cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Соедини стрелками картинки со схемами посчитай животных: Карточки по обучению грамоте

Дидактические игры своими руками: картотека для детей

Дидактические игры для детей своими руками — замечательная наглядная форма разностороннего развития. Особенно значимо и полезно создание игрового материала педагогом совместно с воспитанниками. Такое занятие повышает интерес дошкольников к игровой форме образовательного процесса. Представленные дидактические игры пригодятся воспитателям в детских садах, учителям в начальной школе, а также родителям, которые заботятся о развитии ребенка.

Содержание

Дидактические игры своими руками в младшей группе

В младшей возрастной группе большое внимание уделяется совершенствованию моторики пальцев, тактильного, зрительного и пространственного восприятия. Игры должны способствовать сенсорному развитию, навыку логического мышления.

Угощение для колобка

Детская игра совершенствует мелкую моторику.

Для занятия требуются небольшие цилиндрические емкости из пластика. На их крышки необходимо приклеить изображение колобка, проделать отверстие в центре его открытого рта. Отверстие должно быть округлым и достаточным для пропуска фасолины.

Педагог просит воспитанника покормить сказочного персонажа. Ребенок берет по одной фасолине, вкладывает в рот колобку.

Геометрическое полотно

Для игры требуется прямоугольное полотно из фанеры. В него на одинаковом расстоянии друг от друга нужно вбить канцелярские гвозди. Также нужны тонкие резинки разных цветов.

Игра заключается в том, что дети натягивают резинки на гвоздики, формируя разные геометрические фигуры, составляя схематичные изображения. Занятие отлично развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, творческие представления, умение различать цвета. У дошкольников закрепляется представление о линейных геометрических формах.

Сапожки для котенка

Для игры нужно вырезать изображение мультяшного котенка, стоящего на задних лапах. Также необходимо нарисовать и вырезать несколько пар сапог разного цвета.

Ребята подбирают пары предметов по цвету, у них совершенствуется цветовое восприятие. У дошкольников закрепляются эталонные сенсорные представления.

Бабочка

Игра учит различению основных цветов, цветовому соотношению объектов.

Для занятия нужно нарисовать либо вырезать из цветной бумаги бабочку, у которой каждый из 4-х крыльев имеет свой цвет: красный, желтый, синий, зеленый. Также нужны 4 крышечки от пластиковых бутылок соответствующего цвета.

Игровая задача — разложить крышечки по крыльям в соответствии с цветами.

Распредели прищепки

Для игры нужны бельевые прищепки разных цветов. Также необходимо распечатать и вырезать изображения объектов с отсутствующими частями, которые будут заменены прищепками. Например, солнышко без лучиков, морковка без ботвы, тучка без дождика.

Дети должны подобрать к каждому объекту подходящие по цвету прищепки. Так, на солнышко они должны нацепить желтые прищепки, которые станут лучами. На морковку — зеленые. На тучку — синие. Игра развивает цветовое восприятие, моторику и мышечную силу рук.

Покорми свинку

Для дидактической игры необходимо сшить из фетра свинку с отверстием вместо пятачка. Внутрь игрушки нужно вставить пластиковую бутылку так, чтобы ее горлышко оказалось на уровне отверстия. Также для занятия требуются разные сыпучие материалы: фасоль, горох, крупа, семечки.

Дети берут материал пальчиками, вбрасывают в горлышко бутылки, представляя, что кормят свинку. Игра развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность.

Дидактические игры в средней группе своими руками

На занятиях с дошкольниками средней возрастной группы следует уделять внимание формированию навыка классификации и распределения, тактильному, зрительному и слуховому восприятию, улучшению памяти, концентрации внимания, навыку анализа и логического мышления. Дети должны расширять кругозор, получать новые знания об окружающем мире, развивать речевые навыки, расширять индивидуальный словарь.

Рыбаки

Для игры нужно вырезать из картона рыбок. К каждой рыбке следует прикрепить какую-либо зацепку, чтобы ее можно было подцепить игрушечной удочкой. Например, крючок или липучку. На рыбок нужно наклеить изображения разных объектов животного и растительного мира.

Воспитанник вылавливает удочкой рыбку. Педагог просит сказать, что изображено на картинке. Какой это объект в реальности: большой или маленький. Какого он цвета. Если это растение, то ребенок должен сказать, культурное ли оно, где произрастает. Если это животное, то нужно сказать, домашнее оно или дикое. Можно поиграть в игру «Четвертый лишний». Педагог раскладывает четыре рыбки, а игрок указывает на лишний объект, отличающийся от остальных каким-либо признаком.

Определи на ощупь

Для игры, способствующей тактильному развитию, необходимо взять крупные пластиковые крышки. На внутреннюю поверхность этих крышек нужно наклеить разные по фактуре материалы: мех, шерстяную ткань, хлопчатобумажную ткань, наждачное полотно и прочее.

Играть можно разными способами:

  1. Положить крышки в непрозрачный мешок. Ребенок должен на ощупь определить, что за материал приклеен к крышечке, которую он взял.
  2. Игрок должен вытащить из мешка крышечку с заданным педагогом материалом.
  3. Можно обойтись без мешка. Пусть ребенок найдет крышки с одинаковым материалом.

Шумные конфеты

Игра учит дифференциации неголосовых звуков, развивает слуховую память, концентрацию внимания. Такая игра становится эффективным средством познания окружающего мира, его звуковой составляющей, очень полезна для развития речи. Ведь чем лучше дошкольник слышит и воспринимает на слух, тем быстрее у него будет формироваться смысловое восприятие речи. А значит, общение станет значимым фактором получения информации.

Для игры нужны желтые пластиковые ячейки от «Киндер-сюрпризов». Их необходимо заполнить сыпучими материалами разной фракции и текстуры. Затем ячейки нужно обернуть фантиками, чтобы получились конфеты. Наполнители могут быть съедобными и несъедобными: фасоль, песок, бисер, болты, крупа и прочее. Главное, чтобы при встряхивании конфеты издавали разные звуки.

Педагог раскладывает конфеты перед игроками. Первый игрок берет конфету, трясет, внимательно вслушивается в звук. Потом берет вторую конфету, тоже слушает звук. Если звучание оказывается разным, ребенок откладывает конфеты, а право хода переходит другому игроку. Если звучание одинаковое, первый игрок забирает обе конфеты, делает следующий ход. Игра длится, пока дети не разберут все конфеты.

Кто что ест?

Игра расширяет представления о домашних и диких животных.

Для игры нужны спичечные коробки. На их внутреннюю поверхность нужно приклеить изображения разной пищи. А на крышечки коробков необходимо наклеить изображения животных.

Ребята должны подобрать крышечки к коробкам, ориентируясь на то, чем питаются животные.

Пальчики

Дидактическая игра предназначена для развития моторики пальцев и зрительного восприятия у дошкольников.

Для игры требуются резинки для волос разного цвета. Также необходимо распечатать карточки, изображающие кисти рук с нацепленными на пальцы в разном порядке резиночками.

Игровая задача — нацепить резинки на пальчики так, как изображено на карточке.

Чей хвост?

Для игры необходимо изготовить разделенный на сектора круг. В каждом секторе должно быть изображение знакомого дошкольникам животного. В виде отдельных карточек нужно сделать изображения хвостиков этих животных. Карточки следует прикрепить к прищепкам.

Задача игроков — определить, какому животному принадлежит тот или иной хвост, прицепить прищепки с картинками к соответствующим секторам.

Крестики-нолики

Игровые правила не отличаются от стандартных. Только этот вариант игры предназначен для совершенствования мелкой моторики. Для него нужно изготовить игровое поле из квадратной деревянной или фанерной панели. В центре каждой ячейки поля необходимо зафиксировать горлышко от пластиковой бутылки. Отдельно нужно подготовить пластиковые крышечки соответствующего размера. На них нужно наклеить изображения крестиков и ноликов. В процессе игры ребята прикручивают крышечки к горлышкам.

Мажор и минор

В средней возрастной группе музыкально-дидактические игры должны учить дошкольников различению тональности и характера музыкальных произведений. Данная игра учит различать понятия «мажор» и «минор».

Для игры нужно изготовить карточки, изображающие печальный и веселый смайлики. Также необходимы записи музыкальных композиций разной тональности.

Дети внимательно слушают включаемую педагогом музыку, поднимают смайлик в соответствии с характером мелодии.

Дидактические игры своими руками в старшей группе

В старшей возрастной группе детского сада дидактические игры должны быть направлены на расширение кругозора, познание разных аспектов окружающего мира. Продолжается совершенствование памяти, логического мышления, умения анализировать, строить догадки и умозаключения, делать обоснованные выводы. Дошкольники этого возраста должны получать первые предметные знания по математике и фонетике.

Путь хлеба

Игра формирует представление о том, как на нашем столе появляется хлеб, прививает уважительное отношение к труду хлебороба.

Для занятия нужны карточки, изображающие этапы производства хлеба от посева зерен до выпекания в печи. Дети должны разложить картинки в правильном порядке.

Дорожные знаки

Эта дидактическая игра по ПДД закрепляет знания об основных дорожных знаках.

Для занятия нужно вырезать из цветной бумаги раздельные элементы дорожных знаков. Игровая задача — собрать их в единое целое.

Эмоции

Для игры нужны карточки, изображающие раздельно верхние и нижние части человеческого лица с разным эмоциональным состоянием. Задача игроков — найти заданную педагогом эмоцию, соединить соответствующую верхнюю и нижнюю карточки.

Геометрическое рисование

Игра закрепляет знания о геометрических формах, развивает творческое мышление.

Для занятия нужно вырезать из цветной бумаги разные геометрические фигуры. Также необходимы карточки, изображающие объекты, что составлены из этих фигур. Карточки будут образцами, по которым ребята должны сложить геометрическое изображение объекта.

Убираем в комнате

Для игры нужно изготовить из картонной коробки игрушечный шкаф с полками. Также нужны изображения разных бытовых вещей и предметов гардероба.

Педагог раскладывает картинки перед воспитанниками, просит навести порядок, разложить вещи. На каждую полку нужно положить одинаковые по назначению предметы. Это могут быть игрушки, одежда, медикаменты, канцелярские принадлежности, посуда и прочее.

Найди лишнее

Для игры необходимо изготовить большие карточки, изображающие знакомые дошкольникам блюда. Для каждой карточки нужно сделать маленькие картинки продуктов, из которых это блюдо готовят. Дополнительно нужно распечатать картинки продуктов, не относящихся ни к одному блюду. К каждой карточке нужно скрепкой прицепить набор картинок, среди которых должна быть хоть одна лишняя. Задача игрока — определить этот лишний продукт.

Дидактические игры в подготовительной группе своими руками

В подготовительной группе детсада занятия направлены на подготовку к будущему обучению в школе. Поэтому дидактические игры для дошкольников должны прививать начальные знания по школьным предметам.

Посчитай

Игра формирует базовые математические знания, учит счету.

Для занятия следует изготовить коробку с двумя отверстиями вверху и поддоном внизу. Нужны карточки, изображающие определенное количество овощей или фруктов, знак «плюс» и прибавляемое количество плодов. Также нужны реальные овощи и фрукты, такие же, как на карточках. Если приобрести такое количество продуктов невозможно, то можно вылепить их из пластилина.

Педагог дает воспитаннику карточку, на которой изображены, например, 5 груш + 2 яблока. Ребенок берет соответствующее количество груш, опускает в первое отверстие в коробке. Яблоки бросает в другое отверстие. Затем считает, сколько фруктов упало в поддон.

Фонематический циферблат

Игра формирует представление о звуках в словах.

Для игры необходимо сделать большой циферблат с 2-мя стрелками, а также распечатать предметные карточки. Педагог раскладывает картинки на циферблате, затем дает воспитаннику задания:

  1. Проговорить названия нарисованных объектов.
  2. Выявить два слова, схожих по звучанию. Подвести к ним стрелки.
  3. Обнаружить два слова, не сходных по звучанию. Подвести к ним стрелки.
  4. Найти два коротких по звучанию слова.
  5. Выявить два длинных по звучанию слова.
  6. Обнаружить два слова, начинающихся на одинаковый звук.

Сезоны года

Эта дидактическая игра по экологии формирует представление о признаках времен года и природных явлениях, развивает зрительное восприятие, воспитывает уважительное отношение к природе.

Для занятия нужны карточки, изображающие дерево в разные сезоны. Также следует изготовить маленькие картинки снежинок, яблок, цветочков и желтых кленовых листиков. Ребята должны распределить картинки по изображениям деревьев в соответствии с временем года. Во второй части занятия рекомендуется предложить воспитанникам составить короткий рассказ об определенном сезоне года.

Определи слово по слогам

Игра учит разделять слова по слогам.

Для работы требуется игровое поле, разделенное на 3 строки. В первой строке нужно изобразить отрезок, обозначающий один слог, во второй — два отрезка, то есть два слога, в третьей — три отрезка. Также нужно изготовить карточки, изображающие разные пищевые продукты, овощи, фрукты с написанными названиями.

Ребенок берет карточку, произносит название изображенного объекта, подсчитывает слоги. Затем кладет картинку на соответствующую строку.

Конспект занятия «Звуки -. Буква

Цель занятия: формирование умения чтения слогов и слов с буквой Л.

Задачи:

  • формирование умения слитного осознанного чтения
  • развитие фонематического слуха
  • развитие элементов логического мышления.

Методы : наглядный, словесный, репродуктивный.

Дидактическое обеспечение : иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, дидактическая тетрадь, доска, мел.

Ход занятия.

1. Орг. момент (хлопки на внимание).

2. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение слоговой таблицы.

СА МА ХА РА ША

СО МО ХО РО ШО

СУ МУ ХУ РУ ШУ

СЫ МЫ ХЫ РЫ ШУ

2. Послушай слова, запиши в кружочках только гласные из этих слов.

(лук, сок, сын, мак)

Алфавит продолжит наш,

Буква Л — лесной шалаш.

Л – гласный или согласный, почему вы решили, что он согласный?

Звонкий или глухой?

3. Найди букву Л, обведи её (дети на своих листочках обводят букву Л)

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А

4. Письмо буквы Л в индивидуальных листочках

5. Прочитай слитно.

ЛА — АЛ ЛУ — УЛ

ЛО — ОЛ ЛЫ — ЛЫ

6. «Путалки»

7. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

8. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

9. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

10. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

(Дети записывают слово на индивидуальных листочках.)

Если в слове больше одной гласной, то одну из них мы произносим сильнее, выделяем голосом. Такая гласная называется ударной. Ударение ставится сверху, вот так:


Подели на слоги слова из 9 задания, поставь ударение.

11. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

12. Спиши предложение. С какой буквы пишем начало предложения? (с большой)

Что оставляем между словами? (две клетки)

Что ставим в конце предложения? (точку)

У мамы мыло .

(Запись предложения на индивидуальных листочках.)

13. Прочитай предложения, соедини их с картинками:

У Са ши шар.

У Шу ры мы ло.

У со ма у сы. У о сы у сы.

2. Найди букву Л, обведи её.

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А Л

3. Напиши букву Л

4. Прочитай слитно.

ЛА — АЛ ЛУ — УЛ

ЛО — ОЛ ЛЫ — ЛЫ

5. «Путалки»

ЛА – ЛО — ЛУ УЛ – АЛ – ОЛ ЛЫ – ЛА – ЛО

ЛО – ЛА – ЛЫ ЛЫ – ЛА — ЛУ ОЛ – УЛ – АЛ

6. «Спотыкалочки»

С ЛА Х

ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

7. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

8. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

9.. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

Запиши его в клеточках, подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

10. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» Занятие учителя-логопеда2014-2015

Тема: Звук и буква Л

Старшая группа

Цель: Знакомство с буквой Л.

Задачи:

Образовательные :

  • Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком, и его условным обозначением — синий круг;
  • Уточнить артикуляцию звука [Л].

Коррекционные :

  • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ,
  • Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование : зеркала, разрезные буквы (Л, У, О, А, М, С), игрушка- Лунтик синий кружочек, красный кружочек, фишки-пазлы, игрушки (лимон, лошадь, лев, ложка, яблоко, вилка, кукла, слон, тарелка, стул)

Ход занятия

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

Психологический настрой.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите, ребята, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Дети слушают текст.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в бассейн нашего сада не лед. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие льдинки-снежинки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим.

Переворачивают лист и называют букву.

Какие бывают звуки?

Гласные и согласные

Разбейте буквы, изображенные на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

р- согласный,звонкий

Сообщение темы

Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком [Л].

Работа по теме

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

С какого звука начинаются все эти слова?

Со звука Л.

Дайте характеристику звуку [л].

Расскажите Лунтику о звуке [л]. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

Лунтик хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи — ?

Ложка — ?

Стол — ? В начале слова

Ребята, посмотрите что изображено на снежинке? Буква

Ребята, это буква Л. Дети отвечают

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.

Физминутка

Буквой Л, расставим ноги

Словно в пляске-руки в боки

Наклонились влево, вправо

Влево-вправо, влево-вправо.

Получается на славу.

Пальчиковая гимнастика

Вышли пальчики гулять. 1,2, 3,4,5

Вышли пальчики во двор Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили.

С горочки катались,

А потом в снегу валялись.

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

Посмотрите, что у Лунтика лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

(Приложение 1)

Закрепление изученного

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

Ла-ла-ла — есть у дворника

МЕТЛА.

Ла-ла-ла — над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло — мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу — не могу найти ПИЛУ

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ

Лу-лу-лу — нитку вденем мы в ИГЛУ.

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

(Приложение 2)

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискарь Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л»]. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

  1. Познакомить с согласными звуками [Л] , [Л»] .
  2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
  3. Продолжать учить определять позицию звука в словах.
  4. Познакомить с буквой «Л» .

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти;
  2. Развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
  3. Совершенствование грамматического строя речи;
  4. Закреплять понятие «звук» , «буква» , «гласный, согласный звук» , «мягкий – твердый» .
  5. Воспитание навыков самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи.
  6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.

Оборудование: Ноутбук, телевизор, слайдовая презентация, схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки для звукового анализа слова «ЛУНА» , игра «Чья? Чей?»

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А кто мы узнаем, если отгадаем загадку.

Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,
А зовусь я…
— ЛУНТИК!

Вы все знаете историю о Лунтик. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик» ? (Звук [Л] )

При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

[Л] ?

2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху) , твердый, звонкий, обозначакм фишкой синего цвета.

Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л»] .

Что мы можем сказать о звуке [Л»] ?

Звук [Л»] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

4. Закрепление звуков в изолированном виде.

Большой самолет летит и гудит: [лллллл: ] (Дети произносят звук [л] громко) .

Маленький самолет летит и гудит: [льльльльльль: ] (Дети произносят звук [л»] тихо.)

5. Игра: «Светофор»

Я буду произносить слова, а вы когда услышите слово со звуком [Л] , поднимите синий сигнал светофора, а если услышите звук [Л»] , поднимите зеленый сигнал светофора.

Ласка, ложка, пила, лев, дом, кошка, стол, башня, полка, лес, окно, Лиза…

6. Игра: «Доскажи словечко»

звуком [Л] : сто…, сту…, осё…, дяте…, уко…,
слогом ЛА: пол…; иг…; кук…; ю…; пи…, ска…, ма…;
слогом ЛЫ: сто…, дят…; ска…, пи…, шко…, шпа…
7. Игра «Составь слово»

Ребята, я вам буду бросать звуки, а вы должны составить из них слово и вернуть мне:

Л У К (ЛУК) , С Т У Л (СТУЛ) , Ю Л А (ЮЛА) , Л» Е В (ЛЕВ) , С Т О Л (СТОЛ) , В О Л К (ВОЛК) ,

8. Определение позиции звука в слове:

Ребята, на столах у вас картинки, вы должны определить место звуков [Л] [Л»] , в словах (начале, середине или в конце слова) .

Если в вашем слове звук [Л] , фишку, какого цвета возьмете?

А если звук [Л»] ?

Предметные картинки: будильник, волк, лиса, лось, олень, телевизор, малина, слон, дятел.

9. Игра «Один – два — пять» (С мячом)

Ребята, назовите диких животных, в названии которых есть звуки [Л] [Л»] . (Лиса, волк, белка, слон, лев, олень, лось и т.д.) .

Одна лиса – две лисы – пять лис;

Волк, белка, слон, лев, олень, лось.

10. Физкультминутка «По дорожке»

По дорожке шли, шли
Много камешков нашли
Пришли, собрали
И дальше пошли

(Дети выполняют движения со словами)

11. Игра «Чья морда? Чей хвост?»

Логопед показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»

Лиса – лисий хвост – лисья морда;

Волк, олень, белка.

12. Игра «Зашифрованное слово»

Ребята, чтобы угадать, какое слово «зашифрованно» необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые изображенны на слайде.

Ласточка, улитка, ножницы, аквариум. ЛУНА

13. Звуковой анализ слова ЛУНА

Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

Какой второй звук в слове ЛУНА?

Что вы можете сказать об этом звуке?

Почему он гласный?

Какой третий звук в слове ЛУНА?

Что вы можете сказать об этом звуке?

Какой последний звук в слове ЛУНА?

Сколько звуков в слове ЛУНА?

Сколько слогов в слове ЛУНА?

Почему? (ответы детей)

А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.

Назовите первый слог? Второй?

Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

14. Составление предложений со словом ЛУНА.

Придумайте предложение со словом ЛУНТИК или ЛУНА.

Из чего состоит предложение? (Из слов) .

Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы) .

Что ставится в конце предложения? (Точка)

Составление детьми предложений.

Дети выбирают понравившееся предложение и составляют схему предложений.

15. Знакомство с буквой «Л» .
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш
В. Степанов

16. Построй по стихотворению.

Ладони вверх направим,

Под углом соединим.

Это построенье

В букву превратим.

17. На что похожа буква «Л» ?

18. Чтение слогов и слов.

19. На сюжетной картинке найдите слова со звуком [Л] , [Л»] .

III. Итог:

Молодцы! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. С какими звуками познакомились? Что вы можете сказать об этих звуках? Ребята, если на занятии вам было все понятно и интересно, покажите зеленый смалик, если что – то не поняли и было скучно, то покажи желтый смалик.

Список используемой литературы:

  1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР, Москва 1998.
  2. Пожиленко Е.А, Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
  3. Смирнова Л.Н., «Логопедия» (играем со звуками) , Москва, 2006.
  4. Ткаченко Т., Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П., Детство-Пресс, 1998г.

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкин Белгородской области.
Конспект фронтально-подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему:
«Звук Л. Буква Л»
(Из цикла сказок «О царевиче Проше и жителях Буквограда»)
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о звуке Л и букве Л. Совершенствовать умение выделять звук Л из начала, середины и конца слова. Учить выполнять звукобуквенный анализ слова ВОЛК. Закрепить знания о диких животных.
2. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными, составлять рассказы о волке и лосе.
3. Развивать произвольную память, связную речь.
4. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий сказочного героя.
Материал: звуковые пеналы, мальчик — звук Л, буква Л, карточки, кукла царевича Проши, предметные картинки, цветные карандаши, игрушки.
Ход.
Логопед. Сегодня к нам на занятие пришел царевич Проша (показывает куклу). Мы очень рады ему. Проша немного грустный. Почему?
Проша. Вчера я ходил в зоопарк и видел там животных. Но забыл их названия. Помню, что в их названиях был звук Л.
Логопед. Не расстраивайся, Проша.
— Дети, поможем Проше вспомнить названия животных.
— Если в названиях животных был звук Л, сначала предлагаю рассказать все о звуке Л.
Дети. Звук Л – согласный, звонкий, твердый.
Логопед. Вот и звук Л. Почему Звук Л носит синюю рубашку?
Дети. Потому что звук Л твердый.
Проша. Я люблю петь песни согласных звуков.
Логопед. Сейчас мы порадуем тебя и споем песенки.
Игра «Пропой цепочку слогов»
ЛА – ЛО – ЛО – ЛА
ЛЫ – ЛЫ – ЛУ – ЛА
ЛУ – ЛО – ЛО – ЛУ
ЛЭ – ЛА – ЛЭ – ЛА
ЛЫ – ЛУ – ЛУ – ЛЫ
Проша. Какие хорошие песенки.
Логопед. У нас есть картинки диких животных, которых ты мог видеть в зоопарке.
— Кто это?
Дети. Это лось.
Логопед. Где стоит звук Л в слове ЛОСЬ?
Дети. В слове лось Звук Л стоит в начале слова.
Проша. Вспомнил. В зоопарке был лось, но не один. А сколько их было, не помню.
Логопед. Сейчас дети будут задавать тебе вопросы, и ты вспомнишь, сколько лосей было в зоопарке.
Ребенок. В зоопарке было два лося?
Проша. Нет.
Ребенок. В зоопарке было три лося?
Проша. Нет.
Ребенок. В зоопарке было четыре лося?
Проша. Нет.
Ребенок. В зоопарке было пять лосей.
Проша. Да. В зоопарке было пять лосей.
— Я вспомнил, что в названии следующего животного звук Л стоял в середине слова, и он был зубастый и серый.
Дети. Это волк.
Логопед. Сейчас мы выполним звукобуквенный анализ слова ВОЛК (у детей карточки с четырьмя квадратами вверху и четырьмя квадратами внизу).
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте звуки цветными карандашами.
— Какой первый звук в слове ВОЛК?
Дети. В слове ВОЛК первый звук В. Звук В – согласный, звонкий, твердый.
Проша. Я знаю, какого цвета должна быть рубашка звука В. А дети знают?
Дети. Рубашка должна быть синей с колокольчиком.
Логопед. Назовите второй звук и раскрасьте его.
Дети. В слове ВОЛК второй звук О. Звук О – гласный. Его рубашка должна быть красной.
Логопед. Почему вы раскрасили рубашку звука Л, синим цветом, с колокольчиком?
Дети. Потому что звук Л – согласный, звонкий, твердый.
Логопед. Расскажите все о следующем звуке в слове ВОЛК.
Дети. В слове ВОЛК четвертый звук К. Звук К – согласный, глухой, твердый.
Логопед. Под каждым звуком напишите букву, в которой живет этот звук.
Проша. Я вспомнил, что в названии следующего животного звук Л стоял в конце слова.
Дети. Это крокодил.
Проша. Вы знаете, какой крокодил?
Дети. Крокодил зеленый, длинный, хищный, зубастый, Африканский, злой.
Проша. В зоопарке крокодил был не один, а их было вот сколько (показывает цифру шесть)
Дети. В зоопарке было шесть крокодилов.
Проша. Молодцы, дети. Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Вот мы в зоопарк пришли – идут на месте
Много там зверей нашли – развести прямые руки в стороны
Лоси на лугу пасутся – поднять скрещенные руки над головой и расставить пальцы
Волк заставил отшатнуться – наклоны туловища влево и вправо
Крокодилы крепко спали – закрыть глаза
На песочке отдыхали – присесть
Проша. Давайте устроим в вашей группе зоопарк и будем размещать в нем разных животных.
Логопед. Предлагаю построить для животных вольеры и поместить в них лося, крокодила и волка.
— Зоопарк устроен. Уважаемые посетители зоопарка. Мы стоим у вольера с хищными Африканскими крокодилами. Африканский крокодил достигает в длину от четырех до шести метров. У крокодила длинный хвост. Тело, хвост и конечности покрыты роговыми щитками. Глаза у крокодила приподняты и расположены в верхней стороны головы, что позволяет им держаться на поверхности пресного водоема, выставив на воздух лишь ноздри и глаза. Охотятся крокодилы ночью на водных птиц. Едят рыбу, моллюсков, червей. Самка откладывает от десяти до ста яиц, величиной с куриные. Живут крокодилы от восьмидесяти до ста лет.
— Кто хочет рассказать о лосе.
Ребенок. Лось – дикое, травоядное животное. Лось самое высокое животное, после жирафа. Туловище у лося короткое, а ноги длинные. Рога носят только лоси – папы. Летом лоси питаются травой, грибами, водорослями водоемов. Детеныши у лося и лосихи лосята.
Логопед. В следующем вольере расположился волк.
Ребенок. Волк – хищное животное. Тело волка покрыто серой шерстью. Волки создают семью на всю жизнь. В волчьей семье папа – волк, мама – волчица, детеныши – волчата.
Спит волк в логове.
Волк – стайное животное. В каждой стае есть вожак. Вожак ведет стаю на охоту. Волки охотятся на больных и слабых животных, поэтому их называют санитарами. Дичью для волков бывают лоси, зайцы, кабаны, косули, бобры. Когда пищи мало они едят лягушек, ящериц, жуков, ягоды, грибы, траву.
Итог занятия.
Проша. Спасибо, что вы помогли вспомнить мне названия животных. Мне понравилась ваша экскурсия по зоопарку. У себя во дворце я тоже устрою зоопарк и буду вести экскурсии. Я приглашу вас в свой зоопарк.
Логопед. Вы, ребята, оказались настоящими друзьями и помогли Проше в его беде. Я оцениваю вашу работу на занятии вот такой цифрой (показывает цифру пять). Попрощайтесь с Прошей.

Тема: Буква Л.
Цель: Познакомиться с буквой Л. Закрепить слияние букв в один слог и в
слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов.
Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий,
твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов.
Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.
Учить соотносить звук с символом.
Закрепление знаний о буквах Ы, Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.
Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое
мышление.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Оборудование: предметные картины, символы, буква Л, Ы, Ш, Р, Х, М,
А,О,У.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Игра «Нет чего?»
Нет льда
Нет снега
Нет сугроба
Нет горок
II. Знакомство с новой темой:
1. Артикуляционная гимнастика:
Заборчик
Вкусное варенье
Маляр
2. Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку»
Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек снежинки. Плечи не поднимаются,
Нет снеговика
Нет инея
Нет зимних забав
Нет мороза
Нет метели
Нет снегопада
Нет холода
Нет зимы
щеки не надуваются.
Все снежинки улетели, и получился снегопад.
3. Повторение чистоговорок:
Ла –ла –ла – лопата и пила,
Ла – ла – ла – наша лодочка плыла,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Лы – лы – лы – мы мыли полы,
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
Лы – лы – лы – прилетели две пчелы.
4. Беседа:
Какой звук мы с вами проговорили очень четко?
Какой это звук?
Какой буквой обозначается этот звук?
5. Чтение слогов:

Показываем пальчиком первую букву А, и передвигаем палец ко второй, Л.
А______________Л
АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
6. Игра «Вспомни слово»
Вспомните слова, которые начинаются на букву Л.
7. Игра «Повтори, не ошибись»
Лодка, лопата, лампа, лось
Лошадь, ласточка, луна, лужа
Лыжи, лыко, лак, лупа
Лук, лама, лом, лоза
ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ»
На поляну, на лужок,
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
8. Чтение слогов и слов:
ЛУ ЛА ЛО САЛО МАЛ
ЛУША УШЛА ЛЫ МЫЛО МАЛО
Что означает это слово? Сколько слогов в слове? Назовите первый слог,
второй. Сколько всего звуков?
Придумайте предложение со словом «Луша».
Придумайте предложение со словом «УШЛА», «МЫЛО».
9. Закрепление:
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
Показываем пальчиком первую букву Л, и передвигаем палец ко второй, А.
Тяните первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы.
10. Чтение текста:
Луша мала.
Саша мал.
Мы малы.
Мама ушла.
Что означает это предложение?
Сколько слов в предложении?
11. Работа в тетрадях:
Напишите букву Ы.
Из каких элементов она состоит?

Видео: групповые фигуры или изображения

Групповые фигуры или изображения

Обучение работе с PowerPoint 2013.

Групповые фигуры или изображения

Групповые фигуры или изображения

Групповые фигуры или изображения

  • Групповые фигуры или изображения
    видео
  • Группировать и форматировать изображения
    видео
  • Разгруппировать и перегруппировать фигуры или изображения
    видео

Следующий: Сделайте переход на PowerPoint 2013

Группировка фигур позволяет вращать, отражать, изменять размер или располагать их вместе, как если бы они были одной фигурой или объектом.

Групповые фигуры, изображения или другие объекты

  1. Нажмите и удерживайте клавишу Ctrl, щелкая фигуры, изображения или другие объекты для группировки.

    Совет:  Справку по выбору фигуры или изображения см. в разделе Выбор фигуры или другого объекта.

  2. Выполните одно из следующих действий:

    • Чтобы сгруппировать фигуры и другие объекты, на вкладке ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЧЕРТЕЖА ФОРМАТ щелкните Группа > Группа .

    • Чтобы сгруппировать изображения, на вкладке ИНСТРУМЕНТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ФОРМАТ щелкните Группа > Группа .

      Примечания:

      • Вы можете вносить изменения во всю группу, например добавлять заливку фигуры или эффект, или эффект к изображению.

      • После создания группы вы по-прежнему можете работать с одним элементом в группе. Выберите группу, а затем щелкните элемент, чтобы выбрать его.

      • Вы можете создавать группы внутри групп. Например, добавьте еще один элемент поверх существующего элемента для создания сложных рисунков.

Группируйте фигуры, если у вас есть несколько фигур, которые вы хотите рассматривать как единое целое.

Например, этот прямоугольник с текстом внутри выглядит как единое целое, но на самом деле это две фигуры.

Прямоугольник — это одна фигура — когда я щелкаю по нему, мы видим, что он выделен, — а текст содержится во второй фигуре, текстовом поле.

Итак, если я перемещаю прямоугольник — я наведу и перетащу для этого четырехконечный курсор — текст в его текстовом поле останется позади.

Чтобы переместить две фигуры вместе, мне нужно сначала выделить их обе.

Я щелкну, чтобы выбрать прямоугольник, затем, нажав и удерживая Ctrl, щелкну, чтобы выделить текстовое поле.

Выделив обе фигуры, я могу перемещать их как единое целое.

Но для этого мне всегда придется выбирать обе формы.

Чтобы этого избежать, я сгруппирую фигуры.

Выделив фигуры, я укажу на них и щелкну правой кнопкой мыши четырехконечный курсор, укажу на Group и щелкну Group . Это объединяет их в единое целое.

Теперь у них есть только одно поле выбора вокруг них, и они перемещаются вместе.

Я добавил еще два прямоугольника с текстом и сгруппировал каждый прямоугольник с его текстовым полем.

Итак, каждая фигура и ее текст перемещаются как единое целое.

Далее я хочу работать со всеми фигурами как с единым целым.

Сначала я выберу их — на этот раз, чтобы выбрать, я собираюсь перетащить большую рамку вокруг фигур.

Затем я щелкну правой кнопкой мыши одну из выбранных фигур, укажу на Group и щелкну Group .

Формы сгруппированы. Поле выбора теперь охватывает их все, и они перемещаются как единое целое.

Хорошим преимуществом группировки фигур является то, что я могу изменять их как единое целое.

Например, чтобы сделать их больше, я указываю на угол и перетаскиваю двухконечный курсор вниз по диагонали.

Я тоже могу форматировать все фигуры одновременно.

Выбрав группу, я перехожу на вкладку ФОРМАТ СРЕДСТВ ДЛЯ РАСЧЕТА и выбираю Эффекты формы .

Затем я укажу на Тень и выберу эффект тени.

Применяется к группе.

Группировка также позволяет размещать фигуры как единое целое.

Выделив группу, я нажму Выравнивание объектов на вкладке ФОРМАТ .

Затем я нажму Выровнять по центру , чтобы центрировать группу по горизонтали на слайде.

Затем я снова нажму Выровнять объекты и щелкну Выровнять по центру , чтобы центрировать группу по вертикали.

Далее: Группировка и форматирование изображений .

Трофическая пирамида | Определение и примеры

передача энергии экосистемы

Просмотреть все СМИ

Связанные темы:
биосфера пищевая цепочка трофический уровень гетеротроф автотроф

См. весь связанный контент →

трофическая пирамида , базовая структура взаимодействия во всех биологических сообществах, характеризующаяся способом передачи пищевой энергии с одного трофического уровня на другой по пищевой цепи. Основание пирамиды составляют виды, называемые автотрофами, основными производителями экосистемы. Все остальные организмы в экосистеме являются потребителями, называемыми гетеротрофами, которые прямо или косвенно зависят от первичных производителей пищевой энергии.

Во всех биологических сообществах энергия на каждом трофическом уровне теряется в виде тепла (от 80 до 90 процентов), поскольку организмы расходуют энергию на метаболические процессы, такие как сохранение тепла и переваривание пищи ( см. биосфера: организма и окружающей среды: Ресурсы биосферы: Поток энергии). Чем выше находится организм на трофической пирамиде, тем меньше количество доступной энергии. Например, растения и другие автотрофы (первичные продуценты) преобразуют лишь часть огромного количества солнечной энергии, к которой они имеют доступ, в пищевую энергию. Травоядные и детритофаги (основные потребители) потребляют меньше доступной энергии, потому что они ограничены биомассой растений, которые они поедают. Из этого следует, что хищники (вторичные потребители), питающиеся травоядными и детритофагами, а также те, кто питается другими хищниками (третичные потребители), имеют наименьшее количество доступной им энергии.

Еще из Британники

Экология сообщества: Трофические пирамиды и потоки энергии

Основание пирамиды

Изучить трофические уровни производителей, травоядных и плотоядных в данной экосистеме

Посмотреть все видео к этой статье

Организмы, составляющие базовый уровень пирамиды, варьируются от сообщества к сообществу. В наземных сообществах основание пирамиды обычно составляют многоклеточные растения, тогда как в пресноводных озерах первый трофический уровень составляют сочетание многоклеточных растений и одноклеточных водорослей. Трофическая структура океана построена на планктоне, особенно на фитопланктоне (флора, которая использует углекислый газ, выделяет кислород и преобразует минералы в форму, которую могут использовать животные). Зоопланктон, такой как криль, также играет важную роль как в качестве потребителей фитопланктона, так и в качестве пищи для самых разных морских животных. Есть некоторые исключения из этого общего плана. Энергетической базой многих пресноводных водотоков является детрит, а не живые растения. Детрит состоит из листьев и других частей растений, попадающих в воду из окружающих наземных сообществ. Он расщепляется микроорганизмами, а богатый микроорганизмами детрит поедается водными беспозвоночными, которых, в свою очередь, поедают позвоночные.

Самые необычные биологические сообщества — это те, что окружают гидротермальные источники на дне океана. Эти жерла возникают в результате вулканической активности и движения континентальных плит, которые создают трещины на морском дне. Вода просачивается в трещины, нагревается магмой в мантии Земли, наполняется сероводородом, а затем поднимается обратно на дно океана. Сероокисляющие бактерии (хемоавтотрофы) процветают в теплой, богатой серой воде, окружающей эти трещины. Бактерии используют восстановленную серу в качестве источника энергии для фиксации углекислого газа. В отличие от всех других известных биологических сообществ на Земле, энергия, составляющая основу этих глубоководных сообществ, исходит от хемосинтеза, а не от фотосинтеза; таким образом, экосистема поддерживается геотермальной энергией, а не солнечной энергией.

Некоторые виды, окружающие эти жерла, питаются этими бактериями, но другие виды сформировали долгосрочные взаимовыгодные отношения (мутуалистические симбиозы) с серными бактериями. Эти виды питаются хемоавтотрофными бактериями внутри своего тела и получают питание непосредственно от них. Биологические сообщества, окружающие эти жерла, настолько отличаются от сообществ в остальной части океана, что с 1980-х годов, когда начались биологические исследования этих жерл, было описано около 200 новых видов, и еще много не описанных видов, т. официально описаны и получили научные названия. Среди описанных видов не менее 75 новых родов, 15 новых семейств, один новый отряд, один новый класс и даже один новый тип.

Поскольку все виды специализируются на своем рационе, каждая трофическая пирамида состоит из ряда взаимосвязанных пищевых отношений, называемых пищевыми цепями. Большинство пищевых цепей состоит из трех или четырех трофических уровней. Типичная последовательность может быть следующей: растение, травоядное, плотоядное, высший плотоядный; другая последовательность — растение, травоядное, паразит травоядного и паразит паразита. Однако многие травоядные, детритофаги, плотоядные и паразиты питаются более чем одним видом, и большое количество видов животных питается разной пищей на разных стадиях своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *