Традиционные методы: Урок 4. Традиционные методы обучения
Урок 4. Традиционные методы обучения
В этом уроке мы рассмотрим основные методы обучения, которые используют в своей деятельности педагоги, и укажем их характерные особенности. Имейте в виду, что информация, представленная ниже, предназначается не только для теоретического усвоения, но и для практического применения. Изучив этот урок, вы сможете перейти к их использованию в своей педагогической деятельности.
Традиционные методы обучения преследуют одну общую цель: сообщить учащемуся новые знания и довести до него актуальную информацию по какой-либо дисциплине. Основываются такие методы на деятельности информативно-иллюстративного характера со стороны педагога и деятельности репродуктивного характера со стороны учащегося.
Учащийся знакомится с неизвестной ему раньше информацией, а в процессе осмысления использует новые пути действий и рассуждений. Затем, решая соответствующие задачи, применяет полученные знания на практике. В этом процессе задействуется, главным образом, ассоциативная память – это обусловлено тем, что знания преподносятся в уже готовой форме.
Основным недостатком традиционных методов обучения является то, что учащийся получает знания-шаблоны, которые, во-первых, легко забываются, а во-вторых, не могут быть применимы к другим типам проблем и задач. Несмотря на это, на протяжении десятилетий эти методы активно использовались и продолжаются использоваться педагогами.
Таким образом, мы не ставим себе целью привести критику или её опровержение в пользу традиционных методов обучения, т.к. этот вопрос довольно обширный и во многом спорный, а лишь рассмотрим эти методы и укажем их особенности, ведь, как бы то ни было, их эффективность уже успела пройти проверку временем.
Итак, давайте приступим.
Среди традиционных методов обучения выделяют, как правило, лекцию, рассказ, объяснение, беседу, учебную дискуссию, работу с книгой, демонстрацию, упражнения, взаимообучение, лабораторную работу, практику и самостоятельную работу. Рассмотрим каждый из них подробно.
Лекция
Лекция является методом устного изложения учебного материала и подразумевает словесное предоставление практических или теоретических проблем в развёрнутом виде, а также всестороннее рассмотрение сложных терминов, идей и закономерностей.
Чтобы проводить лекции педагог должен не только хорошо владеть излагаемой им проблемой, но и иметь достаточный педагогический опыт и высокий уровень педагогического мастерства. Именно поэтому читать лекции могут только самые подготовленные педагоги, являющиеся специалистами в своей области. Причём разрешение даётся только после того, как содержание конкретной области знаний будет обсуждено на совещании предметно-методической комиссии или соответствующей кафедры.
Лекции, в свою очередь, подразделяются на несколько видов: по содержанию и характеру учебного процесса.
По содержанию:
- Вводная лекция, направленная на введение учащегося в обсуждаемую тему, его знакомство с содержанием, как целого курса, так и отдельной темы
- Обзорная лекция, проводящаяся по окончании какого-либо раздела или всего курса, и направленная на обобщение и расширение знаний, и их систематизацию
- Эпизодическая лекция, для которой не требуется целенаправленного планирования, и которая организуется лишь в случае необходимости уже в самом педагогическом процессе
По характеру учебного процесса:
- Информационная лекция, отличающаяся тем, что педагог излагает информацию в виде монолога, а учащиеся выполняют его требования, сообразно целям занятия. Такой тип лекций считается классическим
- Проблемная лекция, которая характеризуется не просто передачей учащимся знаний, а их вовлечением к обсуждению объективных противоречий в процессе развития научного знания и поиску путей разрешения проблемных ситуаций
Подбор типа лекции следует осуществлять, опираясь на цель и содержание учебного материала, реализуемую систему обучения, личностные особенности учеников и т.д. В большинстве случаев лекции завершаются тем, что педагог предлагает учащимся различные задания и вопросы, а также список литературы для самостоятельного изучения.
Рассказ
Рассказ является особой формой изложения, по большей части, фактических данных в виде описания или повествования. В процессе рассказа педагог руководствуется своей личной подготовкой, а также профессиональным опытом других педагогов.
Отдельное внимание в рассказе необходимо направлять на тематику и подачу предлагаемых фактов, применение наглядных инструментов обучения и подведение учащихся к тому, чтобы они самостоятельно делали обобщения и выводы.
Рассказы могут различаться по целям:
- Вступительный рассказ, предназначающийся для подготовки учащихся к изучению новой информации
- Повествовательный рассказ, посредством которого излагается конкретное и намеченное заранее содержание
- Заключительный рассказ, служащий для завершения определённого отрезка обучения
Как правило, длительность рассказа не должна превышать десяти минут, а сопровождать его должен позитивный психоэмоциональный фон. Эффективность рассказа также может зависеть от его применения в комплексе с другими методами обучения, например, с иллюстрацией (максимально эффективен в младших классах) или обсуждением (максимально эффективен в средних и старших классах). Помимо этого, эффективность рассказа может быть обусловлена условиями, которые выбрал педагог для рассказа (временем и местом).
Беседа
Беседу можно назвать диалогической или вопросно-ответной формой изложения и закрепления информации. Беседа является одним из самых, можно сказать, древних методов обучения, т.
к. она использовалась ещё древнегреческими философами.Положительные качества этого метода состоят в том, что он:
- Направляет мысль учащегося, заставляя следовать за ходом мыслей педагога
- Активизирует мыслительный процесс
- Служит прекрасным способом проверить, насколько качественно усвоены знания или навыки
- Развивает познавательную способность учащихся
- Формирует условия для активного управления педагогическим процессом
Чаще всего беседа применяется педагогами для того чтобы:
- Подготовить учащихся к активной работе в процессе занятия
- Ознакомить учащихся с новой информацией
- Систематизировать и закрепить знания
- Контролировать и диагностировать усвоение знаний в ходе занятия
Беседы, опять же, могут различаться – они могут иметь разное назначение:
- Организующая или вводная беседа, которая проводится перед началом занятия для того чтобы выяснить степень, с которой усвоен ранее изученный материал, как он понят учащимися, или как они поняли задачу предстоящего занятия
- Сообщающая беседа, служащая для донесения новых знаний. Такая беседа может быть катехизической (вопросы и ответы, которые не допускают возражений, последующее запоминание ответов), сократической (мягкая, почтительная по отношению к учителю, допускающая возражения и сомнения), эвристической (учащегося ставят перед проблемой и он должен дать собственные ответы на вопросы, которые задаёт педагог). Именно эвристические беседы наиболее распространены в системе образования
- Синтезирующая беседа, проводящаяся с целью обобщить и систематизировать те знания, которыми обладает учащийся
- Контрольно-коррекционная беседа, которую применяют в целях диагностики знаний или тогда, когда требуется дополнить, уточнить или развить эти знания
Основная роль в процессе беседы остаётся за педагогом. Он обязан самым тщательным образом продумывать содержание своей беседы и её цель, а также быть в состоянии составить ряд вопросов и придать им верную формулировку.
Применение бесед на практике показало, что наиболее активно и интересно этот процесс проходит, если поставленные педагогом вопросы мотивируют обучаемых к мысли, сравнениям и сопоставлениям, творческому анализу своего собственного опыта и уже полученных знаний.
Объяснение
Объяснение заключается в том, чтобы раскрыть смысл какого-либо явления, процесса или факта, для чего в последовательной форме излагаются его причинно-следственные связи и отношения.
В основном к объяснениям прибегают, когда изучаются теоретические основы каких-либо дисциплин, доказываются теоремы или решаются задачи по математике, химии, физике и т.п., а также раскрываются коренные причины и следствия природных явлений и социокультурной деятельности человека.
Во время объяснения педагог заостряет внимание учащихся на самых сложных вопросах. Принято считать, что основное место в объяснении отводится приёмам рассуждений и доказательств, ведь объяснение предполагает не только ответ на вопрос относительно чего-либо «Что это?», но и разъяснение: «Зачем?», «Как?», «Почему?» и т.п. Но, одновременно с этим, педагог должен придерживаться принципов логичности, точности, краткости и чёткой формулировки понятий и выводов.
В качестве метода обучения объяснение применяется с учащимися любых возрастных групп, но актуальность объяснения становится всё большей, начиная со средних и старших классов, когда учебный материал усложняется, а интеллектуальный потенциал возрастает.
Учебная дискуссия
Учебная дискуссия является обменом точками зрения на какую-либо конкретную проблему с целью стимулирования познавательного интереса.
Главным условием эффективной учебной дискуссии можно назвать предварительную подготовку учащихся и в плане содержательности и в плане формальности. Касаемо содержательной подготовки можно сказать, что она основывается на накоплении нужной информации на тему будущей дискуссии, а касаемо формальной – на определении формы изложения этой информации.
Использование метода учебной дискуссии развивает у учащихся способность к ясному и точному изложению мыслей, чёткому формулированию вопросов и приведению объективных доказательств. Однако учебная дискуссия требует основательной методологической подготовки и должна быть строго ограничена по времени. Участники дискуссии, выступая друг за другом, должны укладываться в 1,5-2 минуты, а подведение итогов должно быть связано с темами, разделами и главами исследуемого предмета.
Частично метод дискуссии применяется в средних классах школы, но в полной мере его следует вводить лишь в старших классах.
Работа с книгой
Работа с книгой (учебным материалом для чтения) как образовательный метод применяется для ознакомления учащихся со структурой учебника или пособия, его беглого просмотра, прочтения отдельных элементов, изучения информации, поиска ответов на какие-либо вопросы, записи наиболее важных отрывков, выполнения заданий и тестов, решения задач и примеров и заучивания учебного материала. При необходимости работа с книгой может быть модифицирована.
Если говорить о факторах эффективности работы с книгой, то отдельного внимания здесь заслуживают навык свободного чтения и способность к пониманию узнанного, способность определять главное и второстепенное, навык конспектирования, построения логических и структурных схем, а также самого подбора литературы по рассматриваемой теме.
Самыми популярными считаются такие виды работы с книгой как изучение книги под контролем педагога и изучение книги самостоятельно на дому для того чтобы закрепить полученные на занятии знания или же расширить их.
Демонстрация
Метод демонстрации называют также методом показа. Он предназначен для создания у учащихся наглядного примера исследуемого объекта, процесса или явления посредством его непосредственного предъявления в ходе урока или занятия.
Исходя из содержательной части изучаемой темы и способов действий учащихся, используются разные вариации демонстрации:
- Личный показ изучаемого действия или приёма
- Показ при помощи обладающих особыми навыками учащихся
- Показ реальных объектов: инструментов, материалов, оборудования и т.п.
- Показ изобразительных средств демонстрации
- Показ видеоматериалов
Но всегда следует учитывать следующий дидактический принцип: демонстрация должна использоваться в оптимальных количествах, а средства предъявления должны показываться в конкретной последовательности. Эффективность процесса показа также зависит от правильного выбора объектов и способности педагога направлять внимание учащихся на основные моменты того, что демонстрируется.
Условия эффективной демонстрации:
- Учащиеся должны хорошо видеть то, что им демонстрируется
- Учащиеся, если это возможно, должны воспринимать демонстрируемое не только при помощи зрения, но и при помощи остальных органов чувств
- Самые важные характеристики демонстрируемого объекта или явления должны производить на учащихся максимально возможное впечатление и привлекать к себе их внимание
- В процессе демонстрации учащиеся должны иметь возможность самостоятельно изучить демонстрируемое и оценить его
Демонстрация находится в тесной связи еще с одним методом – методом иллюстрации, хотя его, традиционно для отечественной дидактики, принято рассматривать в качестве самостоятельного.
Иллюстрация – это демонстрация явлений, процессов и объектов, а также их восприятие в символьной форме. Это осуществляется посредством картин, репродукций, схем, графиков, рисунков, фотографий, карт, плакатов и т.д.
Два этих метода применяются во взаимосвязи друг с другом, тем самым не только друг друга дополняя, но и усиливая действие друг друга. Если предмет демонстрации должен восприниматься учащимися в целостной картине, то принято применять собственно демонстрацию. Если же нужно указать на сущность предмета демонстрации или связь его элементов, то обычно используют иллюстративный метод.
Здесь же следует сказать, что благодаря внедрению в педагогическую деятельность всё новых источников зрительного преподнесения данных, таких как компьютеры, видеомагнитофоны, проекторы, кодоскопы и других, появилась возможность выделить другой относительно самостоятельный метод обучения, называемый видеометодом. Он предназначен как для преподнесения информации, так и для её контроля, систематизации, обобщения, повторения и закрепления.
Видеометод позволяет эффективно решить множество задач учебно-воспитательного процесса:
- Предоставлять новые знания о процессах и явлениях, которые невозможно увидеть обычным зрением, к примеру, об ударах крупных упругих тел, что происходит очень быстро, или о росте растений, что происходит очень медленно
- Объяснять принципы действия сложнейших механизмов в динамике
- Создавать особую языковую среду на занятиях по иностранным языкам
- Представлять видеодокументы на занятиях по любым наукам и дисциплинам
- Организовывать тестовые проверки
- Выполнять тренировочные работы и упражнения, производить моделирование и измерения и т. д.
- Создавать базы данных, необходимые для осуществления исследований и учебно-тренировочных занятий
- Вести компьютерный учёт успеваемости учащихся
- Реализовывать дифференцированный подход к организации педагогического процесса
- Рационализировать образовательный процесс, повышать его продуктивность, обеспечивать оптимальный объём поступающей информации и её усвоение посредством повышения качества педагогических методов
На эффективность видеометода влияет качество видеоматериалов и использующейся в процессе осуществления метода аппаратуры. В дополнение к этому, видеометод, по сравнению с остальными методами, значительно требовательнее к организации педагогической деятельности – она должна быть ещё более целесообразной, продуманной и точной.
Упражнения
Упражнение по своей сути является сознательным повторением практических или умственных действий, направленным на формирование необходимых с точки зрения профессионализма умений и/или навыков.
Существует классификация упражнений по диалектическому назначению:
- Вводные упражнения, проводящиеся в большинстве случаев после практической демонстрации и нацеленные на достижение надлежащего выполнения отдельных частей продемонстрированных действий
- Основные упражнения, которые используются для того чтобы довести выполнение определённых действий до требуемого уровня и сформировать какие-либо умения
- Тренировочные упражнения, направленные на поддержку уже имеющихся навыков и сохранения высокого уровня умений
Также упражнения бывают:
- Специальными – это упражнения, которые повторяются многократно, и направлены на формирование навыков и умений, обусловленных педагогическим задачами
- Производными – это специальные упражнения, в которые включены уже применявшиеся ранее элементы. Такие упражнения помогают повторять и закреплять те умения и навыки, которые были сформированы ранее
- Комментированными – применяются, когда необходимо активизировать учебный процесс и сознательное выполнение учащимися заданий. Здесь педагог вместе с учащимися комментирует производимые действия, что помогает их лучше осознать и усвоить
Помимо этого, упражнения делятся на:
- Устные упражнения, связанные с развитием логического мышления, культуры речи и познавательных способностей учащихся. Предназначены они для помощи учащимся в овладении техникой чтения, логического представления информации, рассказа, устного счёта и т.п.
- Письменные упражнения, аналогичные устным. Их целью является сформировать, развить и упорядочить требующиеся умения и навыки. Письменные упражнения могут иметь форму орфографических, грамматических и стилистических диктантов, описания опытов, решения задач, конспектов, сочинений и т.д.
- Графические упражнения, применяющиеся в процессе изучения рисования, географии, черчения, физики и математики
- Лабораторно-практические упражнения, при помощи которых развиваются навыки манипуляции инструментами труда и специализированным оборудованием, а также навыки конструкторско-технического характера
- Производственно-трудовые упражнения, являющиеся комплексом специализированных трудовых действий производственного или учебного плана, например, изготовление деталей или устройств, выполнение конкретных трудовых приёмов
Эффективность упражнений зависит от того, соответствуют ли они определённым требованиям: нацелены ли учащиеся на сознательное улучшение качества своей деятельности, знают ли они правила выполнения требующихся действий, ведётся ли учёт и контроль условий, предназначенных для выполнения упражнений, ведётся ли учёт достижений учащихся, осуществляются ли повторения и какой промежуток времени разделяет эти повторения.
Взаимообучение
Взаимообучение можно назвать довольно специфическим методом обучения, основывающимся на взаимодействии между учащимися. Основное значение здесь имеет разность в их теоретических знаниях, практической подготовке и способностях. Суть метода состоит в том, что учащиеся обмениваются между собой основными и дополнительными данными, вместе отрабатывают навыки и умения и проверяют, насколько прочно усвоили материал.
Взаимообучение может быть разным:
- Парное взаимообуение, в котором каждый учащийся попеременно берёт на себя роль ученика и педагога
- Групповое взаимообучение, в котором одному из учащихся достаётся роль консультанта по какой-либо теме или дисциплине, и он выступает перед группой
- Коллективное взаимообучение, в котором по очереди перед классом, группой студентов или коллективом выступают консультанты по особым вопросам. Иногда самые подготовленные консультанты могут также быть помощниками педагога во время проверки знаний учащихся
Взаимообучение может применяться в работе с учащимися разных возрастных групп, хотя наиболее эффективным оно будет, конечно же, на второй (средние классы) и третьей (старшие классы) ступенях обучения. Если же планируется работа с младшими школьниками, то необходимо активное содействие педагога и его помощников (консультантов, старшеклассников и т.п.).
Лабораторная работа
Метод лабораторной работы основывается на том, что учащиеся самостоятельно проводят исследования и эксперименты. Главным образом, данный метод применяется в процессе изучения биологии, химии и физики. Лабораторные работы могут быть индивидуальными и групповыми.
Посредством лабораторного метода учащиеся получают возможность осваивать навыки и умения обращения с инструментарием. Также этот метод гарантирует оптимальную среду, в которой формируются важные практические умения, такие как, выбор способов изучения, проверка и обработка результатов, вычисление, измерение и т.д.
Для надлежащего применения лабораторного метода требуется особое оборудование, подготовка педагога и учащихся и достаточное количество временных и энергетических ресурсов.
Практическая работа
Метод практической работы отличен от лабораторного метода преобладающим использованием для решения практических заданий теоретических знаний. Именно навыки применения теории к практике является основополагающим.
Практический метод способствует углублению знаний и оттачиванию навыков, стимулированию познавательной деятельности и решению задач контролирующего и коррекционного характера.
Один из выдающихся советских психологов Е. Я. Голант выделил пять стадий познавательной деятельности учащихся в процессе практической работы:
- Теоретическое осмысление работы, когда педагог объясняет её смысл
- Инструктаж, в котором педагог объясняет техническую сторону работы
- Пробный этап, где несколько учащихся выполняют практические задания, а все остальные наблюдают за процессом и, если практиканты допускают ошибки, делают замечания под контролем педагога
- Этап выполнения, где все учащиеся решают поставленную перед ними задачу (педагог уделяет наибольшее внимание тем, кто совершает ошибки)
- Этап контроля, где педагог принимает и оценивает работы учащихся, беря во внимание качество работ, скорость выполнения, аккуратность и правильность
Метод практической работы может применяться в обучении учащихся любых возрастов, но важно, чтобы задания соответствовали способностям и возрастным особенностям учеников.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа – это метод обучения, направленный на получение знаний и навыков посредством индивидуального изучения учащимися теоретических источников, а также отработки ими необходимых действий и приёмов.
Самостоятельная работа является важнейшим методом обучения и основой всех других методов, а также дидактическим связующим звеном, обуславливающим дидактическую связь между каждым из них.
Базовыми видами самостоятельной работы считаются:
- Работа с книгами, учебниками и другими печатными источниками информации
- Просмотр видеоматериалов
- Прослушивание аудиоматериалов
- Работа с компьютером и компьютерными программами
- Самостоятельное выполнение упражнений и тренировки
Аналогично практике, самостоятельная работа должна быть частью педагогического процесса в обучении учащихся любых возрастов, но не должна превышать их умственный и интеллектуальный потенциал и индивидуальные возможности.
Мы рассмотрели основные виды традиционных методов обучения. Вполне вероятно, что вы не понаслышке знакомы с каждым из них, т.к. все они используются ещё с начальных классов в школах, затем в техникумах, училищах, институтах, университетах и других учебных заведениях.
Однако сфера образования, как и любая другая область жизнедеятельности человека, не стоит на месте, и постоянно появляются инновационные методы обучения, обладающие ещё большей эффективностью и облегчающие процесс обучения. В следующем уроке мы поговорим именно о них.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Евгений БуяновКирилл
← 3 Психология и педагогика5 Современные методы →
Классификация методов обучения. Особенности традиционного обучения
3.06.2012
Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. «Метод» (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знаний.
Форма обучения — это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе получения ими знаний. Выделяют формы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная), а также такие формы, как урок, экскурсия, семинар, лекция, практическое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т. д. Главное, что отличает метод от формы, это то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого ученика.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю. К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».
Т. А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.
Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы:
- СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ — Рассказ, беседа, инструктаж и др.
- ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — Упражнение, тренировка, самоуправление и др.
- НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ — Иллюстрирование, показ, предъявление материала
Другая классификация методов воспитания построена на основе учета структуры личности — методы формирования сознания, поведения и чувств:
- МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ — Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.
- МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ — Упражнение, тренировка, самоуправление
- МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВ (стимулирования) — Одобрение, похвала, порицание,КОНТРОЛЬ и др.
Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- вметоды контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Классификация М. А. Данилова, Б.П. Есипова исходит из того, что, если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то их можно разделить на следующие группы:
- методы приобретения новых знаний;
- методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
В. Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:
- методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся — рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала;
- методы закрепления изучаемого материала — беседа, работа с учебником;
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала — работа с учебником, лабораторные работы;
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков — упражнения, лабораторные занятия;
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся — наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр.
Выделяют также монологические (информационно-сообщающие) методы обучения, например: рассказ, лекция, объяснение, и диалогические методы изложения учебного материала (беседа, проблемное изложение, диспут).
Остановимся еще на одной классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) — осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются «знания-знакомства».
- Репродуктивный метод. Преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д.; в результате формируются «знания-копии».
- Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
- Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одной из разновидностей которого является эвристическая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
- Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности
Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный — методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.
Недостатки традиционного обучения многочисленны, например:
- усредненный общий темп изучения материала;
- единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися;
- большой удельный вес знаний, получаемых учениками в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате ученики «разучиваются думать»;
- почти полное незнание учителем, усваиваются ли учащимися сообщаемые знания;
- преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;
- затрудненность самостоятельной работы учеников с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала;
- преобладание нагрузки на память учащихся, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит.
Но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного воспроизведения информации по памяти не требуются, не применяются, и, с другой стороны, ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике (умение находить нужную информацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях). Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: Обучение
Источник: Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Материалы по теме |
---|
Педагогическая наука и технологии Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в. .. |
Изучение английского языка онлайн (курсы, практика) … |
Желание учиться … |
Особенности обучения взрослых Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии |
Учебная задача Новиков А.М., Методология образования |
Формирование и изучение учебной мотивации Мандель Б.Р., Педагогическая психология |
Теории учения Милорадова Н.Г., Психология и педагогика |
Обучение как способ организации педагогического процесса Сластенин В.А. — «Педагогика» |
Традиционные методы Определение | Law Insider
означает методы работы, при которых деятельность осуществляется с использованием рабочей силы, когда технически и экономически целесообразное и подходящее оборудование используется только тогда, когда одна только рабочая сила не позволяет достичь требуемых стандартов.
означает розничную клинику здоровья, которая имеет письменное соглашение с Администратором претензии или другим планом Blue Cross и/или Blue Shield на предоставление вам услуг в момент их оказания.
означает исследования и аналитические процедуры, изложенные в последнем издании «Стандартных методов исследования воды и сточных вод», опубликованном совместно Американской ассоциацией общественного здравоохранения, Американской ассоциацией водопроводных сооружений и Федерацией по борьбе с загрязнением воды. .
означает любой метод отбора проб и анализа загрязнителя воздуха, который не является эталонным или эквивалентным методом, но который, к удовлетворению уполномоченного и Агентства по охране окружающей среды США, продемонстрировал, что в определенных случаях дает результаты, достаточные для определения соответствия.
означает любой метод, на который распространяются Патентные права, использование которого, если не считать лицензии, предоставленной ЛИЦЕНЗИАТУ по настоящему Соглашению, представляло бы собой нарушение любого ожидающего рассмотрения или выданного и неистекшего требования в рамках Патентных прав.
означает краткие, ориентированные на производительность чертежи или спецификации для проекта общественного строительства. Целью пакета критериев проектирования является предоставление достаточной информации, позволяющей проектно-строительным фирмам подготовить заявку или ответ на запрос предложений округа, или разрешить округу заключить согласованный контракт на проектирование-строительство. В пакете критериев проектирования должны быть указаны критерии, основанные на эффективности проекта общественного строительства, включая юридическое описание объекта, информацию об обследовании объекта, требования к внутреннему пространству, стандарты качества материалов, схемы и критерии концептуального дизайна проекта, стоимость или бюджетная смета, графики проектирования и строительства, требования к застройке участка, условия для коммунальных услуг, удержания и удаления ливневых вод, а также требования к парковке, применимые к проекту. Пакеты критериев проектирования требуют от фирм предоставления информации о квалификации, доступности и прошлой работе фирм, включая их партнеров и членов.
означает критерии, изложенные в пункте 4.2.
означает и включает все требования, соображения,
означает один или несколько бизнес-критериев, перечисленных в Разделе 11.2, на основании которых Комитет может устанавливать цели эффективности для определенных квалифицированных наград, основанных на результатах.
означает «За генератором счетчиков», который используется муниципальными электрическими системами, электрическими кооперативами или электрораспределительными компаниями для обслуживания нагрузки.
означает любое лицо, которое покупает или приобретает модульное здание из Пенджаб.
означает лекарственные препараты, содержащие одно и то же активное вещество. собственно звонок.
означает конкурентную интегрированную занятость для лица с инвалидностью, основанную на индивидуальном определении сильных сторон, потребностей и интересов человека, предназначенную для удовлетворения конкретных способностей человека и деловых потребностей работодатель.
означает любое имеющее лицензию физическое или юридическое лицо, которое покупает или иным образом приобретает, хранит, продает или иным образом передает и может перевозить предметы каннабиса с целью перепродажи или иной передачи либо другому оптовому продавцу каннабиса, либо розничному продавцу каннабиса, но не потребителям.
означает внеполосную сигнальную сеть с коммутацией пакетов, используемую для передачи контрольных сигналов, управляющих сигналов и сообщений данных. Это особая сеть, полностью отделенная от пути передачи коммутируемой сети общего пользования. Если Стороны не договорились об ином, протокол CCS, используемый Сторонами, должен быть SS7.
означает подкожное введение стерильных одноразовых игл для акупунктуры.
означает набор функций телекоммуникационных услуг, доступных для частных и однолинейных бизнес-клиентов, включая ожидание вызова, переадресацию вызова и трехсторонний вызов.
означает общеотраслевую систему сбора данных, которая обрабатывает ежедневный обмен сведениями о сообщениях между телефонными компаниями, участвующими в CMDS (также известными как прямые участники CMDS). AT&T-21STATE является прямым участником CMDS.
означает розничную клинику здоровья, у которой нет письменного соглашения с Администратором претензии или другим планом Blue Cross и/или Blue Shield о предоставлении вам услуг в момент их оказания.
означает фирму, имеющую действующее свидетельство о регистрации в соответствии с Главой 481 Устава Флориды для занятий архитектурой или ландшафтной архитектурой, или фирму, имеющую действующий сертификат зарегистрированного инженера в соответствии с Главой 471 Устава Флориды для занятий проектирование, и кто нанят округом или по контракту с ним для предоставления профессиональных услуг архитектора, услуг ландшафтного архитектора или инженерных услуг в связи с подготовкой пакета критериев проектирования.
означает критерии, состоящие из Основополагающих критериев номинации и Специфических факторов номинации, и также упоминается как «данные критерии».
означает географическую зону, утвержденную Комиссаром и основанную на свидетельстве перевозчика о полномочиях на осуществление страхования в этом штате, в пределах которой перевозчик уполномочен предоставлять страховое покрытие;
означает предприятие, принадлежащее ветерану-инвалиду, расположенное в штате Теннесси и отвечающее критериям Кодекса штата Теннесси. Энн. § 12-3-1102(8). «Ветеран службы-инвалид» означает любое лицо, которое достойно служило на действительной военной службе в вооруженных силах Соединенных Штатов с не менее чем двадцатью процентами (20%) инвалидностью, которая связана со службой, т. е. инвалидность была получена или усугубилась в несение службы на действительной военной, морской или воздушной службе.
означает заболевание, вызванное наследственной аномалией биохимии тела, тестирование на предмет которого требуется по закону;
Традиционный метод обучения — блоги цифровых классов
Традиционные методы обучения ушли в прошлое, когда учителя контролируют класс, в котором они преподают, и несут полную ответственность за учебную среду. Все обязанности и полномочия возложены на учителя, и он, будучи лектором в классе, играет роль инструктора для студентов, а также лица, принимающего решение о том, чему учить и как учить.
Для учителей ученики приходят в школу, чтобы получить знания и информацию, которые они получают от учителей. Учителя являются основным источником знаний для обучения студентов и передачи знаний. Однако в настоящее время методы обучения изменились, но основная цель осталась прежней — обучение.
Обучение является целью преподавания, поскольку ученик учится, учитель добивается успеха в своей работе. Процесс обучения происходит в основном в классе, который является одним из традиционные методы обучения. В классе все учащиеся сидят вместе и изучают содержание, предлагаемое учителями, и овладевают знаниями на практике. В школах по-прежнему используются традиционные методы обучения:
- При традиционных методах обучения классы ориентированы на учителя.
- Учителя являются основным источником знаний в традиционном методе обучения. Они берут на себя ответственность распространителей знаний, а не фасилитаторов.
- В традиционных методах обучения широко используются методы мелом и разговором.
- В традиционном методе обучения основное внимание уделяется классным комнатам.
- Поскольку традиционный метод обучения ориентирован на учителя, он показывает недостаток сотрудничества и группового обучения у учащихся. Учителя читают лекции, а студенты учатся.
- В традиционном обучении, основной мотив учителей состоит в том, чтобы подготовить студентов к экзаменам, а не научить их и заставить их понять концепцию и программу. Студенты учатся только для того, чтобы сдать экзамен и получить хорошие результаты.
- В традиционном обучении нет надлежащей согласованности между целями, действиями и оценками.
Это черты традиционных методов обучения, которые не кажутся подходящими в эпоху технологий. Поскольку мы живем в 21 веке, требуются изменения в системе традиционного образования и старого образования , чтобы справиться с современным временем. В настоящее время учителя пытаются применить лучший метод обучения для учащихся, чтобы они осмысленно удовлетворяли потребности учащихся.
Сегодня сценарий занятий изменился, ученики больше не рассматриваются как целевая аудитория, вместо этого они принимают активное участие в занятиях и обучении. Учителя позволяют им говорить и задавать вопросы о том, чему они учат. С течением времени менялись стили и методы обучения. Традиционный способ обучения, в котором используются методы запоминания и декламации, заменен интерактивными методами.
Традиционные методы обучения, также известные как традиционные методы обучения, все еще широко используются в школах. В традиционные методы обучения , учителя просят учащихся повторять и запоминать содержание обучения и то, чему они учат в классе, а также учащиеся один за другим повторяют урок, когда приходит их очередь. Кроме тех, кто читает, другие ученики слушают и ждут своей очереди. Таким образом, весь урок завершается учащимися. Затем учащихся просят запомнить урок, и на основе этого чтения учителя берут задание, письменный тест или устный тест.
Традиционные методы обучения практикуются в классе таким образом, что учащиеся получают вознаграждение за свои усилия, которые они вкладывают в класс во время занятий по каждому предмету. Правила и положения применяются в классе таким образом, чтобы контролировать поведение учащихся. Эти правила и положения вытекали из установившихся обычаев, которые школы успешно использовали в течение многих лет. Учителя несут ответственность за передачу знаний и поддержание стандартов поведения в школе.
Чем современный метод обучения отличается от традиционных методов обучения?
Система образования трансформируется и внедряет новые методы обучения, которые имеют совершенно другой угол и подход к обучению и преподаванию. В современных методах обучения учителя учат каждого ученика на разном уровне и не считают всех одним. Они предполагают, что все учащиеся разные, и индивидуально применяют к ним разные образовательные практики. Они учитывают потребности каждого ученика и делают это соответственно. В отличие от старого образования, прогрессивные методы обучения основаны на деятельности, опросе, объяснении, демонстрации и использовании методов сотрудничества.