Выберите из перечня объектов культуры подмосковья те из них: Тест по духовному краеведению
Тест по духовному краеведению
Категория: Искусствоведение.
Тест по духовному краеведению
Б5. Как вы думаете, почему в период 1919 – 1936гг храмы разрушались?
С1. Опишите свое отношение к уничтожению Храма Христа Спасителя в Москве.
Тест за II полугодие
1. Выбери из перечня объектов культуры Подмосковья те из них, которые относятся к области религиозной культуры:
□ Саввино-Сторожевский монастырь.
□ Центр подготовки космонавтов в Звездном городке.
□ Канал имени Москвы.
□ Национальный парк «Лосиный остров».
□ Спасская церковь в селе Уборы Одинцовского района.
□ Музей военно-воздушных сил в Монино Щелковского района.
□ Памятник героям-панфиловцам в деревне Строково Волоколамского района.
□ Музей А. А. Блока в Шахматово Солнечногорского района.
□ Историко-литературный музей-заповедник А.
□ Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова в деревне Мелихово Чеховского района.
2. Кого из святых называют просветителем славян?
□ Святого равноапостольного Кирилла.
□ Святого равноапостольного Мефодия.
□ Святого апостола Павла.
□ Святого апостола Иоанна Богослова.
□ Святого Нестора Летописца.
3. На Руси первая проповедь христианства была произнесена?
□ Преподобным Нестором Летописцем.
□ Святым князем Владимиром.
□ Святой княгиней Ольгой.
□ Святым апостолом Андреем Первозванным.
4. Для какого храма были написаны преподобным Андреем Рублевым иконы «Звенигородского чина»?
a. Для собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря.
b. Для собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Звенигороде.
c. Для собора в честь Успения Пресвятой Богородицы Троице-Сергиевой Лавры.
5. Закончи предложение: «Высоцкий Богородицкий Серпуховской монастырь был основан по благословению преподобного …. Серпуховским князем …».
6. Закончи предложение: «Николо-Угрешский монастырь был основан Великим князем … на месте явления иконы …».
7. С именем какого христианского святого связано происхождение названия города Дмитрова Московской области?
□ Святой великомученик Димитрий Солунский.
□ Святой благоверный князь Димитрий Донской.
□ Святой преподобный Димитрий Прилуцкий.
□ Святитель Димитрий Ростовский.
8. В 1490 г. против еретиков было написано знаменитое произведение «Просветитель». Его автором является…
□ Преподобный Нил Сорский.
□ Преподобный Димитрий Прилуцкий.
□ Митрополит Макарий Московский.
9. Кто явился основателем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря?
□ Патриарх Никон.
□ Царь Алексей Михайлович.
□ Царь Иоанн Грозный.
□ Преподобный Серафим Саровский.
□ Преподобный Иосиф Волоцкий.
10. Скажи, с именем какого подмосковного монастыря связано название «Подмосковный Синай»? _____________________________________________________________
11. Спасо-Бородинский монастырь был основан…
□ Маргаритой Михайловной Тучковой.
□ Патриархом Никоном.
□ Михаилом Илларионовичем Кутузовым.
□ Царем Александром I.
12. На какой иллюстрации изображен Спасо-Бородинский монастырь?
a.
b.
c.
a. b. c.
13. Кто из перечисленных ниже святых прославлен Православной Церковью в лике Новомучеников и Исповедников Российских?
□ Священномученик Иларион Троицкий.
□ Святой Патриарх Тихон.
□ Святые царственные страстотерпцы.
□ Святитель Филипп митрополит Московский.
□ Святитель Алексий Митрополит Московский.
□ Преподобный Серафим Саровский.
14. Назови известные тебе монастыри Подмосковья ________________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_____________
И. М. Копылова, ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга
Метки: Искусствоведение
Туризм » Администрация Городского округа Коломна Московской области
Историко-культурные достопримечательностиВ 2010 году Коломне присвоен статус исторического поселения Российской Федерации. В городе находится 452 памятника истории и культуры федерального и регионального значения.
На городской территории находятся здания церквей Иоанна Предтечи на Городище (начало XVI в.), шатровой Успенской (1522), Богоявленской (1680-е), Вознесенской (1799, арх. М.Ф. Казаков), Михаила Архангела (1833, арх. М.Ф. Шестаков), Брусенского (конец XVII в.) и Спасского (XIV в.) монастырей. Из гражданских сооружений следует отметить пожарную часть с каланчой (XVIII в., в классическом стиле), дома купцов Шевлягина и Мещанинова (в стиле барокко), Торговые ряды (первая половина XIX века).
Неподалёку от Коломны находятся основанные в XIV веке Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.
Коломенский кремль – одна из самых больших и мощных крепостей своего времени. Он был построен за шесть лет, с 1525 по 1531 годы, по приказу Василия III. От Коломенского кремля сохранились кирпичные стены с семью башнями. Одна из них наиболее известная – Пятницкая с православной иконой над воротами. На территории кремля можно обнаружить множество примечательных мест – Успенский собор (построен в 1672–1682) с колокольней (1825) и многое другое.
В 2013 году Коломенский кремль стал победителем в мультимедийном проекте-конкурсе «Россия-10».
Церковь Воздвижения построена из кирпича в 1764 году иждивением купца Мещанинова. В 1832–1837 гг. церковь была перестроена в формах позднего ампира сестрами из рода Кисловых – Марией Кирилловной Шераповой и Неонилой Кирилловной Колесниковой. Архитекторы придали церкви своеобразные черты, отличающие ее от других находящихся в кремле культовых сооружений. В плане основная часть церкви по внешнему контуру – квадрат, внутреннее же помещение круглое. Над четвериком основания церкви с приставными портиками конического ордера находится ротонда с куполом. Боковых дверей в церкви нет. В здание можно войти лишь через одну-единственную дверь, которая имеется в небольшом переходе, соединяющем основное помещение с колокольней.
Церковь Николы Гостиного – памятник так называемого «посадского типа». Документы относят его закладку к 1501 году: «Лето 7009 на память святого пророка Амоса обложена сия церковь во имя Святого Чудотворца Николы при благоверном государе и великом князе Иване Васильевиче и при епископе коломенском Иосифе…».
Этимология слова «Гостиный» такова, что оно может быть образовано не только от слова «гостить», но и от слова «гость» – купец.
Один из ранних исследователей Коломны Иванчин-Писарев, ссылаясь на народное предание, утверждает, что название церкви «Никола Гостиный» возникло во время польско-литовской интервенции в начале XVII века, когда икона Николы Зарайского «гостила» в Коломне.
Современные формы храма определила перестройка XIX века. После возвращения храма общине верующих первая Божественная литургия состоялась 28 августа 2002 года.
Народное училище (Кремлевская, 18) – памятник классицизма конца XVIII века. Это двухэтажное здание на высоком белокаменном фундаменте с выступающим шестипилястровым портиком по фасаду было специально построено для народного училища. В 1885 году учеником этого учебного заведения стал будущий известный русский экономист и статистик, академик Российской академии наук И.И. Янжул.
Церковь Воскресения – древнейший кремлевский храм. Первое летописное упоминание о нем 1366 года связано с важным событием в жизни московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) — венчание с суздальской княжной Евдокией. В первоначальном виде памятник не сохранился, он неоднократно перестраивался.
Соборная площадь – административно-общественный центр средневековой Коломны, сложившийся вокруг Успенского кафедрального собора. Существующее здание собора построено в 1672–1682 гг. артелью ярославского каменных дел мастера Мелентия Алексеева на месте белокаменного храма времен Дмитрия Донского. История его создания была такова. В предстоящей схватке с Ордой князь Дмитрий отводил особую роль Коломне, которую он решил должным образом укрепить. По его воле Коломна становится «центром каменного строительства», развернувшегося накануне Куликовской битвы. В центре кремля он закладывает белокаменный Успенский собор. Князь Дмитрий сделал этот шаг после того, как в августе 1378 года разбил на рязанской земле, южнее Коломны, отряд мурзы Бегича. Его сооружали лучшие московские мастера, специально по указанию Дмитрия прекратившие постройку Симоновского собора на юге Москвы. Это еще раз подчеркивало исключительное значение Коломны, а сама по себе каменная постройка собора усиливала оборону города. С именем знаменитого художника Феофана Грека связывают некоторые исследователи роспись Успенского собора и написание иконы Донской Богоматери. Исследователь Н.Н. Воронин называл эту икону «вторым после Владимирской Богоматери национальным палладиумом Руси». Сохранилось предание, что именно этой иконой благословили Московского князя Дмитрия перед походом на поле Куликово.
Величием собора поражались современники, а также те иностранные путешественники, которые посещали Коломну и оставили ее зарисовки. Среди них особенно известны рисунки немецкого путешественника начала XVII века Адама Олеария, поражавшегося красотой кремля и не пожалевшего времени, чтобы переправиться через Москву-реку и, сев в уединении на луговых просторах, выполнить с натуры полную панораму Коломны.
Позднее Успенский собор по разным причинам неоднократно перестраивался и ремонтировался. После крупного пожара, разбушевавшегося в городе 7 мая 1739 года, крышу существенно упростили, выполнив её четырехскатной, а оконные рамы сделали из металла. В начале XIX века по благословению митрополита Платона (Левшина) были расписаны стены собора. В это же время соборный храм украсился большой серебряной люстрой с инициалами Александра Первого, пожертвовавшего ее в 1813 году.
Не менее величественен собор внутри. Его своды поддерживают 4 мощных круглых столба-колонны. Украшает собор великолепный иконостас, сооруженный во второй половине XVIII века при Коломенском епископе Феодосии.
В 1989 году собор возвращен верующим, реставрирован. 29 августа 1999 года великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Успенский собор является кафедральным собором митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь расположен на территории бывшей резиденции архиереев Коломенской епархии, основанной в XIV веке. После ее упразднения в 1799 году московский митрополит Платон получил разрешение загородный Голутвин-монастырь перенести в Коломну в архиерейский дом. С тех пор обитель именуется Ново-Голутвинской.
На территории монастыря сохранились постройки времен коломенских епископов XVII-XVIII веков: Троицкая и Покровская церкви, архиерейский дом, семинарский корпус. В 1825 году для монастырских нужд была построена колокольня – самое яркое произведение классицизма в Коломне.
В 2001 году построена деревянная часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы, освящена 2 февраля 2002 года епископом Видновским Тихоном. В 2003 году в архиерейском корпусе монастыря открылась резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Храм Сошествия Святого Духа является уникальным памятником архитектуры. Построен в селе Шкинь в 1794–1800 гг. по заказу генерал-майора Гавриила Ильича Бибикова. Представляет собой почти копию Троицкого собора Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Над храмом возвышается ротонда, круглый купол которой увенчан единственной маленькой главкой. Над главным ходом выстроены две звонницы – прием, редко встречающийся в русской архитектуре.
Храм восстановлен по федеральной программе и при поддержке Попечительского совета. 5 июня 2017 года храм был освящен.
Древнейший шатровый храм Илии Пророка в селе Пруссы возведен в XVI в. и стал одним из символов победы Ивана Грозного – взятием Казани в 1552 году. Храм отреставрирован Благотворительным фондом Московской епархии, учрежденным митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием и губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым, в рамках программы «Восстановим порушенные святыни Подмосковья».
Дом Куприна на улице Лазарева – памятник архитектуры позднего классицизма XIX века. В этом доме в 1911–1913 гг. снимал квартиру русский писатель А.И. Куприн. Автор произведений «Гранатовый браслет», «Поединок», «Яма», «Белый пудель» неоднократно приезжал в Коломну к своей сестре Зинаиде Нат.
В поселке«Советский художник» в свое время жили и работали Герой Социалистического Труда народный артист СССР кинорежиссёр Сергей Герасимов и его супруга Герой Социалистического Труда народная артистка СССР Тамара Макарова, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Александр Куприн, художники Юрий Пименов, Алексей Комаров и другие.
В поселке действует уникальный частный музей выдающегося русского скульптора Николая Абакумцева.
Усадьба Шервинских. В 1930–1940-х годах в село Черкизово в гости к врачу В. Шервинскому приезжали поэты Анна Ахматова, Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Вера Меркурьева, Александр Кочетков и другие. Красота и неповторимость этих мест нашли отражение в их стихах. В двухэтажном здании до середины 70-х годов XX века находилась Черкизовская сельская школа, в настоящее время размещается «Черкизовский центр досуга и культуры», в стенах которого работает музейная экспозиция и открыт выставочный зал.
Среди основных достопримечательностей города ХХ века – мемориал «Коломенцам, отдавшим жизнь за Родину 1941-1945» (1970) с Вечным огнём, около пяти десятков мемориальных объектов, посвящённых героям Великой Отечественной войны. В том числе бронзовый бюст дважды Героев Советского Союза С.Г. Горшкова (1984) работы Льва Кербеля, В.А. Зайцева (1948) В.М. Терзибашьяна, отечественных оружейников дважды Героя Социалистического Труда В. П. Макеева (1984), Героя Социалистического Труда Б.И. Шавырина (1985) Вячеслава Клыкова. А также памятник Паровозу коломенской постройки (1989), памятный знак на ул. Гагарина (1978).
Памятник Святому благоверному князюДмитрию Донскому работы скульптора Александра Рукавишникова был торжественно открыт 22 мая 2007 года. Это первое в России конное изваяние князя Дмитрия. Памятник был создан на средства городской администрации. Работа над композицией заняла около трех лет.
Именно в Коломне был сборный пункт русского войска перед решающей битвой с Золотой Ордой. Отсюда оно выступило на Куликово поле для того, чтобы 21 сентября 1380 года под водительством великого князя московского Дмитрия Донского разгромить войска Орды во главе с ее правителем темником Мамаем. Здесь же он подписал договор, по которому Коломна стала вотчиной московских князей.
Монумент установлен у стены Коломенского кремля. Высота бронзовой конной статуи составляет 5,5 метра, а общая высота вместе с постаментом – около 12 метров. Великий князь изображен в полном вооружении, как бы перед выездом на поле сражения, в его лице чувствуется решимость, но вместе с тем и волнение, естественное перед битвой.
Памятник Кириллу и Мефодию был открыт во время празднования Всероссийских Дней славянской письменности и культуры в Коломне в 2007 году на Соборной площади между Шатровой колокольней и школой № 3. Создан заслуженным художником Российской Федерации Александром Рожниковым.
В новом столетии в исторической части города были также открыты памятник коломенскому Водовозу (2012) мастерской Антона Якушева, Музейная фабрика коломенской пастилы (2011), музеи «Кузнечная слобода» (2010), органической культуры, «Арткоммуналка» (2011), «Калачная» (2013), предприятий ЖКХ, денег «Сие деньги коломьски» и любимой игрушки (2014), Дом самоваров (2015), коломенского трамвая и музей-навигатор «Актуальные древности Коломны» (2016). В отреставрированный купеческий усадебный комплекс ХIХ века переехал один из старейших в Подмосковье Коломенский краеведческий музей (2007), а Музей боевой славы – в новое современное здание (2010).
Центр всемирного наследия ЮНЕСКО – Список всемирного наследия
В 1979 году Комитет принял решение включить Охридское озеро в Список всемирного наследия по естественным критериям (iii). В 1980 году эта собственность была расширена за счет включения культурно-исторической зоны, и были добавлены культурные критерии (i)(iii)(iv).
Расширение «Парка тропических лесов умеренного и субтропического климата восточного побережья Австралии».
Названиеизменено в 2007 г. с «Центрально-восточные заповедники тропических лесов (Австралия)» 9.0004
Переименование «Национального парка Улуру-Ката Тьюта» по культурным критериям.
«Колокольни Фландрии и Валлонии», которые ранее были включены в Список всемирного наследия, являются частью транснационального объекта «Колокольни Бельгии и Франции».
Расширение национального парка Жау.
Расширение участка «Глейшер-Бей/Врангель/Сент-Элиас/Клуан».
Объект «Берджесс Шейл», который ранее был внесен в Список всемирного наследия, является частью «Канадских парков Скалистых гор».
Расширение «Дворца Потала и храмового монастыря Джокханг, Лхаса» за счет включения района Норбулинка.
«Колокольни Фландрии и Валлонии», которые ранее были включены в Список всемирного наследия, являются частью транснационального объекта «Колокольни Бельгии и Франции».
«Замок и поместье Шамбор», ранее внесенные в Список всемирного наследия, являются частью «Долины Луары между Сюлли-сюр-Луар и Шалон».
«Стена Адриана», ранее внесенная в Список всемирного наследия, является частью транснационального объекта «Границы Римской империи».
Во время расширения объекта культурный критерий (iv) также был признан применимым.
«Храм Брихадисвара, Танджавур», который ранее был внесен в Список всемирного наследия, является частью «Великих живых храмов Чола».
Во время расширения объекта культурный критерий (iv) также был признан применимым.
Во время расширения собственности критерии (iii) и (v) также были сочтены применимыми.
Комитет принял решение расширить существующую культурную ценность, «Храм Джгантии», включить пять доисторических храмов, расположенных на островах Мальта и Гозо, и переименовать эту собственность в «Мегалитические храмы Мальты».
Национальный парк Уэстленд и Маунт-Кук, а также национальный парк Фьордленд, которые ранее были внесены в Список всемирного наследия, являются частью «Те Вахипоунаму — юго-запад Новой Зеландии».
В 1979 году Комитет решил включить Охридское озеро в Список всемирного наследия по естественным критериям (iii). В 1980 году эта собственность была расширена за счет включения культурно-исторической зоны, и были добавлены культурные критерии (i)(iii)(iv).
«Ансамбль монастыря Сан-Франсиско-де-Лима», который ранее был включен в Список всемирного наследия, является частью «Исторического центра Лимы».
Extension de «Sites d’art rupestre préhistorique de la valée de Côa», Portugal
Расширение «Бьертан и его укрепленная церковь».
Во время расширения участка естественный критерий (iv) также был признан применимым.
Расширение «Альгамбры и Хенералифе, Гранада», включающее квартал Альбайсин.
Расширение «Мечети Кордовы».
Объект «Парк Гуэля, Дворец Гуэля и Дом Мила в Барселоне», ранее внесенный в Список всемирного наследия, является частью «Произведения Антонио Гауди».
Расширение «Церквей Королевства Астурия» за счет включения памятников в городе Овьедо.
Расширение «Мудехарской архитектуры Теруэля».
Extension de «Stations d’art rupestre préstorique de la valée de Côa», Portugal
По результатам обследования прав собственности, проведенного в конце 1960-х, право собственности на все стены было передано в 1973 г. Испанское государство через Министерство образования и науки. Он был передан Xunta de Galicia королевским указом в 19 г.94.
Конституция Испании резервирует определенные права в отношении наследия за центральным правительством. Однако они делегированы компетентным органам автономных сообществ, в данном случае Xunta de Galicia. Что касается стен Lugo, Xunta выступает в роли как владельца, так и компетентного агентства. В соответствии с Законом о галисийском наследии хунта обязаны сотрудничать с муниципальными властями в обеспечении защиты и сохранения памятников, внесенных в список памятников, и им делегированы определенные функции. Xunta действует через Главное управление культурного наследия (Dirección General de Patrimonio Cultural), базирующееся в Сантьяго-де-Компостела.
В Генеральном плане консервации и реставрации римских стен Луго (1992 г.) содержатся предложения о действиях, которые необходимо предпринять в отношении исследований и методов реставрации. За этим последовал в 1997 году Специальный план защиты и внутренней реформы укрепленного Энсенте города Луго, который в основном касается городской среды исторического города. Тем не менее, это оказывает прямое влияние на защиту стен с точки зрения планирования движения, создания открытых пространств и регулирования высоты зданий. Еще одним инструментом планирования, влияющим на стены, является Специальный план защиты Миньо [реки], утвержденный муниципалитетом в начале 19 века.98.
В настоящее время нет строгого плана управления стенами в Луго: работы продолжаются на основе плана 1992 года. Нет и специального технического подразделения, ответственного за консервацию и реставрацию стен. Именно на этом фоне серьезное внимание уделяется созданию независимого фонда под королевским патронажем и с участием представителей государственных, академических, общественных и деловых учреждений для работы с Генеральным управлением культурного наследия Галиции. План работы этого органа будет включать разработку и реализацию комплексных программ сохранения, восстановления и технического обслуживания.
Территория Всемирного наследия находится в непосредственном ведении Главного лесного инспектора из Департамента лесного хозяйства. Национальный руководящий комитет координирует деятельность учреждений Синхараджи в качестве национальной зоны дикой природы, биосферного заповедника (1988 г.) и территории Всемирного наследия. Есть два плана управления, подготовленные в 1985/86 и 1992/94 годах, в которых особое внимание уделяется сохранению, научным исследованиям, управлению буферной зоной, совместному использованию выгод и участию населения.
«Стена Адриана», ранее внесенная в Список всемирного наследия, является частью транснационального объекта «Границы Римской империи».
Расширение «Заповедника дикой природы острова Гоф».
(переименование по культурным критериям)
Расширение участка «Глейшер-Бэй/Врангель/Сент-Элиас/Клуан».
# : Что касается 19 природных и смешанных объектов, включенных в список геологических ценностей до 1994 года, нумерация критериев этого объекта изменилась. См. Решение 30.COM 8D.1.
Советские изъятия произведений искусства из Германии
К концу Второй мировой войны примерно 20 процентов всего искусства в Европе находилось во владении нацистов. Некоторые работы были позже восстановлены, но миллионы картин и скульптур, а также книги и архивы — нет. Три четверти века спустя последствия той эпохи все еще дрейфуют по континентам. Случайный судебный процесс оживит дебаты о культурном наследии на страницах мнений; Лот Sotheby’s на аукционе может обнаружить картину старых мастеров, найденную в баварском подвале. В большинстве случаев речь идет о потомках частных коллекционеров, вынужденных продать или передать работы. Это окна в конкретные личные истории, но они являются лишь частью гораздо большей истории. Спустя более 60 лет после войны более миллиона произведений искусства, вывезенных из Германии Красной Армией в конце войны, все еще хранятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Считая славянскую культуру ниже своей, нацисты не сомневались в ее искоренении. Во время своего вторжения в Советский Союз немцы подожгли церкви и уничтожили 427 музеев, примерно 4000 библиотек и около 110 миллионов книг. В 1942 году Сталин сформировал Чрезвычайную государственную комиссию якобы для документирования этих потерь и составления списка «возможных эквивалентов»: европейских шедевров, которые должны были заменить утраченные произведения. После захвата эти произведения будут выставлены в запланированном им Музее мирового искусства, советском аналоге воображаемого Гитлером Музей фюрера . Ничего такого упорядоченного не произошло. Вместо этого, как говорит Франк Грелка, историк восточноевропейских исследований из Европейского университета Виадрина во Франкфурте, «Трофейные бригады», созданные комиссией, просто брали все, что хотели. В течение нескольких месяцев после падения Третьего рейха тысячи солдат рассредоточились по советской оккупационной зоне на востоке страны, собирая грузы для отправки в Москву.
Оказавшись в советских руках, военные награды — будь то искусство, промышленные установки, содержимое научных лабораторий или архивов — фактически исчезли. На протяжении десятилетий советские власти категорически отрицали существование клада. Не раньше начала 1990-е, когда стала всплывать реальная история: когда-то в СССР произведения искусства были опечатаны в хранилищах, многие в московском ГМИИ, а их существование объявлено государственной тайной.
В 1991 году российские историки искусства Константин Акиньша и Григорий Козлов в новаторской статье в ARTNews рассказали о существовании Трофейных бригад и о судьбе миллионов произведений искусства. В июле 1945 года, писали они, военный самолет, следовавший из Берлина, приземлился в московском аэропорту Внуково: «На борту был необычайный груз: семь больших ящиков, адресованных Комитету искусств СНК СССР». были работы Веласкеса, Моне, Ренуара и Эль Греко, и это лишь некоторые из них.
Реставрация Пергамского алтаря, вывезенного из Берлина в Советский Союз и возвращенного в 1955 году. Фото: © bpk/Herbert Hensky
Это было только начало. К тому времени, когда Трофейные бригады, работавшие под руководством Комитета по делам искусств, закончили зачистку государственных музеев и частных коллекций в зоне советской оккупации, они конфисковали примерно 2,5 миллиона произведений искусства и 10 миллионов книг и рукописей. Сюда входили картины старых мастеров, Библии Гутенберга, сокровища Меровингов и предметы национальной гордости, такие как архивы Вальтера Ратенау, министра иностранных дел Германии в межвоенный период. Они были спрятаны, за одним большим исключением: между 1955 и 1958 года СССР «пожертвовал» 1,5 миллиона произведений искусства, в том числе Пергамский алтарь, «Зеленый свод» и более 1000 картин из Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене правительству Восточной Германии в качестве жеста доброй воли.
Похищение Ганимеда (1635 г.), Рембрандт ван Рейн – одна из картин, возвращенных СССР правительству Восточной Германии в 1955 г. Фото: Estel/Klut; любезно предоставлено Dresden State Art Collections
Была ли работа Trophy Brigades воровством или реституцией, зависит от того, кому симпатизировать. Хотя большинство ученых-правоведов согласны с тем, что Советский Союз нарушил 1907 Гаагского соглашения, которое четко запрещает изъятие культурных ценностей в военное время, недавние российские правительства применили другую этическую арифметику. «Тридцать российских городов были стерты с лица земли, сотни музеев разграблены или превращены в пепел», — заявил в 1995 году министр культуры Бориса Ельцина Евгений Сидоров, защищая притязания России на искусство. «Кто возместит эти потери?» С годами тайник приобрел дополнительное значение. По словам Грелки, «художественные трофеи из нацистской Германии стали «приобретенной» частью культурного наследия Советского Союза», а также ключом к постимперскому нарративу русской национальной идентичности. И ставки не были исключительно символическими: по приблизительным подсчетам стоимость сокровища составляет 6,4 миллиарда долларов.
В годы, непосредственно предшествовавшие распаду Советского Союза, казалось, что урегулирование спора возможно: Западная Германия и Россия были готовы к переговорам, а в 1990 году они даже подписали договор о возвращении «незаконно вывезенных произведений искусства». сокровища». Но ничего не произошло. Недавно воссоединившаяся Германия отказалась уступить какие-либо земли, Россия еще больше привязалась к сокровищам, а искусство осталось в хранилищах. В 1995 году российская Дума предложила закон, останавливающий дальнейшую культурную реституцию, фактически обязывающий работы оставаться в России.
Ранее, в 1995 году, Пушкинский музей в Москве и Эрмитаж в Санкт-Петербурге устроили выставки с избранными произведениями, скрывшимися от правосудия. «Пушкин» даже назвал свою выставку «Дважды спасенные», дерзко отдавая дань уважения как советской победе над нацистами, так и работе русских реставраторов по сохранению своих трофеев. (Не случайно показы были приурочены к 50-летию победы России над Германией.) The New York Times охарактеризовал выставки как «большой скачок в кокетливом танце [России] с честностью» в отношении награбленного искусства.
В Москве Пушкин показал 63 картины и рисунка Лукаса Кранаха Старшего, Веронезе, Эль Греко, Дега, Домье, Ренуара, Тинторетто, Гойи. В Санкт-Петербурге выставка Эрмитажа открылась несколькими неделями позже и включала 74 полотна импрессионистов и постимпрессионистов; в том числе шесть Моне, четыре Гогена, семь Сезанна, 15 Ренуара и четыре Ван Гога. Детали обоих шоу держались в секрете до последней минуты, оставляя зрителям и ученым возможность строить догадки о том, что может быть включено. Более того, многие работы никогда не выставлялись на всеобщее обозрение, так как ранее находились в частных коллекциях.
«Пушкин» подвергся критике за показ двух картин — «Карнавал» Гойи и «Хризантемы и японский веер» Ренуара , которые принадлежали венгерским коллекционерам-евреям, преследуемым нацистами. Российские официальные лица также подверглись нападкам за то, что они не смогли провести различие между преступниками и жертвами или не рассмотрели, как были приобретены работы. Тем не менее, похоже, успех выставок воодушевил российских кураторов. В следующем году Пушкин устроил выставку «Сокровища Приама», коллекции из примерно 260 предметов бронзового века, раскопанных между 1873 и 189 годами.0 с места Трои немецкого археолога-любителя Генриха Шлимана. Учитывая сомнительное происхождение, это было разумное решение. В то время как Красная Армия обнаружила объекты в бункере возле Берлинского зоопарка, сам Шлиман первоначально вывез их контрабандой из Анатолии. Когда выставка открылась, и Германия, и Турция потребовали вернуть артефакты.
Россия не собиралась выполнять ни тот, ни другой запрос. В 1998 году президент Ельцин подписал закон, на который он первоначально наложил вето, согласно которому все культурные ценности, переданные из Германии в Советский Союз после Второй мировой войны, по закону являются российской собственностью. В следующем году Конституционный суд России оставил в силе это решение, но добавил исключение для произведений, ранее принадлежавших жертвам нацизма. Тем не менее, дискурс вокруг реституции начал меняться. В 19В 1995 году трехдневный симпозиум «Военные трофеи» в Нью-Йорке стал первым крупным публичным обсуждением советских и общеевропейских культурных потерь во Второй мировой войне. Внезапно дискуссия, которая ранее была сосредоточена в основном на еврейских культурных потерях от рук нацистов, расширилась.
Однако пока правительства Германии и России оставались в тупике, частные лица и музеи обменивались и возвращали утраченные произведения искусства. В 2000 году Кунстхалле Бремена организовал сделку с Екатерининским дворцом в Санкт-Петербурге, обменяв фолиант из более чем 100 рисунков на флорентийскую мозаику и комод XVIII века из легендарной Янтарной камеры. В 2001 году Украина передала Германии архив Берлинской певческой академии, в который вошли оригинальные партитуры из семейного архива Баха; и, по оценкам исследователей, за последние 10 лет немецкие и австрийские библиотеки вернули своим владельцам или наследникам около 30 000 книг.
Затем, в 2005 году, был основан Немецко-российский культурный диалог для налаживания контактов между двумя странами и «реконструкции истории архива», как говорит мне директор Бритта Кайзер-Шустер. Организация работает примерно с 80 музеями в Германии, а также с Пушкинским музеем, Эрмитажем и Государственным архивом в Москве, занимаясь восстановлением произведений искусства и книг, перемещенных или поврежденных во время войны. На практике это часто носит криминалистический характер: поскольку фрагменты произведения могут быть распределены по музеям Германии и России, перед искусствоведами и исследователями стоит задача идентифицировать произведения, сотрудничая со своими зарубежными коллегами, чтобы собрать их вместе и установить происхождение. На сегодняшний день они идентифицировали более 10 000 экспонатов и реконструировали многие другие, в том числе сотни скульптурных и византийских произведений из берлинского музея Боде. Они также способствовали возврату произведений частных коллекционеров и работали с музеями обеих стран над совместными выставками, включая первую крупную выставку Кранаха в России.
Ангела Меркель и Владимир Путин на выставке «Бронзовый век Европы: Европа без границ» в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в июне 2013 г. Фото: © Анатолий Мальцев/АФП через Getty Images
На национальном уровне переговоры продолжаются на остановке. В 2013 году Ангела Меркель и Владимир Путин отменили выступления на открытии выставки в Санкт-Петербурге после того, как россияне узнали, что Меркель планировала потребовать возврата работ. С тех пор этот вопрос почти не упоминался. Но недавняя тенденция к неправительственной культурной дипломатии может привести к тому, что Вольфганг Эйхведе, директор Исследовательского центра восточноевропейских исследований Бременского университета, называет «освобождением этого вопроса от мышления национального престижа». . Растущее признание того, что «трофейное искусство становится мировым искусством» в сочетании с отсутствием политического интереса к этому вопросу, «теоретически предлагает блестящие возможности для поиска приемлемого решения для обеих сторон», — говорит Грелка. Решения могут включать поощрение российских музеев к большей прозрачности в отношении своих фондов и побуждение правительства Германии к финансированию совместных выставок. Что касается последнего, то недостатка в возможностях нет. Просматривая архивы Пушкинского музея, исследовательская группа Грелки недавно обнаружила полную копию так называемого Дрезднерского каталога — коллекции из 10 000 каталожных карточек, в которых перечислены произведения искусства, которые Гитлер хотел выставить в своем 9-м музее.0155 Музей фюрера . Это открыло массу новой информации о происхождении работ, многие из которых принадлежали жертвам Холокоста. Итак, начинается новая глава. Когда исследователи и историки собирают фрагменты одного архива, они также могут заново представить, как они могут выглядеть в будущем.