Жизнь египетского вельможи план урока: План -конспект «Жизнь Египетского вельможи» 5 класс
План -конспект «Жизнь Египетского вельможи» 5 класс
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по Истории
в 5 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Воскресеновка
на тему «Жизнь египетского вельможи»
Разработал: Ковалёва Елена Андреевна
слушатель курсов профессиональной переподготовки
Проверил: Олюнина Анна Александровна
с. Воскресеновка. 2016
Тема урока: Жизнь египетского вельможи
Дата проведения: 05.12.2016
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология урока:
Цели урока: дать представление о жизни и быте египетских вельмож;
формировать умение анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
Задачи: Обучающие:
— ознакомить учащихся с жизнью египетского вельможи.
Развивающие:
— способствовать формированию умений анализировать исторический материал по средством работы с историческими документами;
— способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, сопоставлять с современными морально-нравственными реалиями в рамках социального неравенства.
Воспитательные:
способствовать формированию понимания культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности жизни и быта египетских вельмож; расширять опыт оценочной деятельности; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников;
Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений.
Основные термины, понятия: гробница, фараон, вельможа, писцы, войны.
Оборудование: Учебник А.А.Вигасина Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: -М. «Просвещение», 2014; мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентация на Microsoft Office PowerPoint 2007, дидактический материал.
План урока:
1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.
2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.
Ход урока
I Организационный момент (1 минута)
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе.
Ученики приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древний Египет» (6 минут).
Учитель : — Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучаем?
Ученики дают ответ: (Древний Египет)
Учитель : — Что вы узнали о Древнем Египте на прошлых уроках?
Ответы детей:
ü географическое положение; природные условия;
ü образование государства в Египте в 3000 году до н. э. во главе с фараоном;
ü как жили и работали земледельцы и ремесленники
Сопутствующие вопросы:
—Что такое государство?
-Кто такой фараон?
Ответы дети дают в устной форме.
Тест.(3 минуты)
Тест.
1) Где находится Египет?
а) в северо-восточной части Африки
б) в центральной Азии
в) в центральной Африке
2) Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.
а) рельеф
б) оазис
в) шадуф
3) Что ввозили торговцы в Древний Египет?
а) папирус
б) древесину
в) хлеб
4) Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а) объединение Южного и Северного царств
б) союз богов неба и земли
в) царство мертвых и царство живых
5) Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
а) из шкур животных
б) из пальмовых листьев
в) из тростника
6) Как называлась первая столица египетского государства?
а) Мемфис
б)Фивы
в) Атон
Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.
III. Мотивационно целевой этап.( 5 минут)
Учитель: — Вы неплохо поработали и уже кое – что знаете о Египте. Но многое еще только предстоит узнать.
(На доске записаны слова: фараон, вельможа, писцы, воины, ремесленники, крестьяне.)
Учитель: — Посмотрите на доску. Что объединяет все эти слова?
Ученики дают ответ: — Все они обозначают жителей Египта.
Учитель: — О ком бы вам хотелось узнать подробнее?
Ученики: — О вельможах!
Учитель: — Итак, сегодня мы побываем в гостях у египетских вельмож. Хотели бы вы быть вельможами?
Ученики обозначают свою позицию.
Учитель: — Благодарю за правдивые ответы, давайте вернемся к этому вопросу в конце нашего урока.
Хотели бы вы побывать в гостях у египетского вельможи, узнать, как он живет?
Тогда сейчас мы оправимся в гости к египетскому вельможе. Все готовы? Какие задачи мы поставили перед собой?
· Узнать, как жил египетский вельможа
· Какую службу он выполнял
Тема урока: «Жизнь египетского вельможи».
Учитель показывает презентацию.
План урока:
1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.
2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.
Проблемный вопрос: Почему в египетском обществе существовало такое почитание и обожествление египетских вельмож?
Но прежде отдохнем.
IV. Физкультурная минутка (2 минуты)
Проведение физкультминутки.
Выполняют упражнения.
V. Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут)
1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.
Объяснение нового материала
Учитель: Еще при жизни для вельможи строили каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами. (Картинка слайда)
Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня может ожить. Поэтому вельможа приказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде и даже лучше.
Учитель: — Ребята, скажите, пожалуйста, из каких источников ученые-египтологи берут информацию о жизни вельмож?
Отвечают на поставленные вопросы.
Ответы ребят: — Это могут быть и найденные во время раскопок артефакты, исторические документы, рисунки, и, конечно же, гробницы.
Учитель: — Правильно!
Учитель: — Сейчас работать будем в парах. У вас на партах лежит текст с пропущенными словами. Используя §8, п.1,2 учебника, вам необходимо вставить пропущенные слова в текст. Также вы можете воспользоваться словами для справок, расположенных под текстом. На выполнение работы 5 минут.
(Приложение №1)
Ребята проводят поиск необходимой информации в учебнике.
Учитель: — Ребята, время закончилось, давайте прочтем текст, который у нас получился.
Зачитывают полученный текст.
Учитель: — Молодцы!
Итак, как же жили вельможи?
2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.
Учитель: — Вельможа жил в большом и красивом доме. Посмотрите на картинку в учебнике стр. 41«Древнеегипетская деревянная статуя вельможи», а на соседней странице нам представлена «Усадьба вельможи. Рисунок нашего времени». Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию и опишем дом вельможи.
Ответ ученика — вельможа жил в большом и красивом доме, дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд, где хозяин мог отдыхать, наслаждаясь прохладой. В комнатах — удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, ларцы для драгоценностей и вазы.
Учитель: — Верно! (Картинка слайда)
Учитель: — Слуги готовы выполнить все распоряжения вельможи. Ему даже не нужно было ходить пешком, рабы носили его на специальном кресле. В гробницу ставили и маленькие фигурки работников (стр. 40), египтяне верили, что они оживут, и будут работать в « стране мертвых» на своего господина.
Служба вельмож
Учитель: — В надписях на стенах гробницы вельможи рассказывали о том, чем они занимались при жизни и какими милостями были осыпаны. Они надеялись, что в « стране мертвых» сохранят свое высокое положение и будут жить счастливо. Фараон давал вельможам различные поручения:
Учитель: — Как вы думаете, ребята, почему же у вельмож были такие богатые дома, почему к ним почтительно относились?
Учитель: -А теперь мы с вами должны узнать, какую же работу мог выполнять вельможа. Для выполнения задания вам необходимо прочитать §8, п.3,4 учебника (5 минут)
Проводят поиск необходимой информации в учебнике.
Ответ ученика: — Они выполняли различные поручения:
· распоряжаться работами в царских каменоломнях
· вершить с уд и расправу в тайном заговоре против фараона
· следить за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона
· возглавляли военный поход.
Учитель: — Какой вывод можно сделать о службе вельможи?
Ответы учеников: — (не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона, но и вельможи считались слугами фараона)
Учитель: — Решите творческую задачу:
— Вернулся с войны военачальник фараона — богатый и знатный. Но войдя во дворец, чтобы доложить о своем походе, он не смеет даже стоять в присутствии царя, падает к его ногам и лежит до тех пор, пока фараон не разрешит ему подняться.
Учитель: — О чем свидетельствует этот факт? Почему даже знатные люди трепетали перед фараоном?
Вельможа во дворце фараона.
Учитель: — Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет им встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа заключал свою речь словами: « Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».
Учитель: — Все почести, которым фараон одаривал вельможу, то приказывал перечислить в надписи на стенах гробницы. В знак особой милости вельможу могли назначить « носителем царских сандалий», например. Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом, а самого его приказать побить палками.
VI. Рефлексия (итог урока). (7 минут)
Учитель: — Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это и проверим.
Закрепление Игра “Да” или “Нет”
Учитель: Я утверждаю, что…
Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
Вельможа не работал. (Нет.)
Вельможа носил много украшений. (Да.)
Фараон считал вельмож своими слугами. (Да)
Учитель: — Итак, мы с вами узнали как жил египетский вельможа. Таким образом, мы доказали, что вельможа жил лучше, чем земледельцы и ремесленники, но должен был выполнять все поручения фараона. Решили мы те задачи, которые ставили перед собой: узнали, как жил вельможа, какую службу он нес. Не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.
VII. Домашнее задание. (4 минуты)
Учитель: — Заполнить сравнительную таблицу жизни земледельцев, ремесленников и вельмож, используя §7,8. (Приложение 2).
Индивидуальное задание: подготовить пересказ текста «Приключения Синухета».
VIII. Выставление отметок. (2 минуты)
Выставление отметок учащимся с учетом результатов графического диктанта.
Приложение №1
Текст
Для вельможи еще при его жизни строили ……………………………………………………, стены которой украшали ……………. ……………………………………………………………… Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …………………………… приказывал изобразить в ………………………………. себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде.
У …………………………. Был красивый дом. Рядом с домом росли ………………………………………………………………….., был …………………………………….. Одежда вельможи ………………………………………………………………………………. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений. ……………………………………………………… На столах вельможи была вкусная еда …………………………………………………………………………………………………….. Развлекали вельможу ……………………………………………………………………………. Носили вельможу в …………………. ………………………………………………………………………
Слова для справок
Вельможа; специальном кресле с навесом; каменную гробницу; гробнице; мясо, хлеб, печенье, фрукты, сладости, пиво; надписями, рисунками; пруд; вельможи; фруктовые деревья, цветы; из тонких льняных тканей; золотые браслеты, кольца, ожерелья; музыканты, красивые танцовщицы
Приложение №2
Домашнее задание: используя §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:
Вопросы для сравнения | Земледельцы | Ремесленники | Вельможи |
В каких домах жили |
|
|
|
Чем питались |
|
|
|
Как одевались |
|
|
|
Чем занимались |
|
|
|
Как относился фараон |
|
|
|
Список использованной литературы:
1. Интернет-ресурсы
· http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-11.html
· http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000127/st002.shtml
· http://annales.info/egipet/monte/egram_08.htm
· http://www.hurghada-life.ru/vse-chto-svyazano-s-egiptom/interesnye-fakty-o-egipte/trapeza-v-drevnem-egipte
· http://annales.info/egipet/avdiev/vide1_3.htm
· http://www.brashstyle.ru/uroki.html
· http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/faraon/faraon.htm
2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. М.: Просвещение: Учебная литература, 2009.
3. Базовый учебник: «История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, М.: Просвещение, 2014.
Самоанализ урока истории в 5 классе.
Урок проходил в 5 классе, в классе 10 человек, на уроке присутствовало
9 учащихся.
Тема урока: «Жизнь египетского вельможи» .
Данный урок является третьим по теме «Древний Египет», в то же время он тесно связан с предыдущей темой «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте», так как показывает одно из главных занятий вельмож. Поэтому неслучайно выбран тип урока – урок открытия новых знаний.
Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит большой фактический материал. Межпредметные связи: география, ИЗО, археология, литература «Древнеегипетская повесть о Синухете».
Урок дан в 5классе, учащиеся которого имеют средние учебные возможности. При планировании урока была сделана опора на диагностику общеучебных специальных умений, которая выявила недостаточную развитость у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать исторические явления. В связи с этим при определении развивающих целей была сделана ставка именно на эти умения.
Цели урока:
Обучающие:
способствовать пониманию общих условий, в которых проживали вельможи.
Развивающие:
продолжить работу над развитием у учащихся умений устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать явления и факты, самостоятельно добывать знания;
совершенствовать приемы использования различных источников информации; развивать внимание, конструктивное мышление.
Воспитывающие:
формировать у учащихся стремления расширять свой кругозор, заложить основы гражданской позиции к данному явлению.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультемедийная демонстрация, анализ, синтез, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа, работа с текстом, фронтальная беседа.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
На уроке использовалась интерактивная доска, на которой были представлены задания по проверке домашнего задания развивающего характера, была проведена проверка правильности выполнения заданий с отработкой умения учащихся работать с интерактивной доской. Был представлен наглядный материал по теме.
Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.
Структура урока построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку.
На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.
Урок состоял из 8 этапов, логически связанных между собой:
1. Организационного.
2. Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.
3. Проверка домашнего задания.
4. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в таблице, анализ, сравнение, обобщение.
5. На этапе проверки понимания учащимися нового материала использовался приём работы с дидактическим материалом.
6. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся.
7. Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися.
8. Выставление оценок.
Структурно урок выдержан.
Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Этапы урока были логично связаны друг с другом.
При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и
компетентностно-ориентированных подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.
Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультминутки.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг.
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи. | План-конспект урока по истории (5 класс) на тему:
Урок: история
Класс: 5
Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Цель и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.
2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
Задачи:
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
— метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;
— предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница
Оборудование: Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе, тесты, учебные картины.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
№ | Ход урока | Примечание |
I. | Организационный момент. 1. Этап мотивации к учебной деятельности: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Египте. И отправимся в необычное путешествие на кораблях — времени. 2. Этап актуализации и пробного учебного действия: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. На доске вам представлены слова: фараон, вельможа, писцы, войны, ремесленники и крестьяне – скажите, что их объединяет? (жители Египта) – о ком из жителей Египта мы говорили? (крестьяне и ремесленники) — о ком хотелось бы вам узнать? (вельможа) — как назовём нашу тему урока? — как бы вы сформулировали тему нашего урока. (Тема нашего урока «Жизнь египетского вельможи») Записываем в тетради : число, тема урока (записывают) 3. Создание проблемной ситуации — что вы хотели бы узнать вельможи (ответы обучающихся: в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались, чем занимались вельможи, как фараон относился к вельможам, кому он подчинялся) 4. Задача на урок: — Сегодня на уроке мы должны выяснить, чем жизнь вельможи отличалась от жизни земледельцев и ремесленников? Работать будем в парах. План нашего урока. 1. В усадьбе вельможи. 2. Служебные обязанности вельможи. 5. Изучение нового материала. Стадия осмысления. Рассказ учителя: о жизни вельмож мы узнаем из гробниц. Гробница — сооружение, куда помещали умершее тело (запись на доске) Рассматривая 1 вопрос нашего плана, мы должны посмотреть на рисунок стр. 43. Перед вами лежат маршрутный лист, с ним будем работать на уроке. Надо вставить пропущенные слова. Подсказки под текстом. Текст Для вельможи еще при его жизни строили ………(каменную гробницу), стены которой украшали…. (надписями, рисунками). Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …. . (вельможа) приказывал изобразить в …. . (гробнице) себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У (вельможи) был красивый дом. Рядом с домом росли …. (фруктовые деревья, цветы), был… (пруд). Одежда вельможи (из тонких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…( золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах … (вельможи) было вкусная еда (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали…. ( музыканты, красивые танцовщицы). Носили (вельможу) в … (специальном кресле с навесом). Давайте сделаем вывод – о жизни вельможи мы узнаем из надписей в каменных гробницах. У них большие красивые дома, изобилие еды, разное развлечение. Теперь работаем с учебником. Откроем п. 3 п. 7 и п. 2 п. 8 и сравним жизнь земледельца с жизнь вельможи и запишем в таблицу маршрутного листа. Проверка задания. Рассмотрим 2 вопрос плана и прочитать пункт 3 и 4 учебника стр. 44 — 45 п. 8. Записать в маршрутным листе «Поручения» вельмож. 1. распределяли работу в каменоломнях, откуда привозили камень для строительства гробниц; 2. вершили суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце; 3. следили за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона; 4. возглавляли военные походы в пограничную область; 5. «Носитель царских сандалий». Идет проверка записей. Какой вывод можно сделать о службе вельможи. — Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона. Но и вельможи считались слугами фараона, хотя и были на службе у фараона, но так же как и ремесленники были зависимы. 6. Рефлексия (итог урока). 8) Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это и проверим. | |
Закрепление Игра “Да” или “Нет” Учитель: Я утверждаю, что… Вельмож хоронили в гробницах. (Да.) Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.) Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.) Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.) Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.) Вельможа не работал. (Нет.) Вельможа носил много украшений. (Да.) Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.) | ||
Домашнее задание: § 8, вопросы 1, 2, 3 |
Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
КАРТОЧКА №10 Внимательно прочитай и подготовь развёрнутый ответ на вопрос «Как жили ремесленники Древнего Египта?». Для этого вспомни: * Где находится Египет? * Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? (или что умели делать жители Египта) * Расскажи о некоторых из них. * Легким ли был труд ремесленников? * В каких условиях жили ремесленники? * Что такое налог? Сделай вывод. |
Примерный ответ учащегося по карточке №10:
Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.
Тест.
1) Где находится Египет?
а) в северо-восточной части Африки
б) в центральной Азии
в) в центральной Африке
2) Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.
а) рельеф
б) оазис
в) шадуф
3) Что ввозили торговцы в Древний Египет?
а) папирус
б) древесину
в) хлеб
4) Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а) объединение Южного и Северного царств
б) союз богов неба и земли
в) царство мертвых и царство живых
5) Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
а) из шкур животных
б) из пальмовых листьев
в) из тростника
6) Как называлась первая столица египетского государства?
а) Мемфис
б)Фивы
в) Атон
Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.
Информация для учителя.
Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. Главной задачей государства была защита интересов господствующего класса. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.
Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождаются египетской «Книги мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.
Исторический документ.
Жизнеописание вельможи Уны
(Начало служебной деятельности).
(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель).
(Назначение судей).
… его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником, в случае любого тайного дела…
(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше).
В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.
(Приготовление к войне с бедуинами).
Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.
(Назначение начальником Верхнего Египта).
Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.—С. 33-34.
Вопросы по тексту документа.
- Кто такой вельможа? (это знатный и богатый египтянин).
- Чем занимался вельможа по поручению царе Египта? {смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона…)
- Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (выполнял так, что царь его хвалил…)
- Как относится к своему царю этот вельможа? (он его боготворит, пытается выслужиться…)
Решение творческой задачи.
Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».
Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали его равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)
Золотая Империя Египта. Для воспитателей. Урок 6
Загрузите версию для печати Урока 6: Один день из жизни египтянина (PDF 114k). Требуется бесплатный Adobe Acrobat. |
Целью этого урока является рассказать студентам о повседневной жизни древних египтян из всех социальных слоев. Жизнь людей резко различалась в зависимости от того, где они находились в социальном порядке, и студенты будут изучать, как жили люди из всех слоев общества. Студенты будут использовать творческие средства, чтобы представить то, что они узнали о жизни египтян из всех социальных слоев.
Предметные области:
Всемирная история, социология, обществознание, музыка, театр и искусство коммуникации, студенты.
Уровень класса: 6-12
Цели урока:
Учащиеся:
- Участвуйте в обсуждениях в классе, связанных с социальными классами и классовыми системами.
- Используйте исследовательские навыки для работы в небольших группах, чтобы завершить задание по поиску мусора о социальных классах / занятиях древних египтян.
- Работа в малых группах над выполнением творческих проектов, иллюстрирующих повседневную жизнь человека из одного из социальных классов/профессий, которые они изучали.
- Представьте классу свои творческие проекты.
- Заполните письменный ответ, связанный с социальными классами и классовыми системами.
Сборник стандартов MCREL K-12 по адресу:
Всемирная история
Стандарт 3: Понимание основных характеристик цивилизации и развитие цивилизаций в Месопотамии, Египте и Инде Долина.
Историческое понимание
Стандарт 2: Понимает историческую перспективу.
Музыка
Стандарт 4: Сочиняет и аранжирует музыку в соответствии с указанными правилами.
Стандарт 7: Понимает взаимосвязь между музыкой, историей и культурой.
Театр
Стандарт 1: Демонстрирует умение писать сценарии.
Стандарт 2: Использует актерское мастерство.
Стандарт 3: Проектирует и производит неформальную и формальную продукцию.
Стандарт 4: Режиссеры сцен и постановок.
Языковые искусства
Письмо
Стандарт 2: использует стилистические и риторические аспекты письма.
Стандарт 3: Использует грамматические и механические условности в письменных сочинениях.
Стандарт 4: Собирает и использует информацию в исследовательских целях.
Чтение
Стандарт 5: Использует общие навыки и стратегии процесса чтения.
Стандарт 7: Использует навыки и стратегии чтения для понимания и интерпретации различных информационных текстов.
Аудирование и говорение
Стандарт 8: использует стратегии аудирования и говорения для различных целей.
Работа с другими
Стандарт 1: Участие в общих усилиях группы.
Стандарт 4: Демонстрирует эффективные навыки межличностного общения.
Приблизительное время:
Это должно занять три 90-минутных урока или пять-шесть 50-минутных уроков плюс дополнительное время для дополнительной деятельности.
Необходимые материалы:
- Если вы хотите приобрести копию программы, посетите магазин PBS для учителей [http://teacher.shop.pbs.org/product/index.jsp?productId=1406375] (необязательно).
- Один день из жизни Охота за мусором [Скачать PDF здесь (48k). Требуется бесплатный Adobe Acrobat.], часть этого плана урока.
- Один день из жизни Руководство по презентации [Скачать PDF здесь (80k). Требуется бесплатный Adobe Acrobat. ], часть этого плана урока.
- Аудио- и видеозаписывающее оборудование (по желанию).
- Доступ к костюмам и реквизиту или материалам для создания этих предметов (по желанию).
- Ассорти художественных принадлежностей (по желанию).
1. Попросите учащихся дать определение термину «социальный класс». Потратьте три-пять минут, чтобы поговорить о том, что такое социальный класс, о факторах, определяющих социальный класс человека, о способности людей переходить из одного класса в другой, а также об общем мнении учащихся об обществах, распределяющих людей по социальным классам.
2. Закончите дискуссию, объяснив, что социальные классы были частью общества с древних времен, а в Египте были очень специфические классы людей. Скажите студентам, что они могут быть удивлены, обнаружив некоторое сходство между системой классов в Древнем Египте и тем, как люди делятся на классы сегодня.
3. Используя материалы «Египетское общество» и «День из жизни» на веб-сайте «Золотая империя Египта», исследуйте повседневную жизнь древних египтян. Позвольте учащимся работать в малых группах от двух до четырех человек. Попросите их прочитать о различных социальных классах, а также о работе обычных людей. Используйте эту информацию, чтобы заполнить День из жизни Охота за мусором [Скачать PDF здесь 48k). Требуется бесплатный Adobe Acrobat.] в этом плане урока.
1. После того, как все учащиеся завершили поиск мусора, обсудите вопросы, чтобы учащиеся могли сравнить найденную ими информацию с тем, что узнали другие группы. Организуйте короткую дискуссию о различных социальных классах и образе жизни, используя такие вопросы, как:
- Если бы вы могли быть членом любого социального класса, кроме фараона, кого бы вы выбрали и почему?
- Каковы были преимущества и недостатки жизни священника? солдат? ремесленник? женщина?
6. Предоставьте учащимся один-два урока для формулирования своих идей и планирования проекта. Напомните учащимся, что отработка презентации имеет решающее значение для успеха группы.
7. После завершения проектов каждая группа должна представить свой проект в соответствии с установленными правилами.
8. Когда все проекты будут завершены и учащиеся лучше поймут образ жизни каждой группы людей, попросите их написать ответ из двух-трех абзацев на один из приведенных ниже вопросов. Поощряйте учащихся подтверждать свое мнение конкретной фактической информацией, полученной в результате завершения проекта и презентаций проекта.
- Если бы вы могли быть кем угодно, кроме фараона, кого бы вы выбрали и почему? Обязательно объясните преимущества и недостатки человека с таким социальным положением и работой в Древнем Египте.
Или
- Сравните, как древние египтяне делили людей на классы, с тем, как американцы делятся на классы. В чем сходство между ними? Каковы различия?
- Учащиеся могут получать оценки за участие в обсуждениях в классе.
- Учащиеся могли получить итоговые оценки за завершение задания «День из жизни Scavenger Hunt».
- Для выставления оценок в презентациях «Один день из жизни» можно использовать руководство по подсчету очков, формы взаимной оценки и/или формы самооценки.
- Учащиеся могли получать буквенные или процентные оценки за выполнение письменных ответов.
- Предложите учащимся вместе спланировать «День Египта», где они смогут рассказать другим классам или младшим ученикам о жизни в Древнем Египте. Они могли есть обычную пищу, одеваться в типичную египетскую одежду, играть в обычные игры, писать иероглифами и так далее. Предложите учащимся создать станции или мероприятия, на которых другие могут испытать то, что было бы обычной частью повседневной жизни в Древнем Египте.
- Более подробно изучите систему социальных классов в США. Предложите учащимся использовать статистику переписи населения и другие связанные данные, чтобы наметить такие вещи, как доход, уровень образования, статистику карьеры и владение домом. Предложите учащимся представить свои исследовательские данные в виде графиков и диаграмм, которые показывают процентную долю населения, попадающего в различные социальные классы на основе этих экономических факторов.
На сайте технических школ округа Берген есть веб-страницы, посвященные социальной жизни Древнего Египта [http://www.bergen.org/AAST/Projects/Egypt/egyptian_social.html]. Они предоставляют информацию о профессиях, домах, одежде, украшениях, еде и напитках.
На сайте Британского музея в Древнем Египте есть раздел, посвященный жизни Египта [http://www. ancientegypt.co.uk/life/], в котором сравнивается жизнь фермера и дворянина. Он также дает инструкции по игре в популярную игру Senet.
На сайте Университетского колледжа Лондона, Digital Egypt, есть раздел о социальных классах в Древнем Египте [http://www.digitalegypt.ucl.ac.uk/social/]. Здесь обсуждаются различные социальные классы и есть ссылки на связанные темы.
Печатные формы:
(Требуется бесплатный Adobe Acrobat.)
Египет Урок 6: Один день из жизни египтянина (116k).
День из жизни Охота за мусором (48k).
Руководство по презентации «День из жизни» (80k).
Древний Египет для учителей — планы уроков, мероприятия, проекты для учителей начальной и средней школы
Для Древнего Египта: Эти оригинальные бесплатные планы уроков, занятия в классе, интерактивные деятельности, обзорной деятельности и заключительной деятельности и проекты, написанные нами и другими учителями для древний Египет.
Наши планы уроков и классных занятий для Древнего Египта:Повседневная жизнь: Озадачьте аудиторию, 1-2 занятия, групповая работа
Мамочки! Мумии и мумификация или как жить вечно
Заключительное задание для Древнего Египта: Веселье фараона Дом
Спросите мистера Донна: Интерактивный Онлайн-викторина на отзыв о Древний Египет (с ответами)
Мероприятия и проекты для Древний Египет (некоторые наши, некоторые нам прислали)
Более 90 мероприятий и проектов для Древнего Египта
Словарь для учащихся по древнему Египту — интерактивные материалы и распечатки
Планы уроков, составленные другими учителями тема. Несколько планов уроков по каждой теме
География Древнего Египта, Урок Планы:География, дары Нила
Правительство Древнего Египта, планы уроков:Краткая история. Две земли, царь Менес, три царства
Фараоны, визири,
Чиновники, профессии
Религия, боги, похороны,
Взвешивание сердца, загробная жизнь
Мумии
Преподавание древнеегипетских мифов
Пирамиды, гробницы,
храмы, сооружения
Царь Тутанхамон,
Мальчик-царь
Повседневная жизнь, Дома,
Женщины, Школа 9 0010
Иероглифы и писцы
Искусство, Артефакты,
Достижения, Изобретения
Планы уроков других учителей, которыми мы поделились с нами:
Новые божества: Попросите класс составить список некоторых животных, которые живут в вашем штате. Запишите их на доске. Затем попросите детей создать новых богов и богинь, используя головы ваших местных животных. Проведите мозговой штурм и составьте список тем, которые могут «олицетворять» их божества, таких как дружба, школа, веселье и т. д. Попросите их сделать так, чтобы их выбор животных соответствовал атрибуту, который они представляют: например, бог школ с головой совы (мудрый как сова), собачьего бога дружбы («лучший друг человека»), пчелоголового бога труда (занят как пчела).
Объединение Верхнего и Нижнего Египта: Объясните, как Нармер объединил Египет в 3100 г. до н.э. и что двойная корона была создана путем соединения белой короны Верхнего Египта с красной короной Нижнего Египта. Затем предложите детям создать новые символы для современного объединения, комбинируя логотипы конкурентов. Чтобы заставить их задуматься, спросите, каким мог бы быть логотип, если бы Coke и Pepsi объединились. Или MCI и AT&T, или Apple и Microsoft, или США и Канада и т. д. Имейте журналы для детей, чтобы они могли ссылаться на корпоративные логотипы, и энциклопедию флагов стран. 903:00 Представлено: Кевином Флери; Нью-Гемпшир; США
Древние египетские сказки: Предложите учащимся переписать свою любимую сказку… Измените обстановку и предметы на древнеегипетские времена. Вместо «Белоснежки и семи гномов»… У меня есть сказка под названием «Нефертити и семь расхитителей гробниц». Есть несколько замечательных сказок, которые нужно изменить, переписать и проиллюстрировать. Студенты узнают много понятий из этого модуля. Представлено: Джини Сайгер ; Гранд-Форкс, Северная Дакота; США
Алфавит Древнего Египта : Приготовьте листы бумаги в ведре, чтобы каждый учащийся мог рисовать. Включите буквы A-Z, обложку, заднюю обложку и оглавление. Дайте 2 минуты на обмен с другими пирами на желаемые письма. Напомните учащимся, чтобы их не использовали, как нубийцы, и они не застревают на буквах X и Z. Предоставьте учащимся достаточно ресурсов, чтобы они могли написать короткий информативный абзац об их письме. Назовите каждую страницу («А для Анубиса») и т. д. Используйте перфорированную бумагу. Попросите их использовать верхнюю половину своей страницы, чтобы проиллюстрировать букву алфавита. Когда буквы будут заполнены, объедините и поместите «Древнеегипетскую алфавитную книгу» в библиотеку для использования другими учащимися. Представлено: Джини Сайгер ; Гранд-Форкс, Северная Дакота; USA
Повседневная жизнь Древнего Египта : Пусть каждый учащийся напишет свой собственный рассказ об одном дне в Древнем Египте. Их история должна состоять не менее чем из 5 абзацев. Они будут писать так, как будто рассказывают о своей жизни в Египте в течение одного дня. Они не могут быть фараоном, королем или королевой или богом. Это может быть священник, рабочий, солдат, торговец, раб или посетитель. Они могут работать в одиночку или в небольших группах. При работе в группах каждый учащийся должен сдать свою оригинальную работу, но истории учащихся должны сцепляться и переплетаться. При работе в группах учащимся предлагается познакомиться с каждым в древности. Информацию о повседневной жизни Древнего Египта можно найти здесь: Повседневная жизнь Древнего Египта.
Обмен: Устройте имитацию базара, купив 5-фунтовый пакет конфет и раздав его (некоторым детям дайте больше, чем другим… «Ну и дела, это был плохой год для нашего урожая в чашках с арахисовым маслом!») другие предметы для обмена, такие как карандаши, наклейки. Египтяне оценивали стоимость своих товаров в соответствии с «дебеном», куском меди стандартного размера. Коза могла стоить 1 дебен, а кровать — 2,5 дебена. Обмен будет 2 или 3 козами на одну кровать. Подготовьтесь к упражнению, назначив каждому предмету значение дебена. Вишневые леденцы могут стоить 6 дебенов, маленькие леденцы со вкусом лимона — 1 дебен. Пусть каждый ребенок проведет инвентаризацию перед обменом, чтобы подсчитать общую стоимость от их начальной стоимости. Пусть они торгуют. Пусть дети пересчитают. Мои дети очень тщательно следили за тем, чтобы убедиться, что они получают свою «стоимость дебенов»! Прислал: The Chihuahua Pharaohs
Сделать мумию : Разбейте учащихся на 6 групп. Пусть каждая группа отмерит 25 ярдов туалетной бумаги, чтобы в итоге получилось 150 ярдов. Вам понадобится упаковка из 12 рулонов туалетной бумаги. Когда они закончили измерения, я случайным образом выбрал ученика, и мы завернули его в туалетную бумагу, сфотографировали класс и закончили урок. Представлено Барбарой Д. Мартин ; Калифорния, США
МУМИЯ ФИЛЬМ: Помогите найти неточности! Вчера посмотрел «Мумию». Сценарий просто ужасен, но я соглашусь с предыдущими сообщениями, что это очень весело…. Одна из забавных вещей для таких, как мы, — это найти все ошибки. Вот на что стоит обратить внимание, когда вы отправитесь в путь: три великие пирамиды в Фивах! Сцена бальзамирования с изображением ПЯТИ каноп. В фильме один видимо за сердце. Главная героиня говорит, что сердце удаляют во время бальзамирования. Колоссальные анубисы, которые чем-то напоминают мультяшных собак или что-то в этом роде. «Книга мертвых», которая на самом деле является книгой, а не папирусом. Помощник Мумии, который не выглядит и не говорит ни египтянином, ни арабом. Они все плавают в Ниле — и никто не болеет. Охранники фараона носят нечто, отдаленно напоминающее Красную Корону. Я видел полдюжины других забавных шуток, которых сейчас не могу вспомнить. ( 903:00 Предоставлено нам Джилли и использовано с ее разрешения. Древняя/классическая история (about.com)
Декоративные расшифровки (будьте археологом): Предложите учащимся написать (черным перманентным маркером) свои полные имена в любом порядке (от середины, от лист белой бумаги для печати с использованием иероглифических символов. Когда закончите, окрасьте листы в чайной воде и наклейте их на черную плотную бумагу. Дайте ребятам следующую неделю, чтобы они расшифровали все бумажки и разобрались, чей был чей. Представлено Барбарой Д. Мартин ; Калифорния, США
Другие идеи для Древнего Египта Представлено Барбарой Д. Мартин; Калифорния, США
Археология. Используйте журналы для поиска мест по всему миру, где сегодня работают археологи. Сделайте большую карту мира, чтобы показать результаты.
Египтяне пропускали большинство гласных. Напишите письмо другу, не используя гласные, и посмотрите, сможет ли он заполнить пропуски.
Обсуждение этики взятия вещей из гробницы для музеев.
Напишите объявление о поиске работников пирамиды.
Сделайте глиняную пирамиду, используя по 2 стакана соли и муки и 1 1/2 стакана воды. Покройте наждачной бумагой, чтобы придать реалистичный вид.
Сравните высоту некоторых самых высоких сооружений в мире.
Представьте, что вы работаете над пирамидой. Напишите письмо домой своей семье, описав свой день, мысли и чувства.
Спроектируйте пирамиду, которая, по вашему мнению, будет защищена от расхитителей могил.