Художник травников герман: Травников Герман Алексеевич
Народный художник Герман Травников рассказал, откуда приходит вдохновение
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
13.12.2022 15:37
Поделиться
Валентина Пичурина (Курганская область)
15 декабря в Курганском областном художественном музее открывается персональная выставка народного художника России Германа Травникова «Память сердца», посвященная его 85-летию. Накануне вернисажа корреспондент «РГ» побывала в мастерской юбиляра и узнала секрет его творческого долголетия.
Герман Травников: Акварель больше всего выдает характер художника. / Личный архив Германа Травникова
— У меня сегодня на обед грибовница — суп из белых грибов. Прислал знакомый учитель из Боровлянки, — пригласил к столу хозяин. — А потом будем пить чай из северных трав. Их собрали друзья в Надыме.
— Хорошо вам, Герман Алексеевич, у вас везде друзья…
— Это правда. Сейчас подъедет еще коллега из Юргамышского района Елена Галка с приятельницей. Вот про кого надо написать: оставила городской комфорт, купила домик в деревне, топит печку дровами и занимается творчеством. По нынешним временам это можно приравнять к подвигу.
На первом этаже двухэтажной мастерской художника гостиная. Посреди комнаты длинный стол, где собираются его друзья, соратники, коллеги по цеху. Беседуют, спорят, обсуждают новые веяния в изобразительном искусстве.
Герман Травников: Из Тюмени пришла хорошая весть: мой альбом «Путешествие с акварелью» стал дипломантом регионального конкурса «Книга года-2022» в номинации «Лучшая книга о культурном наследии». Я отсканировал для альбома 1100 фотографий с акварельных листов, но вошло только 420, написанных в разное время начиная с 1960-х годов. Приятно, что заметили мою работу.
За что вы так любите акварель, Герман Алексеевич?
Герман Травников: За чуткость. Как говорили китайцы, которые еще в глубокой древности писали стихи акварелью, надо писать так, как бьется сердце. Вот это ощущение биения сердца в акварели очень сильно. Совсем не такое, как, допустим, в рассудительном масле, где можно долго писать и переписывать. Акварель любит прозрачность, свежесть, откровенность. В ней романтизм, чистота, мечта. На первый взгляд, акварель — простой, легкий материал, но он больше всего выдает художника, его характер, мировоззрение, чувства.
Когда вы впервые взяли в руки кисть?
Герман Травников: В три с половиной года, весной 1941-го. Отец, глядя в окно, нарисовал на конверте от патефонной пластинки скворечник, прибитый на воротах. Потом посадил в него скворца, сверху изобразил солнышко. Меня это так поразило! Оказывается, все, что я вижу, можно запечатлеть, а потом показать другим. Сначала я рисовал карандашами, а когда пошел в школу, мне купили акварельные краски. С тех пор акварели я не изменяю.
Я знаю, самая большая ваша мечта — построить музей акварели…
Герман Травников: Не только мечта, но и моя боль. Еще в 1988 году академик Дмитрий Лихачев, возглавлявший тогда всесоюзный Фонд культуры, помог составить письмо на имя первого секретаря обкома КПСС с идеей создания в Кургане первого в стране музея акварели. Совет народных депутатов поддержал наше предложение, даже здание выделили на улице Советской, 104. Я знал всех акварелистов СССР. Мы начали потихоньку собирать картины, но мечте не суждено было сбыться. В обещанное здание переехал театр кукол, а под музей места так и не нашли. Такое чувство, что обманули, как мальчишку.
А такой дом очень нужен. В художественном музее собрано более трех тысяч произведений — уникальная коллекция акварели, отражающая 100-летний путь ее развития. Они должны работать, служить людям, а не лежать мертвым грузом на складе. Курган не зря называют столицей акварели: в этом году у нас прошла шестая всероссийская выставка. Заметно расширилась география. Кроме художников из России, в ней приняли участие мастера из Германии, Латвии, Китая, Болгарии, Молдавии и Казахстана. То есть благодаря нашей выставке Курган знают во всем мире. Музей акварели мог бы стать достопримечательностью города и области, привлечь туристов, за которыми в регионах сейчас охотятся.
Может, сейчас время такое, не до культуры?
Герман Травников: К сожалению, на культуру всегда не хватает ни денег, ни времени. Шестую выставку акварели организовали за счет президентского гранта. Что будет с седьмой через четыре года, пока вопрос открытый. Как это ни парадоксально звучит, но расцвет культуры в Курганской области пришелся на времена застоя — 1970-1980-е годы. Тогда появились художественный музей, филармония, в районах как грибы росли новые Дома культуры. А сейчас в основном ремонтируют и переделывают. Падает общий уровень культуры. Если раньше парки и скверы украшали скульптурами, которые были настоящими произведениями искусства, то сейчас предпочитают кованые изделия и топиарии. А мы ругаем молодежь, что она некультурная. В переводе с латинского культура — это возделывание. Ее надо постоянно пестовать, возделывать, как сад, и вкладываться в нее. Только тогда она даст плоды.
Сколько у вас всего картин?
Герман Травников: Не знаю, не считал. Много своих работ я раздарил. У меня была такая скромненькая идея: в каждой квартире Кургана — акварель Травникова. Однажды сижу в театре «Современник» в Москве. Смотрю спектакль. Рядом женщина. «Вы музыкант?» — спрашивает. «Нет», — отвечаю. «А ваша фамилия?» — «Я не москвич. Вы меня не знаете». — «А все-таки интересно». — «Травников, художник». — «Я вас знаю! У Доренского висит ваш табун лошадей и подпись «Травников»». Оказалось, она музыкант, училась у известного пианиста и педагога Сергея Доренского. Так что мои картины могут быть где угодно.
Вы много путешествуете. Где были последний раз?
Герман Травников: В позапрошлом году в Армении. Мечтаю увидеть Антарктиду.
Были во время путешествий интересные встречи?
Герман Травников: Да, одну запомнил на всю жизнь. В Карелии как-то собирал в лесу морошку. Вижу — валун зашевелился. Рядом медведь стоит, на меня смотрит. Я как ни в чем не бывало продолжаю срывать и есть морошку, а сам все дальше и дальше от косолапого. Я вырос в лесу, на кордоне. Хорошо знаю повадки зверей, поэтому не растерялся. К лесу у меня особое отношение: во время войны и после нее он нас кормил, согревал и охранял.
Вам хотелось когда-нибудь уехать из Курганской области?
Герман Травников: Нет. В одном из своих альбомов я написал: «Под небом сибирским распростерлось Курганское Зауралье — край, где жили, трудились и покоятся мои предки. Здесь я родился и живу. На этой земле обретаю душевное равновесие, единение с природой и чувство родного дома. Отчий край. К тебе моя сыновняя привязанность, надежда и любовь».
От «небесиста» до кавалериста
Откуда вы берете вдохновение?
Герман Травников: Вдохновение — это постоянная работа. Я не жду, когда оно меня посетит. Беру кисть, макаю ее в краску, начинаю писать — пришло вдохновение.
Сколько времени занимает пейзаж?
Герман Травников: Можно за пять минут написать, за пять дней, а порой за пять месяцев. Для меня в пейзаже особенно интересно небо. Каждое мое небо, как музыка, имеет свое настроение. Выхожу на природу и сразу чувствую, минор или мажор.
Вас поэтому называют «небесист» — от слова «небо»?
Герман Травников: Как меня только ни называли — даже кавалеристом побывал. Было это давно в одной из национальных республик. Художники-акварелисты приехали на большой форум и увидели поперек центральной улицы растяжку «Привет советским кавалеристам».
У вас много портретов. Сложно их писать?
Герман Травников: Для меня в портрете очень важен фон. Потому что фон — это среда, интерес человека, его образ жизни. Например, ректор у меня сидит в рабочем кабинете, а поэт изображен на сине-розоватом фоне, как будто сияние за спиной. И другого фона быть не может.
Что бы вы посоветовали тем, кто хочет рисовать, но не имеет художественного образования?
Герман Травников: То же самое, что Лев Толстой начинающему писателю: если можешь не писать — не пиши. На самом деле есть масса художников, которые нигде не учились, но у них замечательные картины. Способность и желание творить не зависят от образования.
Вы никогда не бываете мрачным. Это умение скрывать эмоции или вы по жизни оптимист?
Герман Травников: Я просто люблю и радуюсь жизни, ценю каждый прожитый день. Я же видел всякие времена: репрессии, перестройку, развал СССР, лихие девяностые. Сейчас живу в век высоких технологий, интернетом пользуюсь. Столько нового, неизведанного, непрочитанного.
Герман Травников. «Отчий дом. Кухня». 1985 год. (фрагмент) Фото: Личный архив Германа Травникова
Российская газета — Неделя — Урал: №283(8931)
Поделиться
Курганская областьЖивописьОбраз жизниВ регионах
ТРАВНИКОВ Герман Алексеевич — Курганская область
ТРАВНИКОВ Герман Алексеевич
Художник, секретарь Союза художников России, заслуженный художник РСФСР, народный художник Российской Федерации, Почётный гражданин Курганской области.
Герман Алексеевич Травников родился 15 декабря 1937 года в селе Мехонском (ныне Шатровского района Курганской области).
Трудовую деятельность начал в 1955 году художником на Курганском машиностроительном заводе. С 1957 по 1959 годы служил в Советской Армии.
В 1963 году Герман Алексеевич окончил Свердловское художественное училище. Работал художником кинотеатра «Спутник», Дворца культуры строителей, лаборантом Курганского государственного педагогического института, художником-декоратором Курганского комитета по радиовещанию и телевидению, художником Курганской областной организации Союза художников России. В 1967 году был принят в Союз художников.
Травников во многом определил становление и развитие Курганского отделения Союза художников России. Он неоднократно избирался его председателем, членом правления, ревизионной комиссии. С 1986 года Травников является секретарём Союза Художников России.
Имя Германа Алексеевича связано с возрождением акварельного искусства в России и последующим его утверждением в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства. Благодаря его творческим успехам в Курганской области выросла плеяда ярких самобытных художников-акварелистов, а областной центр по праву считается «акварельной столицей Урала». Герман Алексеевич выдвинул идею создания в Зауралье первого в России музея акварели. Благодаря его большой организационной и общественной деятельности в фонд будущего музея передано около тысячи акварельных произведений художников России.
В течение нескольких десятилетий плодотворного творческого поиска, путешествий, постоянного совершенствования мастерства акварельной живописи Травников подготовил ряд значительных акварельных циклов. Наиболее выразительны из них: «В лесах Зауралья», «Русский север», «Тува», «Камни Армении», «По Средней Азии», «На полях Польши».
За полвека напряжённой творческой деятельности Герман Алексеевич принял участие в 150 выставках, провёл более 50 персональных выставок на Урале, в Сибири, многих городах страны. Он достойно представлял русское акварельное искусство в Австрии, Болгарии, Италии, Польше, Франции, Кубе, Канаде.
Художник успешно совмещает творческую и преподавательскую деятельность. Он проводит мастер-классы, оказывает практическую и методическую помощь молодым художникам, преподавателям и студентам учебных заведений, учащимся школ Зауралья. Много времени он уделяет работе в художественных советах Курганской областной филармонии, художественного салона-студии, аттестационной комиссии областного колледжа культуры, детских художественных школ, членом которых является.Герман Травников и Юрий Королев (директор Третьяковской галереи)
Акварельные работы Германа Алексеевича воспроизведены в журналах, альбоме «Образ пространства», комплектах открыток «Отчий край», «Акварели Травникова Г.А. из российских и зарубежных музеев», «А за Уралом – Зауралье». Он является автором почтовой марки, выпущенной к 60-летию со дня образования Курганской области. Герман Алексеевич – составитель, художник-дизайнер художественных календарей, книг по истории и культуре Курганской области «Охотничьи были», «Забытый Курган», «К 100-летию областной универсальной научной библиотеки имени А. К. Югова».
Работы Травникова имеются в Государственной Третьяковской галерее, музеях России и ближнего зарубежья, в галереях и частных коллекциях 22 стран мира. Ряд акварельных произведений художник подарил детским домам, областной больнице, кардиологическому диспансеру, Российскому научному центру восстановительной травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова.
Творчество Травникова отмечено многочисленными Почётными грамотами и Дипломами за участие в выставках. Он награждён медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы», орденом «За заслуги перед польской культурой», городской премией «Признание». Ему присвоены звания «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник Российской Федерации», «Почётный гражданин Курганской области».
Early herbals — Немецкие отцы ботаники
У Амгеддфа Симру в библиотеке музея есть несколько книг, выпущенных до 1701 года, в том числе две инкунаблии (книги, напечатанные до 1501 года) произведений Плиния по естественной истории 1481 и 1487 годов.
Коровник, изображенный в книге Фукса De Historia Stirpium
Часть раннего немецкого травника с комментариями на валлийском и английском языках, когда-то принадлежавшего Моррису Оуэну.
В коллекции также есть несколько «трав» 16-го и 17-го веков. Среди них примеры работ трех человек, которых называют «немецкими отцами ботаники», а именно Иеронимуса Бока (149 г.).8-1554), Отто Брунфельс (1489-1534) и Леонард Фукс (1501-1566).
Травяные сборы
Печатные травяные сборы содержат подробную информацию о растениях, а также о том, какую болезнь может излечить каждый из них. Что особенно выделяло работу этих трех человек, так это то, что многие описания и иллюстрации цветов в их книгах в целом были основаны на свидетельствах из первых рук, а не скопированы у других писателей.
Иероним Бок (1498-1554)
Как травник Бока 1539 г.был без иллюстраций, это вынуждало его давать подробные и точные описания. В музее хранится более позднее иллюстрированное издание 1552 года. Хотя начальные страницы отсутствуют, основная часть текста завершена вместе с прекрасными раскрашенными вручную иллюстрациями.
На большинстве гравюр на дереве просто изображены сами растения, но иногда показаны птицы и люди, например, довольно грубое изображение последствий употребления инжира!
Отто Брунфельс (1489-1534)
Работа Отто Брунфельса в Библиотеке — второй том из Herbarum Vivae Eicones (1531). Название переводится как «живая картина растений», и автор одним из первых обратился к самой природе как к источнику своих иллюстраций для книги.
Леонард Фукс (1501-1566)
В библиотеке хранятся две книги, составленные Фуксом, а именно De Historia Stirpium (1542) и Plantarum Effigies (1549). Хотя лишь некоторые описания растений принадлежат Фуксу, а большинство взяты из других книг, именно качество иллюстраций делает эту травяную книгу одной из величайших книг 16 века.
Plantarum Effigies — это карманная версия тома 1542 для использования в полевых условиях; в нем очень мало текста, кроме указателя к изображенным растениям, и на каждой гравюре название растения дается на трех или более языках, обычно на пяти (греческий, латинский, французский, итальянский и немецкий).
Другие великие травники того же периода хранятся в библиотеке Амгеддфа Кимру, в частности, работы Ремберта Додоэнса (1516-1585) и Джона Джерарда (1545-1612).
Ремберт Додоэнс (1516-1585)
Травник Додоэнса был опубликован на фламандском языке в 1554 году. В музее хранится первое английское издание 1578 года, переведенное Генри Лайтом, включая новый материал, который сам Додоэнс отправил Лайту для включения в новый версия.
John Gerard (1545-1612)
Одним из самых известных травников, написанных на английском языке, является Gerard’s The Herball (1597). Главный садовник многих домов в районе Лондона и его окрестностях, Джерард также отвечал за сады Уильяма Сесила, лорда Берли, государственного секретаря и лорда-казначея Елизаветы II, и именно Сесилу Джерард посвятил свою большую работу.
В библиотеке есть копия издания 1633 года, а также оригинальная работа.
Другие травы в коллекции включают неполный немецкий образец, датируемый первой половиной 16-го века. Когда-то он принадлежал Моррису Оуэну из Кернарфоншира, который около 1767 года добавил чернилами названия различных растений на валлийском языке; английские эквиваленты также даются в большинстве случаев.
Эта книга и другие травы до сих пор представляют большой интерес и изучаются, в частности, теми, кто изучает историю ботаники и фармации, а также теми, кто изучает историю печатных книг.
Herbalist Art — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.