Звук и буква и перспектива: Конспект урока по обучению грамоте «Звук и буква У» УМК «Перспектива» 1 класс | План-конспект урока по русскому языку (1 класс):
Конспект урока по обучению грамоте «Звук и буква У» УМК «Перспектива» 1 класс | План-конспект урока по русскому языку (1 класс):
Дата: 8.11.2019г ФИО учителя: Моцная Н.В.
Школа: №104 ФИО студента: Двойнишникова М.
Класс: 1 «Т» ФИО методиста: Солопова Т. В.
Кабинет: 109
Конспект урока по обучению грамоте
Тема: «Звук и буква У»
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком [у] и буквой Уу.
Планируемые результаты
Предметные:
— знать признаки гласных и согласных звуков, уметь их различать;
— знать особенности произношения звука [у] и его характеристику;
— уметь различать звук [у] в словах в сопоставлении со звуком [о].
Личностные:
— осознавать личностный смысл учения;
— проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Перспектива» Климановой. Л.Ф. Учебник «Азбука»,1 кл. Стр. 70, презентация, раздаточный материал.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. | 1 мин. | — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Аликовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Громко прозвенел звонок – начинается урок. Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте! | -слушают учителя -настраиваются на урок | Р.: организовывать рабочее место. П.: воспринимать речь учителя. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: речевая разминка Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Проблема | 7 мин. | Начнём наш урок с речевой разминки. Послушайте как прочитаю её я. Давайте прочтем её вместе. Утят учила утка-мать Молодцы, ребята, скажите, какие звуки нам встретились? Как отличить гласный звук от согласного? Правильно, а вы можете дать характеристику этому звуку? В чем затруднение? Сегодня мы узнаем, но о каком же звуке и букве мы поговорим? | -слушают учителя -читают скороговорку -гласные и согласные — когда произносим этот звук воздух во рту не встречает преграду Нет -Мы не знает характеристику звука у. -о букве Уу и звуке [у] | Л: самоопределение и смыслообразование П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. К: аргументация своего мнения и позиции |
III. Постановка учебной задачи | 3 мин. | Правильно, значит, как будет звучать тема нашего урока? Какие цели мы поставим пере собой? | -Тема: звук и буква у. -Цели: 1) Узнать о звуке и букве у, 2) Научиться давать характеристику звуку [у]. 3) Научиться читать слова с буквой у. | К: аргументация своего мнения и позиции |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Наглядный: работа с учебником. | 10 мин. | — Откройте учебники на стр. 70. Что изображено на большом рисунке? -Что вы знаете о волке? Как называют детенышей волка? — Изобразите голосом, как воет волчонок? — С каким звуком познакомил нас волчонок? — Произнесите этот звук ещё раз все вместе, только не громко, полушепотом и охарактеризуйте его. На письме звук у обозначается буквами Уу . -Давайте сделаем анализ графического образа буквы У у?
-Ребята, что вы знаете об улитке? Моллюсков насчитывается около 100 тысяч видов. Улитки живут в морях, пресных водоемах и на суше.
Где стоит звук [у] и пишется буква у. Анализ слова ЛУНА , ударение падает на 2й слог, первый слог состоит из согласных твердых и безударных гласных второй слог из согласных твердых и ударных гласных. ТУЧА- мягкий согласный
Проверка: какое предложение составил сосед? -Составьте предложение по заданной схеме. -Сколько слов должно быть в этом предложении? Какое слово должно быть первым, а какое последним? -Посмотрите на картинку еще раз, как вы думаете, почему он закрыл глаза?
—Посчитайте вместе с соседом по парте, сколько раз встретились в словах этого текста буквы о и у. Кто знает, как можно посчитать быстрее? -Давайте проверим, чья пара справилась быстрее, поднимите руку? -Почему же так много букв о и у с словах этого текста? -Потому что не только коротенькие звукоподражательное слово «у» , но и другие слова при чтении помогают озвучивать описываемую картину , передавая её настроение. Повторите все вместе еще раз этот текст, выделяя протяжным произношением в словах ударные звуки [о] и [у]. Что общего между звуками [о] [у]?
| Волк воет на луну. Волчонок. У-у-у-у Со звуком [у] (Звук [у] гласный, потому что при его произнесении воздух изо рта выходит свободно.) (Форма букв одинаковая, но прописная буква больше.) Первая буква У остается в слове, она не убирается. Запятая обозначает, что нужно убрать первую букву в слове плитка. (Медленно передвигающийся моллюск, любит жить во влажных местах.) Составляют предложения в парах. 4 слова. Первое слово Волк, а последнее луна. (Ему грустно.) (Он один.) Читают на стр. 70 Один читает первую строчку, другой вторую. Волчооонок воооет на лунууу, волчоооонку грууустно одномууу. Они гласные | К.: — договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности |
Динамическая пауза Практический:выполнение двигательных упражнений | 1 мин. | Что бы быть здоровыми мы должны соблюдать режим дня. Выполним физкультурную минутку. Раз — нагнулся Повернулся вправо, влево, И опять он сел за дело. | Выполняют двигательные упражнения. | Личностные -установка на здоровый образ жизни. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с карточками. | 5 мин. | -Работа со стихотворением Агнии Барто на страниц 71 -Для этого прочитаем строчки из стихотворения знакомой нам писательницы Агнии Барто. -Кто сумеет прочитать название этого стихотворения? («Кто как кри- чит».) — Озвучьте схему, обозначающую крик петуха. Определите, где в схеме стоит звук [y]. Как вы считаете, о чём кричит петушок? -А как считает Агния Барто? -Прочитайте об этом. -В каком из этих слов слышится петушиное «ку»? Перечитаем ещё раз все вместе слова петушка выразительно. Модель, какого слова дана на странице «Азбуки»? Почему это слово «куры», а не «курицы»? Докажите? На что, указывает звуковая схема этого слова? Выделите ударный слог в этом слове, назовите ударный гласный звук. -Озвучивание звуковой схемы её «мычания», выразительное чтение стихотворных строчек «Му-у, му-у! Молока кому?» с протяжным выделением последнего слога мууу. ) — Как вы считаете, удалось ли вам создать при чтении звуковые картинки? | Читают («Кто как кри- чит».) (Ку-ка-ре-ку.) (Просыпайтесь!) («Кур стерегу!») (В слове «кур».) Куры. (В слове два слога, а не три.) (Звук [у].) Выразительно читают Высказывают свое мнение | К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. П: высказывать предположения; |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. Практический работа с карточками. | 5 мин | Ребята, сейчас вам необходимо будет ответить на наш проблемный вопрос. Дать характеристику звуку У. Письменно, закрасив букву У. -Кто, верно, выполнил самостоятельную работу, поставьте +. | — выполняют самостоятельную работу. | П.: — устанавливать причинно-следственные связи; — строить логической цепи рассуждения |
VII. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя; обобщение. | 5 мин. |
|
(Голуби, журавли.) | Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного. |
VIII. Рефлексия Словесный: самоанализ. | 3 мин. | С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на уроке? — Какие знания приобрели? -Дайте характеристику звуку [у] — Что особенно понравилось? Почему? — Что вызвало затруднение? Почему? — Спасибо за урок! | — Оценивают свои достижения. -Дают характеристику | Р: анализировать проделанную работу. |
Конспект урока по обучению грамоте «Буква Ее, звук йэ» 1класс
Рассмотрите букву. А на что похожа буква «Е»?
Е – похожа на расческу
Не поправишь ей прическу.
Дети:(Если перевернуть на букву ш похожа , также на вилы)
Р.А.: Прочитайте два столбика слов под картинкой Азбуки, страница 102 : ел – поел. Ели — еловые.
На слайде показаны эти столбики слов.
Что такое ел?( кушал)
А что такое ели? ( деревья)
Есть другое значение ел-ели , а может быть еловые. ( ветки, лес).
А какой лес называется еловый?( лес в котором растут ели )
А как еще называется ель? ( елка).
А если березы растут как лес называется ? ( березняк )
Азбука: с.102. Картинка.
Давайте посмотрим на картинку.
Какое время года изображено?(зима)
Как вы определили? ( снег)
Где находятся дети? ( в доме)
Где происходит событие?( в лесу)
А почему дети в доме. а не на улице? ( дома тепло)
А с чего вы взяли , то что дома тепло? ( потому что печка дымит)
— Разгадывание ребуса.
Найдите ребус. Что такое ребус? ( Ребус — это задача, в которой картинками зашифровано слово.)
Что изображено на картинке? ( буква е и ноты)
Что нужно сделать со словом ноты?(Подставить первую буквуе в начало слова.)
Какое слово у нас получилось? (Еноты.)
Учитель: Кто это такие?(Пушистый зверек.)
Раз — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
И за парту сесть опять.
Молодцы! А теперь давайте поработаем над текстом!
Прочитайте рассказ шепотом.(жужжащее чтение).
Учитель читает.
Около (дома) растут красивые ели . Они раскинули еловые лапы. А в (дом) гости. Это внуки Антон и Павлик. Они играли , ели пироги , и пили (чай).
-На горку, Антон!
-Вот санки, Павлик!
-Прочитайте название? (Каникулы)
-А что такое каникулы?
-Кто ходит на каникулы?( ученики)
-Какие самые длинные каникулы? (летние)
-В какое время года герои ходили на каникулы из этого текста? (зима)
-Давайте расшифруем с вами картинки в тексте? (дом, чай)
-Хором прочитаем слова с обозначенными словами. (растут красивые, раскинули .)
Жжужащее чтение.
Учитель: читает.
-В какое время ода ездили ребята?( зима)
-Почему решили что зимой?(потому что снег.)
-Как зовут героев из текста?(Антон и Павлик. )
Читаем предложение по цепочке.
Выборочное чтение.
-Найдем и прочитаем вопрос
-Где растут ели?( около дома)
-Что делали в гостях Антон и Павлик?( играли , ели пироги , и пили чай).
Давайте прочитаем второе предложение.
-О каких лапах идет речь? (еловых)
-А почем еловые ветки назвали еловыми лапами?(т.к они похожи на лапы).
-К кому в гости приехал Антон и Павлик?( к бабушке и дедушке).
.Найдите слово которое объясняет то что именно к бабушке приехали?( слово внуки)
-Давайте прочитаем чтение по ролям выбираются 2 ученика.
И выходят к доске читать.
В конце мы похлопаем если понравиться нам диалог как прочитают.
Работа над загадочным текстом «Кто Егор?» стр. Азбуки 102.
Учитель — Познакомьтесь с обитателями дома поближе. Прочитайте название текста. С какой интонацией нужно читать? (Вопросительной.)
Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в тексте. Прочитайте его.
(Дети самостоятельно читают маленький рассказ)
Кто же Егор?(Кот. )
А как вы догадались?(Вымыл лапки — про человека так не говорят, у человека руки. Значит, это животное. А рыбу любят коты.)
Верно. Кроме того, отгадка пряталась уже в самом вопросе, нужно было только переставить буквы в слове кто.
Алфавитный принцип | Reading Rockets
Незнание названий букв связано с трудностями детей в изучении звуков букв и распознавании слов. Дети не могут понять и применить алфавитный принцип (понимая, что существуют систематические и предсказуемые отношения между письменными буквами и произносимыми звуками), пока они не смогут распознавать и называть ряд букв.
Детям, чьи знания алфавита не очень хорошо развиты, когда они идут в школу, необходимо разумно организованное обучение, которое поможет им узнавать, называть и писать буквы. Как только дети смогут легко идентифицировать и называть буквы, они могут начать изучать звуки букв и их написание.
Дети усваивают алфавит в последовательности, которая начинается с названий букв, затем форм букв и, наконец, звуков букв. Дети учат названия букв, распевая песни, такие как «Алфавитная песня», и рассказывая стишки. Они изучают формы букв, играя с кубиками, пластиковыми буквами и букварями. Неформальное, но планомерное обучение, при котором у детей есть много возможностей увидеть, поиграть и сравнить буквы, приводит к эффективному обучению буквам. Эта инструкция должна включать действия, в ходе которых дети учатся определять, называть и писать как прописные, так и строчные версии каждой буквы.
Что такое «алфавитный принцип»?
Развитие навыков чтения у детей зависит от их понимания алфавитного принципа – представления о том, что буквы и узоры букв представляют собой звуки разговорной речи. Узнав, что между звуками и буквами существуют предсказуемые отношения, дети могут применять эти отношения как к знакомым, так и к незнакомым словам и начать бегло читать.
Целью обучения фонетике является помощь детям в изучении и использовании Алфавитного Принципа. Алфавитный принцип — это понимание того, что существуют систематические и предсказуемые отношения между письменными буквами и произносимыми звуками. Обучение фонетике помогает детям выучить отношения между буквами письменного языка и звуками разговорной речи.
При обучении по алфавитному принципу важны два аспекта: план обучения и скорость обучения.
Алфавитный основной план обучения
- Обучайте буквенно-звуковым связям явно и изолированно.
- Предоставьте детям возможность практиковать буквенно-звуковые отношения на ежедневных уроках.
- Предоставьте возможности для практики, включающие новые отношения звука и буквы, а также кумулятивный обзор ранее изученных отношений.
- Дайте детям возможность рано и часто применять расширяющиеся знания о связях между звуками и буквами для чтения фонетически написанных слов, знакомых по значению.
Скорость и последовательность инструкций
Нет установленного правила, определяющего, насколько быстро или медленно вводить отношения между буквами и звуками. Одним очевидным и важным фактором, который следует учитывать при определении скорости введения, является успеваемость группы учащихся, с которыми будет использоваться инструкция. Кроме того, не существует согласованного порядка введения буквенно-звуковых отношений. Однако общепризнано, что самые ранние вводимые отношения должны быть такими, которые позволяют детям начать читать слова как можно раньше. То есть выбранные отношения должны иметь высокую полезность. Например, написание m, a, t, s, p и h очень полезно, но написание x как в box, gh, как в через, ey, как в они, и a как в хотят имеют меньшую полезность.
Также неплохо начать обучение звуко-буквенным отношениям с выбора таких согласных, как f, m, n, r и s, звуки которых можно произносить изолированно с наименьшими искажениями. Стоп-звуки в начале или середине слов детям сложнее смешивать, чем непрерывные звуки.
Инструкция должна также разделять введение звуков для букв, которые сбивают с толку на слух, например, /b/ и /v/ или /i/ и /e/, или визуально сбивают с толку, например, b и d или p и g.
Обучение может начаться с введения двух или более одиночных согласных и одного или двух коротких гласных звуков. Затем он может добавить больше одиночных согласных и больше коротких гласных звуков, возможно, с одним длинным гласным звуком. Затем могут быть добавлены сочетания согласных, за которыми следуют диграфы (например, th, sh, ch), что позволяет детям читать общеупотребительные слова, такие как это, она, и стул. Знакомство с отдельными согласными и смесями или группами согласных следует вводить на отдельных уроках, чтобы избежать путаницы.
Дело в том, что порядок введения должен быть логичным и соответствовать скорости, с которой дети могут учиться. Кроме того, звуковые и буквенные отношения, выбранные для раннего введения, должны позволять детям работать со словами как можно раньше.
Многие учителя используют комбинацию методов обучения, а не только один. Исследования показывают, что явное обучение под руководством учителя более эффективно при обучении алфавитному принципу, чем менее явное и менее прямое обучение.
Указания по скорости и последовательности обучения
- Помните, что дети усваивают отношения между звуком и буквой с разной скоростью.
- Внедряйте буквенно-звуковые отношения в разумном темпе, в диапазоне от двух до четырех буквенно-звуковых отношений в неделю.
- Заранее обучайте полезным буквенно-звуковым связям.
- Познакомьте детей с согласными и гласными в такой последовательности, которая позволит детям быстро читать слова.
- Избегайте одновременного введения на слух или визуально похожих звуков и букв.
- Введение отдельных согласных звуков и сочетаний/сочетаний согласных на отдельных уроках.
- Предоставьте инструкции по смешиванию слов, содержащих отношения букв и звуков, которые выучили дети.
Почему звуки идут первыми?
12 июля 2021 г. | 11:54
Автор: доктор Лиза Кунс, главный научный сотрудник
Когда дети рождаются впервые, мы начинаем гримасничать и ворковать. Мы постоянно говорим с нашими новорожденными о погоде, называем членов семьи и идентифицируем все вокруг них. Разговаривая с нашими детьми, мы развиваем речь и дети регулярно слышат слова и звуки. Когда новорожденные становятся малышами, мы помогаем им определять слова и понятия и помогать им узнавать больше о мире. Когда дети становятся старше, мы читаем им и делимся опытом за пределами их дома, их района и их семьи. Мы также читаем нашим детям, казалось бы, глупые книги, которые не всегда имеют смысл, такие как «Чика, чика, бум, бум» и «В моем кармане кокетка»! Мне нравилось читать эти глупые книги, в которых основное внимание уделялось игре со звуками. В какой-то момент я даже запомнил Зеленые яйца и ветчину.
Когда мы читаем эти глупые книжки, почему мы произносим что-то вроде «зиззер-ззззззз», «шлоппити-шлопп» или «глупый хлюп»? Они не имеют никакого смысла, и иногда неудобно читать слова, которые не имеют смысла. Тем не менее, эти глупые словесные игры были невероятно важны для моих детей и помогли им научиться читать.
Когда мы играем со звуками, мы показываем нашим детям, как они могут играть со словами и составлять новые слова («настоящие» или «воображаемые»), изменяя звуки.
Когда мы играем бессмысленными словами и звуками, нам нужно подчеркивать, что происходит со словами, когда мы играем с разными звуками. Мы даже должны поощрять наших детей играть со звуками в словах.
Много раз мы также используем флэш-карточки – a- для яблока или a- для обезьяны, b- для мяча, c- для кота и так далее. Использование карточек для сопоставления звуков с буквами придает большее значение буквам, чем звукам, и эта деятельность по запоминанию сильно отличается от звуковых словесных игр, которые я описал ранее. Такое запоминание не помогает детям научиться читать, а определение букв как одного звука неточно. В алфавите 26 букв, а в английском языке 44 фонемы (основных звука). К сожалению, 44 фонемы не означают 26 звуков плюс пять дополнительных звуков для долгих гласных. Например, звук /th/ является собственным звуком. Таким образом, простое запоминание букв и совпадение звуков на самом деле не работают, когда дети пытаются читать.
Вместо соответствия букв и звуков нам нужно потратить время на развитие фонематического восприятия. Фонематическая осведомленность означает сосредоточение внимания на звуках, которые они слышат, игру со звуками, которые они слышат, и преобразование звуков в два слова.
Мы можем сосредоточиться на игре со звуками перед изучением букв различными способами. Например, мы можем поиграть с рифмами — «кошка, шляпа, сидела». Какие еще слова могут рифмоваться со словом кошка? Также мы можем начать считать количество звуков в словах. Сколько звуков вы слышите в слове швабра? 3, правильно, /m/, /o/ и /p/ при подсчете звуков. Начните с простых звуков и постепенно переходите к более сложным словам. Наконец, вы также можете сосредоточиться на звуках в начале слов, таких как: сколько слов начинается со звука /п/- перо, поп, парк.
Мы предполагаем, что все дети усваивают это естественным образом; тем не менее детям нужно практиковаться в том, чтобы слышать звуки и манипулировать словами. Многие дети могут играть со звуками в играх с членами семьи и учителями.
Наши замечательные учителя из Теннесси по всему штату учатся создавать больше и лучше возможностей для преподавания явных звуков в своих классах.
Учебная программа Tennessee Foundational Skills предоставляет важные строительные блоки для обучения чтению, уделяя большое внимание звуковому подходу. Учащиеся ежедневно проводят быстрые словесные «игры», в которых они тренируются «обрезать» звуки в слове и менять звуки. Преобразование слова «падение» в слово «все» или «мяч», например, помогает учащимся слышать и выделять отдельные звуки в слове, а когда наши самые маленькие читатели затем идут читать слово в книге, они лучше разбираются в словах. отдельные звуки в этом слове.
Посмотрите пример этого:
Вот пример занятия, которое учителя проводят с учащимися, чтобы помочь им попрактиковаться в выделении и выделении звуков вместе, чтобы научиться читать:
Хотите поддержать своего ребенка с некоторыми из этих занятий дома?
Вот несколько примеров игр, в которые вы можете играть со своим ребенком в качестве учителя или члена семьи:
- Занятия по развитию фонематического слуха, которые можно попробовать дома
- Звуки первых занятий
- Звуковые коробки Elkonian
Развлекайтесь со звуками и играйте со звуками. Если вы сначала услышите звуки, это поможет вашим детям и ученикам стать успешными читателями гораздо быстрее, чем заучивание букв.
Ссылки:
Эллефсон, М. Р., Трейман, Р., и Кесслер, Б. (2009). Учимся обозначать буквы звуками или именами: сравнение Англии и США. Журнал экспериментальной детской психологии, 102 (3), 323-341. doi:http://dx.doi.org.proxy.cc.uic.edu/10.1016/j.jecp.2008.05.008
Килпатрик, Д. (2012). Оценки фонологической сегментации недостаточно: сравнение трех тестов на фонологическую осведомленность с участием первоклассников и второклассников. Канадский журнал школьной психологии, 27 (2), 150–165. doi: https://doi.org/10.1177/0829573512438635Share, DL (2004). Знание названий букв и изучение звуков букв: причинно-следственная связь. Журнал экспериментальной детской психологии, 88 (3), 213-233. doi:http://dx.doi.org.proxy.cc.uic.edu/10.1016/j.jecp.2004.03.005
Трейман Р., Сотак Л. и Боуман М. (2001). Роли названий букв и звуков букв в соединении печати и речи.