прежде всего интересует социальнопсихологическая, которая представляет собой приспособление человека к социальной среде[3]. Любая адаптация направлена на устранение негативных факторов среды.В ходе школьного обучения ученики адаптируются к учебной деятельности. Особая напряженность наблюдается у первоклассников и пятиклассников, поскольку новые социальные условия вызывают стрессовую реакцию организма ученика.Процесс адаптации учащихся к школе состоит из нескольких этапов: ориентировочное, неустойчивое, а затем устойчивое приспособление. Неустойчивое приспособление отличает многих учащихся и в научной литературе обозначается следующим термином –«школьная дезадаптация» [4].Н.В. Вострокнутов в качестве критериев школьной дезадаптации выделяет следующие: хроническая неуспеваемость, отрицательное отношение к обучению, пренебрежительное отношение к правилам школьной жизни [5].Важнейшими с точки зрения возможности адаптации будут психические процессы и функции, которые помогают ученику овладеть школьными навыками. И это, прежде всего, развитие моторики, координации зрительномоторной, произвольного внимания, восприятия, памяти, а также сформированность представлений пространственновременных, мыслительных операций и речевых функций.Среди индивидуальных особенностей, которые влияют на процесс адаптации учащихся начальной школы, является развитая мотивация к учению, познавательной деятельности.Для успешной адаптации к школьному обучению необходимы развитые личностные качества, а именно такие: умение общаться, правильно эмоционально реагировать на разнообразные ситуации, работать в коллективе [6].Следует отметить, что процесс адаптации школьников к основной школе имеет ряд особенностей, за которыми скрываются соответствующие трудности, а именно: приспособление к новой дидактической ситуации, связанной с новым содержанием, формами и методам и организации процесса образования. Учащиеся знакомятся с новыми учебными предметами, у них увеличивается количество учебных занятий и объем домашних заданий, что ведет к сокращению времени наличные интересы. Увеличивается информационный поток, который предстоит усвоить. Излишнее подчеркивание учителем недостатков учащихся при усвоении учебного материала часто приводит к отрицательным эмоциональным переживаниям, вызывающим негативное отношениеученика не только к изучаемому предмету, но и к учителю. У ученика формируется неадекватное представление о себе, своих возможностях, способностях, ведущих в дальнейшем к замедлению процесса адаптации.Любые переходные периоды требуют от учителя пристального внимания. И переход 911 летних учащихся из начальной школы в основную не является исключением. Возникает вопрос выявления особенностей психического и личностного развития учащихся на стыке вышеобозначенных возрастов. Используя результаты исследования отечественных психологов (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А. К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконини др.), рассмотрим эти особенности.В указанный период происходят значительные изменения в психическом развитии ребенка.Усвоение новейших знанийсущественно перестраивает имеющиеся у учащихся житейские понятия, а школьное обучение создает условия для развития теоретического мышления. У учащихся происходит перестройка всех психических процессов («память становится мыслящей, а восприятие думающим»), что является основой для дальнейшего умственного развития [7].Результаты многочисленных исследований показывают, что развитие теоретического мышления во многом способствует появлению к концу начальной школы рефлексии, являющейся новообразованием подросткового возраста, которая улучшает не только познавательную сферу учащихся, а также характер отношения их к себе и окружающим людям.К окончанию начальной школы у учащихся должны быть и такие новообразования, как способность к саморегуляции, неразвитость которой вызывает учебные трудности у детей. Разумеется, такие сложные новообразования, как рефлексия, саморегуляция и произвольность в этот период только формируются. В дальнейшем происходит их усложнение и распространение не только на учебные ситуации, но и иные сферыжизнедеятельности детей. Но переход отпсихологическойсаморегуляции, проявляющейся, как правило, в учебных ситуациях к ситуациям, требующим решения нравственных коллизий, осуществляется на этапе перехода от детства к подростковому возрасту.Необходимо отметить, что если младший школьный возраст рассматривается как первоначального «знакомства» с учебной деятельностью, овладения основными ее структурными элементами, то подростковый возраст –это время овладения не только самостоятельными формами работы, но и время развития познавательной активности учащихся, которая стимулируется учебнопознавательной мотивацией. И, от того, как проходит первый этапа обучения, зависит переход подростков к качественно новойучебной мотивации, которая направлена не только на приобретение новых знаний, а, прежде всего, на поиск общих закономерностей, самостоятельных способов приобретения знаний.Как видим, переход от детства к отрочеству сопровождается появлением особого мотивационного кризиса, который вызван, не только сменой социальной ситуации развития, но иизменение содержания личностнойпозиции учащегося.Данный кризис, в отличие от «классического» подросткового кризиса имеет слабо выраженный в поведении характер, поскольку не всегда ими осознается. И как результат –психологическаянеподготовленность,незащищенность перед возникающим новой ступеньюразвития. Недовольство своими отношениями с другими людьми, собой –все это становится стимулом к самовоспитанию, но может и стать препятствием для полноценного становления и развития личности. И путь, по которому предстоит пройти становление личности подростка, определяется тем, как пройден этап перехода от детства к отрочеству.Переход учащихся из начальной школы в основную связан с перестройкой у них сложившихся стереотипов. С точки зрения большинства авторов, главной причиной затруднений в адаптации учащихся 5 классовявляется разрыв, возникающий между психологическими возможностями школьников и предъявляемым к ним требованиями. Поэтому, важно, чтобы в данный период требования, предъявляемые к пятикласснику, соответствовали его возможностям [8, с. 30].Учителя, работающие с учащимися основной школы, часто применяют одни и те же требования, методы работы с пятиклассниками и детьми более старшего возраста. И требования бывают часто не по силам пятиклассникам, что затрудняет процесс их адаптации к основной школе.По мнению Л.И. Божович, с переходом младших школьников в основную школу, меняется и его собственная внутренняя позиция, заключающаяся в том, что как он сам относится к своему положению, а также к тем требованиям, которые оно («положение») к нему предъявляет [9, с.176].Не вызывает сомнения тот факт, что формирование психологической готовности учащихся младших классов к обучению в основной школе идет значительно быстрее только там, где между учителями начальных классов и учителямипредметниками имеется согласованность в деятельности, где есть преемственность начальной и основной школы.Необходимо соблюдать чувство меры в предъявлении требований к учащимся, учитывать их возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности, не допускать перегрузки. Не соблюдение данных условий может способствоватьневротизации учащихся, а также явиться причиной задержкиинтеллектуального развития.Понятно, что скорость адаптации во многом определяется и зависит от готовности ребенка к школьному обучению, а именно желания учиться, способности общаться не только со сверстниками, но и взрослыми, умения решать задачи, а также потребности в достижениях, самостоятельности и сформированной ответственности.В настоящее время понятие «психологическая готовность» не имеет однозначного определения, поскольку нет общепринятого определения. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рассматривают психологическую готовность в качестве сложного целенаправленного проявления личности, которое включает не только убеждения, взгляды, но и отношения, мотивационную сферу, эмоциональноволевые, интеллектуальные качества, а также готовность к определенному поведению [10, с. 4], С точки зрения Д.И. Фельдштейна, «психологическая готовность» представляет собой концентрацию личностных сил, которые направлены наосуществление конкретных действий [11, с. 49]. В вышеуказанных определениях дается четкое указание на своеобразную избирательную активность человека в период подготовки к решению конкретных задач, которые настраивают человека на определенную деятельность.Первую попытку дать определение «готовность в обучению в основной школе» сделала Т.И. Юферева, которая выделила следующие компоненты: глубокое усвоение учебного материала; сформированная произвольность рефлексивность и понятийное мышление; «взрослый» стиль взаимоотношения как с учителями, так и с одноклассниками [12]Структура психологической готовности к школьному обучению представляет собой многокомпонентное образование, включающее в себя не только психомоторную и интеллектуальную, но и эмоциональноволевую, личностную (включая мотивацию) и социально психологическую (коммуникация) готовность.Итак, перечислим основные компоненты психологической готовности учащихся к школьному обучению.Психомоторная готовностьвключает в себя новообразования, которые происходя в детском организме и которые повышают его работоспособность, а именно: гармонизация возбуждения и торможения, позволяющая «держать» внимание на объекте деятельности, формировать произвольные формы деятельности; развитие мелкой моторики и зрительномоторных координаций является базой для овладения письмом; совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга способствует активизации речи и развитию логического мышления.Интеллектуальная готовность, по мнению Л.И. Божович [9], предполагает владение умением выделять главное, существенное в окружающей действительности, рассуждать, видеть причины явлений и делать выводы. Эмоциональноволевая готовность связана с развитие способности соподчинять мотивы, которые дают возможность ребенку управлять своим поведением.Личностная готовность, которая описывается через мотивационнопотребностную сферу и сферу самосознания.Коммуникативная готовность позволяет проникнуть в мир человеческих отношений и норм их регулирующих. Данная готовность важна для ребенка, поскольку связана с постоянными контактами со взрослыми и сверстника в процессе обучения в школе [7].Итак, в переходный период из начальной школы в основную у детей четко проявляется потребность в общей позитивной оценке себя, своей личности без учета результатов деятельности. И это является важным фактором для определениякруга наиболее важных проблем деятельности школьного психолога. Следует принять во внимание, что человек в течение всей свое жизни испытывает потребность в положительных оценках его личности со стороны других людей, включении в диалог[13]. В детском возрасте данная потребность выражена еще сильнее, и она является основой для благоприятного развития личности школьников.Перед учителя стоит важная задача –обеспечить безболезненный переход учащихся начальной школы в основную, вовремя обнаружить и преодолеть трудности.

Ссылки на источники1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к об

e-koncept.ru

Материал (1 класс) по теме: «Адаптация младшего школьника».

Родительское собрание

«Адаптация  младшего школьника».

Саванец Наталия Александровна

Учитель начальных классов

г. Кашира, Московская область

Родительское собрание направлено на ознакомление с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста для успешной адаптации в школе. В ходе родительского собрания предлагаются практические советы по адаптации ребёнка к школе.

«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.»

                                                                                               Оскар Уайльд

План организации собрания

 Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, уважаемые родители!  Я рада вас приветствовать на нашей встрече.  Прошло совсем немного времени, и наши дошкольники превратились в настоящих школьников. Как проходит этот процесс, где возникают проблемы; как помочь детям учиться? На эти и другие вопросы  я попробую  ответить на сегодняшнем собрании.

Лекция «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Начало школьного обучения для каждого ребенка является стрессом. Все дети, наряду с переполняющими ими чувствами радости, восторга или удивления, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У 1-классника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут. Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой- то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.  Серьезные жизненные перемены — стресс для всякого человека: и взрослого, и ребенка. Ребеночек еще маленький, ему они даются тяжелее. На стресс ребенок выдает некую реакцию. И от того, что скажем и что сделаем в ответ мы, родители, зависит, будет ли успокаиваться душа маленького человека, возвращаться потихоньку на круги своя — или этот стресс забьется в угол, как зверек, останется в душе на всю оставшуюся жизнь болью. Вот дитя начинает грубить, хамить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось. Мать растеряна и обижена.

Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. Вариантов действий два. Порем наглое дитя и тем прекращаем недопустимое поведение. Такую препону дурному поведению, которая связана с унижением личности ребенка, назовем наказанием. В обсуждаемый нами период, в первые десять дней школьной жизни наказывать детей нельзя. Им и так тяжело. Да и всегда с наказанием надо быть очень осторожным.

Так что же, терпеть дерзость? Нет, конечно.

Скажите:

— Мне неприятно, когда ты кричишь. Постарайся успокоиться, и я с удовольствием поговорю с тобой.

Или

— Когда ты так кричишь, мне очень трудно говорить с тобой, я слышу звук, но не понимаю, что ты хочешь сказать. Давай попробуем успокоиться и поговорить тихо.

Такую реакцию можно назвать санкциями, можно как угодно иначе. Важно не название, а суть: не унижая личности ребенка, мы добиваемся добронравного поведения. При этом стресс, в котором дитя пребывает, не усиливается, атмосфера не нагнетается.

Элвин Фрид в » Книге для тебя » рассказывает, что есть на белом свете мурашки и есть ласковушки.

Мурашки — это любые «прикосновения», от которых делается плохо, горько, больно и неуютно. Окрик, шлепок, равнодушное «что-что?», ироничное замечание, просто замечание. Знаете, есть такое мнение, что три замечания в день для ребенка — это предел.  

Ласковушки — это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, — просто констатация факта, что родители тебя видят. Как это? Очень просто. Дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом полуспрашивает-полуутверждает: «Что, «Колобка» перечитываешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: «Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках «Колобок». Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе». Дети могут вырасти нормальными людьми с положительной самооценкой без поощрений, но не могут — без констатации факта своего существования.

Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, мы в классе читаем  сказки для школьной адаптации. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Ещё один немало важный момент.

С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. Даже три урока физкультуры, как считают специалисты, компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности детей. Ребячьему организму, который растет активно только в движении, необходимо не менее восьми часов занятий физкультурой в неделю — по полтора — два часа в день! Иначе дети не смогут восстановить свои силы. Вот и начинают болеть первоклашки — потому что такую интенсивную физическую нагрузку имеют лишь единицы из них. Что же делать?

Прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном — все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня.

Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать самостоятельно свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо обойтись без излишней  спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей.

Дорога в школу. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходить заранее.

Занятия в школе. Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным требование: после школы – сразу домой.

Переодевание после школы.

Обед. Свободное время. Возможно, его использовать на сон, выполнение посильной работы по дому, которая должна контролироваться взрослыми.

Здесь стоит прислушаться к советам врачей:

— не менее 3х часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры,

— 30-40 мин. на посильную работу по дому,

— 1 час на самообслуживание,

— оставшееся время — на кружки, секции и другие учреждения дополнительного занятия.

Вечером. Следует отвести время на общение с ребенком, просмотру детских познавательных передач по телевизору или работе на компьютере.

Подготовка ко сну. Ночной сон.

Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе.

Приучить ребенка к такому режиму дня следует до начала занятия в школе.

На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка и от самого умения родителя строго следовать своим требованиям. Желательно сделать табличку с таким режимом дня, и чтобы она висела над рабочим столом 1-классника.

В случае школьных неудач все продуктивные действия родителей могут быть направлены на повышение учебной мотивации.

Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей.

Ребенок младшего школьного возраста должен всегда чувствовать в семье тыл: какой бы он ни был, какую бы плохую отметку ни получил, в семье его будут по-прежнему любить. Ему смогут помочь, его пожалеют: ведь ему тоже не нравится быть плохим и получать двойки.

Как можно помочь ребенку?

                             Советы родителям:

  1.  Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
  2.  Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
  3. Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
  5. Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
  6. Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
  7. Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.

Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.

    А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок .

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

На этом встреча наша заканчивается.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Желаю Вам всего доброго.

                                ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.

                                                                               С уважением, учитель.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Желаю Вам всего доброго.

nsportal.ru

Адаптация младшего школьника — Начальные классы

Памятка для родителей!

  1. Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей.

  2. Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.

  3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.

  4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребенка для родителей.

  5. Создание благоприятного климата в семье.

  6. Предоставлять ребенку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.

  7. Поощрять ребенка не только за учебные успехи!


Дети

Родители Учитель

Формирование положительной установки на учебную деятельность, позитивное отношение к ней!

Тема родительского собрания «Ваш ребенок- первоклассник»

Цель родительского собрания: создание благоприятных условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс анализа, в период адаптации к школе.

Задачи:

  • дать рекомендации по данной теме, благодаря которым обучение ребёнка может стать более успешным и эффективным;

  • создать комфортный микроклимат для плодотворной совместной работы;

  • познакомить родителей с особенностями развития детей этого возраста и трудностями адаптации, которые приходится преодолевать школьнику в процессе обучения.

Участники родительского собрания: родители обучающихся 1 класса, классный руководитель.

Ход собрания

1. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые мамы и папы! Искренне поздравляю Вас со счастливым событием: ваш ребенок стал первоклассником. Я понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. И, конечно же, волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли Вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам?

Отправляя ребенка в школу вы, как родители испытываете самые разные чувства, чувство тревоги, радости, которые можно сравнить с радугой. У вас на столе лежит радуга, выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство. Светлая цветовая гамма – положительный настрой, чувство спокойствия, умиротворённости, тёмная – испытываете волнение за своего ребенка. У всех вас совершенно разные чувства и эмоции, которые как заставляют вас радоваться, так и переживать.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей.

Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. «С этой минуты, ваши дети стали и моими детьми на 4 года. Радости и огорчения у нас теперь общие. Теперь мы с вами — один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться — значит учить самих себя. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному воспитанию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

 Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

2. Основной этап

Уважаемые родители, у вас на столах лежат конверты, возьмите каждый по конверту с изображением. Вам предстоит поработать в группе, у кого изображена иллюстрация ребенка, тот сегодня будет в роле детей, учеников, которые придя в школу, из-за дня в день испытывают трудности и познают новое. Вам необходимо собрать модель ракеты из конструктора, которая изображена на иллюстрации, у вас нет инструкции, есть только эта иллюстрация. У кого изображена иллюстрация родителя, то сегодня будет в роле родителя, который на протяжении всего времени пока дети будут выполнять задание будет говорить одну фразу «Делай, делай правильно, как я тебе говорю!».

(После выполнения задания родителям предлагается сесть в круг)

Передавая друг другу «волшебный кубик», родители отвечают на вопросы: возникли ли у вас трудности во время выполнения задания? Какие чувства вы испытывали, когда у вас не получалось? Что вам мешало, отвлекало во время выполнения задания?

Поступление в школу – это глобальные перемены в жизни ребенка, многие психологи сравнивают этот этап в жизни ребенка с полетом в космос.

Мы сейчас наглядно увидели, что действительно попадая в неизвестную ситуацию, необычную, мы сталкиваемся с определенными трудностями, как и ваши дети придя в первый класс, сталкиваются с неизвестностью и с трудностями адаптации к новым условиям приступая к новому этапу в своей жизни, меняя привычную среду обитания, ваш ребенок приспосабливается и к новым социальным условиям. Адаптация — процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. В этом мы сегодня и попробуем разобраться! Тема сегодняшнего родительского собрания: «Трудности адаптации ребенка в школе».

Теория

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

   Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления 0, более высокой способности к управлению своим поведением. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень не совершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами. Внимание обучающихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно — образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по при чине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу указанных возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано. Первоклассники, уже переступившие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей. Способы преодоления психологических трудностей адаптации учащихся первых классов. Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок.

Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.

В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я верю в тебя», «У тебя так хорошо получается работа», «Это же какие умелые пальчики нужно иметь…», вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.

Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не сразу научилась делать хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».

Любовь родителей ребёнок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть». Особенно это важно, когда у ребёнка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.

Именно на первых порах учения важно чётко и однозначно показать ребёнку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать жизнь ребёнка, что поможет в учебном труде.

Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребёнку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребёнком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.

Заключительный этап

Уважаемые родители, у вас на столах лежат цветные нити, выберите понравившуюся вам нить и попрошу вас встать в круг.

Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие вас вопросы, а теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи. Необходимо продолжить одно из предложений, например: «Сегодня на родительском собрании я узнала.», «Сегодня на родительском собрании мне понравилось», в это время когда вы будите отвечать на вопрос вы должны связать свою нить с нитью своего соседа. Начну я, сегодня на родительском собрании мне понравилось, как мы вместе сплочено работали. Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не просто ниточкой, а нитью которая будет нас связывать на протяжении нескольких лет. Наша нить должна быть на столько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей!

Памятка

Приложение № 1

(название учреждения)

Протокол родительского собрания № _
_________________________________________

(общее название собрания)

Дата проведения:

_________________

  1. Повестка дня:

__________________________________________________________

__________________________________________________________
__________________________________________________________

  1. Присутствовали:

  2. Представители школы:

  • Классный руководитель: _________________________________

  • Социальный педагог: ____________________________________

  • Родители (список прилагается): ___________________________

  1. Выступали:

  • ______________________________________________________

  • ______________________________________________________

  • ______________________________________________________

  1. Постановили (решение собрания):

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Классный руководитель __________ ___________________

(подпись) (ФИО)

Секретарь собрания __________ _________________________

(подпись) (ФИО)

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *