Жилищами вечности в египте называли: Этот тип гробницы получил название от арабского слова «скамья», хотя сами египтяне называли их «домами вечности».
Первое — значит, не было образца для подражания. Первое — значит, не было и умения возводить такие сооружения и, соответственно, способ постройки создавался вместе с нею самой. Предположительно именно эта конструкция повлияла на дальнейший архитектурный стиль Египта и других регионов, а также на такие сооружения, как пирамида Хеопса и другие великие пирамиды.
Египтологи точно знают имя зодчего, который руководил строительством этого грандиозного сооружения. Им был Имхотеп — главный сановник при фараоне Джосере и верховный жрец культа бога Ра.
Именно он стал архитектором первой пирамиды и всего ритуально-погребального комплекса для своего фараона. Грандиозное сооружение площадью 150 тысяч квадратных метров было обнесено каменной стеной высотой 10 метров.
В комплекс кроме самой пирамиды входили заупокойный храм, два дома, двор для проведения религиозных церемоний, входной зал с колоннадой, хозяйственные постройки. В центре его стояла ступенчатая пирамида высотой с двадцатиэтажный дом. Этот «дом вечности» был так велик, что господствовал над находящимся неподалеку городом Мемфисом.Сам Джосер, тронным именем которого было Нечерихет, судя по всему, остался доволен результатом творчества своего сановника. По крайней мере, до нашего времени дошел постамент скульптуры фараона Джосера, на котором вырезаны имя и титулы Имхотепа — небывалая почесть для того времени.
Статуя Джосера в сетабе
Размеры и исполнение пирамиды и всего комплекса хоть и восхищают, но не поражают своей необъяснимостью. Технология создания пирамиды понятна в общих чертах и не содержит противоречий. Пирамида Джосера выглядит как шесть поставленных друг на друга уменьшенных кверху гигантских мастаб.
Здесь следует упомянуть о том, что мастаба представляла собой специальную гробницу в виде прямоугольного сооружения с наклонными стенами. Она возводилась из кирпича-сырца и предназначалась для захоронения тела умершего фараона.
Новым было только то, что гробницу стали делать не из традиционного материала, а из небольших каменных «кирпичей», которые снаружи обложили плитами из известняка.
Все «кирпичи» немного наклонены к внутренней части пирамиды, что придает постройке устойчивость. Нельзя не заметить, что подобная техника содержит в своей основе знание физики и архитектурный опыт, накопление которого требует практики. Между тем другие подобные строения или их остатки обнаружены не были.
С традиционной мастабой пирамиду Джосера роднило и то, что она была семейной гробницей. В более поздних, «истинных» пирамидах, по представлениям некоторых египтологов, хоронили только фараона, в этой же похоронены все жены и дети Джосера. Ниже уровня земли ступенчатая пирамида имеет лабиринт из более чем 5,5 километра шахт, туннелей и камер.
Вход в шахту брал начало далеко за пределами пирамиды Джосера, из узкой траншеи, расположенной к северу от нее. Он вел глубоко вниз под пирамиду Джосера и обрывался в колодце. Впоследствии этот ход, а также сам колодец засыпали щебнем.
Тело Джосера в погребальной камере не было найдено, вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка. Грабители того времени зачастую поджигали мумии, чтобы добыть из золы золотые амулеты, в обязательном порядке использовавшиеся при ее изготовлении. Детальная схема пирамиды Джосера
От вертикальной шахты во все стороны отходили коридоры, штольни и камеры для погребальной утвари. Две такие камеры были выложены синими изразцами, которые напоминают декоративные камышовые циновки. К одиннадцати погребальным камерам членов царской семьи тоже вели шахты и коридоры со множеством боковых ходов, так что каменная подземная часть этой пирамиды напоминает гигантскую заячью нору.
В одной из галерей нашли пустой алебастровый саркофаг, а также деревянный гроб, который принадлежал маленькому мальчику. В других шахтах было найдено около 40 тысяч сосудов разной формы и из разных материалов, на многих из которых имелись ярлыки предков Джосера. Причина хранения в гробнице этих «фамильных ценностей» до сих пор неясна и служит источником яростных споров между археологами.
Внутри самого гранитного склепа было найдено немного — только несколько небольших фрагментов костей, завернутых в льняное полотно, включая левую ступню и часть руки. Ученые выяснили, что данные фрагменты тела относятся к захоронению, произошедшему намного позже периода правления Джосера.
В проходе, расположенном к северо-западу от погребальной камеры, был найден ящик с указанным на нем именем Нечерихета. У входа с северной стены пирамиды был выстроен небольшой сердаб, в котором была найдена знаменитая статуя Джосера, ныне выставленная в Каирском музее.
Итак, ступенчатая пирамида с сияющими плитами внешней облицовки, давно, правда, сорванными, стала главным акцентом колоссального храмового комплекса в Саккаре. Как и мастабы царей-предшественников, пирамиду Джосера защищала ограда, сложенная из камня. Украшали ее выступы и символические врата, строительные и декоративные элементы были точно такие же, как на кирпичных оградах. Каменная стена ограждала четырехугольное пространство и укрывала от сторонних взглядов все стоявшие близ нее строения.
Это прежде всего заупокойный храм у северной стороны пирамиды, затем два символических дворца Верхнего и Нижнего Египта — так называемые Южный и Северный дома, символические троны обеих частей страны на высоких пьедесталах, алтари и колонные залы. На этом же пространстве находилось и четырехугольное подворье с молельнями для обрядов празднества «сед», отмечавшегося в тридцатую годовщину вступления фараона на престол.
Праздник «сед», по мнению некоторых историков, связывался с культом плодородия и должен был продемонстрировать силу фараона и его возможности оказывать покровительство своим подданным.
Симптоматично, что сам
Джосер практически ничем не прославился в истории, но творение его
архитектора Имхотепа и неизвестных зодчих существует до сих пор,
достойно выдержав проверку временем.
day.az
Египетский храм — дом вечности
Места для храмов в Древнем Египте выбирали согласно традиции, истоки которой уходили в древность. Так, храм Амона-Ра в Карнаке стоит на холме, который первым вынырнул из вод первобытного океана noun. Тот остроконечный бугорок Бог Амон поднял, еще в начале создания, чтобы вокруг него строить мир дальше. Само имя Бога — Амон — означает «тот, кто спрятался», из чего следует, что он может принимать любую форму и размер и крыться в тайных глубинах всего живого и неживого.
Однако египтяне верили, что существуют еще и силы зла, преодолеть которые может только Бог, да и то не сразу и не навсегда. Вот почему для них крайне необходимо было поощрять Амона к постоянной борьбе со злом и раз за разом восстанавливать акт творения. Именно в этом и заключалось основное значение культовых обрядов почитания Бога во всех его храмах. Угодные Богу жертвоприношения, которые подносили в положенное время по разработанному до мелочей ритуалу, имели целью поддерживать у Амона такое настроение, при котором бы он сохранял Вселенную в равновесии.
Крошечная щепотка Божьей сущности находилась в золотой статуэтке высотой с локоть (52 см), которую устанавливали в нишу naos, вырубленную в сплошном граните. Эта ниша имела форму пирамиды и закрывалась плотно прилегающими к ней ставнями. Итак, египетский храм был не местом для молитвы, где собирались бы многочисленные верующие, а Божьим домом на земле, таинственным и загадочным домом, доступным только для тех, кто служил, то есть жрецам, главным среди которых был сам фараон. Только он имел исключительное право смотреть на лик Божий.
Как это ни странно, но самая важная часть храма, где хранилась огромная энергия — необходимая для поддержки создания, золотая статуэтка, — была и его самой маленькой частью. Все последующие монументальные надстройки над ней сооружались для того, чтобы защитить ее от любого врага или вреда. Статуэтка вместе с нишей naos, которая и была первой защитной оболочкой, стояла в темной комнате — святилище. С обеих сторон тянулись частные квартиры Бога, имевшие все признаки роскошного дворца, где он жил и господствовал, как земной царь. Единственной функцией жрецов было верно ему служить.
Бога чествовали ежедневно так, будто он живое существо. Эти устоявшиеся церемонии включали ритуальные действа, гимны и молитвы. Каждое утро жрец-прислужник ломал глиняную печать, которую накладывали каждый вечер на шнур, которым закрывались ставни, и так добирался до священной статуэтки. Затем умывал и одевал Бога, дальше заботился о том, чтобы в течение дня Бог получил все необходимые ему питательные дары. Считалось, что Богу для банкета достаточно самого запаха пищи, поэтому потом ее клали на алтарь, откуда она попадала к жрецам, которые довольствовались уже материальным боком вещей.
В Египте Амону было посвящено много храмов, в том числе и знаменитый храм в Луксоре. И как мог один и тот же Бог, которого в гимнах и молитвах называли единственным, как он мог быть одновременно в разных местах? Такое противоречие египтян не смущало. Действительно, статуи Амона в центре святилища служили только за точки «концентрации» и «появления» вездесущего Бога.
Некоторые города чествовали и других богов, однако их храмы сохранились хуже. Величественное святилище в Гелиополисе, посвященное Ра, было почти полностью разрушено, тогда как храмы Птаху в Мемфисе и Тоту в Гермополисе очень пострадали от эрозии и не могут соперничать с руинами Карнака, поражающие воображение.
Династический храм Карнак
Вероятно, что храм Амона-Ра в Карнаке был основан в XX веке до нашей эры при фараоне Сесострисе (1971 -1929 гг. до н.э.). Храм постоянно рос, пока не превратился в гигантский ансамбль зданий в форме четырехугольника, каждая сторона которого равнялась 600 метрам. Он приобрел такие размеры и получил многочисленные перестройки из-за того, что стал большим династическим храмом Египта, к которому в поисках источников своей власти обращался каждый фараон. Только получив такой статус, новый правитель строил для своего божественного отца Амона новое здание, чтобы получать от Бога какие-то выгоды в будущем. Поэтому между отцом и фараоном устанавливалась связь по принципу «я — тебе, ты — мне», от которой зависела стабильность страны. Каждая такая постройка была, прежде всего, жертва. Следующий фараон мог охотно ее разрушить и использовать камни, что от нее остались, на строительство нового монумента.
Карнак является продуктом долгой истории разрушений, пристроек и перемен, поэтому его устои и стены сложены из тысяч каменных глыб, разбросанных вокруг по одиночке или кучами. Их тщательно изучают и подгоняют к прежним структурам археологи, стремящиеся воссоздать первоначальный вид заброшенных памятников.
Сам по себе этот вид не имеет ничего особенного, так как все храмы Древнего Египта были похожи. Перед святилищем — помещение, пол которого был вымощен огромными каменными плитами. Через вход в гипостиль (колонный зал) проходила основная ось храма: большие двери из камня держались на двух массивных башнях, которые символизировали горные хребты на границах Египта, а именно — Арабского на востоке и Ливийского на западе. Вместе двери и башни образовывали структуру, известную под названием «пилон», которой и обозначались границы священного места. Высоченные деревянные мачты перед порталом украшались флагами, развевавшимися на ветру, и таким образом, наглядно показывали «дыхание Бога» в этом мире.
Общая ориентация храмов также избиралась сознательно. Основная ось храма Амона-Ра совпадала с направлением движения солнца с востока на запад. Ее перпендикулярно пересекала другая ось, проходившая с юга на север, подобно течению Нила. Эта ось использовалась только для торжественных процессий. На нее «нанизывались» дворы и пилоны, перед которыми возвышались статуи фараонов — олицетворение вечного присутствия Правителя в храме.
Изображения на стенах размещались так, что в них отражались реалии жизни египтян. Внизу стены украшались географическими пейзажами, на которых Боги Нила изображались рядом с сельскими богинями и фигурами, символизировавшими различные административные регионы страны — номы. Потолок украшали рисунками на астральные темы: здесь были звезды, созвездия, знаки зодиака или воспроизведение небесного прохождения солнца через тело Богини неба Нут.
Четкая система символов
Барельефы на стенах комнаты четко указывали на ее назначение. Божества и растительность, которые были эмблемами севера (дельта Нила, Нижний Египет), размещали с северной стороны, тогда как эмблематику юга (долины Нила, Верхний Египет) — с южной стороны.
На уровне высоких карнизов, выступающих над дверью, можно было видеть солнечный диск, который охраняли две настороженные кобры. Небесное движение солнца олицетворяли два широко развернутые крылья. В середине помещений содержались изображения религиозных сцен и основных ритуалов с участием божеств, фараона и жрецов: жертвоприношений, шествий, освящений, торжеств по случаю коронаций и юбилеев. Внешне были сцены, где прославлялись подвиги, которые совершил фараон за время своего правления, — уничтожение врагов, победы, битвы.
Основание храма отмечалось церемониями, в которых в символических сценах последовательно воспроизводились все строительные операции. Во многих сценах показано, как фараон веревочкой размечает план храма, мотыгой ведет первую борозду, содой очищает основы, с помощью рычага закладывает краеугольные камни и, наконец, дарит жилье его хозяину Амону-Ра.
Поэтому храм входил в жизнь, как живое существо. В одном из его углов закапывали «закладное сокровище», состоящее из набора предметов, среди которых были уменьшенные модели инструментов, образцы пожертвований (глазурованные салаты, бычьи ноги и головы, жертвенные гуси) и брикеты с именем правителя — основателя храма.
Археологи очень ценят такие тайники, так как они используются как свидетельства о рождении, благодаря которым можно определить дату строительства храма.
Другие храмы, входившие в ансамбль, имели целью обеспечить покойному фараону жизнь в загробном мире. По мнению древних египтян, человеческие существа состоят из нескольких компонентов: из тела, которое является материальной оболочкой человеческого духа (для сохранения эту оболочку подвергали мумификации), а также с души (Ба), бессмертного принципа (Ах), тени и жизненной силы (Ка). Ка фараона как раз и была воплощением его царской власти, незыблемой космической частицей его существа, которая после смерти правителя воссоединяется с жизненной силой его божественных предков.
Пирамида ассоциировалась с могилой фараона, во-первых, благодаря форме, которая была символическим упоминанием о первоначальном холмике и, следовательно, о рождении мира, а во-вторых, благодаря проекции четырех стен — сторон света, которые порой извне, порой изнутри имели ступенчатые лестницы. Именно они были полезны фараону во время его восхождения на небо, то есть в вечность.
Каждый раз возрождаясь — так же, как утренняя звезда каждое утро вспыхивает на востоке, — фараон мог жить в течение множества миллионов лет.
Автор: Жан Клод Гольвен.
Древнее царство считают самым великим периодом в истории египетской цивилизации (так называемая «египетская классика»). Именно в это время утвердились первые гражданские и религиозные законы, родилась иероглифическая письменность, началось возведение пирамид (их число превышало 90). В пирамидах нашли отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Вселенной. Все пирамиды были ориентированы по сторонам света, имели правильную четырехгранную форму, символизирующую вечность. Их сооружали с учетом лучших достижений науки, техники, архитектуры, астрономии и искусства. Многое в строительстве пирамид до сих пор остается загадкой. До настоящего времени ученые спорят о способах возведения этих гигантских сооружений.
К сожалению, большинство пирамид разрушено. Лучше всего сохранились знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе. Греческий историк Геродот так рассказывает о строительстве пирамиды: «Хеопс оставил после себя грандиозное произведение: свою пирамиду… Хеопс… приказал всем египтянам работать на него. Одним было приказано перетаскивать к Нилу камни, выломанные в карьерах Арабских гор; другие должны были нагружать их на суда для перевозки через реку и тащить их к Ливийским горам. На стройке постоянно находились сто тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.
Они уже потратили 10 лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни, но это еще было ничто по сравнению со строительством самой пирамиды… Сама пирамида потребовала 20 лет работы. Она квадратная. Каждая ее сторона равна 146,26 м, и такого же размера ее высота. Камни отполированы и тщательно пригнаны, каждый из них не меньше 9,24 м».
Четыре века спустя после Геродота, в I в. до н. э., пирамиды были названы одним из семи чудес света. И сегодня они поражают своим величием. Поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» до сих пор не утратила своего значения. Находясь рядом с ними, нельзя не испытывать удивления и трепета. Обходя пирамиду кругов, человек проделывает путь в 1 км, ее высота равняется приблизительно высоте 50-этажного дома. До строительства в 1889 г. парижской Эйфелевой башни самая большая из пирамид — Хеопса — была самым высоким сооружением на Земле!
Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает лишь 137 м, а на месте ее вершины образовалась площадка шириной в 10 м. Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей. Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг — «жилище вечности» фараона. Угол наклона пола коридора равняется углу, под которым была видна Полярная звезда, куда, по представлениям египтян, отправлялись души умерших.
Время сохранило для нас некоторые имена строителей и архитекторов пирамид. Имхотеп — архитектор пирамиды Джосера, один из высших сановников фараона, был известен и как крупнейший ученый Древнего Египта. О нем сложено множество легенд, его труды пристально изучались на протяжении тысячелетий. Он был врачом, астрономом и магом; ему, смертному, оказывали почести наравне с божествами. Известно и имя архитектора пирамиды Хеопса — это Хемиун.
Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они должны были принять и скрыть тело умершего царя, избавить его от тлена. С другой — вечно славить могущество фараона и напоминать о его существовании всем грядущим поколениям. Всякий, кто приближался к этим рукотворным горам, испытывал чувство подавленности их мощью, осознавал собственную ничтожность.
В непосредственной близости от пирамиды Хеопса стоят гробницы других фараонов, его потомков: сына и внука. Гробницы сориентированы по частям света и как бы повторяет движение бога Солнца по небосводу с востока на запад, перпендикулярно течению Нила. В настоящее время пирамида Хефрена — единственная, сохранившая полированную облицовку. Ее высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне. Меньшая из них — пирамида Микерина — достигает 66 м в высоту. Ее окружают еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.
Пирамида являлась не только надгробным памятником, но и настоящим домом, «жилищем вечности» фараона, а потому в нее клали все необходимое для его повседневной жизни: одежду, утварь, мебель, повозки и украшения. Рядом с саркофагом помещали статуэтки слуг — ушебти («ответчиков»), которые должны были прислуживать фараону в загробной жизни.
Скальные храмы и гробницы
Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства. В эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов, они отличались особой пышностью и богатством внешнего и внутреннего убранства. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски и статуи фараонов. За входом находился открытый двор, обнесенный колоннадой, а затем в определенной последовательности — один или несколько гипостилъных (греч. «поддерживаемый колоннами») залов и святилище.
Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый большой в мире храм с колоннами, состоящий из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.
Величественный гипостильный зал имеет длину 102 м и ширину 53 м. «Дремучий лес» из 34 колонн 23-метровой высоты производит неизгладимое впечатление на зрителей. Всякий, кто оказывается внутри храма, ощущает нарастание движения, направленного к центральной колоннаде. Освещенность храма имела символическое значение и выражала идею двух фаз жизни — рождения и расцвета. Попадая внутрь здания, свет струился мощными потоками, отражаясь на поверхностях капителей колонн в виде раскрытых цветов лотоса. Другие колонны зала, имевшие форму нераскрывшихся бутонов папируса, оставались в полумраке.
Поразительно богатство росписей интерьеров, где пол олицетворял землю, а раскрашенный в темно-синий цвет потолок — небо с золотыми звездами и парящими в нем коршунами. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанический сад», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Два пилона — башни в виде трапеции с высокими обелисками — составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему новые помещения, иногда переделывая старые. Великолепен и грандиозенхрам Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада, имеющая 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в ровный строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков сейчас украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.
Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.
На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых — Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров.
В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для его строительства царица, покровительствовавшая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел.
Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне желтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельней.
Внутренняя отделка этого храма поражает богатством и изысканностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно смотрятся с раскрашенными рельефами на стенах. В одном святилище стояло более 200 статуй. Дорога восхождения к храму вела с западного берега Нила через аллею сфинксов. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производило впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.
Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.
Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигурами Гора и Хатхор. Большой двор храма с трех сторон окружен колоннами. Стены, потолки, колонны и лестницы внутренних помещений украшены прекрасными барельефами.
Дома Вечности
Ранние египтяне хоронили мертвых в ямах в пустыне. На протяжении существования всей египетской цивилизации так продолжали хоронить бедный народ. Но фараонов и знать помещали в гробницы, которые должны были стоять вечно и напоминать миру об их славе. МАСТАБА Первые царские гробницы назывались «мастаба». Они были низкими прямоугольными зданиями из глиняных кирпичей с погребальной камерой, оборудованной под землей. СТУПЕНЧАТЫЕ ПИРАМИДЫ Примерно 4500 лет назад архитектор Имхотеп изобрел новый вид гробницы для фараона Джосера. Он поставил несколько мастаб одна поверх другой, причем каждая последующая была меньше предыдущей. Получилось внушительное сооружение, известное как ступенчатая пирамида. Вскоре всех царей стали хоронить в таких монументальных пирамидах. На этой фотографии ты видишь первую ступенчатую пирамиду в ее нынешнем виде. Это часть гробницы, высеченной в скале для Нефертари, жены фараона Рамсеса II. Скальные гробницы были обильно расписаны внутри. Царские гробницы украшали сцены с изображением богов. Это бог солнца Ра — Харахти. ДОЛИНА ЦАРЕЙ Пирамиды были настолько эффектны, что грабители «не могли удержаться», чтобы не вскрыть их и не украсть драгоценности. Примерно 3500 лет назад хитроумный фараон Тутмос I нашел решение проблемы. Его гробницу вырубили в глубине скал в труднодоступной долине, известной теперь как Долина царей. Эту идею восприняли преемники Тутмоса I, и вскоре фараонов и их жен стали хоронить в тайных гробницах, высеченных в скалах. ВЕЧНЫЕ ПИРАМИДЫ Хотя фараонов перестали хоронить в пирамидах, их форма осталась очень популярной среди египтян. Некоторые люди строили миниатюрные пирамиды над своими будущими могилами. Пирамиды возродились в Царстве Куш, на подвластной Египту территории, которая получила независимость 2700 лет назад. Люди Куша копировали египетский образ жизни, а цари строили пирамиды, которые сохранились до наших дней.Древнее царство считают самым великим периодом в истории египетской цивилизации (так называемая «египетская классика»). Именно в это время утвердились первые гражданские и религиозные законы, родилась иероглифическая письменность, началось возведение пирамид (их число превышало 90). В пирамидах нашли отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Вселенной. Все пирамиды были ориентированы по сторонам света,
имели правильную четырехгранную форму, символизирующую вечность. Их сооружали с учетом лучших достижений науки, техники, архитектуры, астрономии и искусства. Многое в строительстве пирамид до сих пор остается загадкой. До настоящего времени ученые спорят о способах возведения этих гигантских сооружений.
К сожалению, большинство пирамид разрушено. Лучше всего сохранились знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Микери- на в Гизе. Греческий историк Геродот так рассказывает о строительстве пирамиды: «Хеопс оставил после себя грандиозное произведение: свою пирамиду… Хеопс… приказал всем египтянам работать на него. Одним было приказано перетаскивать к Нилу камни, выломанные в карьерах Арабских гор; другие должны были нагружать их на суда для перевозки через реку и тащить их к Ливийским горам. На стройке постоянно находились сто тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.
Они уже потратили 10 лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни, но это еще было ничто по сравнению со строительством самой пирамиды… Сама пирамида потребовала 20 лет работы. Она квадратная. Каждая ее сторона равна 146,26 м, и такого же размера ее высота. Камни отполированы и тщательно пригнаны, каждый из них не меньше 9,24 м».
Четыре века спустя после Геродота, в I в. до н. э., пирамиды были названы одним из семи чудес света. И сегодня они поражают своим величием. Поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» до сих пор не утратила своего значения. Находясь рядом с ними, нельзя не испытывать удивления и трепета. Обходя пирамиду кругом, человек проделывает путь в 1 км, ее высота равняется приблизительно высоте 50-этажного дома. До строительства в 1889 г. парижской Эйфелевой башни самая большая из пирамид — Хеопса — была самым высоким сооружением на Земле!
Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает лишь 137 м, а на месте ее вершины образовалась площадка шириной в 10 м. Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей. Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг — «жилище вечности» фараона. Угол наклона пола коридора равняется углу, под которым была видна Полярная звезда, куда, по представлениям египтян, отправлялись души умерших.
Пирамида Хеопса. XXVII в. до н. э. Гизе
Время сохранило для нас некоторые имена строителей и архитекторов пирамид. Имхотеп — архитектор пирамиды Джосера, один из высших сановников фараона, был известен и как крупнейший ученый Древнего Египта. О нем сложено множество легенд, его труды пристально изучались на протяжении тысячелетий. Он был врачом, астрономом и магом; ему, смертному, оказывали почести наравне с божествами. Известно и имя архитектора пирамиды Хеопса — это Хемиун.
Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они должны были принять и скрыть тело умершего царя, избавить его от тлена. С другой — вечно славить могущество фараона и напоминать о его существовании всем грядущим поколениям. Всякий, кто приближался к этим рукотворным горам, испытывал чувство подавленности их мощью, осознавал собственную ничтожность.
В непосредственной близости от пирамиды Хеопса стоят гробницы других фараонов, его потомков: сына и внука. Гробницы сориентированы по частям света и как бы повторяют движение бога Солнца по небосводу с востока на запад, перпендикулярно течению Нила. В настоящее время пирамида Хефрена — единственная, сохранившая полированную облицовку. Ее высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне. Меньшая из них — пирамида Микерина — достигает 66 м в высоту. Ее окружают еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.
Пирамиды Хефрена и Микерина. XXVII в. до н. э. Гизе
Пирамида являлась не только надгробным памятником, но и настоящим домом, «жилищем вечности» фараона, а потому в нее клали все необходимое для его повседневной жизни: одежду, утварь, мебель, повозки и украшения. Рядом с саркофагом помещали статуэтки слуг — ушебти («ответчиков»), которые должны были прислуживать фараону в загробной жизни.
Древний Египет. Путь в вечность
Человек — часть Вселенной, ее дитя. Древнеегипетские тексты представляют его единством двух противоположностей. Физическое тело — это «Хат», рыба, плывущая в материальном пространстве земной жизни. Телу противостоит бессмертная душа «Ба» — птица. Человек рождается, странствует в жизни земной и умирает, чтобы затем возродиться к новой жизни. Человек — это рыба и птица, объединившиеся для путешествия по бесконечным просторам Вселенной.Египтяне не боялись смерти. Для них это был «Счастливый Миг» освобождения от земных страданий, возвращения на «свою звезду», на свою «небесную родину». Боль, которую они испытывали, теряя близких, сродни тому чувству, которое вызывает у нас разлука с близким человеком, отправляющимся в далекое путешествие.
Египтяне не просто надеялись на возрождение умершего в ином мире, не просто верили в него. Оно было для них несомненным фактом, таким же, как земное существование человека. Как пройдет путешествие души после смерти, зависело от того, что руководило человеком при жизни: слушал ли он голос собственного сердца, действовал ли в согласии с ним, следовал ли законам истины и справедливости.
Интересны записи древнеегипетских мыслителей. Мерикара писал о Смерти:
«Человек продолжает существовать за пределами смерти, и безумец тот, кто легкомысленно относится к этой истине. Тот, кто достигает жизни в Мире Ином чистым и освобожденным от всякого зла, станет в ней подобен богу: он будет передвигаться там так же свободно, как и все Владыки Вечности.
Знай, что судьи верховного трибунала в Мире Ином не будут снисходительны к тебе, когда пробьет день и час великого суда. Они не замедлят произнести тебе справедливый приговор, ибо они судят и дают оценку всей твоей жизни, словно это был всего лишь один час.
Постарайся, чтобы память, которую ты оставишь о себе после смерти, была совершенной, а это будет так, если при жизни ты будешь служить истине и соблюдать честность и справедливость. Ибо не бывает сердца человеческого, на которое невозможно было бы рассчитывать».
Подобные высказывания есть и в трудах Петосириса:
«Если я достиг вечного города, это потому, что на земле я делал добро, и также потому, что мое сердце с готовностью ходило по пути, указанному Богом. Еще с моего детства до сегодняшнего мига каждую ночь дух Бога просыпался в моей душе, а с начала каждого утра до конца дня я делал то, что Богу нравилось».
Учение об Истине как необходимом условии Вечности не случайна. Египет фараонов был страной мудрецов. Именно поэтому на протяжении всей своей длинной истории, во всех своих действиях Владыки Египта руководствовались законами вселенской Гармонии.
Эти законы воплощались в образе крылатой богини Маат[1] и ее символа — страусиного пера. Маат — это истина и справедливость, благоразумие, порядок, единство и согласие. Она прямо противоположна богине Исефет, символизирующей хаос, беспорядок, лень, небрежность и зло во всех его проявлениях.
В мифах о сотворении Мира говорится, что Бог Творец[2] (Ра, Атум, Амон) положил законы мироздания по Маат — по Истине. Чтобы заслужить после смерти жизнь в Вечности необходимо соблюдение законов Маат.
Законы Маат для египтян были смыслом существования, а их применение на практике — святой обязанностью. В их основе лежала ответственность каждого человека — и царя, и простого смертного — за свои поступки.
Маат живет в сердце человека и в жизни, и после смерти. Маат — вездесущая. Маат — пища Богов, без которой они не могут жить. Но и люди также живут благодаря ей. Без Маат они теряют смысл жизни и Путь, ведущий к Бессмертию. Следовать Законам Маат — это не просто обязательство, это стержень существования, потребность сердца. Это долг чести и образ жизни.
Истина (Маат) — это великий дар Бога. Он дарит ее тому, кому хочет. Сила того, кто следует за нею, спасает несчастного, кто от нее убегает.
Человек, который отворачивается от Истины и законов Ра попадает под власть Апопа — олицетворения Тьмы, Тьма губит людей, предавших Истину, закрывая им путь в Вечность.
Многие изречения философов Древнего Египта основаны на законах Истины. Древне-египетская мудрость следовала законам Маат.
Аменемопе писал:
«Маат живет в сердце человека и в жизни, и после смерти. Маат — вездесущая.
Маат — пища Богов, без которой они не могут жить. Но и люди также живут благодаря Ей. Без Маат они теряют смысл жизни и Путь, ведущий к Бессмертию. Следовать Законам Маат — это не просто обязательство, это стержень существования, потребность сердца.
Это долг чести и образ жизни.
Истина (Маат) — это великий дар Бога.
Он дарит ее тому, кому хочет.
Сила того, кто следует за нею, спасает несчастного, кто от нее убегает.
Маат приходит для того, чтобы быть рядом с тобою. Маат присутствует везде, где ты находишься, и сопровождает тебя, куда бы ты ни шел, так что ты переполнен ею… Одежда, укрывающая твое тело,- Маат… Вдох и выдох твоих ноздрей — Маат… Хлеб, который ты принимаешь в пищу, — Маат… Пиво, которое ты пьешь, — Маат… Говори в согласии с Маат, действуй в согласии с Маат, ибо она Великая, Сильная, и Постоянная… Маат остается с тобой до Вечности. Она сопровождает того, кто следует ее законам, до Царства умерших. Его помещают в саркофаг, и его погребают вместе с нею; Его Имя не будет стерто с этой Земли.
Если ты стал великим, после того как был маленьким, если ты стал богатым, после того как был бедным, если ты присутствуешь на пышных городских торжествах, сумей оставаться скромным и простым. Если ты достиг высокого поста, не допускай, чтобы сердце твое очерствело из-за повышения в должности, ибо ты стал лишь только распорядителем благ, принадлежащих Богам. Вспомни, что твой ближний — такой же, каким был ты сам, поэтому стань для него другом.
Не допускай, чтобы в мелкие и не имеющие значения дела вмешивался мудрец, не то его великие и важные дела пострадают. Не допускай, чтобы в дела государственной важности вмешивался бездарь и глупец. Когда же, если не теперь, ты должен пригласить мудреца, чтобы великие дела не страдали!»
Птаххотеп:
«Не связывайся ни с человеком плохим, ни с человеком бесчестным, и если увидишь, что он украл кусочек хлеба у простого, бедного рабочего, помешай этому, не допускай, чтобы такое повторялось в будущем. И да действуют так люди во всех ситуациях и на всех уровнях».
Анхшешонк:
«Не позволяй, чтобы человек неблагородный, испорченный, несправедливый или бездарный отдавал приказы другим».
Мудрецы Египта стояли у истоков многих прекрасных учений. Все, что они писали, было призвано пробудить человеческий дух, открыть человеческое сердце для восприятия Божественного, превратить его в чистый сосуд, проводящий через себя силу богини Маат. Основной символ Маат — это знаменитое «рулевое» перо, позволяющее птицам направлять свой полет. В Египте птица всегда символизировала Душу. Перо Маат отражало тот руководящий принцип, который дает справедливой душе силу отправиться к новым далям, удачно перейти Реку Жизни и достичь берегов Вечности.
Слово «Себайт» (sebayt) на языке египтян означает «учение». В его основе лежит корень себа, обозначающий среди всего прочего «дверь» и «звезда». Учения египетских мудрецов и есть те двери, которые открывают путь к Мудрости, к познанию основных законов бытия. Они подобны звездам, ведущим человека но дорогам земной и небесной жизни.
Победить невежество было одной из основных задач, которую ставили перед собой древние египтяне. Никто не рождается мудрым. Каждый человек должен долго и упорно трудиться, прилагать усилия, чтобы развить в себе определенные качества, дающие ему право и возможность «говорить во имя Маат и действовать, совершать подвиги от ее имени».
При этом он должен сделать все, что в его силах, чтобы не попасть в ловушку гордыни, тщеславия и жадности, которая может оказаться для души смертельной. Изо дня в день его «живые уши», подобно ушам собаки Анубиса, должны быть настороже, чтобы в любой момент услышать голос Мудрости. От глубины понимания человека будет зависеть его справедливость. Если понимание истинно, то и справедливость будет истинной, достойной уважения и доверия. Только из подлинного понимания рождаются справедливые действия, соответствующие законам Маат. В справедливом действии нет места эгоизму, оно наполнено светом и полезно для других людей. Справедливое действие осуществляется во всей полноте при условии, что оно согласуется с одним золотым правилом: «Действовать для того, кто в свою очередь ответит действием».
«Знающий Истину, высшую реальность, все мифы и обряды» — так называли египтяне своего мудреца, человека огромного сердца и проницательного ума. Он всегда начеку, всегда способен принимать правильные решения, произносить справедливые слова и совершать справедливые поступки, приносящие облегчение. Он близок к Богу и богам, потому что в течение всей жизни им руководят Мудрость и Знание, а не просто верования. Он любит тишину и спокойствие, его отталкивают шарлатанство и проявления ненависти, злости и низменных страстей. Осуществлять в жизни все истинное и справедливое, везде и во всем искать сокровенный смысл, никогда не пытаться уйти от ответственности, почитать все более великое, чем он сам,- это лишь некоторые из повседневных обязанностей египетского мудреца.
Жизнь по Маат напрямую касалась самого фараона. Основной задачей фараона было уничтожение зла и установление Маат — справедливого порядка, управляющего миром людей и всей Вселенной. Крылатая богиня Маат будет сопровождать фараона с первых дней его царствования до последнего этапа уже после смерти, когда его душа предстанет перед судом Осириса. На этом суде будут взвешены каждая его мысль, каждое слово, каждое совершенное им действие.
Заблуждением было бы считать, что жизнь владыки Египта была легкой и протекала в праздности и удовольствиях. Напротив, каждый его шаг должен был соответствовать строгим правилам и законам. Фараон отвечал за все, что происходит в стране. Он не только глава государства, он верховный жрец. Он вдохновитель строительства храмов и Домов Вечности. Он непосредственно отвечает за правосудие, экономику и благополучие страны. Фараон покровительствует архитекторам и врачам, художникам и ученым. В текстах есть упоминание о более чем 60-ти братствах самых разных профессий, покровителем которых был фараон. Фараон стоит во главе армии. На охоте, в состязаниях, в искусстве и познаниях — он везде лучший. Он пример во всем. Если это было не так, его власть подвергалась сомнению, и тогда Египет переживал самые тяжелые времена.
Рассмотрим некоторые учения правления по Истине.
Аменемопе:
«Не связывайся ни с человеком плохим, ни с человеком бесчестным, и если увидишь, что он украл кусочек хлеба у простого, бедного рабочего, помешай этому, не допускай, чтобы такое повторялось в будущем. И да действуют так люди во всех ситуациях и на всех уровнях.
Не используй для собственного блага власть, которую подарил тебе Бог, словно ты забыл, что есть Судьба и Высшая Справедливость».
«Текст провозглашения визиря»:
«Внимательно следи за тем, чтобы все совершалось по справедливости и чтобы ни один человек не был обделен ею. Судья должен всегда открыто показывать свое лицо, чтобы ветры и воды были свидетелями его действий, которые все люди должны видеть как на ладони».
«Притча человека из оазиса»:
«Гармоничное счастье и благополучие любой страны — лишь следствие того, как она выполняет законы справедливости».
Мерикара:
«Велик тот владыка, чье окружение составляют великие люди. Силен тот фараон, у которого служащие сведущи в своих делах. Достоин уважения и почитания тот владыка, чье богатство заключается в благородных людях.
Благодаря любви, которую люди испытывают к тебе, твое дело может продолжаться вечно.
Хвалить будут тебя за твою доброту. Люби и уважай свой народ, делай все, чтобы он жил в благополучии, ибо действовать во имя будущего, делая добро людям, — это дело благородное.
Не делай различия между богатыми и бедными, а оценивай человека по его делам».
Анхшешонк:
«Бог покидает город, в котором плохой правитель».
«Тексты пирамид»:
«Если фараон любит, он создает. Если фараон ненавидит, он не может ничего создавать».
Бакен-хонсу:
«Будь Отцом для своих подданных, Наставляй молодежь, Подай руку помощи несчастным, Обеспечь хорошую жизнь нуждающимся, Защищай сироту и вдову, Услышь тех, кто говорит правду, Удаляй людей, совершающих беззаконие».
Богиня Маат для древних египтян не только олицетворение Истины, Она ещё и Гармония Жизни на Земле. Она та, кого современные люди именуют Смертью. Она хранит Врата Перехода из одного мира в Другой. И Её Перо Правды кладут на Весы, когда взвешивают сердце умершего на суде Осириса[3] — хранителя Загробного Мира.
Египтяне представляли Смерть в виде прекрасной Маат, которая принимает людей в свои ласковые крылья, избавляя тем самым от земных страданий. Этот образ далёк от средневекового мракобесия, когда Её стали изображать в виде скелета с косой. Древние египтяне относились к Смерти — Маат с уважением и благоговением.
В религиозных текстах о Ней говорится:
Сегодня Смерть стоит передо мною
Как исцеление после болезни,
Как освобождение после заключения.
Сегодня Смерть стоит передо мною
Как запах ладана,
Словно как когда сидишь под парусами
В свежий ветреный день.
Сегодня смерть стоит передо мною
Как запах цветка лотоса,
Словно как когда находишься на грани опьянения.
Сегодня смерть стоит передо мною
Как молния на небе после дождя,
Как возвращение домой после военного похода.
Сегодня смерть стоит передо мною
Подобно сильному желанию увидеть свой дом
После долгих лет, которые ты провел в заключении.
Египтяне верили, что Там их ждёт Вечность. А что значат несколько земных лет по сравнению с Вечностью — ничто. Древние египтяне жили для Вечности. Долгом каждого честного египтянина было следовать законам Маат — быть верным Истине, чтобы заслужить эту Вечность. Это прослеживается в первых философских опытах египетского народа.
Кресло Тутанхамона с изображением Хеха — бога «миллионов лет». Кадр, золото. Каир, Египетский музей. (с) фото — Jon Bodsworth, egyptarchive.co.uk
В древнеегипетском мировоззрении все сущее истолковывалось как совокупность понятий нехех и джет, обозначающих всеохватный, абсолютный горизонт целостности. Как временная категория, нехех — постоянно повторяющееся действие — связано с образом солнечного бога Ра, ежесуточно совершающим циклическое вращение по зримым и недоступным областям вселенной, и порой интерпретируется как «завтрашний день». Повелителем категории джет, обозначающей «застывшую» вечность или иногда «вчерашний день», является Осирис, владыка иного мира.
Понятия нехех и джет никогда не представляли какой-либо альтернативы; они входили в число противоположностей, дополняющих друг друга. Более того, ни джет, ни нехех не могут быть реализованы в отрыве друг от друга; только вместе они создают реальность, которую человек называет временем и в которой сочетаются изменчивость и завершенность. «Время жизни Унаса — это нехех, предел его — джет», — гласит 274-е изречение «Текстов пирамид». Кроме того, эти понятия имеют еще один скрытый смысл: на первом погребальном ковчеге Тутанхамона нехех персонифицирован в виде мужчины, а джет — в виде женщины.
Хех — бог бесконечности. Рельеф из гробницы Мернептаха в Долине царей. XIX дин. (с) фото — TMP
Объединение нехех и джет египетская традиция представляет как взаимосвязь «души» ба и тела. Время от времени эти элементы соединяются, как соединяется птица ба с телом умершего, обеспечивая тем самым существование личности как единого целого. Эта модель стала для египтян универсальной и распространялась на всю вселенную: каждую ночь Ра погружается в загробный мир Дуат и воссоединяется с Осирисом, образуя единое Великое божество, воссоздающее вселенную и продолжающее существование всего сущего в «вечности и бесконечности», — бесконечной смене ночи и дня, покоя и движения, мира загробного и пространства земного.
Согласно сохранившимся источником измерение времени было исключительно храмовой привилегией; для остальных египтян время было враждебным свидетельством того, что именно быстротечные годы и смерть стали итогом человеческих прегрешений, разрушивших пауут – время «Золотого века», когда боги существовали вместе с людьми, а мир еще не был разделен.
Обычно дневное время устанавливалось по солнечным часам, гномонам, состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Время это, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода солнца.
Большой популярностью в храмах пользовались водяные часы, названные греками клепсидрой. Они использовались для определения ночного времени. Известен изобретатель усовершенствованных водяных часов Аменмес, носивший титул «хранитель печати» при фараоне Аменхотепе I (XVI в. до н.э.). В Египетском музее в Каире хранится клепсидра из храма Амона в Карнаке, относящаяся ко времени правления Аменхотепа III (XIV в. до н.э.). Это алебастровый инкрустированный лазуритом конусовидный сосуд с небольшим отверстием внизу, расположенным рядом с небольшой фигуркой павиана — священного животного бога мудрости, времени и луны Тота. Клепсидра наполнялась с наступлением ночи, к утру вода вытекала полностью. На внутренней стороне часов вырезаны двенадцать колонок текста и метки для двенадцати “часов” ночи. При нанесении меток учитывалось сезонное изменение продолжительности ночи. Внешняя сторона часов разделена на три регистра. Аменхотеп III изображен поклоняющимся Ра, Тоту, Птаху и богам двенадцати месяцев года. Определенная категория жрецов, носившая название унуит, производное от унут — час, должна была следить за часами; эти жрецы должны были сменять друг друга каждый час и, таким образом, непрерывно осуществлять свою божественную службу.
Протяженность человеческой жизни, или как ее называли сами египтяне ахау, разделялась на две неизмеримые и несравнимые части: жизнь земная и жизнь вечная. Жизнь земная, состоящая из часов, дней, месяцев и лет была в Египте недолгой. Средняя продолжительность жизни древнего обитателя долины Нила – тридцать лет, срок жизни одного поколения; рубеж, переход через который означал для египтянина начало качественно нового этапа существования, рубеж, который фараон отмечал празднованием юбилейной церемонии Сед, символические обозначения которой часто держит в руках на изображениях Хех – бог миллионов лет. Исторические хроники, тем не менее, гласят, что очень многие цари и простые египтяне не только успешно миновали рубеж тридцатилетия, но и доживали до весьма преклонных лет. К примеру, Рамсес II скончался на семьдесят шестом году своего правления, пережив 12 собственных сыновей, а завершающий VI династию Пепи II, согласно античным авторам, правил страной около ста лет, что, впрочем, нельзя утверждать с полной уверенностью. Некоторые египетские чиновники на склоне лет продолжали исполнять повеления своего царя; так, некий капитан корабля Нечерухотеп утверждал в своей гробничной надписи, что руководил экспедицией за алебастром в Хатнуб в возрасте семидесяти трех лет. Бакенхонсу, верховный жрец Амона-Ра при Рамсесе II, совершил головокружительную карьеру и продолжал здравствовать в свои 85 лет. Проживший 86 лет, другой жрец Амона, Небнечеру, хвалился, что был все эти годы здоров и неутомим, благочестиво советуя желающему прожить столько же: «если хочешь жизнь длинную, подобную моей, моли о том богов». Мудрец Аменхотеп сын Хапу, после смерти обожествленный, в надписи на своей статуе утверждал, что достиг восьмидесяти лет в милости фараона Аменхотепа III и желал себе жизненный срок в сто десять лет. Этой цифре египтяне придавали особое значение, считая ее идеальным сроком человеческой жизни на земле. В «Текстах саркофагов» говорится, что каждому человеку ведом идеальный срок существования в сто десять лет, из которых десять избавлены от ошибок, преступлений и грехов и являются даром богов тому, кто, будучи раньше глупцом, смог стать мудрым и просветленным. Ахау не заканчивается с кончиной человека, жизнь продолжается и после смерти, в мире ином.
Ассманн Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. — М., 1999.
Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. — М., 1983.
Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. — М., 2001.
Hornung E. L’Esprit du Temps des Pharaons. — Paris, 1996.
Цит. по: Солкин В.В. Время // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005
90000 Engwithan waystation — Official Pillars of Eternity Wiki 90001 90002 From Pillars of Eternity Wiki 90003 Jump to: navigation, search 90004 90005 90006 90007 Engwithan Waystation 90008 90009 90006 90007 90008 90009 90006 90015 Level one 90016 90009 90006 90007 90008 90009 90006 90015 Level two 90016 90009 90006 90007 90008 90009 90006 90015 Level three 90016 90009 90006 90015 Details 90016 90009 90006 90039 90002 Game 90003 90016 90039 90002 Pillars of Eternity II: Deadfire 90003 90016 90009 90006 90039 90002 Type 90003 90016 90039 90002 Ruin 90003 90016 90009 90006 90015 Locations 90016 90009 90006 90039 90002 Part of 90003 90016 90039 Poko Kohara ruins 90016 90009 90006 90039 90002 Contains 90003 90016 90039 The Adra Realm 90016 90009 90006 90015 Quests 90016 90009 90006 90015 90084 90085 Dim Prospects 90086 90085 Terms of Trade 90086 90085 The Storms of Poko Kohara 90086 90091 90016 90009 90006 90015 Miscellaneous 90016 90009 90006 90039 90002 Expected level 90003 90016 90039 90002 6 90003 90016 90009 90006 90039 90002 Exploration XP 90003 90016 90039 90002 30 90003 90016 90009 90006 90039 90002 Critical path 90003 90016 90039 90016 90009 90006 90039 90002 Allow resting? 90003 90016 90039 90016 90009 90134 90135.90000 Engwithan relief gem — Official Pillars of Eternity Wiki 90001 90002 90003 90004 90005 Engwithan Relief Gem 90006 90007 90004 90005 90006 90007 90004 90013 General 90014 90007 90004 90017 90018 Equipment slot 90019 90014 90017 90018 Unequippable 90019 90014 90007 90004 90017 90018 Item type 90019 90014 90017 Quest item 90014 90007 90004 90017 90018 Category 90019 90014 90017 Other item 90014 90007 90004 90017 90018 Unique 90019 90014 90017 90014 90007 90004 90017 90018 Value 90019 90014 90017 0 90014 90007 90004 90059 Related 90014 90007 90004 90017 90018 Quests 90019 90014 90017 The Ruins of Cilant Lîs 90014 90007 90004 90013 Technical 90014 90007 90004 90017 90018 Item ID 90019 90014 90017 90018 misc_relief_gem 90019 90014 90007 90084 90085 90018 90087 Engwithan relief gem 90088 is a quest item in 90089 Pillars of Eternity 90090.90019 90002 90003 90004 90017 90014 90097 90007 90084 90085.