cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Специальные образовательные условия для детей с овз – Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении

Содержание

Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и их подбор

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Составление рекомендаций по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи,

созданию специальных условий для получения образования возложено государством на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Основные требования к организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ установлены в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015).

Существуют особенности организации специальных условий для разных групп обучающихся с ОВЗ при обучении

За создание специальных условий для получения образования плата в государственных и муниципальных образовательных организациях не взимается, это для семьи бесплатно. Обращаем внимание, что в специальные условия включены и коррекционные занятия. Коррекционные занятия являются составной частью образовательных программ при обучении ребенка с ОВЗ и плата за них также взиматься не может. Если школа требует для предоставления коррекционных услуг, включенных в образовательную программу, заключить договор о платных услугах, обращайтесь в орган образования для разрешения ситуации.

Услуги ассистента-помощника и тьютора

Как реализовать право на специальные условия для получения образования, указанные в заключении ПМПК

Минобрнауки России утвердило  Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

 

navigator.osoboedetstvo.ru

Условия обучения детей с ОВЗ в ОУ

Просмотр содержимого документа
«Условия обучения детей с ОВЗ в ОУ»

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС)

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

  • термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года вместо термина «дети с отклонениями в развитии». Гарантии прав детей с ОВЗ закреплены в Конституции РФ, действующем Законе «Об образовании», ст. 50, п.10.
  • Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, отклонения в поведении, и нуждающиеся в особых условиях обучения, воспитания, а также специальных педагогических подходах.
  • Категории детей с ОВЗ определены Типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении» №288 от марта 1997 года.

ФГОС

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)- основной документ, регламентирующий деятельность образовательных учреждений.
  • Он представляет собой «систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»

Ребенок с ОВЗ

Наличие ИПР

Отсутствие ИПР

  • Заключение ПМПК

Заключение ПМПконсилиума образовательного учреждения —

Индивидуальная программа обучения ребенка с ОВЗ

Правовое обеспечение инклюзивной образовательной среды в ОУ

  • Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ
  • Положение о организации инклюзивной практики(локальный акт к уставу)
  • Образовательная программа ОУ, включающая коррекционно-развивающую программу
  • Приказ о создании и положение о ПМПк
  • Договор с родителями
  • Договор между ОУ и ПМПК (структурным подразделением ОБОУ ЦПМСС)
  • Договор со СКОУ( при необходимости)
  • Лицензии на обучение по программам I-VII и VIII видов
  • Лицензии на программы дополнительного образования ( при необходимости)
  • Стандарты организации всех необходимых сфер, пространств или сред, необходимых для образования детей с различными формами ОВЗ в данной общеобразовательной школе.

Архитектурно-планировочная среда (Универсальная среда)

  • Пандусы, подъемники, все двери нужной ширины и без порогов. (Тех. стандарты)
  • Сенсорные знаки и дорожки, ограничители и показатели
  • Туалет с душем, специально оборудованный для детей с ОВЗ
  • Санитарно-гигиеническая комната со специальным оборудованием( для самостоятельного или с помощью взрослого осуществления гигиенических процедур ребенка с конкретным ОВЗ)

Готовность образовательного учреждения

  • Принятие ценностей инклюзивного образования
  • Поддержка со стороны администрации образовательного учреждения
  • Наличие единой команды педагогов и специалистов системы сопровождения (консилиум образовательного учреждения)
  • Готовность к трудностям, переменам и рискам

Условия включения детей с ОВЗ в образовательное учреждение

  • специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ;
  • разработанная программа коррекционной работы с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе;
  • наличие систематического комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса;
  • специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду .

Организация рабочего места в классе в соответствии с потребностями ребенка

  • Наличие в классе индивидуальных парт (одноместных)
  • Парты с регулируемой высотой и наклоном стола
  • Оборудование рабочего места для каждой категории детей с ОВЗ.
  • Индивидуальное освещение
  • Специальные средства индивидуального пользования
  • Приспособления для фиксации рук, туловища
  • Специальная мебель.

Условия для восстановления работоспособности

  • Выделение изолированной зоны в пространстве класса (стол за ширмой)
  • Специальная комната для парной или инд. работы
  • Зона для двигательной активности
  • Организация временного режима обучения

Организация образовательного процесса в соответствии с об разовательными программами.

  • Общеобразовательная
  • Программы I-VIII видов
  • Программы коррекционной работы
  • Программы дополнительного образования:
  • Программа по формированию коммуникативных навыков; Программа по формированию социально-бытовых навыков; Программа профессиональных навыков Программа по информационной технологии Программы художественно-эстетического цикла Программа по трудовому воспитанию
  • Программа по формированию коммуникативных навыков;
  • Программа по формированию социально-бытовых навыков;
  • Программа профессиональных навыков
  • Программа по информационной технологии
  • Программы художественно-эстетического цикла
  • Программа по трудовому воспитанию

Наличие в материале и содержании обучения ребенка специальных разделов , не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников

Условия освоения основной образовательной программы учащимися

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
    особенностей обучающихся
    ;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей обучения и воспитания; путей их достижения;
  • обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и иных особенностей;
  • обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала детей с ОВЗ в процессе освоения ООП ;
  • оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;
  • « возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения ».

Программа коррекционной работы

«Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса» (из ФГОС НОО)

Программа коррекционной работы должна

  • быть составлена в каждом образовательном учреждении, независимо от статуса и типа; учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья»; предусматривать интеграцию любого ребенка в общеобразовательное учреждение.
  • быть составлена в каждом образовательном учреждении, независимо от статуса и типа;
  • учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • предусматривать интеграцию любого ребенка в общеобразовательное учреждение.

При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты).

При составлении программы коррекционной работы важно учесть факторы:

  • контингент обучающихся и педагогов,
  • материально-техническую базу учреждения,
  • возможные формы образования,
  • направления коррекционной работы.

Требования к составлению программы коррекционной работы (ПКР)

  • ПКР не должна зависеть от выбранных для использования комплектов учебников. Она должны зависеть от контингента учащихся, контингента педагогов, условий, имеющихся в образовательном учреждении;
  • ПКР не должна осуществляться посредством программного материала предметных курсов, дополнительных образовательных программ;
  • для реализации ПКР в школе нужно работать не с каждым учащимся, а только с теми, кто нуждается в коррекционно-развивающей работе;
  • для определения содержания ПКР педагогическому коллективу важно знать не медицинский диагноз, а ограничения жизнедеятельности для создания условий для их компенсации;
  • невозможно осуществлять коррекционную работу в школе без взаимодействия педагогов со специальными педагогами, так как учителя не имеют соответствующего образования и не обладают компетенциями в осуществлении такой работы в школе;
  • поскольку все рекомендации имеют различную структуру, то необходимо выработать универсальный инструмент для составления рабочей ПКР.

Индивидуализация обучения

Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в следующих ситуациях:

  • если ребенок хронически не успевает по одному или нескольким предметам, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут осваивать материал в том темпе, форме, объеме, как это могут делать другие дети;
  • если ребенок не может самостоятельно справиться с учебными трудностями;
  • при значительных пропусках ребенком занятий или при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, связанных с обучением;
  • обусловленных конфликтными отношениями с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс; неблагополучной обстановкой в семье.

Формы и методы организации образовательного процесса

  • Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
  • Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
  • Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
  • Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
  • Организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита
  • Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
  • Организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка
  • Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ
  • Наличие тьюторов в соответствии с индивидуальной образовательной программой

Особые требования к организации учебного процесса

  • раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы;
  • использование специальных методов, приемов и средств обучения обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ;
  • индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
  • введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников;
  • организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.

Система оценивания достижений

  • Выработаны критерии оценивания достижений каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным планом
  • Возможность самооценивания обеспечена и реализуется
  • Используется критериальный, дифференцированный подход при оценивании компетенций ребенка в соответствии с его индивидуальным учебным планом

Психолого-медико-педагогическое сопровождение

  • «осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)»
  • «определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности»
  • Наличие индивидуальной образовательной программы и составленного на ее базе индивидуального коррекционного плана ребенка – специалистами ОУ, координатором, специалистами сопровождения
  • Наличие в штатном расписании специалистов
  • Консультации специалистов для учителей, реализующих образование детей с ОВЗ
  • Реализация мероприятий в соответствии с индивидуальной образовательной программой ( ЛФК и т.д.)

ПМП-консилиум

  • организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;
  • выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;
  • выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям (учителям) и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
  • выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса;
  • выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению или адаптация образовательной программы образовательного учреждения;
  • выработка рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы;
  • обеспечение коррекционной направленности образовательного процесса;
  • формирование у обучающих адекватного понимания ограничений ребенка;
  • консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения.

Подготовка учителей, специалистов, руководителей и тьюторов

  • Наличие у педагогов и специалистов удостоверений Курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию не менее 72 часов
  • Организация тренингов, мастер-классов для сотрудников
  • Взаимопосещение занятий, уроков и их анализ
  • Балинтовские группы учителей ( эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания»).  

Специальные профессиональные компетентности педагога

  • компетентность в оценке особенностей освоения учебной программы учащимися (временных и качественных характеристик), для своевременного выявления детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и имеющих особые образовательные потребности;
  • компетентность во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, необходимую как для включения в комплексную психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе в обучении, так и для ее реализации;
  • компетентность в создании условий , необходимых для максимальной реализации образовательного потенциала детей, имеющих особые образовательные потребности и оценки динамики результатов образовательной и собственно педагогической деятельности;
  • компетентность в создании условий, охраняющих физическое и психическое здоровье детей и способствующее социализации и личностному росту как детей с ОВЗ, так и их здоровых сверстников.

Включение родителей в образовательный процесс

  • Договор с родителями
  • Технологии организации различных форм взаимодействия с родителями ребенка
  • Консультации для родителей
  • Участие родителей в реализации индивидуального учебного плана

multiurok.ru

Понятие и структура специальных образовательных условий Понятие и структура специальных образовательных условий

Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы  образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.

Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности  обучающихся. 

Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ. Образование детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является образовательной инновацией и требует методологического анализа, проведения научных исследований, научно-методических разработок. 

Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Определение необходимых условий для адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида образования опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п.5 протокола от 18 апреля 2008 г.) и изложены в  Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. 

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе«Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 Значительное разнообразие  особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение.

studfiles.net

Особые условия для детей с ОВЗ, ГБОУ Школа № 281, Москва

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования. Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

К специальным условиям обучения относятся:

  • Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
  • Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
  • Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
  • Использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
  • Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.
  • Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
  • Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.

Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • Наличие в штатном расписании специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор).
  • Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
  • Разработка индивидуального образовательного маршрута(ИОМ)
  • Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с ИОМ
  • Отслеживание динамики развития ребенка.
  • Консультирование специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.
  • Анализ эффективности работы команды специалистов.
  • Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
  • Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!
  • Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.

Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ЦПМПК.

Основанием для создания специальных условий является заключение ЦПМПК:

  • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ)
  • увеличение продолжительности на 1,5 часа
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
  • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
  • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
  • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК города Москвы).

Вы действительно хотите удалить папку?

sch281sv-new.mskobr.ru

«Создание условий для интегрированного (инклюзивного) обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Тема: «Создание условий для интегрированного (инклюзивного) обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Хочется начать с выдержки из выступления Дмитрия Анатольевича Медведева в 2009 году на заседании Совета при президенте по делам инвалидов 7 апреля

«Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»

Уместно вспомнить и послание президента 12 ноября 2009г о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа

«Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Инклюзивное образование – это шанс на достойное будущее.

О равных правах на получение образования детей с ОВЗ и детей –инвалидов закреплено на государственном уровне — даны гарантии

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ). Статья 43

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 24 июля 2009 г.) «О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Как получают образование данная категория детей в России на примере одного учебного года где, получали образование в России дети с ОВЗ и дети – инвалиды

В 2013 году в массовых общеобразовательных учреждениях

  • в специальных (коррекционных) классах обучалось 132,2 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • в обычных классах обучалось 96,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • в учреждениях специального (коррекционного) образования обучалось 209,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать образовательное учреждение, организовано обучение на дому.

Предлагаю немного разобраться в принятой терминологии

  • Инвалид – общепринятый в правовом поле и России термин;

  • Аномальные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии;

  • Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья — дети, имеющие физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

  • Дети с особыми образовательными потребностями — дети, которые нуждаются в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при воспитании и обучении.

Вот эти два термина должны войти в нашу речь на смену термина аномальные дети. Дети особые, требуют помощи в обучении и особых условий. Под особыми условиями следует понимать – образовательное учреждение адаптируется под ребенка и его потребности, а не наоборот.

Что же это за специальные условия?

Специальные условия — это

  • специальные образовательные программы и методы развития и обучения,

  • учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы,

  • индивидуальные технические средства развития и обучения и доступность среды обучения (воспитания),

  • психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с различными нарушениями для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни. Для детей с особыми образовательными потребностями социальная адаптация – это конечный результат.

Инклюзия — это «включение», а инклюзивное образование — это «включение» детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования.

В основу инклюзивного образования положено равное отношение ко всем людям, отсутствие любой дискриминации детей, и создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, и не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

Инклюзивное образование – это процесс взаимодействия педагога, детей без нарушений и детей с ограниченными возможностями , и цель у них одна — познать и усвоить знания, умения, навыки, социального опыта.

Сразу возникает вопрос: родитель сам определяется в образовательном учреждении?

Да сам, но необходимым условием являются рекомендации ПМПК психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), в которых отражается его психофизические особенности и основные рекомендации к определению

  • вида учреждения;

  • формы обучения;

  • основных направлений коррекционно-развивающей работы с учетом структуры нарушения.

Следует отметить важность работы и тесного сотрудничества школьных психолого – медико – педагогических консилиумов и психолого – медико — педагогических комиссий, потому что – после того как рекомендации ПМПК окажутся на столе директора в работу должен включится школьный консилиум, куда входят специалисты сопровождения – дефектологи, логопеды, социальные педагоги, психологи. Работа начинается с создания адаптированной образовательной программы на основе полученных рекомендаций.

Адаптированная образовательная программа (АОП), если просто сказать включает в себя две части: образовательную и коррекционную. Программа коррекционной работы является обязательным компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) и разрабатывается образовательным учреждением (в лице ПМПк) при организации обучения и воспитания в нем детей с ограниченными возможностями здоровья. Это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с нарушением

Также она должна включать комплекс мероприятий по медико-психолого-социально-педагогическому сопровождению.

А уже на основе адаптированной программы составляется для детей – индивидуальный образовательный маршрут, где прописана коррекционная работа дефектолога, логопеда, психолога, а у ребенка-инвалида — индивидуальный реабилитационный план, где прописана работа выше перечисленных специалистов и медицинских работников.

Познакомимся с принятыми нарушениями. Всего их 9 категорий лиц с недостатками развития:

— неслышащие (глухие),

— слабослышащие,

— незрячие,

— слабовидящие,

— лица с нарушениями речи,

— умственно отсталые,

— лица (преимущественно дети) с задержкой психического развития,

— лица с нарушениями опорно — двигательного аппарата,

— лица с нарушениями эмоционально — волевой сферы.

На сегодняшний день почти для каждой категории предусмотрены специальные образовательные учреждения в нашей республике. Имеются школы-интернаты, школы, детский дом – это по линии мин образ и имеются реабилитационные центры – по линии мин соц защ.

Виды учреждения

Образовательные учреждения

Реабилитац центры

шк-интер

школы

детский дом

I, II, V

1

3

III, IV

1

VI

VII

1

VIII

5

2

Уже сейчас многие из учителей сталкиваются с тем, что в классе обучаются дети VII вида и как от учителей, не имеющих понятия как работать с такими детьми, требуют составлять адаптированные образовательные программы.

Пройдет немного времени и дети с особыми образовательными потребностями появятся в наших классах. Перед учителем встанет вопрос: Как учить? И мы все понимаем, что без специальной подготовки здесь не обойтись. И уже сейчас нашим администрациям школ следует задуматься над вопросом: С чего начать? На первом этапе можно изучить методические рекомендации:

  • Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. Методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и специальных педагогов образовательной организации.

  • Деятельность педагога, учителя – предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. Методические материалы педагогов, учителей – предметников, классных руководителей образовательной организации.

  • Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. Методические материалы для руководителей образовательных организаций.

В инклюзивном классе норма учащихся – 20 человек, количество детей с нарушениями 2 – 3 человека. За каждым ребенком с нарушением закреплен тьютор, имеющий специальное образование) – ассистент учителя.

Еще не стихли разговоры среди учительства о ФГОС начального общего образования и дошкольного образования, уже бурно обсуждаются Специальные федеральные государственные образовательные стандарты (СФГОС) для детей с ОВЗ.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155)

  • Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. — М.: Просвещение, 2014.

Специальный стандарт образования — четыре базовых варианта

Каждый вариант характеризуется по следующим основным параметрам:

В заключение я хотела пожелать успехов на творческом пути. Спокойствия и благополучия в семьях.

infourok.ru

« Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.(ОВЗ)»

Тема: « Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.(ОВЗ)»

«Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»

Уместно вспомнить и послание президента 12 ноября 2009г о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа

«Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Инклюзивное образование – это шанс на достойное будущее.

О равных правах на получение образования детей с ОВЗ и детей –инвалидов закреплено на государственном уровне — даны гарантии

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ). Статья 43

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 24 июля 2009 г.) «О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Как получают образование данная категория детей в России на примере одного учебного года где, получали образование в России дети с ОВЗ и дети – инвалиды

В 2013 году в массовых общеобразовательных учреждениях

  • в специальных (коррекционных) классах обучалось 132,2 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • в обычных классах обучалось 96,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • в учреждениях специального (коррекционного) образования обучалось 209,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать образовательное учреждение, организовано обучение на дому.

Предлагаю немного разобраться в принятой терминологии

  • Инвалид – общепринятый в правовом поле и России термин;

  • Аномальные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии;

  • Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья — дети, имеющие физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

  • Дети с особыми образовательными потребностями — дети, которые нуждаются в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при воспитании и обучении.

Вот эти два термина должны войти в нашу речь на смену термина аномальные дети. Дети особые, требуют помощи в обучении и особых условий. Под особыми условиями следует понимать – образовательное учреждение адаптируется под ребенка и его потребности, а не наоборот.

Что же это за специальные условия?

Специальные условия — это

  • специальные образовательные программы и методы развития и обучения,

  • учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы,

  • индивидуальные технические средства развития и обучения и доступность среды обучения (воспитания),

  • психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с различными нарушениями для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни. Для детей с особыми образовательными потребностями социальная адаптация – это конечный результат.

Инклюзия — это «включение», а инклюзивное образование — это «включение» детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования.

В основу инклюзивного образования положено равное отношение ко всем людям, отсутствие любой дискриминации детей, и создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, и не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

Инклюзивное образование – это процесс взаимодействия педагога, детей без нарушений и детей с ограниченными возможностями , и цель у них одна — познать и усвоить знания, умения, навыки, социального опыта.

Сразу возникает вопрос: родитель сам определяется в образовательном учреждении?

Да сам, но необходимым условием являются рекомендации ПМПК психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), в которых отражается его психофизические особенности и основные рекомендации к определению

  • вида учреждения;

  • формы обучения;

  • основных направлений коррекционно-развивающей работы с учетом структуры нарушения.

Следует отметить важность работы и тесного сотрудничества школьных психолого – медико – педагогических консилиумов и психолого – медико — педагогических комиссий, потому что – после того как рекомендации ПМПК окажутся на столе директора в работу должен включится школьный консилиум, куда входят специалисты сопровождения – дефектологи, логопеды, социальные педагоги, психологи. Работа начинается с создания адаптированной образовательной программы на основе полученных рекомендаций.

Адаптированная образовательная программа (АОП), если просто сказать включает в себя две части: образовательную и коррекционную. Программа коррекционной работы является обязательным компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) и разрабатывается образовательным учреждением (в лице ПМПк)при организации обучения и воспитания в нем детей с ограниченными возможностями здоровья. Это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с нарушением

Также она должна включать комплекс мероприятий по медико-психолого-социально-педагогическому сопровождению.

А уже на основе адаптированной программы составляется для детей – индивидуальный образовательный маршрут, где прописана коррекционная работа дефектолога, логопеда, психолога, а у ребенка-инвалида — индивидуальный реабилитационный план, где прописана работа выше перечисленных специалистов и медицинских работников.

Познакомимся с принятыми нарушениями. Всего их 9 категорий лиц с недостатками развития:

— неслышащие (глухие),

— слабослышащие,

— незрячие,

— слабовидящие,

— лица с нарушениями речи,

— умственно отсталые,

— лица (преимущественно дети) с задержкой психического развития,

— лица с нарушениями опорно — двигательного аппарата,

— лица с нарушениями эмоционально — волевой сферы.

На сегодняшний день почти для каждой категории предусмотрены специальные образовательные учреждения в нашей республике. Имеются школы-интернаты, школы, детский дом – это по линии мин образ и имеются реабилитационные центры – по линии мин соц защ.

videouroki.net

Условия образования детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ возможно только при создании специальных условий. Без создания условий, к сожалению, никакое инклюзивное образование детей с ОВЗ невозможно. Как, собственно, и решение вопросов коррекции нарушений развития.

Согласно ст. 79 закона “Об образовании в РФ” (далее — Закон), обучение детей с ОВЗ возможно в тех организациях, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а для детей-инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Исходя из этой статьи, в этих организациях нужно создавать специальные условия, которые необходимы для получения образования детей с ОВЗ. Какие это условия? Рассмотрим подробнее.

Организация и контроль качества образовательной деятельности ДОО

В программе:

  • разработка основной образовательной программы ДО
  • организация ВСОКО
  • разработка адаптивной обучающей программы для детей с ОВЗ
Подробнее по телефону 8 (800) 551-01-35

Условия образования детей с ОВЗ: специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания

В первую очередь — это, конечно, специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания.

В п. 5 ст. 79 прописаны те адаптированные основные общеобразовательные программы, которые создаются для определенных категорий детей. Это глухие, слабослышащие и позднооглохшие (категория детей с нарушениями слуха), слепые, слабовидящие (категория детей с нарушениями зрения), с тяжелыми нарушениями речи (логопедические сады и логопедические группы), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.

Необходимо обратить внимание, что список открыт — здесь есть слова «и других обучающихся», т.е. вполне возможно, что с течением времени возникнет необходимость в создании условий инклюзивного образования детей с ОВЗ по адаптированным программам и для каких-то других категорий. Но на сегодняшний день все они прописаны в ст. 79.

Сконцентрируйте внимание именно на адекватных методах обучения и воспитания, которые дефектологической наукой разрабатывались в течение долгих лет и применяются до сих пор. Именно сочетание специальных методов обучения и воспитания детей с ОВЗ и методов обучения и воспитания для детей нормативно развивающихся без перекоса в какую-либо сторону дает очень хороший позитивный результат.

Иногда бывает, что нужны только специальные методы — это касается детей, у которых мы наблюдаем сложные, сочетанные дефекты; в таких случаях выбор методов — это полностью прерогатива педагога.

Только педагог, имеющий высшее дефектологическое образование может понимать и определять, какие условия образования — методы, приемы, педагогические технологии — можно использовать для коррекции нарушений, воспитания детей с ОВЗ. Для этого педагоги, безусловно, должны пройти повышение квалификации, в каких-то случаях даже профессиональную переподготовку.

Условия образования детей с ОВЗ: специальные учебники и дидактические материалы

Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы.
Педагоги свободны в своем выборе учебных пособий и дидактических материалов, но они должны выбираться исключительно под ту основную образовательную программу, которая принята в ДОО. Было бы странно, если организация работает по одной программе, а пособия и дидактические материалы подбираются под другую ООП. Естественно, должны создаваться по определенной логике.

От педагогов ДОО поступил такой вопрос:

  • Используем много лет рабочие тетради по программе Шевченко для детей с задержкой психического развития. В последнее время не можем их приобрести, т.к. тираж прекращен. С чем это связано?
  • Вполне возможно, это проблема издательства, которое издает эти методические пособия. Рекомендуем обратиться в данное издательство с просьбой возобновить тираж этих тетрадей.

Условия образования детей с ОВЗ: специальные технические средства обучения

К относятся также специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
С нарушениями зрения — обеспечение должного освещения помещения; с нарушениями слуха — обеспечение специальной звукоусиливающей аппаратуры и т.д.

Условия образования детей с ОВЗ: предоставление услуг ассистента

Очень важный пункт — предоставление услуг ассистента (помощника), который оказывает необходимую им техническую помощь. Очень многие дети, в первую очередь с нарушением опорно-двигательного аппарата (и не только, есть и другие категории), к сожалению, без специальных услуг ассистента-помощника получить образование не могут. Потребность ребенка-инвалида в услугах ассистента определяет ИПР, и в ней это должно быть прописано.

Условия образования детей с ОВЗ: групповые и индивидуальные коррекционные занятия

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Коррекционные занятия как прописаны в Законе “Об образовании”. Много поступает вопросов от образовательных организаций, особенно где идет сокращение штата, где, к нашему огромному сожалению, увольняются логопеды-дефектологи. В этой ситуации нужно иметь в виду, что Закон гарантирует проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, которые могут осуществляться только специалистами с высшим дефектологическим образованием.

Условия образования детей с ОВЗ: обеспечение доступа в здание организации

Следующее — обеспечение доступа в здание организации. Безусловно, нужно создать архитектурно-планировочные условия: должны быть построены пандусы, подъемники, ступенькоходы, расширены проемы, обеспечены условия посещения туалета и другие технические приспособления.

Психолого-педагогические условия образования детей с ОВЗ

Психолого-педагогические . Обратите внимание на п.2 ст. 34 закона «Об образовании», в которой говорится о предоставлении “условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции”.

Этот список условий в Законе открыт, потому что есть фраза «и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». «Другие условия» подразумевают то, что жизнь иногда нам подбрасывает такие случаи, которые все в Законе предусмотреть нельзя. Другие условия есть, и они должны тоже выполняться с тем, чтобы предоставить возможность получать образование всем детям без исключения, какие бы ОВЗ у них не были.

Создание условий образования детей с ОВЗ, которые прописаны в Законе — это финансовые обязательства субъекта РФ. 

www.resobr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *