cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Типы самостоятельных работ: Типы самостоятельных работ — Студопедия

Содержание

Типы самостоятельных работ — Студопедия

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу — бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.


Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.


Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, ре акции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

В качестве иллюстрации рассмотрим фрагмент урока физики в 6-м классе. На двух предыдущих уроках учащиеся изучили, закрепили действие жидкости на погруженное тело, условие плавания тел. И вот учитель показывает простой опыт. В бутылку с узким горлом наливает доверху воды, опускает спичку с кусочком пластилина на конце (спичка полностью погрузилась в воду, но плавает), закрывает большим пальцем горлышко бутылки и надавливает на воду. Спичка плавно погружается в воду. Затем по его команде спичка поднимается вверх, останавливается на любой глубине, снова опускается вниз и т.д. Большая часть класса поражена. Учитель предлагает объяснить это явление. Задание это эвристическое. Всем ясно, что решение как-то связано с изменением давления внутри жидкости, производимого пальцем. Но, с одной стороны, это изменение давления одинаково на обоих концах вертикально расположенной спички, а потому вроде бы не должно изменить равновесия спички, с другой — видно, что плавучесть спички все же меняется. В только что изученную формулу условия плавания тел давление не входит. Так каков же механизм плавучести спички? Поиск ответа на этот вопрос доставляет много радости для шестиклассников.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа — одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

ТИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ


(в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности)

Воспроизводящие
Реконструктивно-вариативные
Эвристические
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ

Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое родство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания, активная самостоятельная деятельность предлагает наличие у учащихся многих умений.

Основными из них являются:

1.работа с книгой (учебником, математическим текстом, справочниками, таблицами и.др.), работа по плану, алгоритму, предписанию.

Навыки работы учащихся по плану особенно успешно развиваются на уроках геометрии. Работа по образцу, решение задачи стандартного вида. Умение работать по образцу не приходит само собой, а требует специальных приемов работы учителя, на уроках математики можно применить карточки с пропусками для многократного использования карточки удобно вложить в полиэтиленовый пакет. Тогда учащиеся заполняя пропуски, пишут на пленке, после проверки работы карточка вынимается из пакета и может быть использована повторно, написанное на пленке легко стирается. Классификация. систематизация учебного материала —успех самостоятельной работы нередко зависит от умения систематизировать учебный материал.

Одна из сторон самостоятельного мышления — сформированность привычки к самоконтролю и умение его проведения. Здесь учащемуся могут быть предложены различные рекомендации, они учат давать рецензию на ответ товарища, другие учат на уроке проверять решение задач по такой памятке:

а) Проверьте, правильно ли выписано условие задачи?

б) Верно ли сделан чертеж?

в) Просматривается ли логический план решения задачи?

г) Достаточно ли обоснованно решение, рационально ли оно?

д) Что вам мешало при проверке, есть ли замечании: при проверке?

е) Ваша оценка работы

ж) Работа по собственной инициативе.

Для того, чтобы самостоятельную работу приблизить к практической деятельности, полезно проводить лабораторные работы. Их можно дифферен­цировать как по содержанию, так по методам выполнения- от простейших задач практического характера на .непосредственное применение знаний до серьезных исследовательских работ, связанных с конструированием и математическим моделированием. Лабораторно- практические работы разви­вают учащихся навык приближенных вычислении, учат пользоваться табли­цами и микрокалькуляторами, справочной литературой, проводить различные измерения и построения геометрических фигур, а тем самым демонстрируют прикладной характер математики.

Однако проведение лабораторных работ сложнее в методическом отно­шении, чем организация других видов самостоятельных работ. Они требуют от преподавателя большей подготовки, их проводят 2-3 раза в год.

Математика как никакой другой предмет позволяет формировать нужный для самостоятельной работы навык самоконтроля за своей работой.

Остановимся на специфике формирования навыков самоконтроля при проведении математических диктантов, которые желательно проводить после изучения соответствующего материал каждого пункта задачи учителю большей частью приходится составлять самому ,т.к. число задач с установкой на самоконтроль составляет менее 20% от общего числа заданий, имеющихся в учебниках и учебных пособиях по математике для средней школы.

Ответы к заданиям заготавливаются заранее и по окончанию диктанта представляютих для пользования учащимся.

При проведении диктантов учитель должен четко представлять себе ре­зультативность следующих видов работ: а) проверка диктантов только учителем; б) взаимопроверка работ соседями по парте; в) взаимопроверка работ соседями по варианту; г) самопроверка;

 

Наиболее высокий % объективных оценок, как правило бывает при взаимопроверке соседей по варианту. Самый низкий- соседей по парте, т.к. обмен работами в этом случае приводит к перемене варианта задания. Продуктивность самостоятельной работы зависит во многом от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать и строить различные схемы изучаемого материала.

При этом целесообразно подчеркивать, что например построение таблиц, схем графиков в ходе изучения материала позволяет увеличивать объем запоминаемой информации(по сравнению с запоминаем на слух на 15-20%).

Организация самостоятельной работы на уроке вызывает большие трудности, здесь нельзя ограничится фронтальными воздействиями: учителю необходимо дифференцировать работу учащихся, ‘организовывать управление ею, приблизить самостоятельную работу к реальной практической деятельности. Решение каждой их этих задач достигается с помощью учебного оборудования. Уже давно и прочно в практику школы вошли дидактические материалы,» составленные по вариантам с различным уровнем трудности заданий.

Управление самостоятельной работой учащихся в значительной мере можно поручить ТПО (таблицы программного обеспечения).

При этой работе облегчается управление классом со стороны учителя. Доказательство теоремы можно провести в виде структированного текста, содержащего блоки. Обращение к таким таблицам не только способствует непроизвольному и прочному запоминанию, но и учит самостоятельному изучению нужных сведений, работе со справочной информацией.

 

Хочется отменить организацию уроков- зачетов, которые называются математическими рингами, где ярко выражена самостоятельная работа при подготовке.

За неделю до зачета предлагаются учащимся теоретические вопросы по определенной теме, которые он должен подготовить. К зачету учащиеся переписывают вопросы, а слева оставляют место для оценок за ответы на них. До зачета договорится, что на своих карточках с тыльной стороны учащиеся проведут красную или желтую, или зеленую полосу, красная полоса обозначает, что обладатель такой карточки уверен в своих знаниях и хочет выйти на ринг одним из первых, желтая полоса свидетельствует о томи, что ученик не слишком уверен в своих знаниях, а зеленая говорит еще о меньшей

уверенности.

1-ый вопрос по теории ученики берут из предложенного заранее им списка, а дополнительные вопросы могут быть какими угодно по данной теме. Ребята могут их записывать из учебника или придумывать сами. Можно предложить и занимательную задачу и чем она оригинальна, тем больше баллов получит тот, кто её предложил, ребята должны быть настолько хорошо подготовлены, чтобы отвечать с «ходу». При ответах разрешается делать на доске схематические чертежи, краткие записи. Если ответ надо подтвердить доказательством, отвечающий получает несколько минут для подготовки. Пока один ученик готовится, вопросы задают другому. За правильностью ответов учитель следит вместе с классом. Каждому ученику разрешается дополнить или i поправить отвечающего. Его активность также оценивается баллами, заработанные баллы выставляются в специальную ведомость. Её. ведет ученик- «‘ контролер. В ведомости несколько граф, в которых проставляются баллы за’ работу заранее установленного типа. Опрос сильных учащихся продолжается г целый урок.

На втором этапе математического ринга учащиеся экзаменаторы . рассаживаются ,по одному за пронумерованные столы. Этот номер вопроса в списке вопросов, предложенных перед зачетом. Учащиеся, переходя от стола к столу должны побеседовать с каждым экзаменатором, но последовательности бесед они устанавливают сами.

Тот из учащихся, кто почувствовал затруднение, может обратится к уче­бнику. Ребята с желтой полосой могут воспользоваться учебником дважды, ас зеленой трижды. Штрафные очки им при этом не присуждаются.

На третьем этапе математического ринга происходит подведение итогов, подсчет полученных баллов и выставление каждому участнику определенной оценки.

Условия выставления баллов следующие:

1)3а ответ на каждый их обязательных вопросов — по 10 баллов,

2)3а решение коллективной задачи-10 баллов

3)3а сообщение по теме — 20 баллов

4)3а активное участие в опросе — 3 балла

5)3а оперативность — 5 баллов

6)3а дополнительную задачу-20 баллов.

 

После подведения итогов учащимся выставляются оценки. Если ученик получит от 110-140 баллов-«5», от 90-100 баллов –«4», от 70-90 баллов-«3», от 60 и меньше.

 

Решение учеником домашней задачи считается самос­тоятельной работой, но степень самостоятельности здесь установить трудно. Однако выполнение учащимися различных практических заданий связанных с построениями, измерениями при условии, что они индивидуализированы можно всегда считать самостоятельной работой.

 

 

Эффективность самостоятельной работы, формирование навыков самос­тоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собственных знаний, когда образно говоря, он еще не успел «поспать» быть может ошибочную информацию в память, очевидно, что анализ самос­тоятельной работы должен носить обучающий характер, т.е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобы учащиеся смогли до конца понять вопросов котором сделали ошибки.

 

В управлении самостоятельной работой школьников у учителя наблю­даются такие ошибки:

а) Учителя нередко совершенно избегают единых для всех учащихся учебных заданий из-за боязни списывания, но без этого вообще невозможно организовать учебно-познавательную деятельность, работу всего класса,

б) Другая ошибка — когда учебная работа задается фронтально, но учитель не следует за тем, чтобы она сразу протекала в индивидуальной фазе, когда все ученики самостоятельно независимо друг от друга пытаются выполнить упражнение, решить задачу.

Устная работа в таких случаях ведется лишь с активом класса, ведь ответы первых опрошенных учеников дают подсказку остальным. Учебные задания, предназначенные для устной работы должны быть не громоздкими, своего рода учебными заданиями на сообразительность, различных вычислительных расчетов, а ответ имел лаконичную, не громоздкую форму. Если при проведении самостоятельной работы учитель сталкивается и с такими трудностями:

а)учащиеся заканчивают работу не одновременно, поэтому целесообразно включать дополнительные задания для тех, кто работает быстрее. б)трудно подобрать задание, однако посильное для всех учащихся. Если выполняется ряд однотипных упражнений, то здесь его посильность реализуется его объемом; трудно организовать проверку самостоятельной работы. Можно использовать вращающуюся доску или кодоскоп для проверки самостоятельной работы.

 

 

Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, воспитывать в учениках потребность самостоятельно добывать знания, умение творчески пользоваться объяснениями учителя, помощью товарищей, книгами, конспектами одна из важнейших целей нашей работы.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Типы самостоятельных работ — Студопедия

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу — бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.


Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.


Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, ре акции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

В качестве иллюстрации рассмотрим фрагмент урока физики в 6-м классе. На двух предыдущих уроках учащиеся изучили, закрепили действие жидкости на погруженное тело, условие плавания тел. И вот учитель показывает простой опыт. В бутылку с узким горлом наливает доверху воды, опускает спичку с кусочком пластилина на конце (спичка полностью погрузилась в воду, но плавает), закрывает большим пальцем горлышко бутылки и надавливает на воду. Спичка плавно погружается в воду. Затем по его команде спичка поднимается вверх, останавливается на любой глубине, снова опускается вниз и т.д. Большая часть класса поражена. Учитель предлагает объяснить это явление. Задание это эвристическое. Всем ясно, что решение как-то связано с изменением давления внутри жидкости, производимого пальцем. Но, с одной стороны, это изменение давления одинаково на обоих концах вертикально расположенной спички, а потому вроде бы не должно изменить равновесия спички, с другой — видно, что плавучесть спички все же меняется. В только что изученную формулу условия плавания тел давление не входит. Так каков же механизм плавучести спички? Поиск ответа на этот вопрос доставляет много радости для шестиклассников.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа — одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Классификация видов самостоятельной работы учащихся

Классификация видов самостоятельной работы учащихся.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая

выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без

непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого

время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели,

употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный

ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат

умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся,

связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных

учителем заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы

учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и

навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе,

можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по

характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени

самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять

групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно

приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и

практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в

усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной

работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может

осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между

собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть

использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью

экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение

умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения

применять ранее полученные знания..

Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно

приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение

наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной

системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению

существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью

решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных

работ и т.д.

4. Формирование умений творческого характера достигается при написании

сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых

способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие

познавательной способности учащихся

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность

знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на

темп усвоения нового материала.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по

решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации

способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению

с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и

содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и

творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ

ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического

характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на

формирование познавательных умений и навыков.

4. С течением времени при систематической организации самостоятельной

работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по

предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности

работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с

учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не

организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать

темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач,

выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого

характера.

Типы самостоятельных работ

Самостоятельные работы по образцу

Работы этого типа выполняются учеником всецело на основе образца, подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности школьника не выходит в этом случае за рамки воспроизводящей деятельности.

На уроках русского языка учащимся, например, предлагаются несколько предложений, а они самостоятельно должны определить, где знаки препинания расставлены правильно; или ни доске пишутся несколько слов на одно и то же грамматическое правило, а учащиеся должны найти правильно н неправильно написанные слова; или требуется подобрать примеры, подтверждающие то или иное грамматическое правило.

Так, при изучении темы «Причастный оборот» учащимся VI класса после первичного ознакомления их с понятием «при­частный оборот» и выяснения на конкретных примерах его функций в письменной и разговорной речи было предложено в начале самостоятельно найти причастие, зависимые слова и оп­ределяемое слово в следующих предложениях: «Кругом лежит сверкающий на солнце снег (образец). Дремлют посеребренные инеем деревья. Прижались к земле запорошенные снегом кусты. Молчит уснувший надолго лес. После выполнения учениками этого задания им предлагается определить на слух место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Учитель считывает предложения: «Пламя, зажженное искрой, не погасить никогда. Вечно жить будет Ленин в делах мудрой партии, созданной им» и др.

В курсе математики самостоятельными работами по образцу являются многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями, готовыми чертежами. В ходе выполнения этих работ ученики формулируют условия задачи, определяют известные и искомые элементы, а затем, воспроизводя соответствующие знания, находят способ решения и т. п. например, ученикам предлагается выразить дробь 14/28 в двадцать четвертых долях единицы; дроби 15/20, 20/40 в двадцатых долях единицы и т. д. В курсах алгебры и геометрии типичными самостоятельными работами по образцу служат большинство тренировочных задач в практике обучения предлагается учащимся самостоятельно решить.

Такой же воспроизводящий характер носят задания для самостоятельной работы по образцу в курсе физики, когда учащимся предлагают, например, при изучении темы “Количество теплоты” самостоятельно определить: а) какое количество энергии (в ккал) понадобится затратить, чтобы расплавить свинцовый слиток в 200 кг, взятый при температуре плавления; б) чтобы расплавить брусок железа массой 150 кг, взятый при температуре 40 C; в курсе химии, например, при изучении темы “Химические уравнения” – задания типа: “Рассчитать весовые соотношения между расходующимися и получающимися веществами по следующим уравнениям:

а) 2Zn + О2 == 2ZnO, б) 2Fe + ЗСI 2 – 2FeС1з,

в) 2Ag -|- S — Ag2S, г) 2Na + CI2 — 2NaCI”.

В географии, истории, литературе, биологии самостоятельными работами этого типа могут быть различные виды работ по текстам учебника, научно-популярной и художественной литературы, предметам материальной культуры, практические работы на местности, учебно-опытном участке и т. д. Например, учащимся предлагается в качестве задания найти по тексту учебник географии готовый ответ на вопрос: «Укажите, каковы особенности ледникового периода?»; по учебнику истории древнего мира ученикам предлагается определить: «Чем занимались крестьяне ремесленники в древнем Египте? Подтвердите это текстом учебника», или: «Укажите, является ли выступление рабов под предводительством Спартака или русских крестьян под предводительством Е. Пугачева революцией? Можно ли эти выступления считать прогрессивными или нет?» Особое место в числе самостоятельных работ по образцу ряде курсов учебных дисциплин занимают всевозможные таблицы, схемы, заполнение которых предлагается учащимся после изложения учителем нового материала. Например, при изучении темы «Идеи передовой буржуазии и народных масс в предреволюционной Франции» обычно предлагается заполнить следующую таблицу (табл. 1).

Таблица 1.

Фамилия просветителя

Отношение к государственной власти

Отношение к собствен­ности

Отношение к религии

Чьи интересы отражал

  1. Вольтер

  1. Монтескье

3. и т.д.

В практике обучения самостоятельные работы по образцу охватывают большое разнообразие видов. Тут могут быть и текстуальные, и иллюстрированные, и производственно-трудовые, и опытнические и многие другие самостоятельные работы в зависимости от характера конкретного содержания изучаемого материала. Но какие бы они ни были по содержанию, общим для работ этого типа является то, что все данные для выявления искомого, а также сам способ, идея (принцип) решения представлены готовом виде непосредственно в самой задаче самостоятельной работы. От учащихся не требуется какой-либо реконструкции воспроизводимого материала, так как вывод по существу содержится в посылках самой задачи, на основе которых его надо лишь выявить и представить в развернутом виде.

Как видим, уровень познавательной самостоятельности в деятельности ученика при выполнении перечисленных выше и других аналогичных видов работ проявляется в узнавании, осмысливании, запоминании, текстуальном воспроизведении или подведении нового факта, явления, события под уже известное понятие.

Все эти действия ученика при выполнении соответствующих заданий по сути дела не являются подлинно самостоятельными, они выполняются по образцу. Деятельность ученика элементарна, протекает в форме простого воспроизведения, причем действия с понятиями, к которым учащийся систематически прибе­рет в процессе своей деятельности, мало способствуют развитию его мышления. Назначение самостоятельных работ по образцу совсем иное. Содействуя накоплению учеником опорных фактов способов деятельности в области изучаемой дисциплины, умений и навыков, их прочному закреплению, эти работы создают необходимые условия для перехода ребенка к выполнению зада­ви более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности.

Реконструктивные самостоятельные работы

На этом уровне в учебной деятельности ученика интеллектуальные и практические действия протекают уже в плане реконструирования, преобразования структуры учебных текстов и наличного опыта решения задач, предлагаемых учителем для самостоятельного выполнения их учащимися. На основе имеющихся знаний и опыта решения задач по образцу ученик может самостоятельно осмыслить внутреннюю структуру изучаемого материала, дать описание действий с объектами изучения, анализировать и предвосхищать возможные исходы этих действий. Например, на уроке по новой истории при изучении темы «Франция в XVII—XVIII веках. Назревание революции» ученикам было Предложено на основании чтения текста соответствующего параграфа и документа к нему «Из наказа крестьян прихода Шатильон-сюр-Сеш Рениского округа» определить связь и взаимообусловленность кризисного состояния сельского хозяйства, промышленности и торговли с политическим кризисом во Франции накануне буржуазной революции.

Характерным признаком этого типа самостоятельных работ является то, что уже в самом задании обязательно сообщаете общая идея (принцип) решения, а учащемуся необходимо развить ее в конкретный способ (или способы) решения применительно к условиям задания (структуре объекта изучения). Самостоятельные работы этого типа правомерно назвать реконструктивными самостоятельными работами. Их отличительная особенность состоит в том, что в ходе их выполнения в деятельность ученика отмечается изменение, перестройка его мысли в форме развития готовой идеи (принципа) решения в конкретный способ (или способы) деятельности.

Например, на уроках русского языка при изучении тем «Причастный оборот» самостоятельные работы по образцу дополняются следующими видами работ:

Задание /. Перестроить следующие предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова: «Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребренные инеем деревья. Прижались к земле запорошенные снегом кусты. Молчит уснувший надолго лес».

Задание 2. Сопоставить устно в приведенных выше предложениях интонацию причастного оборота, когда определяемое слово стоит перед и после причастного оборота.

Задание 3. а) Подобрать к существительным (лес, деревья, снег и др.) эпитеты-причастия, б) Подобрать примеры с действительными и страдательными оборотами речи в пословицах и поговорках: «Слово, идущее от сердца согревает три зимы подряд. Пропущенный час годом не воротишь», в) Составить устный рассказ с этими и другими пословицами и поговорками, содержащими в себе действительные и страдательные обороты речи.

Такого вида реконструктивные самостоятельные работы в конечном итоге приводят школьников к осмысленному пониманию функций причастного оборота и тем самым способствуют формированию у них дифференцированного понятия причастного оборота как синтаксической единицы предложения. При полпенни этих заданий в процесс ряда сравнений и переформулирований уже включено добывание новых знаний, хотя основное значение здесь имеет еще реконструкция старого, хорошо усвоенного содержания (учебного материала),

В математике — это всевозможные виды заданий, в которых искомое не удается определить по внешним признакам условий задачи. Например, при изучении темы ”Обыкновенные дроби” ученикам предлагается сократить такие дроби, числители и знаменатели которых выражены числами, сократимость и несократимость которых не удается установить по их внешним признакам (сократить дробь 210/231), или при изучении умножения одночленов и умножения одночлена на многочлен предлагается задание, которое состоит в том, что учащимся надо вместо вопросительных знаков поставить необходимый ответ:

1-й сомножитель

2-й сомножитель

Произведение

3a2

-5x

?

4x

?

12x2y

?

?

-20a2

3a

?

3a

?

-4x

4x

И т.д.

Приведем еще одну задачу, содержание которой отражает особенности и сущность реконструктивных самостоятельных работ в курсе алгебры: «Участок площадью 864 га разделен на поля так, что третье поле имеет площадь, равную сумме площадей первых двух полей. Определите площадь каждого поля, ли известно, что площадь второго поля относится к площади первого, как 11:5».

В курсе геометрии реконструктивные самостоятельные работы держат задачи такого, например, характера: «Вычислить площадь прямоугольника, если две его стороны равны 34 см и 15 дм; 1 м 4 дм»; «Найти сторону прямоугольника, если площадь и одна из сторон соответственно равны: 142 м2 и 5м 50 см; 16 км2 и 4000 м; 0,096 км2 и 300 м».

Самостоятельные работы подобного же характера мы имеем в курсах физики и химии. Например: «Определить, какое количество энергии (в джоулях) надо затратить, чтобы расплавить медный слиток массой 1,5 г, взятый при температуре плавления«;«Какое количество энергии (в джоулях) надо затратить, чтобы расплавить слиток железа массой 2 г, взятый при температуре 25°С?»; в курсе химии: «Рассчитать весовые отношения между расходующимися и получающимися веществами в нижеследующих уравнениях, проставив предварительно вместо знаков вопроса коэффициенты:

а) ?Р + ?О2—>2Р2О5; б) ?Мg + O2—> ?МgO;

в) ?HgO—>?Hg+О2; г) 2Zn + ?HСl—> ZnСl2 + Н2.

Приведенные самостоятельные работы из области преподавания естественно-математических дисциплин отличаются тем, что, приступая к их выполнению, ученику каждый раз необходимо проализировать возможные общие пути решения соответствующей задачи, отыскать характерные признаки ее конкретных условий, перевести формулировку этих условий, например, в алгебраической задаче на язык уравнения, в геометрической — выразить стороны прямоугольника в одних и тех же линейных единицах, в заданиях по химии — реконструировать данные уравнения, чтобы рассчитать весовые соотношения веществ при данных химических реакциях, и т. п. И хотя здесь самостоятельная познавательная деятельность ученика в основном не выходит за рамки преобразующего воспроизведения структуры наличных знаний, тем не менее она уже сопровождается элементарными обобщениями, которые выражаются в форме узнавания и вычленении общего принципа решения, маскируемого конкретными условиями тех или иных заданий.

В курсах географии, истории, обществоведения, литератур самостоятельные работы реконструктивного типа по своему логико-содержательному аспекту носят несколько иной характер, чем самостоятельные работы того же типа в области русского языка и естественно-математических дисциплин. Однако по процессуальной значимости стимулируемой ими самостоятельно деятельности школьников все эти работы идентичны. Так, при изучении темы «Рельеф и полезные ископаемые СССР» ученика было предложено заполнить следующую таблицу:

Силы, действующие в про­цессе возникновения и развития форм рельефа

Причины возникновения сил

В каких процессах проявляется деятель­ность сил

Какое действие оказывают силы на возникновение и развитие форм рельефа

1. Внешние силы

2. Внутренние силы

Автор этого задания — Г. С. Леонова отмечает, что при выполнении учащиеся еще до объяснения учителем темы «Развитие во времени форм поверхности на территории СССР» заполняют только две первые колонки, при этом, чтобы справиться с заданием, ученик вынужден сначала восстановить в своей памяти знания сил, которые действуют в процессе возникновения и развития форм рельефа, причин действия этих сил, их возникновения и их проявления в тех или других процессах, и только после этого он сможет определить те действия, которые вызывают внешние и внутренние силы на возникновение и развитие рельефа.

В курсе географии к самостоятельным работам реконструктивного типа относятся также такие работы по составлению комплексных характеристик отдельных форм поверхности или компонентов природы, которые не требуют от учащихся преимущественно продуктивной деятельности.

В обучении истории самостоятельные работы реконструктивного типа обычно предусматривают конкретизацию более общих знаний, установление принадлежности конкретных исторических событий к одному из возможных выводов данного явления (подведение под понятие).

При изучении курса древней истории учащимся V класса предлагается самостоятельно на основе имеющихся у них знаний и использования конкретных описаний образа жизни древнейших людей определить, «почему древние люди голодали?»; ученик в этих самостоятельных работах с помощью двух известны понятий (например, примитивные орудия труда и низкий уровень общественного сознания древнего человека) объясняет третий частный по отношению к первым двум понятиям факт (человек голодал).

Более сложное задание для шестиклассников, относящееся тоже к реконструктивному типу самостоятельной работы, заключается в определении политической обстановки в стране на том ли ином этапе ее общественного развития, например в Нидерландах во второй половине XVI в. Здесь от ученика на основе простого описания эмпирической действительности требуется остановить, была ли в Нидерландах революционная ситуация или революция или страна переживала эволюционный этап в своем развитии.

Второй вид самостоятельной работы реконструктивного типа по курсу истории нацеливает ученика на то, чтобы дать на основе наличных знаний общую оценку общественно-политической деятельности отдельного исторического лица. В данном случае ученик сталкивается с необходимостью поиска решения в рамках преобразующего воспроизведения известных ему знаний.

Третий вид реконструктивных самостоятельных работ вынуждает ученика в процессе их выполнения не только перестраивать ранее известные ему знания для получения необходимого решения (ответа), но и переструктурировать сам способ решения соот­ветствующего задания для того, чтобы установить принадлежность события к одному из возможных видов данного в задании общего понятия.

Выполнение самостоятельных работ реконструктивного типа предполагает, как видим, анализ на основе описания объекта, явления или события различных возможных путей решения и выбор наиболее правильного из них или последовательное нахождение логически следующих друг за другом нескольких спо­собов решений.

По своему, дидактическому назначению реконструктивные самостоятельные работы могут быть применимы во всех звеньях небного процесса. Особое место в этом типе самостоятельных работ отводится текстуальным, смысловым, иллюстративным, опытническим и другим практическим работам, в ходе выполнения которых ученики самостоятельно применяют обилие правила, закономерности, понятия в различных конкретных ситуациях, придумывают соответствующие конкретные примеры к общим положениям, составляют задачи, реконструируют ранее изучен­ный учебный материал (в частности, способы решения задач) с целью его приложения к решению заданий с измененными кон­кретными условиями.

Однако, какие бы познавательные задачи ни содержались в том или ином виде реконструктивных самостоятельных работ, в каком бы звене учебного процесса они ни применялись, сущность их не меняется—их выполнение в основном остается на уровне преобразующего воспроизведения, которое в замкнутой цепи учебного познания школьника характеризует это познание как целое, а встречающиеся элементы творчества — как подчи­ненное этому целому. Познавательная активность и самостоя­тельность ученика в ходе выполнения данного типа самостоятельных работ проявляется обычно в элементарном стремлении к знаниям и учению — стремлении, в основе которого находится желание школьника получать знания в процессе учебного позна­ния как уже осознаваемая им потребность.

Таким образом, самостоятельные работы реконструктивного типа, хоти и имеют нечто общее с рантами по образцу, отлича­ются от последних степенью трудности и тем, что они вызываю у ученика более высокий уровень воспроизводящей деятель­ности.

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках информатики и ИКТ.

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках информатики и ИКТ.

Особенности преподавания и анализ организации самостоятельной работы

1 Развитие самостоятельности учащихся на уроках.

В последние годы большую актуальность приобретают вопросы подготовки учащихся к жизни, к труду, формирование у них самостоятельности. Постоянное совершенствование знаний и умений, самообразование — неотъемлемые составные части жизни каждого работника производства. Поэтому важно обучать молодежь этим умениям, используя все возможности изучаемого предмета, его содержание, методы и формы учебной работы.

Самостоятельность – ответственное инициативное поведение независимое от посторонних влияний, совершаемое своими силами.

Под самостоятельной работой понимают работу, выполняемую учениками без активной помощи учителя. Провести более четкую границу между самостоятельными работами и работами, выполняющими под руководством учителя довольно трудно.

Главная цель самостоятельных работ – формирование у учащихся самостоятельности мышления, создание у них системы знаний.

Методологическую основу самостоятельной работы составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, где учащимся надо проявить знание конкретной дисциплины. Методически обеспечить самостоятельную работу учащихся – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.

Различают три главных звена самостоятельной деятельности учащихся:

1. Выделение учащимися познавательной задачи, т.е. умение выбрать цель, увидеть задачу;

2. Подбор, определение и применение адекватных способов действий, ведущих к решению задачи, т.е. умение выбрать пути и средства для ее решения;

3. Выполнение операций контроля за тем, решается ли поставленная задача найденными и применяемыми способами, т.е. умение применять усвоенные знания и навыки в процессе практической реализации решения задачи.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

В то же время учителю нужно знать, что злоупотребление самостоятельной работой в учебном процессе также вредно, как и её недооценка.

Бывает так, что преподаватель включает в занятие самостоятельную работу без особой необходимости, просто ради разнообразия, не продумав её содержание и форму организации. Результаты бывают плачевными: или дети не готовы выполнить задание, или не хватило времени и т.п. Но, если учитель, составляя план занятия, продумал место и время самостоятельной работы четко, определил ею общее содержание, разбил задания по разным уровням сложности, то она сыграет свою положительную роль.

Поэтому учителю важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения.

Все формы самой работы учащихся на уроках подчиняются единым принципам. Главный из них — направленность заданий на формирование и развитие основных понятий в процессе обучения. Другой важный принцип — это подчиненность самостоятельных работ целям развития предметных и общеучебных умений. Систему самостоятельных работ характеризует и то, что при их проведении предусматривается последовательное усложнение заданий как по содержанию, так и по совокупности используемых приемов мыслительной деятельности. Каждое задание в системе направлено на достижение определенных целей. Самостоятельные работы разных видов сочетаются друг с другом.

2 Классификация самостоятельных работ

Выделяют семь типов самостоятельных работ: обучающие тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие и контрольные

Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. В итоге выполнения таких работ сразу видно усвоен материал учащимися или нет, выявляются сложные моменты, также дают о себе знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.

Учителю необходимо знать следующие особенности обучающих самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий непродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время  объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их  немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения.

Цель этих работ — не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке. К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила.

К тренировочным самостоятельным работам относятся задания на распознавание различных объектов и свойств.

В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить полученные знания на практике.

Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила.

Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, т.к. позволяет выработать основные умения и навыки тем самым создать базу для дальнейшего изучения определенного предмета. При выполнении тренировочных самостоятельных работ еще необходима помощь учителя. Можно разрешить пользоваться и учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п.

Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. К таким работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам, по ним учащиеся привыкают работать самостоятельно. Учителю удобнее ими пользоваться, если он соберет комплект карточек по темам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня.

 К закрепляющим самостоятельным работам можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный  материал. По результатам проверки  заданий данного типа учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.

Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, насколько ученики усвоили предыдущий материал, есть ли у них необходимые знания, какие проблемы смогут затруднить изучение нового материала.

Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, и др.

Большой интерес вызывают у учащихся  творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания на нахождение второго, третьего и т.д. способа решения задачи.

Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.

По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной  из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных.

Поэтому, во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков, в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

Самостоятельная работа является важной составляющей любого учебного процесса и проводится для усвоения, углубления и закрепления знаний умений и навыков, получаемых на уроках. Она по своей сути предполагает максимальную активность каждого обучающегося и развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельного мышления. Можно выделить следующие типы самостоятельных работ:

3 Типы самостоятельных работ

Существует несколько типов самостоятельных работ:

— воспроизводящие работы по образцу, необходимые для формирования умений и навыков и их прочного закрепления;

— реконструктивно-вариативные самостоятельные работы, приводящие к осмысленному переносу знаний в типичные ситуации, создающие условия для мыслительной активности и формирующие основания для творческой деятельности;

— эвристические самостоятельные работы, которые формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Они учат отбору необходимых знаний, творческому поиску новых решений, обобщению, систематизации знаний; вырабатывают такие качества, как гибкость ума, умение найти выход в нестандартной ситуации. Это может быть самостоятельное объяснение, анализ явлений, фактов, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

-творческие работы, в ходе которых учащиеся получают принципиально новые знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, самообразования, решения проблемных задач.

Задания должны быть возрастающей сложности, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Нельзя давать учащемуся задание уровнем выше – в лучшем случае будет потеряно время, в худшем – интерес к учению.

Самостоятельная работа, которая организуется, учителем в учебном процессе, может быть самой разнообразной.

4 Виды самостоятельных работ

К основным видам самостоятельной работы относятся:

1. Работа с книгой, учащимся предлагается поработать с учебником, прочитать и выполнить задания, в процессе урока и дома;

2. Упражнения, обычно даются на закрепление ранее изученного материала

3. Выполнение практических и лабораторных работ, учащиеся применяют полученные знания на практике;

4. Проверочные, самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения, в процессе проверки таких работ сразу выясняется, кто знает пройденный материал, кто готовился и кто понимает;

5. Подготовка докладов, рефератов, в процессе выполнения этих работ  учащихся демонстрируют, как они умеют отбирать нужную информацию осуществлять поиск в различных источниках, изучать различную литературу;

6. Домашние опыты, наблюдения, у учащихся развивается кругозор, вырабатывается умение делать выводы и заключения;

7. Техническое моделирование и конструирование, у учащихся вырабатывается умения смоделировать или сконструировать тот или иной объект, тем самым развивается такой психический процесс как воображение.

Данные виды работ способствуют развитию таких умений как, анализ, рассуждение, сравнение, сопоставление, умение делать логические выводы, поиск новых решений. Помимо этого, участие в самостоятельной деятельности формирует у учащихся познавательный интерес, создает положительную мотивацию к обучению, развивает интеллектуальную сферу личности, формирует умения и навыки в определенной деятельности.

5 Формы организации самостоятельных работ

К основным формам самостоятельной работы относятся: изучение теоретического материала; обсуждение теоретического материала с обучающими; изучение разборов задач и их обсуждение.

Можно предложить следующие варианты по организации самостоятельной работы для подготовки к олимпиаде по информатике базового курса:

I. Организация самостоятельной работы:

1. Повторение пройденного теоретического материала.

2. Установление главных вопросов темы.

3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

4. Упражнения, решение задач.

5. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

6. Приобретенные умения и навыки.

7. Составление вопросов по содержанию лекции.

Этапы и приемы СР:

  1. подбор рекомендуемой литературы

  2. знакомство с вопросами плана семинарского занятия и методической разработки по данной теме

  3. определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу

  4. составление схем, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии

II. Методические рекомендации преподавателям к организации самостоятельной работы.

  1. Не перегружать учащихся творческими заданиями.

  2. Чередовать творческую работу с заданиями во внеурочное время.

  3. Давать учащимся четкий и полный инструктаж:

  1. Осуществлять текущий контроль и учет.

  2. Оценивать, дать рецензию на работу, обобщить уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы.

Немаловажным фактором выполнения самостоятельной работы в процессе обучения является контроль со стороны преподавателя, в любой удобной для него форме

6 Способы проверки знаний

Для того чтобы проверить знания учащихся, можно использовать следующие способы проверки: использование тестов; использование диктантов; использование заданий для самопроверки.

Задания для подготовки учащихся к восприятию нового материала должны предусматривать такие действия учащихся, в которых бы проявились умения, необходимые для овладения новым учебным материалом. Важно при отборе содержания для самостоятельной работы предусмотреть не только повторение опорных знаний и умений, но и научить приемам умственных действий.

Обсуждение вопросов, связанных с повторяемым материалом, нередко служит исходным моментом для создания проблемной ситуации на уроке. В этом смысле вводная часть занятий играет определяющую роль в мотивации деятельности учащихся, поддерживает их познавательную активность на должном уровне. Проверку заданий и умений следует провести за короткое время. После того как учитель убедится в наличии у учащихся необходимых знаний можно приступать к изучению новой темы.

Учитель может использовать такие виды контроля, как входной контроль (в начале изучения дисциплины или раздела), текущий (в ходе изучения материала), промежуточный контроль (по окончанию изучения темы, раздела, блока), итоговый контроль (по окончанию изучения дисциплины), контроль остаточных знаний и умений (спустя определенное время, после изучения дисциплины). Без соответствующего контроля ни одно задание, ни будет выполнено должным образом.

Ко всякой деятельности человек должен быть подготовлен, т.е. знать, что и как ему нужно делать. Поэтому на каждом этапе студентам необходимо разъяснять цели работы, контролировать понимание, этих целей, постепенно формируя у них умения самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Задания должны содержать алгоритмы их выполнения, элементы новизны, представлять интерес.

Организация самостоятельной работы на уроках информатики

При изучении информатики в группах НПО возникает большое количество проблем. После 9 класса к нам поступают студенты из разных школ. И если по математике, физике и другим предметам наблюдается просто низкий уровень знаний или пробелы, но при этом в школах существует единая программа для изучения этих дисциплин, то по информатике картина совсем иная. Входной срез знаний и анкетирование первокурсников показывает, что во многих школах информатика не изучается, а если изучается, то в безмашинном варианте или на старой компьютерной технике. В некоторых школах информатика изучается с 1 класса, в других с 5 или 7 класса. Имея такой разброс в знаниях студентов, преподавателю бывает трудно не только спланировать учебный процесс, но и просто организовать деятельность всех учащихся на уроке.

Не меньшая проблема – наличие у студентов компьютеров дома. Такие “продвинутые” учащиеся часто имеют завышенный уровень самооценки, считают, что изучаемый вопрос они уже знают и задают темп и содержание обучения.

Большая часть студентов воспринимает информатику как “учебно-развлекательный” предмет. Этот стереотип восприятия предмета существует не только у них, но и среди родителей, преподавателей других дисциплин.

Следующей проблемой является невозможность обеспечить каждого студента отдельным компьютером. Им приходится работать в парах. И не всегда подбор этих пар является удачным. Они порой формируются стихийно или по принципу “слабый” — “сильный”. С одной стороны это хорошо. “Сильные” учащиеся помогают “слабым”. Но в погоне за высокой отметкой инициатива при выполнении задания оказывается в руках более “сильного”. И если в практическом задании не просматривается деятельность каждого студента, то в итоге оценка выставляется за качество выполнения задания в целом, а не каждого учащегося в отдельности. Работа в парах не позволяет осуществлять объективную оценку уровня знаний и достижений каждого студента.

Для разрешения всех этих проблем мною используются различные подходы, главным из которых является индивидуализация обучения. Невозможно разрешить вышеперечисленные проблемы без учета индивидуальных особенностей и индивидуального уровня обученности каждого учащегося. Но мне хотелось бы подробнее остановиться на том, как же можно организовать самостоятельную деятельность учащихся в компьютерном классе при работе вдвоем.

1. Все практические задания делятся на две линии (два варианта). Учащиеся, работающие в паре, выполняют свою линию (вариант). Это позволит объективно оценивать практические умения каждого студента. С другой стороны, эти линии взаимосвязаны между собой, т.е. качество выполнения задания первым учащимся повлияет на качество выполнения задания другим. При этом повышается ответственность и взаимовыручка при совместной работе.

2. По каждой теме можно разработать многоуровневые задания (базовый, оптимальный и расширенный уровни), что позволит организовать учебную деятельность всех категорий учащихся, независимо от уровня их подготовки.

3. В заданиях необходимо вставить вопросы для самостоятельной работы. Они позволят организовать деятельность второго студента на время, пока первый выполняет практическое задание.

4.Так как в кабинете имеется сеть, то можно проверять задания на компьютере преподавателя по мере их выполнения, сразу же разбирая и комментируя ошибки, допущенные при их выполнении.

5. Использование элементов индивидуальной технологии обучения повышает интерес к предмету, а организация деятельности студентов в парах повышает качество обучения и объективность оценивания их знаний.

Для того чтобы организовать самостоятельную работу учителю необходимо создать целый комплекс методического обеспечения: методические и учебные пособия, разработки лекционных курсов, методические пособия к практическим занятиям, тематические сборники задач и тестов, пособия по самоконтролю. Такая огромная творческая работа преподавателя, как правило, ведет к внедрению в учебный процесс новых технологий обучения, которые активизируют деятельность учащихся.

Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое родство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания, активная самостоятельная деятельность предлагает наличие у учащихся многих умений.

Говоря о воспитании и обучении, мы стремимся сохранить и преумножить потенциал человеческого сосуществования. Немаловажную роль во взаимодействии субъектов социального пространства играет самостоятельная работа, ей отводится большое внимание в дидактике НПО. Так самостоятельность является средством саморегуляции личности, способствует формированию творческой личности при усилении эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, помогает выработать умение составлять и осуществлять программу деятельности в соответствии с условиями жизни вне зависимости от давления из вне. Важно вооружить учащихся не только знаниями, но и методами самостоятельной работы, именно они является основополагающим в дальнейшей работе.

видов предпринимателей и независимых работников

Существует множество слов, фраз и терминов, используемых для описания независимых работников. Являетесь ли вы фрилансером, работающим не по найму, независимым консультантом, независимым подрядчиком, сторонним гигантом, работником по требованию, solopreneur или какой-либо из них?

И для внешнего мира, и для независимого работника эти термины могут быть довольно запутанными. У многих есть противоречивые определения, особенно когда речь идет об определении того, что именно делают независимые.

Ниже приводится выборка ключевых терминов, используемых для определения различных типов независимых работников. Мы сделаем все возможное, чтобы не утопить вас в алфавитном супе, но если вы заинтересованы в том, чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашим полным глоссарием, который включает в себя определения всего — от поколения рабочей силы до финансового воздействия независимых.

типов независимых работников

Независимые профессионалы часто называют себя разными способами. Ниже приведены некоторые из наиболее часто используемых терминов для определения независимого работника.Многие независимые могут также идентифицировать по должности или должности — например, консультант по технологиям или бренд-стратег, — а не просто по независимой классификации.

1. Фрилансер

Фрилансер это другое имя для независимого работника. Хотя многие фрилансеры работают на клиентов или частных лиц, а не на компании и одновременно осуществляют несколько проектов, это не всегда так.

2. Независимый консультант

Независимые консультанты — это независимые работники, которые выполняют стратегические среднесрочные и долгосрочные (как правило, более одного месяца) крупные проекты (более 10 000 долларов США).Независимые консультанты, как правило, работают в меньшем количестве компаний, чем фрилансеры, а иногда работают только с одним за раз.

3. Независимый подрядчик

Независимый подрядчик — это юридический термин, который указывает, что соглашение о работе поддерживает совместимые отношения между работодателем и работником.

Типы рабочих соглашений

Независимых лиц также классифицируются и определяются по количеству времени, которое они посвящают на данной неделе своей независимой контрактной работе.Иногда эта классификация упоминается как «организация работы». Мы используем следующие обозначения организации работы в нашем ежегодном исследовании «Состояние независимости».

1. Независимый полный рабочий день

Независимые лица, работающие полный рабочий день, работают не менее 15 часов в неделю и в среднем более 35 часов в неделю.

2. Периодически независимый

Иногда независимые люди выполняют самостоятельную работу, по крайней мере, один раз в месяц, работая время от времени. Это может быть кто-то, кто ездит за Uber очень часто, или писатель, который в свободное время занимается внештатными проектами.

3. Неполный независимый

Независимые лица, работающие неполный рабочий день, работают менее 15 часов в неделю и в среднем менее 11 часов в неделю.

4. Side-Gigger

Суб-гиганты — это независимые работники, работающие неполный рабочий день, у которых также есть некоторые другие основные виды деятельности, такие как традиционная работа, посещение школы, уход за больными и т. Д.

Типы предпринимателей

Многие независимые определяют себя как предприниматели. Термин «предприниматель» может быть дополнительно сужен, чтобы описать, как независимые лица управляют своим бизнесом.

1. Микропренер

Micropreneurs — владельцы малого бизнеса, в которых работают менее четырех традиционных сотрудников, занятых полный или неполный рабочий день.

2. Solopreneur

Solopreneurs — владельцы бизнеса, которые работают самостоятельно без помощи традиционных сотрудников.

В MBO Partners мы делаем больше, чем просто набор независимых работников — мы предоставляем необходимые инструменты и ресурсы для независимых предпринимателей. Хотите расти или начать свой собственный независимый бизнес? Свяжитесь с нашей командой сегодня.


Найти независимую консультационную работу с ведущими компаниями на торговой площадке MBO

Присоединяйтесь сегодня!


,
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НЕЗАВИСИМОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лицензионное соглашение на использование научных материалов.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ НЕЗАВИСИМОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Горбузова М.Н.

Аннотация. В данной статье рассматриваются виды самостоятельной работы студентов и выделяются формы, которые могут представлять эту работу. Авторы определяют критерии и показатели развития исследовательских способностей будущих учителей. В качестве средства формирования исследовательских способностей авторами предлагается использование самостоятельной работы. В статье также описаны способы использования различных видов самостоятельной работы в соответствии с уровнем развития исследовательских способностей будущих учителей.

Ключевые слова и фразы: ,,,,,, исследовательские способности, уровни развития исследовательских способностей, критерии и показатели развития исследовательских способностей, самостоятельная работа, вид самостоятельной работы, форма академической самостоятельной работы.
Открыть статью полностью в формате PDF. Бесплатное средство просмотра PDF-файлов можно скачать здесь.

Список литературы:
  1. Гладышева М. М., Тутарова В. Д., Польщиков А. В. Формирование исследований исследовательских компетенций в процессе самостоятельной учебной деятельности в техническом обществе. 2010. 3.С. 24-26.
  2. Романов П. Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: дис. д. PED. № 13.00.08. Магнитогорск, 2003. 385 с.
  3. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М .: Издательская корпорация «Логос», 1999.
  4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. М .: Педагогика, 1988.
  5. Шишкина М. С., Ильин В. В., Смыковская Т.К. Анализ практики формирования исследовательских умений у будущих учителей информатики // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2011. 3 (17). С. 51-54.

Настройка норм для самостоятельной работы

Студенческие конференции являются ценным способом общения со студентами и нацеливания нашего обучения на индивидуальные потребности, которые у них есть, когда речь идет о развитии навыков, которые мы пытаемся преподавать в наших классных комнатах. Но одна важная материально-техническая проблема часто мешает: поскольку мы общаемся с отдельными учениками во время занятий, как мы обеспечим, чтобы остальные остались на задании?

За прошедшие годы я разработал несколько способов установить нормы для самостоятельного рабочего времени, и, хотя у меня все еще есть случайные ученики, которых мне нужно перенаправить, я могу ежедневно вести продуктивные индивидуальные беседы со своими детьми.

Студенты не начинают, зная наши ожидания

Я усвоил трудный путь — и не мы ли? — что я не могу предположить, что мои ученики знают мои ожидания, когда речь заходит об их поведении в классе. В начале учебного года я обсуждаю со своими классами различные виды деятельности, которые мы будем использовать в классе: весь класс, небольшая группа, отдельные лица и переходный период. Мы пишем и говорим о целях каждого из них и приходим к консенсусу в отношении руководящих принципов для каждого вида деятельности.

Как я структурирую этот процесс: Я начинаю разговор со своего класса с пятиминутной быстрой записи следующих вопросов: «Какие виды работы вы обычно выполняете на уроках английского? Что делает эту работу легче или сложнее? »

Когда мы говорим об опыте студентов с такими вещами, как чтение, письмо и обсуждение на уроках английского языка, я узнаю их немного лучше — решающее начинание, так как я начинаю развивать отношения с ними в начале года.И они начинают думать о цели того, что они будут делать в моем классе, и о том, как добиться этого лучше.

Затем мы вернемся к четырем видам деятельности. Для каждого из этих режимов мы говорим о его цели, а затем обсуждаем конкретные рекомендации для наилучшего достижения этой цели. У меня есть студенты, которые создают двухколоночную диаграмму с заголовками: «Похоже» и «Похоже». Использование этого обрамления важно, потому что оно помогает конкретизировать ожидаемое поведение и, следовательно, облегчить понимание и практику.

Если ученики упустят рекомендацию, которая, на мой взгляд, важна, я добавлю ее и объясню, почему она сделает эту работу более эффективной.

Нормы самостоятельной работы в строительстве

Студенты понимают, что независимый режим работы предназначен именно для этого: работать над чем-то самостоятельно. Они согласны с тем, что им нужно уметь сосредоточиться и думать, и для этого должны быть установлены определенные руководящие принципы. Конечно, это варьируется для разных студентов, но мы обычно приходим к пониманию принципов.

Самостоятельная работа выглядит так:

  • Электроника выключена и убрана, если только она не используется для определенного задания, такого как исследование, написание или чтение электронной книги. (В зависимости от вида деятельности я могу разрешить наушники, но для этого нужен другой разговор — некоторые студенты лучше фокусируются на музыке, используя наушники, а другие находят, что это отвлекает.)
  • Heads Up. (Сложно сказать, просыпаются ли студенты, если у них голова на столе.)
  • Сосредоточение на задании, над которым мы работаем.
  • Работа над альтернативными заданиями, как только мы закончим с текущими заданиями.
  • Руки вверх для вопросов.

Самостоятельная работа звучит как:

  • Тишина, если не говорить с учителем шепотом.
  • Ходить спокойно.
  • Не шуметь с едой или школьными принадлежностями.

Практика — это ключ

Практика различных режимов имеет решающее значение.Сначала мы будем делать короткие бои — от 10 до 15 минут, а затем подумать о том, насколько хорошо мы следовали рекомендациям и нужно ли нам изменять список, чтобы сделать его более эффективным. Например, мы демонстрируем и практикуем, как звучит шепот.

Это требует нескольких недель работы в начале года, но это приносит огромные дивиденды за оставшуюся часть года, потому что студенты требуют меньше перенаправлений и гораздо более продуктивны.

Устранение неисправностей с кратким изложением и размышлениями

Что если созданные вами нормы не работают? Учителя знают, что каждое новое занятие, которое мы используем в классе, нуждается в тонкой настройке.Нам нужно время от времени перенаправлять учащихся и использовать наш инструментарий управления классной комнатой, чтобы справляться с небольшими повседневными проблемами, возникающими, когда группа разных людей работает вместе.

Один из лучших способов, которыми я научился делать какие-либо новые усилия в своей классной комнате, — это регулярно анализировать и размышлять со своими учениками. После того, как мы установим наши нормы и отработаем независимое рабочее время в течение короткого промежутка времени, я заставлю студентов потратить около трех минут на написание того, как все прошло и как мы можем заставить его работать еще лучше.

. Когда мы обсудим их идеи, я упомяну то, что я заметил, что приводит к позитиву, и постепенно, изо дня в день, наша классная комната становится местом, где мы думаем, говорим и работаем вместе, чтобы совершать удивительные вещи.

,
Как поддержать учеников начальной школы, которые борются за самостоятельную работу

У вас есть несколько маленьких друзей в классе, у которых трудное время, когда вы работаете независимо?

Как в … вы начинаете всех в центрах или на самостоятельной работе, и эти маленькие друзья просто не могут начать … или оставаться занятыми и выполнять задачи?

Если это так, вы не одиноки!

Кажется, что у меня всегда есть по крайней мере 1 или 2 ребенка в моем классе (если не больше!), Которым очень трудно работать самостоятельно.И я разговаривал с ТАКИМ многими другими учителями, которые сталкиваются с той же проблемой!

По моему мнению, так же важно научить детей навыкам самостоятельной работы, как и преподавателям!

Легко расстраиваться, когда мы подготовили отличные самостоятельные рабочие задания и тщательно смоделировали их, а некоторые дети до сих пор не попадают на борт. НО мы должны помнить, что, как и любой навык, обучение независимости требует времени.

Итак, в сегодняшнем посте я поделюсь тремя вещами, которые я делаю, чтобы помочь студентам K-2 улучшить свои навыки самостоятельной работы.(Для тебя тоже есть немного халявы!) If you have students who struggle with their independent work skills, this post has 3 ideas and a freebie to help! These ideas work great in Kindergarten, first grade, and second grade.

Фото: Dragon Images, Shutterstock

1. Ищите возможные причины поведения и соответственно корректируйте свою стратегию.

Если у вас есть ребенок, который изо всех сил пытается остаться на работе во время самостоятельной работы, важно выяснить, ПОЧЕМУ это может происходить.

Попробуйте выделить 5-10 минут, чтобы наблюдать за ребенком на расстоянии.

Задайте себе вопрос:

  • Работа слишком легка или трудна для ребенка?
  • Знает ли ребенок, что делать?
  • Ребенок ищет внимания от сверстников или от меня?
  • Борется ли ребенок с тем, чтобы сидеть спокойно или долго заниматься чем-то одним?

Исходя из того, что вы узнали, вы можете:

  • Отрегулируйте уровень сложности занятий для ребенка
  • Используйте повторное обучение в небольшой группе или один на один, чтобы убедиться, что ребенок знает, как выполнять какие-либо действия (или более активно вовлекать ребенка во время демонстрации всей группой)
  • Научите ребенка, как правильно привлекать внимание вас и / или сверстников
  • Предлагайте ребенку различные варианты, чтобы помочь ему / ей сосредоточиться, например, разрешите ребенку встать, чтобы завершить занятия, использовать таймер или разрешить частые перерывы на напитки / растяжку

2.Отслеживайте с ними поведение учащихся и поощряйте саморефлексию.

Если идеи № 1 не дают результатов, попробуйте ежедневно отслеживать поведение студентов.

Если вы знакомы с системой поведения PBIS, то вы уже можете использовать листы «заезд / выезд» со студентами.

Я знаю, что все школы используют эти листы по-разному, но если вы с ними не знакомы, это ежедневные листы, которые некоторые ученики носят с собой в течение учебного дня.После каждого предмета или отрезка времени учитель оценивает поведение ученика (с учетом мнения ученика). Эти листы иногда используются для улучшения общего поведения или для сосредоточения на конкретной цели, такой как участие в занятиях или использование тихого голоса.

Во всяком случае, я привожу листы регистрации заезда / отъезда, потому что эта концепция может быть применена для того, чтобы помочь детям работать более независимо в центрах или в другое независимое рабочее время.

Даже если ребенку не нужен заезд / отъезд на весь день, простая диаграмма поведения может быть полезна для самостоятельного рабочего времени.

Get this FREE self-assessment form for literacy centers in the blog post!

Есть много способов реализовать их, но вот одна стратегия:

  1. Дайте студентам их самостоятельные рабочие листы в начале центров. Предоставьте небольшое напоминание о том, что вы ожидаете.
  2. В центрах следите за этими студентами как можно больше (или обратитесь за помощью к помощнику / волонтеру).
  3. После центров, пусть каждый студент приходит к вам индивидуально. Спросите студента, как он / она думает, что все прошло. Со студентом оцените его / ее поведение.(Пусть ребенок отметит его на бумаге, если это возможно.)
  4. Делайте это ежедневно, пока ученик не достигнет определенной цели, например, 5 дней подряд со смайликами (вы заранее поделитесь с ним этой целью).

Как вы, вероятно, можете догадаться, эта процедура может стать неуправляемой, если вы используете эти листы с более чем 3-4 детьми. Эти таблицы поведения предназначены для поддержки малых студентов. (Если вы обнаружите, что многие из ваших учеников испытывают трудности, вы можете изменить свой общий подход / стратегию для центров.)

Кроме того, если вы решите связать награды с таблицей поведения, я рекомендую выбирать призы, например, обед с вами, специальную записку или домашний звонок о превосходном поведении или что-то в этом роде.

Мы хотим развивать внутреннюю мотивацию у наших студентов. Когда я обсуждаю успехи детей с ними, я говорю что-то вроде: «Ух ты, ты действительно должен гордиться собой» или «У тебя сегодня было много обучения, потому что ты был так сосредоточен!» Я стараюсь подчеркнуть их СОБСТВЕННОЕ чувство гордости за свои достижения, а не сообщаю, что цель состоит в том, чтобы сделать меня (учителя) счастливым.

Если вам интересны диаграммы такого типа, нажмите на изображение ниже, чтобы получить бесплатный инструментарий для центров по обучению грамоте (диаграмма включена в загрузку).

Get this FREE self-assessment form for literacy centers in the blog post!

3. Если ничего не помогает, забудьте обо всем «независимом» (временно).

Допустим, вы опробовали все эти стратегии, и вы все равно никуда не денетесь. И, возможно, ребенок а) причиняет вред другим ученикам или б) отвлекает других учеников, чтобы они не выполняли какую-либо работу.

Я уже бывал в такой ситуации, и это тяжелое положение, особенно если у вас нет помощника или другой взрослой помощи в классе.

С одной стороны, вы хотите дать ребенку возможность учиться и практиковать навыки самостоятельной работы. Но в то же время вы не можете поставить под угрозу права других учащихся на безопасность и учебу.

Я делаю это не часто, но в экстремальных ситуациях я временно откажусь от права самостоятельной работы.

Я объясню ребенку: «Я знаю, что вы хотите работать самостоятельно, как и все другие дети.Я тоже хочу, чтобы ты это сделал. Но работать самостоятельно — это тоже привилегия. И вы еще не показываете, что готовы к этой привилегии. Так что сейчас вы будете выполнять свою работу прямо за моим столом. И мы будем работать вместе, чтобы помочь вам практиковать _________ (оставаться сосредоточенным / держать руки при себе / какова бы ни была основная проблема ребенка). Я знаю, что вы будете усердно работать, чтобы снова быть со всеми! »

Затем я заставляю ребенка выполнять ту же (или аналогичную) самостоятельную работу, но пока я сижу на полу рядом с моим руководимым чтением или небольшой группой.Я держу ребенка подальше от группы, чтобы он не отвлекал нас. Но студент все еще достаточно близко для меня, чтобы контролировать.

Я ненавижу изолировать детей, поэтому я уверен, что это временное вмешательство. Снова, я использую это экономно, и только когда безопасность других детей затрагивается.

Заключение

Это мои 3 основные стратегии, помогающие детям научиться работать более независимо. Какие у тебя? Вы можете оставить свои идеи или советы в комментарии.Я хотел бы услышать их!

image_print Версия для печати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *