Орфограмма ща: Орфограммы ча–ща, чу–щу — урок. Русский язык, 2 класс.
сочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ . Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии
1. Немного истории
Орфограмма ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ одна из первых изучается в школе, и при выборе корневых гласных ошибки бывают редко. Чаще всего неправильное написание гласных встречается в суффиксах и окончаниях различных частей речи, где выбор парных букв часто делается по аналогии с общими правилами письма.
Написание ЖИ-ШИ отражает древнерусское произношение, когда шипящие согласные звуки Ж и Ш были мягкими. В 13 веке произошло отвердение звуков Ж и Ш, но написание слов сохранилось прежним.
2. Общий принцип решения
Выбор И после Ж и Ш является традиционным, однако в современной орфографии правило получает следующее объяснение: после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ из парных гласных
3. Как применяется правило в ударной позиции звука
Выбор ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ в ударной позиции гласного делается без предварительной проверки, например:
Выбираем гласные в корне слова:
жизнь, пружина, шифр – буква И, часть, часто, пощада, щавель – буква А, чуять, чувство, щука, кощунство – буква У.
Выбираем гласные в суффиксах и окончаниях:
чижи, камыши; ночами, вещами, при свечах, свечу – окончания существительных, кричу, тащу — окончания глаголов, ночует, ночующий, кричащий, кружившие – суффиксы глаголов и причастий, крича, сгоряча, сплеча – суффиксы деепричастий и наречий.
4. Как применяется правило в безударной позиции звука
Орфограмма ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ может применяться и для безударной позиции звука, но при этом безударные гласные после шипящих следует предварительно проверить ударением или определить путем грамматического анализа.
Безударные гласные А, И после шипящих произносятся как звук ИЭ (ЫЭ) — редукция по мягкому варианту. Отметим, что хотя звук У в безударной позиции не меняется качественно, в послеударном слоге он произносится очень кратко, и поэтому также требует проверки.
Проверка корневой гласной:
зачастить — часто, часовой — час, пощадить — пощада — буква А
живот – жить, шиповник – шип — буква И,
но: жестяной – жесть, шелестеть — шелест – буква Е.
Если проверку сделать нельзя, гласная выбирается по словарю (это орфограмма «Безударные гласны в корне, не проверяемые ударением»): жираф, шимпанзе — буква И, но: железо, жеребёнок, шезлонг — буква Е.
Проверка безударных гласных в суффиксах и окончаниях делается также с помощью ударения или используется грамматический анализ, например:свежие, хорошие, увядшие, оставшиеся (какие?) — окончание прилагательных ИЕ,
но: свежее молоко, хорошее настроение (какое?) — окончание прилагательных ЕЕ,
плещут, скачут — окончание УТ глаголов 1-ого спряжения, но: тащат, точат – окончание АТ глаголов 2-ого спряжения,
5. Правило имеет исключения
Гласная буква 2-го ряда Ю пишется в словах жюри, брошюра, парашют
Также гласные Я и Ю могут использоваться в иноязычных именах собственных.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Пишу грамотно: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Ребята, на этой страничке вы найдете массу заданий, которые помогут вам отработать данную орфограмму.
ЖИ и ШИ пиши с гласной И
ЧУ и ЩУ — с гласной УЧА и ЩА — с гласной А
Если вы сделали ошибку на данную орфограмму в письменной работе, вам в работе над ошибками нужно сделать следующее.
1. Напиши слово с пробелом
2. В скобочках укажи орфограмму и только после этого вместо пробела вставь пропущенную букву.
3. Приведи примеры слов с такой же орфограммой (2-3 слова)
4. Подчеркни орфограммы
Ж_раф (жи — с гласной и! Запомнить) ж
изнь, уж
ин, ж
ивот…
КАРТОЧКА 1.
Сочини сказку,
в которой рассказывается, почему буквы «Ж» и «Ш» не дружат с буквой «Ы», а дружат с буквой «И».
КАРТОЧКА 2.
Сочини сказку,
в которой рассказывается, почему буквы «Ч» и «Щ» не дружат с буквой «Я», а дружат с буквой «А».
КАРТОЧКА 3.
Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы «Ч» и «Щ» не дружат с буквой «Ю», а дружат с буквой «У».
КАРТОЧКА 4.
Найди и исправь ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу,
щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю,
роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное. (14
ошибок)
КАРТОЧКА 5.
Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму. У шиповника красивые цветы.
Чудная картина, как ты мне родна.
Дедушке сшили новый жилет.
У машины резиновые шины.
У нас живёт собака Рыжик.
Вечером мы пили чай с шиповником.
В воздухе кружились пушистые снежинки.
Мыши живут в норке.
КАРТОЧКА 6.
Допиши слово или отгадку. Условие — в словах должны быть орфограммы
жи-ши,чу-щу или ча-ща.Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .
***
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ .
***
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ .
***
По полям бегут ручьи,
На дорогах …
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.
***
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _ )
***
Белые горошки
На зеленой ножке. (Это _ _ )
***
Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _ )
Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _ )
КАРТОЧКА 7.
Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ.
Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___.
Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .
КАРТОЧКА 8.
Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой «жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Ароматный чай — д_____________ чай,
толстый кот — ж____________ кот,
мохнатые ели — п_____________ ели?
огромные лужи -б ___________ лужи,
красивые цветы — ч___________цветы,
прекрасный малыш — заме____ый малыш,
КАРТОЧКА 9.
Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
узкий — ш____________,
маленькие — б____________,
свои — ч__________________,
провожает — в_____________,
мёртвый — ж_____________,
редко — ч____________,
постная (пища) — ж__________,
говорить — м__________,
чистый — ч_м_________,
болтун — м__________,
радость — пе__________,
пряч_т — ищ________,
конец — н_______.
КАРТОЧКА 10.
Припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова.
Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.
КАРТОЧКА 11.
Напиши слова во множественном числе.
Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.
КАРТОЧКА 12.
Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Коровы — м________, птецы — п__________, змея ш__________, сычи — кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы — ст________, кони мч_т.
КАРТОЧКА 13.
Спиши, вставь пропущенние орфограммы «жи-ши,
ча-ща, чу-щу»
Шиповник.
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник.
Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо
идти к вра__.
Роща.
За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут
ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.
Щука.
__вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но
__ка хитра. Она караулит свою добы__. __ка
— рыба хитрая.
Дятлы.
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под
корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.
КАРТОЧКА 14.
Спиши, подчеркни орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
В живом уголке жили ежи и ужи.
У Маши и Миши в чулане жили мыши.
У Ильича удача, есть машина и дача.
У грача грачата пищат.
У врача свеча горяча.
КАРТОЧКА 15.
Вставь пропущенные буквы (где нужно), подчеркни орфограмму.
Оч_ровательные еж_ в тиш_не ч_щи ш_пят на ш_шки. Мыш_ реш_ли сш_ть ч_лму для ч_йки. Птич?ка везёт колюч?ку на тач?ке. У Наташ_ и Гриш_ ч_епитие. Наш_ малыш_ ищ_т перч_тки и карандаш_.
КАРТОЧКА 16.
Придумай свои предложения, чтобы почти в каждом слове была данная орфограмма(по типу предыдущего задания)
f»;co(� #2Pӽ 0� ckground:white’>Оч_ровательные еж_ в тиш_не ч_щи ш_пят на ш_шки. Мыш_ реш_ли сш_ть ч_лму для ч_йки. Птич?ка везёт колюч?ку на тач?ке. У Наташ_ и Гриш_ ч_епитие. Наш_ малыш_ ищ_т перч_тки и карандаш_.
КАРТОЧКА 17.
Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных.О каких животных идет речь?Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.
Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.
_______________ — ж_вут в холодных морях.________________ — самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных.
Правописание буквосочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу- щу» (интерактивные задания, иллюстрационный материал)
http://school-collection. edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/63034/
Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн
http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/14344/
Презентация «Жи-ши -пишем правильно». Автор: Оксана Ткачева
http://viki.rdf.ru/item/803/
Автор: Селезнева Елена
Spelling Shed — Правописание
Добро пожаловать в орфографический сарай
Подход Spelling Shed к правописанию включает в себя отношения между звуками и письменными символами и использование морфологии, чтобы помочь произнести смысл. Тщательно отобранные списки слов и увлекательные занятия позволяют использовать фонетику и значение для укрепления навыков правописания и расширения словарного запаса.
Орфография и знание слов являются ключевыми компонентами в процессе обучения чтению и письму. Spelling Shed делает приобретение этих ключевых навыков увлекательным и интересным для учащихся и простым для учителей. Наш подход к изучению новых слов основан на исследованиях науки чтения. Разработанный командой учителей, Spelling Shed предоставляет учащимся K-5 списки слов для правописания, которые следуют систематическому прогрессу фонетики и навыков изучения слов, обычно используемых на каждом уровне обучения.
Чтобы просмотреть наши списки слов для класса, пожалуйста, посетите нашу страницу Spelling Curriculum:
🐝 Учебная программа по правописаниюНаша цифровая платформа предлагает множество обучающих игр для поддержания вовлеченности учащихся. Студенты могут играть в живые игры (игры Hive) друг с другом, бросать вызов другим игрокам, получать награды, следить за своим прогрессом и даже проверять свой рейтинг с другими людьми по всему миру. Мы предоставляем несколько уровней поддержки для тех учащихся, которым это необходимо при изучении новых слов. Учителя могут использовать Spelling Shed для обучения всего класса, обучения в небольших группах, самостоятельной практики или в качестве инструмента дистанционного обучения.
Игра
У нас есть множество увлекательных игр, предназначенных для поощрения поиска слов, улучшения навыков изучения слов, создания и использования соответствия графема-фонема, улучшения морфологического понимания и расширения словарного запаса.
Наши игры по правописанию обеспечивают дифференциацию и позволяют учащимся практиковаться с необходимой поддержкой. Уровень «Легкий» обеспечивает ребенку наивысшую степень поддержки. Учащиеся услышат и увидят слово до начала игры. Студентам будут предоставлены только плитки с буквами, из которых состоит слово. По мере того, как ребенок продвигается по каждому уровню, количество получаемой им поддержки будет становиться все меньше и меньше. Наконец, на уровне «Экстрим» они почти не поддерживаются и имеют полноценную клавиатуру из плиток с буквами.
Одной из уникальных особенностей наших игр является то, что они позволяют учащимся составлять и произносить слова с помощью графем. Этот процесс кодирования помогает сопоставлять графемы в написании с фонемами в произношении, сохраняет слова в долговременной памяти, укрепляет способность декодировать новые, незнакомые слова и развивает автоматизм. В дополнение к этой уникальной функции у нас также есть возможность писать по буквам.
Учебный план
Списки Spelling Shed были разработаны на основе исследования «Наука чтения» и следуют систематическому прогрессу. Прогрессия охватывает ряд фонетических навыков, высокочастотных слов и морфологической осведомленности, которые обычно рассматриваются на каждом уровне обучения. В начале каждого уровня обучения проводится преднамеренный спиральный обзор ранее изученных навыков, но они также включают слова возрастающей сложности. На протяжении всего прохождения новые и более продвинутые концепции/навыки тонко переплетаются в обзоре. Это помогает связать прошлое обучение с новой концепцией/навыком, а также укрепить и закрепить обучение.
В каждом классе есть основные базовые навыки, включенные в прогресс списка, с разной степенью сложности, в зависимости от уровня класса.
- Словарные списки K-2 основаны в основном на фонемно-графемных соответствиях, начиная с наиболее распространенных паттернов и заканчивая более сложными. Большинство слов, выбранных для каждого списка, содержат только те соответствия фонемы и графемы, которые были предварительно просмотрены, чтобы избежать когнитивной перегрузки, помочь обеспечить концентрацию и достичь мастерства в данном навыке.
- В 3-5 классах переход от фонемы к морфологии становится все более важным, и списки слов начинают больше сосредотачиваться на предоставлении возможностей для написания по смыслу, с меньшим акцентом на фонемно-графемном соответствии.
Спиральный обзор основных навыков позволяет учителям гибко использовать список любого уровня для исправления и/или обогащения. Кроме того, в каждом классе есть расширенные учебные списки. Эти списки предоставляют дополнительные возможности для вмешательства и/или проверки. Их также можно использовать в качестве ускорения для учащихся, которые быстро осваивают концепции и/или готовы развивать навыки.
Обучение везде
Используя технологии, наша платформа позволяет учиться где угодно и где угодно. Для нашей игры просто требуется устройство. С нашим приложением даже не требуется подключение к Интернету, если сначала загружены необходимые списки слов.
Многие школы используют нашу платформу в школе, особенно те, у которых есть устройства 1-1. Другие используют нашу игру как часть домашнего обучения, чтобы закрепить навыки, которым они научились в школе. Однако работает любая комбинация, и даже Hive Games можно запускать как с локальными, так и с удаленными игроками.
Для самостоятельной игры дети могут создавать свои собственные многопользовательские игры Hive Games, чтобы играть с друзьями. Соревнования дают группам учащихся конкретные задачи, над которыми они должны работать, а наши лиги позволяют отмечать достижения в классе или во всей школе.
Данные
Spelling Shed отслеживает студенческие игры вместе с их ответами. Данные предоставляются на уровне учащихся, которые демонстрируют уровень владения учащимися определенными навыками с течением времени. Учителя могут отслеживать еженедельную активность, чтобы продвигать или исправлять ошибки по мере необходимости.
Учителя могут следить за ходом назначенной деятельности группы или отдельных учащихся через наш портал данных. Данные о результатах нашей игры Hive Game позволяют учителям и родителям легко выявлять определенные заблуждения, которые могут быть у ребенка с определенным шаблоном.
Акустика
В Spelling Shed доступны цифровые игры и инструменты оценки фонетики. Они поддерживают обучение фонетике с помощью Phonics Shed, но также предоставляют пользователям Spelling Shed дополнительный набор инструментов, помогающих развивать фонетические навыки детей.
Наши игры начинаются с навыков предварительного чтения, таких как звуки окружающей среды, включают в себя игры на основе декодирования и даже летающего зайца-супергероя. Наш инструмент оценки позволяет вам проверять учащихся на предмет их фонетических знаний и отслеживать их достижения.
Мы также включаем инструмент проверки фонетики, чтобы помочь оценить и подготовить детей к проверке фонетики детского сада.
НАУКА ЧТЕНИЯ
«Наука о чтении» — это кульминация обширного научно обоснованного исследования, насчитывающего более 50 лет. Он освещает, как мозг учится читать, и лучшие методы обучения. Исследование основано на тысячах исследований в различных дисциплинах, таких как когнитивная психология, коммуникативные науки, психология развития, образование, лингвистика, неврология и школьная психология. Полученные данные предоставляют информацию, необходимую для более глубокого понимания того, как мы учимся читать, какие навыки задействованы, как они взаимодействуют друг с другом, какие части мозга отвечают за развитие навыков чтения и почему одни учащиеся испытывают больше трудностей, чем другие. Совокупные исследования за более чем пять десятилетий подтверждают передовой опыт, основанный на фактических данных, для систематического и подробного обучения основным навыкам грамотности.
Интерактивные плитки с буквами
Перетаскивайте буквы, графемы и другие полезные плитки с помощью нашего бесплатного инструмента для плиток с буквами.
- Большой выбор плиток: буквы, графемы, префиксы, суффиксы, цветовые блоки, грамматика и символы с диакритическими знаками.
- Инструмент для рисования от руки.
- Плитки легко складываются в слова.
- Интегрированные словарные данные с фоновыми обозначениями, определениями и звуком.
Открыть
Spelling Shed — игра для изучения правописания в школе и дома
«Я использую Spelling Shed для обучения распознаванию слов и правописанию с листа. Артиллерийский сарай — это самостоятельное задание для моих учеников. В настоящее время я преподаю удаленно, поэтому я задаю Spelling Shed через Google Classroom. Каждую пятницу я использую Hive Game для проверки орфографии. Мои ученики в восторге! Мне нравится, что я получаю данные мгновенно».
Николь
Учитель 3-го и 4-го классов.
Начальная школа Данбара, Атланта, Джорджия
Обзор учебной программы Spelling Shed
Spelling Shed предлагает серию списков слов для классов K-5, которые были разработаны на основе исследования науки чтения и систематически меняются. Прогрессия охватывает ряд фонетических навыков, высокочастотных слов и морфологической осведомленности, которые обычно рассматриваются на каждом уровне обучения. Наша учебная программа соответствует текущим стандартам ELA для класса K-5.
В каждом классе есть основные базовые навыки, включенные в прогресс списка, с различной степенью сложности, в зависимости от уровня класса.
- Списки слов K-2 основаны в основном на фонемно-графемных соответствиях (GPC), начиная с наиболее распространенных моделей и заканчивая более сложными. Большинство слов, выбранных для каждого списка, содержат только те ОПК, которые были рассмотрены ранее, чтобы избежать когнитивной перегрузки, помочь обеспечить сосредоточенность и овладеть навыком.
- В 3-5 классах по мере того, как переход от фонетики к морфологии становится все более важным, списки слов начинают больше сосредотачиваться на предоставлении возможности написания по смыслу, с меньшим акцентом на GPC.
- Списки слов для классов K-3 включают подходящие для уровня класса, декодируемые и частично декодируемые HFW Dolch и Fry’s Instant 300 HFW.
В школьных округах, где уже есть списки слов или они следуют программе изучения слов, учителя могут легко импортировать эти списки слов для проверки правописания для использования в Spelling Shed. Мы также предлагаем готовые списки популярных серий для чтения, включая HMH Journeys® и McGraw-Hill Reading Wonders®. Мы также предоставляем традиционные высокочастотные списки слов, такие как Dolch и Fry, а также региональные списки правописания, такие как UIL для Техаса.
Орфографические игры
Для того чтобы слова перемещались в долговременную память, учащиеся должны иметь возможность играть со своими словами. Spelling Shed разработал несколько увлекательных игр, которые помогут учащимся сделать именно это. Наша основная игра по правописанию имеет четыре разных уровня, чтобы предоставить учащимся необходимую поддержку. Пропавшее слово, еще одна популярная игра, предлагает учащимся определить правильное написание определенного слова.
Пропущенное слово, еще одна популярная игра, в которой учащимся предлагается определить правильное написание определенного слова.Уровни игры
Каждый уровень включает звук
Легкий уровень
- Сначала показано слово
- Даны только буквы, которые есть в слове
- Высший уровень поддержки
Средний уровень
- Им НЕ показывают слово
- Дают только те буквы, которые есть в слове
- Средний-Высокий уровень поддержки
Сложный уровень
- Им НЕ показывают слово
- Добавлены дополнительные буквы для завершения слова
- Низкий уровень поддержки
Экстремальный уровень
- Им НЕ показывают слово
- Учитывая почти полную клавиатуру букв
- Нет уровня поддержки
Особенности игры
Отслеживание выполнения заданий через веб-сайтФункция назначения
Чтобы учащиеся не сбивались с пути, Spelling Shed создала Задания. Эта функция предоставляет учащимся быстрый доступ к еженедельным спискам слов. Больше не нужно тратить время на поиск списков слов! Учителя могут создавать задания на целый год несколькими щелчками мыши или могут создавать еженедельные задания, ориентированные на потребности конкретных учебных групп.
Учителя могут отслеживать прогресс группы или класса в течение недели с помощью присвоения ранга. Студентам предоставляется шесть различных уровней в зависимости от того, насколько хорошо они продвигаются в еженедельных списках слов. Уровни в Spelling Shed определяются точностью, а также сложностью игры
Улей игры
Hive Games — это увлекательные «живые» орфографические тесты, которые отображают данные учащихся в режиме реального времени и пользуются популярностью среди учащихся и учителей. Тенденции могут быть быстро идентифицированы для орфографических неправильных представлений. Hive Games могут предоставляться в качестве инструмента для занятий или в качестве варианта дистанционного обучения.