cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Возрастные особенности музыкального развития детей – . , — .

Статья по теме: «Возрастные особенности музыкального развития ребёнка»

Возрастные особенности

 музыкального развития ребёнка

                   Консультация для родителей

                                                                                Подготовила и провела

музыкальный руководитель

Богатова Татьяна Владимирова

Возрастные особенности

 музыкального развития  ребёнка.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.  Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие  ребёнка, побуждать к нравственно – эстетическим  переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных  ступеней – задача педагога.  В противном случае иногда  наблюдается отставание в развитии. Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

  1. Слуховое ощущение;
  1.  Музыкальный слух;
  1. Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
  1. Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально – ритмическом исполнительстве;

Отметим общие  тенденции возрастного развития…

Первый год жизни.

Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской,  у малыша на 10 – 12 день  возникают реакции на звуки.  На втором месяце ребёнок  прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки.               В 4 – 5 месяцев отмечается  у детей склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребёнок начинает реагировать  на источник, откуда раздаются раздаются  звуки, прислушиваться к интонации певческого голоса.                                                                                 С первых месяцев, нормально развивающийся ребёнок, отвечает на характер музыки, так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается.                                                                                                         К  концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением,  лепетом.                       Проявления  эмоциональной  отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют  осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Второй год жизни.

При восприятии музыки, дети второго года жизни проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение.                   Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает низкий и высокий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску.              Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных  фраз песни.                                                                                                      Малыш в этом возрасте  овладевает простейшими движениями:        хлопает в ладоши, притопывает ножкой, кружится под звуки музыки.

Третий и четвёртый год жизни.

У детей этого возраста повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств  предметов и явлений, в том числе  и музыкальных . Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.                    Происходит переход от ситуативной  речи к связной, от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному, заметно укрепляется мышечно – двигательный аппарат.                                                                      У  ребёнка появляется желание заниматься музыкой,  активно действовать.  К  4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку, они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени, самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни

Этот год жизни ребёнка характеризуется активной любознательностью. Настаёт  период  вопросов: «Почему?», «Отчего?».                               Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения.                                                        Дети в этом возрасте   наблюдательны, способны определить: музыка весёлая, радостная, спокойная;  звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).                                                     Ребёнку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.                                             Голос в этом возрасте приобретает звонкость и подвижность.      Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого.                                                  Налаживается  вокально – слуховая координация.                                         Идёт освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков –  это даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах.           Одни стремятся по – своему исполнить роль, другие проявляют интерес только к одному виду деятельности, в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Шестой и седьмой год жизни

Этот период подготовки ребят к школе. На основе полученных  знаний и впечатлений о музыке, дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Дети способны в этом возрасте  к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.                        Ребёнок может  выразить наиболее яркие средства музыкального языка, и,  учитывая их, действовать, в соответствии с определённым образом , при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений.                                    Это способствует музыкально – слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. У  детей 6 -7 лет  ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется напевность, звонкость.Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются  ярче.                                                                                                        Музыкальное развитие – это результат формирования ребёнка в процессе активной музыкальной деятельности.                                                  Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.                          

Развитие происходит:

  1. В области эмоций от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
  2. В области ощущения, восприятия и слуха от  отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
  3. В области проявления отношений от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
  4. В области исполнительской деятельности от действий по показу, подражанию к самостоятельным  выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.
  5. Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства  — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения  к музыке. Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации  и целенаправленного обучения, поэтому мы ставим  перед собой задачи музыкального воспитания в детском саду, которые подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребёнка и строятся    с  учётом  своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.       Задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений;
  2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
  3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо – высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и  выразительность движений;
  5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе  полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
  1. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной  деятельности:  передаче характерных образов в играх и  хороводах, использовании  выученных танцевальных движений в новых  самостоятельно найденных сочетаниях, импровизации маленьких песен и  попевок.  
  1. Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности и интересы каждого ребёнка.                               Необходимо помнить об индивидуально – дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги,            которые произошли в их развитии и воспитании.

 

                 

         

nsportal.ru

Консультация на тему: Возрастные особенности музыкального развития ребенка.

Возрастные особенности музыкального развития ребенка.

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более
младший.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
слуховое ощущение, музыкальный слух; качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера; простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Отметим общие тенденции возрастного развития.
Первый год жизни. Психологи отмечают, что у. детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А, А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки.(На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки.,В 4—5 месяцев отмечается склонность к дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда .раздаются звуки, прислушиваться к интонация певческого голоса. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает_высокий и низкий звуки, громкое и_тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). «Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.
Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков -дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его 12 выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

nsportal.ru

Презентация на тему: Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Слайд 1

Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста Выполнила: Кирсанова Гульнара Равилевна, воспитатель июнь, 2016 МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №22 «Малыш» г.Зеленодольск , Республика Татарстан

Слайд 2

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и музыкальным развитием. Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются: • Слуховое ощущение, музыкальный слух; • Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера; • Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Слайд 3

Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Слайд 4

Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает высокий и низкие звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофоном или барабаном). Рождаются первые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Слайд 5

Третий и четвёртый год жизни. У детей 3-4 лет повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Речь становится связной, укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют самостоятельно плясать и играть.

Слайд 6

Пятый год жизни. Характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен , способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребёнку понятны требования: как надо петь песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Слайд 7

Пятый год жизни. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например в сюжетной игре). Другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Слайд 8

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах. Почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Слайд 9

Шестой и седьмой год жизни. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

Слайд 10

У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче. Таким образом, музыкальное воспитание выполняет задачу всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Слайд 11

Использованная литература Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот. Ресурсы Интернета.

nsportal.ru

1.4. Особенности развития музыкальных способностей у дошкольников

Музыкальность – это свойство человека исторически обусловленное: люди постепенно привыкли различать в звуках своей речи, природы различные свойства – интонацию, высоту, длительность. Стала появляться интонационная выразительность, на основе которой возникли простейшие художественные образы, формировались музыкальные лады. Со временем способности человека к восприятию музыки, сочинению, исполнению совершенствовались. Сторонники биогенетической теории склонны считать, что дети в своем развитии проходят заново весь этот путь, что глубоко неверно. При развитии музыкальности ребенка педагог отбирает именно тот материал и в таком объеме, который усваивается ребенком каждого конкретного возраста наиболее успешно, знакомит его с уже выработанными приемами исполнительства.

Подчеркнем мысль Б.М. Теплова о том, что музыкальность человека, «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Например, К.В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий». Об этом же говорил А.Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обуславливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.

Дошкольный период – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет.

В начале первых месяцев жизни музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая реакцию оживления или покоя. Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети. Начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимает выразительность образа.

В период раннего детства (1 – 3 года) у ребенка наиболее ярко проявляется потребность в общении не только со взрослым, но и со сверстниками. Он овладевает ориентировочными действиями с окружающими предметами. У ребенка возникает стремление к музыкальной деятельность, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. Все это выступает как предпосылка к музыкальной деятельности. При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихой звучание. Проявляются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации. Дети охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся.

На следующем возрастном этапе (3 – 7 лет) ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиями, в том числе и к музыкальной деятельности. У детей появляются музыкальные интересы.

У детей 3 – 4 лет появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Дети 4 – 5 лет проявляют большую самостоятельность и активную любознательность. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Но понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенку понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске. Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Налаживается вокально-слуховая координация. Дети способны запоминать последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Дети 5 – 6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свое музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения.

Дети 6 – 7 способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение. Они уже относят произведения к определенному жанру. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных, струнных, духовых детских музыкальных инструментах.

Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты.

Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости об общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе.

Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности.

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу индивидуальных особенностей.

Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

Процесс развития музыкальных способностей в общем виде можно представить следующим образом: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает у ребенка склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению, которые перестают в устойчивую потребность заниматься музыкой, участвовать в разных видах музыкальной деятельности, создавать вокруг себя музыкальную среду.

Таким образом, музыкальность рассматривается не только в плане ее ведущих компонентов (эмоция и слух), сенсорных способностей (ладовысотный слух и чувство ритма), но и в связи с конкретными видами детской деятельности: восприятие, исполнительство, творчество.

Влияние различных видов музыкальной деятельности на развитие музыкальных способностей.

Музыкальность как комплекс музыкальных способностей возникает и развивается в различных видах музыкальной деятельности ребенка.

studfiles.net

Консультация «Возрастные особенности музыкального развития»

Возрастные особенности музыкального развития ребенка.

Музыкальные способности ребенка развиваются в процессе активной деятельности. И чтобы правильно направить ее, надо учитывать возрастные особенности изменения ребенка.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

— слуховое ощущение, музыкальный слух;

— качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

— простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. На десятый день жизни у малыша появляются реакции на звуки. С первых месяцев отвечает на характер музыки ( радуется или успокаивается). На втором, малыш затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В четыре, пять месяцев ребенок реагирует на источник, откуда раздаются звуки, прислушивается к интонациям певческого голоса.

К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

Проявление эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Второй год жизни. Воспринимая музыку, дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончание музыкальных фраз песни. Овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает. Кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно -действенного мышления к наглядно — образному, заметно укрепляется мышечно — двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни.

Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах.

Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельность в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Составила: Музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №10» г. Горнозаводска А.П. Никулина

infourok.ru

Консультация на тему: Консультация для родителей Возрастные особенности музыкального развития ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 33 «Аленький цветочек» поселка

Газырь муниципального образования Выселковский район

Консультация для родителей

Возрастные особенности

музыкального развития ребенка

        Возрастные особенности

музыкального развития ребенка

         Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, — задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки до высоты, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справляться с заданием, которое более младший легко выполняет.

        Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

        слуховое ощущение, музыкальный слух;

        качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

        простейшие навыки действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

        Отметим общие тенденции возрастного развития.

        Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувственность. По данным А.А. Люблинской, у малыша на 10 — 12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4 – 5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться у интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

        Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.  

        Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

        Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувственность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.

        Этот период различия характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно. При незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

        Пятый год жизни. Характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:

музыка веселая, радостная, спокойная: звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе  и как в подвижной пляске.

        Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержкой взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

        Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу. По-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре). Другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.  

         Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

        Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

        У детей 6 – 7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

nsportal.ru

Возрастные особенности музыкального развития ребенка

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

     Способности ребенка развиваются в процессе активной музы­кальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступе­ней, — задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое более младший легко выполняет.

     Наиболее существенными особенностями музыкального разви­тия являются: слуховое ощущение, музыкальный слух; качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера; простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритми­ческом исполнительстве.

Отметим общие тенденции возрастного развития.

     Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблин­ской, у малыша на 10-12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и зати­хает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкаль­ных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, ра­дуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

     Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное вос­питание с самого раннего возраста.

     Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное на­строение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает .высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рож­даются первые, сознательно воспроизводимые певческие интона­ции; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания, музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движения­ми: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

     Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувстви­тельность, возможность более точного различения свойств пред­метов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.

     Этот период развития характеризуется стремлением к само­стоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связ­ной, от наглядно-действенного мышления к  наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движе­ниями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

     Пятый год жизни. Характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начи­нает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен опре­делить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрип­ка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слухо­вая координация.

     Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре). Другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуаль­ных склонностей и способностей каждого.

     Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выра­зительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

     Ребенок способен к целостному восприятию музыкального об­раза, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целост­ное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музы­кального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учи­тывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движе­ний. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

     У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуаль­ные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

     Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.

 

Правила поведения при встрече с музыкой

 

     В театрах, концертных залах существуют определенные правила поведения.

    Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 15-20 минут раньше и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями.

     Входить в зал во время исполнения запрещается!

     Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами и т.д. Все это отвлекает слушателя, мешает окружающим и исполнителям.

     Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижера и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допускаются только после блестяще проведенной сцены, арии. В отдельных случаях можно аплодировать талантливо выполненным декорациям, но до того, как начнется музыка.

 

Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта — лучшая награда исполнителя!!!

 

121.sadiki.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *