Андреева г н – Социальная психология
Социальная психология
Г. М. Андреева
Издание пятое, исправленное и дополненное
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению и специальности «Психология»
Москва 2003
УДК 159.9
ББК 88.5
А 65
Рецензенты:
зав. лабораторией Психологического института РАО, докт. психол. наук, профессор
зав. сектором социальной психологии науки ИИЕТ РАН, докт. психол. наукА. В. Юревич
Андреева Г. М.
А 65 Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с.ISBN 5-7567-0274-1
Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии. Излагаются фундаментальные проблемы (общение, социальная психология групп, социальная психология личности). Характеризуются предмет социальной психологии, исторические вехи ее развития, методология и методы исследования. Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого «служения» определенному политическому режиму. Этой же идее служит краткий обзор современных теоретических ориентации в зарубежной социальной психологии.
Предназначается для студентов высших учебных заведений.
УДК 159.9
ББК 88.5
ISBN 5―7567-0274-1 © «Аспект Пресс», 2002, 2003
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www. aspectpress.ru
Предисловие к пятому изданию
Настоящий учебник переиздается уже не в первый раз. Если считать рождением старое издание 1980 года, то его «жизнь» определяется в 22 года. Трудно сказать, много это или мало. Для учебников по таким стационарным дисциплинам, как математика или физика, может быть, срок и небольшой, но для учебников по наукам, связанным с изучением общества и человека, да еще и в период глобальных социальных преобразований, пожалуй, срок солидный. С одной стороны, это приятно щекочет самолюбие автора, но, с другой стороны, вызывает и некоторую настороженность: уже давно хотелось бы видеть и новые работы других (в частности, более молодых) авторов, возможно, новые альтернативные подходы и т. п. В последние годы появились курсы социальной психологии, написанные коллективами уважаемых мною авторов, но ни один из них не имеет грифа «Учебник для университетов». Поэтому я решаюсь на еще одно переиздание моего учебника.
Доработки и изменения, которые я хочу предложить читателю, можно сгруппировать в два блока. Прежде всего, это простое совершенствование текста, которому всегда есть место. Опираясь на обратную связь, получаемую мною и от студентов, которым я продолжаю читать этот курс, и от коллег, использующих учебник, я хорошо вижу отдельные длинноты, иногда не достаточно аргументированные иллюстрации, не всегда оправданный лаконизм при изложении экспериментов и просто не всегда удачные дидактические конструкции. Все это требует шлифовки текста, и попытки такой шлифовки разбросаны по всему содержанию книги. Второй блок носит более принципиальный характер. Он связан с необходимостью ряда серьезных добавлений. Социальная психология настолько динамично развивается в последние годы, что новое издание учебника, конечно, обязано включить в себя и ссылки на новую литературу (тем более что переведены на русский язык несколько фундаментальных руководств, на которые я многократно ссылаюсь в тексте), и ознакомление с новыми теоретическими и экспериментальными разработками. В этой связи мне пришлось ввести дополнительные разделы, например, связанные с современными поисками новых парадигм в социально-психологическом знании, а также с новыми областями практических приложений науки.
Решая эти задачи, приходится постоянно контролировать себя относительно «масштаба» дополнений и изменений: объем учебника не должен разрастаться до таких размеров, при которых его использование студентами станет попросту невозможным. Пройти между Сциллой и Харибдой потребности в усовершенствовании и оптимальным объемом книги ― задача не легкая, однако ее надо как-то решить. Как всегда, я полагаю, что мне может помочь в этом отношении мое постоянное взаимодействие со студентами и коллегами, которым я не устаю приносить свою благодарность. Именно это взаимодействие и «подвигает» меня на новое переиздание учебника.
Г. Андреева 2002 г.
studfiles.net
Андреева Галина Николаевна
Область научных интересов: конституционное право, административное право, экономическая конституция, финансовая конституция, проблемы собственности, интеллектуальная собственность, история конституционного права, конституционная культура.
Количество публикаций: 271.
Участие в редакционных коллегиях и редакционных советах научных изданий: член редколлегии: журнала «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: Реферативный журнал. Серия 4, Государство и право».Участие в крупных научно-исследовательских проектах:
- «Место Конституции Ионических островов 1799 г. в мировых и балканских конституционных процессах» — Международный конкурс РГНФ-КЕРИЕ. Грант РГНФ 11–23–14001а/Gre.
- «Конституционные пределы приватизации» — Грант № 11-04-0033 по конкурсу Программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» «Учитель-Ученики» 2011–2012 гг.
Список наиболее значимых публикаций:
- Финансовая конституция в зарубежных странах: Монография. М.:ИНИОН РАН, 2015. 210 с.
- Институт собственности в конституциях зарубежных стран и Конституции Российской Федерации: монография. М.: НОРМА, 2009. 368 с.
- Собственность в конституциях зарубежных стран XVIII–XX вв.: монография. М.: ИНИОН, 2009. 288 с.
- Экономическая конституция в зарубежных странах: монография. М.: Наука, 2006. 268 с.
- International experience of the constitutional regulation of intellectual property right: problem and prospects // International Forum on Contemporary Global Challenges of Interdisciplinary Academic Research and Innovation: Conference Proceedings, September 28th , 2017, Boston: Professional science, Smashwords, Inc.,. 2017. P. 310–324.
- Проблемы исследования истории конституционного регулирования права интеллектуальной собственности в зарубежных странах в российской науке конституционного права // Вопросы эволюции правовой мысли человечества: Сб. ст. Международной научно-практической конференции (Самара, 13 мая 2017 г.). Уфа, 2017. С. 15–20.
- Проблема полноты научной картины российской конституционной истории // Конституционное и муниципальное право. М., 2017. № 5. С. 50–57.
- Some thoughts on the origins of Russian constitutionalism and position of Russia in global constitutional process // Kutafin University Law Review (KuLawr.). 2016. Vol. 1, № 1(5). P. 54–75.
- Об использовании понятия «конституционные основы экономической системы в российской науке конституционного права» // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 3–11.
- Об истоках российского конституционализма и о месте России в мировых конституционных процессах // Lex Russica (Русский закон). 2016. № 3. С. 22–34.
- Теоретические основы для совершенствования конституционного регулирования экономических и финансовых отношений в РФ // Научные труды Российской Академии юридических наук. М., 2016. Вып. 16, т. 1. C. 231–235.
- Размышления об особенностях становления российской теории конституционного регулирования экономических отношений // Конституционное и муниципальное право. М., 2015. № 9. С. 3–11.
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников
Введение……………………………………………………………………………………………. 5
Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение»
Занятие 1. Дифференциация понятий «слово»,
«словосочетание», «предложение».
Признаки предложения………………………………………….. 8
Занятия 2—3. Смысловая и интонационная
законченность повествовательных,
восклицательных, вопросительных,
побудительных предложений………………………………. 14
Занятие 4. Составление предложений из слов,
данных в правильной грамматической форме.. .26
Занятие 5. Составление предложений из слов,
данных в начальной форме.
Грамматическое оформление предложений……… 32
Занятие 6. Составление предложений —
полных ответов на вопросы по тексту………………… 37
Занятие 7. Составление предложений —
краткий ответов на вопросы по тексту………………… 43
Занятие 8. Составление предложений по картинке
с использованием опорных слов.
Грамматическое оформление предложений……… 47
Занятие 9. Составление предложений по картинке
с использованием опорных слов, схемы.
Грамматическое оформление предложений……… 53
Занятие 10. Составление предложений из слов.
Объединение их в связный текст………………………… 64
Занятие 11. Деление сплошного текста на предложения.
Обозначение границ предложений на письме.. .69
Занятие 12. Развитие восприятия и понимания
сложных синтаксических конструкций.
Аналитико-синтаксические упражнения
со сложносочиненными предложениями……………. 75
Занятие 13. Развитие восприятия и понимания
сложных синтаксических конструкций.
Аналитико-синтаксические упражнения
со сложноподчиненными предложениями………….. 82
Занятие 14. Работа с деформированными предложениями.
Грамматическое оформление предложений
с пропущенными словами……………………………………
Занятие 15. Работа с деформированными
предложениями. Редактирование,
грамматическое оформление предложений
с повторяющимися словами…………………………………… 93
Занятие 16. Работа с деформированными предложениями.
Редактирование, грамматическое оформление
предложений с нарушенным порядком слов………… 98
Занятие 17. Составление предложений по материалам
наблюдений на данную тему. Грамматическое
оформление предложений. Редактирование,
анализ составленных текстов…………………………….. 103
Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст»
Занятие 1. Выделение признаков связного текста.
Тема текста…………………………………………………………….. 107
Занятие 2. Текст. Основная мысль текста……………………………….. 112
Занятие 3. Текст. Опорные слова…………………………………………….. 118
Занятие 4. Восстановление деформированного текста
по серии картинок………………………………………………….. 124
Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений.
Определение темы, главной мысли текста…………. 130
Занятие 6. Составление текста по данным вопросам.
Грамматическое оформление.
Анализ составленных текстов………………………………. 135
Занятия 7—8. Тип текста. Текст-повествование.
Характерные признаки текста-повествования.
Схема построения повествовательного
текста……………………………………………………………………… 140
Занятия 9—10. Текст-описание.
Характерные признаки текста-описания.
Схема построения описания………………………………… 152
Занятия 11—12. Текст-рассуждение.
Характерные признаки текста-рассуждения.
Схема построения рассуждения………………………… .163
Занятие 13. Составление плана текста
с обозначенными частями……………………………………. 172
Занятие 14. Деление текста на части.
Работа над планом……………………………………………….. 177
Занятия 15—16. Редактирование текста……………………………………. 181
Приложение 1………………………………………………………………………………… 187
Приложение 2 ………………………………………………………………………….. 273
Литература…………………………………………………………………………………….. 301
nsportal.ru
Андреева Галина Михайловна — пользователь, сотрудник
Андреева Галина Михайловна пользователь
доктор философских наук
профессор по кафедре
Прежние места работы (Нажмите для отображения)Соавторы: Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Белинская Е.П., Богомолова Н.Н., Тихомандрицкая О.А., И Д., Фоломеева Т.В., Хелкама К., Дубовская Е.М., Петровская Л.А., и др., Alexandrov O., Divashuk M. показать полностью…, Dubovskaya E.M., Manganelli A., Myyry L., Niit T., Razumova O., Silfver M., Verkasalo M., Баранова В.А., Бовина И.Б., Бойко Г.А., Карлов А.Г., Малышева Н.Г., Угринович Д.М., Яноушек Я., и др., и др.
35 статей, 35 книг, 1 доклад на конференции, 1 тезисы доклада, 3 НИР, 1 научный отчёт, 1 членство в программном комитете, 6 диссертаций, 27 учебных курсов
Количество цитирований статей в журналах по данным
Web of Science: 9
IstinaResearcherID (IRID): 863187
Деятельность стиль: обычный | ГОСТ | plain | abbrv | acm | alpha | amsalpha | amsplain | apalike | ieeetr | siam
Статьи в журналах
- 2012 Honor as a value in Finland, Estonia, Italy, Russia, and Switzerland
- Helkama К., Verkasalo М., Myyry L., Silfver M., Niit T., Manganelli A.M., Andreeva G.M., Stefanenko T.G., Dubovskaya E.M., Tikhomandritskaya O.A., Stetsenko Anna
- в журнале Group Processes and Intergroup Relations, издательство SAGE Publications (United States), № 16(3), с. 279-297
Статьи в сборниках
Книги
Доклады на конференциях
- 2014 Molecular cytogenetics (GISH, FISH) of dioecious sea-buckthorn (Hippophae rhamnoides) with XY Chromosome Sex Determination System
- Авторы: Karlov G., Razumova O., Alexandrov O., Andreeva G., Boyko G., Divashuk M.
- Plant Molecular Cytogenetics in Genomic and Postgenomic Era, University of Silesia , Katowice, Poland, Польша, 2014
Тезисы докладов
НИРы
Отчеты
Участие в программных комитетах конференций
Руководство диссертациями
- 1988 Психологические основы интеграции коллектива
- Докторская диссертация по специальности 19.00.05 — Социальная психология (психол. науки)
- Автор: Донцов А.И., д.псх.н., проф., акад. РАО, МГУ имени М.В. Ломоносова
- Научный консультант: Андреева Г.М., д.ф.н., проф.
- Защищена в совете Д 501.001.95 при МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии
- Организация, в которой выполнялась работа: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Авторство учебных курсов
istina.msu.ru
Андреева Г.М. Социальная психология [DOC]
Учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3.Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии. Излагаются фундаментальные проблемы (общение, социальная психология групп, социальная психология личности). Характеризуются предмет социальной психологии, исторические вехи ее развития, методология и методы исследования. Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого «служения» определенному политическому режиму. Этой же идее служит краткий обзор современных теоретических ориентации в зарубежной социальной психологии.Для студентов высших учебных заведений.Предисловие к пятому изданию
Предисловие к четвертому изданиюВведение
Место социальной психологии в системе научного знания
Подход к проблеме
Дискуссия о предмете социальной психологии
Современные представления о предмете социальной психологии
Задачи социальной психологии и проблемы общества
История формирования социально-психологических идей
Предпосылки возникновения социальной психологии
Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
Первые исторические формы социально-психологического знания
Предпосылки социально-психологического знания в системе марксизма
Экспериментальный период развития социальной психологии
Методологические проблемы исследования
Методологические проблемы в современной науке
Специфика научного исследования в социальной психологии
Методы социально-психологического исследования
Дискуссионные проблемы эксперимента в социальной психологииОбщение и взаимодействие
Место общения в жизни общества
Общественные и межличностные отношения
Место и природа межличностных отношений
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Единство общения и деятельности
Структура общения
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Специфика обмена информацией между людьми
Средства коммуникации. Речь
Невербальная коммуникация
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Природа и структура взаимодействия
Типы взаимодействий
Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий
Анализ взаимодействия в различных теоретических подходах
Взаимодействие как организация совместной деятельности
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Понятие социальной перцепции
Механизмы межличностного восприятия
Эффекты межличностного восприятия
Точность межличностной перцепции
Межличностная аттракцияСоциальная психология групп
Проблема группы в социальной психологии
Специфика социально-психологического подхода
Классификация социальных групп
Принципы исследования психологии больших социальных групп
Методологические проблемы
Структура психологии больших организованных групп
Социальные классы и слои
Этнические группы
Гендерные и возрастные группы
Стихийные группы и массовые движения
Общая характеристика и типы стихийных групп
Социальные движения
Общие проблемы малой группы в социальной психологии
К истории вопроса
Определение и границы
Групповые структуры
Классификация малых групп
Основные направления исследования
Динамические процессы в малой группе
Общая характеристика динамических процессов
Образование малой группы
Групповая сплоченность
Лидерство и руководство
Теории происхождения лидерства
Стиль лидерства
Принятие группового решения
Эффективность групповой деятельности
Развитие малой группы
«Групповая динамика» и групповое развитие
Психологическая теория коллектива
Стадии, или уровни, развития группы
Методологическое значение теории коллектива
Психология межгрупповых отношений
История проблемы
Психология межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности
Экспериментальные исследования
Значение проблематики межгрупповых отношенийСоциально-психологические проблемы исследования личности
Проблема личности в социальной психологии
Личность — предмет исследования в социологии и психологии
Специфика социально-психологической проблематики личности
Социализация
Понятие социализации
Содержание процесса социализации
Стадии процесса социализации
Институты социализации
Социальная установка
Проблема социальной установки в общей психологии
Аттитюд: понятие, структура, функции
Аттитюды и реальное поведение
Иерархическая структура диспозиций личности
Изменение социальных установок
Личность в группе: социальная идентичность
Фокус проблемы личности
Социально-психологические качества личности
Социальная идентичность личностиПрактические приложения социальной психологии
Прикладные исследования и практическая социальная психология
Типы практических приложений социальной психологии
Специфика прикладного исследования в социальной психологии
Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
Практическая социальная психология
Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии
Управление и развитие организации
Массовая коммуникация и реклама
Школа и семья
Право и политика
НаукаВместо заключения
Именной указатель
Литература
www.twirpx.com
научные публикации Ψ Сайт психолога Ирины Андреевой
И.Н. Андреева. Список научных публикаций
Монография
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
Научно-популярное издание
Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. / И. Н. Андреева. – СПб. : БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
Андреева, И.Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента.. Руководство для персонала и топ-менеджмента. – СПб: БХВ-Петербург, 2012. – 416с.
Раздел в научном издании
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И.Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям ; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Изд-во ИП РАН, 2009. – С. 31–39.
Статьи в научных изданиях, включенных в перечень ВАК
2. Андреева, И. Н. Эмоциональные особенности творческой личности / И. Н. Андреева // Псiхалогiя. – 2003. – № 1. – С. 51–60.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя / И. Н. Андреева // Народное образование. – 2006. – № 2. – С. 216–223.
4. Андреева, И. Н. Эмоциональная креативность и её отличия от эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вiснiк Чернiгiвського держ. пед. ун-ту iменi Т.Г. Шевченка. Вип. 41. Серiя: Псiхологiчнi науки. Т.1. – Чернiгiв : Чернiгiвськi держ. пед. ун-т iменi Т. Г. Шевченка, 2006. – С. 13–15.
5. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии.– 2006. – № 3. – С. 78–86.
6. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? / И. Н. Андреева // Психол. журн. – 2006. – № 1. – С. 28–32.
7. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57–65.
8. Андреева, И. Н. Черты темперамента как биологические предпосылки эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Наука i освiта. – 2007. – № 8–9. – С. 4–8.
9. Андреева, И. Н. Когнитивные стратегии эмоциональной саморегуляции в педагогической деятельности / И. Н. Андреева // Весцi БДПУ. – 2008. – № 4. – С. 31–35.
10. Андреева, И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83–95.
11. Андреева, И. Н. Предпосылки представлений об эмоциональном интеллекте в религиозных и философских учениях / И. Н. Андреева // Актуальнi проблеми психологii: Психологiя навчання. Генетична психологiя. Медична психологiя / за ред. С. Д. Максименка, М. В. Папучi. – Киiв–Нiжин, 2008. – Т. 10. – Вип. 6. – С. 75–78.
12. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как стандартный вид интеллекта / И. Н. Андреева // Вiснiк Чернiгiвського держ. пед. ун-ту iменi Т. Г. Шевченка. Вип. 59. Серiя : Псiхологiчнi науки. Т. 1. – Чернiгiв: Чернiгiвськi держ. пед. ун-т iменi Т. Г. Шевченка, 2008. – С. 18–23.
13. Андреева, И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 39–43.
14. Андреева, И. Н. «Аффект» и «интеллект» эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Наука і освіта. – 2009. – № 6. – С. 8–12.
15. Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с частотой переживания и содержанием тезауруса фундаментальных эмоций в юношеском возрасте / И. Н. Андреева // Психологический журнал. – 2009. – № 2. – С. 41–46.
16. Андреева И. Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 83–95.
17. Андреева, И. Н. Роль эмоций в познавательной деятельности студентов / И. Н. Андреева // Вышэйшая школа, 2009. – № 2. – С. 27–30.
18. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности / И. Н. Андреева // Философия и социальные науки. – 2010. – № 3. – С. 8–12.
19. Андреева, И. Н. Адаптация опросника эмоциональной креативности (ECI) / И. Н. Андреева // Психологический журнал. – 2011. – № 1–2. – С. 75–81.
20. Андреева, И. Н. О новой теории эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вестник БГУ. – 2011. – Серия 3. – С. 48–52.
21. Андреева, И. Н. Адаптация теста эмоционального интеллекта MSCEIT V 2.0 на белорусской выборке / И. Н. Андреева // Психологический журнал. – 2012. – № 1–2. – С. 66–80.
22. Андреева, И. Н. Индивидуально-типологические и личностные свойства индивидов с различными подтипами высокоразвитого эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева //Психол. журн. – 2013. – № 3–4 (37–38). – С. 16–23.
23. Андреева, И. Н. Различия показателей эмоционального интеллекта у студентов и специалистов / И. Н. Андреева // Весцi БГПУ. – 2013. – Серия 3. – № 1. – С. 29–32.
24. Андреева, И. Н. Психологические характеристики инструментальных и индивидуально-личностных типов эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Весцi БГПУ. – 2014. – Серия 3. – № 1. – С. 30–33.
25. Андреева, И. Н. Индивидуально-типологические и личностные свойства у представителей рефлексивных и нерефлексивных подтипов с низким уровнем эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вестник МГЛУ. – 2015. – Серия 2. – № 2 (28). – С. 33–39.
26. Андреева, И. Н. Структура эмоционального интеллекта у специалистов психологических, педагогических и технических специальностей / И. Н. Андреева // Педагогическая наука и образование. – 2016. – № 3 (17). – С. 38–45.
27. Андреева, И. Н. Психологические особенности индивидов с рефлексивными и нерефлексивными видами эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вестник Полоцкого государственного университета. – Серия E. Педагогические науки. – 2017. – № 7. – С. 94–101.
28. Андреева, И. Н., Липская, О. П. Влияние субклинических черт матери на личностные особенности индивидов юношеского возраста / И. Н. Андреева, О. П. Липская // Вестник Полоцкого государственного университета. – Серия E. Педагогические науки. – 2017. – № 15. – С. 88–97.
29. Андреева, И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности / И. Н. Андреева // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. — 2017. — № 2. — С. 104−109.
30. Андреева, И. Н. Модели эмоционального интеллекта : проблемы классификации и интеграции / И. Н. Андреева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. Сборник научных статей. – Вып. 18. – В 3 ч. – Минск : РИВШ, 2018. – С. 16–23.
31. Андреева, И. Н. Гендерные различия в выраженности личностных свойств у индивидов с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Веснiк Брэсцкага ўнiверсiтэта. Серия 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. – 2018. – № 2. – С. 199–209.
32. Андреева, И. Н. Свойства темперамента как составляющие эмоционального интеллекта индивида / И. Н. Андреева // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету. Серія : Педагогічні науки. – 2018. – Вип. 150. – С. 3–6.
Статьи в научных сборниках
33. Андреева, И. Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Когнитивная психология : сб. ст. / под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. – Минск : БГПУ, 2006. – С. 7–11.
34. Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и рефлексивности с агрессивностью и конфликтностью в юношеском возрасте / И. Н. Андреева // Актуальнi проблеми практичной психологii : зб. наук.праць. Ч. 1 ; редкол. М. И. Боришевський [и др.]. – Херсон : ПП Вишемирський В. С., 2009. – С. 17–23.
35. Андреева, И. Н. Взаимосвязи эмоционального интеллекта и характеристик социально-психологической адаптации личности / И. Н. Андреева // Актуальнiпроблеми практичной психологиi : зб. наук.праць. Ч. 1. – Херсон : ПП Вишемирський В. С., 2010. – С. 19–23.
36. Андреева, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности у психологов в процессе профессионального обучения / И. Н. Андреева // Актуальнi проблеми практичной психологиi : зб. наук.праць. Ч. 1. – Херсон : ПП Вишемирський В. С., 2012. – С. 14–19.
37. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как предиктор специальности и статуса индивида в системе профессиональной деятельности / И. Н. Андреева // Актуальные проблемы профессионального развития личности : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; науч. ред.: Л. М. Даукша, А. В. Ракицкая. – Гродно : ГрГУ, 2016. – С. 7–14.
Материалы конференций
38. Андреева, И. Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов / И. Н. Андреева // Психология образования сегодня: теория и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2003. – С. 166–168.
39. Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте / И. Н. Андреева // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы республ. науч.-практ. конф., Брест, 30–31 янв. 2004 г. – Брест, 2004. – С. 12–13.
40. Андреева, И. Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов / И. Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия : материалы 7-й междунар. междисциплинарной науч.-практ. конф., Минск 10–11 дек. 2004 г. – Минск, 2004. – С. 282–285.
41. Андреева, И. Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Материалы 6-й междунар. междисциплинарной науч.-практ. конф., Минск, 19–20 дек. 2003 г. – Минск, 2004. – С. 147–149.
42. Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности : 6-я междунар. науч.-практ. конф., Смоленск, 26–27 нояб. 2004 г. : в 2 ч.– Смоленск: СГПУ, 2004. – Ч. 1. – С. 22–26.
43. Андреева, И. Н. Гендерные стратегии контроля деструктивных эмоций и буддистская психология / И. Н. Андреева // Гендер и проблемы коммуникативного поведения : сб. материалов второй междунар. науч. конф., Полоцк, 20–21 сент. 2005 г. – Полоцк : ПГУ, 2005. – С. 115–118.
44. Андреева, И. Н. «Исчезновение» эмоционального интеллекта? / И. Н. Андреева // Молодые учёные – России : 2-я междунар. науч.-практ. конф. – Смоленск : СГПУ, 2005. – Ч. 1. – С. 15–20.
45. Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации / И. Н. Андреева // Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения : материалы III междунар. науч. конф., Гомель, 18–19 окт. 2006 г. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. – С. 128–131.
46. Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тезауруса эмоциональных переживаний в юношеском возрасте / И. Н. Андреева // Психология и современное общество : взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 28 – 29 апр. 2006 года. Ч. 1. – СПб., 2006. – С. 17–21.
47. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект и тезаурус эмоциональных переживаний в юношеском возрасте / И. Н. Андреева // Женщина. Общество. Образование : материалы 8-й междунар. междисциплинарной науч.-практ. конф., Минск, 16–17 дек. 2005 г. – Минск, 2006. – С. 274–276.
48. Андреева, И. Н. Понимание эмоций: гендерные различия / И. Н. Андреева // Гендер и проблемы коммуникативного поведения : сб. материалов третьей междунар. науч. конф., Полоцк, 1–2 нояб. 2007 г. ; редкол. А. А. Гугнин [и др.]. – Новополоцк : ПГУ, 2007. – С. 230–233.
49. Андреева, И. Н. Развитие эмоциональной компетентности в процессе подготовки психологов / И. Н. Андреева // Информационное и развивающее обеспечение студентов в процессе вузовского образования : материалы республ. науч.-практ. конф. 21–23 июня 2007 года ; Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. Л. В. Марищук [и др].; науч. ред. : Л. В. Марищук, Т. М. Савельева. – Минск : БГПУ, 2007. – С. 65–70.
50. Андреева, И. Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия / И. Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 13–14 апр. 2007 г.; СПбИУиП. – Ч. 1. – СПб., 2007. – С. 12–15.
51. Андреева, И. Н. Эмоциональная креативность : понятие, структура, гендерные различия / И. Н. Андреева // Женщина. Общество. Образование : материалы 9-й междунар. междисциплинарной науч.-практ. конф., Минск, 15 – 16 дек. 2006 г.; редкол. : Л.А. Черепанова [и др.]. – Минск : ЖИ ЭНВИЛА, 2007. – С. 345–347.
52. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как предиктор личностных особенностей / И. Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 11–12 апр. 2008 г., : редкол. В. Н. Дежкин [и др.]. – Ч. 1. – СПб.: СПбИУиП, 2008. – С. 9–11.
53. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как предиктор успешности в профессиональной деятельности / И. Н. Андреева // Методико-педагогические проблемы совершенствования непрерывной технологической подготовки : материалы 2-й республ. науч.-метод. конф. – Новополоцк : ПГУ, 2008. – С. 245–249.
54. Андреева, И. Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга / И. Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы 4 междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 10–11 апр. 2009 г. : редкол. В. Н. Дежкин [и др.]. – Ч. 1. – СПб. : СПбИУиП, 2009. – С. 24–26.
55. Андреева, И. Н. О синтетической теории эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Психология человека в современном мире : материалы Всерос. юбил. науч. конференции, посвящ. 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 окт. 2009 г. ; отв. редакторы : А. Л. Журавлев [и др.]. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – Т. 2. : Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность. – С. 289–297.
56. Андреева, И. Н. Взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных свойств : гендерные различия / И. Н. Андреева // Гендер и проблемы коммуникативного поведения : сб. материалов четвертой междунар. науч. конф., Полоцк, 1–2 нояб. 2007 г. ; редкол. М. Д. Путрова [и др.]. – Новополоцк : ПГУ, 2010. – С. 30–33.
57. Андреева, И. Н. Гендерные различия в выраженности инструментального и индивидуально-личностного эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева //Актуальные проблемы в изучении и преподавании общественно-гуманитарных наук (дисциплин) : сб. науч. ст. и материалов по итогам III Междунар. науч. конф., Витебск, 30 нояб.–1 дек. 2012 г. – Витебск : Междунар. ун-т «МИТСО», 2012. – С. 604–606.
58. Андреева, И. Н. Выраженность темперамента и личностных свойств, способствующих социально-психологической адаптации, у лиц с различным уровнем инструментального эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Гендер и проблемы коммуникативного поведения : сб. материалов пятой междунар. науч. конф. – Новополоцк : ПГУ, 2013. – С. 14–19.
59. Андреева, И. Н. Особенности социально-психологической адаптации у лиц с высоким уровнем инструментального и индивидуально-личностного эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе : социализация субъекта на разных этапах онтогенеза [Электронный ресурс]: материалы IV Междунар. науч. конф., Минск, 21 – 22 мая 2015 г. / И. А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. – Электрон. дан. (22,7 Мб). – Минск : Изд. центр БГУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – С. 23–26.
60. Андреева, И. Н. Психологическая характеристика подтипов эмоционального интеллекта с низким его уровнем / И. Н. Андреева // Когнитивные штудии : когнитивная парадигма в междисциплинарных исследований : материалы VI междунар. междисциплинарной конф. Вып. 6 ; под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. – Минск : БГПУ, 2015. – С. 28–35.
61. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как предпосылка способностей к управлению / И. Н. Андреева // Управление в социальных и экономических системах : материалы XXIV междунар. науч.-практ. конф., Минск, 14 мая 2015 г. ; редкол. Н. В. Суша (предисл.) [и др.]. – Минск : Минский ун-т управления, 2015. – С. 210–212.
62. Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и эмоционального благополучия ребенка / И. Н. Андреева // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии : сб. материалов I междунар. науч.-практ. конф., Брест, 14 – 15 апр. 2015 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; под общ. ред. Е. И. Медведской. – Брест : БрГУ, 2015. – С. 93–96.
63. Андреева, И. Н. Представления о «единстве аффекта и интеллекта» в православии и буддизме / И. Н. Андреева // Личность в пространстве и времени : сб. науч. ст. V Междунар. науч.-практ. конф.; под ред. Н. П. Сенченкова [и др.]. – Вып. 5. – Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2015. – С. 5–9.
64. Андреева, И. Н. Структура эмоционального интеллекта у представителей педагогических специальностей / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета : сборник научных статей XII Международной научной конференции / под ред. К. Е. Кузьминой, И. В. Морозиковой, Н.П. Сенченкова; Смоленский государственный университет. – Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2016. – С. 22–27.
65. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как предиктор специальности и статуса индивида в системе профессиональной деятельности / И. Н. Андреева // Актуальные проблемы профессионального развития личности : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; науч. ред.: Л. М. Даукша, А. В. Ракицкая. – Гродно : ГрГУ, 2016. – С. 7–11.
66. Андреева, И. Н. Влияние эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта на личностные качества / И. Н. Андреева // Когнитивные штудии : символьный, модульный и нейросетевой подходы : материалы VIIмеждунар. междисциплин. конф. Вып.7 / Под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. – Минск : БГПУ, 2017. – С. 29–36.
Тезисы докладов
67. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как предиктор академической успеваемости / И. Н. Андреева // Университетское образование : опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития : тез.докл. II Междунар. конгр., Минск, 14 – 16 мая 2008 г. ; отв. ред. Р. С. Пионова. – Минск : МГЛУ, 2008. – С. 115–116.
andreeva.by
Символический интеракционизм Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 183-194.)
Те, кто считает себя представителями данного направления, являются наиболее последовательными выразителями идей и концепций Дж.Мида. Среди них наибольшей известностью пользуются такие авторы, как Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А.Стросс, Т. Шибутани и др. Они большей частью разрабатывают не отдельные аспекты мидовских концепций, а берут весь комплекс проблем, которые ставил Дж. Мид в целом.
Представители символического интеракционизма уделяют особенно большое внимание проблемам «символической коммуникации», то есть общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов. Один из основных тезисов символического интеракционизма заключается в утверждении, что индивид, личность всегда социальны, то есть личность не может формироваться вне общества. Этот тезис, однако, выводится не из анализа воздействия системы объективных общественных отношений на формирование личности, а из анализа процесса межличностной коммуникации, в частности роли символов и формирования значений.
Дж. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значения, Дж. Мид называет «значимыми жестами» или «символами». «Жесты становятся значимыми символами, – писал он, – когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые эксплицитно они вызывают или должны вызывать у других индивидов». Следовательно, значение символа, или значимого жеста, следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован. Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению. В связи с этим символическая коммуникация объявляется, как отмечает М.Г. Ярошевский, конституирующим началом человеческой психики. Она трактуется как главный признак, выделяющий человека из животного мира. Представители символического интеракционизма всячески подчеркивают существование человека не только в природном, физическом, но и в «символическом окружении», а также опосредствующую функцию символов в процессе социального взаимодействия. «В несимволическом взаимодействии человеческие существа непосредственно реагируют на жесты и действия друг друга, в символическом взаимодействии они интерпретируют жесты друг друга и действуют на основе значений, полученных в процессе интеракции», – пишет Г. Блумер, один из наиболее известных и последовательных учеников Дж. Мида.
Процессы формирования значений, интерпретации ситуации и другие когнитивные аспекты символической коммуникации занимают большое место в трудах современных символических интеракцио-нистов. Они развивают также положение Дж. Мида о том, что для успешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью «принять роль другого», то есть войти в положение того человека, которому адресована коммуникация. Только при этом условии, по его мнению, индивид превращается в личность, в социальное существо, которое способно отнестись к себе как к объекту – сознавать смысл собственных слов, поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другим человеком. (Эти положения Дж. Мида послужили толчком для развития в дальнейшем относительно самостоятельных ролевых теорий.)
В случае более сложного взаимодействия, в котором участвует группа людей, для успешного осуществления такого взаимодействия члену группы приходится как бы обобщить позицию большинства членов данной группы. Поведение индивида в группе, отмечает Дж. Мид, «…является результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к самому себе с последующей кристаллизацией всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой «обобщенного другого». Нетрудно заметить, что идея Дж. Мида об «обобщенном другом» имеет прямое отношение к проблеме референтной группы.
Акцентирование Дж. Мидом и его последователями в рамках символического интеракционизма социального характера человеческой личности, безусловно, является прогрессивным моментом. Однако при этом надо иметь в виду, что понятия «социальное взаимодействие» и «социальный процесс» толкуются ими весьма ограниченно: все социальные отношения, по сути дела, сводятся лишь к социально-психологическим, межличностным отношениям. Социальное взаимодействие, любые социальные отношения рассматриваются только с точки зрения коммуникации, вне их исторической, социально-экономической обусловленности, вне предметной деятельности.
Поведение индивида определяется согласно концепциям интеракционистов в основном тремя переменными: структурой личности, ролью и референтной группой.
psylist.net