В чем созвучны стихотворения маяковского надоело и блока незнакомка: Чем созвучны стихотворения Маяковского»Надоело» и блока «Незнакомка»? Есть ли различие в мироощущении лирического героя?
Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 11Следующая ⇒ Что такое человек? «Песчинка в пустыне среди таких же, как он. Нам нужна толпа… Каждый из нас – человек толпы», – пожалуй, такую позицию занимает пессимист. А вот другая точка зрения: «Мы живем среди людей, которые интересны нам, а мы им. Каждый из нас индивидуальность… Каждый из нас – Человек в толпе». Интересно при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Я и другие» обратить внимание старшеклассников на эти стихотворения В. Маяковского и А. Блока. Зададимся вопросом: «Лирический герой А. Блока и В. Маяковского – это человек толпы или Человек в толпе?» В стихотворении В.Маяковского «Надоело» сочетаются страстная тяга лирического героя к людям, надежда найти в них прекрасное и… ощущение своего ужасного одиночества в толпе воинствующих мещан, страх, что не найдет он в этих жующих, «безлицых» ничего человеческого, что не сохранит среди них собственного «я». Лирический герой стихотворения А.Блока «Незнакомка» одинок в толпе, хотя внешне он «человек толпы», сидящий в кабаке, в мире «окриков пьяных», «испытанных остряков», «женского визга», «тлетворного духа». Единственный друг, отраженный в стакане, он сам – Человек в толпе. Только ЕМУ является в мечтах прекрасная Незнакомка, дивная грёза, олицетворение того, чего так жаждет его душа. Жизнь реальная представляется ему настолько пошлой (он сам жертва этой пошлости и знает это), что найти прекрасное в жизни уже не надеется. Только одурманив себя вином, уйдя от реальности, он обретает себя настоящего, влюбленного в Красоту и Вечную Женственность. Вместе с тем повторяющаяся строчка: «In vino veritas!» не дает забыть о том, что поэтическая фантазия рождена бегством героя от реальности, рождена тем, что он презирает в других. Герой верит, что лишь ЕМУ одному дано прикоснуться к прекрасному («В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!»). И в этот момент он – Человек в толпе!
«Время перемен» Официальный комментарий: В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Словарная работа: ВРЕМЯ – фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. ПЕРЕМЕНЫ – действие и состояние, наступившее в ком-чем-нибудь, изменение, поворот к чему-нибудь новому, появление чего-нибудь нового.
Синонимы к словосочетанию «время перемен»: глобальные перемены, великие перемены, серьёзные перемены, перемена в жизни, грандиозные перемены, кардинальные перемены, грядущие перемены, позитивные перемены, радикальная перемена, интересное время, непростые времена, сложные времена, удивительное время, смутные времена, новое время, плохие времена, странное время, прекрасные времена. переоценка ценностей, здесь и сейчас, точка невозврата, новый век. Афоризмы и высказывания известных людей: · Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней. М.А. Булгаков · Если вы заметили, что вы на стороне большинства — это верный признак того, что пора меняться. М. Твен · Изменение порождает изменения. Ч. Диккенс · Изменяя природу, человек сам изменяется. Э. Фромм · Перевороты и изменения, на которые по старому масштабу требовались бы века, теперь совершаются в десятилетия, даже в годы. История стала торопливой, — гораздо более торопливой, чем наша мысль. Л. Троцкий · Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. Б. Окуджава · Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами – поэтому и считаем, что они переменились. Б. Паскаль · Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас самих. С. Лем · Так уж устроена жизнь, что мы счастливы лишь предвкушением перемен; сами же перемены для нас ничего не значат; они только что произошли, а мы уже жаждем новых. С. Джонсон · Перемены – это неизменность в меняющихся обстоятельствах. С. Батлер · Чем старше становится человек, тем больше он противится переменам, особенно переменам к лучшему. Д. Стейнбек · Мы должны стать частью перемен, которые мы хотим видеть в мире». Махатма Ганди · Я хотел изменить мир, но понял: единственное, что точно могу изменить, — я сам. О. Хаксли · Изменяться, сохраняясь, или продолжаться, меняясь, — вот что поистине составляет нормальную жизнь человека, и, следовательно, прогресс. П. Леру · Глупец – это тот, кто никогда не меняется. О.М. Бартелеми · Стремясь воплотить свои идеи, ты начинаешь задумываться, и это меняет твою жизнь. А меняя свою жизнь, ты меняешь мир. В. Вествуд · Мы наслаждаемся красотой бабочки, но редко понимаем все те изменения, через которые она прошла для достижения этой красоты . М. Энджелоу · Любые перемены несут с собой новые возможности. Д. Уэлч · Великие перевороты не совершаются в один день. Э.Л. Войнич, «Овод» «Слово о полку Игореве». Кто может изменить мир? Оставшийся неизвестным автор «Слова о полку Игореве», размышляя о стране, обращается к ее прошлому для того, чтобы понять настоящее. Создатель «Слова…» до описания предстоящей битвы войска Игоря вспоминает времена правления князя Олега. Он отмечает, что в это время князья постоянно враждовали друг с другом. Из-за этой междоусобицы они становились уязвимыми для внешнего врага. Однако те кровавые события не идут ни в какое сравнение с нынешней битвой. На всей Руси скажутся последствия поражения князя Игоря. Об этом скорбит сама природа. «Слово…» — это последовательное повествование об одном трагическом эпизоде, относящемся ко времени войны с половцами.
Д. И. Фонвизин «Недоросль». Для чего нужны перемены? Ответ на этот вопрос дают герои комедии «Недоросль». Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин указывает на то, что пришло время перемен и высшие человеческие начала должны стать главными для всех. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажает недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона. В комедии автор не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность в Просвещенном государстве. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль обязаны стать основой обновленного дворянства и привнести идеи перемен в государстве.
⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒ Читайте также: Техника прыжка в длину с разбега Тактические действия в защите История Олимпийских игр История развития права интеллектуальной собственности |
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.004 с.) |
Литература XIX — XX веков: А.А.Блок
ТЕСТ «СИМВОЛИЗМ. А. БЛОК»
И вот зажглась твоя звезда
Высоко надо мною
И в блеске славы поднялась,
Сияя над толпою.
М.А.Бекетова.
А.Блок. Биография.
Музей-усадьба А.Блока
Шахматово
Раннее творчество А.Блока.
Центральный цикл первого тома стихов А. Блока – «Стихи о Прекрасной Даме».
В период с 1898 по 1904 годов А.Блок написал более 300 стихотворений, в
первую книгу «Стихов о Прекрасной Даме» он включил 93 стихотворения (вышла она
в 1904 году). Это символистские стихи, полные чувств тревоги, тоски, ожидания и
недосказанности. Но они красивы и музыкальны, даже изысканны.
В них нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене
Л.Д.Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьёва. Наиболее близко
поэту в это время было учение Соловьёва о существовании Мира Души, или Вечной
Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на
грани катастрофы мир через духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика
получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к
женщине.
Лирический сюжет раннего блоковского цикла — ожидание встречи лирического
героя и Прекрасной Дамы — поэтическое воплощение идеи Владимира Соловьёва о
синтезе земного и небесного через любовь к женщине.
Многопланов образ героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная»
женщина. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ.
«Вхожу я в тёмные храмы»
- Какие краски преобладают в этом стихотворении?
- За счёт чего создаётся такой колорит? Чего в нём больше – света или тени?
- Каким видится вам внешний мир в стихотворении? Отчётливы или зыбки его очертания? Как взаимосвязаны здесь мир реальный и мир идеальный?
- Почему обряд, который совершает лирический герой, назван «бедным»?
- Какими словами названа героиня, явления которой ждёт лирический герой? Что несёт каждое из этих слов и как они взаимосвязаны между собой?
- Как и почему при упоминании Прекрасной Дамы возникает переход от третьего лица ко второму?
- Каким предстаёт перед вами в этом стихотворении лирический герой?
«Незнакомка»
- На какие части и почему можно разделить стихотворение?
- Как меняется настроение в стихотворении, с чем связаны эти изменения?
- Каким предстаёт мир в начале стихотворения?
- Как к нему относится поэт?
- При помощи каких художественных средств создаётся в стихотворении образ мира?
- В чём, по-вашему, смысл анафоры «И каждый вечер…»?
- Какие чувства испытывает лирический герой?
- Как он пытается уйти от этого мира?
- Почему появление Незнакомки выглядит чудом, желанным и неожиданным?
- Что в героини вызывает впечатление таинственности?
- Почему при всей таинственности Незнакомки у лирического героя возникает чувство «странной близости» к ней?
- Что в ней созвучно его душе?
- Какой мир открывается лирическому герою при взгляде на Незнакомку? Похож ли он на тот, какой мы видели в начале стихотворения?
- Какие особенности облика Незнакомки говорят о её принадлежности к реальному миру, а какие делают её посланницей иных, «звёздных» миров?
- Что связывает и разделяет образы Незнакомки и Прекрасной Дамы?
«В ресторане»
- На какие части можно разделить стихотворение?
- Какую атмосферу создаёт поэт в первой строфе? Что рождает соседство образов зари и фонарей?
- Как развиваются отношения между лирическим героем и героиней?
- Что преобладает в их отношениях: притяжение или отталкивание, близость или отчуждённость?
- Как и почему меняется музыка, звучащая на протяжении стихотворения?
- В ответ на что «грянули струны» в четвёртой строфе? Почему третья строка четвёртой строфы начинается с союза «но»?
- Какие строки стихотворения явно перекликаются со строками «Незнакомки»? В чём разница между образами, создаваемыми этими строками?
- Чем героиня стихотворения похожа на Незнакомку и чем отличается от неё? Какую роль в стихотворении играет образ зеркала?
«На железной дороге»
Это стихотворение интересно тем, что в нём сочетается реальное и символическое.
- Найдите в тексте приметы реальности.
- Какое впечатление стихотворение произвело на вас?
Сам Блок говорил, что это стихотворение – «бессознательное подражание эпизоду из романа «Воскресение» Л.Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещённого купе первого класса».
- Прочитайте 37 главу 1 части романа «Воскресение». Сравните с ней стихотворение Блока.
- Каков смысл эпитетов?
Как много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…
- В чём смысл последней строфы стихотворения? Как понимать слова:
Любовью, грязью иль
колёсами
Она раздавлена – всё
больно….
- Каким представляете образ героини?
- Тема и идея стихотворения.
- Сравните тайные желания героини А.Блока с надеждами героини стихотворения Н. Некрасова «Тройка». В чём сходство?
- Почему о жизни героини поэт говорит:
Так мчалась юность бесполезная
В пустых мечтах изнемогая!
Стихотворение «На железной дороге», в чем-то перекликающееся с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу…». Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.
Образ России в лирике А.Блока.
- Чем является Россия для него?
- Почему в лирике звучит тревога? За что тревожится поэт? О чём болит сердце поэта?
Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней
обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема
обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих
современниках он сказал: «Мы — дети страшных лет России».
Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый
отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной. В
ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события
его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении
1901 года «Видно дни золотые пришли…»:
Видно, дни золотые пришли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.
Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее —
заколдованный терем, а герой — царевич, князь, жених. Поэзию А.Блока этих лет
пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом облике,
например, в стихотворении «Ночь на Новый год» возникает образ Светланы, героини
баллады В.Жуковского. Мир ранней поэзии А. Блока — это мир прекрасной мечты, и
этой прекрасной мечтой окутан образ России.
К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через
мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой,
уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в
страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми
лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа:
колдуны и косматые ведьмы, «твари весенние», чертята, «больная русалка». Не
менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире. Наиболее известное
стихотворение этого цикла – «Ночь,
улица, фонарь, аптека…», в котором самой композицией подчеркнута полная
безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир — это не
только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном
стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока – «Незнакомка» — лирический герой принадлежит двум мирам: миру
мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт — хранитель этой тайны. Но
он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира «испытанных остряков»,
бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление — луна на
небе — превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение
возвращением лирического героя от мечты к реальности.
Страшный мир, созданный А.Блоком, — это тоже Россия, и высшее мужество поэта не
в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою
страну даже в таком неприглядном обличье.
«Скифы»
А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»
- Какое впечатление производит музыка?
- Какие картины вы видите, слушая её?
- Одна ли тема звучит в музыке? Русские ли это строки?
- Речь пойдёт о стихотворении Блока, в котором звучат восточные мотивы. Почему? Зачем они вдруг у истинно русского поэта?
- О чём это стихотворение?
- О чём говорит дата написания произведения? (1918)
- Блок на фронте. Как он относится к войне?
В письме матери 2 мая 1917 года он писал: «Всем нам нужно помнить, что каждый день приносит новое, и всё может повернуться совершенно неожиданно… Сейчас самые большие враги (англичане, немцы, французы, японцы) угрожают нам. Нам надоело, этого Европа не осмыслит, ибо это просто, а в её запутанных мозгах – темно. Но, презирая нас более чем когда-либо, они смертельно нас боятся, я думаю, потому что мы, если уж на то пошло, с лёгкость пропустили бы сквозь себя жёлтых и затопили ими не один Реймский собор, но и все остальные их святые магазины. Мы ведь плотина, а в плотине – шлюз, и никому отныне не заказано приоткрыть этот шлюз в сознании нашей силы»
Итак, чтобы выразить своё отношение к войне, России, к врагам её, поэт обращается к образу скифов.
- Он одинок в этом?
- Кто же такие скифы?
Называя русских скифами, Блок вступает в полемический спор с теми, кто видел в русских только дикарей и варваров.
В качестве эпиграфа к стихотворению Блок взял слова Владимира Соловьёва – философа и поэта.
- Кто этот человек? В чём сущность его мировоззрения?
- В чём смысл эпиграфа?
- Образ лирического героя. Кто он? Как выражено его лирическое «я»?
- В стихотворении происходит слияние понятий: он=мы. Почему?
Композиция. Стихотворение имеет трёхчастную композицию. Каждая имеет свою образную, ритмическую и идейную основу.
Рассмотрим части стихотворения. Каждая из трёх частей заканчивается обращением к «старому миру». Найдём их.
- Почему именно к нему обращается лирический герой?
Все три обращения настолько близки друг к другу по своему содержанию, что их можно назвать рефренами, но не в обычном смысле (повторы), а идейными, смысловыми.
1 часть. Каким предостережением начинается? А как завершает?
2 часть. Центральный образ – Россия. Разговор о ней начинается с утверждения: Россия – Сфинкс. Почему? Кто такой сфинкс?
Россию тоже трудно разгадать. Вспомните у Тютчева: «Умом Россию не понять». Сфинкс – существо с головой женщины и туловищем льва. Россия в лирике Блока тоже выступает в образе женщины, жены. Но поэт находит в ней и черты льва: мудрость, силу, гордость.
- Какой тон звучит в речи лирического героя?
- Какая Россия перед нами?
- Какие художественные средства используются поэтом в этой части?
3 часть. Какие мысли, чувства несёт в себе эта часть? Какие картины рисует поэт?
Блок предупреждает «старый мир» о последствиях, грозящих ему, если он не прекратит агрессии:
Века, века – вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
- Действительно ли Блок думал, что так будет
- Какая лексика преобладает?
- Каковы особенности синтаксиса? Как это объяснить?
- Чего больше мы слышим: страшного или призывного?
- Что самое главное в России Блока?
Вывод: противопоставляя цивилизованный Запад и новую Россию, Блок призывает народы Европы положить конец ужасам войны, вложить старый меч в ножны и стать братьями.
- Почему стихотворение А.Блока «Скифы» актуально сегодня?
Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года «Русь».
- Какой видит Блок Родину в стихотворении «Русь»? В чём, по-вашему, необычность этого образа?
- Охарактеризуйте композицию стихотворения. Как она позволяет понять мысли и чувства поэта?
- Какие образы-символы использует Блок в стихотворении? Как вы их понимаете?
- Чем отличается образ Родины в стихотворении «Россия» от образа, созданного в стихотворении «Русь»?
- Какие детали помогают Блоку создать образ Родины в стихотворении «Россия»?
- Найдите в этом стихотворении образы-символы. Опробуйте сделать словесные иллюстрации к стихотворениям «Россия» и «Русь». В чём их сходство? Чем они будут отличаться?
Страна предстает в этом стихотворении как заповедная,
сказочная. Таково само ее пространство:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями
И смутным взором колдуна…
Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический
герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала
ее на своих просторах.
Цикл «На поле
Куликовом» — предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны – от
«поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой и русич-воин, и
современник поэта. Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между
Западом и Востоком, говорит о её противоречиях, её величии, её избранности
(продолжая традиции Тютчева).
Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных
событий русской истории. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит,
по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием
суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Значение Куликовской битвы
(восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько
духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении
трагических лет России.
Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта
пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится
стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии
осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь
окрашены в трагический кровавый цвет («Закат в крови!»). Этот мотив встречается
и в других стихотворениях цикла «Родина», например, в стихотворении «Петроградское
небо мутилось дождем…»:
В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
«Река раскинулась…»
- Устно нарисуйте картины, которые рождаются в вашем воображении при чтении этого стихотворения. Каким настроением проникнут пейзаж? Меняется ли оно на протяжении стихотворения?
- Каким предстаёт образ Родины? В чём отличие блоковского образа Родины от традиционного (А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов)?
- Почему в стихотворении возникает образ степной кобылицы?
- Какие слова повторяются в стихотворении? Каков его лейтмотив?
- Чем отличается образ пути лирического героя в этом стихотворении от образа пути в первом томе?
В стихотворении «Река раскинулась…» несколько раз меняется объект поэтической
речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и
грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое
время оно многим показалось шокирующим — ведь А.Блок называл свою страну «О,
Русь моя! Жена моя!». Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая
степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой
ореол, данный слову «жена» символистской поэзией. В ней он восходит к
евангельской традиции, к образу величавой жены.
И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь,
сердце, плачь. ..» В стихотворении А.Блок употребляет авторское «мы», размышляя
о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими,
стремительное движение — это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а
драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп
поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп
стремительно нарастает, предложения делаются короткими (например: «Пусть ночь.
Домчимся. Озарим кострами».). Нарастают восклицательные интонации — это
реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь
раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно
взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано
разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность,
передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к
гибели.
Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее
неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала
внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам
образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была
воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.
А.Пушкин «Безумных лет угасшее веселье», М.Лермонтов «Я жить хочу! хочу печали», А.Блок «О, я хочу безумно жить»
Что объединяет эти стихотворения? Можно ли подобрать для них общее название?
Что такое жизнь для Пушкина? Как связаны в его представлении её радости и печали?
В чём ему близок Лермонтов и чем различаются взгляды поэтов на жизнь? Почему Лермонтову нужны страдания «любви и счастию назло»? Печали или радости, страдания или счастья ждёт от жизни Блок? В чём близки Лермонтов и Блок?
Как соотносятся стихотворения А.Пушкина и М.Лермонтова с их жизнью и поэзией? Какой, по-вашему, могла быть судьба автора последнего стихотворения – А.Блока? Почему вы так считаете?
Поэма А.Блока «Двенадцать»
Всем телом, всем сердцем,
всем сознанием слушайте Революцию.
А.Блок
А. Блок — один из немногих среди русской интеллигенции – принял революцию и встал на сторону большевиков. О своём настроении А.Блок искренне пишет в стихотворном послании «З. Гиппиус»:
Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне – бросаться в многопенный вал….
Мысли о революции судьбе человека в эпоху колоссальных свершений Блок выражает в статье «Интеллигенция и революция», в поэме «Двенадцать».
Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись о ней сделана 8 января. 29 января Блок записывает: «Сегодня я – гений». Это – единственная во всей творческой судьбе поэта самохарактеристика такого рода.
- Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
- О чём рассказывает поэма?
- Прочитайте начало поэмы. Как называется художественный приём, использованный Блоком в данном фрагменте? Встречается ли ещё этот приём в поэме?
- Как можно охарактеризовать 1 главу поэмы? О чём читатель узнаёт из неё? На каком фоне предстают перед нами персонажи 1 главы?
- Какие образы нашёл Блок для характеристики старого мира?
- В чём особенности сюжета поэмы?
- Расскажите историю Катьки и Петрухи. Что привело к трагическому убийству? С какой целью Блок ввёл сюжет о гибели Катьки и отвёл ему так много места в поэме?
- Кто вершит правосудие? Кто они? Является ли для них революция очистительной силой?
- Как, по-вашему, автор относится к Петрухе? Осуждает или жалеет? Как реагируют товарищи Петрухи на его поведение? В чём специфика их речи?
- Как создаёт поэт образ Революции?
- Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?
- Как рисует Блок образы героев поэмы?
- Какие образы-символы заметили в поэме?
АРХИВ
Домашнее задание.
До 17.11.2013 17.00 создать презентацию (работа в группах)
Биография А.Блока 11А (1 группа)
Поэма А.Блока «Двенадцать» 11А (2 группа)
«Стихи о Прекрасной Даме» 11А (3 группа)
Тема Родины в лирике А.Блока 11А (4 группа)
«Тема страшного мира» в лирике А. Блока 11А (5 группа)
Биография А.Блока 11Б (1 группа)
«Стихи о Прекрасной Даме» 11Б (2 группа)
Интересные факты биографии А.Блока 11Б (3 группа)
Тема Родины в лирике А.Блока 11Б (4 группа)
«Тема страшного мира» в лирике А.Блока 11Б (5 группа)
Поэма А.Блока «Двенадцать» 11Б (6 группа)
«Стихи о Прекрасной Даме» 11Б (7 группа)
Защитить презентацию на уроке 18.11.2013 года (можно по 1-2 представителя от группы)
До 20.11.2013 17.00 выполнить тест.
Тест «Символизм. А.Блок»
Параллельные жизни, объединенные смертью
Максим Горький рассказывает услышанную им историю о польском крестьянине, которого случай занес в город Краков
, где он совершенно потерял ориентацию. Он часами бродил по улицам, но так и не смог найти дорогу на открытые пространства за городом, где он чувствовал бы себя в своей стихии. Наконец, отчаявшись, выпустит ли город его из своих когтей, он упал на колени, помолился и прыгнул с моста в Вислу в надежде, что река вынесет его на свободу. Он… умер от ран.
Горький вспомнил эту историю, когда услышал известие о собственной смерти Сергея Есенина в петербургской гостинице унылым декабрьским днем 1925 года. Видимо, у поэта высохло перо. Он перерезал себе вену, окунул в кровь перо и оставил свою эпитафию в этих лучезарно красивых строчках:
Прощай, мой милый друг, прощай!
В моем сердце ты останешься,
И когда мы расстанемся, Я могу предсказать
Что мы снова когда-нибудь встретимся.
Прощай, не обниматься и не плакать,
Не хмуриться и не грустить –
В смерти нет ничего нового,
И продолжать жить не ново.
Есенин изо всех сил пытался примириться со страной, охваченной революцией. Он тепло приветствовал революцию, восторженно писал о своей гордости за то, что он «большевик», и даже однажды заявил, что он «более левый, чем большевики».
Но на самом деле он чувствовал себя оторванным от близко знакомой России и не мог пустить свои корни в страну, перевернутую одним из самых катастрофических эпизодов истории.
Родившись в крестьянской семье в далекой Рязани, в самом сердце сельской России, он всегда чувствовал себя чужаком в шумном мегаполисе. Поток революции только усугубил его трудности. Подобно сыну польского крестьянина, потерявшему ориентацию в оживленном Кракове, Есенин не мог найти пути к уверенности и гармонии, которых он так отчаянно жаждал. Пейзаж вокруг разбил ему сердце, и он решил навсегда закрыть глаза.
Читайте также: Два поэта, крещенные огнем величайшей войны в истории
И какой способ попрощаться! Вот человек, всего 30 лет, прощался с жизнью с самыми нежными, самыми нежными строками стихов на устах. Он ушел, «не хлопнув дверями, а тихо закрыв их рукой, из которой текла кровь», как памятно написал в своем некрологе Лев Троцкий. В сердце поэта была невыразимая боль, ибо как ни старался он сделать революцию своей, снова и снова терпел неудачу. Есенин решил, что лучше не пытаться:
Ну что же, друзья мои, ну-ну…..
Я видел вас, и я видел
землю….
И твой траурный трепет
Приму как последнюю ласку.
Бескрайняя русская деревня с ее многоцветьем, запахами и настроениями запечатлелась в сознании Есенина. Он начал писать стихи в школе, хотя первые публикации он опубликовал в 19 лет в Москве, где некоторое время учился в университете, прежде чем устроиться на второстепенную работу, чтобы прокормить себя. Он переехал в Санкт-Петербург, тогда столицу России, в 1915, где великий Александр Блок заинтересовался его поэзией и помог ему найти свое место в литературных кругах города. Вскоре он приобрел бешеную популярность, и петербургские литературные салоны с готовностью распахнули перед ним свои двери.
«Город его принял, — сухо писал Горький — сам большой поклонник творчества Есенина, — Ромену Роллану, — с наслаждением гурмана запасается клубникой на зиму. На него обрушился шквал похвал, чрезмерных и часто неискренних». Невзрачному молодому человеку 20 лет Есенину было трудно приспособиться к резко изменившимся обстоятельствам. Все чаще по вечерам и до поздней ночи он скакал от одного городского водопоя к другому в шумной компании друзей, нередко устраивая пьяные дебоши и оказываясь по ту сторону закона.
Грубые хоры московских кабаков стали вытеснять его яркую, размашистую лирику. Он теперь часто надевал на свои стихи нарочитую маску пошлости, стараясь заглушить нежность и легкость прикосновения, так естественно приходившие к нему. Для всех, кто знал его хорошо, он был пойман в безумном стремлении к прочности и уравновешенности, и чем больше его поиски терпели неудачу, тем больше было его страдание.
И все же Есенин оставался высшим лириком. Он также был квинтэссенцией русских поэт. Пожалуй, ни в творчестве ни одного другого поэта ни до него, ни после красота русской природы не нашла более правдивого, более музыкального звучания. Рассмотрим этот яркий образ осени, который он легко воплощает в жизнь:
В зарослях залива, у склонов холмов стоит мягкая осень…
Рыжая кобыла встряхивает гривой.
По сей день популярность поэзии Есенина преодолевает все социальные и региональные барьеры в России, его стихи чаще поют, чем читают:
Ни сожалений, ни плача, ни боли никогда не будет
Коснись моего сердца, как цветы касаются дерева –
Увядая осенью, я никогда не буду
Будь молодым человеком, каким я был раньше.
Ты не забьешься, сердце, как прежде, а задрожишь,
Ощущение озноба, которого ты еще не знал.
Босиком больше не соблазнишься
Через березовую рощу бродить…
Мы смертны, мы рождены, чтобы погибнуть,
Медные листья падают беззвучно.
Когда-то оно расцвело, чтобы его лелеяли –
Благословенно, возвращаясь в безмолвную землю.
В мир песен этого неподражаемого лирика бурно ворвалась революция. Быть может, как говорил Троцкий, «(з)лирическая весна могла развернуться до конца только в условиях, когда жизнь была стройной, счастливой, исполненной песен, период, когда господствовала по-хозяйски не грубая борьба, а дружба, любовь и нежность». ». Увы! не в тот мир вступил Есенин, и тоской проникнуты такие строки, как эти, из стихотворения, посвященного его матери:
Я вернусь, мама, когда наш сад
Белый от весны раскинет свои ветви.
Но на этот раз, мама, не буди меня на рассвете,
Так, как ты делала это много лет назад.
Не буди старые ожидания;
Не буди все, что не сбылось –
Я терпел потери и много истощения,
Да, и довольно рано их тоже терпел.
§
Владимир Маяковский (19 июля 1893 – 14 апреля 1930)
Владимир Маяковский был убит Есениным самоубийством. Он огорчился, но у него также было что сказать.
Нет, Есенин, это я не насмешливо пишу,
в горле не смех, а скорбь ломится.
Вижу – твоя разрезанная рука сводя с ума,
качает твои кости, как мешок.
Прекрати, брось! Разве это не абсурд,
позволить щекам вспыхнуть мертвенным оттенком?
Вы, кто мог сделать такие удивительные вещи словами
, которые не мог сделать никто другой на земле?
Стихотворение завершается остроумной вариацией последних двух строк последнего стихотворения Есенина:
Наша планета плохо приспособлена для радости.
Нужно урвать радость от всего, что есть.
В этой жизни не так уж трудно умереть,
Жизнь слепить гораздо труднее.
Маяковский, должно быть, поверил каждому сказанному здесь слову. В отличие от аполитичного по сути Есенина, он был буревестником революции. С подросткового возраста он был политическим активистом, распространял пропагандистские листовки и помогал тайно вывозить женщин-политиков из тюрьмы. Полиция арестовывала его несколько раз, и в возрасте 16 лет он был приговорен к своему первому тюремному заключению. Именно в тюрьме он порезал зубы своему поэту. После освобождения он два года посещал Московскую художественную школу, прежде чем присоединиться к группе русских футуристов, лидером которой вскоре стал. Манифест футуристов с ярким названием Пощечина общественному вкусу , во многом вышла из-под пера Маяковского.
Читайте также: Поэзия Второй мировой войны: песни с другой стороны человечества
Его поэзия становилась все более вызывающей и декламационной по тону, и он неустанно экспериментировал со сложными строфами и структурами строф, а также свободно использовал уличный жаргон и сленг. (Все это делает его чрезвычайно трудным для перевода.) Все поэтические условности были разрушены, цель состояла в том, чтобы «депоэтизировать» или лишить поэзию привилегий. Маяковский принял революцию с распростертыми объятиями, быстро став ее самым широко признанным рупором и протянув руку к массовой грамотности и пропагандистским кампаниям, в которых сыграли свою ловкость кисти художника и его монументальная творческая энергия.
Однако в душе он оставался лириком непревзойденного мастерства. Его владение рифмовкой было феноменальным, и он мог превращать даже откровенно «прозаические» темы в ритмичные стихи, как, например, в своей дань памяти Ленину после его смерти:
Если суммировать:
какой лучший,
какой худший день –
Вот он,
лучший,
25*,
первый день.
Bayonets
clashing,
flashing out
lightning,
Sailors playing
with bombs
like balls,
Smolny rocking
with the crash
of боевые действия,
Пулеметчики лихие
вниз
его залы.
.
Стихотворение 1915 года Облако в штанах захватывает дух вихрем ослепительных образов, каждый из которых превосходит предыдущий, и бешеным темпом:
Твоя мысль,
размокший мозг,
Словно обрюзгший холуй на засаленном диване валяется, —
С кровавыми лохмотьями сердца снова посмеюсь.
Пока я не буду доволен, я буду безжалостным и раздражающим.
Нет во мне дедовской нежности,
Нет в душе моей седины!
Сотрясая мир своим голосом и ухмылкой,
Я прохожу мимо тебя – красавец,
Двадцатидвухлетний.
Ирония давалась Маяковскому легко, и во времена, сотрясаемые гражданской войной, голодом и террором, ирония стала его защитой от горечи и пафоса:
All night,
stirring the ceiling’s calm,
dancers stampede
to a moaning motif:
‘Marquita,
Marquita,
Marquita, my darling,
why не так ли,
Маркита,
почему ты меня не любишь….
Но почему
Маркита должна любить меня?!
У меня нет лишних франков
.
И Маркита
(минимум!)
за сто франков
ее куда угодно привезут… в конце 1920-х гг. к регламентации и государственному контролю. Когда революция была в упадке, ирония стала мощным оружием, с помощью которого Маяковский противостоял нарастающим волнам отчаяния и деморализации.
Высмеивал бюрократию, порожденную НЭПом, бичевал неэффективность и волокиту, испепеляюще писал о бездумном следовании изъеденным молью правилам и условностям. Он писал сатирические пьесы и насмехался над низкопоклонниками и двусмысленниками, толпившимися в рядах художников и писателей:
По совести,
Мне ничего не нужно
кроме
свежевыстиранной рубашки.
When I appear
before the C.C.C.*
of the coming
bright years,
by way of my Bolshevik party card,
I’ll raise
above the heads
банды шкурников
поэтов и жуликов,
все сто томов
моих
коммунистических книг.
( ЦКК: ЦКК партии)
Его колкости попадали в цель достаточно часто, и это не располагало Маяковского к официозу. Конец 1920-х был также временем, когда партийная организация переворачивалась с ног на голову, а сталинская гегемония над государством и партией утончалась.
Бюрократия неуклонно окостенела вокруг всех органов государства, и революционер в Маяковском чувствовал себя все более беспокойным. Некоторое время он сопротивлялся втягиванию в ВАПП — Всесоюзную ассоциацию пролетарских писателей, которая стала единственным арбитром художественной и культурной политики в Советском Союзе, раздавая милости и вводя запреты, направленные на поддержку социалистического реализма. ‘.
Чрезвычайно популярные публичные чтения стихов Маяковского стали вызывать холодный прием со стороны властей, а его сатирические пьесы вызывали почти враждебные критические оценки. Он чувствовал себя все более изолированным.
Когда Маяковский наконец согласился вступить в ВАПП в январе 1930 года, он был наказанным, грустным человеком. В известном стихотворении он почувствовал себя обязанным изменить даже последние несколько строк («Я хочу, чтобы меня понимала моя страна,/ но если меня не поймут –/ что тогда?/ Я пройду через родную землю». / в сторону,/ как ливень/ косой дождь») к бесплодному гимну государству («Вот так,/ так оно и идет…/ Мы достигли/ высшей ступени,/ поднимаясь с рабочие нары:/ в Союзе /республик/ понимание стиха/ ныне превыше/ довоенной нормы…»).
Вероятно, дух Октября, по его мнению, исчерпал себя, несмотря на то, что привилегии и моральные двусмысленности распространялись повсюду. Возможно, слишком уставший, чтобы продолжать, 14 апреля 1930 года, за три месяца до своего тридцать седьмого дня рождения, Маяковский покончил с собой в своей московской квартире.
Среди его бумаг было это маленькое стихотворение:
Минувший час. Вы, должно быть, легли спать.
Ночной Млечный Путь течет серебряным ручьем.
Не торопитесь. Я не буду тебя будить, утруждать твою голову
Молниеносными телеграммами, чтобы разбить твою мечту.