cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тесты вишневый сад – Вишневый сад тест с ответами онлайн на знание текста пьесы Чехова для 10 класса

Тест по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад"

Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Вариант 1

1. Когда начинается действие «Вишнёвого сада»?

а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.

2. О ком идёт речь: «Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья»?

а) Епиходов; б) Петя Трофимов; в) Яша; г) Симеонов-Пищик.

3. Кем был Петя Трофимов?

а) юристом; б) учителем; в) писателем; г) чиновником.

4. Куда собирался уехать Трофимов?

а) в Париж; б) в Москву; в) в Петербург; г) в Лондон.

5. Кому принадлежит реплика: «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих»?

а) Гаеву; б) Лопахину; в) Пете Трофимову; г) Епиходову.

6. От какого животного, по мнению Симеонова-Пищика, произошёл его род?

а) от коровы; б) от лошади; в) от медведя; г) от тигра.

7. Кому принадлежит реплика: «О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось Весь, весь белый! О сад мой!»?

а) Ане; б) Варе; в) Раневской; г) Шарлотте Ивановне.

8. Кому принадлежит реплика: «Жизнь-то прошла словно и не жил. Я полежу. Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего. Эх ты... недотёпа!»?

а) Гаеву; б) Яше; в) Фирсу; г) Симеонову-Пищику.

9. Имя-отчество Гаева.

а) Андрей Семёнович; б) Леонид Аркадьевич; в) Леонид Андреевич; в) Степан Ильич.

10. Чьей репликой заканчивается пьеса?

а) Лопахина; б) Фирса; в) Раневской; г) Епиходова.

_______________________________________________________________________________________

Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Вариант 2

1. Когда заканчивается действие «Вишнёвого сада»?

а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.

2. О ком идёт речь: «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря»?

а) Епиходов; б) Петя Трофимов; в) Лопахин; г) Гаев.

3. Кто купил вишнёвый сад?

а) Гаев; б) Лопахин; в) Петя Трофимов; г) Симеонов-Пищик.

4. Откуда приехала Раневская?

а) из Парижа; б) из Лондона; в) из Рима; г) из Берлина.

5. Сколько действий в «Вишнёвом саде»?

а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.

6. Кому принадлежит реплика: «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего»?

а) Фирсу; б) Лопахину; в) Гаеву; г) Симеонову-Пищику.

7. К чему обращается Гаев: «Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости…»?

а) к саду; б) к столу; в) к шкафу; г) к бильярдному кию.

8. Кому принадлежит реплика: «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... И теперь я как маленькая»?

а) Раневской; б) Варе; в) Ане; г) Шарлотте Ивановне

9. Что в конце пьесы потерял Петя Трофимов:

а) валенки; б) туфли; в) калоши; г) сапоги.

10. Как называет Фирс других персонажей пьесы?

а) неряхи; б) недотёпы; в) неумехи; г) нечестивцы.

Ключ к тесту на знание пьесы «Вишнёвый сад»

Вариант 1

1 а

2 а

3 б

4 б

5 в

6 б

7 в

8 в

9 в

10 б

Вариант 2

1 в

2 а

3 б

4 а

5 в

6 а

7 в

8 а

9 в

10 б

multiurok.ru

Тест с ответами: А.П.Чехов "Вишневый сад"

1. Пьеса “Вишневый сад” стала для Чехова:
а) Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России +
б) Его дебютным произведением
в) Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем

2. Среди героев пьесы нет:
а) Вари и Гаева
б) Дяди Вани и Ионыча +
в) Пети и Ани

3. Детство Шарлотты Ивановны прошло в:
а) Деревне
б) Париже, в доме мужа Раневской
в) Цирке, где работали ее родители +

4. Отец Лопахина был:
а) Простым мужиком +
б) Помещиком, другом отца Раневской
в) Французским послом

5. Что именно угрожает вишневому саду Раневской:
а) Вспыхнувший из-за засухи пожар
б) Вырубка браконьерами
в) Продажа с торгов за долги +

6. Дуняша в “Вишневом саде” влюбляется в:
а) Петю
б) Яшу +
в) Лопахина

7. Какое именно решение проблемы с вишневым садом предлагает Лопахин Раневской:
а) Выйти за него, Лопахина, замуж и воспользоваться его деньгами для покрытия долга
б) Поскорее и поудачнее выдать дочерей замуж за богатых женихов
в) Сдать территорию сада под дачи и получать с этого прибыль +

8. Кто в пьесе готов совершить самоубийство:
а) Человек с прозвищем “22 несчастья”, Епиходов +
б) Безответно влюбленная Дуняша
в) Раневская, отчаявшаяся спасти сад

9. Для всех в семье Раневской вишневый сад крайне важен. И все же один человек утверждает обратное и готов к новой жизни за его пределами. Это:
а) Сама Раневская
б) Варя
в) Аня +

10. Чем занята хозяйка поместья Раневская во время торгов:
а) Собирает вещи, готовясь к отъезду в Париж
б) Устраивает в имении бал +
в) Участвует в торгах вместе с Лопахиным

11. В чём Раневская упрекает Петю Трофимова:
а) В неспособности к любви +
б) В чрезмерном увлечении Аней
в) В чересчур радикальные политические взгляды

12. От кого жители имения узнают о его продаже:

а) От Раневской
б) От Лопахина +
в) От Гаева

13. Кто утешает Раневскую после известия о продаже поместья:
а) Аня +
б) Лопахин
в) Петя Трофимов

14. Что намеревается делать Аня после продажи имения:
а) Уехать в Париж с матерью
б) Пойти в гувернантки
в) Пойти учиться +

15. Что делает Симеонов – Пищик, появляющийся в имении перед самым отъездом хозяев:
а) Отдаёт Раневской долг +
б) Поздравляет Гаева с назначением на должность в банке
в) Поздравляет Лопахина с удачной сделкой

16. Кто при отъезде оказывается забыт в доме:
а) Шарлотта
б) Фирс +
в) Епиходов

17. Когда начинается действие пьесы:
а) Осенью
б) Летом
в) Весной +
г) Зимой

18. Кем был Петя Трофимов:
а) Чиновником
б) Учителем +
в) Писателем

19. Куда собирался уехать Трофимов:
а) В Лондон
б) В Париж
в) В Москву +

20. Кому принадлежит реплика: “Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих”:
а) Лопахину

б) Трофимову +
в) Епиходову

21. От какого животного, по мнению Симеонова – Пищика, произошёл его род:
а) От лошади +
б) От тигра
в) От медведя

22. Кому принадлежит реплика: “О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось Весь, весь белый! О сад мой!”:
а) Шарлотте Ивановне
б) Раневской +
в) Варе

23. Кому принадлежит реплика: “Жизнь-то прошла словно и не жил. Я полежу. Силушкито у тебя нету, ничего не осталось, ничего. Эх ты… недотёпа!”:
а) Яше
б) Гаеву
в) Фирсу +

24. Имя – отчество Гаева:
а) Степан Ильич
б) Леонид Андреевич +
в) Леонид Аркадьевич

25. Чьей репликой заканчивается пьеса:
а) Раневской
б) Лопахина
в) Фирса +

26. Когда заканчивается действие “Вишнёвого сада”:
а) Весной
б) Осенью +
в) Летом
г) Зимой

27. О ком идёт речь: “Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря”:
а) Епиходов +
б) Трофимов

в) Лопахин

28. Кто купил вишнёвый сад:
а) Трофимов
б) Гаев
в) Лопахин +

29. Откуда приехала Раневская:
а) Из Парижа +
б) Из Рима
в) Из Лондона

30. Сколько действий в пьесе:
а) 5
б) 4 +
в) 3

liketest.ru

Тест по литературе (11 класс) по теме: Тест по комедии А.П. Чехова "Вишневый сад"

Тест по комедии А.П.Чехова “Вишневый сад”

                                                                                                    Составитель Точицкая О.В.

                                                                                                     ЦО №654 имени А.Д.Фридмана

Кто говорит?

  1. А моя собака и орехи кушает.
  2. Желтого в угол, дуплет в середину.
  3. Эх ты, недотепа...
  4. Что ж... лошадь хороший зверь... лошадь продать можно...
  5. Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать.
  6. ...я так далек от пошлости. Мы выше любви!
  7. Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! ...За все могу заплатить!
  8. Я? к Рагулиным... Договорилась к ним смотреть за хозяйством... в экономки, что ли.
  9. С Парижем кончено.
  10. Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...
  11. По-моему так: если девушка кого-нибудь любит, она, значит, безнравственная.
  12. Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.
  13. О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья...
  14. Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать.
  15. Начинается новая жизнь, мама!

О ком говорят?

  1. Двадцать два несчастья.
  2. Облезлый барин.
  3. Хороший она человек. Легкий, простой человек.
  4. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа.
  5. Вам двадцать шесть или двадцать семь лет, а вы еще гимназист второго класса!

Укажите правильный ответ.

1. В пьесе «Вишневый сад» не используется прием

а) глухой диалог;

б)лирическое отступление;

в)снижения;

2. В пьесе «Вишневый сад» отсутствует мотив

а) опоздания;

б) смены старого времени новым;

в) борьбы за равноправие;

г) недотепства.

 

3. Почему  «Вишневый сад» назван комедией?

а) в основе пьесы лежит комедийный конфликт.

б) в финале добро торжествует, зло наказано.

в) Чехов отказывает персонажам в праве на драму: они неспособны на глубокие чувства.

г) в пьесе все время кто-то падает и что-то роняет.

4. Какие звуки отсутствуют в пьесе?

а) стук топора;

б) звук лопнувшей струны;

в) гудок паровоза;

г) пение.

Ответы

Кто говорит?

  1. Шарлотта.
  2. Гаев.
  3. Фирс.
  4. Симеонов-Пищик.
  5. Петя Трофимов.
  6. Петя Трофимов.
  7. Лопахин.
  8. Вера.
  9. Раневская.
  10. Гаев.
  11. Яша.
  12. Лопахин.
  13. Раневская.
  14. Дуняша.
  15. Аня.

О ком говорят?

  1. Епиходов.
  2. Петя Трофимов.
  3. Раневская.
  4. Лопахин.
  5. Петя Трофимов.

Укажите правильный ответ.

1 – б;

2 – в;

3 – в;

4 – в.

nsportal.ru

Тест с ответами на тему: «Вишневый сад» А.П.Чехов |

1. А. Чехов обозначил жанр «Вишнёвого сада» как..
а) Комедию
б) Трагедию
в) Лирическую комедию+

2. Кто становится обладателем вишневого сада?
а) Гаев;
б) Лопахин; +
в) Петя Трофимов;
г) Симеонов-Пищик.

3.К внесценическим персонажам «Вишнёвого сада» можно отнести:
а) ярославскую тётушку+
б) Симеонова-Пищика
в) Дашу, дочь Симеонова-Пищика+
г) Любовника Раневской+

4. Какой герой «проел(а) состояние на леденцах»?
а) Раневская
б) Гаев+
в) Симеон-Пищик
г) Фирс

5. Раневская приехала:
а) из Парижа; +
б) из Лондона;
в) из Рима;
г) из Берлина.

6. В какое время года заканчивает «Вишнёвый сад»?
а) весной;
б) летом;
в) осенью; +
г) зимой.

7. Количество действий в пьесе «Вишнёвый сад»:
а) 2;
б) 3;
в) 4; +
г) 5.

8. Кто говорит следующие слова:
«Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего»:
а) Фирсу; +
б) Лопахину;
в) Гаеву;
г) Симеонову-Пищику.

9. «Несчастьем» для Фирса является:
а) продажа вишнёвого сада;
б) отъезд Раневской;
в) гибель сына Раневской;
г) освобождение крестьян от крепостной зависимости. +

10. Определите героя:
«Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря»?
а) Епиходов; +
б) Петя Трофимов;
в) Лопахин;
г) Гаев.

11. Кому Гаев адресует данные слова?
«Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»:
а) саду;
б)столу;
в) шкафу; +
г) бильярдному кию.

12. Кто говорит данные слова:
«Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… И теперь я как маленькая»:
а) Раневская; +
б) Варя;
в) Аня;
г) Шарлотта Ивановна

13. Вернулась Раневская:
а) из Парижа; +
б) из Лондона;
в) из Рима;
г) из Берлина.

14. Что теряет Петя Трофимов в конце пьесы:
а) валенки;
б) туфли;
в) калоши; +
г) сапоги.

15. Фирс зовет других персонажей пьесы:
а) неряхами;
б) недотёпами;+
в) неумехами;
г) нечестивцами

exam-test.ru

Тест с ответами. А. П. Чехов. "Вишнёвый сад".

Тест. А.П. Чехов. «Вишнёвый сад».

1. Пьеса – это:

А) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения;

Б) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное для постановки на сцене;

В) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героями и обстоятельствами.

2. С каким театром тесно сотрудничал А. П. Чехов?

А) Малый театр

Б) «Современник»

В) Художественный театр

Г) Театр имени Станиславского

3. Темой пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» является:

А) судьба России, её будущее

Б) судьба Раневской и Гаева

В) вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина

4. Идейным пафосом комедии является:

А) отражение изжившего себя дворянско-поместного строя

Б) роль буржуазии, пришедшей на смену и несущей разрушение и власть денег

В) ожидание настоящих «хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад

5. Символ – один из тропов, скрытое сравнение. Определите значение символов, используемых в пьесе автором:

1) вишнёвый сад

2) удары топора, звуки лопнувшей струны

3) одежда старого лакея: ливрея, белый жилет, белые перчатки, фрак, заколоченный дом –

А) символ прощлого

Б) символ красоты России и жизни

В) символ конца старой жизни

6. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

А) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он всё ещё студент»

Б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы всё ещё гимназист второго класса

7. Найдите несоответствие:

А) Раневская Любовь Андреевна, помещица

Б) Варя, её приёмная дочь, 24 года

В) действие происходит в усадьбе Гаева

8. Кто обращался к шкафу с торжественной речью?

А) Яша

Б) Гаев

В) Лопахин

9. Кто съел сразу полведра огурцов?

А) помещик Симеонов-Пищик

Б) Фирс

В) Петя Трофимов

10. Кто имел прозвище «двадцать два несчастья»?

А) Фирс

Б) Епиходов

В) Гаев

11. Кто с презрением относился к своей матери-крестьянке, так как побывал в Париже и считал себя образованным?

А) Лопахин

Б) Симеонов-Пищик

В) Яша

12. Кто хорошо умела показывать фокусы?

А) Аня

Б) Шарлотта Ивановна

В) Варя

13. Отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома нечего было есть.

А) Раневская

Б) Шарлотта Ивановна

В) Варя

14. Кто назвал раскрепощение крестьян несчастьем?

А) Фирс

Б) Гаев

В) Яша

15. Кто говорил о себе, что у него отец мужик был, а сам он теперь в белой жилетке, жёлтых ботинках?

А) Гаев

Б) Лопахин

В) Епиходов

16. Кто, прощаясь с прежней жизнью, восклицает: «Здравствуй, новая жизнь!»?

А) Петя Трофимов

Б) Аня

В) Раневская

17. Кто говорит: «Вся Россия – наш сад!»?

А) Варя

Б) Петя Трофимов

В) Аня

18. Как назвал А. П. Чехов своё последнее драматическое произведение?

А) «Вишнёвый сад»

Б) «Дядя Ваня»

В) «Чайка»

19. Кем был Лопахин Ермолай Алексеевич?

А) конторщиком

Б) слугой

В) купцом

20. Кто назвал Петю Трофимова «облезлым барином»?

А) Гаев

Б) одна баба в вагоне

В) Яша

Фамилия_____________________________имя_________________

infourok.ru

Тест по литературе (10 класс) по теме: Тест по творчеству А П Чехова. "Вишнёвый сад"

ТЕСТ  по пьесе АП Чехова «Вишнёвый сад»

ЧАСТЬ 1.

  1. Чьи отличительные черты перечислены: честным трудом пробивает себе дорогу в жизнь, одушевлённые мечты о будущем

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Чьи отличительные черты перечислены: поездки в Париж,  дача во Франции, романтическая восторженность, мимолётность настроения.

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Чьи отличительные черты перечислены: ум, энергичность, деловитость

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Чьи отличительные черты перечислены: никчёмность, безволие

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Герой, любящий леденцы

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Герой, любящий природу, музыку.

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Герой, любящий бильярд

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Его предки создавали вишнёвый сад и поместье

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Представитель настоящего в пьесе

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Представитель будущего в пьесе

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Символом чего являлся вишнёвый сад

А. эпохи   Б. семьи   В. богатства   Г. мира и добра

  1. Что нового ввёл Чехов в пьесу «Вишнёвый сад»

А. символ вишнёвого сада   Б. одушевление вишнёвого сада  

 В. значимость как героя вишнёвого сада  

ЧАСТЬ 2.

  1. С кем сравнивали молодого Чехова

А. Тургенев   Б. Толстой    В. Достоевский    Г. нет ответа

  1. Где родились произведения «футлярного» цикла

А. Таганрог   Б. Мелихово   В. Москва    Г. Овсюг

  1. Где родился АП Чехов

А. Таганрог   Б. Мелихово   В. Москва    Г. Овсюг

  1. Чехов – мастер… произведений

А. малых  Б. больших   В. трагичных    Г. комичных

  1. Это обыкновенная история, произошедшая в обыкновенном губернском городе с рядовым земским врачом

А. «Человек в футляре»   Б. «Крыжовник»   В. «Ионыч»

  1. Рассказ АП Чехова о страхе слабого человека перед пугающей непредсказуемостью жизни

А. «Человек в футляре»   Б. «Крыжовник»   В. «Ионыч»

  1. Рассказ АП Чехова о соотношении великого и малого в жизни человека

А. «Человек в футляре»   Б. «Крыжовник»   В. «Ионыч»

ЧАСТЬ 3.

  1. Кто не был хозяином вишнёвого сада

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Для кого вишнёвый сад был мечтой всей жизни

А. Раневская    Б. Гаев   В. Лопахин   Г. Трофимов

  1. Как часто плодоносит вишня

А. 1 раз в год   Б. два раза в год   В. 1 раз в два года   Г. 1 раз в три года

  1. Закончите фразу Лопахина: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё и …»

А. дельцы    Б. дачники    В. студенты  Г. бездельники

  1. Имя приёмной дочери Раневской, чья любовная история с молодым купцом оказалась неудачной

А. Анна   Б. Варя   В. Люба   Г. Катя

nsportal.ru

Презентация и тест по содержанию пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад"

Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад». Лопахин и Варя. Лопахин и Раневская

Лопахин, как значится в авторской ремарке в начале пьесы, купец. Его отец был крепостным отца и деда Раневской, торговал в лавке в деревне. Теперь Лопахин разбогател, но с иронией говорит о себе, что остался «мужик мужиком»: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

Лопахин искренне хочет помочь Раневской, предлагает разбить сад на участки и отдавать в аренду. Он чувствует сам свою огромную силу, которая требует приложения и выхода. В конце концов покупает вишнёвый сад, и эта минута становится моментом его высшего торжества: он становится владельцем имения, где его «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». Чем дальше, тем больше он усваивает привычку «размахивать руками»: «За всё могу заплатить!», — его пьянит сознание своей силы, удачливости и силы своих денег. Торжество и сострадание к Раневской противоборствуют в нём в минуту его высшего торжества.

Чехов подчёркивал, что роль Лопахина — центральная, что «если она не удастся, то, значит, и пьеса вся провалится», «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, немелко, без фокусов». При этом Чехов предостерегал от упрощённого, мелкого понимания этого образа. Он удачливый делец, но с душой артиста. Когда он говорит о России, это звучит как признание в любви. Его слова напоминают гоголевские лирические отступления в «Мёртвых душах». Самые проникновенные слова о вишнёвом саде в пьесе принадлежат именно Лопахину: «имение, прекрасней которого нет на свете».

В образ этого героя, купца и в то же время артиста в душе, Чехов внес черты, характерные для некоторых русских предпринимателей начала ХХ века, оставивших свой след в русской культуре, — Саввы Морозова, Третьякова, Щукина, издателя Сытина.

Знаменательна конечная оценка, которую Петя Трофимов дает своему, казалось бы, антагонисту: «Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» О реальном предпринимателе, о Савве Морозове, М. Горький сказал похожие восторженные слова: «И когда я вижу Морозова за кулисами театра, в пыли и трепете за успех пьесы — я готов ему простить все его фабрики, в чём он, впрочем, не нуждается, я его люблю, ибо он бескорыстно любит искусство, что я почти осязаю в его мужицкой, купеческой, стяжательной душе».

Лопахин не предлагает погубить сад, он предлагает его переустроить, разбить на дачные участки, сделать общедоступным за умеренную плату, «демократичным». Но в конце пьесы герой, достигший успеха, показан не как торжествующий победитель (а старые владельцы сада — не только как побежденные, то есть потерпевшие на некоем поле боя — «боя» то не было, а было лишь нечто нелепое, вяло-бытовое, конечно уж, не «героическое»). Интуитивно он чувствует иллюзорность и относительность своей победы: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь». И его слова о «нескладной, несчастливой жизни», которая «знай себе проходит», подкрепляются его судьбой: он один способен оценить, что такое вишневый сад, и он сам своими руками его губит. Личные его хорошие качества, добрые намерения почему-то нелепо расходятся с действительностью. И причин не может понять ни он сам, ни окружающие.

И личного счастья Лопахину не дано. Его взаимоотношения с Варей выливаются в непонятные для неё и других его поступки, он так и не решается сделать предложение. К тому же у Лопахина особое чувство к Любови Андреевне. Он с особой надеждой ждёт приезда Раневской: «Узнает ли она меня? Пять лет не видались».

В знаменитой сцене несостоявшегося объяснения между Лопахиным и Варей в последнем действии герои говорят о погоде, о разбитом градуснике — и ни слова о самом важном в эту минуту. Почему объяснение не состоялось, любовь не состоялась? На протяжении всей пьесы замужество Вари обсуждается как дело почти решённое, и тем не менее... Дело, видимо, не в том, что Лопахин — делец, не способный на проявление чувств. Варя именно в этом духе объясняет себе их отношения: «У него дела много, ему не до меня», «Он или молчит, или шутит. Я понимаю, он богатеет, занят делом, ему не до меня». Но, наверное, Варя не пара Лопахину: он широкая натура, человек большого размаха, предприниматель и в то же время артист в душе. Её же мир ограничен хозяйством, экономией, ключами на поясе... К тому же Варя — бесприданница, не имеющая никаких прав даже на разоренное имение. При всей тонкости души Лопахина ему не хватает человечности и такта, чтобы внести ясность в их отношения.

Диалог персонажей во втором действии на уровне текста ничего не проясняет в отношениях Лопахина и Вари, но на уровне подтекста становится ясным, что герои бесконечно далеки. Лопахин уже решил, что с Варей ему не быть (Лопахин здесь — провинциальный Гамлет, решающий для себя вопрос «быть иль не быть»): «Охмелия, иди в монастырь... Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!»

Что же разделяет Лопахина и Варю? Может быть, их отношения во многом определяются мотивом вишневого сада, его судьбой, отношением к нему персонажей пьесы? Варя (вместе с Фирсом) искренне переживает за судьбу вишневого сада, имения. Лопахиным же вишневый сад «приговорен» к вырубке. «В этом смысле Варя не может соединить свою жизнь с жизнью Лопахина не только по «психологическим» причинам, прописанным в пьесе, но и по причине онтологической: между ними буквально, а не метафорически, встаёт смерть вишневого сада». Не случайно, когда Варя узнает о продаже сада, она, как сказано в чеховской ремарке, «снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит».

Но, кажется, есть и ещё одна причина, не сформулированная в пьесе (как и многое — подчас самое главное у Чехова) и лежащая в сфере психологического подсознательного, — Любовь Андреевна Раневская.

Пунктирно в пьесе намечена другая линия, пронзительно нежная и трудноуловимая, обозначенная с исключительной чеховской тактичностью и психологической тонкостью: линия Лопахина и Раневской. Попытаемся сформулировать её смысл, каким он нам представляется.

Когда-то в детстве, еще «мальчонком», с окровавленным от отцовского кулака носом, Раневская подвела Лопахина к рукомойнику в своей комнате и сказала: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет». Тем более по контрасту с отцовским кулаком сочувствие Раневской было воспринято как явление самой нежности и женственности. Собственно, Любовь Андреевна сделала то, что должна была сделать мать, и не она ли причастна к тому, что у этого странного купца «тонкая, нежная душа»? Это прекрасное видение, эту любовь-признательность Лопахин хранил в своей душе. Вспомним его слова в первом действии, обращенные к Любови Андреевне: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл всё и люблю вас, как родную... больше, чем родную». Это, конечно, «признание» в давней любви, в первой любви — нежной, романтической, любви — сыновней благодарности, юношески светлой влюбленности в прекрасное видение, ни к чему не обязывающее и ничего взамен не требующее. Может быть, только одного: чтобы этот романтический образ, запавший в душу входящего в мир юноши, не был как-либо разрушен. Не думаю, чтобы это признание Лопахина имело какой-либо иной смысл, кроме идеального, как иногда этот эпизод воспринимают.

Но однажды пережитое невозвратимо, и это «дорогое» Лопахина не было услышано, не было понято (не услышали или не захотели услышать). Наверное, этот момент был для него в психологическом отношении переломным, он стал его прощанием с прошлым, расчетом с прошлым. Начиналась новая жизнь и для него. Но теперь он стал более трезвым.

Однако тот памятный юношеский эпизод имеет отношение и к линии Лопахин — Варя. Романтический образ Раневской лучших её времен — времен её молодости — стал тем идеалом-эталоном, которого, сам того не сознавая, искал Лопахин. И вот Варя, девушка хорошая, практичная, но... Показательна, например, реакция Лопахина во втором действии на слова Раневской (!), которая прямо просит его сделать предложение Варе. Именно после этого Лопахин с раздражением говорит о том, как хорошо было раньше, когда мужиков можно было драть, начинает бестактно поддразнивать Петю. Все это — результат спада в его настроении, вызванного непониманием его состояния. В прекрасный, идеальный образ юношеского видения была внесена резко диссонирующая со всем его гармоничным звучанием нота.

Среди монологов персонажей «Вишневого сада» о неудавшейся жизни невысказанное чувство Лопахина может прозвучать как одна из самых щемящих нот спектакля.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *