cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду по фгос: Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду ДОУ по ФГОС

Содержание

Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду ДОУ по ФГОС

Методический кабинет в ДОУ

Методическая разработка «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Икрянникова Татьяна Станиславовна, ст.воспитатель МДОБУ д/с №21 «Солнышко» Лабинского района

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

  • технологии профилактики заболеваний,
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
  • коррекция возникающих функциональных отклонений,
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
  • реабилитация соматического состояния здоровья,
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее — зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии — направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по вылеологии;
  • спортивны праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику
    (различные виды)
    с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др. ;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей — это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др. );
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок — успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии (.doc)

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки)
    ;
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • Разнообразие форм физкультурно — досуговой деятельности с дошкольниками;
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
  2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
  3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
  4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
  5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
  6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

Методическая работа в ДОУ:
| | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |

современные виды, примеры использования, авторы и проекты + фото и видео

Физическое и психическое здоровье «маленького человека» – важнейшая тема, вызывающая пристальное внимание как родителей, так и педагогов. Ребёнок большую часть дня проводит в садике, следовательно, дошкольная организация в значительной степени отвечает за сохранение и укрепление его здоровья. Здоровый, полный сил и энергии малыш с энтузиазмом включается в игру, развивающую деятельность, он активен и жизнерадостен, поэтому тема применения методических наработок и технологий, обеспечивающих сохранность здоровья детей, расценивается как важнейшая в современном дошкольном образовании. Ниже расскажем, какие здоровьесберегающие технологии есть и как их правильно применять в ДОУ согласно правилам ФГОС.

  • 1 Что это такое и как применять в ДОУ

    • 1.1 Цели и задачи

    • 1.2 Виды

    • 1.3 Организационные аспекты работы по здоровьесбережению, организация специальной среды

    • 1.4 Список литературы в помощь педагогу:

  • 2 Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС

      • 2.0.1 Видео: детский сад по системе доктора В. Ф. Базарного

      • 2.0.2 Видео: дыхательная гимнастика Стрельниковой в ДОУ

      • 2.0.3 Видео: зарядка на коврике в детсаду

      • 2.0.4 Видео: подвижные игры для малышей

      • 2.0.5 Видео: гимнастика пробуждения

      • 2.0.6 Видео: песочная терапия и комната релаксации

Что это такое и как применять в ДОУ

Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти в повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и радостная жизнь.

Гиппократ

Цели и задачи

Здоровьесберегающие технологии — это инструмент реализации профилактических мероприятий, нацеленных на сбережение, поддержание и обогащение ресурса здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций.

«Научным отцом» самого понятия стал профессор, кандидат медицинских наук Н.К. Смирнов, по его мнению, оно включает в себя комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья детей и педагогов.

Усилия работников ДОУ сегодня направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни

Формирование привычки грамотного и заботливого отношения к собственному организму, уважения к здоровому образу жизни начинается с раннего детства. Этап дошкольного детства в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека. В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические показатели, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья детей. По результатам медицинских осмотров только 50 % старших дошкольников в возрасте 6–7 лет можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения. Сегодня особенно значимым является поиск эффективных мер совершенствования оздоровительных методик в детском саду.

Цель — сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учётом индивидуальных потребностей и способностей, формирование ответственности за своё здоровье у детей, родителей, воспитателей.

Задачи:

  • создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива;
  • в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил;
  • развивать двигательные навыки и физические способности детей;
  • формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и привить ему культуру здорового образа жизни.
Весёлые костюмированные уроки гигиены могут проводиться в игровой форме с участием сказочных персонажей и ярких образов

Виды

Основные группы мер по сохранению здоровья:

1. Медико-профилактические — направлены на сохранение здоровья воспитанников при непосредственном участии администрации садика и коллектива медицинских работников, руководствующихся медицинскими нормами и использующих медицинские средства.

Практические меры:

  • Проведение врачом поликлиники и медсестрой детского сада мониторинга детского здоровья и подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.
  • Контроль уровня физического развития, который осуществляет заведующая, старший воспитатель и медицинский работник.
  • Организация и контроль полноценного трёхразового питания. Материально-технические условия пищеблока должны соответствовать СанПину 2.4.13049–13 (раздел XIII), за утверждение картотеки питания и создание условий отвечает администрация детского сада и медсестра, контроль за качеством и соблюдением меню осуществляет старшая медсестра.
  • Пропаганда и распространение оздоровительных техник в образовательных учреждениях. Это направление работы включает создание специальных информационных стендов, папок-передвижек для родителей, например «Проблемы правильной осанки у детей», «Движение — это жизнь», организацию лектория для родителей и педагогов. Актуальными будут практические занятия, например, по проблеме плоскостопия или неправильной осанки с демонстрацией комплекса оздоровительных упражнений.
  • Проектирование и создание специальной среды, способствующей заботе о здоровье, т. е. спортивной площадки, зала для физической культуры, специальных уголков в группах.
  • Организация работы в соответствии гигиеническим стандартам СанПиН — комфортная температура и свежесть воздуха, достаточный уровень освещения группы. За соблюдение нормативов отвечает администрация дошкольного учреждения и медицинский работник, контроль проводит санстанция.
Спортивный уголок группы должен быть оснащён стендами и папками передвижками с информацией о разных видах спорта, правилах безопасного поведения на дорогах

2. Физкультурно-оздоровительные — опираются на природные свойства двигательной активности ребёнка, стремятся к повышению качественных характеристик физических данных, воспитанию навыков заботы о здоровье и формированию физической культуры детей.

Практические меры:

  • Оздоровительные процедуры закаливания, водные процедуры и воздушные ванны (сон, прогулки). Закаливание, бесспорно, является одной из эффективнейших оздоровительных методик, но важно придерживаться основных правил её проведения: постепенность, систематичность, учёт медицинских показаний, индивидуальной восприимчивости ребёнком процедуры, например, если малыш испытывает психологический барьер пред обливанием холодной водой, то не стоит ускорять события.
  • Солнечные процедуры (только в утреннее и послеобеденное время), которые способствуют укреплению иммунитета, улучшают сон и аппетит.
  • Профилактика проблемы плоскостопия и неправильной осанки.
  • Упражнения по дыхательной гимнастике и гимнастике для глаз.
  • Изучение техник массажа и самомассажа.
  • Организация и проведение дней здоровья и спортивных мероприятий, например, «Мама, папа, я — здоровая семья».
На улицу берут только тех, кому исполнилось хотя бы 4 года. Обливания в помещении продолжаются не менее года

3. Методический комплекс социальной самореализации и психологического комфорта ребёнка — обеспечивает психическое здоровье воспитанника. Основная цель этих методов работы состоит в создании позитивного настроя эмоционального благополучия и гармоничного психологического самочувствия ребёнка в ситуации общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Реализует эти технологии психолог в сотрудничестве с коллективом воспитателей.

Практические меры:

  • Создание условий для релаксации, воспитатель должен вовремя обратить внимание на возникшее перенапряжение и усталость у детей и посвятить несколько минут снятию умственного и эмоционального напряжения с помощью физкультминутки.
  • Нестандартные занятия, внедрение педагогических приёмов с использованием ролевых и дидактических игр, которые сделают процесс познания и развития увлекательным.
  • Психологическая поддержка ребёнка в период адаптации и разъяснительная работа с родителями по поводу их правильного поведения, которое минимизирует эмоциональные травмы, связанные с началом нового этапа жизни малыша.
  • Работа консультативной психологической службы в помощь детям и родителям, которая включает проведение психологического тестирования по определению уровня интеллектуального и психоэмоционального развития ребёнка и выявление особенностей, о которых должны знать родители и учитывать их в своём общении с ребёнком. Кроме того, психолог при необходимости разрабатывает комплекс коррекционных мероприятий персонально для ребёнка и осуществляет их во взаимодействии с семьёй малыша.
Уголок психологической разгрузки — это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором, каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно

4. Бережное отношение к потенциалу здоровья педагогического коллектива школы — развитие здравоохранительной профессиональной культуры и популяризация мировоззрения здорового образа жизни. За реализацию этого направления отвечает администрация, психолог и старшая медсестра.

Практические меры:

  • Практикумы по ознакомлению с методами нейтрализации негативных последствий нервной перегрузки.
  • Мастер-классы по валеологии и фармакологии.
  • Организация работы клубов здоровья при дошкольном учреждении.
  • Использование методов ароматерапии, арттерапии для создания благоприятной эмоциональной атмосферы и снятия психологического и физического напряжения, а также методов фитотерапии для профилактики инфекционных заболеваний.

Организационные аспекты работы по здоровьесбережению, организация специальной среды

Усилия педагогического коллектива детского сада и медицинских работников, нацеленные на заботу о здоровье своих воспитанников, базируются на данных диагностического исследования. Результаты фиксируются в персональной карте развития малыша и в дальнейшем эти данные определяют направление и допустимые формы работы с ребёнком. Желательно, чтобы каждая группа имела свою тетрадь здоровья, куда заносятся результаты работы, проанализированные на совместном совещании педагогов и медиков.

Медицинская сестра наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима

Мониторинг состояния здоровья и физического состояния воспитанников осуществляют:

  • заведующая дошкольной образовательной организации;
  • старший воспитатель;
  • медсестра;
  • врач поликлиники, к которой относится детский сад по месту расположения.

Все результаты диагностического исследования в обязательном порядке заносятся в журнал выводов, рекомендаций и предложений для работников дошкольного учреждения и родителей. Этап диагностики может включать анкетирование родителей, например, по такой теме: «Роль физической культуры в жизни вашей семьи» с целью популяризации интересного опыта, а также выявления проблем и установления их причин. Конкретизация подобной информации позволит выработать эффективную стратегию, уточнить ближайшие задачи комплексной работы с семьями детей.

Для создания полноценных условий осуществления политики здоровьесбережения детей важнейшей задачей является организация специальной среды, которая будет способствовать, с одной стороны, повышению двигательной активности малышей, а, с другой, позволит вовремя подключить режим расслабления и отдыха.

Спортивная площадка должна быть частью игровой зоны. На ней обычно присутствуют мячи разных размеров, горки для ходьбы, коврики для фитнеса

Двигательная развивающая среда включает:

  • Физкультурный зал, оснащённый необходимым оборудованием (мини-комплекс, горка) и спортивными снарядами, которые усилят эффективность занятий, разовьют спортивный характер, повысят интерес к подвижным играм и физическим упражнениям.
  • Спортивная площадка, включающая беговую дорожку, яму с песком для прыжков, полосу препятствия, создаст материально-технические условия проведения занятий с ребятами на свежем воздухе.
  • Динамические уголки в группах, представляющие собой комбинацию различных дорожек и гимнастических модулей, оснащённые страховочными матами для профилактики травматизма. Разнообразные «косички», дуги, обручи помогут развить гибкость, укрепить мышцы спины, усовершенствовать пластические навыки, кроме того, снимут психологическое напряжение от умственных занятий.
  • Небольшие подручные тренажёры, часть которых является плодом творчества и изобретательности педагогов, будут работать в направлении профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики. Подобные пособия должны быть доступными для детей.
  • Уголки уединения и умиротворения создадут комфортную для малыша обстановку, располагающую к созерцанию, расслаблению на мягких ковриках, телефонной задушевной беседе с мамой, если вдруг почувствовал себя одиноким.
  • Кабинет психолога, где профессионал проводит с детьми тренинги и занятия, которые помогут ребёнку овладеть своими эмоциями, минимизировать спонтанные реакции, держать под контролем своё поведение.
  • Медицинский кабинет, оснащённый специальным физиотерапевтическим оборудованием (кварцевые лампы, ингаляторы) для оздоровительных процедур, направленных на профилактику простудных, инфекционных заболеваний и укрепление иммунитета детей.
Лечебная физкультура позволяет оказывать общеукрепляющее воздействие на детский организм, осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического процесса

Список литературы в помощь педагогу:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
  4. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России.
  5. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях/А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС

1. Профилактические и оздоровительные технологии.

Методика В.Ф. Базарного

К практическим методам разрешения здравоохранительных проблем в дошкольной образовательной организации относятся технологии, предложенные доктором медицинских наук Владимиром Филипповичем Базарным, который в своих исследованиях аргументированно доказал, что существующая система обучения и развития детей игнорирует природу ребёнка, что приводит к угасанию его жизнеспособности и активности. Его авторская методика сохранения здоровья предполагает такие нововведения:

  • Включение в работу ритмической сменяемости динамических и статических поз. Для решения выше обозначенной задачи используются специальные ростомерные столики и конторки с наклонённой поверхностью с углом наклона в среднем до шестнадцати градусов, таким образом, у ребёнка возникает возможность менять положение тела, стоя за конторкой или периодически сидя за столиком, сохраняя комфортные условия для занятия лепкой или рисованием. Ребёнок сам определяет временной промежуток, который он проведёт за столом или за конторкой, обычно дети среднего и старшего дошкольного возраста могут выдержать за конторкой не более пяти минут, постепенно этот временной показатель увеличивается. Такой необычный подход, меняющий традиционно статические сидячие позы детей во время занятий на режим свободной моторики, позволяет добиться укрепления мышечного каркаса спины, улучшить осанку детей, активизировать работу нервной системы, гармонизировать сердечно-сосудистую систему.
  • Практика «расширения зоны зрительного восприятия». Работа с наглядностью организована с помощью методической подвески крест, на которой в подвешенном положении располагается сенсорно-дидактический материал на уровне, который позволяет ребёнку дотянуться до неё на цыпочках и снять необходимую карточку. Такое методическое изобретение является эффективной профилактикой близорукости, поскольку для выполнения учебной задачи дети должны совершить многочисленные поисковые движений глазами.
  • С целью расширения пространства зрительной активности детей, совершенствования творческого мышления и воображения, формирования целостной картины мира на занятиях применяется настенное панно «Экологическое путешествие», состоящее из изображений природных объектов, расположенных по законам перспективы.
  • В проведении физкультурных пауз применяется тренажёр, состоящий из изображения разноцветных траекторий, которые дети зрительно прорисовывают, совмещая движения головы и движения глаз. Дети с увлечением ищут глазами нарисованных «гостей» своей группы, которые в виде ярких изображений солнышка, облаков, цветов, радуги или сказочных героев разместились на потолке или на стенах помещения группы.
  • Использование массажных ковриков, по которым дети ходят или стоят во время занятий в носочках.
  • Раздельное обучение мальчиков и девочек, этот подход основан на убеждении в том, что у мальчиков и у девочек разные способы восприятия информации и мироощущения. В условиях смешанных групп обычных садиков можно разделить игровые зоны, соответственно девочкам подбираются игрушки, развивающие женскую природу, а мальчикам — мужскую.
Видео: детский сад по системе доктора В. Ф. Базарного

https://youtube.com/watch?v=S6-__h-NZ9EVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: детский сад по системе доктора Базарного (https://youtube.com/watch?v=S6-__h-NZ9E)

Технологические приёмы

Для разных возрастных групп существует своя направленность и длительность физкультурных занятий:

  • Младших дошкольников важно научить элементарным приёмам безопасности и грамотной страховке на случай падения, развивать навыки ориентации в пространстве, привить вкус к регулярным занятиям физической культурой. Утренняя гимнастика длится 4–5 минут, все упражнения показывает воспитатель. Занятия физической культурой проводятся дважды в неделю по 20 минут.
  • Для воспитанников средней группы актуальны будут упражнения, развивающие физическую силу и выносливость. Продолжительность утренней гимнастики увеличивается до 7 минут, физкультура — три раза в неделю по 20–25 минут.
  • Старших дошкольников необходимо нацеливать на совершенствование своих двигательных способностей, стимулировать проявления самостоятельности. Утренний оздоровительный комплекс длится от 10 до 15 минут в подготовительной группе, продолжительность занятий по физкультуре 30 минут трижды в неделю.
Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. д
  • Динамические паузы — проводятся в течение десяти минут во время занятий по мере утомляемости детей. Можно комбинировать гимнастические упражнения для глаз, дыхания, на тренировку мелкой моторики в зависимости от востребованности именно этих упражнений. Цель подобных упражнений — понижение умственного и эмоционального напряжения и профилактика переутомления.
  • Пальчиковая гимнастика — рекомендована в индивидуальной или групповой форме ежедневно, особенно необходимо проводить с детьми, имеющими речевые проблемы.
  • Дыхательная гимнастика (отлично себя зарекомендовала методика А. Н. Стрельниковой) – система ритмических упражнений, состоящая из поочерёдной смены фаз вдоха через нос и выдоха через рот, обязательной паузой после выдоха, применяется как часть разнообразных форм оздоровительных процедур для всех детей. Такого рода гимнастика очень важна, поскольку способствует укреплению дыхательных мышц грудной клетки, формирует правильное дыхание. Необходимым требованием является хорошо проветренное помещение, желательно, пред началом упражнения проконтролировать гигиеническую процедуру очистки полости носа.
  • Гимнастика для глаз — используется для всех детей в качестве профилактики зрительного утомления, расслабления глазных мышц, практикуется ежедневно на занятиях по 3–5 минут. Желательно включать в работу демонстрацию иллюстраций. Гимнастика для глаз Э.С. Аветисова состоит из набора упражнений для профилактики близорукости и укрепления мышц глаза.
Видео: дыхательная гимнастика Стрельниковой в ДОУ

https://youtube.com/watch?v=rgyNQSOL-7s

Комплекс гимнастики для глаз (каждое упражнение повторять три раза):

  1. Поочерёдно зажмуривать и открывать глаза с периодичностью 3–5 секунд.
  2. Скоростное моргание в течение 10–15 секунд, затем остановиться на 7–10.
  3. Круговыми движениями указательного пальца массажировать закрытый глаз.
  4. Спокойные плавные горизонтальные движения глазами справа налево и наоборот, движения глазами по вертикали вверх-вниз.
  5. Необходимо вообразить вращающееся колесо, «поймать» взглядом точку и следить за её движением.
  6. Сконцентрировать взгляд на кончике носа, зафиксировать и держать до возникновения чувства утомления, затем расслабиться.
  7. Смотреть на указательный палец вытянутой правой руки до пяти секунд, закрыть левый глаз и, сгибая и разгибая правую руку, т. е. меняя расстояние продолжать сосредотачивать взгляд на указательном пальце правой руки. Сменить руки и повторить до восьми раз.
  8. «Точка на стекле». На уровне глаз поставить точку диаметром до пяти миллиметров, затем концентрировать взгляд в течение двух секунд на объекте за стеклом, находящимся за меткой, потом перевести взгляд на точку, затем вновь на объект. Это упражнение практикуем в течение семи минут.
Видео: зарядка на коврике в детсаду

https://youtube.com/watch?v=12css_7iy0sVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Зарядка на коврике в детсаду (https://youtube.com/watch?v=12css_7iy0s)

Для осанки:

  1. Принимаем ровную осанку, идём с высоко поднятыми руками.
  2. Лёгкий бег на носках.
  3. Ходьба на носках, сочетая с разведением рук в стороны, сдвигая лопатки.

Профилактика плоскостопия:

  1. Неглубокое приседание на наружных сводах стопы.
  2. Встать на носки, сгибая колени, из положения пятки наружу, носки внутрь.
  3. Поднять ногу из положения стоя с разворотом стопы наружу, затем внутрь.
Видео: подвижные игры для малышей

https://youtube.com/watch?v=sfMxSaEmDds

Самомассаж, точечный массаж:

  1. Выполнение поверхностного кругового поглаживания от запястья к плечевому суставу и вниз.
  2. Кулачками слегка постукиваем по бедру в течение двадцати-тридцати секунд.
  3. Точечный массаж лица и головы, закрыв глаза, проводим поверхностью ладони по лицу от лба к вискам, от носа к скулам, захватываем волосы руками и мягко, плавно тянем, постепенно проходим всю поверхность головы.
Принимая участие в подвижных играх, дети удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, формируют полезные навыки
  • Игровая гимнастика — несколько заданий имитационного характера на подражание движениям животных, спортсменов, создание образа растения («пловец», «роза», «пантера» и т. д.).
  • Стретчинг — комплекс упражнений на растяжку и гибкость под музыку, создающую хорошее настроение, продолжительность занятий у младших дошкольников не более 15 минут. Желательно проводить утром или после дневного сна, особенно с детьми, имеющими проблемную осанку и склонностью к плоскостопию. Проводится в просторном, хорошо проветренном помещении, например, зале для музыкальных или физических занятий.
  • Спортивные игры разного уровня подвижности — используются ежедневно как часть занятия в группе, на прогулке или в физкультурном зале. Игры выбираются в зависимости от возраста детей, развивают ловкость, координацию, благотворно воздействуют на эмоциональный настрой, стимулируют активность, способствуют бодрости тела и духа.
  • Релаксация — для всех воспитанников, в зависимости от потребности детей в эмоциональном расслаблении, умиротворении. Для проведения подойдёт любое помещение с атмосферой уюта и покоя, рекомендуется использовать классические музыкальные произведения (Моцарт, Шопен), звуки природной среды.
  • Ортопедическая гимнастика — предусмотрена для детей с проблемами плоскостопия, а также патологией опорного свода стопы, применяется как дополнительный компонент различных упражнений физкультурно-оздоровительного комплекса.
Видео: гимнастика пробуждения

https://youtube.com/watch?v=kh-seTMRVKQ

2. Обучающая группа технологий, решающая задачи формирования правильного понимания здорового образа жизни и закрепление теоретических знаний как осознанного опыта:

  • игровые тренинги;
  • беседы и встречи с интересными людьми.
Воспитатели уделяют особое внимание формированию навыков безопасного поведения детей в быту, природе, на улице

3. Коррекционная группа мероприятий, которые проводит психолог и педагог:

  • сказкотерапия, арттерапия, аромотерапия, цветотерапия;
  • психогимнастика, комплекс ритмических упражнений логопедического профиля.
Видео: песочная терапия и комната релаксации

https://youtube.com/watch?v=vjpzyOqv-gYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Песочная терапия и комната релаксации (https://youtube.com/watch?v=vjpzyOqv-gY)

Главная задача взрослых состоит в том, чтобы создать для детей целостную психолого-педагогическую систему образования, оздоровления, базирующуюся на традициях и инновационных технологиях, которые будут способствовать полноценному и гармоничному развитию личности каждого ребёнка. Именно физкультурно-оздоровительная работа призвана решать важнейшие задачи формирования физически развитой и творчески активной личности, ориентированной на успех и сохраняющей жизненный оптимизм.

Национальные стандарты физического воспитания — SHAPE America устанавливает стандарты

Перейти к основному содержанию

Решения
Подается ежедневно

за

Здоровье и Физическое воспитание

SHAPE Американские национальные стандарты и результаты для классов K-12 по физическому воспитанию определяют, что должен знать и уметь учащийся в результате высокоэффективной программы физического воспитания. Штаты и местные школьные округа по всей стране используют национальные стандарты для разработки или пересмотра существующих стандартов, структур и учебных программ.

Стандарт 1: Физически грамотный человек демонстрирует компетентность в различных двигательных навыках и моделях движений.

Стандарт 2: Физически грамотный человек применяет знания концепций, принципов, стратегий и тактик, связанных с движением и производительностью.

Стандарт 3: Физически грамотный человек демонстрирует знания и навыки для достижения и поддержания оздоровительного уровня физической активности и физической формы.

Стандарт 4: Физически грамотный человек демонстрирует ответственное личное и социальное поведение, уважающее себя и других.

Стандарт 5: Физически грамотный человек признает ценность физической активности для здоровья, получения удовольствия, решения задач, самовыражения и/или социального взаимодействия.

Ссылка:  
ФОРМА Америка. (2013). Национальные стандарты физического воспитания K-12. Рестон, Вирджиния: Автор.

© 2013, SHAPE America. Все права защищены. Только для индивидуального использования. Для использования этих стандартов в других работах требуется письменное разрешение SHAPE America.


Пересмотр национальных стандартов

SHAPE America начала процесс пересмотра национальных стандартов и результатов для школьных классов по физическому воспитанию K-12. Узнайте больше:

  • Целевая группа по национальным стандартам физического воспитания
  • Возможности участия в процессе пересмотра

Физкультура/SEL Пешеходный переход

Документ

The Crosswalk для SHAPE America’s National Standards & Grade-Level Results for K-12 Physical Education and CASEL Social and Emotional Learning Core Competities (PE/SEL Crosswalk) согласовывает компетенции CASEL SEL и связанные с ними навыки с национальными стандартами SHAPE America и Grade-Level Результаты для K-12 физического воспитания.

Этот документ служит ресурсом для тех, кто согласовывает компетенции SEL с существующими национальными стандартами SHAPE America и результатами для классов K-12 по физическому воспитанию и позволяет учителям физкультуры включать компетенции SEL в свои основанные на стандартах планы уроков. Переход определяет стандарты, применимые к обучению и/или укреплению одной или нескольких компетенций SEL.

Узнать больше >>


Видео для учащихся

Помогите своим ученикам установить связь между тем, что они изучают на физкультуре, и тем, почему они это изучают, поделившись этим видео.

Стандарты

  • Национальные стандарты Главная
  • Адаптированные стандарты ПЭ/ПА
  • Стандарты санитарного просвещения
  • Стандарты физического воспитания
  • Стандарты полового воспитания
  • Стандарты спортивных тренеров
  • ГОСТ ПЭ

РЕКЛАМА

Специальное образование в Нью-Йорке

Все учащиеся с ограниченными возможностями, которым требуются услуги специального образования, имеют индивидуальные программы обучения (IEP). IEP содержит информацию об интересах, сильных сторонах, потребностях, целях и образовательной программе вашего ребенка. Это юридический документ, в котором описывается, как DOE будет обеспечивать вашего ребенка:

  • Бесплатное и надлежащее государственное образование (FAPE)
  • В среде с наименьшими ограничениями (LRE).

Узнайте больше

  • Процесс IEP
  • IEP
  • Доступность здания
  • Семейный справочник по услугам специального образования школьного возраста доступно в:

Где учатся учащиеся с IEP?

Учащиеся с IEP участвуют в тех же процессах приема, что и их сверстники без инвалидности. Все школы обслуживают учащихся с ограниченными возможностями. Это потому, что специальное образование — это не класс или место. Скорее, он описывает широкий спектр услуг, которые могут быть предоставлены в различных школьных условиях.

Большинство учащихся с IEP посещают свою зональную или районную школу. Некоторые посещают специализированные программы в окружных школах, а другим требуется поддержка программы Округа 75 или доступного школьного здания. Группа IEP проведет оценку, чтобы определить, какие школьные условия лучше всего помогут вашему ребенку в достижении его или ее академических целей.

Где бы ваш ребенок ни ходил в школу, знайте, что школьный персонал обучен разрабатывать высококачественные IEP, обучать учащихся с различными потребностями и создавать инклюзивные школы, в которых учащиеся с инвалидностью и без нее живут в одном школьном сообществе.

Узнать больше

  • Переход в дошкольное учреждение
  • Переход в детский сад
  • Переход в среднюю школу
  • Переход в среднюю школу
  • После окончания средней школы
  • Требования к зачислению учащихся с ограниченными возможностями

Continuum of Services

Существует ряд услуг, доступных для поддержки вашего ребенка в его или ее среде с наименьшими ограничениями. Каждое исключение учащегося из общеобразовательной среды должно иметь четкое обоснование.

Ниже приведен список рекомендаций по услугам, которые команда индивидуальной программы обучения (IEP) может рассмотреть для вашего ребенка:

Общее образование

Ваш ребенок будет учиться в том же классе, что и его сверстники, не являющиеся инвалидами.

Общее образование с сопутствующими услугами

Ваш ребенок будет учиться в том же классе, что и его сверстники, не являющиеся инвалидами. Он или она будет получать сопутствующие услуги, такие как физиотерапия или консультирование, в классе или в другом месте:

Служба поддержки учителей общего образования со специальным образованием

Ваш ребенок будет учиться в том же классе, что и его сверстники, не являющиеся инвалидами. . Он или она будет получать прямые или косвенные услуги поддержки учителей специального образования (SETSS) от учителя специального образования. IEP вашего ребенка может рекомендовать:

  • Прямая SETSS
  • Косвенная SETTS
  • Комбинация двух
Прямая SETSS

Учитель специального образования проводит специально разработанное обучение на неполный рабочий день для группы до восьми детей. Это может быть в общеобразовательном классе или где-то еще в школе.

Косвенный SETSS

Учитель специального образования работает с классным руководителем общеобразовательной школы, чтобы:

  • Приспособить среду обучения
  • Изменение инструкций в соответствии с потребностями учащихся

Интегрированные услуги совместного обучения (полный или неполный рабочий день)

Классы с интегрированными услугами совместного обучения (ИКТ) включают учащихся с IEP и учащихся без IEP. Не более 12 (или 40 процентов) учащихся в классе могут иметь IEP.

Работают два учителя — учитель общего образования и учитель специального образования. Учителя работают вместе, чтобы адаптировать материалы и изменить инструкции, чтобы обеспечить участие всего класса.

Услуги специального класса (полный или неполный рабочий день)

Услуги специального класса (SC) предоставляются в отдельном классе. Все дети в классе имеют ИОП с потребностями, которые не могут быть удовлетворены в общеобразовательном классе. Их преподают учителя специального образования, которые проводят специализированное обучение.

В начальной и средней школе в специальных классах обучается до 12 учеников. В старших классах специальные классы насчитывают до 15 учеников. Учащиеся в классе находятся в пределах трехлетнего возраста и имеют схожие образовательные потребности.

Специализированные программы округа 75

Округ 75 предоставляет высокоспециализированную учебную поддержку учащимся с серьезными проблемами в различных условиях и местах по всему Нью-Йорку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *