cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Что это за листья конспект: «Что это за листья» (1 класс)

«Что это за листья» (1 класс)

 

УМК «Школа России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по окружающему миру

 

Тема урока: «Что это за листья?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Богова А. А. учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №26» г. Энгельса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Что это за листья?

 

 Цели: Формировать представления о строении листьев и их видов.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные: первоклассники  научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

 

Метапредметные:    

регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

 коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

 

 Учебные материалы: мультимедийная установка, презентация «Что это за листья?»,осенние листья,  учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, цветные карандаши.

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

 

II. Актуализация знаний.

 

I. Муравьишка и Черепашка приготовили для вас кроссворд.  Слайд№2.

 

 

1. Растение,  которое похоже на зеленого ежика.  (кактус)

2. Этот цветок называют звездой. (астра)

3. А это растение является лекарственным. (календула)

4. В народе его называют «щучий хвост). (сансевьера)

5. название этого величавого растения означает «меч». (гладиолус)

6. «Кавалер со звездой» — это…. (гиппеаструм)

7. Какое растение способно нас радовать цветами почти круглый год? (фиалка)

 

Какое слово вы видите на зеленых клеточках? (КРАСОТА)

Почему?

Цветы – это всегда красиво, ярко, торжественно. Мы стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними, бережем красоту, которую они нам дарят.

 

II. На какие две группы можно разделить все эти растения?

    1). Растут на клумбе.

    2). Растут на подоконнике.

Давайте посадим растения на клумбу и в горшки.               Слайд №3.

 

Растения клумбы                                     Комнатные растения

 

III. Физкультминутка.

 

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, повернулся,

Взвился вверх и полетел!

 

IV. Мотивация учебной деятельности.

Муравьишка с осенним букетом предлагает отгадать загадки: Слайд №4.

 

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. ..  (осень)

 

 

Падают с ветки

Золотые монетки. (Осенние листья)

 

Почему золотые монетки – это листья?

(Листья осенью ярко-желтые, их цвет играет и переливается на солнце.)

– В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета.

Муравьишка:    – Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?

 -Как вы думаете, почему осенью с деревьев опадают листья?

Черепаха: Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадут, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни дерева от морозов.

Посмотрите на Муравьишку и назовите тему нашего урока.

 

Осенние листья и деревья,  на которых они растут.                  

 

V. Работа по теме урока.

 

Учитель:   – Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. К концу урока мы должны будет научиться определять, что за листья перед нами.

Работа по учебнику.

Открываем учебники по закладке.

Рассмотрите листья.

Какие листья оказались незнакомые?

– Какой лист можно узнать сразу? (кленовый).

Кленовый лист.  Клен

 Закружила осень рыжие метели,

  Золотые листья с кленов полетели.

– Листопад у кленов начинается  с 14 сентября.

Сколько листьев клена на рисунке? Чем они отличаются?

– Найдите на рисунке листья березы. Какого они цвета?

Березовые листья.

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.

– Лист какого еще дерева изображен у вас в учебнике? (лист осины).

Сколько листьев осины? Чем они отличаются?

Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые.

Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев: «Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются  ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада»

Листопад у осины начинается с 19 сентября.

В какое время года листья бывают такие разноцветные?

Как называется явление природы, когда осыпаются листья с деревьев?

– Сравните листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства.

Части листа.

        -Все листья состоят  из черешка и листовой пластинки.

Сравнение черешка осинового листа и березового.

     — Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка».

Муравьишка: – Листья одинаковой формы или разной? Опишите форму листа.

 

Черепаха: – Если пластинка одна, то лист называется простой.  Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.

 

Муравьишка: – Назовите простые, сложные листья.

 

VI.Физкультминутка.

 

VII. Закрепление.

1. Практическая работа.

У  каждой пары  на парте листья: березы, клена, дуба.            

Муравьишка и Черепашка принесли на урок листья и все перепутали.

Назови,  с каких деревьев здесь листья?

Разложи их по группам в зависимости от породы дерева.

Лист,  с какого дерева появился, которого не было в учебнике. (ДУБ)

Что вы знаете о дубе?                                                                   

 

Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору используют в кожевном деле. Положите несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами и они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

 

 

Посмотрите на лист березы и рябины. Чем они отличаются?

(Лист рябины состоит из нескольких листочков).

Посмотрите на лист березы. Из чего он состоит?                  

 

2. Работа в тетради.

Девочки раскрашивают листья с простой листовой пластиной, а мальчики со сложной.                                                                                          

 

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Листья,  каких деревьев сегодня рассмотрели?

Какие листья имеют простую листовую пластину.

Какие сложную?

Осень дарит нам красивые осенние листья.

Как сохранить нам эту красоту, чтобы она нас могла радовать и зимой?

(сделать поделку из осенних листьев)

 

— У вас на столах лежат листочки. Если вы считаете, что сегодня на уроке у вас всё получилось, вы были внимательны и активны, покрасьте листок в красный цвет. Если вы в чём-то сомневались – в зелёный цвет. А если вам было очень сложно и осталось много вопросов, на которые вы не могли ответить – в жёлтый цвет. Теперь поднимите свои листочки. И мы посмотрим, листиков какого цвета больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

 

1.      Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»    К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. В 2 частях.1 класс — М.: Издательство «Экзамен», 2012

2.     А.А.Плешаков. Атлас – определитель «От Земли до Неба». М: «Просвещение» 2012.

3.     В.В. Петров.«Растительный мир нашей Родины». М: «Просвещение» 2001.

4.     Б.В. Гроздов «Тайны зеленого мира» М: «Просвещение» 2003.

5.     Детский экологический журнал  «У Лукоморья» №4. 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

Окружающий мир «Что это за листья?» (1 класс) | План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему:

Тема: «Что это за листья?»

Цель урока: формировать представления о строении листьев и их видов.

Задачи:

— наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях,

— учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев,

— учить распознавать простые и сложные листья,

— учить делать выводы,

— развивать речь учащихся, интерес к окружающему миру,

— воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  Муравьишка:    — Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят…  (осень)

       – В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета.

    Муравьишка:    – Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?

                               – Почему осенью с деревьев опадают листья?

                                           (ответы детей)

(щелчок мыши) Черепаха: Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадут, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни дерева от морозов.

3. Изучение нового материала.

Муравьишка:    – Отгадайте загадку:

                                       Летом вырастают, а осенью опадают. (листья)

Учитель:   – Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. К концу урока мы должны будет научиться определять, что за листья перед нами.

            Работа по учебнику (с. 14)

   1).  – Какой лист можно узнать сразу? (кленовый).

Кленовый лист. Клен

                      Закружила осень рыжие метели,

                      Золотые листья с кленов полетели.

          – Листопад у кленов начинается  с 14 сентября.

    2).  – Найдите рисунке листья березы. Какого они цвета?

Березовые листья

           Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.

    3). – Лист какого еще дерева изображен у вас в учебнике? (лист осины).

Листья осины     

       – Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые. Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев:

«Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада».

       – Листопад у осины начинается с 19 сентября.

4.  Физминутка.

5.  – Сравните листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства.

Части листа

        Все листья состоят из черешка и листовой пластинки.

Сравнение черешка осинового листа и березового

      Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка».

Муравьишка: – Листья одинаковой формы или разной? Опишите форму листа.

Черепаха: – Если пластинка одна, то лист называется простой. Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.

Муравьишка: – Назовите простые, сложные листья.

6. Практическая работа.

Работа в парах. – У вас на партах лежат листья осины, берёзы, тополя, рябины, дуба. Найдите среди этих листьев простые и скажите, какому дереву они принадлежат. Сколько сложных листьев у вас на столе?

     

Игра. «С какого дерева лист?».  

 – Соотнесите название дерева и изображение листа.

7. Итог урока. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

– Чем различаются листья разных деревьев?

– Какие деревья растут возле нашей школы?

— У вас на столах лежат листочки. Если вы считаете, что сегодня на уроке у вас свё получилось, вы были внимательны и активны, покрасьте листок в красный цвет. Если вы в чём-то сомневались – в зелёный цвет. А если вам было очень сложно и осталось много вопросов, на которые вы не могли ответить – в жёлтый цвет.

— А теперь прикрепите свои листочки на доску, и мы посмотрим, листиков какого цвета больше.

   

 МОЛОДЦЫ!       

Results for «Abstract Leaf» Paintings

Happy

Paintings, 22 W x 30 H x 1 D in

840 $

Репродукции от $40

Semi-Abstract Leaf Medley

x 0 х 0 х 0 х 90 2004 Картины D В

Зеленые пузырьки и синие листья

картин, 7,7 Вт x 10,6 H x 0 D в

$ 220

Отпечатки от 49 $

Days

картины, 36 W x 48 H x 1,5 D в

$ 3,010.

«Осень: освобождение»

картины, 11,8 Вт x 31,5 ч x 1,4 дня в

$ 1,080

Ботанический абстрактный абстрактный Картины, 32,2 Вт x 34,1 H x 1 D в

$ 1 940

Отпечатки от 51

Meraki

Картины, 24 Вт x 24 ч 2 D в

$ 800

Отпечатки от $ 100 0003

Второ , 22 Ш x 30 В x 0,1 Г в

$ 840

Отпечатки от 40

Внутренний конфликт

картины, 36 W x 36 H x 2 D в

$ 1 070

Отпечатки из 100 долларов

Последний поцелуй осени — поздний выпускной пруд

картины, 27,6 Вт. X 19,7 H x 1,6 D в

$ 587

Отпечатки от 95 долл. США

Листья тонкие рисунки

картины, 24 Вт x 24 ч x 0,1 D в

$ 270

Отпечатки от 40

Leaf

. 15,8 Вт x 19

ABSTRACT GUM LEAVES

Картины, 30 Ш x 36 В x 1,3 Г,

Абстрактный лист

Картины, 16 Ш x 20 В x 1 Г,

Delightful Nature Spell 900 , 32,2 Вт x 32,2 H x 1 D в

$ 1 940

Отпечатки от $ 50

Green Fire

картины, 8,3 Вт x 11,7 H x 0 D в

$ 230

Отпечатки из 49

Растения на холме 2 $ 2303

.

Картины, 7,7 Ш x 10,6 В x 0 Г в

$ 200

Отпечатки от $ 49

в «Сумерках

картины», 25,6 Вт x 16,8 ч x 1,5 дня в

Основательные листья

, 35,4 Вт x 27,6 ч x 1,2 дня в

$ 810

Припечатки. 40 $

Синий, желтый, черный

Картины, 15,8 Ш x 19,8 В x 0,1 Г в

«Осень: откровение»

Картины, 11,8 Ш x 31,5 В x 1,4 Г в

«

1,008 $ »

Картины, 11,8 Ш x 31,5 В x 1,4 Д в

$ 1,080

«Осень: перенаправление»

картины, 11,8 Вт x 31,5 ч x 1,4 дня в

$ 1 080

Атмосферная природа #005

, 15,7 Вт x 15,7 ч. 0,6 D.

картины, 23,2 W x 27,2 H x 0,3 D в

$ 1 860

Отпечатки от $ 120

Кленовые листья

, 10 Вт x 8 H x 0 D в

$ 160

Отпечатки от 40

Danc

картины, 30 Вт x 22 H x 0,1 D в

Тропические вибрации # 55.

Картины, 15,7 Вт X 19,7 H x 0,7 D в

$ 710

Отпечатки от 100 долларов

растения на склоне холма 1

. , 7,7 Вт x 10,6 H x 0 D в

$ 240

Отпечатки от 49 долларов США

Зеленый букет

картины, 7,7 Вт x 10,6 H x 0 D в

$ 180

Отпечатки от $ 49

Коллекция Botanical Minis

40004. Картины, 3,9 Вт x 3,9H x 0,4 D в

«Осень: Epiphany»

картин, 11,8 W x 31,5 H x 1,4 D в

$ 1,080

Дикий сад

картины, 55,1 Вт x 47,2 ч x 1,2 дня в

$ 4,250 3

92. ABSTRACT LEAVES

Картины, 20 Ш x 30 В x 1,5 Г в

Скульптура Wall Art Modern Contemporary Abstract Leather Painting Набор из 4 шт. Картины, 11,8 Ш x 15,7 В x 0,2 Г в


1 — 37 картин

50 результатов на странице

25 результатов на странице50 результатов на странице100 результатов на странице

25 результатов на странице50 результатов на странице100 результатов на странице


· Frontiers for Young Minds

Abstract

Когда думаешь о растениях, на ум неизбежно приходит зеленый цвет. Как, пожалуй, самая заметная и легко узнаваемая часть мира природы, листья украшают мир зеленью. Если вы внимательно присмотритесь к растениям в своем дворе или на своей улице, вполне вероятно, что вы не найдете двух совершенно одинаковых. Это во многом благодаря огромному разнообразию форм, текстур и даже цветов листьев! Все листья имеют общие характеристики, которые мы рассмотрим в этой статье, но некоторые из них обладают особыми способностями. Некоторые листья изменены так, чтобы они выглядели как цветы, другие модифицированы, чтобы помочь растению карабкаться, защитить растение от потенциальных угроз или даже действовать как ловушки для насекомых. Мы хотим поделиться с вами необыкновенным миром листьев: продолжайте читать, и вы узнаете множество форм, структур и невероятных функций листьев.

Из чего состоит лист?

Листья состоят из трех основных частей: черешка, основания и листовой пластинки (рис. 1А). Как правило, самая большая часть листа — это лезвие. Основание — это область лезвия, которая прикрепляется к черешку, стеблевидной структуре, которая соединяет лезвие листа со стеблем растения. У некоторых листьев отсутствуют черешки, и они известны как сидячие (неподвижные) листья.

  • Рисунок 1 – Внешнее и внутреннее строение створки.
  • (A) Верхняя сторона листа. Здесь черешок соединяет лист со стеблем. (B) Поперечное сечение этого листа показывает различные слои клеток; зеленые пятнышки внутри клеток – это хлоропласты. (C) Устьица, структуры, которые открываются и закрываются для обеспечения газообмена с окружающей средой. (D) Сложный пальмовый лист, состоящий из нескольких листочков. (E) Супротивные листья, растущие прямо напротив друг друга на стебле. (Ж) Очередные листья, растущие один за другим на стебле.

Листовая пластинка состоит из нескольких слоев клеток. Растительные клетки относительно большие и окружены клеточной стенкой (рис. 1В). Клетки листа заполнены хлоропластами, структурами, которые содержат специализированные пигменты, называемые хлорофиллами. Хлорофиллы поглощают свет, позволяя растениям собирать энергию солнца. Листья зеленые, потому что хлорофиллы поглощают все цвета ультрафиолетового света, кроме зеленого. Не поглощая зеленый цвет, они вместо этого отражают его, что затем видят наши глаза. Листья имеют восковой наружный слой, покрытый устьицами, похожими на рты, которые открываются и закрываются для обеспечения газообмена с окружающей средой (рис. 1С). Листья должны соблюдать баланс между открытием устьиц, достаточным для обеспечения газообмена, и сохранением их закрытыми, чтобы предотвратить потерю воды.

Листья имеют жилки, которые проходят через черешок к остальной части растения. Эти вены состоят из сосудистых тканей, которые являются структурными тканями, транспортирующими воду и питательные вещества ко всем частям растения. Если вы забудете полить растение в течение нескольких недель, вы можете заметить, что листья начинают увядать. Однако, если вы добавите немного воды в почву, вода будет перенесена на весь путь к листьям, и они снова станут вертикальными.

Листья могут быть большими или маленькими, симметричными или асимметричными, с зубчатыми или гладкими краями, блестящими или шероховатыми. Листья в целом делятся на два типа. Простые листья состоят из одной пластинки. Сложные листья состоят из нескольких лопастей, которые называются листочками. Расположение листьев на стебле может быть супротивным, например, когда два листа растут прямо напротив друг друга, или чередующимся, когда листья чередуют стороны, один за другим (рис. 1D–F).

Жизненный цикл листа

Многие листья развиваются в защищенных структурах, называемых листовыми почками. Новые листья окружены защитными чешуйками, которые позволяют хрупким листьям отдыхать, пока они не будут готовы расшириться. Эти чешуи представляют собой видоизмененные листья, которые не фотосинтезируют. Некоторые почки лишены этих защитных чешуек и называются голыми почками [1].

На протяжении жизни листья увеличиваются в размерах, а также могут менять цвет. В некоторых частях мира осенний сезон известен кучами оранжевых, желтых, красных и коричневых листьев. Осенью клетки листа накапливают больше светопоглощающих пигментов, называемых каротиноидами. Каротиноиды отражают цвета, такие как желтый и оранжевый. Эти пигменты обычно находятся в более низких концентрациях, чем хлорофилл, поэтому они обычно маскируются зеленым цветом. Деревья могут оценивать температуру и продолжительность светового дня. Поскольку осенью оба вещества уменьшаются, хлорофилл начинает разлагаться, и могут просвечиваться желтые и оранжевые каротиноиды [2].

Когда деревья теряют листья, они не умирают. Прежде чем опадают листья, деревья переносят питательные вещества из листьев в другие части растения, чтобы сохранить эти питательные вещества для последующего использования. Изменения в листьях ослабляют связь между черешком и стеблем, и в конце концов листья естественным образом отделяются от дерева. Возможно, вы слышали термин «вечнозеленое дерево», относящийся к деревьям, которые остаются зелеными зимой. Некоторые вечнозеленые хвойные деревья (например, сосны) сохраняют свои листья как минимум целый год, прежде чем постепенно сбросить старые иголки, чтобы освободить место для новых.

Функция листьев

Поскольку растения не могут двигаться, они не могут пойти на кухню и приготовить бутерброд, когда проголодались. Вместо этого они производят свою собственную еду. Организмы, которые делают это, называются «автотрофами». Листья служат основным местом для производства продуктов питания посредством процесса, называемого фотосинтезом, который происходит в хлоропластах. Во время фотосинтеза свет, вода и углекислый газ из атмосферы поглощаются и превращаются в энергию в виде сахаров. В результате фотосинтеза вода расщепляется на водород и кислород. Растения выделяют дополнительный кислород через устьица, что способствует воздуху, которым мы дышим. Структура листа идеально спроектирована для его роли в фотосинтезе. Лезвие состоит из клеток, заполненных хлоропластами, которые улавливают свет в течение дня. У большинства растений устьиц больше на нижней стороне листа, чтобы уменьшить потерю воды при газообмене.

Растения выделяют много других молекул, взаимодействующих с окружающей средой. Некоторые растения издают сигналы, когда они повреждены. Например, сладкий запах свежескошенной травы является сигналом бедствия, а также защитным механизмом от атак травоядных. Подобные сигналы могут либо привлекать хищных видов для травоядных, привлекать полезных насекомых (таких как осы-паразиты, отбивающиеся от травоядных), либо предупреждать соседние растения о создании своей химической защиты [3].

Некоторые листья модифицированы для других функций, помимо фотосинтеза. Например, у вьющихся растений, таких как огурцы, некоторые листья скручиваются и образуют усики, которые помогают растению прикрепляться к опоре во время подъема (рис. 2А). Иногда листья обманывают нас, заставляя думать, что они являются частью цветка, превосходно имитируя лепестки (рис. 2E, F). Пример этого можно найти в цветках гортензии. Эти модифицированные листья, называемые прицветниками, простираются под настоящим цветком. Их эффектная окраска привлекает опылителей к цветам, которые они поддерживают (рис. 2E,F). В следующий раз, когда вы увидите гортензию, посмотрите, сможете ли вы отличить прицветники от настоящих цветов. Колючки кактусов также представляют собой листья, которые были сильно уменьшены, чтобы защитить растение своей острой и заостренной формой (рис. 2D). У кактусов фотосинтез происходит в зеленых стеблях. У плотоядных растений скрученные листья действуют как ловушки для насекомых, либо создавая форму длинного кувшина, содержащего ферменты или бактерии, переваривающие насекомых, либо быстро захлопываясь вокруг насекомого. Листья плотоядных растений обычно ярко окрашены для привлечения насекомых (рис. 2В, С).

  • Рисунок 2 – Примеры модифицированных листьев.
  • Красные стрелки обозначают листья. (A) Усики растений огурца. (B) Свернутый лист растения-кувшина, модифицированный для ловли насекомых. (C) Крупный план верхней части листа растения-кувшина. (D) Колючки кактуса. (E) Розовые прицветники гортензии, простирающиеся под цветками. (F) Прицветник антуриума, красочный для привлечения опылителей. (G) Ювенильный сложный лист из Amorphophallus konjac , который в зрелом возрасте может достигать 4–5 футов в высоту. (H) Raphia regalis , один из самых крупных известных листьев. Размер листа дан относительно роста человека. (I) Ruscus hypoglossum с цветками на листе.

Эволюция листа

Первыми растениями на суше более 400 миллионов лет назад были мохообразные, к которым относятся мхи, роголистники и печеночники [4]. У этих небольших растений полностью отсутствуют сосудистые ткани, у них нет ни листьев, ни корней. Например, если вы очень внимательно посмотрите на мох, вы можете заметить маленькие, зеленые, похожие на листья образования; однако это не настоящие листья, поскольку в них отсутствуют сосудистые ткани. Настоящие листья впервые возникли у сосудистых растений, к которым относятся плауновидные, папоротники и семенные растения. Существует несколько гипотез о том, как появились листья. Возможно, они произошли от ветвей растений, которые стали плоскими и сросшимися, что привело к структуре, которую мы теперь знаем как лист; или листья могли развиться из репродуктивных структур растений [4]. В настоящее время принято считать, что листья развились независимо в нескольких семействах растений. Изучая окаменелости и ДНК, биологи-эволюционисты до сих пор выясняют, сколько раз листья развивались независимо друг от друга.

Отличительные листья

Некоторые растения имеют очень уникальную структуру листьев [5]. Например, у некоторых растений есть только один единственный лист. Amorphophallus konjac ежегодно развивает один сложный лист, черешок которого уходит в землю, так что лист выглядит как небольшое дерево (рис. 2G). Еще один отличительный лист относится к Raphia regalis , одному из самых длинных листьев в мире, длина одного листа которого составляет 28 м (91 фут) (рис. 2H) [5]. Представьте себе лист примерно такой же длины, как баскетбольная площадка! Еще один уникальный лист из Ruscus hypoglossum , цветки которого расположены на вершине листовой пластинки (рис. 2I).

Давайте наблюдать вместе!

Теперь вы знаете, что структура и функции листьев очень разнообразны, что способствует поддержанию жизни и здоровья растений: листья бывают разных форм и размеров, и их роль выходит за рамки простого фотосинтеза (рис. 1, 2). Это всегда прекрасное время, чтобы выйти на улицу и собрать листья, даже зимой! Мы создали бинго из листьев, чтобы вы могли использовать его, когда в следующий раз выйдете на улицу (рис. 3). Сколько различных видов листьев вы можете найти? Развлекайся!

  • Рисунок 3. Листовое бинго, показывающее разнообразие листьев.
  • Когда вы в следующий раз проведете какое-то время на улице, найдите листья, соответствующие этим описаниям, и вычеркните их на этой карточке. Когда вы заполнили пять строк подряд, столбец, диагональ или даже всю карточку, вы можете крикнуть «БИНГО!»

Глоссарий

Черешок : Стебель, соединяющий листовую пластинку со стеблем или меристемой растения.

Основание : Область листовой пластинки, соединяющаяся с черешком.

Лезвие : Широкая часть листа, которую также иногда называют листовой пластинкой.

Хлоропласт : Органелла в клетках растений, являющаяся местом фотосинтеза.

Хлорофилл : Пигмент, поглощающий и улавливающий энергию солнца.

Устьица : Поры на поверхности растительных тканей (например, листьев), обеспечивающие газообмен с окружающей средой.

Сосудистые ткани : Ткани растений, которые транспортируют воду вверх и вниз по телу растения.

Каротиноид : Пигменты, поглощающие свет и отражающие цвет.

Автотроф : Организм, производящий себе пищу (« авто » = сам, « троф » = пища).

Фотосинтез : Процесс, посредством которого энергия солнца, углекислого газа и воды преобразуется в пищу для растений.

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Благодарности

Прежде всего, мы хотели бы поблагодарить молодых рецензентов за их комментарии и полезные отзывы, которые вместе с комментариями редактора помогли нам улучшить окончательную версию этой статьи. Авторы хотели бы поблагодарить учащихся государственных школ Нью-Йорка Обри Хикерсона (10 лет), Анук Роап (11 лет), Майю Палм Сидло (12 лет) и Сантьяго Тобона (9 лет).) за внимательное рассмотрение рукописи и полезные комментарии перед отправкой. Наконец, мы благодарим Джейкоба Суисса (Дендрарий Арнольда Гарвардского университета) за его комментарии и правки в окончательной версии этой рукописи.


Каталожные номера

[1] Schoonderwoerd, KM, and Friedman, WE 2021. Морфология обнаженных покоящихся почек и их таксономическое и географическое распространение в древесных флорах умеренного пояса. Новый фитолог . 232: 523–36. doi: 10.1111/nph.17506

[2] Матиле, П. 1992. « Старение хлоропластов », в Фотосинтезе сельскохозяйственных культур: пространственные и временные детерминанты (Амстердам: Elsevier Science). п. 413–40.

[3] Turlings, CJT, and Erb, M. 2018. Тритрофические взаимодействия, опосредованные травоядными летучими веществами растений: механизмы, экологическая значимость и потенциал применения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *