cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Технология проектного обучения это: Технология проектного обучения

Технология проектной деятельности

Технология проектного обучения является одним из способов организации образовательного процесса, она характеризуется личностной ориентацией и направлена на то, чтобы сформировать у учеников такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность и способность к творчеству. Эта технология предполагает создание проекта и его реализацию по пунктам.

Цель образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения

Целью образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения является создание условий учебной деятельности, при которых:

  • ученики самостоятельно и, что не менее важно, мотивированно ищут и обрабатывают информацию;
  • ученики умеют применять теорию на практике;
  • ученики умеют взаимодействовать друг с другом, вести диалог;
  • ученики умеют вести исследовательскую деятельность;
  • ученики развивают системное мышление.

Структура образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения

В общем виде структура образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения включает в себя:

  1. Подготовка.
  2. Непосредственная разработка проекта.
  3. Оформление итогов.
  4. Презентация.
  5. Рефлексия.

Подготовка

Подготовка состоит из следующих частей:

  1. Выбор темы проекта. От преподавателя необходимо: составить список тем проекта. От обучающихся требуется: отдать предпочтение одной из тем проекта путем обсуждения. При этом допускается предложение новых тем проекта.
  2. Расчленение темы проекта на несколько подтем. От преподавателя необходимо: составить список подтем проекта. От обучающихся требуется: отдать предпочтение нескольким подтемам проекта путем обсуждения. При этом также допускается предложение новых подтем проекта.
  3. Разделение класса на группы в соответствии с подтемами проекта. Несмотря на то, что это делается обучающимися, руководство все равно остается за преподавателем – он имеет право на внесение изменений.
  4. Материальное обеспечение проекта. Формулирование вопросов и сбор учебной литературы относится к компетенции преподавателя, но, как говорится, свою лепту внести могут и обучающиеся, точнее, их часть.
  5. Принятие решения по поводу того, в какой форме будут оформляться итоги проекта. Это может сделать как преподаватель, так и ученики или вместе. Самыми распространенными формами оформления итогов проекта являются натуральные объекты, альбомы, медиаматериалы – аудио и видео.

Непосредственная разработка проекта

При непосредственной разработке проекта от преподавателя необходимо:

  • профессиональное консультирование обучающихся;
  • координация действий обучающихся;
  • мотивирование обучающихся.

От обучающихся требуется осуществление учебной деятельности.

Оформление итогов

При оформлении итогов от преподавателя необходимо тоже самое, что и при непосредственной разработке проекта.

От обучающихся требуется оформить итоги в группах и во взаимодействии между группами.

Презентация

На презентации от преподавателя необходимо организовать ее – пригласить учеников из старших (с 9 по 11) классов и/или родителей для оценки.

Рефлексия

При рефлексии преподаватель учитывает оценки обучающихся. А обучающиеся – процесс, свои оценки и оценки других.

Критерии оценки образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения

Критериями оценки образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения, являются:

  • достигнуты ли цели в рамках проекта;
  • достигнуты ли цели вне рамок проекта, что, согласно идее технологии проектного обучения, самое главное.

Если достигнуты цели в рамках проекта, то можно говорить и о том, что достигнуты цели вне рамок проекта, т.е. имеет место улучшение способности ученика к учебной деятельности.

Принципы технологии проектного обучения

Принципами технологии проектного обучения является то, что:

  • «гвоздь» – ученик и его способность к творчеству;
  • организация образовательного процесса основывается не на основе логики предмета, а на основе того, чтобы будет интересно ученику и что сможет поспособствовать проявлению и развитию его способности к творчеству;
  • индивидуальный подход при организации образовательного процесса позволяет ученикам осваивать знания на своем уровне, с той скоростью, с которой они могут это делать не перетруждаясь;
  • комплексный подход при организации образовательного процесса обеспечивает гармоничное развитие личности, ее физиологических и психических качеств;
  • за счет универсальности теории она используется буквально во всех ситуациях, что в свою очередь, укрепляет ее.

Классификация проектов

Есть несколько типов проектов:

  1. Исследовательские проекты. Очень похожи на настоящие исследования, так как основаны на решении проблем в науке. Отличаются строгой структурой.
  2. Информационные проекты. Их можно назвать составной частью исследовательских проектов.
  3. Творческие проекты. Не имеют строгой структуры.
  4. Социально-ориентированные проекты – те, которые имеют как теоретическую, так и практическую ценность для общества.

Проекты можно разделить и на другие группы:

  1. По продолжительности: краткосрочные (один, максимум два, урока), среднесрочные (одна или две темы), долгосрочные (как правило, проводятся во внеурочное время).
  2. По интеграции: с использованием информации только из одного предмета и с использованием информации из нескольких предметов. Последние больше интересуют учеников, по их же словам.
  3. По числу участников: индивидуальные (работа выполняется одним человеком), коллективные (работа выполняется несколькими людьми) и групповые (работа выполняется несколькими людьми, объединенными в группы).

Ограничения в применении технологии проектного обучения

К ограничениям в применении технологии проектного обучения относится:

  • невысокий уровень мотивации учителя и/или учеников к использованию рассматриваемой нами технологии;
  • недостаточная способность учеников к исследовательской деятельности;
  • невозможность точной оценки.

Технология проектного обучения не популярна, так как при ней у учеников нет последовательности и структурности в обучении. Однако в последнее время к ней стали возвращаться, конечно же, с изменениями.

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

Библиографическое описание:

Созонова, С. Д. Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе / С. Д. Созонова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14073/ (дата обращения: 21.11.2022).



В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Ключевые слова: технология проектного обучения, метод проектов, проектная технология, начальная школа, работа над темой проекта, эффективность технологии проектного обучения.

Технология проектного обучения — это технология, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс начальной школы. Данную технологию в педагогической литературе называют также «методом проектов», «проектной технологией».

Проектная технология — это в первую очередь личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников.

Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу учащихся по конкретной теме, проблеме, а учащимся даёт возможность развивать свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности. Работая над проектом у учащихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнать неизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, перед учителем.

Е. С. Полат предъявляет следующие требования к применению технологии проектного обучения:

1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема;

2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта;

3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности учащихся;

4) обязательное наличие продуманной структуры работы;

5) использование методов исследования, изначально предполагающих последовательность этапов действий.

Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).

1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на:

‒ информационные;

‒ творческие;

‒ практико-ориентированные;

‒ исследовательские.

Информационные проекты — нацелены на поиск информации учащимся по какой-либо теме и на дальнейшую работу учащегося с найденной информацией.

Творческие проекты — ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.).

Практико-ориентированные проекты — также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности учащихся.

Исследовательские проекты — отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.

2. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные.

Надпредметные — внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов.

Межпредметные — проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки.

Монопредметные — проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).

3. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные идлительные.

Кратковременные — проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели).

Длительные — проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.

4. По количеству участников, принимающих участие вреализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы).

5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.).

В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста учащихся и их заинтересованности темой проекта.

Тематика проектных работ для учащихся начальной школы должна определяться, с нашей точки зрения, содержанием курса школьных предметов. При выборе темы проекта важное значение имеет личная мотивация учащегося, а также социальная значимость проблемы исследования, которая в первую очередь значима для самого учащегося.

Далее хочется поделится накопленным опытом реализации проектной технологии в учебном процессе начальной школы.

Элементы проектной технологии начинаю внедрять в учебный процесс с середины (со второго полугодия) 1 класса. Во втором классе учащимся уже смело даю домашние задания — подготовить проект по какой-либо теме. Чаще всего даю задание ребятам на дом, на уроках окружающего мира — подготовить проект. Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность учащихся. Например, на уроках окружающего мира в первой четверти во втором классе мы изучаем тему «Моя семья. Состав семьи». За две недели до проведения урока учащиеся получают задание подготовить проект на тему: «Древо моей семьи». Все учащиеся поставлены в равные условия. Каждый ученик должен подготовить проект, но каким он будет — будет зависеть от самого ученика и его родителей (без помощи родителей во втором классе учащиеся ещё не могут выполнить исследовательский проект), от творческих способностей ребёнка и его родителей, от степени заинтересованности.

В течение двух недель учащиеся совместно с родителями работают по теме проекта, собирают информацию об истории происхождения фамилии, семьи, собирают и изучают сведения о близких и дальних родственниках. После сбора и обработки информации учащиеся оформляют свои проекты (готовят презентацию, оформляют стенгазету, рисуют семейное древо, лепят семейное древо из соленого теста, рисуют родословную своей семьи и др.). Оформленные проекты учащиеся должны защитить перед одноклассниками.

До начала урока дети вывешивают свои оформленные проекты в классе на доску или выставляют в классе у доски, или сбрасывают подготовленные презентации на компьютер учителя. На уроке учащиеся, подготовившие проекты, защищают свои работы. Ребята рассказывают о членах своей семьи, о том, кто кому и кем приходится, чем занимался, где, кто и кем работал и т. п. Ребята в классе внимательно слушают выступающих, а потом задают им вопросы по теме, спрашивают о том, что нового выступающий узнал о членах своей семьи и от кого.

Рис. 1. Древо семьи Никитиных

На уроках русского языка при организации работы со словарными словами, мои ученики теперь уже просто не могут обходиться без такого задания на дом, как подготовка проекта по теме «Словарные слова в моей жизни» или «Словарные слова в литературе», или «Словарные слова и правила хорошего тона», или «Словарные слова в математике» и т. п. Ребята с удовольствием берутся за подготовку и выполнение подобных домашних заданий, выписывают словарные слова, написание которых требуется запомнить, идут в библиотеку или обращаются к ресурсам интернет, чтобы узнать этимологию словарных слов, значение, сферу употребления, а потом принимаются за создание своих проектов. В чём-то ребятам помогают их родители. А есть и такие ребята, которые уже в третьем классе способны самостоятельно продумать структуру работы над проектом и самостоятельно создать проект на заданную тему.

Рис. 2. Словарные слова в моей жизни

Работа над проектом развивает, увлекает, организует деятельность учащихся, а учителю позволяет организовать не только изучение словарных слов, но и поиск, и чтение дополнительной научной литературы, пополнение и расширение словарного запаса учащихся. Читая дополнительную литературу, ребята встречают новые и непонятные слова, находят их значение в словаре и берут «на заметку». А ещё учащимся удается включить в работу над проектом и своих родителей. Они не только подсказывают и помогают своим детям, а иногда и сами принимают активное участие в оформлении проектов, в создании презентаций. В этом кроется ещё один положительный момент проектной технологии — совместное времяпрепровождение, организация взаимодействия детей и их родителей, формирование у учащихся таких качеств как умение выражать своё мнение, обсуждать, доказывать свою точку зрения, а также умение слушать другого человека.

Проектная технология — технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у учащихся различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.

Литература:

  1. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов /Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2007. — 112 с.
  2. Метод проектов. Полат Е. С., ИОСО РАО URL: https: //docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1#
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
  4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
  5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти, 2014. — 80 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектная технология, начальная школа, проектное обучение, учащийся, слово, класс, окружающий мир, урок, учебный процесс.

Ключевые слова

метод проектов, начальная школа, проектная технология, технология проектного обучения, работа над темой проекта, эффективность технологии проектного обучения

Похожие статьи

Исследовательская деятельность в

начальной школе на уроках

проект, проектная технология, проектное обучение, начальная школа, учащийся, слово, урок, класс, окружающий мир, учебный процесс. Метод проектов как способ организации исследовательской…

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале…

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: окружающий мир, технология, курс внеурочной деятельности «Юный исследователь».

О

проектировании универсальных учебных действий на уроках

исследовательская деятельность, урок технологии, выполнение работ, начальная школа, окружающий мир, ребенок, собственный замысел, учащийся. Использование проектного метода на уроках математики при…

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения. Проектно-исследовательская работа в начальных классах.

Формирование умений

учебно-исследовательской и проектной

проектная деятельность, проект, ученик, группа, учебный процесс, учащийся, результат работы, работа, метод проектов, учитель.

Использование

проектного метода на уроках математики при…

Проектно-исследовательская работа в начальных классах.

В процессе обучения в начальной школе учащимся необходимо приобрести опыт различных видов

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная…

Обучение учащихся проектной деятельности при…

Ключевые слова: технология проектного обучения, метод проектов, проектная технология, начальная школа, работа над темой проекта, эффективность технологии проектного обучения.

Метод

проектов как способ организации исследовательской…

активный метод обучения, слово, урок, ученик, учащийся, ребенок, учебный материал, методика, исследовательская… Проектная исследовательская деятельность как один из…

Зачем нужна

проектная деятельность младших школьников?

Анализ педагогического опыта учителей начальных классов, собственная практика позволили выделить ряд особенностей проектной деятельности младших школьников

Она выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

7 способов интеграции технологий для успешного проектного обучения

Автор Сиддхант Джайн

5 февраля 2017 г.

6 минут на чтение