Упражнение для мелкой моторики рук: 10 лучших упражнений на развитие мелкой моторики рук для детей 2-6 лет — Дошкольное образование — Преподавание — Образование, воспитание и обучение
23 ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ.
1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.
Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
2. ИГРА С ИЗЮМОМ.
Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ
Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук).
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).
Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.
8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
Важные советы:
* Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.
* Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.
* Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.
3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
9. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).
Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
10. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.
Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
11. ВОЛЧКИ.
Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ – ЛОЖКИ, ВИЛКИ.
Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
13. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»
Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
14. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:
— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.
— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
15. КОНСТРУКТОРЫ.
Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
16. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ.
Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые дети нанизывают на шнурок как бусы.
Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
17. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.
Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.
Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.
18. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, СНИМАТЬ И НАДЕВАТЬ ШАПКУ, СТЯГИВАТЬ НОСКИ, СНИМАТЬ БОТИНКИ.
Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.
На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.
Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.
19. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ.
20. ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ БАНОЧКИ (раскручивать и закручивать крышки).
Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
21. НАМАТЫВАНИЕ.
Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
22. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.
Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
23. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!
1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.
Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали).
2. ИГРА С ИЗЮМОМ.
Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ
Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук).
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).
Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.
8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
Важные советы:
* Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.
* Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.
* Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.
3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
9. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).
Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
10. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.
Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
11. ВОЛЧКИ.
Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ – ЛОЖКИ, ВИЛКИ.
Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
13. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»
Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
14. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:
— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.
— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
15. КОНСТРУКТОРЫ.
Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
16. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ.
Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые дети нанизывают на шнурок как бусы.
Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
17. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.
Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.
Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.
18. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, СНИМАТЬ И НАДЕВАТЬ ШАПКУ, СТЯГИВАТЬ НОСКИ, СНИМАТЬ БОТИНКИ.
Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.
На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.
Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.
19. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ.
20. ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ БАНОЧКИ (раскручивать и закручивать крышки).
Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
21. НАМАТЫВАНИЕ.
Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
22. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.
Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
23. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!
Автор — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!», автор сайта «Родная тропинка».
подборка упражнений для детей 4-6 лет
- 10 упражнений на мелкую моторику для детей 4-6 лет
- Картина из пластилина
- Повтори за мной
- Золушка
- Найди похожую
- Лесные тропинки
- Мороженое
- Накорми птицу
- Наряды для пальчиков
- Угадай, что лежит в мешке
- Рисунки на крупе
Взять в руку стакан для взрослого человека — обычное действие, которое он выполняет автоматически. Но в глазах четырехлетнего ребенка эта задача выглядит несколько сложнее. Она требует скоординированной работы рук, пальцев и головы — развитой мелкой моторики. Поэтому важно развивать ее в детском саду.
В предыдущей статье мы рассказали о том, что такое мелкая моторика, зачем ее развивать и какие упражнения воспитателям можно использовать для работы с детьми до трех лет. С возрастом важно повышать сложность упражнений, но оставлять их такими же веселыми и интересными. Для развития мелкой моторики у детей 4-6 лет рекомендуем использовать следующую подборку упражнений.
Картина из пластилина
Цель: развитие точности движений, цветового восприятия, внимания.
Материалы: пластилин, листики с рисунками.
Слепите с детьми много маленьких шариков из пластилина разных цветов. Например, по 30 штук на каждого ребенка. Подготовьте листы, на которых напечатаны контуры будущих картин. Поставьте перед каждым ребенком контейнер с пластилиновыми шариками и положите один из листов. Предложите малышам заполнить картину пластилиновыми шариками. Их нужно будет лепить и расплющивать таким образом, чтобы заполнить внутреннюю часть рисунка.
Повтори за мной
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания.
Материалы: тетрадные листы в клеточку и карандаши.
Возьмите листы бумаги в клеточку и нарисуйте на них любые фигуры. Затем раздайте детям эти листочки и карандаши. Попросите повторить ваш рисунок и нарисовать такой же рядом.
Золушка
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.
Материалы: контейнеры, рис, горох.
Смешайте в контейнере рис и горох. Поставьте перед детьми и скажите, что злая мачеха не хотела отпускать Золушку на бал, пока она не отделит зернышки друг от друга. Поэтому нужно ей помочь и сложить горох в один контейнер, а рис в другой.
Найди похожую
Цель: развитие внимания и мелкой моторики.
Материалы: контейнер, прищепки, парные наклейки.
На край контейнера приклейте наклейки, а их пары наклейте на прищепки. Поставьте контейнер с наклейками и прищепки перед детьми. Предложите им прикрепить прищепки именно в том месте контейнера, где наклеена такая же наклейка. Сначала для упражнения можно использовать более мягкие прищепки, которые легко разъединяются. А затем более жесткие.
Лесные тропинки
Цель: развитие мелкой моторики рук и умения ориентироваться в пространстве.
Материалы: картон, маленькие камни, ракушки и пуговицы.
Перед каждым ребенком поставьте контейнер с разными материалами и положите лист картона. После этого скажите малышам, что картон — это лес, а ребятам нужно через него пройти. Чтобы это сделать, нужно выложить извилистые тропинки, но каждая тропинка должна быть выложена только из одного материала.
Мороженое
Цель: развитие точности движений, мелкой моторики рук.
Материалы: палочки для мороженого, клей, атласные ленты.
Перед упражнением приклейте один край ленты к палочке для мороженого. Раздайте палочки с лентами малышам и предложите самостоятельно сделать мороженое. Для этого нужно будет накрутить ленту целиком на палочку. Сначала рекомендуем использовать ленты не длиннее 50-70 см. А потом можно усложнить задачу и удлинить ленту.
Накорми птицу
Цель: развитие мелкой моторики.
Материалы: коробка из картона, рисунок птицы, пшеница, фасоль или горох.
Наклейте рисунок птицы на картонную коробку и сделайте рядом с клювом небольшое отверстие. Поставьте перед детьми коробку и контейнер с пшеницей, фасолью или горохом. Предложите им по очереди покормить птичку. Главное, чтобы в дырочку дети бросали только по одному зернышку.
Наряды для пальчиков
Цель: развитие точности движений, памяти, внимания.
Материалы: маленькие цветные резинки для волос.
Поставьте перед каждым ребенком контейнер с резинками для волос и предложите малышам по очереди надеть на каждый палец по резинке. Параллельно проговорите с детьми названия пальцев. Когда они закончат, можно усложнить задачу. Предложите им надеть на конкретный палец определенный цвет резинки. Например, на указательный палец надеть синюю резинку.
Угадай, что лежит в мешке
Цель: развитие точности движений, тактильного восприятия, фантазии.
Материалы: мешок или пакет, небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.
Сложите все предметы в мешок и перемешайте. Затем предложите каждому ребенку по очереди засунуть руку в мешок и угадать, что за предмет он взял. Главное, чтобы малыш при этом не подглядывал.
Рисунки на крупе
Цель: развитие точности движений и тактильного восприятия.
Материалы: поднос, мелкая крупа (манка, пшено, кукурузная крупа)
Насыпьте на поднос тонкий слой крупы. Покажите детям, что, если провести пальцем по крупе, останется яркая линия. Затем предложите им самим попробовать провести пальцами по крупе и посмотреть, что получится. Затем предложите нарисовать пальчиками определенные фигуры на крупе. Например, круг, овал или квадрат.
Чтобы дети не уставали и им не надоедало выполнять задания, рекомендуем воспитателям придумывать больше игровых элементов, чередовать упражнения и делать перерывы.
50+ упражнений для развития мелкой моторики
Days With Grey / Играй и учись / 50+ упражнений для развития мелкой моторики
Автор: Beth
Если есть что-то, о чем вы часто слышите, так это о важности использования упражнений для развития мелкой моторики. Вы знаете, что должны помогать своим детям укреплять их маленькие ручки, используя упражнения для развития мелкой моторики.
А как именно улучшить мелкую моторику дошкольников?
Я ОБОЖАЮ создавать упражнения для развития мелкой моторики как для малышей, так и для дошкольников. Вы узнаете, что такое деятельность по развитию мелкой моторики, почему она имеет решающее значение для развития, и узнаете более 50 способов развития мелкой моторики.
СВЯЗАННЫЕ: Ищете легкие занятия дома? Наши карточки с заданиями помогут упростить жизнь!
Что такое упражнения для развития мелкой моторики и как они помогают вашим детям?В занятиях по развитию мелкой моторики используются движения для развития мелких мышц рук у детей. Очень важно использовать упражнения для развития мелкой моторики у младших школьников, чтобы подготовить их руки к сложным вещам. Например, письмо, застегивание молнии, завязывание шнурков на обуви и многое другое.
СВЯЗАННЫЕ: Сенсорная игра так же важна, как и мелкая моторика. Узнайте, как начать работу с сенсорной игрой здесь.
Как вы учите малышей писать, используя упражнения для развития мелкой моторики?Я открою вам секрет – как научить малышей писать (спойлер! Вы не пишете, вместо этого вы делаете эти вещи).
Прежде чем малыши начнут писать, им необходимо потренировать мелкую моторику для малышей:
- Разрезание
- Хватание
- Создание линий и кривых
- Сжатие
- Брызги
Эти упражнения на развитие мелкой моторики помогают укрепить мышцы перед написанием буквы или цифры.
Наличие сильных рук помогает облегчить задачу правильного формирования буквы и дает ребенку время, чтобы обрести уверенность, в которой он нуждается.
После долгих лет занятий по развитию мелкой моторики дети, начинающие учиться, сразу же берутся за дело благодаря той подготовке, которую вы им дали.
Если вы уберете одну вещь, я хочу, чтобы вы помнили, что мелкая моторика лучше всего развивается с помощью игры, а не карандаша и бумаги. Трех-, четырех- и пятилетние дети (и я) призывают нас замедлить темп и позволить моторике развиваться с помощью игры, а не карандаша и бумаги.
СВЯЗАННЫЕ: У вас есть двухлетний ребенок? Эти 40+ занятий просто фантастические!
50 лучших упражнений для развития мелкой моторики Упражнение с ножницами для развития мелкой моторикиЯ знаю, что дошкольнику может быть страшно давать ножницы в руки. Тем не менее, чем больше дошкольник имеет доступ и практикуется с ножницами, тем меньше нервотрепки это становится. Со временем дети учатся держать руку и располагать запястье так, чтобы резать прямую линию. И хорошие новости! Нам не обязательно приезжать туда на ночь.
У меня также есть трюк, который поможет с размещением рук. Это классическая стратегия, которую многие педагоги используют с маленькими детьми.
Как помочь детям держать ножницыНарисуйте смайлик на миниатюре. Это побудит вашего ребенка держать большой палец поднятым и видимым, когда он режет. Правильное расположение рук не происходит за одну ночь.
Попробуйте эти упражнения, перечисленные ниже, чтобы начать развивать хват с практикой и временем.
- Более 25 занятий по вырезанию для дошкольников — ознакомьтесь с более чем 25 упражнениями на развитие мелкой моторики с использованием ножниц, которые помогут вашему ребенку в развитии.
- Tape Rescue — закрепите несколько игрушек в форме для кексов с помощью скотча и попросите ребенка освободить их с помощью ножниц!
- Нарезка спагетти. Мне нравится использовать спагетти для развития мелкой моторики. Выбросьте приготовленные спагетти в сенсорную корзину и посмотрите, как они нарежут их ножницами. Так просто!
- Cut the Lines – разметьте кривые и линии, используя цветные маркеры на листах бумаги, и предложите малышу вырезать линии по этим отметкам.
Захват карандаша — еще один навык мелкой моторики, который требует небольшой подготовки.
Прежде чем мы попросим наших детей писать цифры и буквы, мы должны сначала укрепить маленькие мышцы рук. Мы можем сделать это, включив эти упражнения для мелкой моторики в нашу повседневную жизнь.
Мы можем улучшить захват карандаша с помощью безрисковых предложений рисовать линии и кривые с помощью таких действий, как эти:
- Совпадение наклеек – наклейте наклейки на одну сторону листа бумаги, а затем разместите соответствующие наклейки на другой. Наблюдайте, как ваш ребенок рисует маркером по бумаге и сопоставляет наклейки!
- Раскраска по номерам — нарисуйте страшного монстра или животное на листе бумаги (это не обязательно должно быть хорошо, поверьте мне!). Затем разделите его на части и поставьте число в каждой области. Напишите код внизу листа, используя цвета и цифры (например, 1 = оранжевый). Ваш ребенок будет смотреть на число в каждом разделе и использовать правильный маркер, чтобы раскрасить его.
- Раскрашивание осеннего листа — отлично подходит для сезонных занятий по развитию мелкой моторики. Нарисуйте несколько листьев на крафт-бумаге и посмотрите, как ваш малыш их раскрасит.
- Лабиринт с точечными маркерами монстров — это отличное занятие для завтрака, потому что оно очень простое. Нарисуйте мордочки маленьких монстров случайным образом на листе бумаги, используя разные красители. Попросите ребенка нарисовать линии ручкой того же цвета, что и лица ваших монстров!
- Карта сокровищ Цветная охота — упражнения для развития мелкой моторики могут быть настолько изобретательными, насколько вы захотите. С помощью маркера нарисуйте путь из случайных кривых и линий на большом листе бумаги. Добавьте рисунки пиратов, чтобы было весело, и несколько красочных наклеек, чтобы помочь вашему малышу идти по пути к сокровищам!
- Mystery Shape Build — это невероятный набор для изучения математических навыков. Слегка нарисуйте фигуры с помощью карандаша и наклейте цветные точки по краям (убедитесь, что вы расставили их). Затем предложите ребенку следовать карандашным линиям до каждой точки.
- Вещи, которые мне нравятся — эти виды мелкой моторики вызывают такие замечательные разговоры за завтраком. Соберите случайно оставшиеся наклейки и наклейте их на большой лист бумаги. Попросите их зачеркнуть те, которые им не нравятся, и обвести те, которые им нравятся.
- Найди свое имя – кому не нравится находить свое имя?! Напишите случайные имена, используя цветные маркеры, и посмотрите, сможет ли ваш ребенок обвести их имя.
- Apple Connect — если вам нужно осеннее занятие, то это то, что вам нужно. Нарисуйте яблоки на бумаге и наблюдайте, как ваш ребенок их соединяет. Эти простые идеи помогут малышам развить мелкую моторику.
- Highlighter Trace — упражнение для развития мелкой моторики для всех возрастов. Нарисуйте изображение с помощью маркера, а затем попросите малышей обвести его маркерами. Выпейте кофе, пока они наслаждаются утренним весельем!
- Раскрась палочки. Налейте немного краски в палитру и дайте ребенку кисточки разного размера, чтобы он мог раскрасить палочки. Вы тоже можете присоединиться! Это немного грязно, что обеспечивает часы веселья.
- Алфавит Точка за точкой — если вы хотите улучшить навыки грамотности вашего ребенка, это для вас. Нарисуйте контур букв и посмотрите, сможет ли ваш ребенок соединить точки, чтобы написать букву.
Сжатие также может нарастить маленькие мышцы рук для письма! Эти простые действия пригласят вашего ребенка поиграть и попрактиковаться в сжимании.
- Shape Dig – использование пластилина отлично подходит для развития мелкой моторики. Закопайте несколько строительных блоков в пластилин, а затем попросите малыша достать их пластиковыми щипцами. Они могут поднять их с помощью соковыжималки и положить в лоток, как только они выкопают блок!
- Тыкай Алфавит — еще один отличный помощник для грамотности. Это то же самое, что копание формы, но вместо этого используются буквы.
- Спасение медведя на лодке. Положите несколько пластиковых игрушек медведя на лист синей бумаги и попросите ребенка спасти их с помощью мягких пластиковых щипцов.
- Разбирать и сортировать. Я обожаю использовать пасхальные яйца для развития мелкой моторики. Нарисуйте несколько цветных квадратов на бумаге, а затем спрячьте цветные помпоны в пластиковых пасхальных яйцах. Посмотрите, как они откроют их и сопоставят помпон с цветом маркера. Вы можете сидеть сложа руки и наслаждаться пасхальным шоколадом во время просмотра!
- Egg Drop – Возьмите коробку из шкафа и прорежьте в ней отверстие. Поставьте рядом миску с пластиковыми яйцами и попросите малыша взять яйцо и бросить его в отверстие кухонными щипцами.
- Стирка носков – то же самое, что и пасхальное мероприятие, только в носках! Нарисуйте стиральную машину на коробке (подойдет дверца и несколько фальшивых кнопок), затем прорежьте прорезь в верхней части. Попросите малыша взять носки с помощью щипцов и бросить их внутрь.
- «Кетчуп и горчица» Смешивание цветов. Рисование всегда полезно для развития мелкой моторики. Наполните одну мягкую бутылку желтой краской, а другую красной. Посмотрите, сможет ли ваш ребенок выдавить краску в сенсорную корзину и смешать цвета!
- Взломать имя – можно ли сказать, что я люблю Пасху? Напишите случайные имена на листочках бумаги и сложите их внутри пластиковых пасхальных яиц. Напишите одинаковые имена на отдельном листе бумаги, чтобы дети могли разбить яйца и сопоставить имена.
- Переосмыслите свое пластилиновое тесто — возьмите пластилин и соберите разрозненные детали со всего дома (например, макароны, старые пробки и камешки). Ваш ребенок будет проявлять творческий подход, поднимая их и раздавливая в тесто для лепки.
- Спасение вулкана из горячей лавы — помните, мелкая моторика должна быть веселой! Нарисуйте вулкан, из которого выплескивается горячая лава. Поместите пластиковые игрушки в свой шедевр и попросите малыша спасти медведей с помощью щипцов!
- Разбрызгивайте лед – наполните несколько жидких бутылочек краской и попросите свою малышку разбрызгать ее на лед.
- Сдавливание прищепки – картон и колышки – дешевые упражнения для развития мелкой моторики. Возьмите несколько старых картонных трубок и прикрепите к их концам прищепки. Вашему малышу будет очень весело выяснять, как сжимать и открывать колышки своими крошечными ручками.
Еще Упражнения на мелкую моторику
- Спасите тыквы — это отличное упражнение для развития мелкой моторики к Хэллоуину. Возьмите несколько пластиковых мини-тыкв, а затем попросите ребенка взять тыквы щипцами и положить их в горшок.
- Neon Squirt — для меня это абсолютный победитель. Налейте немного неоновой краски в мягкие бутылочки и попросите своих малышей выдавить их в сенсорную корзину.
- Squirt the Alphabet – нарисуйте буквы алфавита на кусочках картона, а затем приклейте их на стену снаружи. Наполните пульверизатор или бутылочку водой, а затем произнесите букву, чтобы ваш ребенок мог выдавить нужную!
- Раскрась измельченную бумагу – у гибких бутылок нет ограничений. Заполните некоторые из них краской (мне нравится использовать основные цвета), а затем наблюдайте, как ваши дошкольники раскрашивают ванночку с измельченной бумагой краской. Легкий!
- Squirt the Numbers. Эти виды упражнений на развитие мелкой моторики легко адаптируются. Это то же самое, что и алфавит, только с цифрами!
- Простое задание с глиной. Попросите ребенка нарисовать фигуры на коричневом бумажном пакете, затем сожмите пластилин, чтобы он совпадал и соответствовал контуру. Если ваш ребенок хочет сделать что-то более творческое, то пусть он делает это!
- Огни отпечатков пальцев — нарисуйте гирлянду волшебных огней с помощью маркера, затем попросите ребенка прижать пальцы к краске, а затем к бумаге, чтобы создать огни! Я люблю это на Рождество, и это делает большое украшение для дома.
- Вождение и парковка — разметьте парковочные места с помощью малярной ленты, затем добавьте к каждому из них цветные квадраты. Наблюдайте, как ваш ребенок водит машину одного цвета на парковочное место того же цвета!
- Копилка для монет «Сделай сам» — это такое дешевое занятие для развития мелкой моторики, которое также помогает с математикой. Вырежьте прорези в пакете из-под молока и пометьте каждую прорезь номерами разных монет. Посмотрите, сможет ли ваш ребенок найти правильную монету для каждого места.
- Дороги для малышей — создавайте дороги с помощью малярной ленты, а затем наблюдайте, как ваш малыш едет по дороге, используя игрушечные машинки. Его так просто настроить, что вы можете наслаждаться своим кофе до того, как он остынет — побеждайте, побеждайте!
- Простое занятие по ткачеству. Возьмите кусок картона и прорежьте в нем прорези, чтобы вы могли скользить внутрь и обматывать веревки. Посмотрите, сможет ли ваш ребенок протолкнуть кусочки цветной карточки под веревку и вокруг нее.
- Сборка из кубиков — нарисуйте несколько крестов на листе бумаги и посмотрите, смогут ли ваши дети складывать предметы в центре креста. Поговорите с ними и поощряйте их, когда они пробуют это.
- Дом Снеговика – отлично подходит для зимы и доставляет массу удовольствия. Сделайте снеговика из белого зефира, а затем попросите ребенка построить для него дом из белого лего. Мои мальчики становятся такими творческими. Удивительно смотреть!
- Медведи на лестнице — нарисуйте дерево с поднимающимися по нему лестницами (просто линиями!), а затем попросите малыша разместить медведей на «ступенях» лестницы. Что может быть проще?
- Глаза монстра — нарисуйте несколько контуров монстров (нажмите на Google, если вы не очень любите рисовать!). Затем напишите номер над каждым монстром. Ваш ребенок наклеивает одинаковое количество выпученных глаз на каждую из них.
- Выберите цвет — сделайте несколько прорезей в большой коробке, а затем раскрасьте кончики гигантских палочек для рукоделия. Посмотрите, смогут ли они вставить палочки, вытащить их и назвать цвет.
- Игра с измерениями — это упражнение легко настроить и оно включает в себя ряд основных математических навыков, таких как нестандартные измерения, распознавание чисел и оценка.
- Верните медведей домой — отработайте основные навыки подготовки к письму, перемещаясь по изогнутым линиям.
- Нажатие кнопки — очень простое упражнение, которое работает над координацией, прогнозированием, движением и многим другим.
- Точки паука — нарисуй паутину и добавь цветные точки лапками паука. Посмотрите, сможет ли ваш ребенок отклеить наклейку такого же цвета и добавить ее к точкам в Интернете!
- Слон Элмер. Элмер существует столько, сколько я себя помню, так почему бы не использовать его в игре? Нарисуйте контур слона и дайте своим детям свободу выбора разноцветных наклеек.
- Рубашки с наклейками — веселое развлечение на Хэллоуин и приглашение на завтрак.
- Пакеты для закусок с наклейками – установка менее чем за пять минут, для которой требуются только сезонные наклейки и пакет для закусок.
- Dot the Lights — что-то вроде отпечатков пальцев на рождественских гирляндах, но вместо них используются наклейки. Нарисуйте цепочку огней и попросите ребенка добавить «огоньки» с помощью наклеек.
- Наклейка Match Up — развлечение для вашего дошкольника, которое знакомит с ключевым математическим навыком: поиском совпадающих пар.
- Чашки с праздничными наклейками. Все, что вам нужно для этого, это несколько пластиковых чашек и рождественские наклейки. Попросите ребенка украсить чашки к Рождеству. Это не проблема!
- Наклейка «Тыква» — нарисуйте тыкву на специальной клейкой бумаге, разорвите папиросную бумагу в осенних тонах и наблюдайте, как пухлые руки берут бумагу и приклеивают ее.
- Наклейки Сортировка по размеру – начертите на листе бумаги маленький и большой круги, затем попросите ребенка поместить все маленькие наклейки в маленький круг, а большие – в большой. Наслаждайтесь временем, проведенным наедине с собой, пока они будут отвлекаться.
Эти упражнения для развития мелкой моторики дадут вашему ребенку огромное преимущество в письме, когда он будет готов. Это подготовит маленькие мышцы рук к правильному захвату карандаша и формированию букв. Попробуйте эти упражнения для развития мелкой моторики для малышей и посмотрите, как они весело проведут время!
Далее читайте о почему скука так важна для детей . Посадка этих небольших знаний через игровые семена будет способствовать творчеству и развитию уверенности в себе во время простоя.
6 Упражнения для развития мелкой моторики для детей
Дети развивают моторику с разной скоростью. Но когда у маленьких детей проблемы с мелкой моторикой, у них могут возникнуть проблемы с такими ключевыми задачами, как захват посуды (например, карандашей), перемещение предметов кончиками пальцев и использование таких инструментов, как ножницы. Им также может быть трудно научиться завязывать шнурки. Если мелкая моторика вашего ребенка нуждается в небольшой дополнительной помощи, попробуйте эти забавные занятия.
Изучите связанные темы
Стратегии и советы
Чтение и письмо
1.
Пластилин и замазкаПластилин и замазка часто используются как часть тяжелой работы сенсорной диеты. Они также могут помочь улучшить мелкую моторику ребенка. Поощряйте ребенка сжимать, растягивать, щипать и катать «змей» или «червяков» с пластилином. Вы даже можете предложить ребенку попробовать разрезать пластилин ножницами. (Узнайте, как сделать три типа приятного на ощупь лизуна, включая замазочный лизун.)
2. Рисование
Различные виды рисования помогут вашему ребенку укрепить зрительно-моторную координацию и ловкость рук. Рисование пальцами дает детям возможность использовать свои руки и испачкаться. Рисование кистью помогает детям научиться держать кисть и лучше контролировать ее использование в качестве инструмента. (Наборы для раскрашивания по номерам отлично подходят для рисования кистью.) Чтобы добавить немного сенсорной игры в смесь, вы даже можете попробовать рисование «поцарапай и понюхай».
3. Игра губками
Новая чистая губка, немного воды и две миски — все, что вам нужно для еще одного занятия по развитию мелкой моторики. Наполните миску водой, а другую оставьте пустой. Ваш ребенок может замочить губку в воде, а затем выжать губку в другую миску. Это простая игра, которая может укрепить руки и предплечья. Если вы отрежете кусочек губки и возьмете с собой маленькую классную доску и немного мела, вы также можете выполнить мультисенсорное упражнение по письму «мокрое-сухое-попробуй».
4. Рисовые скачки
Разложите горсть сырого риса в две пластиковые миски и держите под рукой пустую миску. Дайте ребенку небольшой пластиковый пинцет и возьмите пару себе. Затем устройте гонку, чтобы увидеть, кто первым переложит рис в пустую миску с помощью пинцета. Если ваш ребенок испытывает затруднения из-за того, что зерна риса слишком маленькие, вы можете начать с О-образных хлопьев или бусинок пони.
5. Игры с водой
Наполните чашку примерно на четверть водой. Дайте ребенку пустую чашку и пипетку или чистый медицинский шприц. Пусть ваш ребенок попытается перелить воду из одной чашки в другую, набрав воду в пипетку или шприц, а затем капнув или впрыснув ее в пустую чашку.