cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека: «9 класс Урок №1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека» | План-конспект урока по литературе (9 класс):

«9 класс Урок №1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека» | План-конспект урока по литературе (9 класс):

«9 класс Урок №1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека»

Белякова Оксана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №9»г. Воскресенска

Московской области

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии.

Цели урока:

  • познакомить с литературоведческими понятиями: историко-литературный процесс, художественное направление, стиль; основными периодами мирового литературного процесса;
  • развивать мыслительные способности, речь учащихся, навыки социального взаимодействия и самооценивания;
  • способствовать выявлению заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают основные периоды мирового литературного процесса; умеют разграничивать понятия «литературное направление» и «литературное течение», «стиль литературы» и «стиль писателя»; создают устные монологические высказывания разного типа; учатся общаться в группе при выработке решения; внимательно слушать и защищать свое мнение; приходить к обоснованным заключениям и решениям, давать оценку деятельности на уроке.

Ход урока.

Вызов. Вводная беседа.

  • Любите ли вы читать?
  • Одинаковые ли это понятия – «любить читать» и «уметь читать»?
  • Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу?
  • Что из прочитанного летом запомнилось?
  • Есть ли любимые авторы, произведения, герои?
  • Что бы вы посоветовали прочитать своим друзьям?

Работа с эпиграфом. Словарная работа.

Эпиграф урока

Литература – это исповедь,

Под видом исповеди – проповедь,

Для тех, кто ненавистен – отповедь,

Для всех, кого любишь, заповедь.

Л. Ошанин

Объясните смысл эпиграфа, опираясь на словарные статьи, приведите примеры.

Исповедь. Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.

Про́поведь. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

перен. разг. Наставление, нравоучение.

Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.

перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы

Отповедь. Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

устар. То же, что: ответ.

 За́поведь. Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.

перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.

Словарная работа:

Что такое литература? Сформулируйте самостоятельно.

Литература –

1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.

2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.

3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

— Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?

История возникновения термина «литература» (работа с энциклопедической статьей):

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

— Составьте 2 вопроса к энциклопедической статье.

Работа с терминами. Основная терминология.

Литературоведение –

наука, изучающая мир художественной литературы, закономерности развития, своеобразие как отдельных произведений, так и творческого наследия писателя, связь с традициями национальной и мировой литературы.

Хронологический принцип —

принцип, отражающий жизнь человека т общества с древнейших времен и до наших дней

Направление художественное –

литературное понятие, обозначающее общность содержательных и эстетических принципов, жанрово-тематических и стилистических особенностей, характерных для творчества нескольких писателей, творческих групп и школ.

Течение литературное –

Устойчивая разновидность литературного направления, являющая собою художественную общность определенной стилевой манеры в пределах одного и того же направления

Стиль —

Инструмент освоения и передачи действительности писателем, сквозной принцип построения художественной формы, определяющий целостность и единый тон произведения, единство формы и содержания

Лекция учителя.

Развитие и смена жанров, творческих методов и стилей отражают этапы литературного прогресса.

Историко-литературный процесс – процесс исторического развития литературы, при котором сформировались три литературных рода (эпос, лирика, драма), сменилось несколько литературных направлений, появились новые стихотворные и прозаические жанры. В ходе исторического развития выделилась целая плеяда писателей и поэтов, которые посредством своего творчества в разные эпохи отражали жизнь народа, актуальные проблемы человечества в целом и отдельного человека в частности, эстетические задачи искусства и моральные ценности.

История русской литературы, являясь частью мирового историко-литературного процесса, развивается по хронологическому принципу, подразделяясь на определенные периоды и стили.

«Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии» (кратко, ознакомительно):

Вехи развития, под запись

Древняя русская литература ХV- ХVII вв.

Близость к фольклору (УНТ)

Летопись, житие, поучение и проповедь, хождение

Литература ХVIII века

Классицизм

Ода, трагедия, басня, комедия

Ломоносов, Державин

Литература первой половины ХIХ века

Сентиментализм

Сентиментальная повесть, элегия

Карамзин

Романтизм

Романтическая поэма

Жуковский, Пушкин и Лермонтов (раннее творчество)

Реализм

Исторические повести, поэмы, трагедия, комедия, роман

Грибоедов, Пушкин и Лермонтов (позднее творчество), Гоголь

Литература второй половины ХIХ века

Реализм

Роман, трагедия, комедия, рассказ

Тургенев, Толстой, Достоевский, Некрасов, Чехов, Островский

Литература ХХ века

Неоромантизм

Рассказ

Короленко, Гаршин, Горький (раннее творчество)

Модернизм

Стихотворение

Блок, Гумилев, Ахматова и др.

Реализм

Подведение итогов.

Прием «Микрофон»

  • С какими литературоведческими терминами познакомились на уроке?
  • Чем различаются стиль как явление литературы и стиль как явление языка?
  • Что обозначает хронологический принцип в литературе?
  • Каковы хронологические рамки изучения литературы в 8 классе?

Заключительное слово учителя.

В ходе изучения литературы в 8 классе мы познакомимся с творчеством русских и зарубежных писателей, принадлежащих к таким литературным направлениям, как классицизм, сентиментализм и романтизм, реализм и неоромантизм, выясним основные черты и свойства, литературные формы и особенности развития каждого направления.

Рефлексия «Повторил-узнал новое-хочу изучить»

Домашнее задание:

Прочитайте высказывания о книгах и литературе. Выберите понравившееся высказывание, напишите на его основе небольшое сочинение-рассуждение (свое мнение_свое отношение_мысли_примеры_согласие_точка зрения).

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческа Петрарка

Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют. Екатерина II

Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис

Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон

Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций

Язык есть исповедь народа,

Его душа и быт родной. П. А. Вяземский

Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Максим Горький

Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь. Д. Лихачев

Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев

Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев

Конспект урока литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека». | Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему:

Конспект урока литературы в 9 классе

«Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Цели урока:

-выявить уровень литературного развития учащихся;

-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.

-углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;

Задачи:

— работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему

   -продолжить работу по воспитанию гордости за родную литературу.

Оборудование: учебник литературы 9класса.

                                                          Ход урока.

1Организационный момент.

1)Вступительная беседа.

–Какие книги вы прочитали за лето?

-Какие из них заинтересовали вас? Почему?

-Как знания ,умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

2.Изучение нового материала.

                                                                   «Литература- учебник  жизни.»

                                                                                                         А.М.Горький.

— Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.

1.Учитель об основной задаче курса и его программе.

Основная задача курса литературы 9 класса –познакомить вас с богатством русской литературы, с многообразием ее форм. Обратимся к  учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради: Основные разделы курса литературы 9 класса:

  1. Древнерусская литература.
  2. Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
  3. Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
  4. Литература XX века.

2)Беседа

-Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию?

-Что нового  в содержании учебника?

-По какому принципу расположен учебный материал?(хронология)

-Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

3)Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам»(Учебник  для 9 класса в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной,с.3)

-Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

-Какого чтения потребуют изучаемые произведения?

Слово учителя.

. В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события,  отражающие историю нашей Родины. А у нас  достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях идет речь? (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война,  Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, правду и ложь.

Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание М.Горького?(Подвести учащихся к итогу , что главное назначение литературы –воспитывать духовность в человеке и развивать его лучшие качества).

  1. Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.(Литература(лат.)-«написанное»
  2. Мы с вами изучаем художественную литературу. А какой ещё может быть литература?
  3. Что является характерной особенностью художественной литературы?
  4. Кто является создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над книгой? Какому читателю он её адресует?

-. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии  Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

— Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль литературы в духовной жизни человека. . Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.

1 Древнерусская литература.

Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность… «Слово…» — драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

2 Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).

Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова — реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития — путь сближения литературного языка с языком народным».

3 Литература 19 века.

А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

 4 Литература XX века

XX век — век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

Идет «перекличка» тем и имен.

До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе — И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.

В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий — в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

В литературе 50-70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.

Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.

4. Завершающее слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль.

Итог урока: Итак, нам предстоит познакомиться с удивительными творениями русской литературы, играющей большую роль в духовной жизни человека. «Литература-это трибуна…»Писатель-пророк, призванный «глаголом жечь сердца людей».

5 Рефлексия: — какова роль литературы в духовной жизни человека?

                              _ почему литературу называют учебником жизни?

6 Комментарий оценок.

7 Домашнее задание: повторить жанры древнерусской литературы, прочитать статью учебника «Древнерусская литература».

Урок «Литература и ее роль в духовной жизни человека». Что такое духовная литература

Реферат на тему «Литература в жизни человека». 4,74 /5 (94,76%) 42 голоса.

С детства мы сопровождаем различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, стихи, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в формировании человека. Также в раннем возрасте Литературные произведения закладывают основные нравственные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и добавки учат ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать их поступки. Все это изложено доступным языком Для детей языком, поэтому быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и вообще книг в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но и составляют основную массу нравственного воспитания каждого из нас.

При изучении школьной литературы мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и настолько сблизимся с литературой, что она станет неотъемлемой частью нашей части. Известный педагог В.П.Острогорский говорил: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и радует человека через благороднейшее удовольствие, которое становится потребностью.

Оно делает его привлекательным для него, я интересуюсь всей жизнью, открываясь в ней, в природе, в человеке великое существование, которое он признал и не подозревал… Так что это чувство, подавляя в нас эгоизм, отстраняет нас от повседневного круга обыденности, в то время пробуждаясь и в этом расположении к творить мысль и добро, — распускает в широкой связи с природой, обществом, родиной, человечеством… И все же оно, взятое вместе, т. е. все эти эстетические отношения к себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает особого человека в духовный мир человека с собой, потом хорошее настроение, потом единение с миром, потом постоянное стремление К духовной красоте, к служению общему благу, к честному труду и борьбе со злом, — словом, к тому, что счастье человеческое только и было на все время.
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства в целом в жизни человека. Книги учат нас любить других и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому люди, читающие книги и любящие литературу, могут ощущать все прелести окружающего мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. Кроме того, благодаря литературе наш словарный запас И духовный мир обогатился.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.

  • Кроме литературы чем дышать
  • Бег на дно морское…
  • М.Шетербаков . Целое лето
  • «Как человек, как человек писатель писатель… Стоял, озаренный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни — литературе, к уставшим в труде людям, печальной земле. Это был честный борец, Великомученик Правды ради, Богатырь в Труде и Младенце в отношении к людям, с душою, прозрачный, как слеза, и светлый, как звезда бледного неба Руси».0016 М.Горький.
  • «Вся Греция и Рим боролись только за литературное дело: школ, в нашем понимании, не было вообще! И как поднялось. Литература на самом деле единственная школа
    человек и она может быть единственной и достаточной школой … » В. Орованов .
  • «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место Б. в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.
  • Лихачев Д.С.
  • Стихи русских поэтов о писательском творчестве, о роли писателей в обществе
  • Иван Бунин
  • Слово Молчат гробницы, мумии и кости, — только слово жизнь дано: из древней тьмы, на мировой могиле, только буквы звучат. И другого тенора у нас нет! Он сумеет позаботиться хоть о мере сил, во дни зла и страданий бессмертен наш дар — речь.
  • А.Ахматова
  • Творение Бывает так: какой-то источник; В ушах не умолкает боевой бой; Собрали стихийный гром. Неузнанные и арестантские голоса будут завоеваны жалобами и стонами, он сужен каким-то тайным кругом, но в этой пучине свистов и камней одно, все жертвы звука.
    Так, нетронутый ею тихонько, что слышал, как трава в лесу растет, как земля идет С киттомкой лихо… жижи падают в белоснежную тетрадку.
  • Б. Пастранк
  • Во всем хочу дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в бессердечном замешательстве.
  • До сущности текущих дней, до их причины, до основания, до корней, до сердцевины. Все время цепляясь за нить судеб, событий, жить, думать, чувствовать, любить, совершать открытия. О, если бы я только мог, хотя бы отчасти, я бы написал восемь строк о свойствах страсти. О беспределе, о грехах, бегах, кошельках, неуместных, локтях, ладонях.
  • Я бы привел ее закон, ее начало, и повторил ее первоначальное имя, имена. Я бы порвал поэзию, как сад. Весь трепет жильцов распустил бы им липы подряд, Гуська, в голове. В стихах я принес дыхание розы, дыхание мяты, луга, эссе, сено, грозы катятся. Так когда-то Шопен вкладывает в свои этюды живое чудо рапир, парков, рощ, могил. Праздник достигается дичью и мукой — натянутым тугим бантом.
  • Вопросы
  • Почему литература называется художественные слова ? Покажите на примерах что такое искусство слова ?
  • Вспомните произведения, герои которых читают книги и дайте им свои оценки. Чем для них важна литература?
  • Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?
  • Как литература помогла вашему духовному развитию?
  • — Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?
  • Сквозь тонкие, высокие стебли травы качались синие, синие и лиловые салфетки; Yellow Dream высунул свою пирамиду aspie; Белая башка с зонтиковидными лапками на поверхности; Выброшенный бог знает откуда Колос пшеницы насыпал в гуще. Под их тонкими корнями кружатся куропатки, вытягивая шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистков. В небе еще стояли ястребы, сломав крылья и неподвижно впившись глазами в траву.
    Ручей, разгоняя тучи, диких гусей забил бог знает в каком далеком озере. Чайка поднялась из травы с размерами и роскошно купалась в голубых воздушных волнах. Он пропал в вышивке и мигает только одним черным касанием. Она перевернулась крыльями и сверкнула перед солнцем. Будь ты проклят, степняк, как же ты хорош!
  • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
  • «Вы хотите знать, что я видел
  • По завещанию? — пышные поля,
  • Холмы, покрытые короной
  • Круглые деревья,
  • Шумнее свежей толпы,
  • Как братья в танцевальном циркуляре.
  • Я видел груды темных скал,
  • Когда поток был разделен,
  • И Дума я думаю:
  • Мне больше дали!
  • Долго тянуться в воздухе
  • Руки из камня
  • И жадных встреч ежеминутно;
  • Но дни бегут, года бегут —
  • Они никогда не собираются вместе!
  • М.Ю.Лермонтов «МЦЫРЫ»
  • Письменный ответ на один из вопросов:
  • Как связаны люди и история в «Капитанской дочке» А. С. Пушкин?
  • О каких нравственных ценностях рассуждает стихотворение М.Ю. Лермонтов «МЦЫРЫ»?
  • Что над «плохим в России» высмеивается Н.В.Гоголь в пьесе «Ревизор» и М.Е.Салтыков-генерин в сказках?
  • Текст «Слова о полку Игореве» — древнерусский текст и его перевод на современный русский язык.
  • Домашнее задание
  • Спасибо за урок!!!

§ 1 Роль искусства в истории человечества

Искусство с древнейших времен играет ведущую роль в формировании мировоззрения человека. Музыка, живопись, скульптура, архитектура всегда воздействовали на сознание людей, формировали систему нравственных ценностей человека.

Художественная литература — Один из видов искусства, искусство слова. В литературных произведениях художественным словом можно отображать события прошлого и настоящего, предметы, явления, сопровождающие нас на протяжении всей жизни. С помощью литературы мы не только познаем мир, но и пытаемся разобраться в собственных действиях.

§ 2 Роль книги в мировой культуре

Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира неоднократно отмечали выдающуюся роль книги в развитии человечества.

Книга — фундамент духовной культуры народа. Именно в процессе чтения происходит великое таинство приобщения человека к новым идеям, мыслям, художественным образам. Отсюда — огромная ценность процесса, обозначаемого широким и метким словом «чтение».

Итак, велика роль книги как разновидности искусства: она формирует человеческое мышление, передает накопленный опыт.

§ 3 Процесс создания книги

Сначала книга существовала как носитель слова, она была носителем скрытых знаний, и приобщение к ней было возможно путем долговременной инициации. Процесс написания книги долгое время был необыкновенно трудным, священным таинством. Итак, летописец приступил к записям лишь после долгого поста и молитв, полагая, что рукой его водит сам ангел. Только к XVII веку письменный текст становится привычным и доступным простому народу. .

Следовательно, в процессе создания книг отражалось бережное отношение к письменному слову.

§ 4 Роль русской литературы в истории страны

Наш народ создавал высокохудожественную литературу. Имена А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстой, А.П.Хехова, Ф.М.Достоевский известны во всем мире. Наша литература не только представила историю народа, его борьбу за свободу, за счастливую жизнь, но и отразила глубокие, мучительные духовные искания людей разных эпох. В русской литературе честно отображена общественная действительность: разные периоды жизни всего народа, желания и надежды людей. Русские писатели и поэты прививают интерес к своей истории, любовь к родному краю, к своим предкам, к ближнему и к братским народам… Литература помогает и поддерживает человека в трудные минуты жизненного пути.

Д.С. Лихачев так писал о нашей литературе: «Русская литература… Всегда была совесть народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и добивалась к справедливому переустройству жизни».

В заключение можно сказать, что художественная литература опирается на гуманистические взгляды и убеждения, утверждает непостоянные и вечные человеческие ценности. Именно это близко, очень нужно и просто необходимо человечеству, что отразил в своем стихотворении «Слово» русский писатель Иван Бунин:

Безмолвные гробницы, мумии и кости, —

Лишь слово жизни дано:

Из древней тьмы, на мировой чин,

Звучат только буквы.

А другого тенора у нас нет!

Победить Берехера

Хоть по мере сил, во дни зла и страданий,

Наш дар бессмертен — речь.

Использованные изображения:

Роль литературы в жизни человека трудно оценить. Книги воспитали не одно поколение людей. К сожалению, в современном обществе роль литературы недооценивается. Есть категория людей, которые заявляют, что литература изжила себя как вид искусства, ей на смену пришли кино и телевидение. Но остается категория людей, которые признают и ценят значение литературы в нашей жизни.
Как известно, книги выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Из поколения в поколение именно с помощью книг передавался в книгах опыт, накопленный веками, знания закреплялись открытиями.
Книги были трибуной для провозглашения новых идей и мировоззрений. В сложных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силу и вдохновение. Ведь книга универсальна, в ней человек может найти ответ на любой интересующий вопрос.
Реализуя свою эстетическую функцию, литература учит прекрасному, добру, формирует нравственные принципы. Книги формируют не только нравственные идеалы, но и идеалы внешности и поведения. Герои и герои книг становятся образцами для подражания. Их образы и мысли берут за основу собственного поведения. Поэтому так важно в период формирования личности обращаться к правильным книгам, которые дадут верные ориентиры.
В период всей своей многовековой истории наш народ создавал высокохудожественную литературу. Она занимает достойное место в мировой культуре.
Художественная литература имеет огромную общественно-политическую, воспитательную и познавательную роль, поскольку представляет историю всего народа, его борьбу за свою волю, за свою счастливую и счастливую жизнь, за борьбу с национальным, а также социальным угнетение.
В литературе честно и справедливо отображается общественная действительность: разные периоды жизни всего народа, стремления и, конечно же, надежды людей.
Художественная литература – ​​вид искусства, являющийся мощнейшим средством познания человека, инструментом, воздействующим на происходящее в действительности. Литература формирует ум человека, его волю и психику, его чувства и сильный характер человека, а именно формирует личность человека.
Создатель литературы обобщает различные жизнеописания и явления, затем выстраивает типичные образы, а заодно показывает свое личное отношение к этим событиям или происшествиям. Значение писателя и его творчества, а, следовательно, и литературы влияют на то, насколько правдиво и правильно отражены и выражены интересы и мечты людей. Художественное творчество призвано служить людям. В литературных произведениях мы будем знать последние, текущие и, конечно же, видеть будущие мечты человека. В воображении начинают формироваться новейшие понятия, в глубине души рождается неведомое чувство. И только литературные произведения и произведения мы воспринимаем в первую очередь сердцем, а потом практическим разумом и здравым смыслом.
Литература основана на гуманистических взглядах и верованиях, утверждает беспристрастные и вечные общечеловеческие ценности. Это то, что близко, очень нужно и просто необходимо человечеству. Писатели и творцы литературы в совершенно разных по своему жанру произведениях отображают разнородные слои населения, открытые таланты и дарования простого человека, гонящегося за делом людей. И это мгновенный интерес к собственной истории, любовь к пронзенной земле-матери, к родителям и родственникам, к ближнему и к своим братским народам…
Литература помогает и поддерживает человека в трудные минуты жизни, вдохновляет на подвиги ради ближних и ради других, дает силы для преодоления различных житейских неурядиц, направляет и ориентирует на путь к правильному решению Важные проблемы на момент. Именно это и ценно для нас и для каждого народа в отдельности.
Таким образом, роль литературы во все времена и в новое время — помочь человеку осмыслить себя и окружающий мир, пробудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципы нравственности, передаваемые из поколения в поколение. Пользоваться этой возможностью, дарить книги или нет – личный выбор каждого человека.

Литература — это огромный кладезь духовных и нравственных ценностей.

Казалось бы, каждому из нас давно знакомо понятие «литература». Но насколько литература многообразна и многообразна, мы, порой, об этом и не задумываемся. Но литература — явление грандиозное, она создана гением человека, есть плод его разума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература является средством познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки вселенских конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить ее.

Литература – ​​мощный источник воспитания Духа, личности. Через раскрытие художественных образов литература дает нам понятия о добре и зле, правде и обмане, правде и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на человека такого воздействия, как правдивый образ. И в этом сила и значение литературы.

В литературе очень важное понятие — «Текст». Правильная работа Над текстом лучших мастеров слова, писателей имеет большое значение. Оно расширяет кругозор человека, рвет к вдумчивому чтению, к пониманию тех мыслей, которые автор выражает через образы. Грамотная работа над текстом обогащает словарный запас человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приемами.

Литература — мощное исцеляющее оружие.

Литература указывает нам путь самосовершенствования.

О русской литературе молчи слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, пожалуй, самое ценное. В этом ее постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», ее настойчивое стремление к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Ее создатели всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и обиженных», борцами с жестокостью и несправедливостью, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Глядя на них, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств — от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, приключения перед истинным благородством, отвагой, честностью.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды «От царя Николая до гимназического учителя Беликова, от помещика убогого до бедного крестьянина — матери солдатской».

Раскрытие художественных образов составляет основную часть литературного чтения, его основу. Любой художественный образ, как известно, является одновременно и отражением действительности, и выражением мировоззрения писателя. Немного просто познакомиться с литературным произведением. Надо постараться проникнуть в тайну идеи, узнать предысторию создания эссе.

Литература развивает ум и чувства. Она наш учитель, наставник, дирижер. Проводник в мир бывает реальным и ненастоящим. Умение излагать мысли в Слове – отличительная черта человека. Слова — это зеркало, в котором ясно отражается степень. духовное развитие. Все, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях и в манере их выражения.

В творчестве одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные образы: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, где она щедрой рукой рассыпает свои дары.

Другой косит на лиру свою битву и битву, ужасы, печальные явления страдающей жизни: это ведь много стонов познала душа Творца.

В произведениях Третьей Природы человек находится в весьма жалком противоречии с представлением о прекрасном: ибо, с одной стороны, зло, вечно, с благом, с другой, есть неверие в высокое назначение лица, они истекли по владению.

Литература многогранна, ее создатели очень разные. Литература прелюбодействует вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чехом, Блоком и Ахматовой. Сейчас развивается. Ее идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают спасти мир от зла, жестокости, ничтожества.

Уроки жизни от Гёте | The New Yorker

Пока что Вертер сильно напоминает Гамлета, называющего Данию и весь мир тюрьмой, «ибо нет ничего ни хорошего, ни плохого, но мышление делает таковым». Но гамлетовский паралич воли уступает место в акте V приверженности делу. «Все готово», — заявляет он, прежде чем наконец отомстить Клавдию. Вертер, с другой стороны, никогда не готов к действию, потому что у него нет важного дела, ожидающего исполнения. В этом он более современная фигура, чем Гамлет, которого, в конце концов, вызвал призрак. Вертер, как и мы, не получает помощи от другого мира, чтобы направлять свои шаги в этом.

Гёте знал отчаяние своего героя не хуже любого читателя. На самом деле книга стала скандальной из-за своего сходства с реальными людьми и событиями. Напряженные треугольные отношения Вертера с Шарлоттой, которую он любит, и Альбертом, которого он уважает как друга, были взяты непосредственно из собственных отношений Гете с женщиной по имени Шарлотта Буфф и ее женихом Иоганном Кестнером. Гёте соединил эту историю с историей едва знакомого ему молодого человека по имени Карл Иерусалим, который покончил жизнь самоубийством — из пистолета, позаимствованного у Кестнера, точно так же, как Вертер для той же цели берет пистолет у Альберта. События романа настолько точно отражали события реальной жизни, что его публикация, а затем и его огромный успех разрушили отношения Гёте с Кестнером, который жаловался на то, как автор «проституировал реальных людей, черты которых вы заимствовали».

Принципиальное отличие Гёте от его творения заключалось в том, что поэт нашел выход из своего лабиринта. В 1775 году, через год после того, как «Вертер» прославил его, он принял приглашение великого князя Карла Августа переехать в Веймар, тогда маленькое независимое герцогство с населением всего в сто тысяч человек. Под руководством и покровительством Гёте крошечный двор стал всемирно известен тем, что привлекал некоторые из выдающихся немецких умов того времени, в частности, поэта и драматурга Фридриха Шиллера, друга и сотрудника Гете, и его раннего наставника Иоганна Готфрида Гердера, первооткрывателя философии язык. Но Гёте был в Веймаре не просто как украшение; к неудовольствию местной аристократии, он быстро возвысился до самого высокого уровня власти, став самым доверенным советником герцога. В течение первых десяти лет своего пребывания в Веймаре Гете не завершил ни одного крупного литературного проекта, который у него был, — он был слишком занят бумажной работой.

Это может показаться, как и многим в то время, пустой тратой гения Гёте — все равно, что запрягать Пегаса в телегу. Но Гёте с безошибочным инстинктом, который, казалось, руководил им всю его долгую жизнь, избрал то существование, в котором нуждался, — существование, насколько это было возможно непохожее на Вертера. Вместо того, чтобы оставаться сосредоточенным на своих собственных страстях и желаниях, он подчинил свой ум дисциплине цели, работы и ответственности. Он обратился к объективности и другими способами, особенно в своем изучении науки. На протяжении всей своей жизни Гёте публиковал научные теории и «открытия», большинство из которых были ошибочными и полностью игнорировались учеными того времени. Но, хотя ему и не удалось ниспровергнуть ньютоновское понимание оптики, Гёте нашел в науке необходимое отвлечение от себя.

В то же время он разработал концепцию природы, предложившую альтернативу математическому и бездуховному механизму, который, казалось, предлагал Просвещение. «The Essential Goethe» включает в себя обширный образец его научных работ, который показывает, насколько большая часть науки Гёте была посвящена идее холизма — чувству, больше интуиции, чем теории, что вселенная является живым организмом, который развивается и растет. . «Мы испытываем самое полное чувство благополучия, когда не осознаем своих частей и осознаем только само целое», — пишет он в одном эссе. «Жизнь в своей целостности выражается как сила, не относящаяся ни к какой отдельной части организма». Этот витализм хорошо согласовывался с мировоззрением, которому Гёте научился у Спинозы, считавшего, что природа есть Бог и богоприрода. «Все конечные существа существуют в бесконечности», — писал Гёте. Таким образом, наука выполняла нечто вроде функции религии, превращая Гёте в своего рода современного рационального язычника.

Десять лет офисной работы, незавершенных литературных проектов наконец взяли свое. В 1786 году, в духе авантюризма, свойственном скорее молодому поэту, чем немолодому государственному служащему, Гёте резко бросил работу и уехал из Веймара, не сказав друзьям и коллегам, куда он направляется. Путешествуя под вымышленным именем, он отправился в Италию, где провел следующие два года, изучая искусство и наслаждаясь страной, которую он описал в одном из своих самых известных стихотворений как «землю, где цветут лимоны, / и через темные листья сияют золотыми апельсинами».

Пребывание Гёте в Италии стало переломным моментом в его жизни. Ему было тридцать семь. Как поклонник классического мира и живописи эпохи Возрождения, Гёте нашел Италию, особенно Рим, где он провел большую часть своего времени, откровением и возрождением. Он писал: «Если бы я не осуществил решения, которое сейчас осуществляю, я бы просто погиб, так созрело в моем сердце желание увидеть эти зрелища своими глазами». Однако в книге «Путешествие по Италии», ставшей результатом этой поездки, мало что говорится о том, что происходило в сердце Гёте. Вместо этого он сосредотачивается на самих достопримечательностях — геологических особенностях страны, способах избавления от мусора в городах, судебном процессе, театральной постановке. Большую часть своего пребывания в Италии Гёте провел, безуспешно пытаясь превратиться в художника, и книга, которую он написал, представляет собой запись скорее того, что он видел, чем того, что он чувствовал.

Тем не менее нельзя не отметить тот факт, что это было время пробуждения поэта — духовного и чувственного. В молодости Гёте регулярно влюблялся; биографы определяют периоды его жизни по женщинам, которые руководили ими, и по вдохновленным ими литературным произведениям. Но эти ранние романы, как правило, были платоническими и идеализированными, как и обожание Вертера Шарлотты. Отчасти это произошло потому, что Гёте старался избегать всего, что обязывало бы его к браку, чего он старательно избегал, пока мог. Ранние отношения с Фридерикой Брион, дочерью пастора, за которой он ухаживал, когда был студентом юридического факультета в Страсбурге, закончились тем, что поэт внезапно отказался от того, что Фридерика, по крайней мере, представляла себе помолвкой. «Heidenröslein» с ее притчей о соблазнении и покинутости — мальчик срывает розу, которая пронзает его шипом сожаления, — выросла из чувства вины Гёте за то, что он считал своим плохим поведением. Позже, при дворе Веймара, у поэта были очень интенсивные десятилетние, но явно несексуальные отношения с замужней женщиной Шарлоттой фон Штайн.

«Слушай, девочка. Бегите в город и идите в офис шерифа. Тогда сделайте правую. Найдите винный магазин и получите бутылку Napa 2011 года. Сделайте , а не , возьмите чилийский мальбек, который вы получили в прошлый раз. Торопиться!»

Иначе обстояло дело в Риме, где у Гёте была связь, на этот раз откровенно сексуальная, с римской вдовой, имя которой неизвестно. Этот только что высвободившийся эротический дух привел его обратно в Веймар, где вскоре после возвращения он познакомился и поселился с Кристианой Вульпиус, женщиной, которая настолько уступала ему в образовании и социальном статусе, что о браке не могло быть и речи. В конце концов он женился на ней, но только через двадцать лет, в 1806 году, когда она уже родила ему сына. Многие в Веймаре были потрясены их открытым сожительством и выбором Гёте спутницы жизни, особенно Шарлотта фон Штайн, которая с холодной яростью обратилась к своему бывшему духовному спутнику. Но радость и раскрепощенность этих сексуальных переживаний внесли в поэзию Гёте новое звучание, как, например, в знаменитой пятой «Римской элегии», в которой он описывает счет гекзаметров на голой спине своей возлюбленной. Это тоже было своего рода воспитанием, настаивает стихотворение: «И не учусь ли я, когда на форму ее груди, / Изящные линии, я могу глядеть, проводить легкую руку по ее бедрам?»

Освободившись от своих более обременительных придворных обязанностей, Гёте мог свободно браться за проекты, о которых он впервые начал думать годами, даже десятилетиями раньше: период вынашивания стихотворной драмы «Фауст» длился более тридцати лет, для роману «Ученичество Вильгельма Мейстера» почти двадцать. Такая длительная вынашивание придает обеим книгам рыхлое, эпизодическое качество. Но настойчивость Гёте также свидетельствует о преемственности его интересов и тем на протяжении всей его жизни. Значение образования, трудность принятия жизни и жизни в мире, опасность и искупительные возможности любви: эти вопросы, которые волновали «Вертера» в 70-е годы, в середине 70-х рассматриваются с большей зрелостью и сложностью. Шедевры эпохи.

Понятие Bildung — слово, означающее обучение и образование, но также подразумевающее взращивание себя и зрелости, — было центральным в мысли Гёте, а он, в свою очередь, сделал его центральным в немецкой культуре. Для Томаса Манна, чье восхищение Гёте принимало форму духовного подражания, Гёте был прежде всего педагогом, но тем, кто сначала должен был усвоить на опыте ту мудрость, которой он учил. Манн писал, что «призвание к обучению других проистекает не из внутренней гармонии, а скорее из внутренней неуверенности, дисгармонии, трудности — из трудности познания самого себя».

Этот процесс драматизирует Гёте в «Ученичестве Вильгельма Мейстера», название которого можно понимать в двух смыслах. Буквально говоря, Вильгельм, буржуазный молодой человек с артистическими наклонностями, поступает в ученики в гастролирующую театральную труппу, где учится играть и руководить. Гёте с любовью пишет об открытом настежь мире актера, который полон выходок и любовных приключений, постельных проделок и перевоплощений. Действительно, в романе происходит так много скандальных вещей — от супружеской неверности и незаконнорождения до поджогов, инцеста и самоубийства, — что он часто больше похож на готическую пародию, чем на серьезный Bildungsroman.

Но чем больше Вильгельм видит театральный мир, тем меньше он ему нравится и тем больше он понимает, что не подходит для такого образа жизни. Что ему действительно нужно, так это образование в более глубоком смысле — обучение жизни и обществу, которое поможет ему понять, кто он на самом деле и как ему следует жить. В частности, Гёте — этот сын франкфуртской буржуазии, получивший облагораживающее «фон» от князя, которому он служил, — хочет показать, как человек из среднего класса, такой как Вильгельм, может обрести достоинство и ценность в обществе, идеалы которого еще только формируются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *