Сравни басни крылова и эзопа – Басни Эзопа и Крылова. Сюжеты, мотивы и отрывки из басен.
Басни Эзопа и Крылова. Сюжеты, мотивы и отрывки из басен.
Вспоминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.
Уж сколько раз твердили миру…
Иллюстрация к басне Эзопа «Лиса и виноград»
Иллюстрация к басне Крылова «Лисица и виноград»
Иллюстрация к басне Крылова «Лисица и виноград»
Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.
«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий… но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».
Эзоп, «Лиса и виноград»
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
Жан де Лафонтен, «Лисица и виноград»
Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».
Иван Крылов, «Лисица и виноград»
Если верить тому, что Эзоп говорил…
Кадры из мультфильма «Стрекоза и муравей» (1961)
Кадры из мультфильма «Стрекоза и муравей» (1961)
Кадры из мультфильма «Стрекоза и муравей» (1961)
Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».
Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)
Эзоп, «Муравей и цикада»
Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.
Жан де Лафонтен, «Цикада и муравьиха»
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты…» — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!
Иван Крылов, «Стрекоза и муравей»
Чтоб заключить в коротких мне словах…
Жан-Батист Удри. Волк и ягненок. 1740-е.
Альфонс Жаба. Иллюстрация к басне «Волк и ягненок»
Иллюстрация к басне «Волк и ягненок»
«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.
Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.
У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.
Эзоп, «Волк и ягненок»
Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.
Жан де Лафонтен, «Волк и ягненок»
У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Иван Крылов, «Волк и ягненок»
www.culture.ru
Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова
Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна
учитель русского языка и литературы
Карагандинской области, Актогайского района
ОСШ имени К.Байсеитовой
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
АННОТАЦИЯ
Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
Цели:
- обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;
- учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;
- обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
- воспитывать высокие моральные качества;
Оборудование: учебник Ж.Х. Салханова, Г.Д.Ауельбековой «Русская литература 9 класса», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для учащихся.
Ход урока:
Проверка готовности детей к уроку.
Приветствие гостей.
Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.
Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.
1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна…«Ворона и лисица»
2. Вот что-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
3. То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает,
То их полижет. «Мартышка и очки»
4. Друзья! Хоть вы охрипните,
Хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха. «Кукушка и Петух»
5. “У сильного всегда бессильный виноват” «Волк и Ягненок».
6.“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” «Стрекоза и Муравей».
“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” «Слон и Моська».
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” «Квартет».
Учитель:
— Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
— Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. .(просмотр видео «Эзоп»)
— В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)
— У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.
(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,
ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову
1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.
2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
4. Внешний вид:
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
—Давайте проверим вашу работу:
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб)
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
— Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
— Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
- Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)
ü Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)
ü Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)
ü Что такое аллегория? (Иносказание.)
ü Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)
ü Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)
ü Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)
— Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
— Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
Эзоп |
И. А. Крылов |
1. Сухое краткое изложение сюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты. |
1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее. |
— Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в баснях Эзопа и давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (класс делится на ІІІ группы с помощью иллюстрации картин басен) (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворон и Лисица» ІІІ группе)
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворона и Лисица» ІІІ группе. (Чтение басни детьми по ролям)
— Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.
-Поможет нам в этом план сравнения басен:
План сравнительного анализа:
ü Сюжет
ü Герои
ü События, действия героев
ü Мораль
ü Цель басни
ü Художественные особенности
Сходство |
Различие |
1. Название 2. Один сюжет 3. Одни и те же персонажи 4. Характеры: Волк олицетворяет злобу, несправедливость, а Ягнёнок – беззащитность, жертвенность 5. В баснях высмеиваются людские пороки 6. Мораль как поучение 7. Повествование от лица авторов |
1. Форма повествования – проза и стихи 2. У Эзопа – рассказ повествователя, а у Крылова – сценка (диалог) 3. У Эзопа – реплик Ягнёнка нет, а у Крылова характер Ягнёнка дан в развитии 4. У Крылова басня более развёрнута: 5. — Характеры раскрыты глубже — Развернутое подробное описание: «жаркий день», «голодный рыскал волк» — Живая разговорная речь (просторечия) — Открытое отношение к героям 6. Басня выразительнее, живописнее |
— Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)
Сходство |
Различие |
1. название, сюжет. 2. общий герой. 3. в басне высмеиваются пороки. 4. имеет мораль (нет сил добиться успеха, а винят обстоятельства). 5. повествование от лица автора. |
1. Проза – у Эзопа, а у Крылова — стихи; 2. У Эзопа – небольшой рассказ, а у Крылова напоминает сказку (кума Лиса) 3. У Крылова басня больше развернута: — разговорная речь («Кумушка», «Яхонты» (рубины), «Отколь», «Око». — действия Лисы даны подробно. — мораль дана в пословице «Хоть видит око, да зуб неймет» |
Физминутка. (Составить картинки в пары так, чтобы получились названия басен)
— Продолжим нашу исследовательскую работу ІІІ группа «Ворона и лисица»
— Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
1. -Время написания? (разное: VІ век до н. э, ХVІІІ век)
2. — Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
3. — Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни), а в басне Крылова? (в начале)
— Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают). А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).
Итог урока.
— Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крлыов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»? — Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
— Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы?
— Ребята, Эзоп писал свои басни в VІ веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в ХХІ в.)
— Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
— К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню?
— Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова?
— Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
V. Рефлексия.
— Ребята, с каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
Я сегодня узнал (а) …
Было интересно …
Я поняла (а), что …
Я научилась …
Чем мне запомнилось? …
— Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание: выучить наизусть одну из басен Эзопа
Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова»
Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна
учитель русского языка и литературы
Карагандинской области, Актогайского района
ОСШ имени К.Байсеитовой
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Работа отнесена к разделу «Обучение + увлечение»
АННОТАЦИЯ
Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
Цели:
обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;
учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;
обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
воспитывать высокие моральные качества;
Оборудование: учебник Ж.Х. Салханова, Г.Д.Ауельбековой «Русская литература 9 класса», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для учащихся.
Ход урока:
Проверка готовности детей к уроку.
Приветствие гостей.
Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.
Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.
1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна…«Ворона и лисица»
2. Вот что-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
3. То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает,
То их полижет. «Мартышка и очки»
4. Друзья! Хоть вы охрипните,
Хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха. «Кукушка и Петух»
5. “У сильного всегда бессильный виноват” «Волк и Ягненок».
6.“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” «Стрекоза и Муравей».
“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” «Слон и Моська».
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” «Квартет».
Учитель:
— Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
— Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. .(просмотр видео «Эзоп»)
— В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)
— У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.
(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,
ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову
1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.
2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
4. Внешний вид:
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
—Давайте проверим вашу работу:
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб)
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
— Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
— Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)
Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)
Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)
Что такое аллегория? (Иносказание.)
Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)
Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)
Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)
— Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
— Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
Эзоп | И. А. Крылов |
1. Сухое краткое изложение сюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты. | 1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее. |
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворона и Лисица» ІІІ группе. (Чтение басни детьми по ролям)
— Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.
-Поможет нам в этом план сравнения басен:
План сравнительного анализа:
Сюжет
Герои
События, действия героев
Мораль
Цель басни
Художественные особенности
Сходство | Различие |
|
— Развернутое подробное описание: «жаркий день», «голодный рыскал волк» — Живая разговорная речь (просторечия) — Открытое отношение к героям
|
— Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)
Сходство | Различие |
|
— действия Лисы даны подробно. — мораль дана в пословице «Хоть видит око, да зуб неймет» |
Физминутка. (Составить картинки в пары так, чтобы получились названия басен)
— Продолжим нашу исследовательскую работу ІІІ группа «Ворона и лисица»
— Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
-Время написания? (разное: VІ век до н. э, ХVІІІ век)
— Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
— Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни), а в басне Крылова? (в начале)
— Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают). А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).
Итог урока.
— Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крлыов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»? — Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
— Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы?
— Ребята, Эзоп писал свои басни в VІ веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в ХХІ в.)
— Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
— К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню?
— Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова?
— Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
V. Рефлексия.
— Ребята, с каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
Я сегодня узнал (а) …
Было интересно …
Я поняла (а), что …
Я научилась …
Чем мне запомнилось? …
— Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание: выучить наизусть одну из басен Эзопа
multiurok.ru
Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова
Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна
учитель русского языка и литературы
Карагандинской области, Актогайского района
ОСШ имени К.Байсеитовой
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Работа отнесена к разделу «Обучение + увлечение»
АННОТАЦИЯ
Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
Цели:
- обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;
- учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;
- обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
- воспитывать высокие моральные качества;
Оборудование: учебник Ж.Х. Салханова, Г.Д.Ауельбековой «Русская литература 9 класса», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для учащихся.
Ход урока:
Проверка готовности детей к уроку.
Приветствие гостей.
Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.
Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.
1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна…«Ворона и лисица»
2. Вот что-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
3. То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает,
То их полижет. «Мартышка и очки»
4. Друзья! Хоть вы охрипните,
Хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха. «Кукушка и Петух»
5. “У сильного всегда бессильный виноват” «Волк и Ягненок».
6.“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” «Стрекоза и Муравей».
“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” «Слон и Моська».
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” «Квартет».
Учитель:
— Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
— Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. .(просмотр видео «Эзоп»)
— В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)
— У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.
(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,
ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову
1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.
2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
4. Внешний вид:
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
—Давайте проверим вашу работу:
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб)
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
— Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
— Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
- Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)
ü Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)
ü Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)
ü Что такое аллегория? (Иносказание.)
ü Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)
ü Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)
ü Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)
— Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
— Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
Эзоп |
И. А. Крылов |
1. Сухое краткое изложение сюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты. |
1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее. |
— Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в баснях Эзопа и давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (класс делится на ІІІ группы с помощью иллюстрации картин басен) (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворон и Лисица» ІІІ группе)
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворона и Лисица» ІІІ группе. (Чтение басни детьми по ролям)
— Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.
-Поможет нам в этом план сравнения басен:
План сравнительного анализа:
ü Сюжет
ü Герои
ü События, действия героев
ü Мораль
ü Цель басни
ü Художественные особенности
Сходство |
Различие |
1. Название 2. Один сюжет 3. Одни и те же персонажи 4. Характеры: Волк олицетворяет злобу, несправедливость, а Ягнёнок – беззащитность, жертвенность 5. В баснях высмеиваются людские пороки 6. Мораль как поучение 7. Повествование от лица авторов |
1. Форма повествования – проза и стихи 2. У Эзопа – рассказ повествователя, а у Крылова – сценка (диалог) 3. У Эзопа – реплик Ягнёнка нет, а у Крылова характер Ягнёнка дан в развитии 4. У Крылова басня более развёрнута: 5. — Характеры раскрыты глубже — Развернутое подробное описание: «жаркий день», «голодный рыскал волк» — Живая разговорная речь (просторечия) — Открытое отношение к героям 6. Басня выразительнее, живописнее |
— Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)
Сходство |
Различие |
1. название, сюжет. 2. общий герой. 3. в басне высмеиваются пороки. 4. имеет мораль (нет сил добиться успеха, а винят обстоятельства). 5. повествование от лица автора. |
1. Проза – у Эзопа, а у Крылова — стихи; 2. У Эзопа – небольшой рассказ, а у Крылова напоминает сказку (кума Лиса) 3. У Крылова басня больше развернута: — разговорная речь («Кумушка», «Яхонты» (рубины), «Отколь», «Око». — действия Лисы даны подробно. — мораль дана в пословице «Хоть видит око, да зуб неймет» |
Физминутка. (Составить картинки в пары так, чтобы получились названия басен)
— Продолжим нашу исследовательскую работу ІІІ группа «Ворона и лисица»
— Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
1. -Время написания? (разное: VІ век до н. э, ХVІІІ век)
2. — Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
3. — Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни), а в басне Крылова? (в начале)
— Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают). А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).
Итог урока.
— Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крлыов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»? — Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
— Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы?
— Ребята, Эзоп писал свои басни в VІ веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в ХХІ в.)
— Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
— К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню?
— Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова?
— Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
V. Рефлексия.
— Ребята, с каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
Я сегодня узнал (а) …
Было интересно …
Я поняла (а), что …
Я научилась …
Чем мне запомнилось? …
— Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание: выучить наизусть одну из басен Эзопа
multiurok.ru
Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова
Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна
учитель русского языка и литературы
Карагандинской области, Актогайского района
ОСШ имени К.Байсеитовой
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Работа отнесена к разделу «Обучение + увлечение»
АННОТАЦИЯ
Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
Цели:
- обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;
- учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;
- обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
- воспитывать высокие моральные качества;
Оборудование: учебник Ж.Х. Салханова, Г.Д.Ауельбековой «Русская литература 9 класса», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для учащихся.
Ход урока:
Проверка готовности детей к уроку.
Приветствие гостей.
Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.
Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.
1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна…«Ворона и лисица»
2. Вот что-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
3. То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает,
То их полижет. «Мартышка и очки»
4. Друзья! Хоть вы охрипните,
Хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха. «Кукушка и Петух»
5. “У сильного всегда бессильный виноват” «Волк и Ягненок».
6.“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” «Стрекоза и Муравей».
“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” «Слон и Моська».
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” «Квартет».
Учитель:
— Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
— Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. .(просмотр видео «Эзоп»)
— В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)
— У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.
(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,
ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову
1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.
2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
4. Внешний вид:
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
—Давайте проверим вашу работу:
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб)
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
— Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
— Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
- Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)
ü Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)
ü Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)
ü Что такое аллегория? (Иносказание.)
ü Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)
ü Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)
ü Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)
— Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
— Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
Эзоп |
И. А. Крылов |
1. Сухое краткое изложение сюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты. |
1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее. |
— Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в баснях Эзопа и давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (класс делится на ІІІ группы с помощью иллюстрации картин басен) (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворон и Лисица» ІІІ группе)
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворона и Лисица» ІІІ группе. (Чтение басни детьми по ролям)
— Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.
-Поможет нам в этом план сравнения басен:
План сравнительного анализа:
ü Сюжет
ü Герои
ü События, действия героев
ü Мораль
ü Цель басни
ü Художественные особенности
Сходство |
Различие |
1. Название 2. Один сюжет 3. Одни и те же персонажи 4. Характеры: Волк олицетворяет злобу, несправедливость, а Ягнёнок – беззащитность, жертвенность 5. В баснях высмеиваются людские пороки 6. Мораль как поучение 7. Повествование от лица авторов |
1. Форма повествования – проза и стихи 2. У Эзопа – рассказ повествователя, а у Крылова – сценка (диалог) 3. У Эзопа – реплик Ягнёнка нет, а у Крылова характер Ягнёнка дан в развитии 4. У Крылова басня более развёрнута: 5. — Характеры раскрыты глубже — Развернутое подробное описание: «жаркий день», «голодный рыскал волк» — Живая разговорная речь (просторечия) — Открытое отношение к героям 6. Басня выразительнее, живописнее |
— Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)
Сходство |
Различие |
1. название, сюжет. 2. общий герой. 3. в басне высмеиваются пороки. 4. имеет мораль (нет сил добиться успеха, а винят обстоятельства). 5. повествование от лица автора. |
1. Проза – у Эзопа, а у Крылова — стихи; 2. У Эзопа – небольшой рассказ, а у Крылова напоминает сказку (кума Лиса) 3. У Крылова басня больше развернута: — разговорная речь («Кумушка», «Яхонты» (рубины), «Отколь», «Око». — действия Лисы даны подробно. — мораль дана в пословице «Хоть видит око, да зуб неймет» |
Физминутка. (Составить картинки в пары так, чтобы получились названия басен)
— Продолжим нашу исследовательскую работу ІІІ группа «Ворона и лисица»
— Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
1. -Время написания? (разное: VІ век до н. э, ХVІІІ век)
2. — Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
3. — Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни), а в басне Крылова? (в начале)
— Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают). А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).
Итог урока.
— Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крлыов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»? — Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
— Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы?
— Ребята, Эзоп писал свои басни в VІ веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в ХХІ в.)
— Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
— К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню?
— Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова?
— Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
V. Рефлексия.
— Ребята, с каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
Я сегодня узнал (а) …
Было интересно …
Я поняла (а), что …
Я научилась …
Чем мне запомнилось? …
— Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание: выучить наизусть одну из басен Эзопа
multiurok.ru
Басни Крылов Эзоп Сравнение | Школьные файлы SchoolFiles.net
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Урок литературного чтения в 3 классеФедосеева Елена Михайловна учитель начальных классовМАОУ «СОШ№5 г. Закаменск» Сегодня на уроке мне хотелось бы…. Тема урока: Басни: «Ворона и Лисица» И.А. Крылова,«Ворон и Лисица» Эзопа.
Что такое басня?Басня –это короткий рассказ или стихотворение, в котором действующими лицами являются животные, растения или предметы, а подразумеваются люди.В баснях высмеиваются недостатки (пороки) людей: глупость, жадность, зависть, хвастовство. Басни содержат мораль (нравоучение)
Авторы:Эзоп (YI в. до н.э.)И. А. Крылов(1769 — 1844) Цель урока:Сравнить ….Выяснить…Сделать выводы…..
Сравним поведение ВороныВорон у Эзопа:Унес кусок мяса, Уселся на дереве,Захотелось показать лисе, что у него есть голос,Выпустил мясо,Закаркал громким голосомВорона у КрыловаПолучила сыр (бог послал)Взгромоздилась на ель,Позавтракать собралась,Позадумалась.Сыр во рту держала,Вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,Каркнула во всё горло Лисица у Эзопа: Увидела, Захотелось заполучить мясо,Стала перед Вороном,Принялась расхваливать,Подбежала, Ухватила мясо и говорит Лисица у КрыловаБлизёхонько бежала,Сырный дух остановил,Видит сыр, Пленил,На цыпочках подходит,Вертит хвостом,Глаз не сводит, говорит сладко, чуть дыша
Мораль басенВ басне Эзопа: « Эх, Ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».В басне Крылова:« Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок». Подведём итогиЦелью урока было сравнить…… Удалось ли её достичь?Кого из одноклассников можете поблагодарить и за что? Мои достиженияМне удалось…У меня получилось….Мне пригодится…..Для меня важно… Благодарю вас за работу! Игра: «Найди ошибку».Вороне где-то Бог послал кусочек салаНа ель Ворона взобралась, Позавтракать совсем было уж собралась. Плутовка к деревцу на цыпочках подходит, Вертит хвостом, с Вороны глаз не отводит. Ворона гаркнула во всё воронье горло.
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png тетрадьhttp://energyru.com/vector-clipart/objects-and-things/226-svitki-pero-chernilnica-i-knigi-v-vektore.html чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10da/0_a8af5_549a1244_XL.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10db/0_a8b06_ba691d72_XL.pnghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6429/28257045.10db/0_a8b1a_e5c00db1_XL.pngзеленые ленточкиhttp://papillondereve.p.a.pic.centerblog.net/5f5774e4.png бабочкаhttp://www.ailona.ru/_ph/97/725785527.pngзеленое пероИнтернет – ресурсы:
schoolfiles.net
IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова. — КиберПедия
1. Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и лисица». (Пауза.)
2. Чтение учениками басни И. А. Крылова «Ворона и лисица».
Учитель. Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему?
Дети высказывают свое мнение.
– Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:
Эзоп | И. А. Крылов |
1. Сухое краткое изложение сюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, пере- числяются только факты. | 1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее. |
Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.
Чтение басни детьми.
3. Беседа по содержанию:
1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)
2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)
3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)
4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)
5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)
6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)
7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?
Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)
Давайте прочитаем басню по ролям.
V. Подведение итогов урока.
– Чем мы занимались?
– Что запомнилось?
– Что нового узнали?
Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.
В. ф. одоевский. «мороз иванович»
Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать наблюдательность.
Ход урока
Класс оформлен в виде зимнего леса. Сугробы снега, деревья стоят в снегу.
Звучит русская народная песня «Ой, ты, зимушка-зима».
Учитель. Ребята, пойдемте в зимний лес.
Под голубыми небесами
великолепными коврами,
блестя на солнце, снег лежит …
А. С. Пушкин
– Как красиво здесь! Какие деревья вы видите? Какой это лес? Почему?
Учитель. Посмотрите, чистой белой скатертью покрыта земля. На скатерти снегов охотники видят красивые узоры. Это – следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры. Давайте тоже попробуем их прочесть.
– Вот ночью здесь прыгал зайчик. Рассмотрите его следы. Он обдирал кору осинок. А вот видны следы лисицы. Они похожи на красивую цепочку.
По краю опушки пробежали волки. А через широкую дорогу прошли лоси.
Много крупных и мелких зверей, а также птиц живет в тихом зимнем лесу.
– А это чьи следы? Куда они ведут? Что это виднеется вдалеке? Ледяная избушка. Давайте зайдем и узнаем, кто там живет.
Ребята. Здравствуйте, дедушка.
Мороз Иванович. Здравствуйте, ребята. Чтоб войти, вам нужно отгадать загадки. Они написаны на снежинках.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима.)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(Мороз.)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег.)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик.)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица.
(Вьюга.)
Вырос лес –
белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор на окне.)
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес.
(Морозный узор.)
Летели серые гуси
Нароняли белого пуха.
(Снег и тучи.)
Стоят старички,
На них белые колпачки:
Не шиты, не мыты,
Не вязаны.
(Пни под снегом.)
Мороз Иванович. Молодцы, вы отгадали загадки. Заходите, гостями будете. Вы откуда?
Ребята. Мы ученики… класса, школы №.., города… А вы кто?
Мороз Иванович. Что, не угадали? Я Мороз Иванович. Лес охраняю. Кто знает обо мне стихи?
Учащиеся рассказывают стихотворение Некрасова «Не ветер бушует над бором».
Мороз Иванович. Спасибо. А сейчас помогите старику: уберите в доме, приготовьте обед, взбейте перину.
Мороз Иванович. Какой стол накрыли! Садитесь, я вам расскажу одну историю.
Чтение сказки учащимися.
Мороз Иванович. Расскажите, какая Ленивица и какая Рукодельница. Почему их так назвали?
Давайте попробуем очистить воду, как Рукодельница.
Проведение опыта по очистке воды.
Мороз Иванович. А что еще необычного вы заметили? Что происходит в природе, когда взбивается моя перина? Для чего я зеленую травку держу под снегом?
Мороз Иванович. Какой подарок получила Рукодельница? Почему? А какой Ленивица? Почему?
А вы хотите получить подарки от меня? Вы молодцы, помогли мне. Уважьте старика, расскажите, какие вы знаете стихотворения о зиме.
Учащиеся рассказывают стихотворения: А. С. Пушкина «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»; И. С. Никитина «Встреча зимы»; И. З. Сурикова «Детство», «Зима».
Мороз Иванович раздает подарки.
Мороз Иванович. Чтобы выйти из моей избушки, вы должны взять по снежинке и ответить на вопрос.
1) Кого у окошка считала Ленивица? (мух.)
2) Куда упало ведерко? (в колодец.)
3) «Едва спустилась Рукодельница к самому дну, смотрит: перед ней … » (печка.)
4) С чем был пирожок? (с сахаром и изюмом.)
5) Чем вынимала Рукодельница пирожки? (лопаткой.)
6) Какие яблоки росли на дереве? (золотые.)
7) Что ел Мороз Иванович? (снежные комочки.)
8) Сколько дней попросил послужить Мороз Иванович Рукодельницу? (три.)
9) Из чего сделан дом Мороза Ивановича? (изо льда.)
10) Из чего перина Мороза Ивановича? (из снега.)
11) Что за диковина была у Мороза Ивановича? (зеленая травка под периной.)
12) Какая вода в колодце? (студеная.)
13) Какое кушанье приготовил Мороз Иванович? (мороженое.)
14) Каких монет насыпал Мороз Иванович Рукодельнице? (серебряных пятачков.)
15) Какой подарок получила Ленивица? (серебряный слиток и бриллиант.)
16) Из чего был подарок Ленивицы? (из ртути.)
17) Что сыпалось с волос Мороза Ивановича, когда он тряс головой? (иней.)
18) Как Мороз Иванович называл свой колодец? (Студенец.)
19) Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице закалывать косыночку? (Брильянтовую булавочку.)
20) Кто первый встретил Рукодельницу? (петух.)
В заключение ребята исполняют песню о зиме или прослушивают грамзапись.
cyberpedia.su
IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова — Мегаобучалка
1. Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и лисица». (Пауза.)
2. Чтение учениками басни И. А. Крылова «Ворона и лисица».
Учитель. Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему?
Дети высказывают свое мнение.
– Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:
Эзоп | И. А. Крылов |
1. Сухое краткое изложение сюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, пере- числяются только факты. | 1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее. |
Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.
Чтение басни детьми.
3. Беседа по содержанию:
1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)
2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)
3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)
4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)
5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)
6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)
7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?
Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)
Давайте прочитаем басню по ролям.
V. Подведение итогов урока.
– Чем мы занимались?
– Что запомнилось?
– Что нового узнали?
Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.
В. ф. одоевский. «мороз иванович»
Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать наблюдательность.
Ход урока
Класс оформлен в виде зимнего леса. Сугробы снега, деревья стоят в снегу.
Звучит русская народная песня «Ой, ты, зимушка-зима».
Учитель. Ребята, пойдемте в зимний лес.
Под голубыми небесами
великолепными коврами,
блестя на солнце, снег лежит …
А. С. Пушкин
– Как красиво здесь! Какие деревья вы видите? Какой это лес? Почему?
Учитель. Посмотрите, чистой белой скатертью покрыта земля. На скатерти снегов охотники видят красивые узоры. Это – следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры. Давайте тоже попробуем их прочесть.
– Вот ночью здесь прыгал зайчик. Рассмотрите его следы. Он обдирал кору осинок. А вот видны следы лисицы. Они похожи на красивую цепочку.
По краю опушки пробежали волки. А через широкую дорогу прошли лоси.
Много крупных и мелких зверей, а также птиц живет в тихом зимнем лесу.
– А это чьи следы? Куда они ведут? Что это виднеется вдалеке? Ледяная избушка. Давайте зайдем и узнаем, кто там живет.
Ребята. Здравствуйте, дедушка.
Мороз Иванович. Здравствуйте, ребята. Чтоб войти, вам нужно отгадать загадки. Они написаны на снежинках.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима.)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(Мороз.)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег.)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик.)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица.
(Вьюга.)
Вырос лес –
белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор на окне.)
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес.
(Морозный узор.)
Летели серые гуси
Нароняли белого пуха.
(Снег и тучи.)
Стоят старички,
На них белые колпачки:
Не шиты, не мыты,
Не вязаны.
(Пни под снегом.)
Мороз Иванович. Молодцы, вы отгадали загадки. Заходите, гостями будете. Вы откуда?
Ребята. Мы ученики… класса, школы №.., города… А вы кто?
Мороз Иванович. Что, не угадали? Я Мороз Иванович. Лес охраняю. Кто знает обо мне стихи?
Учащиеся рассказывают стихотворение Некрасова «Не ветер бушует над бором».
Мороз Иванович. Спасибо. А сейчас помогите старику: уберите в доме, приготовьте обед, взбейте перину.
Мороз Иванович. Какой стол накрыли! Садитесь, я вам расскажу одну историю.
Чтение сказки учащимися.
Мороз Иванович. Расскажите, какая Ленивица и какая Рукодельница. Почему их так назвали?
Давайте попробуем очистить воду, как Рукодельница.
Проведение опыта по очистке воды.
Мороз Иванович. А что еще необычного вы заметили? Что происходит в природе, когда взбивается моя перина? Для чего я зеленую травку держу под снегом?
Мороз Иванович. Какой подарок получила Рукодельница? Почему? А какой Ленивица? Почему?
А вы хотите получить подарки от меня? Вы молодцы, помогли мне. Уважьте старика, расскажите, какие вы знаете стихотворения о зиме.
Учащиеся рассказывают стихотворения: А. С. Пушкина «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»; И. С. Никитина «Встреча зимы»; И. З. Сурикова «Детство», «Зима».
Мороз Иванович раздает подарки.
Мороз Иванович. Чтобы выйти из моей избушки, вы должны взять по снежинке и ответить на вопрос.
1) Кого у окошка считала Ленивица? (мух.)
2) Куда упало ведерко? (в колодец.)
3) «Едва спустилась Рукодельница к самому дну, смотрит: перед ней … » (печка.)
4) С чем был пирожок? (с сахаром и изюмом.)
5) Чем вынимала Рукодельница пирожки? (лопаткой.)
6) Какие яблоки росли на дереве? (золотые.)
7) Что ел Мороз Иванович? (снежные комочки.)
8) Сколько дней попросил послужить Мороз Иванович Рукодельницу? (три.)
9) Из чего сделан дом Мороза Ивановича? (изо льда.)
10) Из чего перина Мороза Ивановича? (из снега.)
11) Что за диковина была у Мороза Ивановича? (зеленая травка под периной.)
12) Какая вода в колодце? (студеная.)
13) Какое кушанье приготовил Мороз Иванович? (мороженое.)
14) Каких монет насыпал Мороз Иванович Рукодельнице? (серебряных пятачков.)
15) Какой подарок получила Ленивица? (серебряный слиток и бриллиант.)
16) Из чего был подарок Ленивицы? (из ртути.)
17) Что сыпалось с волос Мороза Ивановича, когда он тряс головой? (иней.)
18) Как Мороз Иванович называл свой колодец? (Студенец.)
19) Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице закалывать косыночку? (Брильянтовую булавочку.)
20) Кто первый встретил Рукодельницу? (петух.)
В заключение ребята исполняют песню о зиме или прослушивают грамзапись.
megaobuchalka.ru