cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Возрастные особенности детей с зпр: Возрастные особенности детей с ЗПР

Содержание

Возрастные особенности детей с ЗПР

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Классификация детей с ЗПР

К. С. Лебединской в 1980 г. был предложена классификация ЗПР. В основу данной классифи­кации легла этиопатогенетическая систематика. Выде­ляют 4 основных типа ЗПР:

♦ конституционального характера;

♦ соматогенного характера;

♦ психогенного характера;

♦ церебрально-органического характера.

Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незре­лости и нарушении познавательной деятельности. Кро­ме того, нередко могут возникать осложнения в сома­тической и неврологической сферах, но основное отли­чие — в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: струк­туры инфантилизма и особенностей развития всех пси­хических функций.

ЗПР конституционального происхождения

При этом виде задержки психического развития эмо­ционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления.

Наблюдается преобладание игровой мотивации поведе­ния, поверхностность представлений, легкая внушае­мость. У таких детей даже при обучении в общеобразо­вательной школе сохраняется приоритет игровых инте­ресов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфанти­лизма, при которой наиболее ярко выражено недоразви­тие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встре­тить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специаль­ной коррекционной школе.

ЗПР соматогенного происхождения

Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболева­ния, инфекции, детские неврозы, врожденные и приоб­ретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка.

Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, ко­торые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог меж­личностных связей.

При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в спе­циальных санаториях. Дальнейшее становление и обу­чение этих детей зависит от их состояния здоровья.

ЗПР психогенного характера

Центральным ядром данной формы задержки психи­ческого развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на пси­хику ребенка оказывалось травмирующее влияние не­благоприятных социальных условий, то это может при­вести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических. В этом слу­чае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологичес­ким состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недо­развития.

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Этот тип задержки психического развития встреча­ется чаще других. Часто обладает яркостью и стойкос­тью нарушений в эмоционально-волевой сфере и позна­вательной деятельности ребенка. У этой категории де­тей преобладает наличие негрубой органической недо­статочности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беремен­ных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конф­ликт и т. п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР

В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, психологии и медицины привле­кают дети с не сильно выраженными основами интел­лектуальной недостаточности, которая наиболее замет­но начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы.

При обследовании таких детей выяснилось, что ос­новной причиной их неуспеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические пораже­ния в головном мозге. В связи с этим, такие психичес­кие функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т. п. формируются не только позже, но и не­сколько иначе.

Если сравнить детей нормально развивающихся с этой категорией детей, то у вторых отмечается низкий уро­вень восприятия (данные Б. И. Белого, П. Б. Шошина). Представление об окружающем мире они способны полу­чить только на основе понимания и ощущения свойств предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны при­нять и переработать поступающую к ним через органы чувств информацию. К особенностям восприятия отно­сится и неспособность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится. Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и недостатками в мыслительной деятельности. Для детей с ЗПР представляет трудность целостное восприятие. Де­тям этой категории с большим трудом удается или вооб­ще не удается вычленить отдельную часть из общего объек­та, дорисовать, достроить объект.

Исследования Шошина П. Б. показали, что на быст­роту восприятия этой категории детей влияет любое отклонение от их привычных условий жизни. Например, им трудно быстро определить предмет и его свойства, если этот предмет стоит не так, как они привыкли, та­кое же действие может оказать плохая освещенность либо одновременная подача нескольких сигналов. Некоторые исследователи отмечают трудности детей с задержкой психического развития в ориентации влево и вправо, а также то, что у этой категории детей целенаправлен­ность и поэтапность в обследовании предмета отсутству­ют, их действия при этом импульсивны и непоследова­тельны (Л. В. Кузнецова).

У детей с задержкой психического развития страда­ет процесс сложно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально развивающимися детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем детям, в этой категории есть дети, которые лучше справляются с заданием, а есть те, которые не могут в полном объеме его выполнить.

К первому классу дети с ЗПР испытывают трудности в сформированности словесно-логического уровня.

Дети не понимают, что в задании главное, что второстепен­ное. В этом контексте понимания главное для них — речевое наглядно-образное мышление, а не конкретно-понятийное. Эта категория детей отличается еще и инер­тностью мышления.

По данным некоторых исследователей, у детей с за­держкой психического развития особенно выражена низ­кая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой катего­рии детей ограничен. У детей недостаточно сформирова­на сторона фонематического слуха: им трудно различить фонемы. Для этой категории детей характерны также затруднения в логико-грамматическом составе речи. По данным некоторых исследователей, при письме отмеча­ется парография (пропуски букв, их перестановки и за­мены), имеются трудности в ориентации на листе, иног­да встречается зеркальность в написании.

Дети этого вида дефицитарного развития характери­зуются эмоциональной нестойкостью, аффективностью (возбудимостью) поведения, неустойчивостью волевых установок, вялостью, апатичностью либо, наоборот, дви­гательной неограниченностью. Отсутствие самостоятель­ности, наивности, внушаемости у таких детей сочетает­ся с эмоционально-волевой незрелостью.

У таких детей иногда эмоциональные вспышки но­сят характер ярко выраженных двигательных и вегета­тивных реакций. Такого ребенка трудно привести в нор­му. Это состояние довольно стойкое, причем, у некото­рых детей: после конфликта сохраняется желание мстить (исследования К. С. Лебединской и др.).

У некоторых детей встречается, напротив, эйфорический фон настроения. Они дурашливы, смешливы, двигательно активны (исследования К. С. Лебединской и др.).

При психопатоподобных состояниях встречаются негативистические проявления, выраженные в повышен­ной сексуальности, склонности к воровству, бродяжни­честву и г. п.

По данным ряда зарубежных исследователей, к глав­ным особенностям личности детей этой группы дефици­тарного развития относятся нестойкие эмоциональные процессы, трудности освоения в новом коллективе, час­тые смены настроения. Детям с недоразвитием эмоцио­нально-волевой сферы неинтересны предлагаемые зада­ния или какая-либо работа, у них отмечается слабость механизмов побуждения к деятельности, нечеткость про­делываемой работы, нет четкого плана действий. В свя­зи с этим наблюдается низкий уровень интеллектуаль­ной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Одной из основных психолого-педагогических проблем является диагностика детей с трудностями в обучении.

Дети с задержкой психического развития, пришед­шие в школу, начинают испытывать трудности в обуче­нии. У них недостает сформированности некоторых пси­хических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т. к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе мате­риала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.

От обычных детей ребенка с ЗПР можно отличить по некоторым особенностям:

1.Дети с такими отклонениями в психическом раз­витии очень быстро утомляются, не могут усваивать дан­ный объем работы, у них занижен уровень работоспо­собности.

2. Детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать) информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему необходимо опирать­ся на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, т. к. словесно-логическое мышление неразвито.

3. Дети этой категории испытывают трудности с об­щепринятыми в школе формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР сюжетно-ролевые игры недоступны, но ради того, чтобы уйти от трудных зада­ний, они могут с удовольствием поиграть в более про­стые игры.

4. Детям с ЗПР трудно организовывать свою дея­тельность.

5. Обучение по программе общеобразовательной шко­лы для них неприемлемо, т. к. их психическое развитие находится на более раннем уровне. Поэтому учителю необходимо понаблюдать за такими детьми, для правиль­ной дифференциации, быть очень терпеливым, чтобы не отправить в специальный класс детей с нормальным раз­витием.

У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выра­жено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно-педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников.

Ученые сходятся во мнении, что диагностику нужно проводить в психолого-педагогическом аспекте. Не у всех детей этой категории выражен неврологический статус, но в то же время имеются некоторые признаки, напоми­нающие легкую дебильность. Однако неврологическая симптоматика остаточного характера быть главной в диагностике ЗПР не может, т. к. она может быть похо­жа на симптоматику у нормально развивающихся детей при некоторых перенесенных заболеваниях. В этом слу­чае лучше проводить диагностику в психолого-педаго­гическом плане. При диагностике задержки психичес­кого развития нужно обратить внимание на то, как ре­бенок выполняет задание самостоятельно и как ему это удается сделать при помощи взрослого. Дети такой ка­тегории справляются с заданием при содействии учите­ля намного быстрее и эффективнее, это отличает их от умственно отсталых детей, и при диагностике на этот факт следует обратить внимание.

Если главным признаком является недостаток памя­ти, внимания, перехода и скорости психических процес­сов, то ставится диагноз ЗПР (Т. В. Егорова).

Но некоторым детям окончательно диагноз можно поставить только после психолого-педагогического на­блюдения во время обучения в младших классах обще­образовательной школы.

Также к одной из ступеней диагностики можно отне­сти значительно низкий уровень игровой деятельности (в отличие от сверстников). Им не под силу сюжетно-ролевые игры, они не способны выбрать тему без вмеша­тельства взрослых, в сюжетно-ролевой игре они не мо­гут распределить роли. Возникают трудности и с соот­ветствием плану игры (сценарию).

Но если детей с ЗПР сравнить с умственно отсталы­ми детьми, то увидим, что дети с ЗПР всегда адекватны в своих действиях и с какой-либо игрушкой играют в соответствии с ее назначением»

ПРОГНОЗ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ С ЗПР

Прогностические данные при задержке психичес­кого развития зависят от клинической картины ЗПР. Т. А. Власова отмечает, что наличие стабильности ЗПР «различно в зависимости от того, лежат ли в их осно­ве эмоциональная незрелость (психический инфанти­лизм), низкий психический тонус (длительная асте­ния) либо нарушение познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвиж­ности психических процессов, дефицитарностью от­дельных корковых функций» (Астанов В. М. Хресто­матия: Дети с нарушениями развития. М., 1995). Как известно, задержка психического развития проявля­ется в недостатке функций в рамках интеллектуаль­ной деятельности. В ее основе лежат нарушения в сфере психического развития вследствие тех или иных при­чин (инфекционные заболевания, травмы и т. д.). По­этому, чтобы помощь ребенку оказывалась в правиль­ном направлении, очень важно верно дифференциро­вать данный диагноз от других форм интеллектуаль­ной недостаточности. Данные выводов наших исследо­вателей показывают, что детям с задержкой психи­ческого развития во всех ее клинических проявлени­ях можно помочь при определенной коррекционно-педагогической работе с ними (Астанов В. М. Хресто­матия: Дети с нарушениями развития. М., 1995).

Для этой категории детей создаются специальные коррекционные школы VII вида. Поступление детей в дан­ные школы возможно только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согла­сия родителей либо опекунов ребенка. Прием детей по возрасту происходит таким образом: если ребенок до по­ступления в коррекционную школу обучался в массовой школе с 6-летнего возраста, то он принимается в 1-й класс данной школы, а если с 7 лет пошел в общеобразова­тельную школу, то зачисляется во 2-й класс коррекционного учреждения. Если же ребенок показывает неспо­собность к освоению программы массовой школы и не обучался в ней, то он зачисляется в 1-й класс коррекционной школы данного вида с 7-летнего возраста со сро­ком обучения 4 года, а с б лет дети идут в класс подго­товки со сроком обучения 5 лет. Для более успешной работы преподавателя в классе должно быть не более 12 человек.

В ходе коррекционно-педагогической работы детям с задержкой психического развития должна оказываться помощь в познании окружающего мира. Преподавателю необходимо индивидуально подходить к каждому уче­нику, чтобы понять, где его слабое место, и затем еще раз объяснить, показать и донести до ученика не поня­тый им материал. Также учителю необходимо учиты­вать время работоспособности детей, зачастую утомле­ние наступает очень быстро и , как следствие, материал ими усвоен в полном объеме не будет.

В данных школах дети обучаются по базовым учеб­ным предметам — таким, как развитие речи, русский язык, математика, ритмика, труд — и предметам, пре­дусматривающим знакомство с окружающим миром.

Кроме учебной коррекционной работы проводится и лечебно-профилактическая работа с данными детьми. Она включает различные лечебно-физкультурные занятия.

Вся учебно-воспитательная работа в данной школе должна основываться на принципах коррекционной пе­дагогики и понимании первопричины отклонений в пси­хическом развитии у этих детей, должна обеспечивать­ся подготовка в личностно-развивающей сфере ребенка. При правильно организованном подходе к каждому ре­бенку такие дети способны на значительный прогресс в знаниях, умениях и навыках. (А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. Основы коррекционной подго­товки. М., 1999). Положительная динамика дает возможность детям нормально адаптироваться в обществе.

 

Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)

3.1. Возрастная динамика развития де­тей с зпр на первом году жизни

Особые трудности представляет ранняя диагностика детей с задерж­кой психического развития, что требует от психолога высоких про­фессиональных навыков. Предположение о ЗПР возникает, как правило, во второй половине первого года жизни. Однако при тща­тельном психологическом обследовании ребенка можно получить вы­сокоинформативные данные о возможной ЗПР у ребенка уже в пер­вые три месяца.

Эффективность ранней диагностики задержки психического раз­вития зависит от знаний психолога о этапах психического развития детей раннего возраста, от его умения наблюдать за младенцем.

Психическое развитие детей первого года жизни

В отечественной и зарубежной психологии разработаны некоторые объективные показатели моторного, сенсорного и речевого развития младенцев. Представлено огромное количество схем, шкал оценки развития. Особый интерес, на наш взгляд, представляют шкалы выдающегося психолога Арнольда Гезелла. Автор разработал нормы разви­тия двигательной сферы ребенка и схемы для определения умствен­ного развития младенца

Исследование детей раннего возраста проводилось А. Гезеллом в четырех основных направлениях: моторное развитие ребенка, речевые проявления, приспособительное и индивидуально-социальное поведение (табл. 4).

Возраст

Моторное развитие

Речевое развитие

Приспособительное поведение

Индивидуально-социальное поведение

Ступень одного

месяца

Когда берут младенца на

руки, поднимает время от времени голову.

Положенный плашмя на животик, делает движения

ползания. Лежа на животе,

поднимает головку.

Лежа на животе, поворачивает голову в сторону

Обращает внимание на

звуки. Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли, голода

Фиксирует взглядом окно и крупные предметы.

Останавливает взгляд на движущихся предметах, если они достаточной величины.

Видит красное (яркое) кольцо, но не задерживает на нем взгляд.

Удерживает кольцо, положенное в руку

Поднимая ребенка, психолог чувствует известную мышечную активность с его стороны.

Ребенок обнаруживает

взглядом избирательное отношение к человеческому лицу.

Ступень двух ме-

сяцев

Взятый на руки, держит голову в течение короткого времени.

Если держать младенца на весу спиной вниз, поднимает голову.

Положенный ничком, немного приподнимает грудь

над поверхностью стола.

Лежа на спине, выбрасывает голову в сторону.

Прислушивается к человеческому голосу.

Когда взрослый близко наклоняется к младенцу, на его лице появляются

определенные реакции. Располагает несколькими интонациями

Следит глазами за движущейся фигурой.

Задерживается взглядом на покачивающемся на веревочке красном кольце.

Поворачивает голову и

держит ее в определенном положении, заслышав человеческий голос.

При поднимании на руки наблюдается мышечное напряжение в плечевой области.

Бьет ножками в ванне при купании или производит ножками движения отталкивания

Ступень трех ме­сяцев

Взятый на руки, хорошо фиксирует голову. Переворачивается со спи­ны на бок. Положенный ничком, при­поднимается, опираясь на ручки

Отвечает улыбкой при заговаривании с ним. Выражает чувство удовольствия определенной интонацией

Следит глазами за движу­щимся карандашом. При наблюдении свободно поворачивает голову. Прикасается на разные лады к кольцу. Лежа на спине, изучает ок­ружающую обстановку

осознает внезапный переход к новой ситу­ации. Успокаивается под влия­нием голоса или музыки. Предвкушает кормле­ние, открыв рот, или приходит в состояние возбуждения. Одной ручкой переби­рает пальчики на дру­гой

Ступень четырех месяцев

Хорошо держит голову, когда его носят или укачи­вают. Лежа на спине, приподни­мает голову и плечи, как бы пытаясь сесть. Сидит обложенный по­душками. Ручки не сжаты все время в кулак, часто раскрываются

Громко смеется. В ответ на появление взрослого подает голос. Спонтанное гуление

Лежа на спине, зажимает между ручками качающе­еся кольцо. Смотрит на дюймовый ку­бик на столе. Поворачивает голову, про­слеживая взором исчезаю­щий предмет

Разглядывает собствен­ную руку при игре. Примитивная игра с погремушкой. Шлепание ручкой по воде, лежа в ванной. Напрягает тельце, ког­да видит, что его соби­раются поднять

Ступень пяти ме сяцев

Поворачивается со спинки на животик. Сидит при поддержке. Попадая руч­кой на кубик, может при­поднять его со стола или руки взрослого

Поворачивает голову на голос и на звон колокольчика. Проявляет нетерпение в интонации. Выражает определенной интонацией нетерпение, когда у него забирают понравившуюся вещь.

Лежа на спине, поднимает выпавшую погремушку. Тянется к листу бумаги. Зрительный контроль над схватыванием и манипули­рованием

Активно играет погре­мушкой. Повторно воз­вращается к ней взгля­дом. Играет во время купания

Ступень шести месяцев

Усаженный в слегка на­клонном положении, сидит некоторое время без под­держки. Зажимает предмет с помо­щью одновременного сги­бания всех пальцев. Удерживает некоторое вре­мя два кубика, по одному в каждой руке

Отчетливо произносит отдельные слова. Узнает близких людей. Визжит и гулит от удовольствия

Проявляет активный инте­рес к предметам. Поднимает кубик со стола. Смотрит на новый пред­мет, лежащий на столе

Стучит ложкой и шле­пает ладонью по столу во время игры. Различа­ет своих и чужих

Ступень семи месяцев

Тенденция пользоваться одной (правой) рукой. Легко поворачивает руку вокруг своей оси. Достает шарик с помощью сгребания или складыва­ния руки «горстью». Без труда поднимает кубик со стола

Выражает удовлетворе­ние при достижении предмета

Настойчиво тянется к от­даленному кубику. Поднимает перевернутую чашку. Длительно вертит кольцо в руках. Когда ложка падает, корот­кое время ищет ее взгля­дом

Использует для игры листок бумаги. Использует для игры веревочку. Увидев свое отражение в зеркале, наклоняется к зеркалу, протягивает ручки

Ступень восьми месяцев

Сидит короткое время без поддержки. Самостоятельно садится. Берет шарик, используя хватательные движения

Лепечет при виде знако­мого лица. Речь приобретает харак­тер междометий

Ищет взглядом упавший предмет. Поднимает перевернутую чашку, пользуясь ручкой. С интересом ощупывает ручкой колокольчик

Активно отвечает на за­игрывание. Улыбается своему отра­жению в зеркале и бьет по нему рукой. Выпавший рожок сам подносит ко рту. Получает удовольствие от полученного шума при бросании предмета

Ступень девяти месяцев

Самостоятельно сидит. При захватывании кубика противопоставляет боль­шой палец. Положенный ничком, пе­редвигается

Говорит двусложное слово (мама, дядя и т. п.). Прислушивается при произнесении новых или знакомых слов

Вкладывает предметы в отверстие. Притягивает за веревочку кольцо. Следит глазами, когда перед ним чертят штрихи на бумаге

Принимает участие в ритмической игре. Ма­шет ручкой при проща­нии. Использует чашку и кубик для комбиниро­ванной игры

Ступень десяти месяцев

Сам становится на ножки. Хватает шарик точными пинцетообразными движе­ниями

Начинает подражать услышанным звукам. Оп­ределенным образом ре­агирует на знакомое сло­во

Удерживает два кубика, не отказывается от третьего Подражая психологу, на­чинает делать штрихи на бумаге. Ощупывает паль­цем отверстие на доске для вкладышей. Поднимает чашку ручкой. Отыскивает прикрытый салфеткой

Ведет игру со своим отражением в зеркале. Раскачивает кольцо на веревочке

Ступень двенад­цати месяцев

Ходит с посторонней по­мощью. Стоя на ножках, может опуститься в сидячее по­ложение. Держит карандаш так, что им можно чертить на бу­маге

Говорит два-три слова. Выполняет простейшие словесные поручения. Кладет кубик по требо­ванию в чашку или на чашку

Чертит вслед за психоло­гом штрихи или вертит в подражание погремушкой. Вкладывает палочку или форму в соответствующее отверстие. Знает, что нуж­но потянуть за веревочку, чтобы придвинуть кольцо. Высвобождает кубик, за­вернутый в бумагу

Держит чашку при пи­тье. Задерживает по требованию выполне­ние действия. Повторя­ет номер, вызвавший смех

Представленная схема имеет несомненное практическое значение так как в ней автор не только отражает этапы развития младенца, но и предлагает отдельные тесты для их диагностики.

Для адекватной психодиагностической оценки психолог должен ориентироваться не только на возрастные этапы развития психических функций, но и на качественные особенности развития этих функций и их взаимодействия по мере взросления ребенка в течение первого года жизни.

детей с умственной отсталостью — HealthyChildren.org

Умственная отсталость (ID) ( ранее называлась умственной отсталостью ) является наиболее распространенным нарушением развития — почти 6,5 миллиона человек в Соединенных Штатах имеют ту или иную степень умственной отсталости. (более 545 000 человек в возрасте от 6 до 21 года).

Что такое «умственная отсталость»?

Дети с ИД имеют значительные трудности как в интеллектуальное функционирование (например, общение, обучение, решение проблем) и адаптивное поведение (например, повседневные социальные навыки, рутины, гигиена).

ИД могут быть легкими или более тяжелыми. Детям с более тяжелыми формами обычно требуется больше поддержки, особенно в школе. Дети с более легкими расстройствами личности могут приобрести некоторые независимые навыки, особенно в сообществах с хорошим обучением и поддержкой. Существует множество программ и ресурсов, которые могут помочь этим детям по мере их взросления.

​С принятием Закона Розы в 2010 году многие штаты заменили всю терминологию с «умственная отсталость» на «умственная отсталость». К сожалению, людям потребовалось время, чтобы использовать новый термин.

Широкая общественность, в том числе семьи, и государственные деятели на местном, государственном и федеральном уровнях начинают осознавать, насколько оскорбительным является этот термин. Американская академия педиатрии (AAP) не поощряет использование и не продвигает термин «умственная отсталость».

Как узнать, есть ли у моего ребенка умственная отсталость?

Чтобы помочь вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал, очень важно получить помощь как можно скорее. Поговорите с врачом вашего ребенка, если вы считаете, что это может быть проблемой. Вас могут направить к педиатру, специализирующемуся на развитии и поведении, или другому специалисту-педиатру для дальнейшей оценки и скрининга.

Есть много признаков умственной отсталости. Например, дети могут:

  • Садиться, ползать или ходить позже других детей
  • Научитесь говорить позже или у вас проблемы с речью
  • Проблемы с пониманием социальных правил
  • Проблемы с пониманием последствий своих действий
  • Проблемы с решением проблем
  • Проблемы с логическим мышлением

О задержке развития:

Сначала ваш врач может сказать, что у вашего ребенка отставание в развитии. Позже вашему ребенку может быть поставлен диагноз ID. Несмотря на то, что у всех детей с ИД в раннем возрасте проявляются признаки задержки развития, не у всех детей с задержкой развития в конечном итоге развивается ИД. Иногда легкий ID может быть не распознан до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу и не будет учиться в том же темпе, что и его сверстники.

Как диагностируется умственная отсталость?

Ребенок должен иметь оба значительно низкий IQ и значительные проблемы в повседневном функционировании, чтобы быть диагностированным с ID.

О IQ-тесте:

IQ («Коэффициент интеллекта») измеряет навыки ребенка в обучении и решении проблем. Нормальный показатель IQ составляет около 100. Дети с ИД имеют низкий показатель IQ — большинство баллов находится в диапазоне от 70 до 55 или ниже.

Обычно дети не могут пройти тест на интеллект (тест коэффициента интеллекта или тест IQ) , пока им не исполнится от 4 до 6 лет. Поэтому родителям, возможно, придется подождать, пока ребенок достигнет этого возраста, прежде чем точно узнать, есть ли у их ребенка удостоверение личности. Иногда это может занять больше времени.

Об адаптивном поведении:

Как упоминалось ранее, у ребенка также должны быть серьезные проблемы в повседневной жизни, чтобы ему поставили диагноз ID. Чтобы измерить адаптивное поведение , врачи и другие оценщики смотрят на то, что ребенок может делать по сравнению с другими детьми того же возраста. Примеры включают:

  • Навыки ухода за собой (например, одеваться, ходить в туалет, есть самостоятельно)
  • Коммуникативные и социальные навыки (например, общение, пользование телефоном)
  • Школьные или рабочие навыки
  • Учебные процедуры
  • Безопасность
  • Обращение за помощью
  • Использование денег

Большинство детей с ИД могут многому научиться, а во взрослом возрасте могут вести хотя бы частично независимую жизнь.

Что такое лечение и перспективы умственной отсталости?

Нет лекарства от ID, однако большинство детей могут научиться делать многие вещи. Просто им нужно больше времени и усилий.

Ресурсы поддержки:

Во многих семьях есть ребенок с инвалидностью. Один из способов найти агентство поддержки семьи в вашем штате — это обратиться к Family Voices и нажмите на карту штата или позвоните им по бесплатному номеру 888-835-5669.​

В каждом штате также есть Информационный центр для родителей (PIC), который помогает семьям с детьми их детей. потребности в специальном образовании.

Какие распространенные сопутствующие состояния у детей с умственными недостатками?

Дети с тяжелыми формами ИД чаще имеют дополнительные нарушения и/или расстройства по сравнению с детьми с более легкими ИД.

Примеры сопутствующей инвалидности:

  • Церебральный паралич
  • Эпилепсия
  • Нарушение зрения
  • Потеря слуха
  • Речевые и языковые проблемы

​Врач вашего ребенка или местное агентство по развитию могут помочь вам получить поддержку или услуги в вашем районе.

Дополнительная информация:

  • Перспективы для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями
  • Раннее вмешательство (EI)
  • Индивидуальная программа обучения (IEP)
  • Радио «Здоровые дети»: советы родителям детей с особыми потребностями (аудио)
  • Американская ассоциация интеллектуальных нарушений и нарушений развития


Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и лечение

Автор Florence Byrd

В этой статье

  • Что такое умственная отсталость?
  • Каковы признаки умственной отсталости у детей?
  • Что вызывает умственную отсталость?
  • Можно ли предотвратить умственную отсталость?
  • Как диагностируется умственная отсталость?
  • Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?
  • Что я могу сделать, чтобы помочь моему умственно отсталому ребенку?

Умственная отсталость (ID), когда-то называемая умственной отсталостью, характеризуется интеллектом или умственными способностями ниже среднего и отсутствием навыков, необходимых для повседневной жизни. Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями могут и действительно осваивают новые навыки, но они осваивают их медленнее. Существуют различные степени умственной отсталости, от легкой до глубокой. Термин «умственная отсталость» больше не используется, так как он оскорбителен и имеет негативный оттенок.

Что такое умственная отсталость?

Человек с умственной отсталостью имеет ограничения в двух областях. Эти направления:

  • Интеллектуальное функционирование. Также известный как IQ, это относится к способности человека учиться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы.
  • Адаптивное поведение. Это навыки, необходимые в повседневной жизни, такие как способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими и заботиться о себе.

IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью теста IQ. Средний IQ равен 100, при этом большинство людей набирает от 85 до 115 баллов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ составляет менее 70–75.

Для измерения адаптивного поведения ребенка специалист будет наблюдать за его навыки и сравнить их с другими детьми того же возраста. Вещи, которые можно наблюдать, включают то, насколько хорошо ребенок может самостоятельно есть или одеваться; насколько хорошо ребенок может общаться и понимать других; и как ребенок взаимодействует с семьей, друзьями и другими детьми того же возраста.

Считается, что умственной отсталостью страдает около 1% населения. Из пострадавших 85% имеют легкую умственную отсталость. Это означает, что они немного медленнее, чем в среднем, усваивают новую информацию или навыки. При правильной поддержке большинство из них смогут жить самостоятельно во взрослом возрасте.

Каковы признаки умственной отсталости у детей?

Существует множество различных признаков умственной отсталости у детей. Признаки могут появиться в младенчестве, а могут быть незаметны, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Часто это зависит от степени инвалидности. Некоторые из наиболее распространенных признаков умственной отсталости:

  • Поздно переворачивается, садится, ползает или ходит
  • Поздно говорит или имеет проблемы с речью
  • Медленно осваивает такие вещи, как приучение к горшку, одевание и самостоятельное питание
  • Трудности с запоминанием вещей
  • Неспособность связать действия с последствиями
  • Поведенческие проблемы, такие как взрывные истерики
  • Трудности с решением проблем или логическим мышлением

У детей с тяжелой или глубокой умственной отсталостью могут быть и другие проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут включать судороги, расстройства настроения (тревога, аутизм и т. д.), нарушение двигательных навыков, проблемы со зрением или слухом.

Что вызывает умственную отсталость?

Каждый раз, когда что-то мешает нормальному развитию мозга, это может привести к умственной отсталости. Однако конкретную причину умственной отсталости можно точно определить только примерно в трети случаев.

Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:

  • Генетические заболевания. К ним относятся такие состояния, как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы.
  • Проблемы во время беременности . Факторы, которые могут помешать развитию мозга плода, включают употребление алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции или преэклампсию.
  • Проблемы во время родов . Умственная отсталость может возникнуть, если ребенок лишен кислорода во время родов или родился очень недоношенным.
  • Болезнь или травма. Такие инфекции, как менингит, коклюш или корь, могут привести к умственной отсталости. Тяжелая травма головы, почти утопление, крайнее недоедание, инфекции головного мозга, воздействие токсичных веществ, таких как свинец, а также серьезное пренебрежение или жестокое обращение также могут вызвать это.
  • Ничего из вышеперечисленного . У двух третей всех детей с умственной отсталостью причина неизвестна.

Можно ли предотвратить умственную отсталость?

Некоторые причины умственной отсталости можно предотвратить. Наиболее распространенным из них является фетальный алкогольный синдром. Беременным нельзя употреблять алкоголь. Надлежащий дородовой уход, прием витаминов для беременных и вакцинация против некоторых инфекционных заболеваний также могут снизить риск рождения ребенка с умственной отсталостью.

В семьях с историей генетических нарушений перед зачатием может быть рекомендовано генетическое тестирование.

Определенные тесты, такие как УЗИ и амниоцентез, также могут проводиться во время беременности для выявления проблем, связанных с умственной отсталостью. Хотя эти тесты могут выявить проблемы еще до рождения, они не могут их исправить.

Как диагностируется умственная отсталость?

Заподозрить умственную отсталость можно по разным причинам. Если у ребенка есть физические аномалии, указывающие на генетическое нарушение или нарушение обмена веществ, для подтверждения диагноза могут быть проведены различные тесты. К ним относятся анализы крови, анализы мочи, визуализирующие тесты для поиска структурных проблем в головном мозге или электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для поиска признаков судорог.

Детям с задержкой развития врач проводит тесты, чтобы исключить другие проблемы, в том числе проблемы со слухом и некоторые неврологические расстройства. Если никакая другая причина задержки не будет найдена, ребенка направят на официальное тестирование.

Диагноз умственной отсталости определяется тремя факторами: беседой с родителями, наблюдением за ребенком и тестированием интеллекта и адаптивного поведения. Ребенок считается умственно отсталым, если у него есть дефицит IQ и адаптивное поведение. Если присутствует только одно или другое, ребенок не считается умственно отсталым.

После постановки диагноза умственной отсталости группа специалистов оценит особые сильные и слабые стороны ребенка. Это помогает им определить, сколько и какая поддержка потребуется ребенку, чтобы добиться успеха дома, в школе и в обществе.

Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?

Для младенцев и детей ясельного возраста доступны программы раннего вмешательства. Команда профессионалов работает с родителями над составлением Индивидуального семейного плана обслуживания, или IFSP. В этом документе излагаются конкретные потребности ребенка и услуги, которые помогут ребенку развиваться. Раннее вмешательство может включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, семейное консультирование, обучение использованию специальных вспомогательных устройств или услуги по питанию.

Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями (включая дошкольников) имеют право на бесплатное специальное образование в системе государственных школ. Это предусмотрено Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). Родители и педагоги работают вместе над созданием Индивидуальной образовательной программы, или IEP, в которой излагаются потребности ребенка и услуги, которые ребенок будет получать в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *