cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Животные со звуком з – [] []. . , — .

Содержание

Животные на букву З

Зайцы водятся повсюду, кроме Австралии. 

Птица-звонарь живет в лесах Южной Америки, проводя день в поисках орехов и фруктов и хвастаясь красивыми перьями.

Зебра — полосатый член семейства лошадиных. 

Зебровая амадина — маленькая австралийская птичка. Своим именем она обязана черным отметинкам на груди, напоминающим полоски зебры. 

Зебу — это крупная порода коровы, живущая в Южной и Восточной Азии и в некоторых регионах Африки. 

Зеленушки водятся по всей Европе и в теплых районах Азии.

Землеройки — это крохотные насекомоядные с вытянутым носом. Вес землероек колеблется от 2 до 100 грамм. 

Существует около 90 видов зимородков, распределенных по всему миру. 

Змеешейки — родственники бакланов, обитающие в Африке, Южной Азии и Австралии. 

Существует более 2500 видов этих длинных и тонких рептилий, живущих по всему миру, кроме Антарктиды и некоторых островов. 

Эти маленькие безвредные змеи из Северной Америки знамениты своим брачным поведением. 

Яванская бородавчатая змея водится в реках и каналах на территории от Индокитая до Северной Австралии. 

Золотая макрель водится в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. 

Зонтичные птицы водятся в тропических дождевых лесах Центральной и севера Южной Америки.

Зорро — это небольшие южноамериканские лисы (zorro — по-испански «лисица»).

animalregister.net

Картотека по логопедии на тему: Автоматизация звука З

Слова со звуком З.

Звук З в начале слова.

За

Закон, забава, забавный, заболят, забарахлил, забастовка, забота, забежать, забелеть, заблеять, забег, забирать, забитый, забить, забияка, заблестеть, заблудиться, забодать, забой, забор, завод, замок, заяц, замуж, забой, заболеть, забор, забота, забрать, забыть, завал, завалинка,  заварка, заварной, заваруха, завести, завернуть, завертеть, завершить, завеса, завести, завешать, завещать, завертывать, завивка, зависеть, зависнуть, зависть, завитой, завмаг, завод, заводчик, заводь, завтра, завтрак, завтракать, завуч, завхоз, завесить, завязать, завязка, завязнуть, завязь, загадка, загар, загасить, загвоздка, загиб, загибать, заглотить, заглохнуть, заглушать, загляденье, заглянуть, загноить, загнить, загнать, загнуть, заговор, загодя, заголовок, загонять, загородка, загореть, загородка, заготовка, заготовщик, заградить, загребать, загреметь, загрести, загривок, загрубеть, загрузить, загрузка, загрызть, загс, загубить, загулять, загустеть, зад, задавака, задавать, задание, задарить, задаром, задатки, задатки, задать, задачник, задвижка, задвинуть, задворки, задевать, задеть, задира, задёргать, задний, задолго, задолжать, задом, задор, задорный, задохнуться, задирать, задремать, задрожать, задубеть, задувать, задуматься, задурить, задуть, задушить, задымить, задышать, заезд, заезжий, заесть, заехать, заём, заёмный, заёмщик, зажарить, зажать, зажечь, зажигалка, зажим, зажить, зажмурить, завязать, зазвенеть, зазвонить, зазнайка, зазноба, зазор, заразить, заика, зайка, заикание, заинька, зайчик, заказ, заказчик, закат, закачать, закапать, закваска, закипеть, заклевать, заклеить, заклятие, заколка, закон, закончить, закрасить, закруглить, закончить, закормить, закурить, закрома, закоулок, закройщик, закуска, закрутка, закуток, зал, залежь, зачин, залог, залить, зачитать, зашагать, зашнуровать, заштопать, зашторить, зашеек, защемить, защёлка, защита, защитник, заявить, заядлый, заяц, зола, зодиак, золовка, золотить, зоология, зоопарк, зоосад.

Зо 

Зоя, зонтик, зодчий, золотко, золушка, золотце, зонт, зонды, зоренька, зоркий, зольный.

Зу

Зуб, зубастый, зубец, зубило, зубр, зуд, зубочистка, зубр, зубило, зубрить, зубчатый, зубчик, зуд, зудеть, зурна.

Зы 

Зыбь, зыбко, зык, зыбкий, зычный.

Звук З в середине слова.

За

Лазарь, лоза, лобзать, лазарет, назавтра, назад, намазать, проказа, проза, прозаик, пузо, пузатый, пейзаж, перевязать, коза, ваза, база, блуза, коза, роза, берёза, гроза, назад, мозаика, фраза,  фруктоза, роза, Лиза, глаза, слеза, виза, луза, поза.

Зо

Позор, дозор, ревизор, газон, дозор, камзол, бизон, вазон, блузон, узор, горизонт, комбинезон, мозоль, возок.

Зу

Внизу, козу, вазу, лазутчик, лазурит, лазурь, назубок, грызун, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, беззубый, разумный, разутый, мазут, изумруд.

 

Зы

Арбузы, тазы, козы, вазы, музыка, возы, называть, козырёк, козырять, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, пузырёк, показывать, приказывать, алмазы, мимозы, сервизы, карнизы, медузы, карапузы, паровозы, колхозы.

Звук З в стечении согласных.

Зразы, зрачок, зрелище, зрелость, зрелый,  звукозапись, звукоряд, звучание, звучать, звук, звучный, звякнуть, здание, здесь, здоровый, здоровье, здравствуй, злак, злато,  злейший, злить, зло, злоба, злодей, злыдень, злюка, змей, змеелов, змеёныш, знать, знания, знак, знакомый, знай, знамение, знакомить, знаток, знамя, значение, значок, зной, звон, звонкий, знобит, знойный, зрение, зреть, зритель, зря, зрячий, звание, звать, звезда, звездопад, звездочёт, звенеть, звено, звереть, зверинец, зверобой, зверолов, звёрёныш, зверский, зверюга, звонок, звук, звонить, зверь, звон, звонарь, звонкий.

Азбука, воздух, гнездо, гвозди, изба, езда, поезда, физрук, козни, кузнечик, кузница, лобзик, лезвие, лицезреть, название, назвать, назваться, назло, назреть, брызги, коммунизм, козлёнок, возня, кузнец, польза, проказник, болезни, праздник, гораздо, разве, разный, разница, поздно, ноздри, возраст, возле, морозный, грозный, бронза, грузди, брызги, язва, грязный, боязнь, гнёзда, слёзный, серьёзный, бездна, наездник, лезвие, полезный, отчизна, изредка, изгородь, издали, героизм, организм, казна, глазной, безрогий, разбойник, разбить, размах, мозги, опоздать, гвоздика, узлы, белизна, крутизна, изгиб, извините, безлюдный, излишки.

Словосочетания и фразы со звуком З.

Зоя забияка, запретная зона, на заводе забастовка, знание языка, забота о здоровье, зоркие глаза,  заболят зубы, избыток азота, завести зайца, признак грозы,  замок на заборе, знакомая музыка, поздний звонок, загрузить грузы, золотая казна, заголовок в газете, звуки мазурки, задолго до звездопада, безумная затея, коза заблеяла, забавный зайка, заводчик зверей, знакомый музыкант, закрыть глаза, заводная коза, завязать узлом, Зоина затея, заповедник  зубров,  загадать загадку, забота о заболевшем, розовая роза, забавная загадка, заботливая золовка, забить гвозди, зоркие глаза, заглушить звон, загон для бизонов, здание загорелось, забор из берёзы,  задавать задание,  раздался звон, завитки да завитушки, звонить на звоннице, звонкий звон, зовёт на заутреню, золотой закат, перезвонить Захару, закваска закончилась, роза завяла, загадай загадку, знает музыку, задвинул назад, знамя на здании, задавака зазнался, полезно для здоровья, загрузить в грузовик, коза привязана, загрузить в газель, Захар заснул, коза залезла, зажигалка зажглась, загрязнённый воздух, Зойкин зонтик, вызывает зуд, пузатый зубр, загар на загляденье, вазу разбили, завещать золото, зависть заела, завезли арбузы, азбука знаков, музыкальный зал, звучит музыка, знать назубок, заколола заколкой, заразное заболевание, знание законов, задорный козлик, незабудка завяла, фазан в гнезде, загс закрыт, магазин закрыт, заголовок газеты, брызги грязи, закон физики, забери назад, заглянуть на задворки, арбузы в тазах, в вазе гвоздики, на газоне розы, золовка замолчала, звёзды заблестели.

Я позвонил Зое.

Я забыл зонт.

Коза заблеяла: « Меня забыли!».

Я заехал на завод.

Я завязывал узлы.

На газели завезли в магазин заварку.

Я закрыл глаза.

Пузатый Мурзик грызет задачник.

Дед Захар рассказывал сказочки.

В музыкальном зале звучит звонкая музыка.

В зале затихла музыка.

Грузовик с арбузами завелся и загудел.

У Зои коза.

Закройщик заштопал зонт.

Возьми, Зоя, зонт.

Зверолов загнал зверёныша за забор.

Зоя зубрит азбуку.

Завхоз позвонил в магазин.

Зоя загадывает загадки.

Козы затоптали розы.

Зоина золовка музыкант.

Поезда везут грузы.

Звенит звонкий звонок.

Здоров как зубр.

Вокзал закрыт на замок.

Захар замерз на морозе.

Заплати за зайку и мозаику.

Зоя взяла зонт.

Зою зовут в зоопарк.

У Зои корзина с розами.

Из-за забора раздался звон.

Лиза задумалась и загрустила.

Захар забыл зонт у Лизы.

Занятия на воздухе полезны для здоровья.

Захар залез на забор.

Мы не знали названия груза.

— Как зовут? — Зовут Зовуткой.

Захар забежал в закуток.

У меня зрелые арбузы.

Дед Мороз загадал загадку.

У меня заболели зубы.

Зима не без морозов.

В зоопарк привезли зубра.

Мне захотелось зайти в здание.

Коза привязана к забору.

От мороза на заре звенят берёзы.

Я опоздала на занятия.

В грозу в грязи от груза развалился кузов.

К завтраку были зразы.

Поезда идут без опоздания.

Глаза разбегаются от разнообразных изделий.

На переезде мы заметили знакомый знак.

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Все с базара, а Назар на базар. Все на базар, а Назар с базара.

Стихи со звуком З.

***

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза,

зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

за-за-за, за-за-за

Залезает в  сад  коза,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Привязали мы козу,

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза…

(Начинай сначала!)

***

Загляните на минутку-

Не забудьте незабудки.

Незабудки, незабудки,

Не забудьте незабудки!

***

Лезут козы в грозу в лозу-

Лозу козы в грозу грызут.

И.Демьянов.

***

Из кузова в кузов

бросают арбузы.

В грозу, в грязи от груза

развалился кузов.

Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

а второй покажет хвост.

С. Маршак.

 

Не будь козой

Идёт коза… Растёт лоза,

густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

— Не для меня ли это?

Спешит коза — трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза —

всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

обрызганный росою,

не рви цветов, не гни кустов!

Не надо быть козою!

П. Воронъко.

  

Поединок с ботинком

Ко мне братишка привязывается.

 Шнурок у него не завязывается.

 Шнурок на ботинке завязываю,

 завязываю и показываю,

 показываю и рассказываю.

 Рассказываю, как завязываю.

 Завязываю и развязываю,

 развязываю и завязываю…

 И я научился не сразу ведь

 завязывать и развязывать…

Ш. Галиев.

 ***

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов.

Хозяйка

Не привык трудиться зайка,

барсуку работать лень.

Только белочка-хозяйка

за работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка разузнай-ка.

Видно, зайка стал зазнайка,

раз забыл тебя, хозяйка.

А. Стародубова.

***

Девчонка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Лесок проезжала –

Часок подремала.

Девчонка в лесу проспала

Козленка, козу и козла.

***

«Завтра, – думал я вчера, –

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

В. Берестов.

***

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я – заяц или нет?»

А. Шибаев.

***

Надвигается гроза,

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой.

Г. Ладонщиков.

 

Зайчушка

Свинья и заяц подружились.

Под солнцем в луже развалились.

От грязи заяц стал черней

Чумазой спутницы своей.

И шепчет Хрюшка зайке в ушко:

«Ты не зайчишка, а Зай…чушка!»

С. Пронин.

*** 

Зябнут птицы, зябнут звери,

Закрывают в норах двери.

Залезают в дупла, гнёзда…

В синем небе звезды мерзнут,

Затухая на заре.

Ох, морозно в январе!

В. Суслов. 

Черемуха

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

С.Есенин.

 

Звук [З].

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе. 

С.Маршак.

 

***

Знакомы вам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом,

хоть в снег закуталась сама.

Кто гостья грозная?  — Зима.

***

Мы заходим на вокзал,

и входим мы в огромный зал.

Быть в таком огромном зале

Можно только на вокзале.

***

Летит оса! Гудит оса!

Оса-гроза! Оса-слеза!

А чья слеза? Моя слеза.

А. Кондратьев.

***

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

***

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Г. Сапгир.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

ваза, воздух и резина,

зубы, козлик и тазы,

зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

да смотри не ошибись.

 ***

Зайка, заинька косой,

что ж ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу —

я ботинки принесу.

И. Кузьмин.

***

Знать бы, зачем залилась спозаранку

в зарослях в зелени крошка — зарянка?

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,

звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет земля?

Знать бы…

В. Лунин.

 

Звездолёт

Зажглась зелёная звезда…

Запустят звездолёт туда.

Е. Благинина.

***

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

Возьмите козу, козу-егозу,—

И зайка мой заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснёт и Зоя заснёт.

 ***

Пасутся весь день на лужайках зеленых

Коза-егоза и веселый козленок.

Коза-егоза и козленок-проказник

Бегут от меня и как будто бы дразнят.

В. Горяйнов.

Рассказы, тексты со звуком З.

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.  первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Зонтик.

У Лизы есть розовый  (зонтик).

Как-то ей захотелось показать свой (зонтик) Зое.

Засиделась Лиза у Зои и забыла у неё свой  (зонтик).

И Зоя сама принесла этот (зонт) подруге.

 

Вот так гнездо.

У маленькой Зои есть красивый (зонт).

Один раз Зоя шла под (зонтиком) вдоль забора.

Вдруг подул ветер и унёс (зонт) за забор.

 Перелезла Зоя через забор и видит свой (зонтик) на берёзе.

Какие – то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

 

 Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого

задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Зоя и Зося знают много загадок.

Кто…? Что…?

Зоя их загадывает Зосе, а Зося — Зое.

Что делают…? Кто кому…?

Зося отгадывает все Зоины загадки, а Зоя Зосины — не все.

Что … Зося? Что … Зоя?

 

2. Зоя назвала свою куклу Зиной.

Кто…? Что сделала…? Как…?

А Зина на неё обиделась.

Кто…?

«Не называй куклу так, как меня зовут!» — попросила она.

О чём попросила…? Кто…?

Зоя согласилась и назвала куклу Лизой.

Что сделала…? Как…?

Тогда  обиделась  Лиза.

Кто…тогда? Почему…?

 

3.  Зоя заботится о своей кукле Лизе.

Кто…? Что делает…? О ком…?

Как-то у куклы Лизы заболели зубы.

У кого…? Что     случилось…?

Зоя завязала Лизе зубы.

Кто…? Что сделала…? Что…? Кому…?

А потом сказала: «Нельзя, Лиза, есть много конфет».

Что сказала…?

 

4. Папа с Лизой сделали змея.

Кто…? Что…?

Лиза позвала знакомых детей.

Кто…? Что сделала…? Кого…?

Все вместе стали запускать змея.

Что сделали…?

Золотистый змей взвился ввысь.

Что…? Какой…? Кто…?

«Этот змей полетит к звёздам»,— сказала Лиза.

Что сказала…?

5. Завтра в школе будет день здоровья.

Что…? Когда…? Что…? Где…?

В этот день в спортивном зале будут различные соревнования.

Кто…? Что…?

В школьном дворе будет забег младших ребят.

Кого…? Кто…?

Зоя и Лиза будут завтра участвовать в этом забеге.

Когда…? Что будут делать…?

 

6. Зоин папа — музыкант.

Кто…?  Чей  папа…?

Зоя тоже любит музыку.

Кто…? Что…?

Она хочет стать музыкантом.

Кем…?

 

7. Слово «язык» имеет разные значения.

Что…?

Объясните, какие значения имеет слово «язык».

Какие…? Что надо…?

 

Проказы старухи зимы.

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, размела листья. Птицам некуда деваться, и полетели они за горы, за моря, где не злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно. Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопил печки. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт – и разгорится лицо. Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близок конец зимы.

Зайка и коза.

У Лизы заводная коза. Заведут её — она забегает по доске. Забавная такая! Лиза сама заводит козу. А о своём зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поёт:

— Скоро мой зайка заснёт,

зайку никто не возьмёт!

Но зайка не спит. Он козы боится. Вот-вот забодает коза.

Я не заноза.

Зина очень любит всех дразнить. Васю она называет Зудилой, Настю — Злюкой, Лизу — Задирой.

— Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? — спросила мама.

— Как?

— Занозой.

Зина насупилась, задумалась, а потом сказала:

—  Никогда никого не буду дразнить. Я не заноза.

Слова на З.

Лиза и Зоя  играют в слова. Им надо называть по три слова на З. Кто последний назовёт, тот и победит.

— Зайка, зонтик, ваза, — называет Зоя.

— Козёл, козлёнок, коза, — не сдаётся Лиза.

— Так нельзя! — заспорила  Зоя. — Козёл, козленок, коза — это одно слово.

— Нет, это три слова! — сказала Лиза.

 А вы с кем согласны, с Зоей или с Лизой?

Что такое звёзды?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь, послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.

— Да, — сказал кузнечик.— Это больше похоже на правду. Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

(Г. Цыферов)

Как назвать зайца?

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать? Захотелось назвать тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его волком.

Пошёл заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.

— А как тебя зовут? — задают ему вопрос.

— Меня зовут Волком, — говорит заинька. Телята стали бодать заиньку.

— Попался злой Волк! — закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайкой. Пошёл заинька играть. Звери узнали, что его зовут Зайкой, и приняли в игру. И заиньке и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

Составление рассказа по теме.

1. Представь себе, что ты доктор Айболит и работаешь в зоопарке.

Расскажи, как ты лечил(-а) зверей: зубра, обезьяну, зайца, зебру, змею, слона. Рассказать тебе это помогут слова: заболеть, градусник, забинтовать, смазать йодом, зубы, глаза, компресс.

2. Вы с мамой играли в слова. Мама дала тебе задание найти цветы, в названиях которых есть звук З. Расскажи о том, какие это цветы, а потом — где и как ты их будешь искать.

3. У тебя случилась беда — заболел зуб. Расскажи о том, как его тебе лечили — сначала мама, потом зубной врач. Что тебе посоветовал врач после лечения? В своём рассказе используй слова: зуб, заболеть, завязать, зубная паста, обязательно, здоровые зубы.

Источник: https://sites.google.com/site/logopedonlain/

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика.

Поиск Лекций

« Покусать кончик языка ».

«Заборчик».

«Горка».

3. Знакомство со звуками [з], [зь].

а) Введение сюжета в занятие.

Звучит музыка. Дети закрывают глаза. Логопед накидывает на плечи платок. Музыка перестает звучать — дети открывают глаза.

— Здравствуйте, дети. Я — Бабушка-Загадушка.

Я в гости к вам пришла,

Много загадок с собой принесла.

Вот первая загадка:

Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Летит — звенит,

Сядет — молчит.

(Комар)

б) Анализ артикуляции звуков [з], [зь].

—Посмотрите и послушайте, как звенит комар: з-з-з.

—Произнесите сами, понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении звука [з] по схеме.

Губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка за нижними зу­бами, воздушная струя встречает преграду, голос включается.

—Расскажите, какой это звук?

—Комар зазвенел: зь-зь-зь…!

Широкий кончик языка придвинут ближе к передним зубам.

— Расскажите о звуке [зь].

4. Закрепление звуков [з], [зь] (с. 15).

—Вспомните сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Кто спас Муху-Цокотуху от злодея Паука?

—Посмотрите на комара в левом верхнем углу страни­цы. Как звенит комар?

—Комар зазвенел: за — зо — зу — зы. Произнесите так же:

аза — изи —озо

зво — зва — зви

зна — зва — зма

— Послушайте скороговорку: Зоиного зайку зовут За­знайка. С какого звука начинаются все слова? Произнесите скороговорку отчетливо.

Дети произносят скороговорку дважды, постепенно увеличивая темп.

— Произнесите скороговорку с удивлением. Произнесите скороговорку с восторгом.

5. Дифференциация звуков [з], [зь].

а) Игра «Сигнальщики».

— Посмотрите на Юпика. Почему он поднял эти фишки? А сейчас вы поднимите фонарики на звуки [з], [зь] в сло­вах. Постарайтесь запомнить эти слова.

заяц обезьяна зяблик фазан

стрекоза коза поползень

зебра газель медуза

Каких птиц я назвала? Насекомых? Домашних живот­ных? Диких животных? Кто живет в море?

б) Выделение звука из состава слова.

— Я, Бабушка-Загадушка, очень люблю читать сказки. Вот четыре книги. На их обложках изображены герои ска­зок. Рассмотрите их обложки и назовите слова со звуками [з], [зь]. (Золушка, зеркало, заяц, зонт, змей, газета, Базилио, корзина.)

6. Физминутка. «Зайка» (см. конспект 57).

Звуковой анализ.

а) Соотнесение слова и схемы.

—Посмотрите на середину страницы. Здесь ряд квадрати­ков с буквами и картинками. Это я загадала слово. Три его бу­квы я спрятала под картинки. Отгадайте слово. (Загадки.)

—Я загадаю вам четыре загадки. К ним нарисованы от­гадки. Рассмотрите и назовите картинки-отгадки.

(Глаза, газета, зима, зонт.)

Логопед читает загадку. Дети ее отгадывают.

— Покажите схему отгаданного слова.

б) Составление схемы слова коза.

— Посмотрите на куст. Кто стоит за кустом? Составьте схему слова-названия того, кто спрятался за кустом (см. Приложение 1). Какие слова-родственники у слова коза?

Итог занятия.

Вот, ребятки, и все мои загадки.

Вы все их отгадали,

Звуки новые узнали.

— Какие? Расскажите о них.

ЗАНЯТИЕ №61

Тема: буквы З, з.

Цель: закрепить звуки [з], [зь]; познакомить с их графиче­ским обозначением; обучать звуко-буквенному анализу двусложных слов; формировать навык чтения слогов со стечением согласных, слов и предложений; формировать умение отвечать на вопросы о прочитанном; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: фланелеграф, фигурка Звездочета, звёзды из бумаги, кассы, «картинки-невидимки», аудиозапись, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед демонстрирует контурные картинки, в названи­ях которых есть звуки [з] и [зь].

— Назовите «картинки — невидимки». Выделите в сло­вах звуки [з], [зь].

2. Повторение характеристики звуков [з], [зь].

— Расскажите о звуках [з], [зь].

Знакомство с буквами З, з (с. 16).

Звучит «Песня Звездочета» из к/ф «Красная шапочка». Демон­стрируется фигурка Звездочета.

—Это Звездочет. Почему его так назвали?

—Однажды на синем небе он увидел среди звезд букву.

Ой, на небе — посмотри:

Буква З как цифра три.

—Из чего составлена буква З?

—На небе звезды выглядят маленькими мерцающими огоньками. В действительности каждая звезда — это огром­ный светящийся раскаленный шар, как Солнце, но очень, очень далекий от нас.

—Посмотрите на буквы в голубой рамочке. Они похожи? Сколько элементов у буквы З?

—Прочитайте буквы. Посмотрите, как изобразили букву с помощью пальцев рук. Постройте ее так же.

—Звездочет принес нам звезды. Ваше внимание, стара­ние, хорошая работа будут награждаться звездой.

Будем звезды зажигать.

Будем букву составлять.

В ходе занятия логопед у каждого ребенка находит положи­тельные стороны в работе и дает ему возможность «зажечь» зве­зду. На фланелеграфе из этих звезд составляется буква З.

Звуко-буквенный анализ.

— Составьте слог и, дополнив его до целого слова, узнае­те созвездие, которое звездочет наблюдал на небосводе.

зо —… (зонт)

за —… (замок)

зво —… (звонок)

Логопед выдает ребенку звезду для составления буквы з на фла­нелеграфе.

5. Физминутка. «Большая желтая луна».
(Лопухина И.С. Логопедия
речь, ритм, движение.)

Логопед читает стихотворение и сопровождает его дви­жениями. Дети имитируют движения.

Большая желтая луна

Восходит в небе звездном.

Свой яркий луч мне шлет она

И шепчет: «Очень поздно!»

Луна встает, а мне — в кровать!

И до утра придется спать!

… Большая желтая луна

Бледнеет и заходит.

Погасли звезды, и видна Заря.

И солнце всходит.

Я встану, а луне — в кровать!

До вечера ей надо спать!

Чтение.

а) Чтение слогов.

—Звезды есть и в море. Это животные, их тело по форме напоминает звезду. Они яркой окраски, имеют до пятидеся­ти лучей. Называют их морские звезды. Найдите морскую звезду на странице книги.

—Морская звезда с буквой З протянула свои лучи к гла­сным буквам. Прочитайте, какие слоги они образуют?

Дети устанавливают еще звезду на фланелеграф, составляя бу­кву З.

б) Чтение слов.

Дети читают слова первого столбика и объясняют их значение.

— Какое слово «лишнее»?

Дети читают слова второго столбика и объясняют их значение.

— Почему слово Зина написано с большой буквы?
На фланелеграфе из звезд составляется буква З.

в) Чтение слогов со стечением согласных.

— Прочитайте гласные буквы. Прочитайте слоги, кото­рые они образуют с рядом стоящей согласной буквой. Про­читайте слоги с буквой З. Дополните слоги до целого слова.

Дети продолжают строить букву З из звезд на фланелеграфе.

г) Чтение рассказа «Тузик».

Дети читают рассказ по предложению. Объясняют смысл прочитанного предложения. Вопросы после чтения: У кого была коза? Как звали козу? Как помогал Зое Тузик? Как Зоя заботилась о козе? Какая хозяйка Зоя? (Заботливая.)


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Автоматизация звука [З] стихах и текстах


Материал по автоматизации звука [З] в стихах и текстах пригодится логопедам и родителям для домашних занятий, чтобы ускорить автоматизацию этого звука в речи ребенка.

На предыдущую и последующую часть подборки речевого материала по автоматизации звука [З] можно перейти по активным ссылкам.

 

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  
http://LogopedRunet.ru

 

 

Предыдущую часть подборки речевого материала читайте в статье

«Звук [З]  в стечениях с согласными и обратном слоге»

 

 

Выучить наизусть стихотворения.  Следить за чётким произношением звука [З]:

 

В гости заяц собирался,

Чистил зубы, умывался.                                                                        

Запер двери на замок                                                

И помчался со всех ног.                                                               

Домик зебры за забором —                                                        

Заяц был там очень скоро.                                        

Он бежал что было сил,                                                                        

Так как дождик моросил.                                                                      

А у зайца зонт сломался                                                                       

И никак не раскрывался.                                                    

Заяц в зеркало смотрелся,                               

Причесался и согрелся.                                             

Песни зяблика послушал,                                         

Вместе с зеброй торт покушал.                                                   

Веселился от души,                                                   

Возвращаться не спешил.                

           

Заяц – портной

Серый заяц под сосной                                    

Объявил, что он портной.                      

И портному через час                            

Медвежонок сдал заказ.                         

— Будет ваш заказ готов                          

До январских холодов.                                    

Заяц режет, заяц шьёт,                                     

А медведь в берлоге ждёт.                     

Срок прошёл, пришёл медведь,            

А штаны нельзя надеть.                                                                  

 

Прибежали козы рано поутру,

Гложут у берёзы белую кору.                         

Не ходите, козы, в молодой наш лес.

Вырастут берёзы, будут до небес.

 

Зелёная берёза                                        

Стоит в лесу.                                   

Зоя под берёзой                              

Поймала стрекозу.                         

 

Зайка не спит,                                                             

Зою зовёт,                                                                           

Зайке коза                                                                                     

Спать не даёт.                                                                               

Возьмите козу,

Замкните козу,

И заинька мой                                                  

Заснёт в тазу.                                                    

Зайка зевнёт —                                                   

И Зоя зевнёт,                                                    

Зайка заснёт –                                                   

И Зоя заснёт.                                                    

Зоя — зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка.

                                                                                                                                                

За морями, за горами,                                     

За железными столбами                                   

На пригорке теремок,                                      

На дверях висит замок.                                             

Ты за ключиком иди                                        

И замочек отомкни!                                         

                                                                     

«З» заливисто звенит,                                      

Звонко «З» в словах звучит:                            

Зайка, зонт, звонок, загадка,                                    

Зал, значок, звезда, зарядка!                                    

 

     Зимний вечер                                                           

Буря мглою небо кроет,                                  

Вихри снежные крутя;                            

То, как зверь она завоет,                                 

То заплачет, как дитя,                                      

То по кровле обветшалой                                

Вдруг соломой зашумит,                                

То, как спутник запоздалый,                                    

К нам в окошко застучит.                                 .

 

Зайка азбуку учил,

Зайка буквы позабыл.

Тут заплакал наш зайчонок,

Подошёл к нему котёнок,

Говорит: «Не плачь,  косой,

Буквы выучим с тобой!».

 

Здравствуй, праздник новогодний,                 

Праздник ёлки и зимы!                                    

Всех друзей своих сегодня                     

Позовём на ёлку мы!                              

 

В зелёном, зелёном, зелёном лесу

Зелёный листок, как флажок я несу.

Зелёная шишка под ёлкой молчит,

Зелёная музыка где-то звучит.

Зелёный кузнечик в зелёной стране

Играет зелёную песенку мне.

 

Слушай и запоминай,

Звонко, чисто называй

Все слова со слогом «ЗА»:

Бирюза, завод, коза.

Слушай и запоминай,

Звонко, чисто называй

Все слова со слогом «ЗЫ»:

Пузыри, возы, тазы.

                                                                   

Заблестел за лесом золотой закат,

Звёзды серебристые в синеве блестят.

в озере отблески зари,

Сумерки сгустились, светят огоньки.

 

                 Весна

Снег растаял, снег растаял!

Это новость не проста,

Это значит — наступает

Настоящая весна.

Это значит — тёплый воздух,

Это значит — яркий свет.

Это значит, что в колхозах

Все начнут весенний сев.

 

Перескажи близко к тексту

Помощь зайцу

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Зоя принесла зайца домой. Девочка забинтовала зайцу лапку и посадила в ящик. Мама дала зайцу морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у заиньки срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Зоя с ребятами отнесла зайца в лес и выпустила на волю.

Друзья

Захар и Зоя – друзья. Летом друзья ходят с корзинами за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и купаются в озере. Пасут козу на зелёной травке. Зимой Захар и Зоя на улице. Морозец их не пугает. Зимними вечерами они смотрят телевизор.



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

«Звуки З, ЗЬ и буква З»

Тема: «Звуки З, ЗЬ и буква З. Полет на звездолете.»

Оборудование: картинка звездолета, картинки со звуком З, цветовые символы звуков, буквы, раскраски, интонационные знаки

Задачи:

Дать характеристику звуков З, ЗЬ, развитие фонематического слуха, фонематических представлений, просодии, звуко-слогового анализа и синтеза

  • Формирование общих речевых навыков: закрепить умение воспроизводить слово по слогам продолжать учить детей отгадывать загадки.
  • Совершенствование лексического строя речи: продолжать работу по обогащению словаря детей . Активизировать лексический запас по теме «Космос»;
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
    отработка единственного и множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах; образование относительных прилагательных, образование сложных слов.
  • Развитие связной речи: составлять распространенные предложения; стимулировать детей к речевым высказываниям.
  • Развитие моторики: развитие координации речи с движениями; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развивающие:
развивать внимание, память; развитие зрительно-пространственного восприятия.

Воспитательные:
создание ситуации успеха; воспитание чувства ответственности, взаимопомощи

Ход занятия:

1. Послушайте загадку.

Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, а называется (Земля). А мы обитатели планеты называемся (земляне. Дети Земли). Стихотворение читает ребенок.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Загадка: Угли пылают, совком не достать, ночью их видно, а днем не видать. (звезды). А на звездах живут дети Звезд. С какого звука начинаются эти слова? Дети Звезд приглашают нас в путешествие и хотят познакомить со звуком З. Мы отправимся в путешествие к звездам, значит оно какое будет(звездное), а полетим мы на звездолете. Давайте отстучим это слово и посчитаем сколько и где находится звук З.

2. Нам необходимо выйти на связь со звездными детьми.

Мы будем говорить на их языке.
Спрашиваем: за-зо-зу?
Утвердительно: зя-зе-зе-зю
удивленно: зве- звя- зве
радостно: зву –зва -звы .
Звездные дети просят нас взять с собой предметы с Земли, значит они какие будут(земные). Давайте с собой возьмем угощения. (выставляются картинки: изюм, арбуз, зефир, земляника). Найти место звука в словах, сказать сколько слогов
А еще мы расскажем, что есть животные со звуком З (зебра, обезьяна, козы, заяц). А еще мы возьмем предмет, догадайтесь какой. Я вам отдельно говорю звуки. А вы собираете слово: В, А З, А. и поставим туда весеннее растение, соберите слоги по порядку: ми, за, мо (мимоза).

3. Теперь, когда все готово, приготовились к полету. Физминутка.

К запуску звездолета приготовиться. (вытягиваем руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)
Л.: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).
Д.: Есть, включить контакты!
Л.: Завести мотор!
Д.: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).
Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК!( сомкнутые руки вверх).
Все вместе произносим: Все уселись в звездолет и отправились в полет!
Мы находимся в невесомости, что это такое (когда космонавты и вещи плавают, как рыбы в реке).

4. Внимание навстречу нам летит метеорит, чтоб не столкнуться с ним, надо правильно отвечать.

Игра «Один-много –много чего?» Словарь: зонт, забор, замок, воздушный змей, глаз, зуб, знак, звезда.

6. Внимание: говорит центр управления полетами.

Опасность перегрузки. Надо найти лишний предмет по разным признакам: Марс, Земля, Плутон, Венера (по звуку), солнце, звезда, луна, лампа (по смыслу), ракета, спутник, самолет, луноход; глаза, заяц, зефир, зонт; змей, коза, обезьяна, завод.( по количеству слогов)

7. Расскажите детям звезд о некоторых предметах.

Составление предложений с предметными картинками.

8. Теперь нам пора возвращаться на Землю.

Проговорим вместе: «К звездам в гости добрались. Звездолет наш приземлись.» В память о нашем путешествии дети звезд подарили вам звезды. Вы их раскрасите в разные цвета. Где мы с вами были? На чем летали? Что вам понравилось в нашем путешествии?

Также по теме:

logoped18.ru

Автоматизация звука [З]

Упражнения по автоматизации звука [З]. З__ — длительное произношение звука [З].

1) Произносить (читать) слоги З__А, З__О, З__У, З__Ы, З__Э

Звук [З] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со звуком [З] в начале

Образец: з__ал, з__о-лото, ве-з__у

  • зов
  • Зоя
  • зоб
  • зуд
  • зуб
  • зубы
  • зона
  • залп
  • зубы
  • зонт
  • запах
  • запад
  • закат
  • зайка
  • завод
  • забава
  • забота
  • золото
  • застава
  • загадка
  • запеть
  • залить
  • забить
  • завить
  • задать
  • закидать
  • закатать
  • закупить
  • заманить
  • запомнить

3) Произносить (читать) со звуком [З] в начале в середине

Образец: ба-з__а, ко-з__а

  • база
  • коза
  • вазы
  • доза
  • лоза
  • фазан
  • газон
  • бизон
  • мазут
  • казак
  • медуза
  • пазуха
  • мимоза
  • музыка
  • мозоль
  • мозаика
  • показать
  • называть
  • позолота
  • незабудки

4) Произносить (читать) слоги со звуком [З_]

Образец: из__ма, з__ма

  • узма-ызма-азма
  • озма-ёзма-юзма
  • изма-езма-язма
  • зба-збо-збу-зба
  • зва-зво-зву-звы
  • гза-гзо-гзу-гзы
  • азма-язма-озма
  • ёзма-ызма-изма
  • язма-ёзма-ёзма
  • зда-здо-зду-зды
  • зма-змо-зму-змы
  • зга-зго-згу-згы

5) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [З] в начале

Образец: з__нак, з__ной

  • знак
  • звон
  • звук
  • зной
  • знамя
  • здание
  • звание
  • звонок
  • звонить
  • звенеть
  • звучать
  • знания
  • звонкий
  • звучание
  • знакомый
  • знакомить

6) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [З] в середине

Образец: аз__бука, поз__дно

  • езда
  • изба
  • узда
  • казна
  • узнать
  • поздно
  • гнездо
  • лезвие
  • назвать
  • обозный
  • сквозной
  • название
  • сквозняк
  • изнывать
  • опоздание
  • позвонить

7) Произносить (читать) словосочетания

  • Зоины заботы.
  • Звенит звонок.
  • Западная зона.
  • Змеиный яд.
  • Злая болезнь.
  • Знакомый запах.
  • Белизна зубов.
  • Полезное занятие.
  • Запах мимозы.
  • Забавные загадки.
  • Западная застава.

8) Проспрягать предложения

  • Я забыл(а) зонт.
  • Я узнал(а) задание.
  • Я позвал(а) Зою и Лизу.
  • Я завязал(а) Зое бант.

Образец:

  • Я заказал(-а) замок.
  • Ты заказал(-а) замок.
  • Он (она) заказал(-а) замок.
  • Мы заказали замок.
  • Вы заказали замок.
  • Они заказали замок.

9) Произносить (читать) предложения

  • У Зои незабудки.
  • На газоне незабудки.
  • Зоя ставит мимозу в вазу.
  • Зайка зовет Зою.
  • Фазан ходит по газону.
  • Незнайка стоит возле здания.
  • Звенит звонок и зовёт Знайку и Незнайку на занятие.
  • В вазе незабудки.
  • У Лизы заболели зубы.
  • Зоя моет вазу в тазу.
  • Злая зима всю землю замела.
  • Злой паук запутал, замотал паутину.
  • Зоя позвала Лизу за земляникой.

10) Произносить (читать) чистоговорки.

  • Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
  • Вот знакомая затея — запускать на нитке змея.
  • Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки.
  • За-за-за — у Зои коза,
  • Зо-зо-зо — у Зои зонт,
  • Зу-зу-зу — Зоя под зонтом пасет козу,
  • Зы-зы-зы — у Зои нет ни зонта, ни козы.
  • Загляните на минутку — не забудьте незабудки.
  • Незабудки, незабудки, не забудьте незабудки!
  • Звенит звонок, звенит звонок.
  • По камням катится возок.
  • Забавный катиться возок,
  • А над возком звенит звонок.
  • За-за-за — Зоин зайка — егоза,
  • Зо-зо-зо — зовут зайку егозой,
  • Зу-зу-зу — Зоя любит егозу,
  • Зы-зы-зы — нет забот у егозы.
  • Где мой зайка? Где мой зайка?
  • Возьми, Зоя, сайку, угости зазнайку,
  • Угости зазнайку, зайку и Незнайку.

11) Произносить (читать) и пересказывать текст

Вот так гнездо

У маленькой Лизы есть зелёный зонтик. Один раз Лиза гуляла под зонтиком вдоль забора. Вдруг подул сильный ветер и унёс зонтик за забор. Перелезла Лиза через забор и видит свой зонтик на берёзе.

Зоя, зайка и коза

У Зои коза. Зоя пасет козу. Вот зайка. Зайка сидит под кустом. Зоя видит зайку. А зайка не видит Зою. За кустом стоит фазан. На закате, когда спадет дневной зной, Зоя гонит козу домой. Звенит звонок. Звонок зовет Зою на занятия.

12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Зайка и Зоя

Зайка не спит — Зою зовёт,
Зайке коза спать не даёт.
Возьмите козу, замкните козу —
И заинька мой заснёт в тазу.
Зайка зевнёт, и Зоя зевнёт,
Зайка заснёт, и Зоя заснёт

www.logopeda.net

Звук З. Буква З.

Урок литературного чтения

Тема: Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.

(УРОК-ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК)

1 класс

Разработала : учитель МБОУ СОШ

№20 Величко И.Н.

2015г

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1

Программа: УМК « Планета знаний »

Тема: Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ : урок- экскурсия

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные.

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия;

Метапредметные (МПР):

регулятивные: — понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: — находить в тексте ответы на вопросы;

— определять основную мысль текста;

— группировать и классифицировать все изученные буквы.

коммуникативные: — составлять рассказы о животных ;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— выполнять правила работы в паре.

Предметные: — выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;

— определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению звуков [з], [з,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление.

Задачи урока:

— учить звуковому и сравнительному анализу слов;

— способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

— продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;

— развивать фонематическую и устную речь;

— воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;

— воспитывать культуру поведения на уроке;

-воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу;

-воспитывать бережное отношение к животным;

— воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование урока:

учебник «Букварь» 1 класс, авторы Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова, карточки со слогами и словами, магнитные доски, карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, карточки-смайлики, предметные рисунки. компьютер, презентация (среда POWER POINT)

Ход урока

«Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

  1. Организационный момент. 1 cлайд

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

— Как называется наш урок?

— Чем мы занимаемся на этом уроке ?

— Зачем надо уметь читать?

II. Актуализация знаний

Чтобы книги читать,

Надо буквы изучать.

Повторение изученных букв. 2 слайд

— Назовите буквы, которые живут в первом домике ( а, о, э, и, у, ы)

— Какая гласная буква показывает на мягкость согласного звука? (и)

— Кто живет во втором домике? (н, л, м, р, в- буквы звонких согласных)

— Кто живет в третьем домике? ( буквы парных согласных)

2. Чтение слогов ( по таблице, по индив. листам)

III. Постановка учебной задачи . Формулирование темы и задач урока учащимися.

1.- Назовите предметы, изображенные на картинках. 3 слайд

зубр зебра

лиса кабан

белка жираф

2.- Как их можно назвать одним словом? (звери)

– Послушайте стих-загадку о зверях.

Я ходил куда-то с папой.

Видел там зверей я много

Обезьяну, тигра, крокодила.

Слон водою нас облил.

Где я был? Куда ходил? (В зоопарк) 4 слайд

3. Беседа о зоопарке.

— Итак, где можно встретить этих и других животных?

— Что такое зоопарк? (Зоологи́ческий па́рк (зоопарк) — одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.)

-Для чего туда помещают животных? (Место, где содержат диких животных для показа) (Открываю рисунки с изображением зоопарка и животных)

— В зоопарках можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в жарких и дальних странах. Живут также в зоопарках и те животные, которым трудно выжить в природе, так как их осталось очень мало, и ученые помогают выжить и развиваться этим животным.

— Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели?

— Как надо вести себя в зоопарке? (Нельзя дразнить животных, просовывать руку, перелазить через барьер, кормить животных). Помните об этих правилах, когда будете посещать зоопарк.

— Мы сегодня тоже с вами отправимся на экскурсию в зоопарк. 5 слайд

— Подумайте, какое слово лишнее в первом столбике по трем признакам одновременно?

(Зубр — один слог, первый звук твердый, заканчивается на согласный звук)

— Какое слово лишнее во 2 столбике?

(Зебра – первый звук мягкий, последний звук – гласный, ударение падает на первый слог) (Лишние картинки убираю) 6 слайд

— Произнесите первый звук в слове зубр. (В слове зубр первый звук [з])

— Какой первый звук в слове зебра? ( В слове зебра первый звук [з’])

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Звуки [з], [з’] и буква, которая их обозначает).

— Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока. 7 слайд

Познакомимся с …..

Научимся отличать ….

Научимся читать …..

(предположения детей)

— Правильно, мы должны познакомиться со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, должны учиться читать слоги и слова с новой буквой.

— Экскурсия начинается. Первое задание. . Слайд 8 прочитать

Детям вручаются билеты. Билеты вам — бесплатные, но вы должны поработать в них и показать свои знания, которые дороже денег.

IV. Знакомство со звуками.

1.Подойдем поближе к клеткам с этими животными.

Демонстрация фотографии зубра Слайд 9

— Кто расскажет о зубре? (Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место – заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена. )

Демонстрация фотографии зебры Слайд 10

— Кто нашел информацию о зебре? (Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев. )

— Исследуйте первые звуки в словах зебра и зубр и дайте им характеристику. Раскрасьте соответственно звуковичков.

2. – Поделитесь своими открытиями. (Учащиеся по «цепочке» дают характеристику звукам с опорой на схему и одновременно «одевают» звуковичка на доске).

— У кого так же «одет» звуковичок?

Вывод. – Почему звуки [з], [з’] согласные? Звонкие?

3. Игра «Твердый, мягкий».

Экскурсия продолжается

Игра « Твердый, мягкий»

— Поиграем, ребята. Я будут проверять, как вы умеете различать твердые и мягкие согласные в названиях животных.

11-Коза, землеройка-12, бизон-13, змея-14, заяц-15 , обезьяна-16.

V. Знакомство с новой буквой.

1. Упражнения на узнавание буквы.

Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?

Работа в группах.

— У вас есть билеты в зоопарк. На них написано несколько букв.

— Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [з], [з’] и обведите её в кружочек.

— Кто знает, как она называется?

— Давайте на алфавите найдем эту букву. (1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах).

— Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв З, з)

— На что она похожа? Для чего нужна заглавная буква З?

— Послушайте стихотворения про букву З. Слайд 17

Первый ученик. На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3.

Второй ученик. «З »– не просто завитушка,

«З » — пружинка, крендель, стружка.

Третий ученик. Занят заклинатель змей

(В.Берестов) Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

— Подходим к клетке со змеями. Слайд 18

— Попробуйте из шнурочков выложить букву з, чтобы она была похожа на змею.

2. Упражнение на концентрацию внимания.

— Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. Ваша задача – зачеркнуть букву З и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.

УВМЗРЕЗЖФОБЬЗКЗПРЫВЗ

Взаимопроверка.

— Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

ФИЗМИНУТКА. Слайд 19

— Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.

Если в слове есть звуки [з], [з,’] то хлопаем, а если нет – приседаем.

слонята, лисята, зайчата, жирафы

VI. Чтение слогов и слов с новой буквой.

1. -Животных, которых мы можем увидеть в зоопарке, гораздо больше, чем я назвала. Чтобы прочитать их названия, надо подготовиться. А для этого надо научиться читать слоги. Слайд 20, 21, 22, по таблице

Чтение слогов 1-го и 2-го столбика хором.

— Прочитайте слоги с мягкими согласными звуками.

— Прочитайте слоги 3-го столбика самостоятельно.

— В каких слогах мягкие согласные звуки [з’]?

4. Работа с учебником.

— В каждом зоопарке есть путеводитель, чтобы знать, где какой зверь живет. Нашим путеводителем будет наш учебник – азбука. Откройте учебник на с. 70. Слайд 23

— Какую букву увидели?

— Назовите слова в которых есть новые звуки.

— Чтение слов в столбиках

— Что интересного заметили ?

— А может кто-то из вас знает как называются эти части? А тогда как называются слова?

— Прочитаем последний столбик.

— Что здесь заметили?

— Что обозначает ЗОО?

-Где можно узнать точное объяснение? Зоо- (Zoo-) приставка, обозначающая животных.

Зоо… — первая часть сложных слов со значением

1) относящийся к зоологии 2) относящийся к животным .

5. Работа с текстом.

а) Прочитайте название, можете сказать о чем будет текст?

Б) Читает хорошо читающий ученик

— О чем этот текст?

в) Беседа по содержанию. Слайд 24

— Каких животных встретили дети в зоопарке?

— Что делал крокодил? А тигр?

— Чем занимались мартышки? А носорог?

— Как надо относиться к животным?

— Прочитайте слова, в которых есть буквы З. з

VII. Проверка знаний.

Наша экскурсия в зоопарк завершается.

— На выходе контролеры приготовили для вас задания, чтобы проверить ваши знания.

1.Записать изученную букву.

  1. Поставьте знак +, если согласны c утверждением, а если не согласны, то поставьте — .

Звук [з] гласный.

Звук [з ] согласный.

Звук [з] глухой.

В слове зимний звук [з’] стоит в начале слова.

В слове корзина звук [з] твердый.

Самопроверка (по доске) -, +, -, +, —

Дополнительное задание на смекалку.

— Назовите крокодила по другому. Кто сможет записать это слово? ( Аллигатор) Аллига́тор (лат. Alligator) — род крокодилов семейства аллигаторовых (Alligatoridae), включающий всего два современных вида: американский аллигатор и китайский аллигатор . Разница между крокодилом и аллигатором

Самое большое различие — в их зубах. Когда челюсти у крокодила сомкнуты, то виден большой четвёртый зуб нижней челюсти. У аллигатора же верхняя челюсть закрывает эти зубы. Также их можно отличить по форме морды: у настоящего крокодила морда острая, V-образная, у аллигатора — тупая, U-образная.

— Где можно проверить написание слов?( В орфографическом словаре)

— Назовите бегемота по другому. Записать это слово. ( Гиппопотам)

Обыкнове́нный бегемо́т, или гиппопота́м — крупное, всеядное (в основном травоядное) млекопитающее из отряда парнокопытных.

VIII. Рефлексия деятельности на уроке. Самооценка собственной деятельности.

Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Слайд 25

Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий — печальный; было трудно работать – грустный.

Спасибо за работу Слайд 26.

Приложение №1 Справочное бюро.

Зоологи́ческий па́рк (зоопарк) — одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.

Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место – заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена.

Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев.

Аллига́тор (лат. Alligator) — род крокодилов семейства аллигаторовых (Alligatoridae), включающий всего два современных вида: американский аллигатор и китайский аллигатор . Разница между крокодилом и аллигатором

Самое большое различие — в их зубах. Когда челюсти у крокодила сомкнуты, то виден большой четвёртый зуб нижней челюсти. У аллигатора же верхняя челюсть закрывает эти зубы. Также их можно отличить по форме морды: у настоящего крокодила морда острая, V-образная, у аллигатора — тупая, U-образная.

Обыкнове́нный бегемо́т, или гиппопота́м — крупное, всеядное (в основном травоядное) млекопитающее из отряда парнокопытных.

Зоо- (Zoo-) приставка, обозначающая животных.

Зоо… — первая часть сложных слов со значением

1) относящийся к зоологии 2) относящийся к животным .

Приложение №2 Стихи про букву

Первый ученик. На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3.

Второй ученик. «З »– не просто завитушка,

«З » — пружинка, крендель, стружка.

Третий ученик. Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

Приложение №3

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *