cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Зачем нужна учителю психология: Роль психологии в эффективной работе педагога

Содержание

Роль психологии в эффективной работе педагога


  • Кто это такой – педагог?

  • Какие задачи стоят перед педагогом?

  • Зачем педагогу знать психологию?

  • Где педагогу получить знания по психологии?

  • Как выбрать программу обучения?

Сегодня школьное образование выдвигает на передний план задачу воспитать всесторонне развитую личность. Современный педагог остро нуждается в знаниях психологии, потому как лишь проведя анализ способностей и склонностей ученика, выявив его индивидуальные особенности характера, можно выстроить гармоничное общение с ребенком, вызвать у него интерес к знаниям, составить наиболее верный образовательный маршрут.

Рассказываем подробно, какую роль психология играет в деятельности педагога и где можно освоить такие программы обучения.


Кто это такой – педагог?

Само слово «педагог» имеет греческое происхождение: «paidagogos» в переводе означает «ведущий детей», то есть это человек, который обучает ребенка и следует за ним. Сегодня педагог – это востребованная профессия, представители которой участвуют в обучении, воспитании и развитии детей и подростков.

Чтобы стать педагогом, необходимо пройти специальную подготовку, быть воспитанным и образованным человеком, любить детей и стремиться передать им свои знания и опыт, обладать стрессоустойчивостью и тягой к самосовершенствованию своих знаний и личности.

Педагогика – это обширная научная область, которая не только ставит перед собой задачу формирования личности человека, но и изучает и разрабатывает эффективные методы для передачи знаний подрастающему поколению. Поэтому педагогом могут быть ученые, воспитатели детского сада, школьные учителя, преподаватели высших учебных заведений, спортивные тренеры и инструкторы.


Какие задачи стоят перед педагогом?

Деятельность педагога будет заключаться:

  • в планировании, организации и проведении занятий;

  • в формировании знаний и навыков;

  • в выработке у воспитанников гармоничного взгляда на окружающий мир;

  • в адаптации учеников к социуму;

  • в развитии умственных и физических качеств;

  • в формировании у людей психологической устойчивости и внутренней готовности к преодолению проблем и сложностей;

  • в создании благоприятного климата для развития детей;

  • в организации активной жизни учеников.

Кроме всех перечисленных обязанностей, педагог еще взаимодействует с родителями своих воспитанников: проводит собрания, тестирования, отвечает на возникающие вопросы, консультирует индивидуально.  

Чтобы эффективно выполнять все эти действия, педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию своей собственной личности и профессиональных компетенций, владеть знаниями не только в педагогике, но и в психологии, и в других смежных дисциплинах.


Зачем педагогу знать психологию?

Психология – это основа педагогической деятельности, так как для развития личности ребенка нужно знать, как эту личность изучить. Именно навык психодиагностики ощутимо помогает педагогам, влияет на качество учебного и воспитательного процессов, а также на результаты, которые демонстрируют ученики.

В своей работе педагоги сталкиваются со множеством трудностей: кто-то не умеет увидеть в ученике целостную личность, учесть все его проявления, выявить причинно-следственные отношения и наметить пути развития; а кто-то оценивает способности ученика только исходя из показателей успеваемости. Системные знания по психологии помогут избежать этих ошибок и добиться наилучшего результата в профессиональной деятельности.

Знания психологии также помогут педагогу:

  • стать надежным другом каждому ребенку;

  • учитывать в процессе обучения хрупкость и ранимость детской психики;

  • понимать сильные и слабые стороны ученика;

  • выявить внутренние стремления ребенка, его потребности и мотивы;

  • уметь не только слушать, но и слышать каждого воспитанника;

  • создать для детей комфортную среду для обучения, творчества и дружбы;

  • тактично и бесконфликтно общаться и взаимодействовать с коллегами;

  • выстроить доверительные отношения с родителями.

Все вышесказанное дает абсолютную уверенность в том, что современные педагоги остро нуждаются в психологических знаниях.


Где педагогу получить знания по психологии?

В условиях стремительных инноваций в сфере образования учителям и педагогам приходится многому учиться заново, а иногда даже переучиваться. Конечно, знания в области психологии учитель получает еще будучи студентом педагогического учебного заведения. Но, как признаются сами педагоги, зачастую этих знаний недостаточно. Начиная работать по специальности, они сталкиваются с нехваткой вспомогательных психологических навыков. И вот тут-то на помощь приходит дополнительное профессиональное образование.

Множество обучающих организаций и заведений сейчас предлагают пройти программы профпереподготовки и повышения квалификации в режиме онлайн, что очень удобно в нынешней нестабильной ситуации. Онлайн-курсы – это также отличное решение для тех, кто хочет обучаться без отрыва от основной работы.

ДПО по психологии подойдет педагогам, которые:

  • желают лучше разбираться в себе и в людях;

  • хотят изучить дополнительные психологические тактики, необходимые для эффективной профессиональной деятельности;

  • стремятся проводить консультации по психологии для детей и их родителей.


Как выбрать программу обучения?

Для того, чтобы выбрать курс по психологии, нужно учитывать свои планы на будущее, а также определиться, каких именно знаний недостает.

  • Программа профессиональной переподготовки подойдет тем людям, которые хотят работать психологом, педагогом-психологом, актуализировать знания по психологии. Обучение будет длится не менее 250 часов, а после аттестации выдается диплом.

  • Программа повышения квалификации поможет тем, у кого уже есть базовое образование по психологии, но требуются дополнительные знания. Длительность обучения – от 16 часов, после итоговой аттестации выдается удостоверение.

Теперь осталось выбрать желаемое направление психологии.

  1. Практическая психология (семейная, детская, кризисная) предполагает непосредственную работу с клиентом, оказание ему психологической поддержки. После получения диплома вы можете заниматься частной практикой или работать в школе, кризисном центре, проводить индивидуальные или групповые консультации.

  2. Прикладная психология используется специалистами разных профессий: педагогами, тренерами, управленцами. В это направление включена социальная психология, которая изучает поведение человека и взаимодействие людей в обществе.

  3. Клиническая психология предполагает работу в области здравоохранения (психологические центры, государственные службы, больницы, диспансеры, санатории, реабилитационные и социальные центры, образовательные учреждения, в том числе для детей с ОВЗ).

Зачем психология учителю или педагогическому деятелю?

Видимо (я делаю акцент на слове «видимо», так как всегда нужно подходить к делу осторожно), одной из причин порой катастрофических последствий общения учителя и ученика является то, что учитель не знает психологии ученика. Возникают конфликты. Они между преподавателем и учениками очень часты. Иногда это просто неучет возможностей учеников. Все часто проистекает из-за того, что учитель не знает и общих законов психического развития человека и не владеет средствами оценки индивидуального своеобразия учащегося. А действовать можно лишь с учетом индивидуальности.

Я не хочу преувеличивать, есть многие другие трудности организации преподавания на всех уровнях, но одна из самых существенных трудностей связана с низкой психологической культурой подготовки учителя. Поэтому даже то, что читается в этих курсах — курсах общей, а затем педагогической и возрастной психологии, необходимо для профессиональной ориентации.

К сожалению (р течение многих лет я не могу сделать никаких благоприятных выводов), у учителей слабая педагогическая подготовка.

Для того чтобы врача, медика, допустить к больному, его учат не только симптоматике, применению фармакологических средств, но и фундаментальным основам анатомии, физиологии, психо

логии, патофизиологии, чтобы он разумно относился к больному.

В отличие от медиков вас не учат обращению с человеком. При этом вас учат словесно, читая вам лекции. Учителю нужно быть не житейским психологом, а практиком-психологом, но на научной основе.

Это значит, что учителю прежде всего нужно уметь вести психологические наблюдения. Этому надо специально учиться. Чтобы увидеть то, что нужно увидеть, необходим долгий опыт. Похоже учат и врача. В больницах, клиниках они наблюдают за течением болезни. Есть целая тактика врачебного наблюдения.

Вы прекрасно знаете, чем отличается опытный врач от неопытного. Неопытный врач приходит и спрашивает: «Что у вас болит? Голова?» И тут же выписывает рецепт. Опытный врач не с этого начинает. Он, кстати, и не спрашивает, он смотрит. Потому что вы можете не то сказать.

Есть целая система наблюдений. Увы, у вас нет такой практики или она проходит анекдотически, где-то на третьем курсе.

Далее. Мало кто из учителей владеет системой тестов. Вот в «Литературке» поднята дискуссия: «Можно ли измерить интеллект?» Читали статью Г. Айзенка1, а потом приводили отклики на нее.

Откуда идет интеллект и врожден он или нет — это мы с вами разберем, когда я буду читать вам лекцию о психологии мышления, о психологии интеллекта.

Учитель говорит:

— Иванов умный.

— Мария Ивановна, а на каком основании вы судите об этом? Где пределы ума?

Мария Ивановна ответить не может. Ну хорошо, с умным ладно, с ним, как говорят, можно даже и потерпеть. А если Мария Ивановна заявляет: «Этот человек дурак!» И так выражаются в кулуарах, конечно.

А как вы узнали, в чем он дурак? Что он — абсолютный дурак или дурак с некоторыми положительными возможностями? Как это оценить? Какими системами заданий проверить?

А ведь такие психологические средства есть, и довольно хорошо разработанные. Ими же надо владеть! Это тонкое искусство — владеть тестами.

Это для ума. А для памяти? Учитель должен владеть средствами определения индивидуальных особенностей и типов памяти учащихся своих классов. У кого из учащихся более развита двигательная память, у кого — слуховая, у кого — зрительная? И в зависимости от этого строить методику обучения и давать домашние задания. Вас не учат этому.

Говорят — акселерация! Нет, кстати, никакой акселерации. Я потом с вами буду говорить на эту тему. Наблюдается не акселерация, а изменение условий жизнедеятельности людей.

А что это за условия? Что зависит от мамы с папой, а что зависит от нас с вами в общении с учащимися? Каковы источники характера? Почему, вместо того чтобы следовать разумным поучениям преподавателя, подростки делают все, чтобы действовать наперекор?

Спрашивается, почему у них возникает такая негативность? В чем причина негативизма? А потом уже и аморальности?

Можно читать лекции, можно читать мораль. Но это же ненаучный подход. Надо знать своеобразие личности человека, видеть в нем не только положительное, но и, к сожалению, источники отрицательного. И находить линию такого воспитательного воздействия, которое не навредило бы ученику. Часто воспитательное воздействие учителя наносит вред нравственному развитию. Вовсе не со злобы учитель это делает, он просто не знает, что делать.

Поэтому я заканчиваю эту лекцию очень простой фразой. Если объектом воздействия педагога является человек, то этого человека нужно знать, и прежде всего с точки зрения своеобразия его психической деятельности. Управлять разумно, нравственно, с выделением положительного и развитием его в личности. Без знания личности и психологии воспитывать человека просто нельзя.

Что такое талантливый учитель? Талантливый учитель — это хороший практик-психолог. Но практика, как я уже сказал, имеет пределы. Поэтому приходится изучать специально общую психологию и другие ее виды.

‹ Общая психология up Что такое внимание, память, мышление? ›

Учитель психологии: требования, задачи, личностные качества

Учитель психологии в школе

Определение 1

Психология учителя – это отрасль педагогической психологии, изучающая разнообразные психологические проблемы, связанные с воспитанием и обучением ребенка.

Учитель психологии и школьный психолог – это разные должности и путать их нельзя. Главная цель учителя психологии заключается в ознакомлении учащихся с предметом «психология» и сделать это надо таким образом, чтобы дети получили не только общее представление о науке, но и заинтересовались предметом. Для этого школьный учитель психологии имеет различные учебные пособия, одобренные Министерством, разнообразную дополнительную литературу, тесты и тренинги.

Учитель психологии, как и другие предметники, в своей работе руководствуется программой, которую утверждает директор школы, а методы и формы проведения занятий он выбирает сам.

Помимо обязательного программного материала, учитель психологии может давать дополнительный материал по предмету, проводить дополнительные занятия, тематические курсы для детей, увлеченных психологией.

Тренинги, психологические игры, тесты на способности учеников, тесты на профессиональную ориентацию тоже является компетенцией школьного учителя психологии.

В отличие от учителя психологии, школьный психолог занимается коррекцией учебных программ по разным школьным предметам, коррекцией их учебной деятельности, а также проводит индивидуальные консультации учащихся. Школьный психолог не подготовлен для преподавания уроков психологии.

Если основная учебная нагрузка детей ложится на обязательные дисциплины, то психолог должен избегать подобных нагрузок по своему предмету, для чего рекомендуется проводить уроки в игровой форме, а это совсем непростая задача. Перед уроком для снятия напряжения, усталости, для переключения на другой предмет целесообразно проводить аутогенную тренировку в течение нескольких минут. Это повышает работоспособность и улучшает общее состояние детей.

Работа учителя психолога, как и других учителей, очень сложная работа и ему часто приходится сталкиваться с конфликтами школьников, не только личными, возникающими в пределах класса или школы, но и конфликтами в семье. Безусловно, это требует квалифицированного решения возникшей проблемы, чтобы не потерять доверие к себе. Для этого необходимо большое напряжение сил и самоотдачи.

Стрессовые ситуации, нервная перегрузка могут привести к функциональным расстройствам, поэтому необходима психологическая готовность к этой должности. Безусловно, учитель психологии должен иметь не только хорошее здоровье и крепкие нервы, но ещё и умение контролировать свое состояние и управлять им, быть гибким и адаптированным к изменениям ситуаций.

Важны такие личностные качества, как умение красиво говорить, чувство юмора, знание подросткового сленга, знание современной рекламы и умелое её использование, знание музыкальных молодежных передач и др. Когда подростки принимают учителя в «свой круг» – это показатель высокого его профессионализма, что дает возможность более тесного сотрудничества с учащимися.

Основные функции и роли учителя психологии

Замечание 1

Учитель любого школьного предмета выполняет несколько функций – обучающую, воспитательную, организаторскую, исследовательскую, что должно быть отражено в годовых планах его работы.

Новоиспеченный учитель психологии вступает в новую роль, а это требует уверенного поведения и дает возможность проверить себя на наличие преподавательских умений и качеств.

Рисунок 1. Личные качества учителя психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Безусловно, педагогическая деятельность предполагает адаптацию к новым ролям, например, от роли подчиненного к роли руководителя, от роли отвечающего к роли спрашивающего, от роли оцениваемого к роли оценивающего и др. Этот переходный период сопряжен с целым рядом трудностей, которые могут быть связаны со «страхами».

Первый страх относится к беспокойству о том, как его встретят учащиеся, их личное отношение к учителю.

Второй страх касается потери контроля над классом, который может быть преодолен при соответствующей подготовке и ожидания определенных событий.

Страх того, что учащиеся могут поймать на глупой ошибке или задать каверзный вопрос, на который сложно дать ответ.

Успеха учитель психологии может добиться, если он имеет знания, умения и способности. Среди них:

  • разносторонняя образованность, эрудированность в области психологических и других знаний;
  • в совершенстве знать свой предмет;
  • умело подбирать материал для урока;
  • определять наиболее эффективные способы и методы обучения;
  • доступно объяснять материал;
  • уметь мотивировать учащихся;
  • быть требовательным к знаниям учащихся;
  • обладать большим словарным запасом;
  • владеть ораторскими и артистическими способностями;
  • уметь рефлексировать собственную деятельность.

Со временем у учителей складываются педагогические установки на реакцию однотипных педагогических ситуаций. Эти установки для большинства учителей кажутся абсолютно правильными, поэтому изменить их очень сложно.

Среди них доминирующими являются два типа – позитивная установка и негативная.

Признаки негативной установки учителя:

  • «плохому ученику» времени на ответ дается меньше;
  • не даются подсказки и наводящие вопросы;
  • чаще всего «плохой» ученик порицается, поощряется реже;
  • успехи такого ученика редко замечаются.

Признаки позитивной установки:

  • задаются наводящие вопросы и подсказки при ответе ученика;
  • улыбка или доброжелательный взгляд используется в качестве поощрения;
  • время ответа на поставленный вопрос увеличивается;
  • неправильный ответ корректируется.

Процесс профессионального становления учителя не проходит без проб и ошибок, потому что неизвестно, чем именно обеспечивается успех.

В профессиональном становлении в адаптации и развитии личности помогает идентификация, посредством которой приобретаются определенные качества, система ориентиров, для стабильного восприятия и понимания окружающего мира.

Механизм профессиональной идентификации реализуется через разные психологические теории, например, когнитивная теория Л. Колберга представлена в качестве когнитивных процессов оценки и сравнения.

А. Адлер включает в это понятие «социальный интерес». Личность специалиста – это основной и главный инструмент профессиональной деятельности, поэтому профессиональные умения учителя очень важны.

Преподавание психологии в школе

Интерес к преподаванию психологии в школе стал заметно расти, несмотря на то, что структура преподавания её как предмета недостаточно разработана.

Основная цель психологического образования заключается в формировании целостного мировоззрения ребенка в общей картине современного мира. Это значит, что введение в школьный курс преподавания психологии как самостоятельного учебного предмета является очень важным направлением системы образования.

Для средней общеобразовательной школы разработана научно обоснованная программа курса «Психология», обеспеченная учебными и методическими материалами. В программе четко определяются цели и задачи преподавания психологии в школе.

Изданы учебные пособия с 1 по 11 классы общеобразовательных школ, причем каждый учебник посвящен какой-то одной проблеме общепсихологического знания. Для учителей психологии разработано учебно-методическое пособие по преподаванию психологии, где представлены методические рекомендации для каждого урока.

Все учебники построены по единому плану изложения материала и работы с этим планом. Интересным моментом является то, что изучение любой темы начинается с описания ситуации, которая практически знакома каждому ребенку. Личный опыт ребенка, его чувства и переживания, делают сложные психологические явления понятными и «осязаемыми». Личный опыт учащихся, знакомство с психологическими механизмами явлений, которые они наблюдают в повседневной жизни, повышает психологическую грамотность ребенка.

Лексика ребенка на основе психологических знаний обогащается, и он может культурно говорить о своем внутреннем мире, противостоять чужому влиянию, с уважением относиться к внутреннему миру другого человека. Психологическая грамотность школьника является предпосылкой для формирования психологической культуры личности как части общей культуры.

Эссе на тему: «Психология в педагогической профессии»

Готовые работы / Эссе / Психология / Эссе на тему: «Психология в педагогической профессии»


Успехи в воспитании и обучении учащихся предопределяются разнообразием компонентов, главным из которых является личность преподавателя, он берёт на себя роль учителя и воспитателя для следующих поколений. Все эти размышления «привели» меня к вопросу: «А обязан ли преподаватель владеть знаниями в области психологии или же эти знания ему ни к чему?
Проанализировав научную литературу, я поняла, что однозначного ответа на этот вопрос нет, но по этому поводу существует несколько точек зрения, их и рассмотрим. Одна часть людей считает, что преподаватель обязан в абсолютной степени обладать только компетентностями воспитания и обучения. Вторая часть говорит о том, что преподаватель обязан быть психологом в первую очередь, так как без этого не возможна грамотная деятельность преподавателя. Я придерживаюсь второго мнения.
Доказательством моих слов будет являться научная статья «Современные тенденции педагогической психологии и психологии образования», написанной на базе СПбГУ в 2016 году С.Н. Костроминой, О.В. Защиринской и Н.А. Медина Бракамонте. В этой работе рассматривается педагогическая психология как фундаментальная психология образования, которая в свою очередь структурирует первооснову педагогической антропологии. Педагогическая антропология изучает проблемы последовательного развития субъектов образования. Итогом в данной научной статье является тот факт, что без психолого-педагогического знания немыслимо урегулирование проблем методики образования.
Для того чтобы обозначить место и роль психологии в профессии преподавателя необходимо знать его значение. Регулярно мы стараемся решать большое количество вопросов, стараемся разобраться с возникающими трудностями, и в этом нам несомненно помогает психология. Сами того не осознавая, мы обращаемся к ней. Так что же такое наука психология? Каждый человек наверняка задавался данным вопросом, задумывались над его ответом, но никогда не мог дать полного, точного ответа. Так вот, психология – это наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики, а также психической деятельности человека и общества.
Рассмотрев данное определение, можно сделать вывод, что психология очень важная наука в нашем современном мире, так как она затрагивает множество профессий, где необходим контакт с людьми, а значит можно утверждать, что психология является фундаментом в профессиональной деятельности.
Невозможно представить психологию без такой науки, как педагогика. Ведь «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». Педагог для гармонического развития ребёнка должен знать, как психологию, так и физиологию. Прежде чем заниматься воспитанием человека, педагогика должна узнать его психические особенности.
Особенно важны знания в области психологии педагогом, он сам в первую очередь должен быть образован, ведь психолого-педагогическая образованность во многом определит уровень и качество образовательной подготовки обучающихся.
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения, которых невозможно стать квалифицированным преподавателем, и второстепенные, соответствие которым необязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. И среди главных, и среди второстепенных требованиях, есть устойчивые, постоянно присущие преподавателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым педагогу, являются любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше.
Преподаватель для успешного общения с учениками должен принимать психологические знания и приемы в ходе решения трудных ситуаций. В первую очередь он должен уметь владеть собой (сдерживать свои эмоции), мысленно ставить себя на место других людей, разбираться во взаимоотношениях. В своё время К.Д Ушинский утверждал, что, если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне — нужно его изучать. А правильно я смогу это сделать, лишь глубоко зная общие закономерности его способностей, склонностей, интересов.
При общении с детьми нужно было знать информацию о каждом, чтобы подбирать правильный подход ко всем. Необходимо следить за жестами, за своей интонацией и т. д.
Нельзя упускать и тот факт, что в профессии педагога важны знания о возрастно-половых особенностях учеников. Например, в начальном звене (1-4 классы) у детей появляются трудности: новый режим дня, новые знакомства с одноклассниками и учителями. И здесь очень важно, чтобы преподаватель учитывал эти особенности.
В среднем звене (5-9 классы) дети, как правило приобретают значительный социальный опыт, у них возникает желание участвовать в различных мероприятиях: конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Это обусловлено их восприимчивостью к усвоению норм, ценностей, которые существуют у взрослых. Основная задача преподавателя – прислушиваться к просьбам детей и проводить различные состязания, как на уроках, так и вне их.
Старшее звено (10-11 классы). В этом возрасте подростки входят в новую общественную ситуацию при переводе из средней школы в старшие классы. В этом периоде ученики имеют такие потребности как: решать самостоятельно вопросы, иметь собственные привязанности, иметь право на собственные взгляды. Роль педагога здесь, несомненно, очень важна. Он должен общаться с детьми, проводить дискуссии, давать право на своё личное мнение.
Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
Подводя итог всему выше сказанному, я с полной уверенностью могу сказать, что психология играет большую роль и занимает одно из главнейших мест в профессии преподавателя. Если преподаватель обладает личностными психологическими особенностями, умеет принимать психологические приемы и знает о возрастно-половых особенностях (главное умеет эти знания применять), то педагог будет успешен в своей деятельности.


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

1 000 +

Новых работ ежедневно

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

106691
рейтинг

2626
работ сдано

1198
отзывов

99126
рейтинг

5199
работ сдано

2331
отзывов

71831
рейтинг

1835
работ сдано

1156
отзывов

62710
рейтинг

1046
работ сдано

598
отзывов

Тип работыВыберите тип работыКонтрольнаяРешение задачКурсоваяРефератОнлайн-помощьТест дистанционноЛабораторнаяЧертежЭссеОтветы на билетыПеревод с ин. языкаДокладСтатьяБизнес-планПодбор литературыШпаргалкаПоиск информацииРецензияДругое

Анастасия

ГЭИФПТ

Работа оценена на 80 баллов. Исполнитель выполнила работу досрочно. Очень довольна общение. ..

Алекс

Новосибирский Государственный Педагогический Университет

Идеальное выполнение заданий. Аж читать приятно. Очень помогли. Ценю и рекомендую вас другим.

Алекс

Новосибирский Государственный Педагогический Университет

Рекомендую специалиста по всем заявленным в анкете направлениям. Работа выполнена: досрочн…

Работа оценена на 80 баллов. Исполнитель выполнила работу досрочно. Очень довольна общением и работой исполнителя. Всем советую этого исполнителя.


Анастасия

ГЭИФПТ

Идеальное выполнение заданий. Аж читать приятно. Очень помогли. Ценю и рекомендую вас другим.


Алекс

Новосибирский Государственный Педагогический Университет

Рекомендую специалиста по всем заявленным в анкете направлениям. Работа выполнена: досрочно, эталонно и филигранно. Премного благодарю…


Алекс

Новосибирский Государственный Педагогический Университет

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

1 минуту назад

1 минуту назад

1 минуту назад

3 минуты назад

3 минуты назад

4 минуты назад

4 минуты назад

4 минуты назад

5 минут назад

5 минут назад

5 минут назад

7 минут назад

7 минут назад

7 минут назад

8 минут назад

8 минут назад

9 минут назад

10 минут назад

Всем учителям нужно ходить к психологу — rostovgazeta.ru

Современные подростки сталкиваются с множеством проблем, среди которых внутриличностные конфликты и ссоры с учителями и сверстниками. Общественности известно о нескольких громких случаях, которые повлекли за собой дисциплинарное наказание и насилие.

В Набережных Челнах учитель накричал на школьника, который хотел пройти в столовую, оставив ребенка без обеда; а в Химках педагог неудачно пошутила, в результате чего мальчика избил весь класс.

О том, как не допустить конфликты между школьниками и учителями, вывести школы из кризиса и зачем учителям нужен психолог, рассказала доцент кафедры конфликтологии и национальной безопасности ЮФУ, куратор волонтеров в программе “Шаги во взрослую жизнь” Гульнара Овруцкая.

Насколько и почему выросла подростковая преступность?

За последние три года прослеживается положительная динамика в статистике подростковой преступности в регионе. Однако по пункту “Предварительно расследовано тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии”, начиная с 2017 года, отмечается рост. Причем за 2018 год более чем на 10%, до 213 преступлений.

Фото: kundl/CC BY 2.0 / flickr.com

Количество преступлений выросло из-за кризиса. Экономическая ситуация ухудшается, уровень жизни падает, сокращается финансирование образования. Сейчас со студентами ходим по школам, и я отчетливо вижу, что школа находится в глубоком кризисе. Конечно, надо реформировать школьное образование, все об этом говорят. Но, видимо, не все имеют четкое представление о том, что там творится, несмотря на то, какая ответственность лежит на школах. Начальное образование нас неплохое в сравнении с другими странами. А в 5-11 классах многое нужно менять.

Что в первую очередь?

Статус учителей — нижайший. Сейчас мне жаль учителей, которых я вижу в школах. Это изможденные, удрученные, физически и морально истощенные люди. Если только поднимать им заработную плату, то этим проблемы не решить. Нужно менять подход, статус, образ учителя, начиная с его подготовки. Ведь не секрет, что в педуниверситет сейчас идут студенты, которые не поступили на другие направления. И чтобы как-то зацепиться за высшее образование, они поступают на педагогическое направление.

Нужна целая программа, которая в том числе поднимет зарплату, предоставит льготы, сделает так, чтобы профессия учителя была заманчивым будущим для выпускников школ.

Ещё образование нужно сделать более открытым, демократичным. В 10-11 классах учатся школьники, которые примерно знают, куда будут поступать. И на тех предметах, которые не сдают, они просто просиживают штаны. Можно сделать так, чтобы в 10-11 классе школьники выбирали предметы, готовились целенаправленно к сдаче ЕГЭ, если у нас эта система существует. Хотя это тоже дискуссионный вопрос, кто-то от такого формата сдачи предлагает отказаться.

Кроме этого, не все учителя имеют представление о том, что такое Интернет. И дети уже гораздо больше ориентируются в этой сфере и, что там говорить, даже посмеиваются над педагогами. В Интернете есть проблемы. Дети не всегда понимают, с чем сталкиваются там. Кто, как не учителя, должны рассказывать о проблемах, с которыми могут столкнуться дети в Сети? Педагоги проходят курсы повышения квалификации, нужно подготовить такие же курсы, чтобы они ориентировались в веяниях Интернета, течениях, ресурсах.

Фото: pressfoto / freepik.com

Мне кажется, что необходимо усилить психологическую поддержку школьников и учителей. В школе обычно работает один психолог, хотя где-то мы встречали два. И часто нам говорят: “Наш психолог увольняется”, “Наш психолог дорабатывает месяц и уходит”. У школьных психологов очень маленькая заработная плата, на них лежит очень большая ответственность. Конечно, люди не выдерживают.

Я думаю, что нужно и повышать зарплату, нанимать больше психологов в каждую школу в зависимости от количества учеников. Может быть, ещё привлекать студентов. С одной школой у нас складываются очень хорошие партнерские отношения. И там старший вожатый — студентка педуниверситета. Можно сделать так, как у медиков. У них обязательно должна быть практика, они прикреплены к больницам, где изучают, участвуют в работе. Если выстроить такую систему для учителей, то это будет очень хороший вариант.

Как распознать подростка, который может совершить преступление?

Есть признаки, которые используют школьные психологи. Есть и объективные моменты: неполные и неблагополучные семьи. Статистика о них есть, наверняка она доводится до школ. На этих детей нужно обратить внимание в первую очередь.

А вообще, я считаю, что все дети, когда становятся подростками, переходят в группу риска. То есть со всеми подростками можно работать, всем стоит предоставлять возможность для выражения себя, самореализации.

В подростковом возрасте происходит мучительный процесс осмысления: “Кто я? Что я? Что со мной происходит?”. Абсолютно все подростки через это проходят. И очень часто получается так, что сами они не могут понять, что с ними, что им делать, как себя находить. И здесь им можно предложить весь спектр возможностей: наш проект — это только одна ниша, а вообще, подросткам можно предложить много всего.

И это не только школе, это всему обществу нужно, чтобы не было суицидов. Всем необходимо осознать свою ответственность перед подростками, ведь это очень опасный возраст, к сожалению.

Фото: kr4gin/CC BY-SA 2.0 / flickr.com

Может ли школьный психолог помочь подростку, если тот уже совершал преступления и состоит на учёте в комнате милиции?

Может, конечно. В рамках нашего проекта мы разговаривали с психологами, в том числе областного “Центра помощи семье и детям”. Они говорят, что важно привлекать родителей к терапии, без них очень сложно что-либо сделать. А родители не идут, в терапии принимают участие единицы.

Собственно, это же комплекс проблем. Почему подросток попадает в такие ситуации? Это значит, что у самих родителей проблемы. И, конечно, получается замкнутый круг. Психологи говорят о том, как было бы хорошо для родителей организовывать проекты. И у них есть такой опыт, но эти проекты так не смогли реализовать, потому что родители не шли на контакт.

Какой есть выход из этой ситуации?

Просвещать людей. В школах на родительских собраниях методично об этом говорить, взывать к сознательности родителей. Проводить с родителями мероприятия, приглашать психологов. На мой взгляд, нужен большой просветительский проект для родителей. Причем в рамках государства.

Я знаю по себе, что когда в семье появляется первый ребенок, то родители не до конца понимают все процессы, которые связаны с воспитанием, с образованием детей.

С какими проблемами чаще всего обращаются подростки?

Это проблемы, связанные с пониманием, что человек из себя представляет. Эти фундаментальные вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и подросток сталкивается с ними впервые. Он понимает, что больше не ребенок, процесс взросления происходит и на социальном уровне, и на физиологическом. В результате появляются сложные внутриличностные конфликты, плюс подключаются физиологические моменты.

Фото: bearfotos / freepik.com

Как это проявляется? Появляются зависимости: наркотики, курение, алкоголь. Страх, что он не такой, как все. Отсюда следование моде, и тому, что принято. Это с одной стороны. С другой — потребность найти себя, эксперименты с телом, с увлечениями, субкультурами.

И в семье подросток начинает отстаивать себя, свое пространство, свою личность. С точки зрения подростка, родители, самые близкие люди, в первую очередь должны соблюдать новую субординацию. А они этого часто не делают, поэтому сплошь и рядом семейные конфликты. Семья не понимает подростка, и он не знает, куда деваться. Плюс физиологические особенности подключаются: подросток переживает противоречия, на взгляд взрослого, совершенно банальные, очень эмоционально. Мысли о суициде в этом возрасте глобальны, подросток может думать: “Меня никто не понимает. Все против меня”. И человек не видит иного выхода из ситуации кроме смерти. Вот чем опасны подростковые переживания.

К сожалению, дети-подростки о психологе вообще не думают. Я не замечаю, что у нас начала складываться такая традиция, не вижу даже намеков на это. В школах сейчас родителям перечисляют признаки, по которым они могут определить, что школьнику требуется помощь психолога. Родители могут обратиться к специалисту, но не подростки. Они не рассматривают никого, кроме сверстников. Взрослые для него, даже родители, не авторитет.

Какие конфликты самые распространённые среди школьников?

Очень различные. Был такой пример. Школьники были в столовой, кто-то вышел, и ему положили сосиску в стакан с чаем. И это такой конфликт вызвало, была драка. То есть абсолютно все может стать причиной конфликта. Часто это связано с вещами, гаджетами, которые приносят в школу. Но нет даже возможности предусмотреть, что может случиться.

А из-за чего спорят школьники и учителя?

Я пока не выявила закономерности в конфликтах между учителем и учеником. Может быть, они будут видны более отчетливо к весне. А так я могу сказать, что часто школьники в подростковом возрасте ведут себя вызывающе. То есть проявляют свой темперамент очень бурно. И нужно не реагировать на выпады детей эмоционально. Но у учителей такая колоссальная нагрузка, что они просто не справляются. Плюс эмоциональная разрядка этих детей. Учителя просто не выдерживают как люди. И я могу только посочувствовать им.

Фото: «Училка», 2015 г., реж. А. Петрухин

В Набережных Челнах завучи не пустили мальчика на перемене в столовую, закрыли проход рукой и накричали: “Развернулся и пошел. Ты с кем разговариваешь?”. Мальчик остался без обеда, а прокуратура посчитала, что такое поведение непедагогично. Почему это могло произойти? Как бороться с такими случаями?

Скорее всего, там был какой-то технический момент: не накрыли или еще что-то. Подростки воспринимают все иначе нежели взрослые. Взрослый не имел в виду, что школьника не накормят. А ребенок это воспринял как будто на нем поставили крест. Разница в восприятии — колоссальная. И поэтому учителям важно знать психологические особенности возраста, важна психологическая подготовка учителей.

Плюс им нужно, как психологам, периодически проходить супервизии для разрядки, потому что усталость и стресс накапливаются.

Коллеги в Москве проводили конфликтологические тренинги для учителей. Школы остались довольны, уровень конфликтности снизился. Необязательно проводить именно конфликтологические тренинги, много форм можно предложить: психологические тренинги, индивидуальные и групповые встречи. Это было бы хорошей поддержкой для учителей. Правда, я не уверена, что они обрадуются тому, что должны еще и здесь принимать участие.

Еще один конфликт произошел в Химках. Там семиклассник на физкультуре завязывал шнурки, учительница неудачно пошутила: «Сегодня у нас день каннибала. Кто хочет человеческого мяса? Можете отпилить ему ногу!». Одноклассники начали бить мальчика, ребенок получил сотрясение мозга. Что могло спровоцировать такое поведение?

Восприятие взрослых и детей — два разных мира. Почему на учителях колоссальная ответственность? Любое слово, которое они говорят, может быть воспринято по-другому. То есть необходимо все время это иметь в виду тем, кто работает с детьми. Поэтому нам как преподавателям вуза легче, студенты — это взрослые, их поведение более предсказуемо и понятно. А с детьми — совершенно непредсказуемо. Причем есть особенности класса, и есть особенности индивидуальные: например, родители религиозные. И это еще более утончает работу с детьми. И казалось бы, человек пошутил, а такие последствия.

Может ли школьник после подобных случаев стать жестоким, потому что действует по примеру учителя?

Вы представляете, что дети смотрят в своих телефонах? Какие жестокие сцены они могут смотреть совершенно свободно? Я думаю, что то, что сказал учитель — это капля в море того, что наблюдают каждый день много часов, а потом рассказывают друг другу. Это ужасы, фильмы. Вообще, очень много насилия в обществе. Многие специалисты считают, что у нас культура конфликта. Наши ценности — борьба за солнце над головой, карьерная борьба. Мы постоянно со всеми боремся и воспринимаем друг друга как конкурентов. Поэтому школьник может это услышать и стать более жестоким, а может даже не заметить. Это совершенно непредсказуемо.

Какие методы работы выбраны со школьниками, чтобы научить подростков решать вопросы без насилия?

Выбраны два метода: форум-театр и дебаты. Что такое дебаты? Каждый высказывает свою точку зрения по поводу спорных моментов, в тоже время принимает и уважает позицию другого. Естественно, здесь не предусматривается насилие. Так мы бы хотели научить детей вести споры.

Фото: kremlin.ru

Форум-театр — это уникальная форма, потому что там есть возможность сначала показать проблемную ситуацию, а потом переиграть. И зрители — тоже участники этого мини-спектакля. Каждый человек может остановить показ, сказать, как нужно поступить в ситуации, чтобы не допустить развития конфликта. А потом выйти и переиграть какой-то момент, чтобы перенаправить развитие ситуации в другое, более конструктивное, русло.

В других городах форум-театр очень активно используется. Где-то для профилактики наркозависимости, как в Нижнем Новгороде, где-то как специализация на межэтнических отношениях, как в Москве. А у нас в Ростове, получается, ничего похожего не было, поэтому мы решили выбрать форум-театр как главную технику работы с подростками.

В проекте участвуют 10 ростовских школ, волонтеры их посещают минимум раз в месяц. Но во многих школах уже вышли за рамки, встречи проводят чаще по желанию самих школьников.

Что еще можно сделать, чтобы снизить подростковую преступность?

Развивать волонтерское движение и приглашать работать в школы студентов педагогических университетов. Ещё была мысль формировать некоммерческие молодежные организации, которые, на мой взгляд, интенсивно поддерживает государство и на федеральном уровне, и на региональном. Но государство, конечно, с этим не справляется, хотя через эти инструменты могут эффективно помогать подросткам. Я больше не вижу других вариантов.

Урок 3. Психология и педагогика. Принципы эффективного обучения

Психология на протяжении столетий являлась спутником педагогики, ведь в образовательном процессе просто необходимо учитывать психологические характеристики учащихся. Существует и специальный раздел психологии, изучающий особенности образовательного процесса. Называется он психологией образования или педагогической психологией. И сегодня мы рассмотрим вопросы взаимодействия этих двух дисциплин.

Точно так же, как психология взаимосвязана с воспитанием и обучением человека, так и педагогика не может существовать вне зависимости от наук, изучающих его личность. Знания педагога в области психологии способны многократно повысить эффективность его деятельности. В том же случае, если педагогика не будет опираться на психологические знания, она станет просто набором педагогических рекомендаций, неспособным оказать педагогу существенную помощь в работе.

Любая область педагогики (дидактика, теории восприятия, частные методики и т. д.) предполагает психологическое исследование. Знание о законах, по которым протекают психические процессы, формируются умения и навыки, а также о том, чем характеризуется их динамика и в чём заключается природа мотивов и способностей, имеет огромнейшее значение в процессе решения главных педагогических проблем, к примеру, повышения эффективности образовательных и воспитательных методов или содержания образования на каждой ступени обучения.

Доподлинно известно, что цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать личность, которая будет соответствовать требованиям социума. Достижение же данной цели невозможно без изучения тех закономерностей, согласно которым формируется личность: мотивов, потребностей, способностей, направленности и т.п. Благодаря связи педагогики и психологии началось изучение возрастных особенностей учащихся, выявление факторов и условий, которые влияют на развитие детей.

Стремление специалистов интегрировать в педагогический процесс психологию стало основой, на которой впоследствии была построена вся система педагогической психологии, появившейся в первой половине XX столетия, а также обусловило тот факт, что в разработке педагогических проблем стали принимать участие учёные из других областей науки. Собственно, взаимосвязь педагогики и психологии отражается в одном общем связующем их звене – педагогической психологии.

Педагогическая психология

Педагогическая психология является наукой , изучающей факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта, закономерности личностного и интеллектуального развития ребёнка, выступающего субъектом педагогической деятельности, которая организуется и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса. Если обобщить, то педагогическая психология занимается изучением психологических аспектов управления процессом образования.

Педагогическая психология отличается наличием ряда проблем: как соотносится обучение и развитие, как соотносится обучения и воспитание, какие существуют сенситивные периоды развития в процессе обучения, как производится работа с одарёнными детьми, в чём заключается проблема готовности детей к обучению в школе и т.д. Исходя из этого, основная задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей, управляющих интеллектуальным и личностным развитием человека в условиях учебной и воспитательной деятельности. Это и обуславливает и саму структуру данного научного направления, состоящую их психологии обучения, психологии воспитания и психологии педагога.

Психология и педагогика не могут существовать, не опираясь на знание о психике и особенностях психического развития человека. Связь педагогики и психологии сама по себе естественна, о чём можно судить по тому, какое значение имеет применение психологических знаний в целях педагогики. На практике их объединение приводит к появлению новой – производной от них науки – педагогики индивидуальности. Она представляет собой перевод теоретических основ психологии к практической деятельности человека, а её задачей является раскрытие способов применения психологических знаний человеком к своей профессиональной деятельности и психическому здоровью. Именно этот подход, в котором при помощи психологических методов воздействия на человека решаются базовые педагогические задачи, разделяют в настоящее время множество отечественных и зарубежных учёных.

И сегодня имеется множество проблем, вызывающих жаркие споры на тему того, чему необходимо обучать современных школьников, какая именно научная информация должна быть отобрана для доведения её до учащихся, как более эффективно выстраивать педагогическую деятельность и т. п. Ответы на эти и другие подобные вопросы должны даваться с учётом именно психологических знаний, точно так же, как должен определяться потенциал и резервы психического развития учащихся на разных возрастных стадиях.

Из всего сказанного выше следует, что педагогика, как одно из научных направлений, изучающих человека, находится не только на стыке с психологией, но и прочно взаимодействует с другими науками, как с социальными, так и с естественными и философскими. Но, естественно, основы обучения, если рассматривать этот вопрос с позиции отношений педагогики с другими направлениями, диктуются психологией.

Психологические основы обучения

Как известно, обучение представляет собой педагогический процесс, где учащиеся под контролем педагога осваивают опыт и навыки по применению систематизированных знаний различных дисциплин. Представленный процесс является двусторонним, и соединяет в себе работу педагога (обучение) и работу учащегося (изучение). Результат обучения заключается в получении учащимся общего образования, формировании у него научного мировоззрения и его подготовке к жизни.

Педагог же обязан знать не только особенности правильного построения педагогического процесса, но и обладать пониманием его общих психологических закономерностей, а также уметь формировать умения и навыки, развивать и направлять мыслительный процесс. Успешное решение задач воспитания и образования может быть достигнуто только при знании психологических особенностей процесса становления личности, возрастных особенностей, индивидуальных, волевых и эмоциональных критериев психического развития, нюансов умственной и познавательной деятельности. Особое значение отводится тому, как хорошо педагог знает актуальную на современном этапе концепцию личностного развития.

Согласно психологии, психологические особенности личности человека являются продуктом среды, воспитания и обучения. Другими словами, они формируются посредством стороннего влияния. И если эти особенности оказывают на формирование личности управляющее воздействие, то основополагающую функцию берут на себя всё же социальное воспитание и условия, в которых живёт, воспитывается и обучается человек. Особая роль в психологическом становлении личности отводится обучению и воспитанию как процессам воздействия, которые отвечают требованиям социума, процессам влияния на младшее поколение старшего поколения на пути к сознательным целям.

Психологами уже давно признан факт того, что человек как существо активное способен производить сознательные изменения в собственной личности, а значит, может заниматься самовоспитанием. Однако самовоспитание не может быть реализовано вне окружающей среды, т.к. происходит благодаря активному взаимодействию человека с окружающим миром. Таким же образом и естественные данные являются важнейшим фактором психического развития человека. Например, анатомо-физические особенности представляют собой естественные условия развития способностей вообще. На формирование способностей оказывают воздействие условия жизни и деятельности, условия воспитания и обучения. Однако это вовсе не означает, что наличие одинаковых условий влечёт за собой одинаковое развитие интеллектуальных способностей. К примеру, нельзя не брать во внимание тот факт, что психическое развитие находится во взаимосвязи с биологическим возрастом, в особенности, если говорить о развитии мозга. И данный факт обязательно должен учитываться в образовательно-воспитательной деятельности.

Отечественным психологом Л. С. Выготским впервые была выдвинута идея о том, что образование и воспитание играет управляющую роль в психическом развитии. Согласно этой идее, образование опережает развитие и направляет его. Если человек не обучается, он не может быть полноценно развит. Но образование не исключает из внимания и внутренние закономерности процесса развития. Необходимо всегда помнить о том, что обучение хоть и обладает огромными возможностями, но эти возможности далеко не бесконечны.

С развитием психики развивается устойчивость, единство и целостность личности, в результате чего она начинает обладать теми или иными качествами. Если педагог в своей учебно-воспитательной деятельности учитывает личностные особенности учащегося, это даёт ему возможность применять в работе педагогические средства и методы, соответствующие возрастным критериям и возможностям ученика. И здесь просто необходимо брать во внимание индивидуальные особенности, степень умственного развития учащихся, а также особенности психологической работы.

О степени умственного развития говорит происходящее в сознании человека. Психологами была дана характеристика умственного развития и указаны его критерии:

  • Скорость, с которой учащийся усваивает материал
  • Темп, в котором учащийся воспринимает материал
  • Количество обдумываний как показатель сжатости мышления
  • Степень аналитико-синтетической деятельности
  • Приёмы, при помощи которых переносится умственная деятельность
  • Способность к самостоятельной систематизации и обобщению полученных знаний

Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы для умственного развития учащегося была максимальная польза. Изыскания в психологической области позволяют сделать вывод о том, что вместе с системой знаний необходимо давать и комплекс приёмов умственной деятельности. Педагог, организуя подачу учебного материала, должен также формировать у учеников и мыслительные операции, такие как синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, анализ и т.д. Наибольшим значением обладает формирование у учащихся навыка систематизации и обобщения знаний, самостоятельной работы с источниками информации, сравнения фактов по каждой конкретной теме.

Если говорить о детях младшей школьной возрастной группы, то их развитие имеет свои особенности. Например, именно в этот период приоритет нужно ставить на развитии научно-творческих способностей, ведь обучение должно быть не только источником знаний, но и гарантом умственного роста. А если говорить о студентах, то основная направленность их научно-творческих способностей требует, чтобы педагог обладал достаточным опытом преподавания и научно-творческим потенциалом. Это обусловлено тем, что для повышения мыслительной активности студентов нужно выстраивать занятия с установкой на подготовку высококлассных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, а также являющихся опорой социума и его продолжателями.

Одним из факторов, способных повысить качество педагогического процесса, является соответствие образовательных методов и конкретных педагогических условий – только так можно добиться надлежащего усвоения новых знаний и сотрудничества в образовательном процессе педагога и учащегося.

Развивая творческий потенциал учеников, важно особое внимание уделять организации занятий. И здесь талант и мастерство педагога состоят в использовании инновационных образовательных технологий и творческого подхода к изучаемому материалу в ходе уроков. Это будет способствовать повышению мыслительной активности и расширению границ мышления.

Перед образовательными учреждениями стоит важнейшая из задач – реализовать образование молодого поколения, которое будет соответствовать требованиям современности и научно-технического прогресса, а также вооружить учащихся самостоятельными базовыми знаниями и основами актуальных дисциплин, пробудить стремление в постоянному совершенствованию умений, навыков и знаний и подготовить к осознанному выбору профессии и активной социальной и трудовой деятельности. Чтобы эта цель была достигнута, нужно добиться сознательного усвоения мотивов образования и сформировать у учащихся позитивное отношение и интерес к изучаемому предмету.

С психологической точки зрения мотивы здесь являются причинами, по которым учащиеся совершают те или иные действия. Мотивы формируются требованиями, инстинктами, интересами, идеями, решениями, эмоциями и предрасположенностью. Мотивы к обучению могут быть различны, например: соответствовать требованиям родителей и оправдать их надежды, желание развиваться вместе со сверстниками, получить аттестат или золотую медаль, поступить в университет и т.п. Однако самыми высокими мотивами являются стремление к получению знаний, чтобы быть полезным обществу, и желание много знать.

Задачей педагога является формирование у учащихся именно высоких, можно сказать, духовных мотивов – воспитание веры в необходимость получать знания, чтобы принести социальную пользу, и культивирование отношения к знаниям, как ценности. Если удаётся сформировать у учащихся такой мотив и привить им интерес к получению знаний, то всё обучение будет намного результативнее. На тему интереса к знаниям говорили и писали такие выдающиеся педагоги, как Я. Коменский, Б. Дистервег, К. Ушинский, Г. Щукина, А. Ковалёв, В. Иванов, С. Рубинштейн, Л. Бажович, В. Ананьев и другие. Интерес к знаниям способствует интеллектуальной активности, совершенствованию памяти, усилению восприятия, концентрации внимания, живости мысли и т.д. Кроме того, он воспитывает волевую и духовную составляющую личности.

Если педагогу удаётся пробудить интерес к своей дисциплине, то ученик получает дополнительную мотивацию, желает получать знания и преодолевать преграды в процессе их получения. Он будет с удовольствием работать и самостоятельно, уделяя предмету свободное время. Если же интереса к предмету нет, то материал не оставляет в сознании учащегося никакого следа, не вызывает положительных эмоций и быстро забывается. Сам ученик в таком случае остается безучастным и безразличным к процессу.

Как несложно заметить, основной уклон в педагогическо-воспитательной деятельности делается именно на том, чтобы сформировать у учащегося мотивацию к обучению, которая включает в себя и интерес, и тягу к знаниям, и желание развиваться и учиться новому, овладевать новыми навыками и т. д. Мотивация должна всячески поощряться и поддерживаться педагогом, и во многом именно это обуславливает успешность и эффективность как педагогической работы (обучения), так и работы учеников (изучения).

И при развитии мотивации имеют значение условия образовательного процесса, которые должны включать в себя не только подходящую форму преподнесения информации, но и различные формы деятельности: выдвижение гипотез, мыслительное моделирование, эксперименты, наблюдения и т.п. Помимо прочего, большое значение имеет и личность педагога: педагог, который уважает и любит преподаваемую им дисциплину, всегда вызывает уважение и привлекает внимание учащихся, а его личностные качества и поведение во время занятий будут прямым образом влиять на то, как ученики будут относиться к занятиям.

В дополнение к этому можно использовать не только традиционные методы обучения привычные для всех нас, но и более современные, которые ещё не успели «набить оскомины» и либо введены в образовательную деятельность не очень давно, либо только начинают вводиться. Но о методах обучения мы ещё поговорим в нашем курсе, а пока заключим, что любой педагог, который ставит перед собой цель повысить качество своей деятельности и сделать её более результативной, всенепременно должен руководствоваться основными психологическими знаниями.

В действительности на эту тему можно рассуждать ещё очень и очень долго, но мы постарались лишь сделать так, чтобы у вас сложилось ясное представление о том, как педагогика связана с психологией, и почему об этом следует знать. Огромное количество информации на тему педагогической психологии вы можете найти самостоятельно на страницах Интернета, а на тему психологии вообще мы предлагаем вам пройти наш специализированный тренинг (он находится здесь). Сейчас же будет более логичным продолжить беседу на тему достижения эффективности обучения, а именно: мы поговорим о том, какими принципами следует руководствоваться, чтобы обучение и развитие человека – вашего ребёнка, ученика или студента дало максимальные результаты. Информация будет полезна и тем, кто занимается самообразованием.

10 принципов эффективного обучения и развития

Любые принципы обучения находятся в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой педагог. Он может, например, развивать творческое мышление своего ученика, расширять его запас общих знаний, способствовать познанию явлений окружающего мира, создавать наиболее подходящие для его развития условия и т.д. Но очень важно помнить, что какого-то универсального «рецепта», согласно которому любой человек может стать развитым и умным, не существует, однако есть несколько принципов, которые помогут педагогу стать действительно хорошим учителем и максимизировать эффективность своей деятельности.

1

Принцип первый – убедиться в том, что обучение и развитие необходимы

В первую очередь нужно провести точный анализ навыков и умений учащихся и определиться с тем, что потребность в обучении действительно есть (касается, главным образом, выпускников ВУЗов, людей, желающих повысить квалификацию, пройти переподготовку и т. п.). Также нужно удостовериться в том, что данная потребность или проблема является вопросом именно обучения. К примеру, если учащийся не выполняет требования образовательного процесса, нужно выяснить, обеспечен ли он условиями для этого, осознаёт ли сам, что от него требуется. В дополнение к этому следует провести анализ способностей, навыков, знаний, темперамента и других особенностей личности. Это поможет лучше понять, в какое русло следует направлять образовательный процесс. В условиях школы это способно помочь определить склонности и предрасположенность ученика к тем или иным предметам.

2

Принцип второй – создать условия, способствующие обучению и развитию

Требуется снабдить учащихся информацией о том, что получать новые знания, приобретать новые навыки и развиваться – необходимо, и почему это необходимо. После нужно убедиться в том, что учащиеся понимают связь между получением образования и его последующим практическим применением в жизни. Эффективность обучения многократно повышается, если учащиеся осознают взаимосвязь между своим обучением и возможностью быть полезными для общества в целом и для себя лично. Успешное выполнение учебных заданий можно стимулировать посредством признания прогресса, хороших отметок и положительных отзывов. Таким образом, учащиеся будут ещё более мотивированы.

3

Принцип третий – обеспечить именно такое обучение и развитие, которое будет полезно на практике

Необходимо внедрять в педагогический процесс такие предметы и дисциплины (знания, умения и навыки), которые будут представлять не эфемерную полезность в сознании учеников, а иметь конкретное практическое значение. То, что узнают учащиеся, они в обязательном порядке должны будут применять в своей жизни. Без взаимосвязи теории и практики обучение теряет не только свою эффективность, но и перестаёт мотивировать, а значит, необходимые для выполнения учащимися функции будут выполняться лишь формально, а результаты будут посредственными, что полностью противоречит целям образования.

4

Принцип четвёртый – включать в обучение и развитие измеримые задачи и конкретные результаты

Результаты обучения и развития должны отражаться на деятельности учащихся, по причине чего педагогический процесс необходимо планировать.

Проверка усвоения знаний и навыков должна осуществляться на каждом этапе – это могут быть тесты, контрольные работы, экзамены и т.п.

5

Принцип пятый – объяснить учащимся, из чего будет состоять процесс обучения

Учащиеся должны ещё до начала обучения знать, что будет включено в образовательный процесс, а также что ожидается и от них самих, как во время, так и после обучения. Таким образом, они смогут сконцентрироваться на обучении, изучении материала и выполнении заданий, не испытывая при этом никакого дискомфорта или страха перед неизвестным.

6

Принцип шестой – донести до учащихся, что они несут ответственность за своё обучение

Любой педагог должен уметь доносить до сознания учеников информацию о том, что, в первую очередь, за своё образование ответственны именно они. Если они будут это понимать и принимать, то и их отношение к обучению будет серьёзным и ответственным. Приветствуются предварительные беседы и подготовка заданий, активное участие учащихся в обсуждениях и практических занятиях, использование в педагогическом процессе новых и нестандартных решений, причём учащиеся здесь тоже имеют право голоса – они могут сами предлагать и выбирать наиболее удобный для них способ обучения, план занятия и т. д.

7

Принцип седьмой – использовать весь педагогический инструментарий

Каждый педагог должен уметь оперировать основными педагогическими инструментами. Среди них есть те, что связаны с действиями педагога, и те, которые связаны с взаимодействием между педагогом и учащимися. Речь идёт об использовании педагогом разнообразия – как способа постоянного поддержания внимания и интереса, ясности – как способа грамотной подачи запутанной и непонятной информации, вовлечённости – как способа привлечь учеников к активной деятельности, поддержке – как способа придать ученикам веру в свои силы и возможности познавать новое, и уважительного отношения – как способа сформировать в учащихся доверие к себе.

8

Принцип восьмой – использовать больше визуального материала

Доподлинно известно, что 80% информации поступает в мозг от зрительных объектов, и педагог должен учитывать это в своей работе. По этой причине необходимо использовать как можно больше того, что учащиеся могут увидеть своими глазами, причём не только прочесть. Источниками визуальной информации могут быть плакаты, схемы, карты, таблицы, фотографии, видеоматериалы. По этой же причине во всех классах и аудиториях всегда есть доски для писания мелом или маркером – даже самые простые данные всегда записываются. А наиболее эффективным методом визуального обучения являются опыты и практические лабораторные работы.

9

Принцип девятый – сначала доносить суть, а после – детали

Об этом принципе мы уже несколько раз упоминали, когда говорили о дидактической работе Яна Коменского, но упомянуть о нём ещё раз будет только на пользу. Обучение связано с изучением огромных массивов данных, поэтому нельзя доносить до учащихся всё и сразу. Большие темы должны быть разбиты на подтемы, а подтемы, при необходимости, на более мелкие подтемы. Сначала следует объяснять суть какого-либо предмета или проблемы, и только потом переходить к обсуждению деталей и особенностей. К тому же и мозг человека изначально улавливает смысл того, что воспринимает, а уже затем начинает различать детали. Педагогический процесс должен соответствовать этой природной особенности.

10

Принцип десятый – не перегружать информацией и давать время на отдых

Отчасти этот принцип связан с предыдущим, но в большей степени он основывается на том, что организм человека всегда должен иметь время на «подзарядку». Даже самые трудолюбивые люди осознают ценность отдыха и полноценного сна. Обучение – процесс сложный, и связан с высоким нервным и психическим напряжением, повышенным вниманием и концентрацией, максимальным использованием потенциала головного мозга. Переутомление недопустимо в обучении, в противном случае учеником может овладеть стресс, он станет раздражительным, а его внимание рассеянным – толку от такого ученичества не будет. Согласно этому принципу, учащиеся должны получать столько информации, сколько допускают их возрастные особенности, и всегда иметь время на отдых. Что касается сна, то спать рекомендуется 8 часов в стуки, поэтому и ночных бдений за учебниками лучше не допускать.

На этом и мы подведём итог третьему уроку, и скажем только о том, что учащиеся должны учиться учиться, а педагоги должны учиться учить, а понимание психологических особенностей образовательного процесса способно значительно увеличить шансы на успех как самих педагогов, так и их учеников.

Наверняка вам хочется поскорее узнать, какие же существуют образовательные методы, ведь теории уже предостаточно, а практики несравнимо меньше. Но не отчаивайтесь, следующий урок посвящён традиционным методам обучения – именно тем практическим методам, которые уже проверены множеством педагогов и закалены годами, тем методам, применить на практике которые сможете и вы.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Значение педагогической психологии для учителя