Современный урок литературы – Современный урок литературы. Каким он должен быть ? Педагогические размышления.
Современный урок литературы. Каким он должен быть ? Педагогические размышления.
Что такое современный урок? Каким он должен быть?
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
На уроках литературы педагог должен создавать условия для интеллектуального развития студентов, создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный. С ним, ребятам интересно, его увлеченность развивает познавательную активность. Современный урок — это приятное общение, время не в тягость ребятам, чтобы не выходили ребята с урока, тяжело вздыхая и произнося фразу: «Слава богу!»
Современный урок — это сочетание традиционных методов обучения и современных педагогических технологий.
Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления студентов, а преподаватель должен создавать и условия для интеллектуального развития ребят, и среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Последние годы ребята и их родители практически перестали читать книги. Многие дети, их родители вряд ли назовут чтение своим любимым занятием. Как научить ребят любить книгу, чтение? Эта проблема беспокоит сегодня практически всех педагогов страны. Мы ищем пути решения данной проблемы. Всем понятно, что без чтения книг воспитать полноценную личность невозможно!
Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определенная знаковость.
Каким должен быть современный урок литературы? Многие учителя ответят: «Современный урок литературы – это урок с применением ИКТ. Использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет педагогу идти в ногу со временем.
Очень важно использование «нетрадиционных форм уроков», появление уроков-мастерских, уроков-конференций, уроков-презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков-концертов и др.
Внимание педагогов все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения.
1. Опорные схемы.
2. Диалог.
3. Мозговой штурм.
4. Игровые моменты.
Поподробнее остановлюсь на игровом аспекте урока. Игровые приемы, несомненно, имеют развивающее значение, бесспорно, активизируют учебный процесс.
На уроке литературы игровые моменты пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.
Игра нужна педагогу больше, чем учащемуся.
Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:
1. Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова
6. Ассоциативные ряды
7. Перекрестная дискуссия
Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение:
«+» — «узнал новое»
«~» — «уже знал»
«-» — «думал иначе»
«?» — «есть вопросы»?
Мне трудно определиться в этом вопросе.
Теперь перейдем к следующему приёму, который называется «кластер».
Прием «Кластер» — это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда».
При этом между всеми «гроздьями» должна быть чёткая логическая связь. В любом «кластере» есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь».
Данный приём помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.
Опишите портреты Л.Толстого. Дайте характеристику данному периоду жизни писателя.
Составьте синквейн.
На завершающей стадии урока можно применить методы: синквейн, фишбоун, эссе.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:
1. Существительное.
2. Прилагательных два (допускаются причастия).
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).
Стратегия «фишбоун» позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ героя.
«Фишбоун» — «скелет рыбы».
Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Р.Раскольникова?»
Задание: пользуясь данным кластером. Составьте фишбоун
(Эта форма работы может быть выполнена дома)
В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».
«Защита героя».
— Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.
Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.
Считаю применение этих приемов на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным.
Следующий прием — кейс-метод, обеспечивающий максимальную мыслительную деятельность.
Кейс-метод — техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций.
Технология метода:
1. Знакомство с материалом
2. Выделение нужной информации
3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений
4. Принятие решения
5. Презентация решений группами
6. Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов
Метод проектов
В основе метода проектов лежит:
• развитие познавательных навыков учащихся,
• развитие критического и творческого мышления,
• формирование умений самостоятельно конструировать свои знания,
• формирование умений ориентироваться в информационном пространстве
Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно, способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления учащихся.
Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Рефлексия как метод активизация деятельности.
infourok.ru
Современный урок литературы — единство интеллектуального и нравственного содержания
Разделы: Литература
Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в школе, ибо по большому счету именно словесники несут львиную долю ответственности за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня – во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление агрессии и злобы, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, – все это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения страны. А между тем жить надо. И растить детей надо. Необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки “социальному ненастью”, к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, школьный урок литературы сегодня дает такую возможность.
Современный урок должен позволить детям в коллективе сверстников (что немало важно!) размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире наедине с электронным учебником. Очень важно создать на уроке атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в нелегком выборе нравственных ориентиров. Но не следует урок сводить только к дискуссионным формам, превращая его в трибуну общественного мнения. Урок необходимо методически продумать так, чтобы сохранялось единство интеллектуального и нравственного содержания. Этот критерий должен стать постоянным во всем: в подборе художественного материала, направлении его анализа, соотношении эстетического и идейно-нравственного начала.
Важнейшим элементом урока считаю развитие творческих возможностей ребят, но всякое творчество зиждется прежде всего на знаниях (прочных и глубоких). В преподавании литературы особенно необходимым является доведение уровня знаний учащихся до стадии “знание – трансформация”. Первый уровень, как известно, – знакомство, второй – воспроизведение, третий – действие по образцу, четвертый – трансформация, когда полученные знания помогают ребятам ориентироваться и принимать решения в творческих ситуациях, в новых условиях.
В процесс урока, по моему глубокому убеждению, должен быть включен каждый ученик (каким образом и на какой стадии учебной деятельности – это зависит от индивидуальных способностей и уровня сформированности определенных знаний, умений, навыков). Пусть один, выделяющийся глубиной знаний, окажется “опорой” всего урока, другой включится в практическую работу, третий – “по алгоритму” придет к выводу, четвертый лишь озвучит какие-то тезисы, прочитав статью учебника. Главное, чтобы тема не “прошла мимо” ученика. Важно определить не только цели и ожидаемый результат данного урока, но и спрогнозировать дальнейший путь познания. В современных условиях для активизации учебной деятельности есть масса возможностей: разноуровневые задания (как для классной, так и для домашней работы), групповые формы и проблемные ситуации, практикумы и семинары, электронные пособия, позволяющие осуществить интеграцию различных областей более эффективно.
Урок литературы не должен быть застывшей моделью, намертво “привязанной” к плану и конспекту. Выбор тех или иных подходов к обучению определяется уровнем класса. Нужно уметь при необходимости менять цели обучения, изменять темы, содержание нового материала, уровень контрольных тестов, но не “снижая”, а “поднимая” интеллектуальную планку. Ибо трудности рождают интерес, развивают исследовательские навыки.
Итак, единство интеллектуального и нравственного содержания, личностно-ориентированный подход, развивающее начало должны стать обязательным на уроках литературы. Главное, необходимо помнить: урок для ученика, ученик – центр урока. Предлагаемая разработка урока включает реализацию вышеизложенных аспектов.
Конспект урока лиерауры в 8 классе по программе В.Г. Маранцмана
Тема: Лирические жанры (создаем антологию).
Цель: создать антологию жанров.
Задачи:
- показать способы создания антологии;
- развить практические умения анализировать жанровую специфику художественного произведения;
- способствовать воспитанию нравственных ориентиров.
Оформление: на доске портреты А.С. Пушкина, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, М. Цветаевой.
Литературоведческие термины:
Тексты на партах для практической работы.
ХОД УРОКА
I. Введение в тему (слово учителя)
– Представьте себе следующую ситуацию. Ученик получил домашнее задание по литературе: подобрать текст любой оды. Зная, что признанным классиком этого жанра является М.В.Ломоносов, взял томик его произведений. На уроке звучал следующий текст:
Светящий солнцев конь
Уже не в дальний юг
Из рта пустил огонь,
Но в наш полнощный круг.
Уже несносный хлад
С полей не гонит стад,
Но трав зеленый цвет
К себе пасти зовет.(Отрывок из элегии 1743 г.)
– Как справился с заданием ученик? (Примерный ответ: ошибка ученика в том, что он не учел специфику жанра.)
– Давайте поможем себе и другим, создав своеобразную антологию лирических жанров.
(Дается определение “антология” учениками и по словарю: сборник избранных художественных произведений разных авторов).
– Что необходимо включить в этот сборник?
Класс превратится в сотрудников редакции, каждый отдел (ряд) будет работать над подбором определенного жанра. Для работы необходимо повторить художественные особенности жанров лирики, определить четко их различия. Повторяются в беседе основные жанры (на предыдущих уроках изучены произведения А.С.Пушкина: ода “Вольность”, послание “К Чаадаеву”, эпиграммы).
II. Актуализация знаний
Дома было предложено составить тезис (утверждение) для критического осмысления. Один ученик зачитывает свой тезис, другой либо соглашается, повторяя его и дополняя, либо опровергает, доказывая свою точку зрения. Ответы должны быть краткими, но полными. Не допускаются односложные ответы, тезис следует начинать со слов «Верно ли, что..,» «Согласны ли вы, что..?», «Я думаю, что..?».
Примерные тезисы учеников:
– Верно ли, что эпиграмма не требует исторического комментария, ее легко прочитать и сразу понять. (Нет, невозможно текст эпиграммы понять без исторического комментария, т.к. в иносказательной форме говорится об определенных пороках реальных лиц. Не зная, кто такой Аракчеев, какой девиз был на его гербе, фраза «преданный без лести» теряет свой смысл.)
– Я считаю, что тема свободы не свойственна традиционному жанру оды. (Да…)
– Согласны ли вы, что адресат послания должен быть только реальный человек, исторический деятель? (Нет…)
– Я считаю, что классическая ода начинается с сатирических образов и обличительных фраз? (Нет…)
– Согласны ли вы, что название играет важную роль в определении жанра? (Да…)
– Верно ли, что короткое стихотворение сатирического характера, обличающее пороки человека и общества, называется эпиграмма? (Да…)
– Согласны ли вы, что слова высокого стиля и риторические конструкции встречаются чаще в посланиях? (Нет…)
– Я считаю, что послание “К Чаадаеву” носит сугубо личный характер? (Нет…)
– Верно ли, что лирические жанры допускают использование слов низкого стиля? (Да…)
– Таким образом, выявлена специфика жанров, если есть необходимость, можно еще раз дать определение (ода, послание, эпиграмма).
III. Практическая работа
Инструкция для учителя. На каждой
парте несколько текстов (см. варианты заданий)
А.С.Пушкина, среди которых есть и эпиграммы, и
послания, и оды (названия отсутствуют, их можно
потом озвучить, подводя итоги). Каждый ряд
получает определенный жанр, оформляет свой
раздел в антологии. Этот выбор можно осуществить,
устроив поэтическую паузу: кто первый вспомнит
строки того или иного жанра.
Работа идет в парах, ребята анализируют тексты,
записывая в тетради номера карточек и
обоснование: цитаты, слова, художественные
особенности, выводы.
Отдельная группа работает над вступительной
статьей, где необходимо выявить общие
особенности лирических жанров, т.к. чаще
говорилось об отличиях (выводы оформляются в
свободной форме на доске: таблица, схема, опорный
конспект, тезисы).
Зачитывается текст, определяется жанр, его
особенности, своеобразие.
Примерный ответ:
Текст № 7
Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружеской внимать.
Но можно ль резвому поэту,
Невольнику мечты младой,
В картине быстрой и живой
Изобразить в порядке свету
Все то, что в юности златой
Воображение мне кажет?(“Послание к Юдину”)
– По моему мнению, перед нами послание – письмо или обращение к какому-либо лицу в стихах или прозе, адресат чаще указан в названии (позже учитель даст этому подтверждение-имя лицейского друга). Мы видим здесь прямое обращение “милый друг”, автор делится с адресатом сокровенным: “мечты, желанья, цели… в юности златой…”, подобное можно доверить только близкому человеку. Эти строки похожи на беседу, непринужденный разговор “на равных”: местоимение “ты”, глагол во 2 лице. Здесь не преобладает возвышенная лексика, хотя встречаем (глас, златой, младой). Слова “мечты, желанья, воображение, улыбка дружества” придают исповедальный характер. Мы понимаем: перед нами размышление о жизни, желание услышать отклик, а не хвалебная речь во славу кого-то, как в оде.
Заслушать необходимо как можно больше учеников. Ошибочные ответы анализируем, обосновываем, правильно определяем жанр. Многие тексты не подходят под четкие определения, это свидетельствует о художественном разнообразии, важно, чтобы ребята видели жанровые особенности.
IV. Отчет творческой группы
Отчет оформляется на доске. Главное, выявить общие черты этих жанров: ода, эпиграмма, послание – это жанры лирики, каждый имеет адресата (характер различен), в каждом жанре выражена авторское отношение и мировоззренческая оценка. Выводы записываются.
V. Мини-дискуссия
Подводя промежуточные итоги по оформлению каждого раздела, выявляем эволюцию жанра. Развивается ли тот или иной жанр? Жив ли жанр в современной литературе или остался в XIX веке? Кому или чему сегодня можно посвятить оду, послание, эпиграмму? Эти вопросы формируют нравственные ориентиры, рождают дискуссию, характер ответов свидетельствует о заинтересованности учеников:
– Жанр оды сегодня умер, эпоха демократии уравнивает всех, к чему восхваление.
– Самое святое на земле МАМА, ей я бы посвятила оду.
– Возможно, оду посвятить родному краю (столице, книгам).
– Гимн России – это ода.
– Для многих сегодня письмо существует в электронном виде, речь лаконичная, порой убогая, один сленг. Я бы хотела получить послание в стиле XIX века.
– Послание как жанр сегодня умирает, выжить в мире, где стремительно развиваются средства связи, невозможно.
– Эпиграммы ни разу не встречала в современной литературе, хотя многие школьные вопросы подойдут (опоздания, шпаргалки и лень современного молодого человека).
– Каждый из вас по-своему прав. Литературные жанры продолжают жить, видоизменяясь, вбирая в себя черты других, становясь синтетичными. XX век внес свои поправки в тематику оды (революция, народ, подвиг, наряду с личностями вождей), послания С.Есенина поражают своей сокровенностью, эпиграммы В.Гафта, А.Иванова глубоки и искрометны.
VI. Рефлексия
– Удалось ли справиться с поставленной задачей — создать антологию? Какими способами мы действовали? (Cравнение, анализ, наблюдение, систематизация.)
– Творческая группа закончит техническое оформление сборника, обобщив нашу работу (корректор, художник, редактор).
VII. Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся)
1. Творческая работа. Сочинить собственную оду (или эпиграмму, или послание)/
2. Определить жанровое своеобразие произведений ХХ века (на выбор):
- М. Цветаева “Ода пешему ходу”,
- С. Есенин “Письмо матери”,
- В. Гафт эпиграммы.
3. Составить и защитить опорный конспект по теме урока.
4. Оформление сборника (группа ребят).
Варианты текстов для практической работы
9.02.2006
urok.1sept.ru
Аннотация: Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве. Автор Кайраканова Лилия Тавлетовна Что такое современный урок? Каким он должен быть? По мнению учащихся, современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность. Современный урок — это спокойная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: «Слава богу, окончилось!» Современный урок — это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве. Многие современные школьники вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определенная знаковость. Каким должен быть современный урок литературы? Многие учителя ответят: «Современный урок литературы – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки все больше и больше привлекают учителей-предметников. Бесспорно, использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет учителю идти в ногу со временем. Но мы, учителя литературы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. Ведь задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. ИКТ должны быть хорошими помощниками учителю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. Понятна увлеченность учителей «нетрадиционными формами урока», появление уроков-мастерских, уроков-конференций, уроков-презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков-концертов и др. Независимо от того, в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно ориентированной), он обязательно начинает урок. Начало урока — один из его важнейших моментов — требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.
Потенциально важным является и выбор определения темы-заголовка урока. 1. Заголовок – метафора Мне очень нравится работать с эпиграфом на уроках литературы. Так, для урока «Художественный мир А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» использую высказывания В. Брюсова, Д.С. Мережковского, В.Г. Белинского. Задание: выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. (Прием «Осмысление эпиграфа»). Путь Пушкина – это общий путь русской литературы, а не личный… (В Брюсов) Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического нашего общества. (В.Г. Белинский) 1. Опорные схемы. Поподробнее остановлюсь на игровом аспекте урока. И здесь нужно вспомнить притчу о трех превращениях духа, о трех стадиях развития личности Фридриха Ницше. Примерные вопросы игрового характера: Пример 1: Пример 2: Стратегия «фишбоун» позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ Евгения Онегина. Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке. Аргумент 1: «Скука». Трехчастный дневник
В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».
Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству. Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления. Считаю применение этих приемов на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным. Кейс-метод — техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций. • развитие познавательных навыков учащихся, Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно, способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления учащихся. Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Вам понравился материал? |
lomonpansion.com
Статья: «Современный урок литературы»
Современный урок литературы
1.Урок литературы — это встреча с писателем, поэтом, драматургом. Учитель-словесник является посредником между автором и школьником, тонким знатоком его мастерства, ценителем его таланта.
2.Урок литературы предполагает сочетание личных качеств учителя-словесника как широкий кругозор, трудолюбие, творческий подход к делу с профессионализмом, владение педагогическим мастерством и филологическими знаниями.
3.Литература-это искусство слова, урок литературы всегда связан с искусством живописи и музыки, вот почему на уроке обязательна творческая атмосфера. Урок литературы — это всегда творческий поиск и для учителя и для учащихся.
4.Урок литературы всегда публицистичен, т.к. от начала до конца пронизан современными проблемами.
5.Урок литературы реализует принципы научности, идейности, историзма в подходе к литературному явлению, он всегда ориентирован на формирование мировоззрения, эстетического сознания, художественного вкуса, нравственных ценностей учащихся.
6.Урок должен быть целостным, иметь свою концепцию, логику, стиль, но он звено в системе уроков, целостность которой определяют:1) писательский замысел, жанр и композицию произведения;2) учебно-педагогические задачи учителя;3) уровень литературного образования учащихся.
7.Урок литературы помогает формированию и пониманию теоретических понятий, учит анализировать явления в историко-литературном процессе, развивает речь учащихся, является уроком культуры в широком смысле слова.
8.Проблемное тематическое планирование — необходимое условие современного урока. Проблемное изучение невозможно без изучения личности ученика, индивидуальных его возможностей. Важно знать, как ученик относится к уроку литературы, изучаемому писателю, произведению, герою.
9.Понимание цели урока определяет выбор методов и приемов, используемых на уроке, содержание и формы самостоятельной работы учащихся, которые способствуют развитию интереса к художественному произведению, оказывают воспитательное воздействие на развитие личности подростка.
10.Содержание урока: каковы тема, цели, задачи урока; какой историко-литературный материал будет освещен, какие стороны художественного произведения следует рассмотреть; в какой последовательности целесообразно изучить компоненты художественного произведения; какое место займут на уроке различные формы наглядности; как соотнести самостоятельную работу учащихся в классе со внеклассной работой, с работой по развитию устной и письменной речи.
Какой вид внеклассной работы целесообразен при изучении тематического блока: экскурсия, читательская конференция, литературно-музыкальный вечер, конкурс, выставки и т.п.
Анализ урока литературы
1. Наблюдая и оценивая урок литературы, составьте своеобразный «паспорт» урока:
— тема, цели и задачи урока; организация класса на работу: оформление доски, наличие необходимых пособий, готовность учащихся к выполнению поставленных перед ними задач;
— структура, целостная композиция урока, цели каждого этапа урока; учебные ситуации;
— тип, вид урока, методы и приемы, обоснованность их применения;
— работа учителя на уроке;
— работа учащихся на уроке.
2. Постарайтесь увидеть и оценить:
— активность учащихся при опросе, изучении нового материала, закреплении;
— характер восприятия учащимися изучаемой темы до и после обсуждения в классе;
— как на уроке развивается речь, активизируется мышление, корректируются эмоции;
— уровень самостоятельности учащихся.
3. Охарактеризуйте:
— отбор учителем изучаемого материала, уровень учительского изложения с точки зрения научности, логичности, доступности, последовательности;
— взаимоотношения учителя и учащихся, постарайтесь почувствовать нравственную атмосферу в классе при обсуждении проблем художественного произведения;
— стиль работы учителя.
4. Обобщать записи по схеме:
— интересное, удачное на уроке, мнение о причинах успехов;
— слабые стороны: однообразие методов, низкий эмоциональный уровень анализа, формализм и др.
— возможные варианты совершенствования анализа художественного произведения.
Запись можно вести по любой форме, на странице записывается ход урока, на полях — замечания, вопросы.
5. При анализе урока выяснить у учителя все сомнения, недоумения, сделать в корректной форме замечания.
6. Каждому, кто посещает уроки, должны быть свойственны доброжелательность, тактичность, вдумчивость, помнить, что о работе учителя нельзя судить по одному уроку, нужно стараться познакомиться с типичными чертами его стиля преподавания.
Вопросы взаимного рецензирования ответов учащихся
1. Что понравилось в ответе?
2.Правильно ли отвечающий понял поставленный вопрос и насколько полно ответил на него?
3. Использовал ли в какой мере художественный текст для доказательства основных выводов?
4. Достаточно ли убедительны эти доказательства?
5. Отличается ли изложение последовательностью, соблюдается ли план?
6. Замечание по поводу языка и стиля ответа.
7. Собственные добавления к сказанному.
videouroki.net
Современный урок литературы: методические формы и приёмы
Что такое современный урок? Каким он должен быть? По мнению обучающихся, современный урок должен давать современный учитель: увлечённый, грамотный, развивающийся. С таким преподавателем интересно, его увлечённость развивает познавательную активность. Современный урок – это интеграция традиционных методов и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Многие современные студенты вряд ли назовут чтение своим любимым занятием. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определённую эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определённая знаковость. Каким должен быть урок литературы? Многие учителя ответят: « Современный урок – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки всё больше привлекают преподавателей. Бесспорно, использование ИКТ экономит время, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, формирует элементы информационной культуры обучающихся, позволяет преподавателю идти в ногу со временем.
Но мы, учителя литературы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей. По большому счёту наша главная задача – это душа молодого поколения, это проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки обучающегося как « языковой» личности.
ИКТ должны быть хорошими помощниками преподавателю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на занятиях, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. Понятна увлечённость преподавателя « нетрадиционными формами урока», появление уроков – мастерских, уроков – конференций, уроков – презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков – концертов и др. несомненно большой плюс в работе педагога. Независимо от того в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно – ориентированной), он обязательно начинает урок.
На уроке литературы потенциально важным является и выбор определённой темы – заголовка урока. Это может быть: заголовок – метафора, заголовок – вопрос. Всё большую популярность приобретают активные методы и приёмы обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, сравнение и аналогия, использование музыки и другие эстетические средства художественного воздействия.
Хотелось бы подробнее остановиться на игровом аспекте урока. Игровые моменты на уроке литературы пробуждают, поддерживают, развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.
На уроках литературы используются и технологии развития критического мышления: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, ключевые слова, ассоциативные ряды, перекрёстная дискуссия, письменная рефлексия, трёхчастный дневник.
Кластер- это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». При этом между всеми «гроздьями» должна быть четкая логическая связь. В любом кластере есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь».
Синквейн (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:
- Существительное.
- Прилагательных два (допускаются причастия).
- Глаголов три (допускаются пояснения).
- Предложения из четырёх слов.
- Существительное (вывод, обобщение)
Стратегия «фишбоун»позволяет обучающимся выявить причинно – следственные связи и мотивы поступков героев произведения.
Кейс – метод, обеспечивающий максимальную мыслительную деятельность. Кейс – метод – техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций. Технология метода:
- Знакомство с материалом.
- Выделение нужной информации.
- Обсуждение в группах возможных альтернативных решений.
- Презентация решений группами
- Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов.
В основе метода проектов лежит: развитие познавательных навыков обучающихся, развитие критического и творческого мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, формирование ориентироваться в информационном пространстве.
Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно способствуют развитию творческих способностей и нестандартному мышлению студентов.
e-koncept.ru
Статья по теме «Современный урок литературы»
Веретенникова Ольга Валерьевна
преподаватель русского языка и литературы
ОБПОУ «Железногорский политехнический колледж»
г. Железногорск, Курская область
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ключевые слова: повышение интереса школьников к изучению литературы, новые форм обучения, творческие принципы методики нестандартных уроков, совместное творчество учителя и ученика, дидактическая игра, урок-диспут, урок-концерт, урок-семинар, литературный турнир, уроки с использованием технологии «Вариант».
В статье задаётся вопрос: как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. В статье рассматриваются творческие принципы методики нестандартных уроков, выделяются характерные группы нестандартных уроков, приводятся примеры использования таких форм проведения урока, как дидактическая игра, урок-диспут, урок-концерт, урок-семинар, литературный турнир, уроки с использованием технологии «Вариант».
Как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность ребят, поддержать интерес к предмету? Эти вопросы волнуют всех.
Путей повышения интереса школьников к изучению предмета много: спектакли, литературные гостиные, экскурсии, связанные с жизнью и творчеством писателей, но самым главным всё же является урок, на котором происходит открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы.
Как добиться наибольшей эффективности урока? В связи с постановкой такого вопроса и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения».
Эффективность современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Преподаватель прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:
Отказ от шаблона в организации урока.
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Поддержка альтернативности, множественности мнений.
Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
«Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.
Использование оценки в качестве формирующего инструмента. Остановимся подробнее на основных наиболее распространённых в
школьной практике видах нестандартных уроков. Уроков такого характера много, поэтому требуется определённая систематизация их. Основания для систематизации различные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и более.
Но можно выделить характерные группы:
1.Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, урок-дуэль, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина).
2. Видоизменение традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс», урок-парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум)
3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок-рецензия, урок-мозговая атака).
4.Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд, урок-заседание учебного совета).
5.Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок-заочная экскурсия, урок-литературная прогулка, урок-литературная гостиная, урок-путешествие в прошлое).
6.Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок).
7.Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-бенефис, урок-диспут, урок-выставка).
8.Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение).
Урок литературы должен рассматриваться как совместное творчество учителя и ученика. Разнообразие жанров уроков литературы является важнейшим приёмом активизации урока.
В последнее время всё чаще используем такую форму урока как дидактическая игра. Проводится она обычно при анализе текста. Учитель может предложить учащимся стать иллюстраторами книги или литератур-ными критиками. Игра (условная модель реальной обстановки) позволяет учащимся свободно проявить себя. Это одна из форм самоутверждения лич-ности.
Так, изучая произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя
Так же интересны и ролевые игры. Учащимся задаются вопросы:
Ты – актёр. Какую роль ты хотел бы сыграть в «Ночи перед Рождес-твом»? Почему?
Ты – режиссёр. Какую пьесу ты включил бы в репертуар своего театра
Ты – музыкальный оформитель спектакля. Какую музыку привлечёшь для создания музыкального образа?
Посмотрите на героя или ситуацию глазами психолога, мамы, одно-классника… Например: на маленького Николеньку Иртеньева смотрим глаза-ми гувернёра Карла Ивановича, маменьки и обиженного и оскорблённого им Илюшечки Грапа, эти три взгляда как бы освещают психологическую непов-торимость ребёнка.
Безусловно, игровые моменты урока усиливают эмоционально-эстети-ческое восприятие учениками произведения, устанавливают новые формы отношений с ними.
Интересным для ребят жанром является урок-диспут. Главные особен—ности такого урока – в выявлении многообразия мнений, развитии альтер-нативного мышления учащихся, в воспитании культуры общения, когда уважается любое суждение. Как показывает практика, такие уроки можно и нужно проводить уже в 5-м классе. Например, в программе Г.С. Меркина в разделе «Планируемые результаты» при изучении творчества И.С. Тургенева написано: ученик научится участвовать в дискуссии «Мог ли Герасим поступить иначе?». Ответы учеников не корректируются, а только направ-ляются учителем. Не всегда полемика заканчивается на уроке. Иногда вопрос остаётся открытым. Но это не страшно, потому что поиск истины будет про-должен и после занятий. Очень важно, что на этих уроках ученики учатся слушать и слышать другого.
А вот урок-концерт. На уроке необходимо трудиться умом и сердцем, а не просто присутствовать. Слово же «концерт» говорит само за себя: здесь есть выступающие и зрители. Урок-концерт оставляет в душах ребят сильное впечатление.
Уроки-лекции представляют собой единый сюжет, в котором связаны события, факты, явления. Лекция в течение всего урока столь же утомительна, как и продолжительная самостоятельная работа. В лекцию может включаться исполнение учащимися стихотворений, музыкальных произведений и другое их творчество. Их чередование можно считать одним из способов, позволяющих разнообразить урок. Проблемное изложение учебного материала значительно активизирует познавательную деятельность. По ходу лекции отрабатываются различные виды записей.
Наиболее сложной формой являются уроки-семинары. Их цель состоит в том, чтобы сделать обобщение изученного материала, выделить основные положения; показать связь внутри темы и между темами, с жизнью, с практикой, провести систематизацию знаний. Важную роль в их подготовке играет разработка плана, подбор литературы, а также индивидуальная работа с учащимися. Непосредственно в ходе семинара учителю нужно внимательно выслушать все их ответы, корректно исправить все недочёты, сделать обоб-щение или заключение.
Семинары отличаются от стандартных уроков:
1) большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, боль-шой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, вла-дением навыков работы с литературой;
2)изменением организации этапов обучения (их последовательности и соде-ржания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
3) изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся вы-полняют информационную функцию, а учитель – регулятивную и органи-заторскую.
Урок-семинар можно проводить как итоговое занятие по творчеству ка-кого-либо писателя или как занятие, позволяющее ученику работать самос-тоятельно с определённым материалом.
Своеобразная форма урока – литературный турнир.
Литературный турнир – это соревнование команд. Как в каждом сос-тязании, в нём есть победители и побеждённые. Но очень важно, пусть будут ошибки, промахи, участники турнира никогда не получат плохой оценки. На турнире у школьников нет синдрома невыученного урока. В команде всегда есть надежда на то, что если ты не знаешь ответа на вопрос, то его знает кто-то другой или все игроки вместе найдут его общими усилиями. Таким образом, урок-турнир воспитывает у учащихся командный дух. Одно из серьёзных достижений учащихся в турнирах заключается в том, что ребята начинают делать выводы из своих прошлых неудач и ошибок.
Важно, чтобы в основе нестандартных уроков была не развлекатель-ность, а занимательность как продуктивный способ развития интереса уча-щихся. Особая забота учителя при подготовке и проведении таких уроков – поставить в активную позицию максимальное количество учащихся класса. Учителю нужно учитывать интерес школьников на каждом этапе урока, обес-печивать состязательность групп и отдельных участников, новизну, необыч-ность, неожиданность, парадоксальность заданий, ситуаций.
Нестандартные уроки позволяют поставить учащихся в активную пози-цию, проявить деятельностный подход к освоению новых знаний, умений и навыков.
Важной заботой учителя при подготовке и проведении нестандартного урока является его обязанность обеспечить всех учащихся соответствующей их учебным возможностям нагрузкой. Причём на школьников возлагается не только умственная нагрузка, они могут проявить свои творческие способ-ности: кто-то готовит реквизит, кто-то выступил в роли режиссёра, кто-то в роли художника, необходимо приготовить оформление, обеспечить работу технических средств, необычно расставить парты в классе.
Интересно проходят уроки с использованием технологии «Вариант».
На занятии проводится работа с мыслительным инструментом P.M.I. – Плюс. Минус. Интересно. Использование инструмента P.M.I., направленного на сознательное выделение всех положительных и отрицательных моментов,
связанных с предлагаемым литературным образом, дает возможность уви-деть проблему более широко. Групповая форма работы дает возможность высказаться каждому, учит аргументировано предлагать свою точку зрения, оспаривать мысли другого. Для того чтобы высказывать свои мысли, нужно хорошо ориентироваться в тексте произведения, иметь другие аргументы (например, знание точек зрения литературных критиков). Такая форма организации деятельности учащихся на уроке помогает расширять кругозор, развивать речь.
При проведении нестандартного урока учителю нужно понимать фак-тический уровень подготовленности конкретного класса, оценивать степень принятия учащимися оригинальной формы урока. «Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов. Чтение – прежде всего сотрудничество» (М. Цветаева). А чтобы ребята стали «хорошими читателями – соавторами писателя» (Е. Богат), важно, чтобы в нашей работе естественной нормой взаимоотношений учителя и учеников стала «педагогика сотрудничества». Проявление доброты, искренней заинтересованности в успехах ученика, развитие природных творческих дарований детей, создание комфортных условий и ситуации успеха – вот главные ориентиры для любого учителя, а тем более для учителя-словесника.
Литература
Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптационная система обучения в школе: кн. для учителя [Текст]. – М.: Просвещение, 1991.
– 175 с.
Долина С.Я. Литературный турнир: Разраб. уроков для 6 – 11 кл. [Текст]. – М.: Наука, 2002. – 223 с.
Ерёмина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы [Текст]. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст]. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 175 с.
Леонов С.А. Интегрированные уроки. 8 – 9 классы: Пособие для учителя [Текст]. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.
Литература. 10 – 11 классы: организация самостоятельной работы на уроке [Текст] / авт.-сост. О.А. Зажигина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 219 с.
Русский язык. Литература. 5 – 11 классы: технологии проблемного и развивающего обучения [Текст] / сост. Л.Ф. Стрелкова. – Волгоград: Учитель, 2013.
infourok.ru
Презентация к уроку на тему: Современный урок литературы
Слайд 1
Традиции и новаторство Подготовила Ерохина Л.А. Современный урок литературыСлайд 2
Вместо вступления Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму. Китайская пословица Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь познания. Сенека
Слайд 3
Переход от традиционных форм к инновационным Традиционное обучение Инновационное развивающее обучение 1) базируется на принципе доступности 1) опирается на зону ближайшего развития (Выготский Л.С.) 2)учащийся выступает в роли объекта УД 2)учащийся действует как субъект УД 3)ориентировано на усвоение определенной суммы знаний 3)нацелено на усвоение способов познания 4) опирается на эмпирический способ познания 4) развивает аналитический способ мышления 5) использует д едуктивный метод подачи материала 5) использует индуктивный метод подачи материала 6) Результат – индивид, готовый к воспроизводящей исполнительской деятельности 6) Результат – индивид, готовый к самостоятельному творчеству, саморазвитию, самообучению
Слайд 4
Принципиальные отличия Деятельностный подход! Проблематизация обучения! Самостоятельный поиск решения! Значимость решаемых задач! Преемственность!
Слайд 5
Изучение литературы: проблемы Литература – это искусство Различия в читательских компетенциях Допустимость сосуществования различных интерпретаций одного и того же текста Необходимость привлечения широкого культурно-исторического контекста Проблемы читательской грамотности Необходимое совмещение принципа наукообразия и свободного творчества
Слайд 6
Новые и обновленные УМК по литературе
Слайд 7
Общие инновационные решения разных УМК Использование дифференцированных заданий . Включение в образовательный процесс ИКТ. Использование метода проектов . Формирование коммуникативной, речевой компетенции Реализация метапредметных связей
Слайд 8
Преподавание литературы согласно ФГОС уже СЕГОДНЯ!!!
Слайд 9
Кого учить? Чему учить? Как учить? Постановка целей Определение задач Отбор и систематизация материала Выбор методов подачи материала Моделирование учебной ситуации Прогнозирование результата Традиционно ? Требования , предъявляемые к уроку литературы, в принципе, не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания.
Слайд 10
Метод создания проблемной ситуации Примеры 5 класс «УНТ»: «Сказка – ложь, да в ней намёк» или «На что намекает нам русская народная сказка?» 6 класс «А. Грин «Алые паруса»: «Если человек жаждет чуда…» 7 класс «А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»: «Но примешь ты смерть от коня своего»: почему погибает князь Олег ? 8 класс «А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: Повесть Пушкина – завещание потомкам.
Слайд 11
Широкий культурно-исторический контекст 6 класс В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: анализ завещания писателя, знакомство с малой родиной и заочное посещение музея 7 класс А.С. Пушкин «Медный всадник»: сообщение «Проклятые места Санкт-Петербурга» 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: сообщение об исторической эпохе и «Табели о рангах» в сопоставлении с авторским отступлением, предваряющим сюжет 7 класс Ф.А. Искандер «13 подвиг Геракла»: сообщение «Кто такой Геракл? Античные традиции культурного героя» 8 класс Д.И. Фонвизин «Бригадир» и «Недоросль»: просмотр и составление опорного конспекта к фильму «Судьба без почвы и почва без судьбы»
Слайд 12
Сопоставление вариантов интерпретаций (в том числе за счёт средств других видов искусства) 6 класс «Легенда об Арионе »: сопоставление со стихотворением А.С. Пушкина « Арион » 7 класс «Былины о богатырях» : прослушивание музыкальной композиции «Богатырская наша сила» и дополнение образа богатыря 7 класс А.С. Пушкин «Медный всадник»: сопоставительный анализ сюжета поэмы и либретто к балету М.Глиэра «Медный всадник» 7 класс А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»: сопоставление портретов в произведении и картин Васнецова 8 класс ДРЛ «Повесть о житии … Александра Невского»: просмотр и комментирование фрагментов кинофильма «Александр Невский»
Слайд 13
Анализ интертекстуальных связей А.С. Пушкин «Станционный смотритель» Проблемные вопросы: Зачем Пушкин использует приём рассказа в рассказе? Как связаны два сюжета? : В чем трагедия «отцов» в этих двух сюжетах? В чем отличие «сыновей» в притче и в повести? Следует ли Пушкин традиционной канве библейской притчи? Сентиментального немецкого романа? Какое объяснение трагедии станционного смотрителя мы можем найти теперь, опираясь на проведенное сопоставление? Выводы: Учащиеся на основе сопоставления получают возможность сформулировать выводы самостоятельно, проследить движение авторской мысли, реконструировать авторский замысел и скорректировать собственное восприятие. Комментарии к сопоставлению Библейская притча о блудном сыне История Дуни и Самсона Вырина
Слайд 14
Послесловие Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной . Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки . Спасибо за внимание!
nsportal.ru