cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тематический план это: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН это

содержание, анализ, особенности составления на год

Содержание:

  • Что такое календарно-тематическое планирование
    • Для чего нужно, сфера применения
  • Виды тематического календарного плана в ДОУ
  • Содержание документа согласно ФГОС
  • Рекомендации по структуре, содержание

Содержание

  • Что такое календарно-тематическое планирование
    • Для чего нужно, сфера применения
  • Виды тематического календарного плана в ДОУ
  • Содержание документа согласно ФГОС
  • Рекомендации по структуре, содержание

Что такое календарно-тематическое планирование

Определение

Календарно-тематическое планирование (КТП) — это учебно-методический документ, который составлен на основе образовательной программы, календарного графика и учебного плана.

КТП определяет, в каком порядке, и в какие сроки необходимо пройти определенную тему. План обязательно должен быть выполнен в конце учебного года. Его используют для того, чтобы обучение предмету было целенаправленным и систематичным, а также чтобы учебная нагрузка была равномерно распределена.

Для чего нужно, сфера применения

Ежегодный календарно-тематический план составляется перед началом учебного года каждым педагогом: учителем-предметником, руководителем кружка, факультатива или спортивной секции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

КТП — комплексный документ, в котором отображается:

  • класс;
  • количество часов на прохождение блока;
  • тема и дата урока;
  • цель и дидактические задачи каждого занятия;
  • краткое содержание материала;
  • форма организации познавательной деятельности;
  • методы и средства обучения;
  • формируемые компетенции;
  • методы контроля и т. д.

Календарно-тематическое планирование совмещает в себе функции тематического и поурочного планирования.

Определение

Тематическое планирование (ТП) — перспективный рабочий план преподавателя. Он учитывает темы и сроки их прохождения. Может корректироваться в течение учебного периода по объективным и субъективным причинам: праздникам, болезни преподавателя и т. д.

Определение

Поурочное планирование — основанный на основе тематического плана конкретизированный порядок проведения каждого урока в течение учебного периода.

Администрация отслеживает и контролирует соблюдение КТП, его сроков и качества подготовки учащихся.

Значение данной методики планирования для педагога заключается в том, что это помогает ему организовать процесс обучения. К тому же, в процессе составления плана необходимо проанализировать большие объемы информации и предугадать возможные вопросы и ответы учеников. Это способствует более структурированной подаче информации и лучшей подготовке к форс-мажорным обстоятельствам.

Целевое назначение календарно-тематического планирования — определить место каждой темы учебной дисциплины в рамках курса и значимость каждого отдельного занятия.

Виды тематического календарного плана в ДОУ

Согласно федеральным стандартам образования, календарно-тематический план является обязательным документом для образовательных учреждений всех видов.

КТП учреждений дошкольного образования опирается на учебно-воспитательную программу. Помимо этого, учитывается направленность образовательного учреждения. К примеру, углубленное изучение иностранных языков и материально-техническая база.

Нет единого обязательного вида календарного плана. Администрация и преподаватели могут сами выбирать, в каком формате им удобнее всего воплощать КТП. Однако существуют государственные рекомендации. План может быть:

  1. Текстовый. Это относительно свободный формат, который рекомендуют молодым неопытным специалистам.
  2. Схематический. Представлен в виде таблицы, графы которой заполнены видами работы, темами и датами проведения занятий.

Форма написания может быть различна. Она зависит от периода, на который разбивается КТП. Форма может быть:

  1. Календарная — по месяцам.
  2. Цикличная — формы работы повторяются в определенные промежутки времени.
  3. Блочная — план разбит на тематические блоки работы.

Внутри каждого отдельного ДОУ принято использовать унифицированный вариант календарно-тематического плана. Такой вариант практичнее и удобнее для ведения документации.

Грамотно составленный КТП соответствует ряду принципов:

  • его целью является развитие учащегося;
  • полон и самодостаточен;
  • научно обоснован и практически применим;
  • объединяет воспитательные, развивающие и обучающие цели;
  • интегрирует образовательные области в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся;
  • предусматривает совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность;
  • включает в себя игровую деятельность.

Хотя не существует жестких требований к виду календарного плана, есть требования к его оформлению.

Он должен быть написан аккуратно, понятным почерком, или напечатан.

Титульный лист должен содержать:

  • группу обучающихся;
  • ФИО составителя плана;
  • даты начала и окончания плана.

Обязательно наличие следующих разделов:

  • годовые задачи;
  • расписание образовательной деятельности;
  • ежедневные и еженедельные занятия, в т. ч. дополнительные;
  • список учащихся группы.

Оформление строго в соответствии с рекомендациями ФГОС.

Содержание документа согласно ФГОС

Определение

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

— это совокупность обязательных к выполнению требований к образованию. Он учреждается федеральными органами исполнительной власти.

Одним из важнейших новых критериев ФГОС является ориентация на воспитание личности учащегося и индивидуализацию обучения. Это влияет на содержание образцового КТП.

Согласно ФГОС, календарно-тематический план обязательно должен содержать следующие разделы:

  1. Титульный лист: номер и название группы, ФИО педагогов, учебный год.
  2. Данные о детях и родителях.
  3. Расписание занятий.
  4. Сетка занятий на месяц с указанием тем и дат, когда они должны быть пройдены.
  5. Запланированная деятельность по охране безопасности жизни и здоровья.
  6. Предполагаемые формы взаимодействия с родителями.
  7. Ежедневное планирование деятельности.

Непосредственный учет деятельности включает в себя:

  1. Название разделов и тем.
  2. Количество часов, отведенных на прохождение данной темы или тематического блока.
  3. Вид учебной деятельности.
  4. Формы самостоятельной и контрольной работы.
  5. Дата проведения занятия: планируемая выставляется до занятия, фактическая — после проведения, т. к. план может меняться в связи с различными обстоятельствами. Все даты выставляются в формате принятого в данной местности календаря.

Примечание

Можно добавлять графы для домашнего задания или дополнительных примечаний и заметок.

На изображении ниже представлен примерный образец, соответствующий требованиям ФГОС.

 

Рекомендации по структуре, содержание

В целом преподаватель имеет относительную свободу в составлении календарно-тематического плана образовательной деятельности. Опираясь на ФГОС и анализ удачного многолетнего опыта других преподавателей, можно предложить рекомендации по составлению КТП.

  1. План стоит составлять самостоятельно, а не копировать планы других учителей или прошлых лет, поскольку каждый класс уникален, как и стиль преподавания учителя. Составлять КТП стоит, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
  2. Чем детальнее КТП, тем меньше работы впоследствии необходимо будет выполнить преподавателю.
  3. Необходимо заранее планировать предполагаемые результаты на конец учебных периодов: модуля, четверти, триместра, полугодия, года.
  4. Темы стоит распределять по принципу «от простого — к сложному»
    . В начале тематического блока большинство упражнений выполняются под контролем педагога, в конце — независимо и самостоятельно.
  5. Для каждого урока стоит заранее выбрать дополнительные ресурсы: упражнения, домашние задания, примеры. Их можно вписать в раздел «вид занятия» или «примечания».
  6. В рамках каждого урока стоит выбирать различные виды деятельности.
  7. Содержание плана соответствует рабочей программе, разработанной для учащихся данного возраста.

Примечание

Отхождения от плана возможны, но их должно быть немного. Все такие случаи стоит отдельно прописывать в примечаниях и объяснять, почему так произошло.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Перспективное, тематическое и поурочное планирование учебного материала. Тематический план, его значение в работе учителя биологии

Задачи занятия: выяснить методику разработки планов по выбранному разделу программы, научиться пользоваться школьной программой при разработке тематического плана.

Прежде чем приступить к обучению биологии, необходимо составить календарный или перспективный (годовой или полугодовой) план работы, на основе которого затем разрабатываются тематические планы (планируется каждая очередная тема программы того или иного раздела курса), планы предстоящих уроков или лабораторных занятий, экскурсий и других форм учебной работы. Детальное предварительное продумывание процесса обучения дает возможность учителю хорошо представить предстоящую учебно-воспитательную работу, сделать отбор методов и методических приемов, подготовить необходимые демонстрационный и раздаточный материалы, определить внеурочные и внеклассные задания для учащихся, избежать многих ошибок.

1. Календарный или перспективный план работы.

На первое полугодие план составляется перед началом учебного года, а на второе полугодие – в период зимних каникул учащихся или осенью сразу на весь год. Основная цель этого плана – правильное распределение последовательности учебного материала в соответствии с программой, выделение числа часов на каждую тему и установление календарных сроков ее изучения. С учетом местных сезонных особенностей учитель намечает в плане, какой необходимый демонстрационный или раздаточный материал и когда следует заготовить в природе, в какие сроки целесообразно провести предусмотренные программами учебные экскурсии.

В календарном плане, как правило, выделяют пять граф: порядковый номер, тема и подтемы, число часов, сроки изучения, отметка о выполнении. Темы на подтемы обычно подразделяют учителя, работающие в школе не первый год. Если нет уверенности, что разбивка на подтемы будет сделана правильно, то на первых порах в план включаются названия целых тем.

Календарный план (годовой или на каждые полгода) носит примерный, ориентировочный характер. Дело в том, что в течение какого-то отрезка времени могут произойти изменения намеченных сроков изучения того или иного материала по различным причинам (болезнь учителя и невозможность его замены, проведение общешкольного мероприятия, например Дня здоровья). В этом случае учителю впоследствии приходится уплотнять изучение некоторого материала. Если отставание не удается ликвидировать в первом полугодии, то часть программы приходится переносить на второе полугодие и вносить коррективы в ранее составленный план. В случае переноса части материала с первого полугодия на второе приходится сокращать число часов на оставшиеся темы или изучать какую-то из них при уменьшенном числе часов путем уплотнения изучаемого материала за счет удаления из него некоторых деталей.

В последнюю графу заносят сведения об отклонениях от намеченного плана, если они были, и их причину. Последняя графа, по существу, является учетной.

Используется и другая схема перспективного плана. Она включает порядковые номера, темы программы, часы, календарные сроки изучения, повторение (из предыдущих курсов, разделов изучаемого материала), экскурсии, внеурочные задания по заготовке природного материала и проведению опытов, внеклассные мероприятия (научный вечер, конференция). Такой перспективный план более полно отражает системный характер обучения биологии.

Органы образования, администрация школы могут потребовать составления календарного (перспективного) плана обучения, к тому же он необходим самому учителю в его работе.

Составление перспективного плана проводится с учетом достоинств и недостатков предшествующего плана.

2. Тематическое планирование.

Кроме годовых и поурочных планов, учитель биологии должен уметь составлять план на тему программы (тематический план). Тематический план изучения материала составляют на основе календарного. Он дает возможность учителю увидеть тему в целом, определить последовательность формирования понятий, практических умений, методов и приемов самостоятельной работы учащихся, помогает своевременно организовать подготовку, проведение программных опытов и наблюдений, носящих предварительный характер, а также систематически осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи в процессе овладения школьниками биологическими знаниями.

Чтобы спланировать ту или тему, надо глубоко знать ее материал в бóльшем объеме, чем она представлена в учебнике, уметь сформировать ее учебно-воспитательные задачи, выделить понятия, которые могут быть углублены или сформулированы при ее изучении. Для написания тематического плана учитель должен:

  • познакомиться по учебнику с содержанием планируемой темы;
  • прочитать дополнительную литературу;
  • просмотреть имеющиеся в кабинете биологии наглядные пособия;
  • познакомиться с методической разработкой темы по изданным методическим пособиям;
  • просмотреть тематический материал в Интернете;
  • продумать свою методику изучения темы.

Тематический план можно составлять, пользуясь табл. 2.

Таблица 2

Календарный план

№ темы

Название
темы /подтемы/

Кол-во час.

Сроки

Форма организации
(урок, экскурсия, игра и т. д.)

1

2

3

4

5

Таблица 2а

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Методы и методические приемы

Демонстрации, лабораторная работа

Задание на дом

1

2

3

4

5

6

При этом особое внимание следует обратить на определение задач темы. Планируя образовательные задачи, следует выделить систему понятий, вновь формируемых, и понятий, развивающихся в данной теме. Особо стоит отметить развитие общебиологических понятий. Здесь же необходимо выделить формирование или развитие специальных и общеучебных умений и навыков.

При планировании развивающих задач темы необходимо предусмотреть развитие мышления, памяти, внимания учащихся, формирование мотивов и потребностей учения, развитие познавательных интересов и способностей учащихся при изучении конкретной темы.

Планируя воспитательные задачи на конкретную тему, выбирать только те, реализация которых возможна с учетом особенностей содержания темы, используемых методов и приемов.

Такой комплекс взаимосвязанных задач темы позволяет получить лучшие учебно-воспитательные результаты.

Заполняя табл. 2, следует пользоваться школьной программой по биологии и учебником. Колонки 4 и 5 предполагают включение в нее тех демонстрационных и лабораторных опытов и наблюдений, которые рекомендует школьная программа в соответствии с изучаемой темой урока. Сюда же можно отнести и те опыты, наблюдения, проведение которых программа не требует, но они будут способствовать лучшему усвоению материала. В кабинете биологии есть реальные возможности для их проведения.

Cледует продумать возможные виды самостоятельной учебной деятельности учащихся в связи с изучением материала урока: работа с учебником, определителем, натуральными и изобразительными средствами наглядности.

Преимущества тематического планирования

НИКОЛА ДЖОНС
КЛАСС

Тематическое планирование включает в себя объединение областей учебной программы вокруг тем или тем, что позволяет классифицировать инструкции по основным областям, таким как естественные науки, искусство и социальные науки. Тематическое планирование эффективно при обучении различным навыкам за счет использования тематических проектов, разделов и обучения по различным темам. Тематическое планирование направлено на интерактивный и целостный взгляд на преподавание и обучение, отражающий реальный мир. Многие учителя планируют тематические блоки самостоятельно или после консультации с другими учителями. Тем не менее, разработка тематических блоков в консультации со студентом может быть более выгодной.

Исследуйте эту статью

  • Интерактивное
  • Охват учебной программы
  • Соответствующая
  • Интерес

1 Интерактивные

во время процесса разработки их подразделения, студенты, студенты, студенты, студенты, студенты, студенты, студенты, студенты, студенты, студенты. может сделать их более приверженными процессу обучения, поскольку он исходит из их личных интересов. Обучение становится более последовательным благодаря тематическому планированию, когда учащиеся выбирают темы и методы обучения. Тематическое планирование — это интерактивный процесс, который улучшает навыки межличностного общения между учащимися и учителями, поскольку учителя становятся больше соавторами, чем авторитетными фигурами.

2 Охват учебной программы

Тематические учебные блоки состоят из множества взаимосвязанных действий, сформулированных вокруг тем или тем, охватывающих несколько областей учебной программы. Этот интегрированный подход способствует более широкому охвату учебной программы, поскольку учителя создают учебные мероприятия, которые выполняют множество целей, а не готовят отдельные занятия по одному предмету. В учебную программу вводятся дополнительные концепции, поскольку учителя консультируются со студентами перед созданием сетей, содержащих темы, которые интересуют учащихся.

3 Актуальность

Интеграция различных предметов в учебный план по темам выявляет взаимосвязь различных школьных программ, делая обучение более актуальным. Тематическое планирование направлено на то, чтобы помочь учащимся контекстуализировать то, что они изучают, и применять это в реальных жизненных ситуациях. Это также дает возможность реалистично интегрировать область контента, что помогает детям применять знания, которые они приобретают в значительной степени в своей повседневной жизни.

4 Интерес

Тематические блоки являются мощным инструментом для создания и поддержания интереса учащихся во время обучения. Они разнообразны, поскольку учитель может расширять содержание и идеи после получения предложений от учащихся, в отличие от обучения из файла, который переносит одно и то же содержание из года в год. Разнообразные ответы, данные каждым классом после каждого года, делают учебную программу более насыщенной и разнообразной. Такое разнообразие учебных программ также позволяет использовать различные методы преподавания и стили обучения в классе.

ссылки

  • 1 Учителя PBS; интегрированные учебные блоки; Тэмми Р. Бенсон
Статьи по теме

Что такое тематическая единица? Способ объединить то, чему вы учите —

10,6 тыс.

Просмотров

FacebookTwitterПодписаться

на Терри Хейк

Что такое тематическая единица? Тематическая единица — это способ объединить уроки и занятия с «темой» — обычно открытой концепцией, часто формулируемой как важный вопрос или даже «большая идея».

Сначала немного предыстории.

Занятия, уроки и разделы в учебном плане

Существует множество способов превратить огромное количество навыков, идей и академических стандартов в учебную деятельность, наиболее распространенным из которых является «блок». Говорили раньше о хлороформировании великого старого блока . Дело не в том, что с прибором что-то не так, точно так же, как со счетами или классной доской что-то «не так». Мне просто интересно, можем ли мы сделать лучше.

То же самое с жанровыми единицами. Единицы, основанные на жанрах, являются относительно распространенной практикой привязки единицы обучения к определенному жанру — единице «поэзии», единице «романа» и так далее.

Этот метод оказался довольно популярным на уроках английского языка и литературы, где он обеспечивает красивое и аккуратное планирование — упрощает отметку в пунктах учебного плана.

Развитием «жанровой единицы» является тематическая единица – метод закрепления обучения на тематических (часто «основных») вопросах, который поощряет открытые вопросы, субъективность и постоянное размышление, позволяя преподавателям использовать различные жанра и цифровых медиа в одном устройстве.

(Некоторые вопросы могут включать: «Как мы формируем и формируем нашу идентичность?», «Как язык влияет на то, как мы думаем, действуем и воспринимаем мир?» и так далее).

Таким образом, короткий рассказ, стихотворение, поток в Твиттере и популярное видео на YouTube могут способствовать пониманию темы модуля и сопутствующих «больших идей» — идей, преломленных через призму различных учебных таксономий на протяжении учебного года.

Преимущества тематического блока

Этот подход помогает формировать мышление учителя и ученика, предлагая полезный «клей», чтобы связать все учебные действия с августа по май. В англоязычном искусстве это может быть «Что должна делать литература?» или «Как наше понимание культуры и общества строится с помощью средств массовой информации и с их помощью?» и т. д.

Короче говоря, вы объединяете все, чему учите, — навыки, концепции, уроки и многое другое — под одной темой, темой или , в идеале, должным образом сложный основной вопрос — всеобъемлющий вопрос или «большая идея» 9. 0007

Таким образом, каждый модуль строится вокруг углубления понимания этого вопроса или идеи. И если это сделано правильно, эта единственная идея окажется невозможной для понимания в рамках данной единицы.

Кроме того, каждый отдельный модуль и/или деятельность начинает зависеть от других – как последовательно, так и в масштабе – чтобы «иметь смысл» и, в конечном счете, углублять понимание учащихся.

Если учащиеся не возвращаются к старым идеям, переосмысливают свои точки зрения и переносят свое понимание на новые и незнакомые обстоятельства, шансы на овладение любым данным академическим содержанием, а тем более давними, меняющими жизнь знаниями, уменьшаются.

А этого просто не может быть — или, по крайней мере, не является бесшовным или естественным — с разрозненными единицами и действиями, которые не требуют макромышления и осмысления.

Обучение — это интерактивный процесс.

Обучение происходит в разном темпе по разным причинам у разных учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *