cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тркм приемы: Приемы для развития критического мышления

Содержание

Приемы ТРКМ — Понятие педагогическая технология

Оглавление:

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Оно пришло в педагогику из промышленной сферы и все чаще используется, хотя еще не так хорошо известно и понятно. Технологический подход к образованию возник в конце 50-х — начале 60-х годов двадцатого века. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

В педагогической литературе можно встретить следующие термины: образовательная технология, образовательная технология, технология обучения. Очевидно, что они связаны между собой таким же образом, как и категории: Педагогика, образование и обучение. Наиболее всеобъемлющим термином является образовательная технология.

Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.

А.Сластенин).

Педагогическая технология — построение системы целей (от общего к конкретному) для достижения определенного результата развития учащихся при высокой вариативности использования методов, приемов, средств и форм организации обучения (Т.В. Машарова).

Педагогическая технология — это модель совместной педагогической деятельности по созданию, организации и проведению образовательного процесса при безусловном обеспечении комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Образовательная технология — это комплекс, состоящий из следующих компонентов: Представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучающихся, набор моделей обучения, критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий (В.В. Гузеев).

Инструктивная технология — это законная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и имеющая гораздо более высокую степень эффективности, надежности и гарантированного результата, чем традиционные методы обучения.

Педагогические технологии были созданы для того, чтобы сделать результаты обучения более предсказуемыми и независимыми от опыта отдельного преподавателя. Поэтому важной особенностью педагогической технологии является обмен опытом, его использование другими. Педагогическая технология с самого начала должна быть свободна от личного подтекста.

Из этих определений следует, что технология максимально связана с процессом обучения — с деятельностью учителей и учащихся, с его структурой, средствами, методами и формами. Таким образом, структура образовательной технологии включает в себя:

  • Концептуальная основа;
  • содержание обучения:
  1. Цели обучения — общие и конкретные;
  2. содержание учебного материала;
  • процессуальная часть — технологический процесс:
  1. Организация учебного процесса;
  2. Методы и формы учебной деятельности студентов;
  3. Методы преподавания и формы работы;
  4. деятельность учителя по руководству процессом обучения;
  5. Диагностика процесса обучения.

Критерии технологичности. Любая образовательная технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуализация. Любая образовательная технология должна основываться на определенной научной концепции, включающей философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

системы. Образовательная технология должна обладать всеми свойствами системы: логикой процесса, взаимосвязью всех ее частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов для коррекции результатов.

Понятие педагогическая технология

Эффективность. Современные образовательные технологии существуют в конкурентной среде и должны быть эффективными с точки зрения результатов и оптимальными с точки зрения затрат, гарантируя достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других учебных заведениях того же типа, другими субъектами.

Необходимо разделить понятия методики преподавания и технологии. Это сложно, потому что существует множество определений этих терминов, есть значительные расхождения. Обратимся к авторитетным источникам. «Методика — это педагогическая наука, изучающая закономерности преподавания того или иного предмета». «Методы обучения — способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых достигается приобретение знаний, умений и навыков, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности». Термин «методика» выражает механизм применения совокупности методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся. Если методики описывают деятельность учителя на уроке, то технологии обучения описывают деятельность самих учеников. Если методики носят мягкий, рекомендательный характер (учитель вправе более или менее следовать советам методических пособий), то педагогические технологии предписывают определенную последовательность действий учащихся и контролирующих действий учителя, отклонение от которой нарушает целостность образовательного процесса, что может помешать достижению запланированного результата.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, который, в частности, предписывает определенную последовательность шагов, действий учителя, а иногда — учеников. По словам В. П. Беспалько, «… любое планирование, которое необходимо в педагогической деятельности, противопоставляется экспромту. Действуя по прихоти, по интуиции, это означает начало техники. Важно отметить, что это только «начало техники», поскольку общепризнано, что существует ряд характеристик, отличающих предметно-ориентированную технику:

  • Диагностическая цель: планирование результатов обучения через действия, которыми овладевают учащиеся;
  • Наличие определенной технологической цепочки образовательных и воспитательных действий, ведущих к запланированному результату;
  • наличие одной или нескольких педагогических теорий в основе любой целостной технологии;
  • Возможность воспроизведения технологии любым учителем, так как технология построена на объективно — научных основах, которые не зависят от личности учителя;
  • Наличие диагностических процедур, включающих показатели и инструменты для измерения результатов.

Часто в педагогических кругах обсуждается вопрос: «Какое понятие является более полным — техника или методология?». Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. В рамках определенной технологии преподаватель может использовать локальные авторские техники, например, заключить формулы, создать таблицу и т.д. Другой пример имеет противоположный смысл: преподаватель строит образовательный процесс в соответствии со своей авторской методикой, однако использует в нем технологические вставки.

Содержание, цели и задачи технологии критического мышления

Технология критического мышления была разработана в конце 20 века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Кертис Мередит). Она синтезирует идеи и методы технологий коллективного и группового обучения и кооперативного, развивающего обучения; является общепедагогическим предметом повышенного уровня.

Технология РКМЧП — это целостная система, развивающая навыки обработки информации в процессе чтения и письма. Он направлен на освоение базовых навыков работы в открытом информационном пространстве, развитие качеств гражданина открытого общества, вовлеченного в межкультурное взаимодействие.

Технология открыта для решения широкого круга проблем в образовании.

Критическое мышление — один из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся высокой степенью восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих эту концепцию.

Во-первых, критическое мышление — это независимое мышление. Когда деятельность основана на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Никто не может сделать критическое мышление за нас; мы делаем это исключительно для себя. Следовательно, критическое мышление может быть критическим только в том случае, если оно индивидуально. Студенты должны иметь достаточно свободы, чтобы думать своим умом и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление не обязательно должно быть полностью оригинальным: Мы имеем право принять идею или веру другого человека как свою собственную. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это как будто подтверждает нашу правоту. Независимость, таким образом, является первым и, возможно, самым важным качеством критического мышления.

Во-вторых, информация является отправной, а не конечной точкой критического мышления. Знания создают мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы сформировать сложную мысль, необходимо переработать гору «сырья» — факты, идеи, тексты, теории, данные, концепции. Критическое мышление возможно в любом возрасте: не только студенты, но даже первоклассники имеют для этого достаточно опыта и знаний. Конечно, навыки мышления детей будут совершенствоваться по мере продолжения образования, но даже маленькие дети способны мыслить критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности студенты и преподаватели, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому осмыслению. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс обучения приобретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и понимания проблем, которые необходимо решить. Люди любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое — и хотим знать, что это такое. Мы видим определенное зрелище — и уже хотим попасть внутрь. «Во всем животном мире, — отмечает химик и философ Микаэль Поланьи, — начиная с простейших форм, таких как черви и, возможно, даже амебы, мы наблюдаем постоянное осторожное роение, чисто исследовательскую деятельность, не имеющую ничего общего с прямым удовлетворением: желание каждого живого существа иметь интеллектуальный контроль над своей средой. Любопытство, таким образом, является врожденным свойством всех живых существ. Нам привычнее наблюдать эту черту у маленьких детей, чем у старшеклассников или студентов; к сожалению, зачастую это влияние школьного образования на детское сознание. Но истинный познавательный процесс на каждом этапе характеризуется стремлением познающего решить проблемы и ответить на вопросы, вытекающие из его собственных интересов и потребностей.

«Следовательно, — заключает Джон Бин, — задача обучения критическому мышлению отчасти заключается в том, чтобы помочь студентам осознать бесконечное разнообразие проблем вокруг нас.

Бразильский педагог Пауло Фрейре утверждает, что традиционное «кумулятивное» обучение, при котором сознание учеников служит «счетом», на котором учителя хранят знания, должно быть заменено «проблемным» обучением, при котором ученики решают проблемы реального мира. По его мнению, обучение будет проходить гораздо лучше, если учащиеся будут ставить проблемы — в том числе экономические, социальные и политические — на основе собственного жизненного опыта, а затем решать их, используя все возможности, которые предоставляет школа. Фрейре уделяет особое внимание вопросам угнетения личности. Он убежден, что правильно организованное образование может освободить учащихся от этого гнета, поэтому его педагогическая концепция называется «педагогика освобождения».

В-четвертых, критическое мышление ищет убедительные аргументы. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумными, аргументированными доводами. Он также признает, что возможны и другие решения той же проблемы, и пытается доказать, что выбранное им решение более логично и рационально, чем другие.

Каждый аргумент содержит три основных элемента. Центром аргументации, его основным содержанием, является утверждение (также называемое тезисом, основной идеей или заявлением). Это утверждение подкрепляется рядом аргументов. Каждый из аргументов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. Доказательства могут включать статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и все остальное, что поддерживает аргументацию и может быть признано другими участниками дискуссии. Под всеми этими элементами аргументации — утверждением, аргументом и доказательством — скрывается четвертый элемент: обоснование. Основание — это конкретная общая предпосылка, точка отсчета, разделяемая оратором или автором и его аудиторией, которая обеспечивает обоснование всего аргумента. Например, автор утверждает, что уличные художники имеют право наносить свои граффити на общественные здания (утверждение), потому что эти рисунки выражают их личные убеждения (аргумент) и иногда представляют художественную ценность (другой аргумент). Затем автор приводит доказательства — например, выдержку из конституции страны о свободе самовыражения или цитату из политического философа, утверждающего, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того, автор может привести примеры граффити, обладающих художественными достоинствами. Основой или предпосылкой аргументации, которую он строит, является идея свободы слова как особо важного права человека.

Аргументация

Аргументация выигрывает, когда она учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо принимаются. Признание других точек зрения только усиливает аргументацию. Например, наш защитник прав уличных художников укрепит свою позицию, если признает, что у владельцев зданий также есть права, которые должны быть защищены, и что необходимо найти компромисс между правами художника и правами владельца здания, чья стена превращается в «холст». Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства; манипулировать ими практически невозможно. Именно рациональный, взвешенный подход к принятию сложных решений о действиях или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Роберт Эннис, например, определяет критическое мышление как «принятие сознательных решений о том, как действовать и во что верить».

И наконец, в-пятых, критическое мышление — это социальное мышление. Каждая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, спорим и делимся мнениями с другими, мы проясняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому преподаватели, работающие в стиле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях все виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии, а также различные способы публикации письменных работ учащихся. В конечном итоге, каждый критически мыслящий человек работает в неком сообществе и занимается более широкими вопросами, чем просто построение собственной идентичности.

По этой причине учителя, работающие с критическим мышлением, уделяют особое внимание развитию качеств, необходимых для продуктивного общения: Терпимость, умение слушать и ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, учителя могут значительно приблизить процесс обучения к реальной жизни за пределами класса. Конечной целью любого образовательного начинания является создание идеального общества, и в этом смысле даже обучение основам критического мышления в классе — это шаг к достижению больших целей.

Б. Гершунский выделяет следующие цели технологии развития критического мышления.

Формирование нового стиля мышления, характеризующегося открытостью, гибкостью, рефлексивностью, осознанием внутренней многогранности позиций и точек зрения, безальтернативностью решений.

Развивать такие основные личностные качества, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативные навыки, креативность, мобильность, независимость, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности.

Развивать аналитические навыки, навыки критического мышления.

Цель — научить студентов:

  • выявлять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и выводы в контексте уже существующих;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации соотносятся друг с другом;
  • Укажите на ошибки в рассуждениях;
  • сделать вывод о том, чьи именно ценностные ориентации, интересы, идеологические установки отражает текст или говорящий;
  • избегать категоричных заявлений;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • Выявить ложные стереотипы, которые приводят к ложным выводам;
  • Выявить предвзятые понятия, мнения и суждения;
  • уметь отличать факты, которые всегда можно проверить, от догадок и личного мнения;
  • Ставьте под сомнение логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • Отделять существенное от несущественного в тексте или речи и уметь сосредоточиться на первом.

Формирование культуры чтения, включая умение ориентироваться в источниках информации, использовать разнообразные стратегии чтения, адекватно воспринимать прочитанное, сортировать информацию по степени важности, «просеивать» вторичную информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Стимулирование самостоятельного поиска творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основная идея технологии развития критического мышления заключается в создании такой атмосферы обучения, в которой учащиеся активно сотрудничают с учителем, сознательно активно работают с учителем, сознательно размышляют о процессе обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Организация урока с использованием технологии RCM

В соответствии с целями нашего исследования, теперь необходимо обратиться к характеристике «развития критического мышления» как общепедагогической технологии.

Как упоминалось ранее, технология РКМЧП является сквозной, всепроникающей и применимой к любой программе или предмету. Технология основана на базовом дидактическом цикле, состоящем из трех фаз. Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской и творческой деятельности, а затем на осмысление и обобщение полученных знаний.

Таким образом, методика развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: этап вызова, этап осмысления и этап рефлексии.

Исследователи утверждают, что такая структура обучения соответствует этапам человеческого познания: сначала нужно настроиться, вспомнить, что вы знаете о предмете, затем ознакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего вам нужны эти знания и как их применить.

Этап подсказки подготавливает учащихся к получению новой информации: Студенты активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализация ранее полученных знаний и, прежде всего, формирование запроса на новую информацию. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личный интерес к приобретению знаний. Вызывается интерес студента к предмету и определяются цели предстоящего изучения материала. На этом этапе преподаватель вспоминает имеющиеся у студентов знания по заданной теме, активизирует их мыслительную деятельность, проводится коррекция и уточнение целей. Студенты, в свою очередь, вспоминают, что они знают по изучаемой теме, систематизируют информацию и задают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.

Фаза понимания — это фаза содержания, на которой происходит целенаправленная, осмысленная работа, показывающая, что первоначальный анализ и классификация информации происходит в процессе чтения. На этом этапе деятельность преподавателя заключается в поддержании интереса учащихся к изучаемой теме, при этом он непосредственно работает с новой информацией и ведет учащихся от «старых» знаний к «новым». Студенты читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, и делают пометки на полях, когда они поняли новую информацию.

На этапе рефлексии информация, полученная на уроке, преобразуется в собственные знания. Он служит для систематизации информации, разработки новых идей, решения ранее поставленных задач. Она заключается в корректировке предыдущих идей, собранных на этапе вызова, «присвоении» новой информации и создании дальнейших перспектив в изучении темы. Главное в деятельности учителя здесь — вернуть учеников к первоначальным предпосылкам конспектирования, а также организовать работу по усвоению и дополнению пройденного. Учитель также должен стараться давать творческие, исследовательские и практические задания, основанные на изученной информации.

Среди особенностей организации учебного процесса с технологией развития критического мышления — коллективный способ обучения, так как в основе лежит работа учащихся в динамических парах и группах. Широко используются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.д.).

Текст находится на переднем плане: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, обсуждают и, наконец, пишут. Учащийся должен овладеть своим текстом, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно и уверенно. Очень важно уметь слушать и слышать другую точку зрения, чтобы понять, что она тоже имеет право на существование. Роль учителя в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическое представление материала. Модели, рисунки, диаграммы и т.д. отражают взаимосвязь между идеями и показывают учащимся процесс мышления. Мыслительный процесс, скрытый от глаз, становится видимым, находит зримое воплощение.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологический портрет политического лидера
  2. Социально-психологический анализ невербальной коммуникации
  3. Психологические основы организации общения детей дошкольного возраста
  4. Педагогическая задача: пример и решение
  5. Групповая психологическая коррекция
  6. Воображение детей
  7. Особенности возникновения стереотипов
  8. Психодиагностика межличностных отношений
  9. Теории человеческой мотивации
  10. Педагогическая акмеология

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Саркисян Татьяна Альбертовна,Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №120» г. Барнаул[email protected]

Использование технологии развития критического мышления

на уроках в начальной школе

Аннотация.В данной статье рассмотрен один из инновационных методов: технология развития критического мышления, который направленна развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Особое внимание уделяется структуре урока и приёмам данной технологии. Ключевые слова:современный подход к обучению, технология развития критического мышления, структура урока, приёмы технологии развития критического мышления.

В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностноориентированной развивающей модели. Принципиальнымотличием

современного

подходаявляетсяориентациястандартовнарезультатыосвоенияосновныхобразовательных

программ.Подрезультатамипонимаютсянетолькопредметныезнания,ноиуменияприменятьэтизнаниявпрактическойдеятельности.Однойизосновныхцелейобразованияявляетсяразвитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.Работая с детьми, я находилась в поиске таких

приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление –значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиями принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого —то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, чтоесть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.В процессе реализации ФГОС НОО возникают вопросы:

Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся

УУД?

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить?

Обучение на курсах по теме «Технология развития критического мышления» помогла мне ответить на многие вопросы.Немного истории. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» –возникла в Америке в 80е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90х годов и подругому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка и т. д. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе. Критическое мышлениеэто один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнемвосприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В педагогике –это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.Критическое мышление имеет 5 характеристик. 1.Критическое мышление –это мышление самостоятельное2.Критическое мышление –это мышление обобщённое 3.Критическое мышление –это мышление проблемное и оценочное 4.Критическое мышление –это мышление аргументированное5.Критическое мышление есть мышление социальное

Критическое мышление –это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения. Элементы критического мышления включают в себя следующие умения и навыки: применение знаний для принятия решений и решения задач; рефлексивную постановку вопросов; предоставление разумных и обоснованных аргументов; исследования. Критическое мышление –способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления –одна из актуальнейших задач современного обучения.Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по такой схеме: вызовосмыслениерефлексия. Первая стадия –вызов (побуждение),когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения: «Кластер», « Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», « Верные и неверные суждения».На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке. Вторая стадия –осмысление (поиск ответов),поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если чтото не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяют собственную позицию. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц ( сводная, таблицасинтез), «инсерт» –чтение текста с пометками, «Знаю –хочу, узнатьузнал», вопросительные слова, «Толстый и тонкий вопросы», «Ромашка Блума», « Рыбий скелет» или «Фишбоун».Третья стадия –размышление (рефлексия). Она необходимадля того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения. Приёмы этого этапа: эссе, РАФТ, синквейн, хокку, бортовой журнал, двухчастный дневник, « Шесть шляп мышления». Технология развития критического мышления предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления этого этапа работы, а также включает способы организации индивидуальной работы, и её сочетания с парной и групповой работой. Практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Конечно, всех интересует, в чём причина этого. В недостаточно высоком уровне развития мышления и прежде всего критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. Описание некоторых приёмов технологии критического мышления: «Корзина идей» Цели приёма:Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс

Время выполнения: 78 минут1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально. 2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления,наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. 3 этап. 24 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие –не повторять то, что уже было сказано другими. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

«Дерево предсказаний» Цель:формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

1 этап

учитель предлагаетучащимся высказать предположения (предсказания)по какойлибо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).2 этап

учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Надоске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где:ствол дерева –тема, ветви –предположения, которые ведутся по двум основным направлениям –«возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья –обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.3 этап

после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить,оправдались ли предположения детей.

Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

«Инсерт»Инсерт –самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. I–interactive –«интерактивный» N–noting –«отмечая» S –system –«системы»E–effective –«эффективное»R

reading –«чтение» T–thinking –«размышление»Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» –уже знал; «+» –новое; « –» –думал иначе; «?» –не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?».Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки: «V»поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете.«+»поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.« –»поставьте « –» (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете.

«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробныесведения по данному вопросу.«Чтение с остановками»

Остановки в тексте своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?» 4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые красным. 5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн. Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст. 2 стадия осмысление . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. 3 стадия рефлексия . Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Шесть лепестков –шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какието факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?», «Я могу ошибаться, но, помоему, вы сказали о…?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно –как принуждение к оправданию. В других случаях –направлены на установление причинноследственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему чтото хорошо, а чтото плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всехвозрастов (начиная с первого класса) понимают значение всехтипов вопросов (то есть могут привести свои примеры).«Шесть шляп мышления»

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа какихлибо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.). Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии –определение направлений для дальнейшего развития…Белая шляпа Белая шляпа –мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чьюто субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и –объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Красная шляпа Это –эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.

Зеленая шляпа Это –творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Синяя шляпа Это –философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой –походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй –вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними –последнее слово. Ценность данной технологиии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес,побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

Ссылки на источники1.Дэвид Клаустер. Что такое критическое мышление? \\Интернетжурнал. Русский язык. –Издательский дом «Первое сентября». №29. 20022.ЗаирБек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. –М.: Просвещение, 2004. –236 с. 3.Критическое мышление. \\Глоссарий. –Единое окно доступа к образовательным ресурсам4.Фёдоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза.М.:Издво МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.С.5356.

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания

Библиографическое описание:

Курьянович, О. В. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания / О. В. Курьянович. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 15-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6966/ (дата обращения: 23.09.2022).



В данной статье рассматривается технология развития критического мышления в обучении при реализации ФГОС ООО. Представлено использование приёмов технологии критического мышления на уроках обществознания.

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, стадии технологии критического мышления, приемы технологии развития критического мышления.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от педагога абсолютно нового подхода к организации обучения. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [5].

Приоритетным становится личностное развитие учеников, раскрытие их способностей. Обучающийся должен самостоятельно получать знания, а в дальнейшем умело использовать их в повседневной жизни. В связи с этим педагог использует инновационные методы обучения. Одной из таких инноваций является технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией [1, с. 5].

Следовательно, цель данной технологии — развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Основная идея заключается в создании такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства, или мнения об окружающем мире [3].

В технологии развития критического мышления выделяют три основных этапа (стадии): вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова у обучающихся активизируются уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, возникает мотивация для дальнейшей работы, определяются цели и задачи для изучения новой темы. На данной стадии можно использовать следующие приемы и методы: «понятийное колесо», «корзина идей», «дерево предсказаний», «верные и неверные утверждения», «перепутанные логические цепочки» и др.

Стадия осмысления включает непосредственную работу с новой информацией, постепенное продвижение от старого к новому знанию. Происходит формирование собственной позиции обучающегося. Возможны такие методы и приемы, как: «инсерт» — маркировка с использованием значков: «v», «+», «-», «?» (ставятся справа на полях во время чтения), заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), «фишбоун», чтение с остановками и др.

Третья стадия — рефлексии (размышления). На этом этапе происходит окончательное усвоение нового материала и формирование аргументированных представлений о исследуемом (изучаемом) объекте. Основой рефлексии является анализ учащимися эффективности собственных мыслительных операций [2].

Возможные приемы и методы на данной стадии: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, ромашка вопросов или ромашка Блума, различные виды дискуссий, синквейн, эссе и др.

Остановлюсь на некоторых приемах технологии развития критического мышления, которые использую в преподавании обществознания в 7 классе.

На стадии вызова часто задействую прием «Понятийное колесо». В центре ребята выделяют ключевое слово — новое понятие урока, вокруг него предлагаю записать слова-ассоциации. При изучении темы «Конституция Российской Федерации» обучающиеся составляют, например, такое «понятийное колесо»:

Удачным для применения на любом этапе урока считаю прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы. Сначала суворовцы выясняют, какие вопросы являются «тонкими», а какие «толстыми». Затем составляют «тонкие» вопросы, т. к. их придумывать легче. Следующее задание: обучающиеся должны самостоятельно составить «толстые» вопросы по материалу параграфа. Так по теме «Человек в обществе: труд и социальная лестница» «тонкие» и «толстые» вопросы могут быть следующими:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

1. Что означает понятие «социальная лестница»?

1. Согласны ли вы, что образование влияет на переход к более высокой ступени социальной лестницы?

2. Кого можно назвать мастером?

2. Объясните, что означает выражение «Мастер — золотые руки»?

3. Что такое квалификация?

3. В чем разница между малоквалифицированным и высококвалифицированным трудом?

4. Что понимается под производительностью труда?

4. Предположите, как квалификация работника может влиять на производительность труда?

После выполнения задания суворовцы работают в парах: обмениваются тетрадями, проверяют, правильно ли сформулированы вопросы, задают их друг другу, внимательно выслушивают одноклассника, оценивают ответы. Как вариант — вопросы одноклассников оценивает группа «экспертов»-суворовцев.

Способом графической организации материала является прием «Кластер». Данный прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. В качестве примера представляю составление кластера по теме «Экономика и ее основные участники». Учитель выстраивает работу следующим образом:

  1. Изучение материала параграфа, новых понятий.
  2. Составление кластера по теме.
  3. Конкурс кластеров среди суворовцев.
  4. Присуждение звания «За лучший кластер»

Пример кластера «Экономика и ее основные участники»:

Прием «Синквейн» использую на стадии рефлексии.«Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как способ синтеза материала. Это творческое задание позволяет даже слабым обучающимся понять самое важное, а представление выполненных синквейнов перед одноклассниками позволяет им повысить самооценку. Приведу примеры синквейнов, которые составили обучающиеся по темам: «Экономика и ее основные участники», «Производственная деятельность человека», «Домашнее хозяйство», «Бедность и богатство»:

1. Доход

2. Фиксированный, переменный

3. Получать, увеличивать, распределять

4. Нужен для семьи

5. Прибыль

1. Прибыль

2. Огромная, обязательная

3. Приходит, радует, повышается

4. Необходима для работников и государства

5. Доходы

1. Бизнес

2. Постоянный, семейный

3. Помогает, решает, выручает

4. Бюджет — опора семьи

5. Доходы

1. Бизнес

2.Результативный, убыточный

3. Удовлетворяет, улучшает, делает

4. Бизнес проверяет человека

5. Деньги

1. Бюджет

2. Малый, большой

3. Составлять, распределять, тратить

4. Бюджет — это общие деньги

5. Кошелёк

1. Бюджет

2. Постоянный, семейный

3. Помогать, делать, размышлять

4. Бюджет — доход семьи

5. Финансы

1. Бюджет

2. Семейный, спланированный

3. Составляем, планируем, соблюдаем

4. План доходов и расходов

5.Экономика

1. Деньги

2. Нужные, важные

3. Тратят, накапливают, обменивают

4.Деньги — часть нашей жизни

5. Затраты

В заключении хотелось бы отметить, что использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания позволяет обучающимся осмысленно воспринимать информацию, активизировать познавательную деятельность, раскрыть свои творческие способности. Следует не забывать, что в центре учебного процесса стоит ученик с его индивидуальными способностями и интересами. Учитель организует его деятельность, ориентируясь на формирование и развитие критического мышления, которое предполагает не усвоение готовых знаний, а рассмотрение, исследование изучаемого явления с разных сторон, с разных позиций, самостоятельные выводы, умозаключения, но обоснованные знанием предмета, с опорой на собственный и чужой опыт [4, с. 14].

Литература:

  1. Заир — Бек С. Е. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Зыкова Т. В., Шерихова И. Е., Храмова Ю. Н. Актуальное использование технологии развития критического мышления в учебном процессе. https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnoe-ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-uchebnom-protsesse/viewer
  3. Образовательные технологии в реализации ФГОС: технология критического мышления. https://znanio. ru/pub/4467
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2010.
  5. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/

критическое мышление, технология развития критического мышления, стадии технологии критического мышления, приемы технологии развития критического мышления

Приемы и стратегии Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

12+


Часто задаваемые вопросы:

В: Можно ли ездить с неисправным модулем управления коробкой передач?

Так как эта деталь отвечает за передачу сигналов, управляющих движением и скоростью автомобиля, использовать такой неисправный автомобиль опасно.

Вам будет трудно переключать передачи автоматически или вручную, что может привести к аварии. Кроме того, это может привести к серьезному повреждению проводки коробки передач.

В: Может ли неисправность ECM вызвать проблемы с передачей?

Неисправный блок управления двигателем может вызвать проблемы с коробкой передач вашего автомобиля. Это означает, что модуль управления автомобилем может начать показывать признаки неисправности в результате неисправности ECM.

В: Сколько времени занимает замена модуля управления коробкой передач?

Нет определенного времени, которое потребуется для замены TCM автомобиля. Однако, если ваш автомобиль заднеприводный, вам, возможно, придется обойтись без него день или два.

Если у вашего автомобиля передний привод, замена этого компонента вашего автомобиля может занять 3 или 4 дня. Тем не менее, вы должны оставить автомобиль у механика, пока он не будет должным образом отремонтирован и готов к работе.

В: Сколько стоит замена модуля управления коробкой передач

Замена модуля управления коробкой передач может стоить вам от 500 до 750 долларов. Только запасные части могут стоить от 400 до 550 долларов, в то время как вам, возможно, придется заплатить от 100 до 200 долларов за работу.

Стоимость замены TCM также может варьироваться в зависимости от нанятого механика и способа получения нового TCM. Иногда механики и владельцы транспортных средств предпочитают получать запчасти через Интернет, поскольку это дешевле. Однако к общей стоимости добавляются сборы за доставку и налоги.

Заключительные слова:

Модуль управления является жизненно важной частью автомобиля, которому следует уделить внимание, особенно когда автомобиль начинает проявлять признаки необычного переключения передач и ускорения.

При появлении этих симптомов необходимо вызвать специалиста по трансмиссии для осмотра TCM и его замены при необходимости. Это избавит вас от необходимости покупать руководство и самостоятельно диагностировать проблему.

В конце концов, TCM автомобиля придется доставить к механику для надлежащего осмотра и ремонта. Также опасно использовать автомобиль, на котором уже проявляются симптомы неисправного модуля управления коробкой передач — подобные упомянутым в этой статье. Это может привести к аварии или серьезным повреждениям.

‎g’sund iss podcast von und mit Gabriele Sirotek на Apple Podcasts

100 эпизодов

Gabriele Sirotek ist Ernährungstrainerin, 3-fache Mutter und Buchautorin. Sie gibt in diesem Podcast ihr Wissen und ihre Erfahrungen und Tipps aus der Praxis der Letzten 17 Jahre weiter. Das sind Ernährungsinfos — auch aus Sicht der TCM, Tricks aus der Praxis und viele Interviews mit spannenden Menschen, die sich mit Themen und Produkten rund um Gesundheit und Ernährung beschäftigen.

  1. 186 — Dein Immunsystem stärken aus Sicht der tcm und Tipps aus dem Alltag

    186 — Dein Immunsystem stärken aus Sicht der TCM und Tipps aus dem Alltag

    In diesem Beitrag erläutere ich so kurz ich kann ;-), был aus Sicht der TCM wichtig ist, um dein Immunsystem zu stärken und wie du dich im Alltag кишки unterstützen kannst!
    Das Bild aus meinem Buch, von dem ich im Podcast gesprochen habe, найдено выше:

    Bezüglich der TCM-Rezepturen lese bitte hier nach: 

     
    Die Produkte von hajoona, die ich so gerne empfehle, findest du auf meiner persönlichen hajoona-Homepage:
    www. basisch-is-is-gsund.com auch eine kleine Beschreibung & Zusammenfassung der Produkte!

  2. 185 — Nutze die Fastenzeit für DICH!

    185 — Nutze die Fastenzeit für DICH!

    Mindestens zwei Mal im Jahr, nämlich im Frühling, wenn es wieder warm wird und im Herbst, wenn es wieder kalt wird, solltest du etwas für deine Verdauung tun, um fit und gesund zu bleiben. Warum sich dafür gerade die Fastenzeit so wunderbar anbietet und was das mit den Dojo-Zeiten in der TCM zu tun hat, erfährst du in dieser Folge!

     
     
    Diese Darmkur von hajoona erhalten alle Podcast-Hörer bis Ende März 2020 für € 89,00 statt regulär € 96,63.

    Wer seinem Körper zusätzlich zur Darmkur etwas Gutes mit basech machendem und Zellen reinigendem Kaffee und Saft, der rundum versorgt und die Leber beim täglichen Entgiften unterstützt, tun möchte, ist mit der Pure Selection Box betens bedendent. Darin befindet sich eine Darmkur und je eine Monatspackung green coffee und Saft im Wert von € 238,98 евро за € 220,00.
    Dieses Angebot ist ebenfalls bis Ende März 2020 Gültig — bitte dafür mich persönlich [email protected] schreiben! Infos zu den Produkten sind auch auf meiner persönlichen hajoona-Homepage www.basisch-is-gsund.com zu finden, gerne auch auf www.hajoona.com.
    Музыка Ли МакДугалл

  3. 184 — Die Rauhnächte — ICH Zeit für

    184 — Die Rauhnächte — Zeit für’s ICH

    In dieser Folge erzähle ich dir wieder einmal über diese für mich so spannende Zeit der Rauhnächte … woher sie kommen, was sie für uns in sich bergen, wie sie begingen werden können, was du daraus für dich mitnehmen kannst, wenn du dich auf diese paar Tage Auszeit für dich selbst einlassen möchtest!

  4. 183 — ‘vegetarisches Geburtstagsdinner bei mir’ mit Showkoch Peter Koblhirt

    183 — ‘vegetarisches Geburtstagsdinner bei mir’ mit Showkoch Peter Koblhirt

    Ich habe mir zu meiner 50er Geburtstagsfeier mit meiner Familie etwas ganz besonderes geleistet — nämlich, mir einen Koch für zu Hause zu engagieren, der uns ein köstliches, vegetarisches 4- Gang-Menü bei mir zu Hause gezaubert hat! Das war ein sehr schöner und für mich unvergesslicher Abend mit Peter Koblhirt, der mit sooo viel Begeisterung sein Wissen und Können weitergibt! Ich habe ihn auf einer seiner — sehr empfehlenswerten — Kochshows kennengelernt und gefragt, ob er auch mal bei mir etwas kochen würde! Das war eine tolle Idee für einen besonderen Abend! Более подробную информацию о Питере и Сене Kochshows gibt es unter www. pe-ko.at… найти на YouTube! 😉

  5. 182 — Das Buch ‘Die Wolfsfrau’ — meine wichtigsten Erkenntnisse daraus

    182 — Das Buch ‘Die Wolfsfrau’ — meine wichtigsten Erkenntnisse daraus

    In dieser Folge habe ich dir die für mich wichtigsten Erkenntnisse aus diesem wunderbaren Buch zusammen gefasst! Ich hatte es in meiner Kreta-Auszeit mit und habe es gelesen und sehr genossen! 😉

    Mehr Infos zu mir und meinem Tun findest du unter www.gabrielesirotek.at
     

  6. 181 — meine 50er Auszeit auf Kreta und die Folgen davon…

    181 — meine 50er Auszeit auf Kreta und die Folgen davon …

    Der 50er im Leben einer Frau ist sehr oft eine magische Zeit, in der vieles nach Veränderung schreit und frau mal stehen bleibt und betre Vückblick hält sowit война эс zumindest бей мир! 😉 In dieser Folge berichte ich dir von meinen Erkenntnissen, die ich bei meiner ‘Geburtstagsauszeit’ auf Kreta gewonnen habe, wie ich damit umgehe und berichte auch von meinen zukünftigen beruflichen Plänen!
    Du findest alle meine TCM-Infos auf meinen Seiten www. food4life.at oder www.gabrielesirotek.at Dort findest du auch den Link, um dich für meinen monatlichen Newsletter anzumelden oder dir mein kostenloses eBook ‘Die 10 wichtigsten Tipps für deine gesündere Ernährung ‘ Herunterladen. Mit dem Download erhältst du das Passwort, mit dem du dich unbegrenzt auf meiner Familienrezepteseite www.gesunde-familien-kochen.com umsehen kannst! Здесь вы можете найти erprobte Familienrezepte, Menupläne, Webinare zu spannenden Themen und auch Infos zu разнообразный Lebensmitteln, usw…. den g’sund iss — Podcast kannst du iTunes, Stitcher.com und Spotify hören, auch findest du alle Folgen auf meinen Сейтен!
    АКТУАЛЬНО!!! АКТУНГ!!!
    Ab jetzt gibt es meinen Podcast nicht mehr — wie bisher seit fast 3 Jahren — wöchentlich am Donnerstag, sondern nur noch, wenn sich ein spannender Beitrag ergibt! 😉
    Wenn du mehr zu den einfachen und sehr effizienten Produkten von hajoona erfahren möchtest, dann schau’ auf meiner hajoona-Домашняя страница www.basisch-is-gsund.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.