Тип маленького человека в литературе: «Маленький человек» — образ в русской литературе
Сочинение Образ Маленького человека в русской литературе
Содержание
- 1 вариант сочинения (103 слова)
- 2 вариант сочинения (185 слов)
- 3 вариант сочинения (180 слов)
- 4 вариант сочинения (306 слов)
- 5 вариант сочинения (181 слово)
- 6 вариант сочинения (153 слова)
1 вариант сочинения (103 слова)
В литературе маленьким человеком называли тех героев, которые возникли с появлением реализма. Это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
Во многих художественных произведениях показывается, что весь окружающий «маленького человека» мир настроен против него. Люди подшучивают над таким типом героя, смеются над ним, издеваются и даже не стараются в чем-то помочь, оставляя его со своими проблемами один на один.
Писатели не идеализируют «маленького человека», а раскрывают его характер со всех сторон. Некоторые авторы подчеркивают внутреннюю доброту и незлобивость и жалеют своего персонажа. Другие смеются над своим героем, как это делают и окружающие его люди, чтобы показать его нежелание менять ту бесправную ситуацию, в которой оказался.
В русской литературе существует множество персонажей, которых можно отнести к «маленьким людям». Галерея образов открывается А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник» (образ Евгения) и повести «Станционный смотритель».
Главным героем повести Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин — скромный труженик, любящий отец, добрый и бесхитростный человек. Привыкший доверять людям и видеть в них лишь положительные черты, он становится лёгкой жертвой жестокой превратности судьбы. Характеристика Самсона Вырина служит ярким примером «маленького человека», не способного противостоять внешним обстоятельствам. Будучи, безусловно, положительным персонажем, он проявляет себя слабым и безвольным человеком — так автор демонстрирует неоднозначность образа.
Несмотря на низкое положение в обществе, он выглядит куда более благородным и достойным человеком, чем большинство важных персон. Автор не скрывает своего отношения к данному персонажу, с первых строк показывая уважение к нему и искреннее участие. Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать, насколько тяжёлой, безрадостной и полной несправедливости может быть жизнь «маленького человека».
Оценка: 5
(103 слова)
2 вариант сочинения (185 слов)
Проблема «маленького человека», появившаяся в 19 веке, начала развиваться в связи с демократизацией русской литературы. Авторы демонстрировали беззащитность и подверженность «маленького человека» общественным несправедливостям.
«Маленького человека» можно встретить во многих произведениях разных известных авторов. Например, Евгений из «Медного всадника» А. С. Пушкина или Башмачкин из «Шинели» Н. В. Гоголя. Но самый интересный образ создал Ф. М. Достоевский в своей повести «Бедные люди». В произведениях Фёдор Михайлович о основном описывает человека и его внутренний мир. В повести «маленьким человеком» называет себя Макар Девушкин. Он работает чиновником целых тридцать лет, занимаясь переписью документов. Всю свою жизнь Девушкин провел на съёмных квартирах, носил чин титулярного советника. Он называет себя простым, бедным, смирным, но добрым, незлобивым человеком. Всего себя Макар посвящает Вареньке, всячески помогает ей, пишет письма, делает подарки. Но его любимую увозит жестокий помещик Быков, а Девушкин остаётся ни с чем.
В своей повести Достоевский раскрыл тему «маленького человека» не так, как это делали до него. Он изобразил пробуждение человеческой личности, сделал своего «маленького человека» особенным. Автор заставляет задуматься о глубоком внутреннем мире каждого человека, ведь не важно какое место в обществе вы занимаете, главное – доброе сердце и душа.
Оценка: 5
(185 слов)
3 вариант сочинения (180 слов)
Образ «маленького человека» есть во многих произведениях русской литературы. Именно образы такой личности встречаются в произведении «Бедные люди» Ф. Достоевского.
Что же обозначает выражение «маленький человек»? Оно представляет собою человека низкого социального положения, не имеющего характер и не решающего ничего. Его жизнь полна запретов. Такой человек является безобидным, не влиятельным, униженным и оскорблённым. Главные герои произведения «Бедные люди» – это Макар Девушкин и Варя Добросёлова. Девушкин – бедный чиновник, живущий в Петербурге. Является дальним родственником Вареньки. Почти все соседи смеялись и издевались над ним из-за дружбы с ней. Девушкин был одиноким человеком. Единственная, кто поддерживал Макара, была его подруга. Даже сам герой называл себя «маленьким человеком»: «потому что я маленький человек, не блещу ничем, лоску нет, тону нет». Варенька Добросёлова – юная девушка, которая стала жертвой социального неблагополучия. Она рано осталась сиротой, и обстоятельства вынудили её выйти замуж за Быкова. Автор поддерживает героев и сочувствует им, всячески показываея красоту души.
Человек и его внутренний мир – главная тема творчества Фёдора Михайловича Достоевского. Мнение писателя об образе «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека.
Оценка: 5
(180 слов)
4 вариант сочинения (306 слов)
Тема маленького человека является одной из главных в русской литературе 19 века. Впервые она была затронута А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель». Позже эта проблема нашла своё отражение и в сочинении Н. В. Гоголя «Шинель», и в произведениях многих других известных писателей того времени.
Но особая роль в раскрытии темы «бедных и униженных людей» отводится Ф. М. Достоевскому, потому что, в отличие от своих предшественников, он показывает главных героев, как личности, с глубоким внутренним миром, незаурядным умом и лучшими человеческими качествами. Ярким примером такого «маленького человека» является Макар Девушкин из романа «Бедные люди»: обычный чиновник из Петербурга, получающий маленькое жалование и вынужденный вести бедственное существование. Единственная радость в его мрачной жизни – это общение с Варенькой, дальней родственницей. Она рано осталась сиротой, и Макар Девушкин, несмотря на собственные трудности, решил взять девушку под защиту. Литературные персонажи романа «Бедные люди» общаются при помощи писем. И этот стиль повествования помогает нам глубоко проникнуть в душу Макара и заметить, что «маленький человек» Ф. М. Достоевского стал более совершенной личностью, чем А. Башмачкин у Н. В. Гоголя или С. Вырин у А. С. Пушкина.
Во-первых, он задумывается о своём месте в этом мире и невозможности изменить хоть что-либо к лучшему. Во-вторых, у него есть чувство собственного достоинства, которое особо остро проявляется, когда герой испытывает унижение со стороны вышестоящих чиновников. Кроме того, у главного героя проявляется интерес к литературе. А это свидетельствует о том, что человек способен и хочет умственно развиваться. Но самое главное качество М. Девушкина – сострадание и желание помочь другим людям, ещё более несчастным и обездоленным, чем он сам.
В заключение мне хочется сказать, что Ф. М. Достоевский создал абсолютно новый тип «маленького человека», который наделён такими же духовными качествами, как и представители других слоев общества. А иногда его внутренние душевные силы оказываются даже крепче, чем у иных высокообразованных и богатых людей.
Оценка: 5
(306 слов)
5 вариант сочинения (181 слово)
Образ «маленького человека» есть во многих произведениях русской литературы. Именно образы такой личности встречаются в произведении «Бедные люди» Ф. Достоевского.
Что же обозначает выражение «маленький человек»? Это человек низкого социального положения, не имеющий характера и не решающий ничего. Его жизнь полна запретов. Он безобидный, не влиятельный, униженный и оскорбленный. Главные герои произведения «Бедные люди» — это Макар Девушкин и Варя Доброселова.
Макар Девушкин – бедный чиновник, живущий в Петербурге. Является дальним родственником Вареньки. Почти все соседи смеялись и издевались над ним из-за дружбы с ней. Девушкин был одиноким человеком. Единственная, кто поддерживал Макара, была его подруга. Даже сам герой называл себя «маленьким человеком», «потому что я маленький человек; не блещу ничем, лоску нет, тону нет». Варенька Доброселова — юная девушка, которая стала жертвой социального неблагополучия. Она рано осталась сиротой, и обстоятельства вынудили ее выйти замуж за Быкова.
Автор поддерживает и сочувствует героям, всячески показывает красоту их души.
Человек и его внутренний мир – главная тема творчества Федора Михайловича Достоевского. Мнение писателя на образ «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека.
Оценка: 5
(181 слово)
6 вариант сочинения (153 слова)
Одним из первых «маленького» человека» описал Александр Пушкин в повести «Станционный смотритель». Таким персонажем был Самсон Вырин – чиновник самого низшего класса, живущий в собственном маленьком замкнутом мире. Его единственной радостью была дочь, побег которой лишил Вырина всякого смысла существования. В произведении Пушкин своего героя не укорял.
Следующим хрестоматийным образом стал Акакий Башмачкин из повести Гоголя «Шинель». В нём автор иронизирует над своим героем, который общается междометиями и ничего сложнее переписывания бумаг делать не способен, но и искренне сочувствует ему.
В раннем творчестве Достоевского «маленький человек» превратился в жертву обстоятельств. Таким был, например, Макар Девушкин в повести «Бедные люди». В отличие от Пушкина и Гоголя, Достоевский наделил своего героя способностью к рефлексии. В «Преступлении и наказании» Достоевский призывал читателей проявить сочувствие к «маленьким людям», неспособным измениться. Так, «маленький человек» был основным типом чеховского героя: Беликов из «Человека в футляре», Червяков из «Смерти чиновника». «Маленький человек» у Чехова стал не столько социальным типом, сколько психологическим.
Оценка: 5
(153 слова)
Образ маленького человека в произведениях Гоголя
«Маленький человек» — тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли «маленьких людей» уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума. Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали взывать к справедливости и даже бороться против сильных мира сего.
Первыми были герои А. С Пушкина: Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель». Но именно герои произведений Гоголя, особенно его «Петербургских повестей», по праву считаются воплощением такого типа. Ф. М. Достоевский после скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», имея в виду, что русские писатели, включая самого Достоевского, будут обращаться к этой теме постоянно, а герои Гоголя станут образцом для подражания.
Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.
В «Петербургских повестях» Гоголя желание «маленького человека» обрести достоинство ведет к бунту и освобождению призрачных сил, что делает этот цикл фантастическим. Критики признают, что весь цикл повестей — выражение негодования против трагической неустроенности жизни и против тех, кто ее опошлил, сделал бесчеловечной и невыносимой.
В «Записках сумасшедшего» повествование ведется от лица мелкого чиновника Поприщина. Сидя в кабинете директора департамента, он очинивает перья и ведет записи, мечтая жениться на его дочери и сделать карьеру. Подслушав разговор двух собачек Фидель и Меджи (фантастика есть во всех повестях этого цикла), он узнает об их переписке и, завладев бумажками, узнает всю подноготную своего начальника и его дочери. Он потрясен: почему так несправедливо устроен мир? Почему он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?
В его воспаленном сознании возникает мысль о том, что он может быть кем-то другим, но вслед за безумием растет и его человеческое достоинство. Он начинает смотреть на мир по-другому, так как отказывается от рабского пресмыкательства перед так называемыми «хозяевами жизни». Он вдруг начинает считать себя королем Испании, что дает ему право не вставать перед начальством и даже подписываться Фердинандом VIII. Поприщин ясно представляет, как «вся канцелярская сволочь», включая директора, будет униженно сгибаться перед ним. Заканчивается этот демарш психушкой, где его записи окончательно теряют всякий смысл, но повесть раскрывает остроту социального конфликта.
Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер. Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего.
Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели — жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь.
Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.
- «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
- «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
- «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
- «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
- «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
- «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
- «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
- Гоголь Николай Васильевич, краткая биография
- «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
- «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Тема «маленького человека» в русской литературе 18-19 веков: наиболее яркие персонажи
«Маленький человек» — литературный персонаж, характерный для эпохи реализма. Таким героем в художественных произведениях мог быть мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Как правило, главной его особенностью является низкое социальное положение. Этот образ встречается в произведениях как отечественных, так и зарубежных авторов. Тема маленького человека в русской литературе занимает особое положение. Ведь особенно яркое выражение этот образ получил в произведениях таких писателей, как Пушкин, Достоевский, Гоголь.
Смотритель станции
Великий русский поэт и писатель явил читателям чистую и неиспорченную душу. Главный герой одного из произведений, вошедших в цикл «Повесть о Белкине», умеет радоваться, сочувствовать и страдать. Однако жизнь пушкинского персонажа изначально складывалась непросто.
Со слов о том, что станционных смотрителей проклинают все, начинается знаменитая повесть, без анализа которой невозможно рассматривать тему «Маленький человек в русской литературе». Пушкин изобразил в своем произведении спокойный и счастливый характер. Самсон Вырин, несмотря на годы тяжелой службы, остался добродушным и добрым человеком. И только разлука с дочерью лишила его душевного спокойствия. Самсон может пережить трудную жизнь и неблагодарный труд, но он не может существовать без единого человека на свете. Начальник станции умирает от тоски и одиночества. Тема маленького человека в русской литературе многогранна. Герой повести «Станционный смотритель», пожалуй, как никто другой способен вызвать у читателя сочувствие.
Акакий Акакиевич
Менее привлекательным персонажем является герой рассказа «Шинель». Гоголевский персонаж — собирательный образ. Таких Башмачкиных много. Они повсюду, но люди их не замечают, потому что не умеют ценить в человеке его бессмертную душу. Тема маленького человека в русской литературе из года в год обсуждается на школьных уроках литературы. Ведь благодаря внимательному прочтению повести «Шинель» юный читатель может по-другому взглянуть на людей, которые его окружают. Развитие темы маленького человека в русской литературе началось именно с этого полуочерка. Недаром великий классик Достоевский однажды сказал знаменитую фразу: «Мы все вышли из «Шинели»».
До середины ХХ века образ маленького человека использовался писателями русскими и зарубежными. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Франца Кафки, Герхарта Гауптмана, Томаса Манна.
Максим Максимович
Маленький человек у Лермонтова — незаурядная личность, страдающая от бездействия. Образ Максима Максимовича впервые встречается в романе «Бэла». Тема маленького человека в русской литературе благодаря Лермонтову стала служить литературным приемом для критического изображения таких пороков социального общества, как коленопреклонение, карьеризм.
Максим Максимович дворянин. Однако он из небогатой семьи, к тому же не имеет влиятельных связей. Поэтому, несмотря на возраст, он до сих пор в звании капитана. Однако Лермонтов изобразил маленького человека не оскорбленным и не униженным. Его герой знает, что такое честь. Максим Максимович порядочный человек и старый служака. Во многом он напоминает пушкинского капитана Миронова из повести «Капитанская дочка».
Мармеладов
В произведениях Достоевского маленький человек жалок и ничтожен. Мармеладов осознает свою ненужность и ненужность. Рассказывая Раскольникову историю своего нравственного падения, он вряд ли способен вызвать сочувствие. Он говорит: «Бедность не порок. Бедность есть порок». И эти слова оправдывают слабость и бессилие Мармеладова.
В романе «Преступление и наказание» тема маленького человека в русской литературе получает особое развитие. Работа над произведением Достоевского – стандартное задание на уроке литературы. Но, как бы ни называлось это письменное задание, выполнить его невозможно, не описав предварительно Мармеладова и его дочь. В то же время следует понимать, что Соня хоть и типичный маленький человек, но существенно отличается от других «униженных и обиженных». Она не в силах что-либо изменить в своей жизни. Однако эта хрупкая девушка обладает большим духовным богатством и внутренней красотой. Соня — олицетворение чистоты и милосердия.
Бедные люди
В этом романе также рассказывается о «маленьких людях». Девушкин и Варвара Алексеевна — герои, которых Достоевский создал с оглядкой на гоголевскую «Шинель». Однако образ и тема маленького человека в русской литературе началась именно с произведений Пушкина. И в них много общего с романами Достоевского. Историю начальника станции рассказывает он. «Маленькие люди» в романах Достоевского тоже склонны к исповеди. Они не только осознают свою ничтожность, но и стремятся постичь ее причину, выступают в роли философов. Достаточно только вспомнить пространные сообщения Девушкина и длинный монолог Мармеладова.
Тушин
Система образов в романе «Война и мир» чрезвычайно сложна. Герои Толстого — герои из высшего аристократического круга. Незначительного и жалкого в них немного. Но почему тогда вспоминают великий роман-эпопею, как обсуждается тема маленького человека в русской литературе? Композиционно-рассуждающая задача, в которой необходимо привести характеристику такого героя, как капитан Тушин из романа «Война и мир». На первый взгляд он смешной и неуклюжий. Однако это впечатление обманчиво. В бою Тушин проявляет свою мужественность и бесстрашие.
В огромном произведении Толстого этому герою отведено всего несколько страниц. Однако тема маленького человека в русской литературе XIX века невозможна без рассмотрения образа Тушина. Характеристика этого персонажа очень важна для понимания взглядов самого автора.
Маленькие люди в творчестве Лескова
Максимально раскрыта тема маленького человека в русской литературе 18-19 веков. Лесков в своем творчестве тоже не обошел ее. Однако его персонажи существенно отличаются от образа маленького человека, который можно увидеть в романах Пушкина и романах Достоевского. Иван Флягин — герой со своей внешностью и душой. Но этого героя можно отнести к разряду «маленьких людей». В первую очередь потому, что у него много испытаний, но он не жалуется на судьбу и не плачет.
Образ маленького человека в рассказах Чехова
Такой герой часто встречается на страницах произведений этого писателя. Особенно ярко образ маленького человека изображается в сатирических рассказах. Мелкий чиновник — типичный герой чеховских произведений. В рассказе «Гибель чиновника» есть образ маленького человека. Червяков управляет необъяснимым страхом перед начальником. В отличие от героев рассказа «Шинель», персонаж рассказа Чехова не страдает от притеснений и издевательств со стороны коллег и начальника. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством.
«Празднование победителя»
Тема преклонения перед властью Чехова продолжилась в этом рассказе. Однако маленькие люди в «Празднование Победы» изображены в куда более сатирическом свете. Отец, чтобы добиться для сына хорошего положения, унижает себя заискиванием и грубой лестью.
Но в низких мыслях и недостойном поведении виноваты не только люди, их выражающие. Все это результат порядков, царящих в социальном и политическом порядке. Червяков не просил бы так усердно прощения, если бы не знал о возможных последствиях оплошности.
В произведении Максима Горького
Пьеса «На дне» повествует об обитателях ночлежки. Каждый из персонажей этого произведения – маленький человечек, лишенный самого необходимого для нормальной жизни. Изменить что-либо, на что он не способен. Единственное, на что он имеет право, так это верить в басни странника Луки. Сочувствие и теплота – вот что нужно героям спектакля «На дне». Автор призывает читателей к состраданию. И в этом взгляде он совпадает с точкой зрения Достоевского.
Желток
«Гранатовый браслет» — это история о большой любви маленького человека. Елтков однажды влюбляется в замужнюю женщину, и это чувство остается верным до последних минут его жизни. Между ними есть пропасть. И адресат на ответное чувство герой произведения «Гранатовый браслет» не надеется.
Желтков имеет характерные черты маленького человека не только потому, что имеет низкое социальное положение. Он, как и Башмачкин, и начальник станции, остается наедине со своей болью. Чувства Желткова служат почвой для шалостей и ироничных зарисовок князя Шеина. Оценить глубину страданий «маленького человека» другие герои способны лишь после его смерти.
Карандышев
Образ маленького человека в произведениях Островского имеет сходство с аналогичными персонажами произведений Достоевского и Чехова. Однако униженный Карандышев в спектакле «Приданое» не вызывает ни жалости, ни сочувствия. Он хочет попасть в общество, в котором его не ждут. И за обиды, которые он терпит много лет, он готов мстить.
К категории маленьких относятся также Лариса Огудалова и Катерина Кабанова. Но эти героини – личности цельные, а потому не умеющие приспосабливаться и изворачиваться. Смерть для них становится единственным выходом из положения, в котором они оказались из-за стагнации общественного порядка.
Образ маленького человека в литературе сложился в девятнадцатом веке. Однако в современной литературе он уступил место другим героям. Как известно, многие иностранные авторы испытали влияние русской литературы. Доказательством тому являются произведения писателей ХХ, в которых часто встречаются персонажи, напоминающие чеховских и гоголевских героев. Примером может служить «Маленький лорд Фридеманн» Томаса Манна. Герой этого романа незаметно проживает свою короткую жизнь и умирает так же, от равнодушия и жестокости окружающих.
[Пример сочинения], 961 слово GradesFixer
Несмотря на простоту сюжета и структуры, новеллы Гоголя несут в себе глубокий нравственный посыл, актуальный вне времени и места. Одна из них — тема маленького человечка
, бедного человека, не уважаемого вышестоящими и обычно доведенного до отчаяния своими жизненными условиями. Это социально-психологический тип человека, часто с сожалением сознающего свою ничтожность, но нередко возникает ситуация, в которой он осмеливается на протест, который в итоге оказывается для него фатальным. Как заметила Эмили Хопкинс (2011), этот тип персонажа действует как контраст и жертва несправедливой системы, которая, помимо того, что несправедлива, смертельна. В его серии Петербургские повести , Гоголь развил эту тему, углубившись в характер обыкновенного приказчика.Тяжёлая школа жизни, которую Гоголь прошёл в начале своей карьеры, подготовила его к созданию Носа, Дневника сумасшедшего, Портрета, Шинели и других сказок. Переехав в Петербург, Гоголя поразили глубокие социальные противоречия и трагические катастрофы. На собственном опыте он узнал об условиях жизни бедного приказчика, о кружке молодых художников и даже о потребности в новой шинели. Именно этот жизненный опыт помог Гоголю ярко показать город Петербург с его внешней пышностью и глубокими внутренними социальными контрастами.
Человеческие и нечеловеческие условия жизни — главные глубинные конфликты гоголевских рассказов. Автор описывает Санкт-Петербург как город, в котором искажаются человеческие отношения, где подлость и жестокость торжествуют над справедливостью и честностью. Это место, где таланты не имеют возможности развиваться. Этот страшный и безумный город становится местом действия поразительных происшествий Поприщина (в «Дневнике сумасшедшего» ), и местом, где жизнь бедного Акакия Акакиевича становится невыносимой (в Пальто ). Один из них теряет рассудок, а другой погибает в ходе неравной борьбы с суровыми условиями реальности.
Дневник сумасшедшего несомненно самое трагическое повествование из Петербургских рассказов . Всю историю рассказывает герой и автор Дневника – Аксентий Иванович Поприщин, мелкий чиновник, обиженный на всех в своем ведомстве. Поприщин довольно дворянского происхождения, но очень беден и ни на что не претендует. Его единственная обязанность — точить карандаши своего хозяина. Поприщин считает, что ранг создает репутацию, а люди с высокими чинами, по его мнению, честны и уважаемы. У Поприщина есть свои социально узаконенные вкусы, культурные и политические интересы, представления о чести и самоуважении и даже привычки и заветные мечты. В этом созданном им самим мире Поприщин ведет довольно самодовольную жизнь, не обращая внимания на то, что эта жизнь есть на самом деле надругательство над личностью и достоинством.
Сознание Поприщина в расстройстве, и он начинает задаваться вопросом, почему он всего лишь титулярный советник, почему все лучшее принадлежит генералам и другим высокопоставленным лицам.
Акакий Акакиевич Башмачкин ( Шинель ) тоже становится жертвой нищеты и беззакония; именно Петербург с его несправедливостью бросает Башмачкина на произвол судьбы. Сам Гоголь описывает героя как бессменного титулярного советника, над которым, как известно, некоторые писатели подшучивают и острят, повинуясь похвальному обычаю нападать на тех, кто не может дать отпор.
Автор не скрывает своей иронической ухмылки, описывая ограниченность и убогость главного героя. Это помогает нам понять типичную природу Акакия Акакиевича как человека робкого, задавленного, немого существа, терпящего насмешки своих товарищей. И по воле судьбы желание новой шинели пленило такого человека. В этом факте есть и ирония, ведь такая простая повседневная вещь, как шинель, для мелкого чиновника — нечто невероятное. Когда у Башмачкина крадут новую шинель, он в порыве отчаяния обращается к известному лицу, которое становится в Шинель обобщенный образ властной и бесполезной власти. Именно сцена у генерала наиболее ярко отображает социальную трагедию маленького человека. Из кабинета видного персонажа выносят почти неподвижного Акакия Акакиевича. Лишь после смерти он осмеливается устроить мятеж: появляется призраком, ищет по ночам украденную шинель и тащит шинели без оглядки на чины и призывы со всех плеч.Оба повествования не имеют четких границ между разумом и безумием, между жизнью и смертью.