Темы сочинений по роману обломов в формате итогового сочинения: Темы сочинений по роману Обломов
Содержание
Обломов и «обломовщина» в романе Гончарова – сочинение на тему
Введение
Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.
У нас появилась новая характеристика Обломова.
Обломовка и «обломовщина»
Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».
Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.
Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.
Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.
Детство Обломова в Обломовке
В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность.
Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.
Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду.
Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.
Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова
В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».
Заключение
Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой.
На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.
Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Полина Ёж
18/19
Андрей Надежин
19/19
Чупанова Патимат
15/19
Римма Шахбазян
16/19
Вера Матросова
19/19
Дарима Намдакова
18/19
Елена Ермакова
14/19
Ева Шестакова
12/19
Аля Бесталанная
19/19
Валентина Пожидаева
18/19
Что любил Обломов? – сочинение по теме
Для того чтобы понять характер центрального персонажа романа И. А. Гончарова «Обломов», нужно проанализировать то, что любил Обломов. С самого детства главный герой любил мечтать и отдыхать, не заботясь о трудностях и проблемах.
«Лежание на диване»
Деревня Обломовка, в которой рос и воспитывался Илья Ильич Обломов, сильно повлияла на его дальнейший образ жизни. В тех краях всегда было «тихо и сонно». Автор отмечает, что в нравах жителей Обломовки всегда были тишина и «невозмутимое спокойствие».
В семье Ильи Ильича был час послеобеденного сна, сравнимый с мертвым сном, поэтому Обломов и в зрелом возрасте любил полежать на диване и поспать.
«Сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей» – все это является характерными признаками Обломова. Он на самом деле любил «целые десятки лет сопеть, дремать и зевать», потому что не знал иной жизни. Лежание на диване стало его единственной возможностью существовать. Автор отмечает, что лежанье стало для Обломова «нормальным состоянием».
Мечтание
В детстве Обломов видел, что у него нет никаких обязанностей. Взрослея, Илья Ильич понимал, все дела за него исполняет слуга Захар. Герой не приспособлен к настоящей жизни, потому что родители воспитывали его в стремлениях отгородить от жизненных проблем и трудностей.
Обломов только мечтает, но ничего не делает для того, чтобы его мечты претворились в жизнь. Главный герой хочет поехать за границу вместе со своей возлюбленной, мечтает наладить семейный быт, однако для этого он ничего не делает. Лень и апатия – вот основные черты центрального персонажа романа «Обломов». Настоящая мечта Ильи Ильича – это тихая, спокойная и размеренная жизнь, подобная жизни его родителей, проживающих в Обломовке.
«Кормление»
С детства Обломов привык к тому, что его угощают «булочками, сухариками, сливочками». Главный герой рос среди стука рубивших котлеты и зелень ножей, который долетал даже до деревни. В семье Обломова главной заботой была кухня: о приеме пищи совещались всей родней. Поэтому неудивительно, что «первой и главной жизненной заботой» для Ильи Ильича была забота о пище. Уже в зрелом возрасте Обломов любил, чтобы на его столе было множество яств. Символ еды, во многом раскрывающий образ центрального персонажа, появляется и в счастливой жизни Обломова с Агафьей Пшеницыной.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Что любил Обломов?», рассмотрит образ жизни центрального персонажа романа И. А. Гончарова.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Полина Ёж
18/19
Андрей Надежин
19/19
Чупанова Патимат
15/19
Римма Шахбазян
16/19
Вера Матросова
19/19
Дарима Намдакова
18/19
Елена Ермакова
14/19
Ева Шестакова
12/19
Аля Бесталанная
19/19
Валентина Пожидаева
18/19
«Любовь в романе «Обломов»» Роль любви в жизни героя
Для сочинения я выбрал тему «Любовь в жизни Обломова». Я считаю, что каждый человек, вне зависимости от личных предпочтений, ищет это странное чувство — любовь. Любовь – необыкновенная сила, способная воскресить мертвую человеческую душу. Она спокойно может изменить жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. «Любовь — это игра, в которой всегда обманывают», — так рассуждал французский писатель О. Бальзак. Любовь может подтолкнуть вас к преступлению или безумию, или с ее помощью вы сможете совершить нечто прекрасное и прекрасное. «Любовь сильнее смерти и страха перед смертью. Только ею, только любовью жизнь держится и движется» — И.С. Тургенев. Любовь всегда приходит внезапно. Она врывается в жизнь и переворачивает ее. «Любви все возрасты покорны». Не имеет значения; что вы молоды или уже многому научились и пережили. Любовь – прекрасное чувство, настоящее чудо жизни. И во многих литературных произведениях писатели отразили ее в жизни своих героев.
Так Гончаров пытается объективно раскрыть в своем герое вопрос: «Что такое любовь в жизни Обломова?» Обломов впервые влюбился, когда ему было за тридцать. Это была любовь к Ольге Ильинской. Они встретились при содействии Штольца, который привел Обломова в дом Ольги Ильинской. Ольга сразу обратила на себя внимание Ильи Ильича, для которого в ней не было ничего, «ни притворства, ни умысла, ни лжи, ни мишуры, ни умысла. Если бы ее превратили в статую, она была бы статуей грации и гармонии .» Кроме того, в Ольге явно просматривался интеллект. Обломов был потрясен пением Ольги, в которое она вложила всю душу. Обломов все воспринимает сердцем, а не умом, он просто не мог оставаться равнодушным. Он влюбился в эту девушку, и любовь заняла у него первое место в жизни. Ольга тоже влюбилась в Обломова. Сначала она хотела разбудить его, заставить вести активную жизнь. Но без ведома самой себя она полюбила Илью Ильича. Она влюбилась, потому что увидела за внешней ленью и неподвижностью чистую душу Обломова, его доброе сердце.
Ольгу также привлекает детская непосредственность, мягкость и обломовская восприимчивость. Их любовь невероятно романтична. Это лето, дача, парк, аллея, сиреневые ветры, поцелуй. Романтической любви нельзя следовать счастливо; это ломается на реальность. Но есть что-то странное в их любви. Может быть, это все из-за того, что Ольга и Илья совершенно разные люди, их представления о жизни не слишком совпадают. Свое будущее Обломов представляет в тихой семейной жизни, прогулках в саду, приятных разговорах за чашкой чая, встрече гостей. Для Ольги жизнь – это непрерывное движение вперед. У Ольги есть жизненная энергия, возможно, поэтому ей удается заставить Обломова скинуть халат, пусть и не навсегда. С ней Обломов догоняет все, что упустил во время своего «сна», он читает книги, газеты, общается с людьми, постепенно втягивается в общественную жизнь. В своем романе Гончаров хорошо раскрывает тайну любви Обломова к Ольге. Ольга любила Обломова, потому что хотела любить, а как ей разобраться в своих чувствах, если рядом не оказалось более опытного друга. Поэтому она приняла сочувствие за любовь.
Ольга не хочет выходить за Обломова, пока он не уладит ситуацию. Обломов не может этого сделать. Он откладывает свидание с Ольгой, опасаясь чужого мнения. И поэтому нельзя сказать, кто из них виноват. Однако Илья Ильич серьезно влюбился в Ольгу в этом — в этом была вся жестокость драмы, разыгравшейся между ними. В сцене прощания Ольга строго упрекает Илью.
Были ли у Обломова в жизни разъяснения? И не один раз. Любовь вернула его к жизни. Любовь двух женщин одна: утонченная, нежная, изящная, а другая: хозяйственная, простодушная, искренняя. Кто может понять Илью Обломова? Что он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные были такими же разными, как земля и небо. Назревает вопрос: почему Обломов остался с Пшеничной, «простой женщиной», а не с божественной Ольгой? Да ничего похожего в этих женщинах не найти. Они даже любили по-разному. Ольга духовно высока, а Агафья Матвеевна — земной, первобытной любовью. Неземная любовь Ольги выражается в сирени, музыке, прогулках по парку, признаниях. Любовь — это Агафья Матвеевна… это вкусный горячий кофейный пирог, белые подушки. На мой взгляд, любовь Ольги была немного странной: то она хотела видеть Илью Ильича каждый день, то, наоборот, велела ему приходить нечасто, чтобы люди не думали дурно. Ольге нужен был «улучшенный», не тот ленивец — догбряк, который целыми днями лежит на диване. Она любила Обломова таким, каким ей хотелось его видеть, нарисованным в ее воображении. Она требует от Обломова искренней любви; а после того, как они расстались, она долго не может оправиться, считает себя умершей. Ольга пробудила в Обломове любовь к жизни, природе, людям, она пробудила спящую душу, способную чувствовать, плакать, смеяться. Обломов попал в водоворот любви, из которого не мог выбраться!
Мысль о женитьбе просто «убила» его: для этого нужно отправиться в имение, завести хозяйство, иметь деньги, чтобы содержать жену; с этими мыслями рассеивались иллюзии о поэтическом идеале свадьбы… Обломов «испугался» Ольги, он боялся той ответственности, которая ляжет на него после свадьбы. Только теперь он начал понимать, что Ольга не кукла, которую можно держать за ниточки, а женщина с достоинством. Место Ольги заняла другая. Это Агафья Пшеничная — хозяйка дома, в котором поселился Обломов. Если Ольгу мы видели душой, глазами, то Агафью телом. Это была женщина, о которой Обломов мог только мечтать. Ее внешность говорила обо всем: простодушная, добрая, ласковая, приветливая, но кроме того она была прекрасной хозяйкой. Без ее заботы вся экономика рухнула бы. Она охраняла покой Обломова, готовила ему вкусную еду, содержала в чистоте его комнату, заботилась о его здоровье. Их симпатия переросла в любовь, брак, и облом не побоялся семейной жизни. Он любил жену, сына, семейную жизнь, он ни в чем не нуждался — это было его счастье, которого Ольга дать ему не могла. Обломов был счастлив с Агафьей, но не забыл Ольгу. Каждую из этих женщин он любил по-своему.
В романе «Обломов» Гончаров с потрясающей убедительностью показал условия, приведшие его героя к духовному краху. Обломов рос человеком, неспособным ни к какой работе, в нем развилась только болезненная мечтательность. Он возомнил себя то непобедимым полководцем, то великим мыслителем, то знаменитым художником. Духовные потребности медленно умирали в Обломове, его гуманные порывы и здравые суждения становились бесплодными. Но это не комический герой (вспомните гоголевского Манилова). В образе Обломова есть, несомненно, трагические черты. Дело в том, что Обломов — человек удивительной душевной чистоты, тонкого чувства прекрасного, не способный на фальшь. Таким он, например, предстает в отношениях с Ольгой Ильинской.
Вся история любви Обломова к Ольге — самопожертвование. Он по-настоящему влюблен в нее, и расставание с ней — его сильнейшее потрясение, а потом и самое болезненное воспоминание. И, тем не менее, он счастлив, когда узнает, что Ольга не умерла, что ее судьба устроена. Ведь Обломова с самого начала тревожила мысль, что он не сможет обеспечить ее материальное благополучие, что его «обломовщина» погубит и ее. Именно тогда, в тревоге за любимого человека, а не за какие-то свои блага, Обломов впервые становится активным. Активен в ущерб себе. Он пишет письмо Ольге, где объясняет, что недостоин ее и не должен принимать от нее никаких жертв. Появилась решимость, были найдены нужные слова, когда дело дошло до главного, до секрета. Это мгновенное преображение героя просто поражает. Это еще резче отделяет «обломовщину» от обломовской человечности и способности к самопожертвованию. Именно Ольга пробуждает в Обломове эти живые силы характера. Ее отличает воля, простота и ясность мышления. Она живет насыщенной духовной жизнью, полной благородных стремлений нести добро людям.
Страница 1 ]
Роман Гончарова «Обломов» рассказывает о судьбе «лишнего» человека Ильи Ильича Обломова, мечтательного, задумчивого персонажа, живущего в мире собственных иллюзий. Произведение интересно многогранностью, неоднозначностью суждений, яркими образами и широтой раскрытых автором вопросов. Особого внимания требует тема любви у Обломова, которую Гончаров раскрывает с разных сторон на примере взаимоотношений главных героев.
Обломов и Ольга — любовь как недосягаемая
Центральная история любви в романе Гончарова «Обломов» — отношения Обломова и Ольги. На первый взгляд у героев много схожих черт — они оба мечтательны, романтичны, видят красоту в каждом проявлении природы и тонко чувствуют каждое мгновение. Однако если Ольга обращена во внешний мир и живет сегодняшним днем, то Обломов, даже несмотря на кажущийся выход из застоя, продолжает существовать в своем привычном, комфортном мире иллюзий. Их любовь — любовь поэтическая, возвышенная, в чем-то даже христианская, но с самого начала обреченная на разрыв.
Долг и любовь
Для Ольги ведущим в ее чувствах был долг, некая практичность даже в таком иррациональном чувстве, как любовь. Девушка не была готова принять обломовского деревенщину таким, какой он есть, продолжая вытаскивать его из «обломовского болота» — «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луч света, который она прольет на стоячее озеро и отразится в этом.» Многие исследователи сравнивают Ольгу с образом светлого ангела-спасителя, помогающего человеку изменить свою жизнь к лучшему. Однако девушка не учла, что полюбила не настоящего Обломова — инертного, апатичного, безынициативного и в то же время вполне состоявшегося человека, а некий образ милого тихого добросердечного мечтателя, который Штольц вдохновил ее. Сквозь розовую пелену любви девушка не понимала, что все ее попытки изменить возлюбленного тщетны. Осознание приходит к Ольге только тогда, когда Обломов, узнав, что пришло время объявить об их отношениях публике, переносит дату свадьбы еще на год. Девушка наконец увидела, что ее любовь — все, что она делала для Ильи Ильича, было бесполезно и Обломов не хотел меняться и идти вперед даже ради любимой.
Любовь и мир иллюзий
Первая любовь Обломова в романе «Обломов» могла бы стать для героя новым шагом вперед и вырвать его из порочного круга «обломовщины», но это случилось с героем слишком поздно , когда даже ради высокого, светлого чувства ему не хотелось отказываться от привычной жизни и — главное — от собственных мечтаний и иллюзий. Любовь Ольги и Обломова – это красивая история нежных, высоких чувств, которая возникает на фоне весенней природы – символом их отношений становится хрупкая ветка сирени. Романтизм и поэзия чувств возлюбленной рано или поздно должны были перейти на новый уровень — уровень повседневности, той самой «обломовщины».
Тем не менее для Обломова Ольга осталась прекрасным, светлым ангелом, далеким от семейной жизни — неким прототипом прекрасной дамы средневековых рыцарей, восхищающей и вдохновляющей на подвиги (изменяющей себя), но всегда далекой и недоступной. Именно поэтому Обломов всячески отодвигает дату их свадьбы. Он, сам того не осознавая, боится, что весенняя пелена их чувств рассеется, и они поймут, что любили не друг друга, а идеализированные образы. Так бывает при расставании – Обломов соглашается со словами Ольги, что он не может измениться и жить новым днем, постоянно меняясь и стремясь вперед.
Любовь Ольги и Обломова была спонтанным чувством, не зависящим от героев. Даже то, что оно началось весной и закончилось осенью, указывало на быстротечность этого чувства, его умирание вместе с природой — и как на смену весне приходит зима, так и на смену страданиям героев об утраченной, но иллюзорной любви, приходит новое, не менее важное чувство.
Обломов и Пшеницына — любовь как обожание
Хозяйка квартиры, в которой в то время жил Обломов, Агафья Пшеницына помогает Обломову отойти от душевного потрясения. Тихая, спокойная, хозяйственная женщина становится для Обломова идеалом того женского начала, которое он почерпнул из детских воспоминаний в Обломовке и, возможно, сравнил с матерью. Именно Агафья создает вокруг Ильи Ильича атмосферу долгожданной и желанной «обломовщины», спокойного, полусонного семейного счастья, умиротворения и творчества, словно застывшего на месте и прерываемого лишь теми «обломовскими» ритуалами — трапезой и каникулы.
Пшеницына с обожанием относится к Илье Ильичу, она готова на все ради мужа, ради его душевного комфорта и спокойствия — даже несмотря на указания врача о необходимости соблюдения диеты, Агафья продолжала готовить Обломова свои любимые блюда, как бы еще больше отгораживая его от реальных проблем и окутывая сонной паутиной «обломовщины». Изображая озабоченность Пшеницыной, автор раскрывает такую проблему любви, как чрезмерное обожание, приводящее к бессознательному «умерщвлению» объекта любви — как душевному, так и физическому.
Штольц и Ольга — любовь как дружба
История взаимоотношений Ольги и Штольца, двух старых друзей, которые хорошо и давно понимали друг друга, восхищались друг другом и имели схожие взгляды на мир, требует особого внимания. проанализируйте тему любви в романе Гончарова «Обломов». Неудивительно, что после расставания с Обломовым Ольга находит утешение именно в отношениях со Штольцем. Андрей Иванович — полная противоположность Обломову — человек, воплотивший мечты девушки об идеальном любовнике, с которым каждый новый день можно сделать не похожим на предыдущий, которого не нужно тащить за собой и которым она будет восхищаться за остаток ее жизни. Однако, выйдя замуж за Штольца, девушка часто тоскует по тому, что нашла в Обломове и чего нет в Андрее Ивановиче, — по мечтательности и поэзии, столь важным для Ольги. Их отношения остаются нежной любовью двух друзей, прекрасно понимающих друг друга, но не дающих друг другу полного ощущения счастья.
«Обломов» как роман о любви
В романе «Обломов» Гончаров раскрывает разные, в чем-то противоположные воплощения любви — основанные на дружбе, обожании и даже собственных фантазиях. Тонкий авторский анализ контрастных, но дополняющих друг друга образов любви позволяет не только раскрыть автору неожиданные стороны характеров, но и помогает читателю лучше понять суть этого великого чувства как в гениальном романе, так и в его собственной жизни. .
Описание истории любви Обломова к Ольге, обожания Обломовым Пшеницыной и любовных отношений других персонажей будет полезно учащимся 10-х классов при написании сочинения на тему «Тема любви в романе Гончарова «Обломов».
Проба изделия
Роман «Обломов» написан в 1859 году. «Обломов — человек не совсем новый в нашей литературе, но прежде он не был представлен нам так просто и естественно, как в романе Гончарова», — пишет Добролюбов.
«Это был мужчина лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной внешности, с темно-серыми глазами, но отсутствием какой-либо определенной мысли, какой-либо сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по его лицу, порхала в глазах… На нем был халат без малейшего намека на Европу… Лежать для Ильи Ильича не было необходимостью, как больному или как человеку, который хочет спать, не случайно, как тот, кто устал, ни удовольствие, как ленивый: это было его нормальное состояние.
Обломова вовсе не привлекают светские удовольствия или карьера. Герой продолжает лежать на диване, прячась от вторжения внешней жизни. Но Илья Ильич своим нынешним положением вполне доволен. Он осознает убожество и пустоту своей посредственной жизни, свое духовное падение. Герой сурово осуждает себя за лень и пассивность, сравнивает свою душу с сокровищем, нагроможденным всякой дрянью. Истоки характера Обломова становятся ясными из его сна. Герой мечтает о патриархальной Обломовке – месте, где он рос и воспитывался, где происходило становление его характера. «По отношению к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдно. Они не умеют любить и не знают, что искать в любви, как и в жизни вообще», — пишет Добролюбов.
В романе Гончарова показаны два женских персонажа, противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны.
«Ни притворства, ни кокетства, ни лжи, ни мишуры, ни умысла. Некоторые считали ее простой, короткой, мелкой, потому что ни мудрых изречений о жизни, ни о любви, ни быстрей неожиданных и смелых замечаний, ни прочитанных или подслушанных суждений о музыке или литературе не слетало с ее языка: говорила она мало, а потом свое, неважно – ее обходили бойкие и бойкие «джентльмены»; неуравновешенные, наоборот, считали ее слишком хитрой и немного боялись. Так предстает перед нами образ Ольги Ильинской. Она стремилась разбудить Обломова, сделать его деятельным. Любовь к ней пробуждает душу героя к деятельной, деятельной жизни. Эти перемены связаны в мыслях Обломова с необходимостью «бросить сними широкий халат не только с плеч, но и с души и ума». Действительно, халат на какое-то время пропадает из виду. Но душа Обломова лежала не в той жизни, которую предлагала ему Ольга. И Ольга это понимала: « Я только недавно узнала, что любила в тебе то, чем хотела быть в тебе, на что указывал мне Штольц, что мы с ним изобрели. Я любила будущего Обломова!» Поэтому она рассталась с Обломовым и нашла свое счастье в Штольц.
Антипод Ольги — Агафья Матвеевна. Отчество Матвеевна неслучайно; во-первых, повторяет отчество матери автора романа; во-вторых, Матвеевна была прислана к Обломову, с его «робкой, ленивой душой», в подарок, как воплощение его мечты о мире. Агафья Пшеницына «была очень бледна и полна в лице, так что румянец не мог пробиться сквозь ее щеки. У нее вообще почти не было бровей, а на их месте были две слегка припухшие, блестящие полоски, с редкими светлыми волосами. Глаза сероватые невинные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступающими наружу крупными узлами голубых вен. Платье было тесно на ней; видно, что она не прибегала ни к какому искусству. Так предстает перед нами образ Агафьи Матвеевны. Только она способна подарить Обломову душевный покой, любовь, понимание. Агафья Матвеевна сравнивает Обломова со своим покойным мужем и с Тарантьевым, но он, по ее мнению, совсем другой человек, у него другие движения, позы, фразы, он как будто сияет спокойствием, красотой и добротой. Она не стремится к любви, не ищет ее никакими средствами, а ждет, когда она придет сама. Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который ей подходит.
Ольга требовала от Обломова перемен во внутреннем мире, но сам Обломов говорит: «Я терпеть не могу перемен», и Агафья Матвеевна приняла его таким, какой он есть. Агафья Матвеевна ближе к обломовскому идеалу. А ленивый Илья Ильич возвышенной Ольге предпочитает прозаического, приземленного Пшеницына. Обломовщина оказалась сильнее любви.
Обломов Пшеницын напоминал детскую картинку, село Обломовка. Она внушала ему спокойствие и безмятежность, он мог бесконечно лежать на диване и смотреть на ее белые локти, когда она что-то вышивала. Он был благодарен ей за все: за то, что она стегала ему все подушки и одеяла, за ее теплый прием, за ее заботу, за то, что она напоминала ему о его детстве, за то, что угадывала его желания. «С каждым днем он все больше и больше дружил с хозяйкой: любовь никогда не приходила ему на ум». Может быть, он и любил Агафью Матвеевну, но чувства эти были дружеские, она стала ему матерью. Его устраивало и то, что она заботилась о нем, лелеяла, такую жизнь он видел во сне.
Женившись на Агафье, Обломов не изменил своего отношения к ней, он также поблагодарил ее дружеской благодарностью, потому что она принесла в его душу мир и покой, которые он так долго искал. Казалось, он снова вернулся в Обломовку, где жители отделились от внешнего мира, где царит тишина и вечный сон, который окутывает и оставляет Обломова в его объятиях.
Вспомним нашего главного героя Илью Ильича Обломова.
Группа ребят подготовила нам эйдос-конспект на тему «Обломов в детстве».
Каковы причины того, что происходит с Обломовым во взрослой жизни?
Прежде всего надо решить, кого любит Обломов?
(Захара, Ольга, Столца, Пшеницын)
И самый главный вопрос «Способна ли любовь изменить Обломова?»
Но у него своя любовь к каждому из этих героев.
Ребята из второй группы подсказали, как складывались отношения героев романа.
Ребята, на уроке вы заполните таблицу, в которой отразим отношение героев к Обломову и отношение Обломова к ним.
Отношение героя к Обломову
Отношение Обломова к герою
Верен хозяину, свято хранит заветы Обломовки
Требует почитания и послушания от Захара
Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа»
Я не мог, да и не хотел стать успешным Штольцем, хотя уважал таких людей, ценил их трудолюбие.
Я пытался дать Илье Ильичу цель в жизни.
Хочет любить, не теряя покоя.
Агафья Матвеевна
Демонстрирует свою любовь заботой о столе и жизни Обломова. Смысл ее жизни – покой и удобство Ильи Ильича.
Сближается с героиней, но не любит ее.
Таким образом, мы проследим взаимоотношения главного героя и его близких.
Для этого ребята подготовили задания. Внимательно прослушайте презентацию, выбрав необходимую информацию, заполните таблицу.
Начнем с Захары — слуги Ильи Ильича Обломова.
С самого начала романов мы видим огромное сходство между хозяином и его слугой. Оба они выросли в одном месте, привыкли к определенному образу жизни. Им было чуждо движение, их влекла тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но дерутся постоянно. Назовем такую любовь условно — любовью-враждой.
— Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»
Есть вопросы к спикеру?
Прочитайте то, что вы написали в таблице.
Продукт: Захар — верный спутник Обломова, хранитель обломовских традиций и духа, двойник его хозяина. Выражает отношение русского человека. Судьба Захара — это повторение судьбы Обломовки, ее памяти и приговора.
Ребята, кого вы можете назвать настоящим другом Обломова?
Назовем это отношениями любви-дружбы.
Давайте прочитаем о последней встрече двух друзей.
Вывод: Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, идей и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов жизни. В этом они дополняют друг друга.
— «В заключение она спела Casta diva: весь восторг, молниеносные мысли в голове, дрожь, как иголки бегущие по телу, — все это погубило Обломова: он был измотан».
Назовем это чувство любовью-любовью.
Вывод: Ольга требовала от Обломова активности и целеустремленности. Она искала применения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но даже для нее это оказалось непосильной задачей.
Еще одной любвеобильной женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова была вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.
Назовем его «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»
Вывод: Ольга пыталась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна погубила его своей любовью. Кто из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.
Тема любви занимает центральное место в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Большая часть работ посвящена ей. Ведь именно любовь способна «перевернуть» жизнь человека и заставить его пересмотреть свои взгляды на многие вещи. Но могла ли любовь изменить главного героя романа?
С одной стороны, любовь действует даже на такого ленивого и апатичного Илью Ильича Обломова, воспитанного в зажиточной дворянской семье с патриархальным укладом жизни.
В возрасте тридцати двух или трех лет герой влюбляется в юную девушку Ольгу Сергеевну Ильинскую, когда она поет «Casta diva»: «Как глубоко ты чувствуешь музыку!.. Нет, я чувствую.. …не музыка… а… любовь!» Это чувство словно овладело им: «…он встает в семь часов, читает, несет куда-то книги. У него нет ни сна, ни усталости, ни скуки на лице. На нем появились даже краски, блеск в глазах, что-то вроде мужества или, по крайней мере, уверенности в себе. Халат на нем не видно. Жизнь Ильи меняется до неузнаваемости. Возлюбленные полюбили тот образ друг друга, который они хотели видеть: «…ваша настоящая «любовь» — это не настоящая любовь, а будущая любовь, это лишь неосознанная потребность любить.. .»
С другой стороны, расставшись с Ольгой Сергеевной, он все-таки возвращается к прежнему образу жизни и обретает истинное счастье с Агафьей Матвеевной Пшеницыной.
Любовь, конечно, на время изменила Илью Ильича, но в конечном счете не смогла победить главную болезнь — обломовщину.
Обновлено: 09.09.2016
Внимание! Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter . Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Канадско-американские славистики Том 3 Выпуск 1 (1969)
Заголовок:
Обломов Ивана Гончарова: Антифауст как христианский герой 1
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/221023969X00358
Язык:
Английский
Страницы:
39–68
В:
Канадско-американские славистики
В:
Том 3: Выпуск 1
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2210-2396
Распечатать ISSN:
0090-8290
Предметы:
История,
славяноведение и евразийство
Все время
Прошлый год
Последние 30 дней
Абстрактные представления
507
112
8
Полнотекстовые просмотры
173
1
0
Просмотры и загрузки PDF
40
3
0
Заголовок:
Обломов Ивана Гончарова: Антифауст как христианский герой 1