cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Характеристика шапкин в пьесе гроза: образ и характеристика героя пьесы «Гроза»

образ и характеристика героя пьесы «Гроза»


Образ Шапкина в пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского, несмотря на то что этого персонажа читатель видит только в 1-м и 2-м явлении первого действия, имеет немалое значение. Благодаря этому герою более чётко выявлены отличительные черты одного из основных персонажей пьесы — купца Савёла Прокофьевича Дикого.

Содержание

Кто такой Шапкин в пьесе «Гроза»

В списке действующих лиц имя этого персонажа не указано. Этого мещанина, как и мещанина Кулигина, окружающие зовут только по фамилии. А значение фамилии Шапкин состоит, вероятно, в том, что кто-то из его предков шил шапки. Этот персонаж является жителем города Калинова, где разворачивается действие пьесы.

Речевая характеристика

Описание Шапкина даётся в пьесе через его речь. Это довольно умный человек, он умеет выражать свои суждения очень кратко и ёмко. В разговоре с Кудряшом герой осуждает поведение калиновских богатеев: купца Савёла Прокофьевича Дикого и купчиху Марфу Игнатьевну Кабанову. Вот как он их характеризует: «Уж такого ругателя, как у нас Савёл Прокофьевич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт», «Хороша тоже и Кабаниха». Далее он говорит о Диком: «Унять-то его некому, вот он и воюет». «Одно слово: воин!» — такую ёмкую и саркастическую характеристику даёт богатому купцу-скандалисту скромный мещанин Шапкин.

Характер

Несмотря на то, что этот персонаж эпизодический и показан автором только в начале пьесы, всё же можно определить некоторые черты его характера. Можно с уверенностью сказать, что Шапкину присущи следующие качества:

  • Общительность. Этот герой приятельствует с молодым приказчиком Дикого Ваней Кудряшом. Он с удовольствием прогуливается по бульвару и общается со своим другом.
  • Склонность к скептицизму и сарказму. В беседе с Кудряшом этот мещанин сомневается, когда тот говорит, что мог бы с крепкими парнями отучить Дикого озорничать и скандалить. Шапкин не очень верит своему приятелю, что ему не страшен такой хозяин, как Дикой, что он умеет с ним разговаривать.
    Кудряш в разговоре с Шапкиным сообщает, что купец не может одерживать над ним победу: «…он — слово, а я — десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Таким образом, роль Шапкина в пьесе «Гроза» состоит в том, чтобы полнее отобразить черты и Дикого, и Кудряша.
  • Осторожность, осмотрительность. Когда в конце беседы с Кудряшом о Диком они увидели, что на бульвар вышел сам купец со своим племянником Борисом, Шапкин предложил приятелю: «Отойдём к сторонке: ещё привяжется, пожалуй».

Вывод

Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в „тёмном царстве“» писал, что «в „Грозе“ особенно видна необходимость так называемых „ненужных“ лиц». Действительно, образ Шапкина, одного из второстепенных персонажей, помогает лучше понять сущность не только одного из основных героев пьесы, купца Дикого, но также купчихи Кабановой и Кудряша.

Характеристика образа Шапкина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Характеристики главных героев Гроза, Островский. Их образы и описание

Главная>Характеристики героев

Катерина

Жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Это центральный персонаж пьесы, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в условиях маленького патриархального городка. В Катерине еще с детства очень сильно желание счастья, которое с взрослением перерастает в желание взаимной любви. Подробнее>>>

­ Кабанова, Марфа Игнатьевна (Кабаниха)

Богатая купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна является одним из главных столпов «темного царства». Это властная, жестокая, суеверная женщина, которая относится с глубоким недоверием и даже презрением ко всему новому. В прогрессивных явлениях своего времени она видит только зло, поэтому Кабаниха с такой ревностью и оберегает свой мирок от их вторжения. Подробнее>>>

­ Тихон Кабанов

Муж Катерины и сын Кабанихи. Это забитый, страдающих от постоянных упреков и приказаний Кабанихи человек. В этом персонаже наиболее полно раскрывается калечащая, разрушающая сила «темного царства», которая превращает людей лишь в тени самих себя. Тихон не способен на отпор – он постоянно оправдывается, всячески угождая матери, боится ее ослушаться. Подробнее>>>

­ Борис

Один центральных героев, являющийся племянником купца Дикого. Среди провинциальной публики города Калинова Борис заметно выделяется своим воспитанием и полученным образованием. Действительно, из рассказов Бориса становится понятно, что приехал сюда он из Москвы, где родился, вырос и жил до тех пор, пока родители не погибли от эпидемии холеры. Подробнее>>>

­ Дикой, Савёл Прокофьич

Одним из самых уважаемых представителей Калинова является предприимчивый и властный купец Савел Прокофьевич Дикой. Одновременно с этим данная фигура, наряду с Кабанихой, считается олицетворением «темного царства». По своей сути, Дикой – это самодур, который, на первое место, ставит лишь свои желания и капризы. Поэтому его отношения с окружающими можно охарактеризовать лишь одним словом – произвол. Подробнее>>>

­ Кудряш, Ваня

Ваня Кудряш является носителем народного характера – это человек цельный, смелый и веселый, который всегда сможет постоять за себя и за свои чувства. Данный герой появляется еще в самой начальной сцене, знакомя читателей вместе с Кулигиным с порядками и нравами Калинова и его жителей. Подробнее>>>

­ Варвара

Дочь Кабанихи и сестра Тихона. Она уверенна в себе, не боится мистических предзнаменований, знает, чего хочет от жизни. Но одновременно с этим личность Варвары имеет некоторые нравственных изъяны, причиной которых является жизнь в семье Кабановых. Ей совсем не нравятся жестокие порядки этого провинциального города, но Варвара не находит ничего лучшего, как смириться с установившимся укладом. Подробнее>>>

­ Кулигин

В пьесе показан персонаж, который на протяжении всего произведения прикладывает определенные усилия для защиты прогресса и общественных интересов. И даже его фамилия – Кулигин – очень похожа на фамилию знаменитого русского механика-изобретателя Ивана Кулибина. Несмотря на свое мещанское происхождение, Кулигин стремится к знаниям, но не из эгоистических целей. Главная его забота – это развитие родного города, поэтому все его силы направлены на «общественную пользу». Подробнее>>>

­ Феклуша

Странница Феклуша является второстепенным персонажем, но при этом весьма характерным представителем «темного царства». Странники и блаженные во все времена были постоянными гостями купеческих домов. Например, Феклуша развлекает представителей дома Кабановых разнообразными байками о заморских странах, рассказывая о людях с песьими головами и правителях, которые «что ни судят они, все неправильно». Подробнее>>>

Шапкин

Эпизодический персонаж, знакомый Кудряша, очень не любит Кабановых и Дикого.

Глаша

Эпизодический персонаж, служанка в доме Кабанихи.

Барыня

Эпизодический персонаж, древняя старуха, всегда ходит с двумя лакеями. Когда она появляется, то всегда говорит, что красота ведёт к смерти, что надо идти к Волге и нырять в омут. В конце концов, она напророчила Катерине такую смерть.

см. также:
Краткое содержание Гроза, Островский

Сочинения по произведению Гроза, Островский

Краткая биография Александра Островского

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

[Пример эссе], 1237 слов GradesFixer

Это эссе было представлено студентом. Это не пример работы, написанной профессиональными авторами эссе.

В этом эссе я хотел бы проанализировать самую влиятельную пьесу Цао Юй «Гроза», написанную в 1934 году. Оба текста В этом тексте большое внимание уделяется феминизму и тьме феодального общества. Мы начнем с главы благородной и богатой семьи Чжоу Пу-юаня, который является классическим изображением старой китайской патриархальной семьи.

У него было два сына от первой жены Ши-пин, которая на самом деле была его горничной. Имена этих сыновей были Чжоу Пин и Та-хай. В дальнейшем Чжоу Пу-юань женится на образованной и благопристойной девушке по имени Фань-и, она является одним из главных героев пьесы. Также стоит упомянуть, что она всего на несколько лет старше его собственного сына Чжоу Пина. По мере того, как мастер глубоко вовлекается в спекуляции горняков, Фан-и становится нетерпеливой, и пыл, который у нее когда-то был, исчезает.

Вопреки закону, Фань-и вступает в тайный роман с Чжоу Пин. Однако Чжоу Пин пытается сблизиться с Си-фэн, дочерью Ши-пина, первой жены мастера. Притяжение между Си-фэн и Чжоу Пин действительно сводит Фань-и с ума, она сделает все, чтобы отомстить, поэтому, наконец, ближе к концу пьесы она раскрывает все об этом романе. Это имело огромные последствия, поскольку Си-фэн убегает и случайно получает удар током от провода под напряжением во время грозы. Она сбежала, потому что узнала, что Чжоу Пин на самом деле был ее кровным братом, она просто не могла вынести произошедшее унижение.

Чжоу Чун также погибает, пытаясь спасти Си-фэна. Весь финал становится еще более странным, когда Чжоу Пин совершает самоубийство, застрелившись, оставив Фань-И сойти с ума. Хотя концовка катастрофична, и большинство главных героев мертвы, имеет смысл закончить ее именно так. Довольно убедительная концовка, так как между хозяином и его женой возникает антагонистический конфликт; мы видим, что в пространстве патриархальности и старых китайских моральных ценностей есть огромная дыра. Есть символизм жадного и садистского человека, движимого фрустрирующим собственническим инстинктом; дом, в котором происходят все действия, символизирует безопасность и силу; Фань И символизирует женщину, которая бесчисленное количество раз пытается сбежать от своего прошлого с помощью безумной любви и своей ощутимой страсти, которая в конечном итоге приводит к катастрофе и крайне ограничена чувством греха.

Фань-и — самый интересный персонаж пьесы, поскольку ее взрывная ярость разрушает оковы морали, ее стремление отомстить мужу удовлетворяет ее желание удовлетворить свою подавленную сексуальность. Если бы она была жива во время подъема феминизма, она, вероятно, стала бы королевой. Хотя в ее сердце живет дух старого Китая, она вырывается из удушающих владений хозяйского дома. Она мужественно сопротивляется вендетте, затаив неумолимую любовную связь со своим пасынком, что в то время было непростительным грехом. Хотя психологически она отталкивает хозяина и его домочадцев, физически она от них зависит. Она определенно не самодостаточна и вынуждена полагаться на хозяина, чтобы выжить. Ее противостояние с мастером происходит не из-за ее стремления к индивидуальности, а из-за ее уныния и безнадежности любви.

Эмоциональная зависимость и непомерная нежность Фань-и к Чжоу Пину становится кристально ясной, когда она говорит: «Пин, это последний раз, когда я умоляю тебя; Я никогда не разговаривал с кем-то подобным образом, теперь, пожалуйста, помилуй меня». и «пожалуйста, заберите меня — заберите меня отсюда. В будущем, даже если ты будешь жить с Си-фэном, я смогу это вынести, пока ты не оставишь меня в покое.

(Юй, 1934) Она изо всех сил старается разорвать отношения Си-фэна и Чжоу Пина, ставя на их пути всевозможные препятствия. Она доходит до того, что заставляет другого мужчину, Чжоу Чуна, преследовать Сифэна, просто чтобы она могла заполучить Чжоу Пина. Она не только эгоистична, но и дивергентна в том смысле, что у нее есть как мощная психосоматическая зависимость от своего возлюбленного, так и дух нерасположения.

Мятежное заявление Фань-и наполнено уверенностью и самообладанием. Ее драчливый характер демонстрирует намерения Цао Юй, что женщины должны быть сильными в своей персоне и должны противостоять несправедливости и неравенству, с которыми женщины в то время сталкивались. Наконец, она освобождается от ограничений феодальных моральных ценностей, сковывавших ее физическое «я». Это изображает утверждение и признание Цао Юй самобытности героини и предательства, которое она продемонстрировала посреди удушающей патриархальной иерархии. Фань-и — героиня, подобная стремительной грозе, раздробляющей древнюю вендетту самодержавной семьи; она была подобна сверкающему кинжалу, пронзающему зараженную атмосферу; она была похожа на смертоносную осу, готовую ужалить своих противников.

Истинные убеждения Цао Юя отражены в этом очаровательном персонаже, без сомнения, он презирает ушедшую эпоху традиционалистской феодальной цивилизации.

Хотя эта пьеса была написана в 1934 году, в середине-конце 1900-х годов, наряду с активным развитием феминистского движения, театральное искусство претерпело огромные изменения. Развитие феминистского постулата не только расширило творческое видение каждого, но и трансформировало мужскую точку зрения. В конечном итоге это навсегда оказало беспрецедентное влияние на философию человечества. Все идолы, созданные людьми, как бы окаменели они ни были, в известной степени уступают ему, и именно поэтому люди неизбежно будут иметь в его власти способность уничтожить их.

Феминистские критики рассматривают традиционные литературные произведения, в основном написанные мужчинами, как артефакт предвзятого творчества. Женщины эксплуатируют собственные пристрастия, формируя искаженное впечатление о женщинах. В их действиях четко прослеживаются собственные убеждения мужчин. Следовательно, критики-феминистки сомневаются в женских персонажах, созданных писателями-мужчинами. Они рекомендуют читателям-женщинам применять идиосинкразическую интерпретацию, в отличие от общепринятой интерпретации их произведений.

В патриархальном обществе власть контролирует жизнь, ограничивая свободу слова. Женщины были лишены права на свободу слова, поэтому у женщин не было возможности высказать свое мнение по любому вопросу. Это именно та группа, частью которой является Фань-и, это феодальное общество, где она подчиняется воле Чжоу Пу-юаня. По коридорам своего бессердечного особняка Фань-и лишили прав. В то время Китай был преимущественно патриархальным обществом. Жизнь женщин была полностью затруднена. Хотя это было жестоко, оно было поставлено, чтобы поддерживать семейную систему и сохранять ее устойчивость. Особняк Чжоу Пу-юаня — репрезентация стереотипной буржуазной семьи, а Фань-и — жертва.

Катаклизмы пьесы отчетливо свидетельствуют о бедствиях той эпохи. Читатели больше не забывают об изображении женщин, то, как авторы изображали женских персонажей, сильно изменилось с годами, эта пьеса была одной из первых, в которых главный женский персонаж совершал бунтарские поступки. Впереди еще долгий путь к улучшению, женщины в современном мире все еще борются за свои права. Женщины должны извлечь урок из этой пьесы и победить свои недостатки. Эйлин Чанг, автор книги «Любовь в падшем городе», является действительно хорошим примером автора, который превзошел все ожидания того времени. Такие авторы, как она, являются настоящими жемчужинами современной литературы.

Островский А.Н. «Гроза». Характеристика Кулигина

В пьесе «Гроза» А. Н. Островского описывается жизнь небольшого провинциального городка Калинова. Основной акцент данного произведения сделан на определение «темного царства», олицетворяющего богатых помещиков, не имеющих над собой начальников. Вот почему в этих местах процветают тирания и невежество. Прежде чем перейти к теме «Характеристики Кулигина в пьесе «Гроза», стоит отметить, что почти каждый житель этого городка, познав любую несправедливость, никогда не посмеет открыто высказать свое мнение»9. 0003

«Буря». Характеристики Кулигина

Кулигин — самый первый герой, который появляется в пьесе. Он из сословия простых обывателей, часовщик-самоучка и изобретатель, ищущий вечный двигатель. К внешности его особых определений нет, по возрасту ему уже несколько за пятьдесят. Он пришел на набережную Волги, чтобы полюбоваться ее красотой. С восторгом он даже напевает слова песни. И тут к нему присоединяются молодые люди — Кудряш (писарь Дикого) и мещанин Шапкин. Кулигин, выражая свою радость и восторг от живописных пейзажей, понимает, что они не разделяют его чувств, потому что полностью погружены в свои житейские проблемы. Почти сразу же говорят о «темном царстве», но Кулигин не особо поддерживает этот, по его мнению, бессмысленный разговор.

Продолжаем развивать тему «Гроза». Характеристика Кулигина, «нужно сразу отметить, что говорил он вообще всегда только по необходимости.

Замечание Кулигина о невыносимом характере богатого купца Дикого: «С него-то что, пример брать!» Лучше терпеть», — говорит, что он интеллигентный, нестандартный и мыслящий человек. И при этом Кудряш хвастается, что не дает себя в обиду и говорит: «Он слово, а я десять», но потом, видя, что к ним идет Дикая, начинает уходить с Шапкиным. Кулигин, напротив, остался на своем месте и только снял шляпу.

Кулигин («Гроза»): характеристика (кратко)

В следующий раз встречаемся с Кулигиным, когда он разговаривает с Борисом Григорьевичем — порядочным образованным молодым человеком и племянником Дикого. Кулигин невольно вопрошает, как живет Борис в подчинении у своего дяди — жуткого деспота и грубияна, который не может возражать против его бессмысленных упреков. Борис отвечает, что ему действительно трудно ужиться здесь, как будто он лишний. Выслушав рассказ Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что с этим ничего не поделаешь, так как знает общественные устои в Калиновке и видит жестокие нравы в этом городе.

Мечтатель

Итак, нас интересует описание Кулигина. В пьесе «Буря» рассказывается, что у этого местного изобретателя много положительных качеств. Он умеет анализировать, писать стихи, в нем есть мечтательность. Когда Борис предлагает ему написать в поэтической форме жизнь в Калиновке, он отказывается. Здесь проявляется его нерешительность. Если главный герой протеста бросился к Волге, то Кулигин на решительные и громкие протесты просто не способен.

Рассуждение на тему «Островский», «Гроза». Характеризуя Кулигина, мы понимаем, что этот герой как никто другой умеет находить общий язык с людьми. Кулигин больше похож на того благородного мечтателя, который постоянно думает о том, как сделать общество лучше и цивилизованнее.

Изобретатель

Мечтает изобрести вечный двигатель, за который сможет получить миллион и организовать рабочие места для людей. Он говорит: «Руки есть, а работать нечем». Он называет себя «механиком-самоучкой» и просит Уайлда дать ему десять рублей на солнечные часы, которые он хочет сделать в парке. И тут же рассказывает ему о спасительном громоотводе, который тоже можно установить в городе. Но жадный и тупой помещик не хочет расставаться со своими средствами, которые любит больше жизни. Все уговоры были бесполезны. Однако удивляешься уважительности, терпению и настойчивости Кулигина в ведении бесед с Диким, до которого, впрочем, ему так и не удалось дозвониться.

Ценитель прекрасного

В теме «Гроза». В характеристике Кулигина «следует отметить, что главный герой — тонкий ценитель природной красоты. Он говорит, что «от Волги луга пахнут цветами и небо, которое чисто…», он сожалеет, что в этом городе люди почти не замечают, пожалуй, только бедная Катерина чувствует то же самое.

Далее Кулигин говорит, что бедняки работают и спят по три часа каждый день, а богатые за запертыми воротами сидят дома и только между собой ругаются.Он также пытается объяснить людям, что ему не следует бояться грозы, кометы или северного сияния — ими нужно восхищаться и оценивать их как удивительное природное явление.

Заключение

В заключение тема «Гроза».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *