cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Знаки препинания рассказ: Знаки препинания. С.Я. Маршак

Содержание

Когда и как в русском языке появились точка, запятая и другие знаки препинания

14 сентября Образование

Рассказываем, кому мы обязаны современной системой пунктуации и что теперь используем вместо «иподиастоли» и «двосрочия».

В древности система знаков препинания была далеко не такой, как сейчас, и никаких правил пунктуации не существовало. Писцы ориентировались на смысл текстов и ставили знаки там, где нужно было сделать паузу или интонационно выделить какой-нибудь фрагмент.

Упорядочить постановку знаков первым попытался Максим Грек в начале XVI века. Однако последовательного распространения его идеи не нашли. Ситуация с пунктуационной анархией начала меняться после появления печатных грамматик. В 1596 году была издана «Грамматiка словенска…» Лаврентия Зизания, в 1618-м — «Грамматiки Славен­скiя пра­вил­ное син­таг­ма» Мелетия Смотрицкого. Эти труды можно назвать этапом зарождения русской пунктуационной системы.

Функции знаков препинания, похожие на современные, мы можем найти в «Российской грамматике» Ломоносова, которая вышла «совсем недавно» — в 1755 году.

Однако некоторых знаков не было и у Михаила Васильевича. И только к середине XIX века русская система пунктуации приобрела привычный нам вид.

Как появились разные знаки препинания

Точка

Это самый технически простой, а потому самый древний знак препинания. Даже слово «пунктуация» произошло от латинского punctum — «точка». И в грамматике Лаврентия Зизания соответствующий раздел так и называется — «О точках».

В русских рукописях точка была основным знаком препинания. Изначально писцы ставили её для выделения смысловых частей фразы. Обозначать точкой конец высказывания предложил ещё Максим Грек. «Завершительная» функция закрепилась за этим знаком и в последующих трудах других языковедов. Например, Лаврентий Зизаний понимал её как знак конца предложения. Так она используется и до сих пор.

Запятая

Этот знак, как и точка, встречается в древних рукописях. Первоначально запятые ставили в случайных местах. В работе Максима Грека для обозначения этого знака использовалось слово «иподиастоли» и предполагалось, что он должен давать передышку при чтении. Позже Лаврентий Зизаний определил, что запятая нужна для отделения частей предложения друг от друга.

Точка с запятой

И этот знак относится к самым древним, однако функция его сильно изменилась. Максим Грек рекомендовал знаком иподиастоли с точкой обозначать вопрос. Точку с запятой в роли вопросительного знака также использовал Лаврентий Зизаний. Он называл «;» словом «подстолия», а Мелетий Смотрицкий использовал термин «вопросная».

Только в XVIII веке Василий Тредиаковский стал применять точку с запятой в знакомом нам качестве. А привычную нам функцию сформулировал Ломоносов: «Точка с запятой различает члены периодов» — то есть ставится между относительно независимыми предложениями, входящими в состав сложного.

Двоеточие

В грамматике Лаврентия Зизания были знаки срока «·» и двосрочие «:», но по своим функциям они больше похожи на современную точку с запятой.

У Ломоносова этот знак называется «две точки», и сфера его применения уже намного ближе к современной: «Две точки примеры, причины и речи вносные напереди показывают». Само слово «двоеточие» позже начнёт использовать в своей грамматике ученик Ломоносова Антон Барсов.

Восклицательный знак

В XVII веке Мелетий Смотрицкий предложил знак «!», который назвал словом «удивная». Функция его понятна по названию: «!» ставится в конце эмоциональных — «удивительных» — предложений. Позднее нововведение попало и в «Российскую грамматику» Ломоносова под названием «удивительный знак».

Вопросительный знак

До XVIII века его функцию выполняла точка с запятой. Привычный нам «?» впервые встречается у Тредиаковского в работе «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». А первое описание вопросительного знака в том качестве, в котором он используется сейчас, мы находим у Ломоносова: «Вопросительный знак по вопрошении <…> поставляется».

Скобки

Описание этого знака впервые встречается в начале XVII века у Мелетия Смотрицкого. Он называл скобки словом «отложная» и рекомендовал выделять таким образом часть высказывания, которую можно полностью изъять.

Ломоносов использовал термин «вместительный знак». Но его функция такая же, как и у современных скобок, — включение слов и предложений для пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.

Само слово «скобки» появляется в грамматике Николая Греча 1827 года.

Тире

Это один из самых молодых знаков препинания. Впервые в конце XVIII века его описал в своей «Российской грамматике» Барсов. Он назвал тире словом «молчанка» и предложил использовать его как некоторую паузу для экспрессии или при неожиданном слове или действии. Также молчанка использовалась и в диалогах для обозначения перемены говорящих лиц.

В грамматике Александра Востокова 1831 года тире называется «знаком мыслеотделительным», но ещё в 1827-м Греч в своей грамматике использует знакомое нам слово «тире».

Кавычки

Описание этого знака тоже впервые встречается в XVIII веке у Барсова. Назывался он «знаком вносным» и использовался при прямой речи. В XIX веке у Греча и Востокова уже встречается слово «кавычки», но функция описывается та же — заключать чужие слова.

Очень популярную сегодня роль — выделять слова в ироничном, непривычном и странном значении — за кавычками официально закрепили только в «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года.

Многоточие

Внешний вид этого знака менялся: когда-то точек было шесть, затем — четыре, а в итоге осталось три.

Первое описание многоточия появляется в грамматике Греча, где этот знак назван просто «точки». А Востоков использовал название «знак пресекательный». Предполагалось, что он употребляется в том случае, когда речь прервана.

Сейчас многоточие также ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи и пропусков в цитатах.

Как будет дальше развиваться русская пунктуация

Вероятно, современная стройная система со временем тоже будет меняться: какие-то знаки изменят свои функции, какие-то — совсем исчезнут, а на их место придут новые.

Например, сейчас многие используют смайлики как альтернативные знаки препинания: заменяют ими точку или восклицательный знак в конце предложения. Возможно, «:)» или «;)» и другие со временем пополнят официальную русскую пунктуационную систему.

Читайте также 🧐

  • 9 ошибок в пунктуации, которые совершают чаще всего
  • Как правильно использовать тире в русском языке
  • Когда в русском языке не надо ставить дефис, даже если очень хочется

Иван Василенко ★ Общее собрание знаков препинания читать книгу онлайн бесплатно

Иван Дмитриевич Василенко

Общее собрание знаков препинания

В этот день Яша Зуев опять получил единицу за диктант. Но это мало огорчило его. Он не любил знаков препинания и уже привык получать плохие отметки за диктант. Яша забыл об единице сразу же, как пришёл домой.

Ночью он проснулся оттого, что в комнате кто-то чихнул.

— Вася, это ты? — спросил Яша брата.

Но Вася только посапывал во сне.

Внезапно он вскрикнул от испуга. Прямо в воздухе над столом висела и светилась лунным светом какая-то фигурка, похожая на сосульку. Даже капля повисла под нею, как будто сосулька слегка подтаивала.

— Апчхи!.. — качнулась сосулька, и от неё во все стороны полетели искристые пылинки.

— Что, товарищ, простудились? — услышал Яша чей-то озабоченный голос.

И вслед за тем от стола отделилась и всплыла вверх другая фигурка, с длинным носом.

— Ах, нет! Просто в Яшиной тетради ужасная пыль. Ужа-асная! А-ап-чхи!

— Товарищи! — забеспокоилась в воздухе сосулька. — Занимайте свои места!

— Вам хорошо говорить — занимайте свои места, — иронически отозвался кто-то на столе.  — Этот Яша посадил меня на место Тире, и я никак не могу вырваться. Скобка, помогите мне!

Яше стало страшно, и он натянул себе на голову одеяло. Впрочем, одним глазом он всё же смотрел на то, что происходило в комнате.

Сомнения не было: это собрались его старинные недруги — знаки препинания. Вот Запятая, похожая на согнувшийся коротенький гвоздик с шляпкой-шишечкой. А вон Тире, как светящаяся трубочка, из которых делают буквы для реклам. А этот мячик — Точка.

Знаки расположились в воздухе и о чём-то зашептались. Потом Знак Восклицательный сказал:

— Общее собрание знаков препинания объявляю открытым!

Тире, превратившись в дирижёрскую палочку, ритмично заколебалось в воздухе, и хор весело запел.

Мчится конница лихая
(Здесь, ребята, запятая),
А за конницей лихой
(Здесь не нужно запятой)
По камням грохочет бочка
(Здесь нужна, ребята, точка).

Ни один знак в песенке не был забыт. И каждый, услышав своё имя, немедленно кланялся, на что остальные знаки отвечали грациозным приседанием. Точка не могла ни поклониться, ни присесть. Вместо этого она то раздувалась, то вновь сжималась.

— Внимание! Начинаем! — сказал Знак Восклицательный. — На повестке один вопрос: о взаимоотношении знаков препинания с учеником пятого класса Яковом Зуевым. Яков Зуев, поднимись и стань перед столом!

Ворча под нос: «Залезли в чужую квартиру да ещё командуют», Яша нехотя оделся и стал перед знаками.

— Товарищ Запятая, — продолжал председатель, — ваше слово. Только кратко. А то вы, Запятая, любите распространяться.

— Конечно, конечно, — заторопилась Запятая, — не беспокойтесь, я по существу…

Она чуточку помолчала, погладила себя тоненьким хвостиком по макушке и с чувством начала:

— Высокочтимый товарищ председатель! Самое важное для всякого уважающего себя существа — быть на своём месте. И все мы преисполнены чувства глубочайшей благодарности к тем людям, которые никогда не ставили нас в смешное положение. Вспомните Шекспира, Гёте, Пушкина, Чехова. Как бережно они с нами обращались и как верно мы им за это служили!

— Браво!. . Браво!.. — закричали знаки препинания, а точки, ударяясь друг о друга, звонко зааплодировали.

— Подумаешь! — пренебрежительно вздёрнул плечом Яша.

— Невежда! — сердито оборвал его Знак Восклицательный. И, обратясь к Запятой, мягко сказал: — Вы всё-таки, уважаемая, увлеклись. Скажите коротко: каково обращение с вами Якова Зуева?

— Что же сказать? — Запятая склонила набок голову. — Обращение, можно сказать, самое бессмысленное. Например, перед «и» он ни за что меня не ставит, зато перед «что» ставит всегда. И вот получается, что в знаменитой стихотворной строчке «И небо, и звезды, и тучи толпой…» я совершенно отсутствую, а во фразе «Но что там мелькнуло вдали?» я почему-то торчу перед «что».

— Возмутительно! — хором крикнули знаки.

— Ещё что?! — буркнул Яша, отводя в сторону глаза.

— Садитесь, Запятая! — крикнул Знак Восклицательный. — Выражаю вам сочувствие. Точка, ваше слово.

Точка вздохнула, отчего стала вдвое больше, и с тоской сказала:

— Ставит где попало. Ha-днях учительница продиктовала: «Шли кони. Звонко распевая песни, на них молодцевато сидели всадники». Что же он сделал? Он поставил уважаемую Запятую на моё место, а меня — на место Запятой. И получилось: «Шли кони, звонко распевая песни».

Читать дальше

Путешествие со знаками препинания. Забавный рассказ о грамматике


Запятая, точка, восклицательный и вопросительный знаки — все вместе живут в книге. Всем ли хватит места?

Это забавная история, которая поможет детям запомнить, где в предложении стоят знаки препинания. Она подходит для младших классов, изучающих использование знаков препинания. В рассказе объясняется использование точки, запятой, восклицательного и вопросительного знаков.

Автор: Lưu Thị Lương
Иллюстратор: Vũ Thị Thùy Dung

Загрузите полную книгу «Путешествие знаков препинания» или прочитайте флипбук онлайн, выбрав зеленые кнопки под этим постом, наслаждайтесь!

Текст из книги Знаки препинания

Это восклицательный знак, точка, вопросительный знак и запятая.
Знаки препинания, которым нужна работа в этой книге, но они не знают, куда идти.


Буквы и слова мелькают, пытаясь составить предложения.
Куда ставятся знаки препинания? Что они должны делать?

«Ну, я знаю, где мое место», — говорит Точка.
«Я всегда стою в конце предложения».

«Нет, я иду в конце предложения!» говорит вопросительный знак.

«Ни за что!» — кричит восклицательный знак.
«Я тот, кто стоит в конце предложения!»

Никто не может согласиться, а буквы и слова продолжают путаться.


«Что будем делать?» — спрашивает Комма.

Запятая стоит посреди спорящих знаков препинания и пытается их разделить.

«Среди этих слов и букв есть место для всех нас», — говорит Комма. «Позволь мне показать тебе.»

«Ты прав, Комма, — говорят все, — мы устали спорить. Покажи нам, что делать!»

Запятая показывает другим знакам препинания, как он делает свою работу. Запятая объединяет все слова в список и стоит между каждым словом, разделяя их, чтобы список было легче читать.

Теперь, когда запятая нашла свое место, могут ли вопросительный знак, восклицательный знак и точка выяснить, какие предложения они должны составить?

Точка ставится в конце повествовательных предложений, таких как это.

Восклицательный знак используется для выражения эмоций, таких как счастье, гнев или волнение!

А знаете ли вы, какое предложение заканчивается знаком вопроса?

Не забывайте: слово, которое следует после вопросительного знака, восклицательного знака и точки, должно начинаться с заглавной буквы, потому что оно будет началом нового предложения.

Пока говорили знаки препинания, они вспомнили буквы и слова, мелькавшие в замешательстве.

«У нас важная работа», — говорят знаки препинания. «Посмотрите, как путаются буквы и слова без нас!»

Теперь знаки препинания знают, что им нужно делать.

Конец текста из книги «Путешествие со знаками препинания»?

Теперь вы знаете, что делать со знаками препинания? Мы надеемся на это!

 

Посмотрите другие книги того же издателя, Pratham and Storyweaver, в нашей категории Pratham-Storyweaver или посетите веб-сайт Storyweaver.

Если вы ищете школьные ресурсы, просмотрите больше ресурсов K-12 в нашей категории K-12 Школьные учебники .

См. другие наши книги на английском языке ниже

 

Другие классические сказки – Дополнительная книга для чтения CKLA для 3 класса – Core Knowledge Foundation возвращается с новыми классическими сказками, на этот раз адаптированными для 3 класса. В этом сборнике классических сказок представлены «Принц-лягушка», «Рыбак и его жена», «Румпельштильцхен», «Пчелиная матка», «Рапунцель», «Гензель и Гретель», «Красавица и чудовище», «Волшебная кисть», «Тигр, Брахман и Джекель» и «Рождество». ..

The Best of English Banana – Рабочие листы по английскому языку. Обширная коллекция любимых автором рабочих листов из English Banana, более 100 страниц рабочих листов по английскому языку, подходящих для ESL на всех уровнях, но в основном для выше среднего. Автор: Matt Purland     Образцы страниц из English Banana Best of Collection См. множество других ресурсов, подобных этим, в нашем разделе английского языка, как показано ниже. …

Fables 1 класс ELA Workbook — Fables — рабочая тетрадь, основанная на сборнике народных сказок и басен, написанных для 1 класса. Это рабочая тетрадь, основанная на читателе Басни, также доступном на нашем сайте. Эта рабочая тетрадь для 1 класса содержит множество упражнений на понимание прочитанного, письмо и упражнения на изучение слов/звуков, подходящие для 1 и … 9 классов.0005

Учебник ESL для 10 класса – Инициатива открытых школ Намибии – Более 600 страниц распечаток ESL для 10 класса, упражнений и учебных материалов, подходящих для учащихся 10-го класса, изучающих английский язык, на уровне выше среднего. Эти замечательные упражнения ESL доступны в Creative Commons, CC-BY-SA. Многие другие ресурсы по английскому языку для студентов, изучающих английский как первый или второй язык, можно найти в нашем английском . ..

Учебники английского языка NCERT — Национальная программа ELA India — Эти учебники английского языка NCERT доступны бесплатно как для чтения онлайн-учебников, так и для как скачать в формате pdf в Creative Commons для классов с 1 по 12. Хотя авторское право немного сбивает с толку на сайте NCERT, выдержка ниже объясняет лучше, инициатива NROER объявила все ресурсы Creative Commons в 2013 году, и многие …

Большая книга по грамматике – Banana English ESL и рабочие листы по английскому языку для начинающих. Большая книга по грамматике, представленная нам компанией Banana English, представляет собой сборник печатных форм ESL и рабочих листов по английскому для начинающих. Книга подходит для 1-3 классов и для начинающих изучающих английский язык как английский. Книга охватывает распространенные времена и слова, а также многие другие темы и содержит ответы. Эта книга также доступна в …

Охота за вакансиями – книга для чтения по уровням для 2-го класса. Охота за работой – это книга с ранними главами, предназначенная для чтения по частям для 2-го класса. В этой забавной вымышленной истории рассказывается о семилетнем мальчике и его старшей сестре, которая учится в колледже и ищет работу на летние каникулы. Книга включает в себя рабочую тетрадь на английском языке, подходящую …

The Job Hunt – Рабочая тетрадь по английскому языку для 2 класса. Эта рабочая тетрадь по английскому языку содержит упражнения на понимание, основанные на тексте The Job Hunt, все тексты включены в книгу, а также другие общие упражнения по английскому языку, подходящие для уровня 2 класса. или начинающие изучающие ESL. Это толстая тетрадь с заданиями по английскому языку, содержащая около 250 страниц заданий и материалов для чтения…

Путешествие со знаками препинания. Забавная грамматическая история. Запятая, точка, восклицательный и вопросительный знаки сосуществуют вместе в книга. Всем ли хватит места? Это забавная история, которая поможет детям запомнить, где в предложении стоят знаки препинания, и подходит для младших классов, изучающих использование знаков препинания. История …

Учебник ELA для 1-2 классов OSBC Developing. В этом учебнике ELA собраны полные задания по английскому языку, каждое из которых содержит набор рабочих листов для изучения и освоения аспектов английской грамматики. Книга содержит 21 различное упражнение по грамматике, каждая из 21 темы содержит практическое упражнение («GP») и упражнение «Рабочий лист» («AS»). Эти книги также могут …

14 Детские книги о пунктуации и грамматике

Английский язык может быть трудным для изучения. В нем много частей, и иногда кажется, что «правила» нарушаются почти так же часто, как и правда! Когда дело доходит до обучения детей грамматике, пунктуации и правилам языка, это помогает сделать это весело и запоминающимся. (Скажите, что вы до сих пор не знаете слов некоторых песен Schoolhouse Rocks!). У меня была возможность ознакомиться с интересной новой книгой о пунктуации от Innovation Press, и это вдохновило меня на сбор 14 забавных детских книг о пунктуации и грамматике, которые помогут вам сделать язык интересным!

Стандартное раскрытие информации: этот пост содержит партнерские ссылки. Я могу получать комиссию от покупок, которые вы совершаете по ссылкам в этом посте. Я получил экземпляр книги «Точки с запятой, кексы и огурцы» в обмен на честный отзыв. Все мысли и мнения мои собственные.

Детские книги о пунктуации

Написано и проиллюстрировано Стивом Ньюберри

В этой книге обычные знаки препинания превращаются в забавных персонажей со своими симпатиями, антипатиями и характерами! Когда Точка, Запятая, Восклицательный Знак и Вопросительный Знак пытаются выяснить, что делать в течение дня, они просто не могут договориться. Каждый знак препинания говорит только в предложениях, которые соответствуют его знаку. Таким образом, Восклицательный Знак действительно волнуется обо всем, а Вопросительный Знак только задает вопросы и т. д.

Когда их разногласия достигают точки кипения, на помощь приходит новый друг. Детям понравятся забавные персонажи, и они узнают некоторые важные вещи о различных знаках препинания. Книга даже включает примечания в конце, объясняющие, как работает каждый знак препинания и когда вы будете его использовать. Иллюстрации состоят из простых черно-белых набросков фона, а символы большие и яркие, заставляющие их прыгать со страницы. Эта книга — интересный способ познакомить вас с различными знаками препинания и способами их использования!

Написано Робином Пулвером и проиллюстрировано Линн Роу Читать

Что происходит, когда знаки препинания делают перерыв в работе? В этой забавной истории все знаки препинания в классе мистера Райта решают уйти в отпуск, оставив класс в беде. Каждый тип знаков препинания отправляет классу открытку с указанием их использования, но они не подписывают их. Это интересный способ вовлечь детей в историю, пока они видят, смогут ли они угадать, кто их послал. Дети могут использовать эту книгу множеством способов, чтобы попрактиковаться в использовании и редактировании знаков препинания, а на обороте также содержится информация о каждом знаке.

Больше удовольствия от пунктуации!
Написано Эльзой Найт Бруно и проиллюстрировано Дженни Уайтхед

В этой рифмованной истории каждый знак препинания представлен в отдельном стихотворении, а основные знаки выделены красным. Каждое стихотворение также показывает различные способы использования каждого знака. Все знаки препинания и слова принимают участие в полевом дне, и забавная история показывает, что лучшие вещи случаются, когда все они работают вместе! Дети оценят симпатичные иллюстрации, а также узнают некоторые важные факты об использовании знаков препинания.

Написано Линн Трасс и проиллюстрировано Бонни Тиммонс

Эта креативная книга показывает, как простая запятая может повлиять на смысл всего предложения. На каждом двухстраничном развороте показано предложение, состоящее из одних и тех же слов, но с разными расстановками запятых. Юмористические иллюстрации подчеркивают различные значения каждого предложения.

Написано Линн Трасс и проиллюстрировано Бонни Тиммонс

Эта книга выполнена в том же стиле, что и Eats, Shoots & Leaves , но знакомит читателей с важностью апострофов. На каждой странице показаны два разных примера предложения с апострофом, перемещенным для изменения значения. Иллюстрации забавные, а предложения понятны детям.

Словари

Написано Джейми Ли Кертис и проиллюстрировано Лаурой Корнелл

Эта красочная рифмованная история знакомит читателя с большим количеством громких слов и правильными способами их использования. На каждой странице используется одно или два больших словарных слова и объясняется их значение с помощью забавной рифмы, которая будет интересна детям и взрослым. (На странице «невозможно» изображена измученная мама, пытающаяся вывести всех в школу). Иллюстрации большие и красочные, а «большое слово» на каждой странице выделено разными шрифтами и цветами. Это интересный способ помочь детям увеличить свой словарный запас!

Написано Сьюзен и Джеймсом Паттерсонами и проиллюстрировано Синпином Паном

Эта книга автора бестселлеров полна огромного словарного запаса слов для каждой буквы алфавита. Каждое слово сопровождается произношением и определением, а также забавными и красочными иллюстрациями. Некоторые слова в этой книге могут быть новыми словами и для взрослых, читающих ее!

Игра со словами

Написано и проиллюстрировано Джином Барреттой

Омофоны могут быть трудными для понимания, но эта забавная книга дает детям интересный способ узнать о них. История знакомит читателей с омофонами через множество животных глупостей. В тексте используется жирный шрифт, чтобы выделить омофоны в предложении, а иллюстрации забавные и красочные.

Написано Брайаном П. Клири и проиллюстрировано Брайаном Гейблом

Это забавное введение в омофоны и омонимы полно забавных предложений и скороговорок. Рифмованный текст движется быстро, а иллюстрации красочные и обязательно рассмешат детей.

Написано Брайаном П. Клири и проиллюстрировано Женей Просмицки

Эта яркая и красочная книга знакомит детей с прилагательными с помощью веселого рифмованного текста и мультяшных иллюстраций. В дополнение к обучению детей назначению и функциям прилагательных, веселые стишки показывают множество различных примеров.

Префиксы и суффиксы

Написано Марси Абофф и проиллюстрировано Сарой Грей

Префиксы могут сильно изменить значение слова. Эта занимательная книга рассказывает детям о различных функциях префиксов и дает множество забавных примеров изменений, которые префиксы могут внести в значение слова.

Написано Робином Пулвером и проиллюстрировано Линн Роу. Читать

Класс мистера Райта изучает суффиксы в конце года. Однако дети в его классе больше не хотят учиться, поэтому все окончания слов разбегаются. Студенты должны расшифровать подсказки, которые они оставили, чтобы найти их, и понять, как трудно читать и писать без них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *