cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Задачи образовательные воспитательные и – — —

Содержание

Задачи учебно — воспитательной деятельности — Студопедия.Нет

Планирование воспитательной работы для детей с ОВЗ

Основные подходы к составлению плана воспитательной работы на основе ФГОС

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Основная цель воспитания:

Создание условий для воспитания личности, способной к творческому самовыражению, самопрезентации, к активной жизненной позиции, условий, способствующих физическому и нравственному развитию.

Формировать личность, способную к самореализации, самопрезентации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом

Воспитательные задачи:

формирование у детей устойчивую самостоятельность в разных видах деятельности;                                                                                              формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей;                                                                                                       воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;                                                                                                                                                                                                                                                       потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире;                              

развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного поведения;                                                                                                                  привлечение семьи к организации воспитательного процесса в классе;

 

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

          

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

• укреплению национальной безопасности.

 

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

социальная солидарность

– свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

 

Характеристика группы:

Группу посещают 16 человек (13 мальчиков и 3 девочки).                                                                                                                              Состав группы по возрасту:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                2004 г.- 2 человека                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               2005 г.- 6 человек

                   2006 г.- 8 человек

      Коллектив существует пятый год. По сравнению с первым классом – разительный контраст. Тогда это была совершенно неорганизованная группа недружных детей, которые без конца ссорились и конфликтовали. Сейчас это уже группа детей с положительным опытом коллективных взаимоотношений. Постепенно привыкают чувствовать себя единым коллективом с общими интересами. В основном преобладает в классе хорошее настроение. Между обучающимися достаточно ровные, в целом, бесконфликтные отношения. В этом году пришли новые ученики в класс: С. Е., С. Н., Г. Р. и В. М.. Особое внимание следует уделить В. М. (оставлен на повторное обучение из-за прогулов). Из-за частого пропуска уроков, недостаточной домашней подготовки имеет большие пробелы в знаниях по многим предметам. Мотивация к учению слабая. Внимание на уроке неустойчивое. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. Медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроках. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. Не организован. Не умеет распределять свою работу во времени. Учебой не интересуется, мало читает, определенных учебных интересов не имеет. Пропускает уроки без уважительных причин. Не проявляет инициативы в общественной деятельности. Нередко отказывается участвовать в общественных делах, старается уклониться от любых поручений. Имеет повышенную эмоциональную возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям. Часто поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. Не может подавить нежелательные эмоции, наблюдались случаи сквернословия. Не выдержан, как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других учащихся, грубит, применяет физическую силу. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. Отличается очень высокой двигательной активностью. Проявляет интерес к занятиям футболом. Культурно-гигиенические навыки не развиты, школу посещает в спортивных брюках, джинсах, нередко в одежде с дырками.

 
Мать оказать влияния на сына уже не может. Ценностные ориентиры не сформированы. Проводились профилактические индивидуальные беседы классным руководителем с учащимся и его мамой. Родителям неоднократно сообщалось о прогулах сына в телефонном режиме. Родители приглашались в школу для выяснения обстоятельств прогулов ученика.

Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения). Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к учебно-воспитательному процессу (С. Н., Б. В., Г. Р., Т. Е., М. С., В. М.). Чтобы включить этих детей «в работу», будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия. Дети подвижны, многие из них импульсивны. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, может конфликтовать с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Следует отметить, что большинство ребят любят сидеть в кабинете, даже выходить на перемены отказываются из класса, принимать участие в подготовке и проведении школьных праздников, как внутри класса, так и в стенах школы, проблематично с ними. Одной из приоритетных задач учебно-воспитательной работы ставлю себе, как более активное включение учащихся в жизнь школы и социума. Различны дети по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. Гиперактивные – Т. Е., В. М.. Они предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться. К сожалению, и у “тихих”, и у “шумных” детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало.

      В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.                                                                                                                                                                                                                                                            

Учебный процесс и воспитательную работу в классе планирую с учетом возрастных и психологических особенностей детей, которые были рассмотрены выше.

В целом, обучающиеся класса весьма разнородны и с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Поэтому, главная задача учителя—выстраивание тактики учебно-воспитательного процесса с опорой на индивидуальные особенности  каждого ребенка, т.к. учащиеся характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, нарушениями познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Неправильное поведение, проявляющееся у младших школьников в сравнительно безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера, если своевременно не принять соответствующих воспитательных мер.

Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними.

Направление воспитательной работы с данным классом определяет специфика проблем учащихся – незрелость эмоционально – волевой сферы, низкий уровень самостоятельности и социальной культуры, неумение принимать нормы поведения и нести ответственность за свои поступки.

Особенности Учащиеся
1) в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;  
2) в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;  
3) в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;  
4) в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;  
5) в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;  
6) в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;  
7) в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;  
8) в характерологической сфере — усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений  

 

III. Цель:формирование положительной Я — концепции обучающегося школы на основе ФГОС. Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, сохранения и улучшения здоровья.

Задачи:

Социальные — защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную  деятельность и программу воспитательной работы

Диагностические – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.

Воспитательные — воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.

Здоровьесберегающие — охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.    

 

Задачи учебно — воспитательной деятельности

• создание условий для развития творческих возможностей личности;

• формирование нравственной и духовной культуры учащихся;

• воспитание гуманного отношения к окружающему миру, к своему ближнему;

• воспитание достойного гражданина страны, совершенствование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического соуправления;

• совершенствование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического соуправления;

• продолжить работу над сохранением душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;

• оказание помощи ребенку в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности;

• помочь каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;

• продолжить работу родителей обучающихся в системе государственно-общественного управления как фактора повышения активности обучающихся во взаимодействии с окружающей социальной средой.

 

studopedia.net

Воспитательная задача. Цели воспитательного поцесса

Воспитательная задача ставится в каждом образовательном учреждении. Даже в детском саду. Ведь воспитание – это комплексный процесс, в котором акцентируется внимание на передаче знаний, способов мышлений, различных норм от старшего поколения к младшему. Процесс имеет разный смысл. Но в итоге каждый ребёнок по мере своего роста должен получать определённые умения, нравственные ценности, моральные установки, которые позволят в будущем ориентироваться в жизни.

С точки зрения педагогики

Современная воспитательная система в педагогическом смысле акцентирует внимание на специально организованном и целенаправленном воздействии на коллектив со стороны учителей. Она нужна для того, чтобы формировались заданные качества и достигались конкретные задачи. Конечно, воспитание как процесс вызывает разные споры. Кто-то считает, что не стоит чрезмерно поучать детей, так как на них всё равно будет оказывать влияние окружающая среда. Другие, наоборот, считают, что без воспитания человек вряд ли станет личностью, уважаемым членом общества. И это правильно. Основная воспитательная задача любого образовательного процесса – выявить склонности и дарования человека и развить их в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Нужно сказать, что развивать определённые качества нужно обязательно в соответствии с задатками, заложенными природой. Соответственно, образовательная цель и воспитательная задача должны подбираться так, чтобы они отвечали уровню развития ребёнка. И касались бы зоны его ближайшего развития. Хорошее воспитание должно идти впереди развития.

Умственное воспитание

Воспитательный процесс – это целый комплекс мероприятий, направленных на гармоничное развитие конкретного человека. Ним занимаются, прежде всего, родители. Но и такие институты, как детские сады и школы, также играют важную роль в достижении единой цели. Воспитание бывает разной направленности. Каждую из них мы рассмотрим отдельно. Например, под умственным воспитанием понимается развитие личности, которая раскрывается в учебном процессе с нравственной, эмоциональной и физической точки зрения. Является очень важной для развития личностных качеств. Учебно-воспитательные задачи в рамках умственного направления направлены на то, чтобы дети исполняли некие задачи:

  • усваивали определённый объём научных знаний;
  • учились формировать собственное мнение и мировоззрение;
  • развивали умственные силы, способности, познавательные интересы;
  • осознавали потребность в постоянном пополнении своих знаний.

Все эти цели ставят перед собой средние общеобразовательные школы. Акцентируется внимание на том, что именно умственное воспитание – это первый шаг на пути к овладению всей системой знаний основных наук.

Физическое воспитание

Оно не менее важное. Современная воспитательная система уделяет пристальное внимание физическому аспекту развития. Основные задачи в этом случае несколько другие. Но без них невозможно представить любую образовательную систему. Физическое воспитание предполагает акцент внимания на укреплении здоровья и правильном развитии ребёнка, повышении его работоспособности, развитии природных двигательных качеств.

Цель этого полезного и нужного процесса – оптимизировать физическое развитие человека. А также совершенствовать его качества, причём так, чтобы они были гармоничны с духовными и нравственными характеристиками личности. Воспитательная работа в ДОУ или школах направлена в том числе и на то, чтобы формировать жизненно важные двигательные умения и навыки, способствовать приобретению базовых знаний научно-практичного характера.

Трудовое воспитание

Оно начинает формироваться ещё с детства – в семье, школе – и предполагает привитие ребёнку элементарных знаний о трудовых обязанностях. Любая деятельность – это важное средство развития психики, нравственных качеств личности. Поэтому для школьников он должен быть естественной потребностью. Ставятся определённые воспитательные цели ещё в общеобразовательной школе:

  • формировать у детей положительное отношение к труду, который представляется как высшая ценность в жизни;
  • развивать познавательный интерес к знаниям, потребностям в творческом труде;
  • воспитывать высокие моральные качества, трудолюбие, долг и ответственность;
  • вооружать учащихся различными трудовыми умениями и навыками.

То есть трудовое воспитание касается тех аспектов воспитательного процесса, которые предполагают обращение внимания на деятельность.

Нравственное воспитание

Воспитательные цели этого процесса направлены на формирование нравственных понятий, чувств и убеждений, которые отвечают установленным нормам в обществе. Под ними понимаются общечеловеческие ценности. Они отвечают нормам морали, были выработаны людьми в ходе естественного исторического развития общества. Педагоги говорят о том, что нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального облика ребёнка, его привычек в поведении, общении, мышлении. Соответственно, задача этого процесса направлена на формирование искренних чувств, нравственного облика, собственной позиции, но обязательно в рамках существующих моральных ценностей. Такой человек в будущем обязательно станет достойным гражданином своей страны.

Патриотическое воспитание

Отдельного внимания заслуживает такой аспект воспитания, как патриотические чувства. Ребёнок должен с детства уважительно относиться к своей Родине, её природе, дарам, культурным ценностям. И в садах, и в школах активно проводятся различные военно-патриотические мероприятия, которые помогают малышам осознать нравственную ценность причастности к своей земле. В их рамках подготавливаются условия для создания системы гражданско-патриотического воспитания. Что же это такое?

Многими педагогами отмечается, что гражданско-патриотическое воспитание – это приоритетное направленное современной образовательной системы. Задача этого процесса – формирование человека, который способен совершать социально оправданные поступки. Он обязан уметь соотносить себя со сложившейся системой общественных отношений и видеть своё место в ней, плодотворно контактировать с другими людьми.

Военно-патриотические цели воспитания направлены на то, чтобы ребёнок рос достойным гражданином, патриотом страны, который уважает её законы. А для достижения этой цели выполняется целый ряд задач:

  • Проводится научно-обоснованная управленческая и организаторская деятельность. Она направлена на создание оптимальных условий для гражданско-патриотического воспитания школьников.
  • В сознании и чувствах учащихся утверждаются представления об общечеловеческих ценностях, взглядах, убеждениях.
  • Создаётся эффективная система воспитания. Благодаря ей обеспечиваются оптимальные условия для развития у детей основных гражданских качеств.

Особенности современных принципов воспитания

Как воспитать воспитанного ребенка? Этим вопросом задаются все родители. Нужно отметить, что у каждого свои представления об этом процессе, его особенностях и принципах. Но всё же есть исходные положения, на основе которых и формируется современная образовательная методика. Система воспитания сегодня основана на нескольких принципах:

  1. Общественной направленности процесса.
  2. Воспитание должно быть тесно связано с жизнью и трудом.
  3. Оно обязано основываться на гуманизме.
  4. Личностный подход в процессе играет важную роль.
  5. Все воздействия должны быть едиными.

Воспитательная задача в этом случае продумывается таким образом, чтобы учитывались изменяющиеся потребности общества в сочетании с существующими философскими и психолого-педагогическими концепциями. О них поговорим подробнее.

Какие концепции?

В основе современной педагогической практики лежат две концепции воспитания – прагматическая и гуманистическая. Первая была утверждена в США ещё в XX веке и сохраняется до сих пор. Её девиз – воспитание ради выживания. То есть задача школы – вырастить, прежде всего, эффективного работника и ответственного гражданина. Больше сторонников у гуманистической концепции. Согласно ей, нужно помогать личность реализовывать все заложенные в ней способности и таланты. Но существуют более современные и актуальные концепции воспитания:

  1. Ориентация на коллективизм. Главное в этой концепции – идеи совместного, группового творчества и обучения, когда воспитание, как процесс, предполагает управление развитием личности в коллективе.
  2. Социальная концепция. Оно очень интересна и познавательна. В этом случае под воспитанием понимается социальный процесс, который формируется на основе определённых воздействий на деятельность и поведение человека. Его задача – создать эффективную среду для роста и развития конкретного индивида.
  3. Личностно-ориентированная культурологическая концепция. Согласно ей, в основе картина мира лежит в первую очередь человек. А воспитание должно вестись в соответствии с культурными и национальными основами. Личность по этой концепции – это, прежде всего, человек культурных и нравственных принципов.
  4. Самоорганизация воспитания. Согласно этой концепции, под процессом понимается именно творческое решение жизненных проблем. То есть человек сам выбирает, как именно их можно решить.

В чём сущность?

Воспитательный процесс – это целая система, в которой играют роль различные факторы. И именно он лежит в основе современной педагогической деятельности в образовательных учреждениях. Но не ограничивается им. Ведь воспитательный процесс предполагает учёт всех факторов окружающей среды, которые могут оказать влияние на человека в ходе его становления.

Цели и задачи воспитательной работы направлены на то, чтобы разрешать основные противоречия между различными направлениями ученика. Причём делать это так, чтобы его личность формировалась гармонично и целостно. А участники процесса должны сделать всё возможное, чтобы упорядочить всевозможные влияния на ребёнка. Само воспитание – это целое сочетание методик и способов, которые оказывают влияние на личность.

Главное – целенаправленность действий

Отметим сразу, что воспитательная работа всегда ведётся комплексно. То есть воздействие оказывается не только непосредственно на ребёнка. Важнее оценить окружающую его среду, чем и должны заниматься педагоги в рамках учебного процесса. Как следствие, ставятся такие образовательно-воспитательные задачи:

  • определение индивидуальных особенностей малыша, его развития, окружения, интересов;
  • программирование воспитательных воздействий;
  • разработка и реализация методов и форм, направленных на индивидуальную работу с ребёнком;
  • оценка степени эффективности оказанного воспитательного воздействия.

В рамках связи несовершеннолетнего с окружающей средой формируется благоприятная эмоциональная атмосфера. Дети включаются в разные виды деятельности. Ещё одна группа целей направлена на то, чтобы скорректировать влияние разных субъектов социальных отношений ребёнка. В рамках этого процесса может быть оказана социальная помощь семье. Малыш активно вовлекается в диалог с педагогическим коллективом. В этом случае планирование воспитательной работы строится таким образом, чтобы на первом месте была организаторская деятельность.

Структура

Воспитательный процесс состоит из нескольких компонентов – целевого, содержательного, операционно-деятельностного и аналитико-результативного. Поговорим о них подробнее:

  1. Целевой компонент – это определение целей воспитательного процесса. А они ставятся после того, как в обязательном порядке учтены потребности и интересы ребёнка, тенденции общественного развития.
  2. Содержательный компонент – это фундаментальные направления, на основе которых прорабатывается весь процесс. Его содержание акцентирует внимание на формировании качеств, которые для конкретного человека являются главными с точки зрения его взаимоотношений с окружающим миром.
  3. Операционно-деятельностный компонент – педагогические средства, которые учитель реализует в своей работе в целях воспитательной работы. В этом аспекте обучение представляет собой активное взаимодействие субъектов процесса с объектами.
  4. Аналитико-результативный компонент предполагает оценку эффективности процесса воспитания.

Закономерности воспитания

Как воспитать воспитанного ребёнка? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как строится процесс, что сделать, чтобы он действительно был эффективным. Сущность воспитания понятна, если изучить его закономерности, то есть внешние и внутренние связи, влияющие на успех достижения поставленных педагогических целей. Чтобы сделать малыша по-настоящему воспитанным, и родителям, и педагогам стоит помнить о некоторых закономерностях процесса:

  • Личные интересы ребёнка обязательно должны быть в гармонии с общественными. Важны и задачи педагогического процесса. Главное, чтобы малыш был активным, а для этого у него должна быть мотивация.
  • Образование и воспитание влияют на общую культуру человека в сочетании. То есть мы развиваемся, если получаем знания, расширяем свой кругозор и сферу своей деятельности.
  • Воспитательные влияния на ребёнка должны быть целостными. Они не могут противоречить педагогическим требованиям.

Таким образом, воспитательный процесс – это целостное понятие, которое позволяет формировать целостность и гармоничность в человеке. Но не стоит забывать о том, что ребёнок – главная ценность в системе человеческих отношений. При этом тут основной нормой является гуманность. А чтобы воспитание было успешным, важно, чтобы ребёнок вовлекался в ту или иную деятельность добровольно, доверял педагогам и родителям. И понимал, что в любом случае он защищён, а его интересы – учтены. Огромное влияние также оказывает любовь родителей, уважение малыша, умение его слушать и понимать.

fb.ru

Образовательные и воспитательные задачи уроков развития речи

Разделы: Русский язык


Итоговая цель уроков развития речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы, но особое место в ее решении принадлежит специальным урокам развития речи.

Специальный урок развития речи – один из самых сложных уроков. Сложность его определяется и многогранностью задач, которые предстоит решать, и особой подготовкой урока такого типа: ведь урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира.

Образовательные задачи уроков развития речи зависят от темы урока. Так, например, урок на тему “Понятие о теме и основной мысли текста” ставит в качестве главной цели формирование у учащихся соответствующих понятий: “тема” — то, о чем говорится в тексте, “основная мысль” — то, что хочет сказать (доказать) автор. Работа над понятием идет практическим путем: через наблюдение и анализ материала. Урок на тему “Сочинение-описание по картине В.И.Хабарова “Портрет Милы” направлен на формирование умения создавать текст типа описания. Урок на тему “Сжатое изложение” требует от учащегося осмысление воспринятого на слух текста, применение способов компрессии (обобщение, упрощение, исключение) и выделение микротем. От умения слушать зависит смысловое восприятие звучащей речи, от умений в письме – создание грамотного речевого произведения.

Наряду с общеобразовательными и развивающими урок развития речи решает и воспитательные задачи. Такие задачи определяются как подобранным для изложения текстом или предложенной темой сочинения, так и всем содержанием работы на уроке развития речи, обогащающим мир чувств подростка, формирующим ответственность.

Эффективность уроков развития речи зависит от многих факторов. Особое значение для успешности таких уроков имеет учет общепедагогических положений и принципов. Прежде всего следует остановиться на принципе креативности (от creare – создавать), который требует того, чтобы активность учащихся не носила репродуктивный (воспроизводящий) характер, а была продуктивной, творческой. Поэтому на уроке развития речи важно предлагать для решения коммуникативные задачи, с которыми ученики могут встретиться в жизни, в естественных условиях общения. Например, формируя у учащихся умение строить текст типа описания в 5 классе, можно предложить им реальную ситуацию, в которой потребуется это умение: “У вас пропала собака (котенок). Необходимо написать объявление о пропаже, описав внешний вид и особые приметы животного”. Или, работая над умением создавать текст типа рассуждения, учитель может поставить перед ребятами задачу выступить на классном часе по одной из актуальных для конкретных условий проблем. Например: “Почему надо беречь и охранять сосновый массив”.

Уроки развития речи требуют соблюдения принципа от простого к сложному. Постепенное усложнение решаемой на уроке развития речи коммуникативной задачи и увеличение доли самостоятельности учащихся при ее решении заложено в принятой в школе системе обучения речи и отражено в программе. Нарастание трудностей идет от класса к классу.

При подготовке учеников к созданию собственного текста необходимо иметь в виду тот факт, что полноценный текст может быть создан только в том случае, если автор хорошо знаком с предметом речи. Нельзя, например, описать лист орешника, если предварительно не рассмотреть самым внимательным образом все его отличительные приметы. Невозможно написать сочинение “Моя будущая профессия”, не зная достаточно подробно специфики этого дела, не познакомившись с людьми, которые служат этому делу. Опыт моей работы говорит о том, что нередко ученики пишут сочинение, имея самое приблизительное представление о предмете речи. В этой связи очень важным моментом, обеспечивающим результативность урока развития речи, призванного формировать личность ученика, является работа над источниками, дающими юным авторам рабочий материал для собственного высказывания. Важно учить ребят собирать материал для своего описания, рассуждения, рассказа из непосредственных наблюдений за предметами, явлениями, из книг, журналов, кинофильмов и других источников. При этом во всех случаях собранный материал будет “пропущен” через жизненный опыт и индивидуальное восприятие ученика. Своим воспитанникам можно давать задания типа: понаблюдайте за…; запишите свои наблюдения; прочитайте (прослушайте аудиотекст) и выберите тот материал, который связан с …; и т.д. От этапа к этапу объекты наблюдений и источники сбора материала усложняются, увеличивается объем собранного материала, начинаются наблюдения и собираются материалы уже по инициативе самих школьников. На уроке развития речи рабочие материалы обсуждаются и корректируются. Целенаправленная систематическая работа в этом направлении помогает сформировать у учащихся такие качества, как внимание к окружающему, наблюдательность, стремление проникнуть в сущность явления, оценить увиденное, прочитанное, услышанное. А это в свою очередь делает уроки развития речи более эффективными.

14.09.2015

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

2. ЕДинство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.

Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образован­ности, воспитанности и общей развито­сти.

Все эти компоненты всестороннего развития понимают­ся в их узком смысле, т. е. соответственно:

— образованность как сформированность знаний, умений и навыков,

— воспитанность как сформированность личностных ка­честв

— развитость как сформированность психической сферы личности.

Процесс обучения призван осуществлять три функции —

образовательную, — воспи­тательную, — развивающую.

Образовательная функция обучения.

Образовательная функция (в ее узком смысле) предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.

Специальные умения и навыки включают в себя специфи­ческие только для соответствующего учебного предмета и от­расли науки практические умения и навыки.

Например, по физи­ке и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, показ демонстраций, осуществление исследовательских работ. По ма­тематике — решение задач, работы с вычислительными машина­ми различного типа, с моделями и др.

Кроме специальных умений и навыков, в процессе образо­вания учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыка­ми, которые имеют отношение ко всем предметам. Например, навыками работы с учебниками, справочниками, навыками чтения и письма, рациональной ор­ганизации домашнего труда, соблюдения режима дня и др.

Воспитательная функция обучения.

Одновременно с образовательной процесс обучения реализует и воспитательную функцию.

Воспитательная функция процесса обучения — формирование у учащихся мировоззре­ния, нравственных, трудовых, эстетических, этических представ­лений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведе­ния и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей, физическую культуру.

Воспитательная функция осуществля­ется и посредством специальной организации общений учителя с обучаемыми. Обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Ведь формирование качеств личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований, норм.

Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает процессу обучения оп­ределенную целенаправленность и общественную значимость.

Между образованием и воспитанием существует не односторон­няя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влия­ние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированно­сти, организованности, активности и многих других качеств создает условия для более активного и успешного обучения.

Без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции. Подчерк­нем, что речь идет о единстве, а не о параллельном незави­симом их осуществлении.

Единство образовательной и воспи­тательной функций обучения проявляется и в том, что мето­ды обучения выступают в роли отдельных элементов мето­дов воспитания, а сами методы воспитания — в роли мето­дов стимулирования учения.

Развивающая функция обучения.

Обучение должно способствовать развитию личности. Обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учеников в такие вилы деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.

В связи с этим в ди­дактике в 60-е г. появился спец. термин «развиваю­щее обучение». Он предполагает что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений надо предприни­мать специальные меры по общему развитию учащихся. Надо особо подчеркнуть, что обучение всегда было разви­вающим, но круг развиваемых качеств был несколько суженным. В этом смысле переход к развивающему обучению означал расширение сферы развивающих влияний, уси­ление творческих элементов в учебной деятельности. В работах, посвященных проблеме развивающего обучения (Л В Занков, Н.А.. Менчинская, Д Б Эльконин, В. В. Да­выдов М А. Данилов, М. Н. Скаткин и др.), выдвигались разнообразные принципы и пути ее решения. Наиболее известны­ми являются положения Л В. Занкова о том, что для ин­тенсивного развития мышления в процессе обучения необходи­мо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе, обеспечить осознание учащимися своих учеб­ных действий.

Вместе с тем развитие нельзя свести к формированию мыш­ления. Как было указано выше, оно должно охватить все сферы личности. И поэтому современная дидактика ищет пути рас­ширения развивающего влияния обучения.

Особенностью функ­ции развития является то, что она не существует самостоя­тельно, а является следствием образовательной и воспитательной функций обучения. Но интенсивность, разносторонность широта и углубленность развития зависят от того, как будут реализо­вываться образование и воспитание.

Относительность функций обучения и связи между ними.

Итак, современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и на­выков. Процесс обучения призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса.

Грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относитель­ны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же вре­мя интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности.

Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование знаний и умений, но и формирование личност­ных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности личности и др.

Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций полезно для практической деятель­ности учителей, особенно при планировании задач обучения на уроках.

Связи между образовательной, воспитательной и развивающей функциями обучения

Но все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые и неперекрещивающиеся линии в учебном процессе. Все они нахо­дятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая яв­ляется ее следствием, но и одновременно условием активации.

Две из них — образовательная и воспитатель­ная — являются основой развивающей функ­ции. А развивающая функция, в свою очередь, интенсифицирует образовательную и воспитательную функции обучения и т. д. Поэтому, к взаимосвязи этих функций надо подходить, учи­тывая характер их единства.

Взаимосвязь трех основных функции обучения осуществляется на практике,

— во-первых, путем планирования комплекса задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития учащихся,

— во-вторых, путем подбора такого содержания деятельности педагога и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач, имея в виду, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере,

— в-третьих, путем сочетания раз­нообразных методов, форм и средств обучения,

— в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оценивается ход осуществления всех трех функций, а не одной из них.

studfiles.net

Развивающая и воспитательная цель урока

Проблему целенаправленности человеческой деятельности нельзя назвать новой. Каждая работа должна делаться для получения определенного результата. Цель – фактор, определяющий характер и способ осуществления деятельности, методы и средства ее достижения. В качестве основной формы педагогической деятельности выступает урок. Его результат – системообразующий элемент. На практике реализуются разные цели урока: образовательные, развивающие, воспитательные. Рассмотрим их.

Общая характеристика

Триединая цель занятия представляет собой результат, заранее запрограммированный педагогом. Она должна быть достигнута и им самим, и детьми. Ключевым словом здесь является «триединая». Несмотря на то что дидактически выделены 3 цели урока – развивающая, воспитательная, познавательная, они не достигаются по отдельности или поэтапно. При получении запланированного результата они проявляются одновременно. Задача педагога в том, чтобы корректно сформулировать общую цель и спроектировать средства для ее достижения.

Познавательный аспект

Все цели урока — образовательные, развивающие, воспитательные – реализуются в тесном единстве. Их достижение предполагает выполнение определенных правил. При реализации познавательного аспекта деятельности педагог должен:

  1. Учить ребенка самостоятельно добывать информацию (знания). Для этого педагог должен иметь достаточную методическую подготовку и умения формировать, развивать активность детей.
  2. Обеспечивать глубину, прочность, оперативность, гибкость, систематичность, осознанность и полноту знаний.
  3. Способствовать формированию навыков. У детей должны развиться точные, безошибочные действия, которые в силу многократного повторения доводятся до автоматизма.
  4. Способствовать формированию умений. Они представляют собой комплекс навыков и знаний, обеспечивающих эффективное осуществление деятельности.
  5. Способствовать формированию надпредметных, ключевых компетенций. Речь, в частности, о комплексе умений, знаний, смысловых ориентаций, опыта, навыков детей по отношению к конкретному кругу объектов действительности.

Нюансы

Цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные) зачастую ставятся в самом общем виде. Допустим, «усвоить правило», «получить представление о законе» и так далее. Стоит сказать, что в таких формулировках выражается больше цель учителя. К концу занятия достаточно сложно добиться того, чтобы все дети подошли к достижению таких результатов. В этой связи целесообразно принять во внимание мнение педагога Паламарчук. Она считает, что при планировании познавательного аспекта деятельности следует конкретно указывать уровень умений, знаний, навыков, который предлагается достичь. Он может быть творческим, конструктивным, репродуктивным.

Воспитательные и развивающие цели урока

Эти аспекты считаются наиболее трудными для педагога. При их планировании преподаватель практически всегда сталкивается со сложностями. Обуславливается это несколькими причинами. В первую очередь зачастую педагог стремится запланировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что обучение и воспитание происходят гораздо быстрее. Самостоятельность формирования личности весьма относительна. Она реализуется преимущественно как результат правильной организации воспитания и обучения. Из этого следует вывод. Развивающая цель может формулироваться к нескольким урокам, занятиям целой темы или раздела. Вторая причина возникновения сложностей состоит в недостаточном знании преподавателем педагогических и психологических сфер, непосредственно связанных со структурой личности и тех ее аспектов, которые необходимо совершенствовать. Развитие должно осуществляться в комплексе и касаться:

  1. Речи.
  2. Мышления.
  3. Сенсорной сферы.
  4. Двигательной активности.

Речь

Ее развитие предполагает выполнение работы по усложнению и обогащению запаса слов, смысловой функции языка, усилению коммуникативных характеристик. Дети должны владеть выразительными средствами и художественными образами. Педагогу необходимо постоянно помнить о том, что сформированность речи является показателем общего и интеллектуального развития ребенка.

Мышление

В рамках достижения развивающей цели педагог в ходе деятельности формирует и способствует совершенствованию логических умений:

  1. Анализировать.
  2. Определять главное.
  3. Сопоставлять.
  4. Выстраивать аналогии.
  5. Обобщать, систематизировать.
  6. Опровергать и доказывать.
  7. Определять и разъяснять понятия.
  8. Ставить проблему и решать ее.

Каждое из указанных умений обладает определенной структурой, приемами и операциями. К примеру, педагог задает развивающую цель сформировать умение сравнивать. В течение 3-4 занятий должны создаваться такие операции мышления, при которых дети определяют объекты для сравнения, выделяют ключевые признаки и показатели сопоставления, устанавливают различие и сходство. Отработка умений в итоге обеспечит развитие способности сравнивать. Как отмечал известный психолог Костюк, в педагогической деятельности необходимо определять ближайшую цель. Она предполагает получение детьми конкретных знаний, навыков и умений. Немаловажно видеть и отдаленный результат. Он, собственно, заключается в развитии школьников.

Дополнительно

Формирование сенсорной сферы связано с развитием ориентировки на местности и во времени, глазомера, тонкости и точности различения цветов, теней, света. У детей также совершенствуются способности дифференцировать оттенки речи, звуки, формы. Что касается двигательной сферы, то ее развитие связано регулированием мускульной работы. Результат в этом случае заключается в формировании способности управлять своими перемещениями.

Воспитательные цели, задачи урока

Прежде чем говорить о них, необходимо обратить внимание на важный факт. Действительно развивающее обучение всегда является воспитывающим. Здесь вполне уместно высказывание о том, что воспитывать и учить – это как «молния» на куртке. Две стороны затягиваются одновременно и крепко движением замка – творческой мыслью. Именно она является главным на занятии. Если в ходе обучения педагог постоянно привлекает детей к активному познанию, предоставляет им возможность самостоятельно решать проблемы, формирует навыки групповой работы, то имеет место не только развитие, но и воспитание. Занятие позволяет влиять на становление самых разных личных качеств с помощью различных методов, средств, форм. Воспитательная цель урока предполагает формирование правильного отношения к общепринятым ценностям, нравственных, экологических, трудовых, эстетических качеств индивида.

Специфика

В ходе занятия формируется определенная линия воздействия на поведение детей. Это обеспечивается созданием системы отношений между взрослым и ребенком. Щуркова говорит о том, что воспитательная цель урока предполагает формирование запланированных реакций детей на явления окружающей жизни. Круг отношений довольно широкий. Это обуславливает масштабность воспитательной цели. Между тем отношения довольно подвижны. От занятия к занятию педагогом ставится одна, вторая, третья и т. д. воспитательная цель урока. Становление отношений — не одномоментное явление. Для этого требуется определенный период. Соответственно, внимание преподавателя к воспитательным задачам и целям должно быть постоянным.

Объекты

На уроке ученик вступает во взаимодействие:

  1. С другими людьми. Все качества, посредством которых отражается отношение к окружающим, должны формироваться и совершенствоваться педагогом вне зависимости от предметной принадлежности. Реакция на «других людей» выражается через вежливость, доброту, дружбу, честность. Гуманность выступает интегральным понятием относительно всех качеств. Первостепенной задачей педагога считается формирование гуманных взаимодействий.
  2. С собой. Отношение к себе выражается такими качествами, как гордость, скромность, ответственность, требовательность, дисциплинированность и аккуратность. Они выступают как внешнее проявление нравственных отношений, сложившихся внутри человека.
  3. С обществом и коллективом. Отношение ребенка к ним выражается в чувстве долга, трудолюбии, ответственности, толерантности, способности сопереживать. В этих качествах больше проявляется реакция на одноклассников. Через бережное отношение к школьному имуществу, работоспособность, правосознание выражается осознание себя как члена общества.
  4. С рабочим процессом. Отношение ребенка к труду выражается через такие качества, как ответственность при выполнении заданий, собранность, дисциплинированность.
  5. С Отечеством. Отношение к Родине проявляется через сопричастность к ее проблемам, личную ответственность и добросовестность.

Рекомендации

Приступая к определению целей урока, педагог:

  1. Изучает требования к системе умений и знаний, программные показатели.
  2. Определяет методы работы, которыми необходимо овладеть ученику.
  3. Устанавливает ценностные ориентиры, способствующие обеспечению личной заинтересованности ребенка в результате.

Общие правила

Формулирование цели позволяет организовать работу детей в итоговом виде. Оно также обеспечивает руководство их деятельностью. Цель должна быть четкой. Благодаря этому педагог может определять ход предстоящей деятельности и уровень усвоения знаний. Существует несколько стадий:

  1. Представление.
  2. Знание.
  3. Умения и навыки.
  4. Творчество.

Педагог должен ставить такие цели, в достижении которых он уверен. Соответственно, следует провести диагностику результатов. При необходимости цели в группах со слабыми учениками должны быть откорректированы.

Требования

Цели должны быть:

  1. Четко сформулированными.
  2. Понятными.
  3. Достижимыми.
  4. Проверяемыми.
  5. Конкретными.

Грамотно выраженный результат занятия является только одним, но крайне важным элементом педагогического мастерства. Он закладывает базы для эффективного проведения занятия. Если цели не сформулированы, либо они нечеткие, весь сценарий урока выстроен без логического итога. Неправильными формами выражения результата являются следующие:

  1. Изучить тему «…».
  2. Расширить кругозор детей.
  3. Углубить знания по теме «…».

Указанные цели неконкретны и непроверяемы. Отсутствуют критерии по их достижению. На занятиях педагог реализует триединую цель – обучает, воспитывает, развивает ребенка. Соответственно, формулируя итоговый результат, он осуществляет методическую деятельность.

Дидактические показатели

В ФГОСах определены уровни усвоения детьми знаний. Часть материала педагог должен преподносить как ознакомительный. Это обеспечит формирование представления детей о событиях, фактах. Этот уровень усвоения считается первым. Дидактические цели могут формулироваться следующим образом:

  1. Обеспечить ознакомление детей с методами определения ….
  2. Способствовать усвоению понятия «…».
  3. Обеспечить формирование у детей представления о ….
  4. Способствовать созданию умений ….

Второй уровень – стадия пересказа, знаний. Цели могут состоять в обеспечении:

  1. Узнавания при внешней опоре… .
  2. Воспроизведения по образцу/предложенному алгоритму… .

При формулировании результатов на втором уровне могут использоваться такие глаголы, как «зарисовать», «написать», «закрепить», «сообщить», «подготовить» и пр. Следующая стадия – создание навыков и умений. Действия ученики выполняют, как правило, в рамках практической работы. В качестве целей могут выступать:

  1. Способствование овладению техникой ….
  2. Стремление к выработке навыков работы с ….
  3. Обеспечение систематизации и обобщения материала по теме «…».

На этом уровне могут использоваться глаголы «выделить», «сделать», «применить знания».

Обеспечение навыков использования полученных сведений

Для этого ставятся развивающие цели. Дети должны уметь анализировать, оценивать, сравнивать, определять основное, совершенствовать память и пр. Целями может стать создание условий для:

  1. Развития мышления. Педагог способствует формированию навыков анализа, систематизации, обобщения, постановки и решения проблем и пр.
  2. Развития элементов творчества. Создаются такие условия, при которых совершенствуется пространственное воображение, интуиция, смекалка.
  3. Развития мировоззрения.
  4. Формирования и совершенствования навыков письменной и устной речи.
  5. Развития памяти.
  6. Совершенствования критического мышления, умения вступать в диалог.
  7. Развития художественного вкуса и эстетических представлений.
  8. Совершенствования логического мышления. Это достигается на базе усвоения причинно-следственной связи, сравнительного анализа.
  9. Развития исследовательской культуры. Совершенствуются умения пользоваться научными методами (экспериментом, наблюдением, гипотезами).
  10. Развития способности формулировать проблемы и предлагать варианты их решения.

Нравственные результаты

Воспитательная цель урока предполагает формирование лучших качеств в ребенке. Соответственно, перед каждым занятием должны планироваться конкретные результаты. Примеры воспитательных целей урока, как выше было сказано, не должны зависеть от предмета. Однако при осуществлении конкретной деятельности по определенной теме способствует совершенствованию каких-либо качеств в большей или меньшей степени. Цели могут быть такими:

  1. Формирование умения слушать других.
  2. Воспитание любознательности, нравственно-эстетического отношения к реальности. Этот результат можно получить, в частности, во время экскурсий, семинаров и пр.
  3. Формирование способности сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей.
  4. Воспитание уверенности в собственных силах, потребности раскрыть потенциал.
  5. Формирование умения управлять своим поведением.

Воспитательные цели урока истории могут состоять в формировании уважения к Отечеству. В рамках предмета педагог знакомит детей с событиями, происходившими в стране, выделяя те или иные качества народа. Показательным в этом смысле является период ВОВ. Воспитательные цели урока русского языка также могут состоять в привитии уважения к Родине. Однако в рамках этого предмета упор больше делается на необходимость выработки надлежащего отношения к речи. Воспитательные цели урока русского языка связаны и с формированием умений вести диалог, прислушиваться к собеседнику. Дети должны стремиться проявлять сдержанность в высказываниях.

Аналогичными можно назвать воспитательные цели урока литературы. В рамках этого предмета упор делается на сравнительный анализ поведения тех или иных героев, формулирование собственной оценки их действий. Воспитательные цели урока математики предполагают формирование таких качеств, как сосредоточенность, усидчивость, ответственность за результат. В групповой работе дети совершенствуют навыки взаимодействия друг с другом. В частности, это проявляется при использовании игровых форм занятия. Воспитательная цель урока информатики предполагает привитие детям понимания разницы между виртуальным и реальным миром. Они должны осознавать, что фактическое отсутствие ответственности в сети не означает, что можно не соблюдать моральные и этические нормы, принятые в обществе.

Воспитательные цели урока английского языка ориентированы на привитие уважения к другой культуре. При изучении особенностей общения в другой стране у детей формируется представление о менталитете, моральных ценностях, этических нормах, принятых в ней. Это пригодится в будущем.

fb.ru

Материал по теме: Цели и задачи воспитательной работы.

 Цель и задачи воспитательной работы

на 2014-2015 учебный год 

Цель спортивно-массовой работы:  способствовать достижению уровня физической подготовленности и спортивных результатов в соответствии с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.

Задачи:

—              продуктивное сочетание учебного процесса с каждодневными тренировками;

—              укрепление здоровья у  обучающихся  через всестороннее физическое развитие;

—              создание условий для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта.

Цель воспитательной работы:  достижение положительных результатов в формировании гармонично развитой личности, духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

—              создавать условия для успешного развития и совершенствования умственных, физических и психических качеств каждого воспитанника;

—              влиять на формирование патриотических чувств, морально – этических и волевых качеств;

—              создавать предпосылки для утверждения здорового образа жизни;

—              предупреждать возникновение вредных привычек ,  предупреждать возникновение правонарушений;

—              создавать условия для формирования и проявления положительных эмоций.

Принципы развития воспитательной системы

Целостность педагогического процесса- единство, взаимосвязь и интеграция урочной и внеурочной форм работы

 Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы, общества (социума)

Приоритетность исторического, культурного наследия России и родного края через духовные ценности и традиции

Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учётом их особенностей

Принцип деятельного подхода в воспитании. Воспитательный процесс  идёт через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную, творческую.

 Многообразие форм, методов, средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.

Содержание деятельности:

Нравственно- патриотическое воспитание

Экологическое воспитание

Правовое воспитание

Спортивно- оздоровительное воспитание

Трудовое воспитание

Основные идеи воспитания:  

                                                                       

1 —     личностный подход в воспитании. Признание личности развивающего человека в качестве высшей социальной ценности, учет уникальности и своеобразия каждого ребенка.

2 —     единство воспитания, общения и развития — важнейшее условие формирования целостной личности.

3 —     организация идейной и эмоциональной насыщенности жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса.

4 —     гуманизация межличностных отношений: «ученик — ученик», «ученик — воспитатель», «воспитатель — тренер» «воспитатель — родители», в целях создания комфортных отношений, в которых растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.

5 —     эстетическая организация среды — важнейшее условие повышения эффективности воспитания.

6 —     средовый подход в воспитании. Создание таких альтернативных условий жизни обучающихся, которые давали бы им возможность адекватно оценивать среду, выработать у них правильное отношение к ней.

  Конкретные цели:

  • создание в отделении содружества детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью гуманными отношениями к окружающему миру;
  • формирование культуры общения;
  • выявление и развитие творческого потенциала и природных задатков каждого ребенка;
  • приобщение учащихся к системе духовных и культурных ценностей народа;
  • воспитание уважения к закону, социальной ответственности как важнейшей черты личности;
  • закрепление у воспитанников бытовых навыков и формирование высокого уровня социализации;
  • развитие мотивации к знаниям, чтению и другим источником интеллектуального развития;
  • не допускать бесцельного времяпровождения ребят, сформировать у них привычку к труду, к смене занятий, как форме отдыха;
  • довести до автоматизма (к выпуску) следование правилам безопасности (пожарной, на дороге и т.д.)
  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином;
  • организация работы с родителями, с тренерами, предотвращающая разрыв воспитательного влияния школы и семьи, тренировочного процесса, организация постоянной и широкой информации родителей и тренеров о воспитательном процессе и успехах воспитания школьника, организация совместной деятельности школьников  тренеров, родителей.

     ЗАДАЧИ: 

—   формирование  готовности  и  способности личности  выполнять  систему

     социальных ролей;

—  приобщение  к  национальной  и  мировой  культуре, развитие  духовности;

—  воспитание  патриотов, граждан  правового, демократического, социального

    государства, уважающих  права  и  свободы  личности;

—  формирование у детей  культуры  межличностных отношений

—  развитие  творческих  способностей  учащихся,  навыков  самообразования;

—   воспитание  здорового  образа  жизни,  развитие   детского  и юношеского

    спорта;

—  профилактика  асоциального поведения  детей  и молодежи, детской

    беспризорности, правонарушений и  других  негативных  явлений.

—  укрепление взаимодействия  с  семьями  учащихся;

—  поддержка  детей  из  неблагополучных  семей, семей  социального  риска,  детей,

    попавших  в  трудную  жизненную  ситуацию;

Основные  направления воспитательной  деятельности:

1. ЗДОРОВЬЕ — организация  деятельности  по  формированию  здорового  образа   жизни, организация деятельности  по профилактике  употребления  психоактивных веществ, организация туристической и  спортивной работы, воспитание  гармонично  развитой личности: здоровье  тела, духа, разума.

2. СЕМЬЯ   —  организация  работы  с  семьей,  организация  совместной  деятельности  семьи  и  школы,   работа  по  половому  просвещению  учащихся, защищенность ребенка  в семье.

3. ИНТЕЛЛЕКТ — формирование целостной и  научно обоснованной  картины  мира, развитие  познавательных  способностей.

4. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ – формирование   самосознания, активной  жизненной  позиции, потребности  к самосовершенствованию и саморазвитию, способности  адаптироваться  в  окружающем  мире.         

5.ОТЕЧЕСТВО — гражданско-патриотическое  воспитание  учащихся, изучение     национальных  традиций, деятельности  детских  общественных организаций.

 6.ПРИРОДА – организация  деятельности  по  защите  природы, экологическому воспитанию, организация природосообразной  деятельности.

 7.ТРУД — организация  трудовой  и  профориентационной  деятельности  учащихся

     воспитание  трудолюбия, культуры  труда , экономическое  просвещение  подростков.

Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.

Главная  задача   педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно  развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя – защита ребенка.

 Принципы учебно-воспитательной деятельности в школе

Воспитание                  РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ, имеющей устойчивый интерес к знаниям, умеющий ставить задачи и выполнять их, осуществлять самоанализ и самокоррекцию.

 Воспитание    СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимости суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни.

Воспитание    ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ, понимающей высокую ценность человеческой жизни, способной оказать помощь людям, стремящейся к миру, добрососедству, взаимопониманию.

Воспитание    ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ, имеющие развитые потребности в познании, самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, идеала в общении с искусством.

 Воспитание   ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей развитым интеллектом, творческими способностями, способной к жизнетворчеству.

Воспитание    КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей высоким уровнем культуры, толерантности, знающей и выполняющей правила поведения в обществе, уважающей традиции и обычаи других наций и народностей.

 Воспитание    ПРАКТИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ, владеющей практическими умениями, необходимыми для жизни в новых социокультурных условиях. 

Прогнозируемый результат: ценностно-ориентированное поле воспитательной системы  – успех, доброта, образование, красота, культура, спорт,  активность, профессионализм, талант  и здоровье.

nsportal.ru

57. Сущность, цели и задачи воспитания.

процесс воспитания – это целенаправленный процесс взаимного активного воздействия при руководящей и направляющей роли воспитателя. Его сущность состоит в организации жизнедеятельности воспитуемых, выработке у них стойких положительных норм поведения, принятых в обществе.

Воспитание – явление вечное и необходимое.

Процесс воспитания направлен на достижение следующих целей:

• Формирование отношений личности к миру и себе.

• Воспитание всесторонне развитой личности.

• Воспитание социально-компетентной личности.

• Воспитание гражданской личности.

• Воспитание автономной личности.

• Развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Процесс воспитания направлен на решение следующих основных задач:

• формирования национального самосознания, любви к своему народу, родной земле, готовности ее защищать;

• обеспечения духовного единства поколений, воспитания уважения к родителям, женщине-матери, культуре и истории родного народа;

• формирования высокой языковой культуры;

• воспитания духовной культуры личности, создания условий для свободного выбора ею мировоззренческой позиции;

• утверждения принципов гуманистической морали: правды, справедливости, патриотизма, трудолюбия и т.д.

• обеспечения высокой художественно-эстетической осведомленности и воспитанности личности;

• формирования экологической культуры и гармонии отношений человека с природой;

• развития индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий ее самореализации;

• обеспечение физического развития молодого поколения, охрана и укрепление его здоровья;

• формирование умений и навыков межличностных отношений и подготовка молодежи к жизни в условиях рыночных отношений.

58. Структура процесса воспитания

Структуру процесса воспитания можно представить в виде следующей

схемы:

Для процесса воспитания характерна двусторонность, т.е. обязательное участие и взаимодействие в нем двух сторон – воспитателя и воспитуемых.

В процессе воспитания воспитуемый выступает и как объект воспитания, и как субъект этого процесса, поскольку он сам совершает определенные действия, усваивает нормы поведения, определяет ту или иную линию поведения в своих

отношениях с окружающими.

Следовательно, процесс воспитания – это целенаправленный процесс взаимного активного воздействия при руководящей и направляющей роли воспитателя. Его сущность состоит в организации жизнедеятельности воспитуемых, выработке у них стойких положительных норм поведения, принятых в обществе.

59. Образование и воспитание. Направления и средства воспитания.

В воспитании выделяют несколько основных направлений: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, конфессиональное, семейное, и воспитание в обучении.

Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали;

Умственное воспитание человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению и учебно-познавательной деятельности. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания.

Трудовое воспитание призвано развивать у учащихся чувство уважения и готовности к добросовестному труду, оно решает две группы задач, первая из которых связана с формированием трудовых умений и навыков, а вторая – с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов сознания.

Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетических ценностей общества в эстетическую культуру личности. Его средствами являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебной работы обучающихся, формирует элементы физической культуры, которая..

Экологическое воспитание предусматривает формирование у студентов правильного отношения к проблемам окружающей среды, бережного отношения к природе, заботы о природных богатствах, их сохранения и приумножения.

Правовое воспитание направлено на формирование высокой правовой культуры учащихся, повышения уровня их правосознания.Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни;

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.