cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Математика в цифрах пословицах и поговорках – Математика в пословицах и поговорках

Пословицы и поговорки с цифрами по математике для 1 класса

Все чаще и чаще дошкольники узнают о русском фольклоре при подготовке к школе. Вместе с цифрами учителя начальных классов знакомят их с русскими пословицами и поговорками. Будущие ученики представляют изображения персонажей и их действия, которые складываются в увлекательные картинки. Пойдя в первый класс школьники начинают заучивать стихи для того, чтобы развить свою память. Некоторым из них еще плохо дается складывание цифр, некоторые еще корявенько пишут в прописях, но у всех них уже на слухи пословицы и поговорки, в которых фигурирует эти самые числа.

Один в поле не воин! Одним выстрелом убить двух зайцев. Одна голова хорошо, а две лучше.

Числа в пословицах и поговорках. Два друга — мороз да вьюга. Не узнай друга в три дня, узнай в три года.

Стихи про цифры. Вот один или единица очень тонкая, как спица.

Допиши цифры в поговорки.

Математические пословицы и фразеологизмы.

Пословицы. Семь бед — один ответ. Семеро одного не ждут. Семь пятниц на неделе.

pickimage.ru

Познавательно-творческий проект «Математика в числах, пословицах и поговорках»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции речи № 1 «Солнышко» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

694620, Сахалинская область тел.факс: 8(42433) 2-05-52

г. Холмск, ул. Победы 3 E-Mail. [email protected]

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Математика в числах, пословицах и

поговорках»


Автор проекта: Фендрикова Е.Л.

Воспитатель МБДОУ д/с №1 «Солнышко»

Холмск 2016г.

Введение

Данный проект направлен на воспитание и формирование математических представлений детей дошкольного возраста, ознакомлению детей с историей возникновения математической грамотности. Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста.

Актуальность темы

Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой, поэтому есть необходимость изучать цифры, историю их создания и учиться записывать их значками. А стихотворения о числах, поговорки, загадки и ребусы делают изучение чисел довольно интересным и познавательным, а, кроме этого, так цифры гораздо проще запоминаются.

Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше уделять внимания формированию у детей познавательных интересов и способностей.

Свой проект мы решили назвать « Математика в числах, пословицах и поговорках».

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

Веками создавал народ мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни.

Цель проекта:

-формирование математического мышления у детей дошкольного возраста;

-изучить  пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

Задачи проекта:

узнать историю возникновения пословиц и поговорок;

— развитие познавательной активности;

-обогатить речь детей пословицами и поговорками, развивать внимание, логику, мышление.

-создать картотеки загадок, пословиц, стихов о каждом из чисел в пределах первого десятка.

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий.

Продукт проектной деятельности:

-рисунки «Числа в пословицах и поговорках».

-картотека пословиц и поговорок с числами.

— Лепбук на тему « Математика в числах, пословицах и поговорках»

— Информационная газета для родителей

Методы:

  1. Наглядно-образный метод.

  2. Словесный метод.

  3. Практический метод.

  • Наглядно-образный метод.

  • Словесный метод.

  • Практический метод.

  1. Наглядно-образный метод.

  2. Словесный метод.

  3. Практический метод.

Формы работы:

  1. Слайдовая презентация.

  2. Дидактические игры.

  1. Слайдовая презентация.

  2. Дидактические игры.Продолжительность: 1-2 недели.

Участники: дети подготовительной группы «Звездочки» МБДОУ д/с №1, воспитатели, родители воспитанников.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап: 2 дня

Основной этап: 1 неделя.

Речевое развитие: « Составление творческих рассказов по пословицам»

Художественное творчество: Рисование «Любимое число в рисунке»;

Экскурсия в библиотеку.

Дидактические игры.

Заключительный этап: 2дня.

  • Пополнение предметно развивающей среды – оформление картотеки пословицы и поговорки с числами, ребусы.

  • КВН на тему «Математика в мире пословиц»

Исследовательская часть.

Интересное о числах.

В древности, первобытные люди не знали счёта, а учить их было некому. Учила их сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела их жизнь, люди учились из множества предметов вокруг, научились выделять отдельные, определенные предметы, необходимые в данное время. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из колоса с зёрнами – одно зёрнышко.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоящие из пары предметов (глаза, руки, уши, рога, крылья, лапы), привели человека к представлению о числе.

Немалую роль в истории счёта сыграли пальцы. Особенно когда люди стали обмениваться предметами труда. Кстати сказать, пальцы и сейчас являются для детей самыми главными помощниками при счёте.

В разных странах и в разные времена люди учились записывать цифры по-своему. Постепенно люди все больше и больше включали цифры в свою повседневную жизнь, пользовались счётом. Счёт был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю.

А несколько тысяч лет назад возникло мистическое отношение к числам, которое живёт и в наше время.

Например, число 7- хорошее, а 13- плохое.

И в наше время, где только не встретишь разные числа: на зданиях, на транспорте, в книгах, в номерах телефонов, на часах, на ценниках, да всего и не перечислить.

При общении друг с другом мы тоже употребляем числа в речи.

А сколько стихов, загадок, сказок, пословиц, поговорок с числами мы слышали с самого детства.

Пословицы – краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы. В пословице есть второй смысл, это аллегория. Например, пословица: Чем дальше в лес, тем больше дров – может быть понята в прямом смысле. А может быть применена и к учёбе: чем больше узнаёшь, тем больше открывается нового и интересного.

Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается.

У пословицы есть родная сестра – поговорка. Они похожи друг на друга. Вот поговорка: Пытаешься убить двух зайцев? На самом деле человек вовсе не собрался на охоту за зайцами, а пытается одновременно достичь двух разных целей.

Поговорки – краткие устойчивые выражения, не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний. Семь пятниц на неделе – поговорка используется как часть суждения о тех, кто отступает от слова, меняет решение.

Пословица – законченное предложение, а поговорка – часть предложения, часть суждения, без вывода, без заключения.

У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, безымянны, не имеют автора. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

А много ли  мы  знаем  пословиц, поговорок, в которых есть числа?

Мы решили заняться поиском таких пословиц.

  • Интересно, а с каким числом пословиц больше?

  • Задумались! Где об этом можно узнать? ( спросить у родителей, прочитать в книге, узнать в интернете).

  • Задание для детей и родителей: Определить любимое число и узнать пословицы, поговорки, загадки об этом числе.

Основной этап проекта:

1.Экскурсия в библиотеку.

Цель — познакомить детей с многообразием художественной литературы. Познакомить со сборниками пословиц и поговорок, доступных детям старшего дошкольного возраста. Познакомиться с пословицами, в которых есть числа от 0 до 10.



2.НОД

Речевое развитие: « Составление творческих рассказов по пословицам»

Цель: Учить составлять короткие творческие рассказы по пословицам. Формировать умение применять пословицы в разных жизненных ситуациях. Развивать память воображение. Формировать навыки связной речи.


Художественное творчество:

Рисование тема: «Любимое число в рисунке»

Цель: Закрепить знания пословиц, развивать художественное творчество, воображение.



4.Беседы: «Ученье свет, а не ученье тьма», «Пословица цветочек, а поговорка ягодка» Рассматривание иллюстраций к пословицам.

Во второй половине дня рассматривали иллюстрации к пословицам, вместе с детьми обсуждали содержание пословицы, выделяли смысл и значимость пословицы, а так же в какой ситуации можно применить ту или иную пословицу и поговорку.

5.Заучивание пословиц и поговорок

Один в поле не воин.

Один ум хорошо, а два лучше.

Два сапога пара.

Один за всех, все за одного.

Семеро одного не ждут. И др.

Такая работа способствует развитию словарного запаса у детей, расширяет кругозор знаний, любознательность, развивает память, воображение и мышление.



6.Дид. игра (разрезные картинки) «Собери пословицу» — игра способствует закреплению запоминанию пословиц, развивает зрительное внимание, мышление и способствует развитию ориентировке в пространстве

Дид. игра «Сложи цифру» — закреплять знания цифр, развивать зрительное внимание, воображение.


Совместно с родителями проанализировали достаточный объём детской литературы, что позволило выявить группы пословиц с числами.

 

Статистическая обработка данных.

 

Пословицы с

числом

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество

 

 

2

 

13

11

8

6

5

2

12

2

1

3

 1. Пословицы с числом 0.

Ноль без палочки (прост.). (Ничего нестоящий, незначащий человек).

Ноль внимания (прост.). (Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо).

2. Пословицы с числом 1.

Один как месяц в поле.

Один в поле не воин.

Один – задириха, другой – неуступиха.

Один не тянет, другой не везёт.

Один носит, другой просит, третий очереди ждёт.

Один раз соврёшь – другой не поверят.

Одна правда на свете живет.

Один в море – не рыбак.

Один ум хорошо, а два лучше.

Беда никогда не приходит одна.

Один за всех, все за одного.

Одна нога – тут, другая – там.

Одно делай, а другого не порть.

В одно ухо влезет, в другое вылезет.

3. Пословицы с числом 2.

Два медведя в одной берлоге не улягутся.
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

Два сапога – пара (и оба на левую ногу).

Два часа собирался, два часа умывался, один час утирался, сутки одевался.

Как две капли воды.

Одна голова – хорошо, а две – лучше.

От горшка два вершка.

Палка о двух концах.

Двое пашут, семеро машут.

Бог дал два уха и один язык

4.  Пословицы с числом 3.

Хвастуну цена – три копейки.

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.

 Бог любит троицу.

Заблудиться в трех соснах. (Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения).

От горшка три вершка. (Очень низкий, низкого роста, маленький).

Наговорил с три короба. (Очень много наговорить, наобещать, наврать).

5. Пословицы с числом 4.

Четыре страны света на четырех морях положены.

Без четырех углов изба не рубится.

Без троицы дом не строится, без четырёх углов изба не становится.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается. (Каждый может ошибиться, оказаться в затруднительном положении. Говорится в оправдание чьей-либо ошибки).

На все четыре стороны. (Куда угодно, куда только захочется идти, отпускать).

Жить в четырех стенах. (Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома).

6. Пословицы с числом 5.

Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо, досконально, основательно).

Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек).

С пятого на десятое. (Выражение, употребляемое вместо подробного перечисления, названия чего либо).

Пятерым просторно, а двоим тесно.

Пять раз прощают, а шестой бьют.

7.Пословицы с числом 6.

Для мила дружка шесть верст не околица.

Шесть дней рабочих, а седьмой – для охочих (желающих).

8.Пословицы с числом 7.

 Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Семеро одну соломинку подымают.

Семимильными шагами. (Очень быстро. Так говорят о развитии чего-либо).

Седьмая вода на киселе. (Очень дальний родственник).

Семь вёрст до небес. (Очень много пообещать, наговорить).

Семеро одного не ждут. (Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя).

Семь бед – один ответ. (Рискнем еще раз, и если придется отвечать – так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному).

 9. Пословицы с числом 8.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Семь лет молчал, на восьмой вскричал.

10. Пословицы с числом 9.

Семь лет – беда, девять лет – несчастье.

11.  Пословицы с числом 10.

Дело десятое. (Не столь важно; совершенно не существенно).

С пятого на десятое. (Бессвязно, непоследовательно, пропуская подробности (рассказывать, сообщать, говорить и т.п.).

У медведя десять песен и все про мёд.

12. Пословицы с другими числами.

Опять двадцать пять. (Снова то же самое, всё время одно и то же)

В субботу в обед будет сто лет.

Для матери ребёнок до ста лет дитёнок.

Верный друг лучше сотни слуг.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

 В результате исследования стало ясно, что самыми распространёнными в литературе являются пословицы и поговорки с числами 1, 2, 7. 

На завершающем этапе нашего проекта провели КВН на тему «Математика в мире пословиц»





Оформили Лэпбук на тему «Математика в числах, пословицах и поговорках»


В него вошли книжки-малышки, оформленные родителями вместе с детьми, «Сказка о геометрических фигурах», « Стихи и загадки о цифрах»

Дидактические игры «Радуга», «Цветик-Семицветик», «Три сигнала светофора», «Двенадцать месяцев», «Дни недели», ребусы.


Выпустили информационную газету для родителей «Занимательная математика», с рекомендациями по работе с детьми дома. В газету вошли рубрики:

  • «Отгадай-ка»

  • «Веселый счет»;

  •  «Лабиринты»;

  •  «Ребусы, головоломки».



Вывод:

Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным. Увеличился объем знаний об истории возникновения счета, цифр, пополнился словарный запас. Способствовал развитию сотрудничества воспитателей с родителями и установлению партнёрских отношений.

infourok.ru

Проект «Математика в пословицах, поговорках, сказках, стихах»

Слайд 1

Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках, сказках, стихах Работу выполнили: ученики 5-х классов Троснянской СОШ Руководитель Билык Т.В. Тросна 2017 год.

Слайд 2

Цель: расширить представления о числах на материале устного народного творчества Задачи: Отбирать загадки, пословицы и поговорки, содержащие числа Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы, поговорки) Работать в группе, планировать и распределять работу между ее членами

Слайд 3

Давайте ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять , вычитать. Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света. Без счета не сможет подняться ракета, Без счета письмо не найдет адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята. Считайте, ребята, точнее считайте, Хорошее дело смелей прибавляйте, Плохие дела поскорей вычитайте. Учебник научит вас точному счету, Скорей за работу, скорей за работу!

Слайд 4

Как люди научились считать? Давным –давно наши далекие предки жили племенами. Их жизнь мало чем отличалась от жизни животных. Первобытные люди, так же как и маленькие дети не знали счета. Наблюдая окружающую природу , от которой полностью зависела их жизнь, наши предки из множества различных предметов научились выделять отдельные предметы. Поначалу они определяли это соотношение как «много», «один». Пальцы рук сыграли немалую роль в истории счета.

Слайд 5

Сказка о стране Цифирии Далеко-далеко за морями и горами была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только ноль отличался ленью и нечестностью. Однажды все узнали, что королева Арифметика зовет к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все. Между Цифирией и королевством Арифметики протекали четыре глубокие реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Числа решили объединится все вместе, чтобы добраться до королевства. В пути с ними произошло много удивительных приключений, всем мешал ноль. Но жители Цифирии добрались до королевства. Королева Арифметика примирила все числа с лентяем нулем: она стала приписывать Ноль рядом с числами, которое от этого увеличивались в 10 раз.

Слайд 6

На что похожа цифра? Вот один, иль единица Очень тонкая , как спица. Вид ее, как запятая, Хвост крючком, и не секрет: Любит всех она лентяев, А лентяи ее –нет.

Слайд 7

А вот это, посмотри, Выступает цифра -3. Тройка –третий из значков- Состоит из двух крючков Гляди, четыре -это стул, Который я перевернул. А вот это цифра 5! До пяти легко считать. Каждый пальчик подержи, Цифру пальчику скажи. Эта цифра-акробатка, То шестерка, то девятка. Вот семерка-кочерга, у нее одна нога. У восьмерки два кольца, без начала и конца. Ноль встает за единицей,цифра 10 на странице

Слайд 8

. Загадки в числах Два братца в воду глядятся, ввек не сойдутся. У кого одна нога, да и та без башмака? Один пастух тысячу овец пасет. Два близнеца, два братца На нос верхом садятся. У одной мыши три хвоста. Живет между камнями голова с четырьмя ногами. Пять ступенек- лесенка, на ступеньках песенка. Четыре четырки, две растопырки, седьмой – вертун. Шесть ног , две головы, один хвост. Кто это? Пять пальцев, ни костей , ни мяса. Четыре ноги , а ходить не может? Кто в году четыре раза переодевается?

Слайд 9

Крылатые выражения Заблудился в трех соснах. (не суметь разобраться, в чем– нибудь простом) От горшка три вершка (очень низкий, низкого роста) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. ( когда берешься сразу за несколько дел, и ни одного не доведешь до конца) Семеро одного не ждут ( говорят, когда начинают какое –нибудь дело без того, кто опоздал) Семь пятниц на неделе (говорят, когда часто меняют свои решения) У семи нянек дитя без глазу (без присмотра, дело выполняется плохо, когда за него сразу отвечают несколько человек) Обещанного три года ждут (говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение данного обещания) Плакать в три ручья (очень горько плакать) За семь верст киселя хлебать (далеко и попусту ехать, тащиться)

Слайд 10

Числа в пословицах Одно дерево срубишь- десять посади. Одна голова –хорошо, две –лучше. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Без четырех углов изба не рубится. Семь раз примерь, один раз- отрежь. Весна да осень, на дню погод восемь. Один в поле не воин. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.

Слайд 11

Скороговорки Три сороки тараторки, тараторили на горке. У четырех черепах по четыре черепашонка. Шесть мышат в шалаше шуршат. По утру мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил. Восемь сцепщиков сцепляют цистерны. Сидели, свистели семь свирестелей.

Слайд 12

Считалки Раз, два, три, четыре Мы сидели на квартире. Чай пили, булки ели, Позабыли с кем сидели. Раз , два, три, четыре. Кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон, Кто не спит, тот выйдет вон. Раз, два, три , четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы, Ты поди-ка поводи. Раз, два, три , четыре, пять Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Материал по математике на тему: Пословицы и поговорки с цифрами

Пословицы и поговорки с цифрой 1.

Что для одного еда, то для другого яд
Один в поле не воин
Один гусь поле не вытопчет
Один с сошкой, а семеро с ложкой
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине
Одна пчела немного меду натаскает
Одно срубишь дерево – десять посади
Одной рукой в ладоши не хлопнешь
Одна правда на свете живет
Один раз не в счет
Один в море – не рыбак
Одна рука узла не вяжет
Один пашет, а семеро руками машут
Одна голова на плечах
Одна нога тут, другая – там
Одна мудрая голова ста голов стоит
Одна пчела лучше, чем рой мух
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
На одном месте и камень мхом зарастает
Одно сегодня лучше двух завтра
Одной рукой и узла не завяжешь
От одного слова да навек ссора
У ежа одна сила – колючки
Одному ехать – и дорога длинна
Раз солгал – навек лгуном стал
Руки поборют одного, знанье – тысячу
Трус умирает сто раз, а герой – один раз

Пословицы и поговорки с двойкой

Два медведя в одной берлоге не уживутся
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Два сапога – пара
Две пары сандалий сразу не наденешь
Двух правд не бывает
Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости
Два сапога – пара
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, одевался сутки
Как две капли воды
Кто скоро помог, тот дважды помог
Лентяй дважды работает
Между двух огней
На два слова
На два фронта
Не может связать двух слов
Ни два, ни полтора
Одна голова – хорошо, а две – лучше
От горшка два вершка
Палка о двух концах
Сидеть меж двух стульев
Скупой платит дважды
Убить двух зайцев
Уплетать за обе щеки
Хромать на обе ноги
Бабушка надвое сказала
Второе дыхание
Двуликий Янус
Двум смертям не бывать, а одной не миновать
За одного битого двух небитых дают
Из двух зол выбирают меньшее
Старый друг лучше новых двух
Ум хорошо, а два лучше
Двое пашут, а семеро руками машут
Гляди в два, а не в полтора!

Пословицы и поговорки с тройкой

Хвастуну цена – три копейки
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня
Заблудиться в трех соснах
Из третьих уст, из третьих рук
От горшка три вершка.
С три короба
Третьего дня. Позавчера
Обещанного три года ждут
Плакать в три ручья
Если у одной плиты 3 повара толкутся – обед пригорает
Такая красивая, что в окно глянет – конь прянет; на двор выйдет – 3 дня собаки лают
Три волосинки в 6 рядов уложены
Три волоска – и все густые
Три много и мало три губят человека: много говорить и мало знать; много тратить и мало иметь; много воображать и мало стоить
Три дня молол, в полтора съел
Беда ездит на тройке, а счастье ходит пешком
Один сын – не сын, два сына – половина сына, три сына – сын

Пословицы и поговорки с цифрой 4

Без четырех углов изба не рубится
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается
На все четыре стороны
Жить в четырех стенах
Как кошку ни брось, она четырьмя лапами на землю встанет
Деревня большая: 4 двора, 8 улиц
В доме 4 угла, да 40 дел

Пословицы и поговорки с пятеркой

Дорогой – пять, а десять прямо
У него шесть хитростей и пять обманов
Как свои пять пальцев
Пятое колесо в телеге
Какая душа в 5 лет, такая она и в сто лет
Пять пальцев – братья, да все разные
Сметлив и хитер – пятерым утер нос

Пословицы и поговорки с шестёркой

Три волосинки в шесть рядов уложены
Пятеро сыновей подрастают, а они о шестом мечтают
У него 6 хитростей и пять обманов
Лапти растеряли, по дворам искали: было 5, а стало 6 (русская)

Пословицы и поговорки с семёркой

Семеро одного не ждут
Семь бед – один ответ
Семь верст до небес и все лесом
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь
Семи смертям – не бывать, а одной не миновать
Семеро по лавкам
Семь верст до небес и все лесом
У семи нянек дите без глазу
Семь раз поели, а за столом не сидели
За семь верст киселя хлебать
Семеро ворот и все в огород
Семь мудрецов дешевле одного опытного человека
Семь футов под килем
У одной овечки семь пастухов
Лук – от семи недуг
Один с сошкой, а семеро с ложкой
Седьмая вода на киселе
Семь бед – один ответ
Семь пядей во лбу
Семь пятниц на неделе
Семь раз отмерь – 1 раз отрежь
Семь без четырех да три улетело
Рос нос на семерых – а одному достался
Для любимого дружка семь верст не околица
Тайна за семью печатями
Для бешеной собаки семь верст не круг
Не велик городок, да семь воевод.
Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.
Макару поклон, а Макар на семь сторон
Семь потов сошло
А ты, седьмой, у ворот постой
У семерых братьев по одной сестрице, много ли всех? (Одна.)
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
За семь верст киселя хлебать
Голого и 7 разбойников не разденут
Двое пашут, а семеро руками машут
Лиса семерых волков проведет
Он 7 лет все на одной дудке играет
Пичужка знала 7 языков, но когда ястреб нагнал ее – забыла и свой
Разлучившийся с другом плачет 7 лет, расставшийся с родиной плачет всю жизнь
Сам не дерусь, а семерых не боюсь
Семеро плотников прямо дом не поставят
Семерым просторно, а двоим тесно
Семь раз подумай, один раз скажи
Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке
Семь раз упадешь, восьмой раз встанешь
Хорошая дочь семерых сыновей стоит
Хорошо ружье бьет: с печки упало – 7 горшков разбило
Семь рек осушила, холста не смочила
За 7 верст комара искали, а он на носу

Пословицы и поговорки с восьмёркой

Весна да осень – на дню погод восемь

Пословицы и поговорки с девяткой

Девять человек – все равно, что десяток

Пословицы и поговорки с десяткой

Одно срубишь дерево – десять посади
Десять ран прими, а стой
На гору десятеро тянут, а под гору и один столкнет
Лучше десятерых простить виновных, чем одного невиновного казнить
Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит
В доме, где 10 служанок, пол не подметен
Одну ветку тронешь – 10 закачаются
Лучше 10 раз поворотить, чем 1 раз на мель сесть
Он не робкого десятка
О женитьбе сына посоветуйся с десятью, о разводе – с сотней
Правда 12 цепей разорвет
Хороший человек и в 15 лет не ссылается на молодость, и в 100 лет не жалуется на старость
Тот, из кого выйдет прок, уже в 15 лет становится человеком, негодный же и в 40 лет остается ребенком
30 лет, как видел коровий след, а все молоком отрыгается
До 5 лет обращайся с сыном, как с царем, с 5 до 15 – как со слугой, после 15 – как с другом
До 16 лет – сын, после – друг
И тысяча слухов еще не правда
Баба с печи летит, 77 дум передумает

Выбор огромен. Домашнее задание по математике не составит проблем.

nsportal.ru

Проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках»

В своей работе я часто применяю метод проектов. Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности. Работа над проектами ориентирована на развитие познавательных интересов, исследовательских умений, на углубление и расширение знаний, на формирование таких качеств мышления, как целесообразность, конструктивность, вариативность, критичность.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Таким образом детей необходимо научить правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач я использую в своей работе различные формы и методы обучения. Одним из таких методов является метод проектов, который помогает нам решать задачи не только образования, но и воспитания, и развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал.

На уроках математики проектные методы мы используем очень часто, уже начиная с первого класса. Приведу пример одного математического проекта по теме «Числа в загадках, пословицах и поговорках«, который проводился в 1 классе. Для начала было предложено найти интересные материалы о происхождении чисел. Дети собрали информацию с помощью своих родителей. Кое- что из этого материала было использовано в составлении проекта. Далее каждому ребенку было дано задание поработать с одной из цифр. Дети искали пословицы, поговорки и загадки каждый о своей цифре, оживляли цифры в рисунках. Все это вызвало неподдельный интерес у учащихся.

Особо интересным этапом работы в проектировании для учащихся является презентация подобранных материалов. Конечно, часто они пока прибегают к помощи старших, но все же это приближает их к информационно-коммуникативным технологиям. Презентацию мы с детьми делали вместе в классе, обсуждали, предлагали.

Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели и воплощать их в жизнь.

Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися практически любого возраста.

Мне и моим детям очень нравится метод проектов, в которых дети не боятся предлагать и высказать свое мнение.

Проект прикладывается к статье.

infourok.ru

Проект по математике «Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Проект

«Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Выполнили:

ученики 1 класса

МБОУ ООШ №24

Руководитель:

Колесникова Л.А.

Тема проекта: Нумерация

Название проекта: Числа в загадках, пословицах и поговорках

Тип проекта:учебный

Вид проекта:краткосрочный (1 неделя), коллективный

Исполнители:учащиеся 1 класса МБОУ ООШ №24

Руководитель проекта: Колесникова Л.А.

Краткая аннотация

Числа встречаются и в народном фольклоре. Есть они и в загадках, пословицах и поговорках. Этот материал можно использовать в начальной школе для развития интереса учащихся к математике. Проект ориентирован на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, планируемые результаты начального общего образования, рабочие программы для 1-4 классов по математике М.И. Моро предметной линии учебников «Школа России».

Актуальность проекта:

Наше знакомство с числами началось с раннего возраста. Мы  и сами не подозревали, что уже начинаем воспринимать числа. Когда мы стали старше, то поняли,  что хотим узнать, как числа пришли на  Русь. Почему числа нашли свое отражение в русских пословицах и поговорках? Какова их роль в устном народном творчестве? Какое число самое «любимое» у русского народа?

Цель проекта: формирование информационных, проектировочных, коммуникативных и креативных компетенций учащихся 1 класса через включение в краткосрочный проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Задачи проекта:

направленные на достижение личностных результатов:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;

направленные на достижение метапредметных результатов:

  • -развитие умения работать с информацией;

  • формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера;

  • развитие операций мышления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

направленные на достижение предметных результатов:

  • формирование умения записывать цифры и сравнивать числа;

  • формирование умения оценивать количество предметов числом.

Итоговый продукт: создание сборника книжек – малышек «Числа в загадках, пословицах и поговорках», создание презентации.

Виды деятельности:

Форма работы:

Этапы работы над проектом:

1 этап: подготовительный

Цель: включение учащихся в технологию деятельности, мотивирование на участие в проекте.

Проблемная ситуация: Как связаны цифры и люди? Почему числа нашли свое отражение в русских пословицах и поговорках? Какова их роль в устном народном творчестве? Какое число самое «любимое» у русского народа?

Содержание этапа: обсудить с родителями вопросы, связанные с подготовкой и реализацией проекта; подготовить необходимую художественную литературу по теме проекта.

Итоговый продукт: знакомство учащихся с необходимой художественной литературой.

2 этап: сбор и систематизация информации

Цель: формирование интереса к исследовательской деятельности, знакомство с разными способами сбора и систематизации информации.

Содержание этапа: экскурсия в библиотеку,работа с информацией, отбор содержания.

Итоговый продукт: материал, отобранный учащимися

3 этап: проектная деятельность

Цель: дать возможность учащимся самим придумать свой проект.

Содержание этапа: творческое оформление проекта.

Итоговый продукт: книжка — малышка, презентация.

4 этап: презентация проектов

Цель: дать возможность учащимся рассказать о своей работе, показать то, что получилось, получить поддержку и похвалу.

Содержание этапа: выступление в классе в присутствии родителей,учителей.

Итоговый продукт: сборник книжек — малышек «Числа в загадках, пословицах и поговорках»

План проекта

Название проекта

Числа в загадках, пословицах и поговорках

Этапы, их сроки

Конечный продукт

Действия в школе

Действия вне школы

Необходимые материалы

Источники информации

роли

Привлечение добровольных помощников

Подготовительный

(1 день)

Знакомство с необходимой художественной литературой

Выставка книг

Подбор материала в интернете, домашней библиотеке

книги

Книги, родители, интернет

ученый

родители

Сбор и систематизация информации

(2,3,4 дни)

Материал, отобранный учащимися

Поход в школьную библиотеку

Поход в сельскую библиотеку

книги

Книги, журналы

ученый

Библиотекари, родители

Проектная деятельность

(5, 6 дни)

Страничка журнала

Обсуждение с учителем и одноклассниками

Творческое оформление странички

Альбом, карандаши, краски, компьютер

Беседы с родителями

художник

родители

Презентация проекта

(7 день)

Альбом, открытый урок с родителями

Выступление перед родителями и учащимися

Подготовка к презентации своего проекта

Школьная доска, магниты

Беседа с родителями

артист

родители

Содержание:

Актуальность выбранной темы 2

Объект исследования 2

Предмет исследования 2

Гипотеза 2

Цель 2

Задачи 2

Методы 2

Исследовательская часть 3-4

Вывод 5

Список источников информации 5

Актуальность выбранной темы

Когда мы стали изучать число 1 и учились записывать это число значком (цифрой), то услышали в классе от учителя стихотворение о числе, загадку о числе, ребус. А к следующему уроку учитель попросил нас найти загадки, пословицы. Мы нашли, стали загадывать друг другу. Всем понравилось. Потом Лиза нашла ребусы, а Маша нашла истории о том, как и когда возникло число. Много нашли интересного материала, которого нет в учебнике. Каждому захотелось найти такие стихи или загадки, которые было бы интересно разгадывать и слушать. Даже сочиняли свои. Мы стали искать всё интересное и о других числахТак оказалось легче запомнить цифры. Когда на перемене у ребят спрашивали о числах, то оказалось, что многие много чего не знают. И мы решили собрать всё вместе и познакомить всех с нашейкопилочкой. Мы решили создать сборник.

Проводилось исследование с помощью анкетирования, нужен ли нам этот сборник? В анкетировании приняли активное участие ученики нашего класса, а это 5 девочек и 8 мальчиков, всего 13 учеников.

Объект исследования

Числа от 0 до 10.

Предмет исследования

Занимательная математика.

Цель:

Создать сборник загадок, пословиц, стихов о каждом из чисел в пределах первого десятка.

Задачи:

  1. Привлечь каждого ученика к сбору материала;

  1. Выбрать наиболее интересный материал для сборника;

  2. Проанализировать — кто чаще посещает интернет;

Гипотеза:

Мы предположили, что может получиться очень интересный сборник, который поможет быстрее запомнить цифры.

Методы:

  1. Наблюдение;

  1. Анкетирование;

  2. Обобщение.

Исследовательская часть

Интересноео числах.

Оказывается, первобытные люди не знали счёта, а учить их было некому. Учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела их жизнь, люди из множества различных предметов сначала научились выделять отдельные предметы. Из стаи волков- вожака стаи, Из стада оленей- одного оленя, из колоса с зёрнами- одно зёрнышко.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, руки, уши, рога, крылья), привели человека к представлению о числе.

Немалую роль в истории счёта сыграли пальцы. Особенно когда люди стали обмениваться предметами труда. Кстати сказать пальцы и сейчас являются для нас (малышей) самыми главными помощниками при счёте.

В разных странах и в разные времена люди учились записывать цифры по-своему. Например:

Когда искали стихи, то много нашли о дружбе, правилах поведения какие отметки лучше получать. Например:

— Кто меня обидел первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили!

— Я дружил.

— И я дружил.

— Что же вы не поделили?

— Я забыл.

— И я забыл.

(В.Орлов)

Такие стихотворения помогают нам в школьной жизни. Как только кто-то из ребят ссорится, мы сразу вспоминаем стихотворение и все дружно смеёмся.

Ещё мы узнали, что несколько тысяч лет назад возникло мистическое отношение к числам, которое живёт и в наше время. Например, число 7-хорошее,а 13- плохое. Особым почитаниемокружены были числа в Древней Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое -то число. Числа, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые.

Была даже целая наука- нумерология, в которой каждое имя имело своё число, получаемое при переводе букв имени в цифры.

Анкетирование

Считается, что дети любят в свободное время заниматься компьютерными играми, любимыми игрушками или смотреть телевизор. А так ли это? А интересно ли будет заняться поиском интересной информации для класса о числах?

Для того, чтобы понять, нужно нам это или нет, было разработано и проведено анкетирование в классе.

На вопрос анкеты «Нужен ли нам свой сборник?» ответили так:

Вариант ответа

мальчики

девочки

Да

6

6

Нет

1

Таким образом, можно сделать вывод, что сборник делать будем, что это занятие интереснее, чем играть в компьютерные игры.

В итоге наши трудов получилось даже два сборника. Один общий (презентация ),а другой книга –сборник.

Вывод

После проведения исследования наша гипотеза подтвердилась.

Можно сделать следующий вывод –всем вместе любое дело по плечу. Во время работы со сборником мы все без зазубривания выучили цифры.Не зря же говорят: «Услышал-забыл, увидел- запомнил, сделал- научился»

Своими знаниями мы поделились с ребятами из других классов. От ребят поступило много предложений, которые мы собираемся учесть в будущем в новых поисках.

Список источников информации:

  1. В.Волина « Праздник числа» АСТ пресс 1996г.

  2. Самсонова Л.Ю. «Устный счёт. Сборник упражнений к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой» Москва «Экзамен»,2009.

  3. М.И.Моро «Математика 1 класс часть 1»

infourok.ru

Проект по математике (1 класс) на тему: Проект по математике «Число 1 в стихах, загадках, пословицах и поговорках»

Слайд 1

Проект по математике «Число в стихах, загадках, пословицах и поговорках». Выполнил: ученик 1 класса Проверила:

Слайд 2

Цифра 1 (один) Ни журавль то, ни синица. А всего лишь …

Слайд 3

Весёлые стихи Вот один, иль единица, Очень тонкая, как спица. (С. Маршак) Похожа единица на крючок, А может, на обломанный сучок. (Г. Виеру) Начинаем представленье Детворе на удивленье! Познакомимся, друзья: Единица — это я! Я умею делать стойку, По канату я хожу. За собою цифру двойку На веревочке вожу. (В. Данько)

Слайд 4

Как солдатик единица. Ей никак нельзя садиться: На посту она стоит. Влево нос всегда глядит. Где мы встретим единицы? Клюв один у каждой птицы, Есть один хвост у дельфина, И один хвост у павлина, Хобот у слона один, Руль один у всех машин, У Земли Луна одна, Нам она в ночи видна. Похожа единица на крючок, А может, на обломанный сучок. Рисовал я единицу Получилось ну и ну! Настоящая ракета Для полета на луну. Как стрела помчусь я в небо, Где ни разу до меня Ни один мальчишка не был. Самым первым буду я! Охотился аист в пруду на лягушек, Зеленых, крикливых, горластых квакушек. Поймал он одну, стоит и девится. Застыл. И не птица уже- единица. Раз, один иль единица – Это стройная девица. А задорная косица Чуть ли не до поясницы. Весёлые стихи Эта цифра — единица. Тонкий носик, будто спица, Вниз повесила. Грустна, Ведь она всего одна. С единичкой посложнее, Но и здесь найдем ответ – Эта цифра — вверх стремиться. Значить стрелка? Скажем: «Нет!» Стрелка может надломиться – Получаем ЕДИНИЦУ! Всех смешнее единичка. Цифра тонкая как спичка. Длинный стебель, тонкий носик, Чуть стоит и есть не просит .

Слайд 5

Длинноносой Единице Дома, в строчке не сидится! — Путешествовать хочу, К двойке в гости полечу! Соберу я чемодан, Положу один стакан, Книжку толстую одну, Щетку с мылом заверну, Я возьму одну матрешку И одну большую ложку. Ярко-рыжий апельсин Я возьму с собой один. Молока один пакет И один мешок конфет! Ничего я не забыла? Ах! Себя не положила! Единица В отдельной квартире живет Единица, И добрых соседей она сторонится. Сидит у окна эта тощая дама, И смотрит надменно, и держится прямо. -Ну что там творится? — Глядит она строго. А в мире всего удивительно много! Много дорог, еще больше дорожек. Много собак, но не меньше и кошек. Много прохожих, немало машин. Есть даже несколько горных вершин. Сидит Единица, пьет кофе с корицей Чашку за чашкой как заводная. И только вздыхает: -Одна я! Одна я!… Дети уехали, внуки пропали, Племянники тоже писать перестали. — И только недавно пришла ей записка, А в ней непонятное: «Вы — эгоистка!» (Г.Сапгир) Весёлые стихи

Слайд 6

Весёлые стихи Единица, единица – Цифра тонкая, как спица. Очень стройная она, Всем и каждому видна. Первой песенку поёт, Первой в пляс всегда идёт. С этой цифры каждый день Мы ведём отсчёт всех дел. Есть девиз отличный, дети, Что один за всё в ответе, Мушкетёры чтут его, Рвутся в бой за одного. Единица, словно птица в синем небе высоко, улетает далеко. Ясно солнышко на небе лишь одно на белом свете . Среди килек и сардин Плавает дельфин один, Ищет жемчуг меж камней Для единственной своей! В ОДИНОЧКУ день за днём Сторожит Дружок наш дом. Мама удивляется: Как ОДИН справляется? Один в саванне слон стоит, И день молчит, и ночь молчит. Ему так скучно одному… Давай, пошлем письмо ему! У мышонка. У мальчишки. Есть на лбу бо-о-льшая шишка. Так болит… и всем видна. Хорошо, что лишь ОДНА Всем давно известно – Есть у Нуля невеста Девица – Единица. Тили – тили – тесто.

Слайд 7

Скороговорки В один клин, Клим, колоти. У меня шапочка одна , одна модна, одна не модна

Слайд 8

Один вор – всему миру разорение. Одно зерно горсть даёт. Одному и топиться идти скучно. Одна пчела не много мёда натаскает. Одна рука в меду, другая в патоке. Одна беда идёт – другую ведёт. Одно дерево срубишь – десять посади Одно око, да видит далёко. Одна мудрая голова ста голов стоит. Одна ложка дёгтя портит бочку мёда. Один за всех, все за одного. Одна ласточка весны не делает. Один в грехе, а все в ответе. Один безумный бросил камень в колодец, а сто мудрецов не сумели достать его. Одной рукой поджигает, а другой тушит. Из одного дерева дома не построишь. Из одной просинки каши не сваришь. Один конь пыли не взметнёт, а если и взметнёт пыль, то не добудет славы. Один палец укусишь – все болят. Один раз оберегай себя от огня, другой раз – от воды. Один раз не сумеешь, во второй – научишься. Один раз посмотришь – цветы да розы, другой раз посмотришь – ветер да буран. Сто раз отмерь, один отрежь. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Руки поборют одного, знанье – тысячу. Одна нога тут, другая — там. Одно сегодня лучше двух завтра. Первый блин комом. Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешано тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела. Одна весна на родине лучше, чем сто вёсен на чужбине. Один про Фому, другой про Ерёму. Один рубит, а другой в дудку трубит. Одно сегодня лучше двух завтра. Один блин и то пополам ломай. Один волк гоняет овец полк. Один в бороне, а все в стороне. Один ум хорошо, а два – лучше. Один гусь травы не вытопчет Семеро с ложкой — один с плошкой. Пословицы, поговорки, крылатые слова

Слайд 9

Загадки Стоит Антошка на одной ножке, Его ищут, а он не откликается. (Гриб) Много рук, а нога одна . (Дерево) Зимой и летом одним цветом. (Елка) Одноног Ивашка Расписная рубашка! Петь и плясать мастак, А стоять – никак. (Волчок) Танцует крошка, А всего одна ножка. (Волчок, юла) Одноглазая старушка узоры вышивает. (Иголка)

Слайд 10

Загадки Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет Одним поясом подпоясаны. (колосья в снопе) Один пастух тысячу звёзд пасёт. (месяц и звёзды)

Слайд 11

Считалки Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Все кричали: — Ку-ку-мак! Убирай один кулак! Катилась мандаринка, По имени Иринка, В школу не ходила — Двойку получила, А когда пошла гулять — Получила цифру пять, А когда пошла в больницу — Получила единицу , А когда пошла домой — Получила цифру ноль.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *