cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Социальная миссия педагога: Социальная миссия и профессиональные функции педагога — КиберПедия

Социальная миссия и профессиональные функции педагога — КиберПедия

 

Смысл и значение профессиональной деятельности для человека во многом определяется ее общественной значимостью – тем, насколько она востребована в обществе и что дает для него. Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную со­циальную функцию: в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности определяет полифонизм ее целей, ориентиро­ванных не только на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность выпускников не только к адаптации к условиям социальной жизни, но и к их преобразо­ванию. Ш.А.Амонашвили называет «основой трагедии воспитания» то, что учитель живет в современности, а строит будущее.

Безусловно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества. Но это не дает право учителю оправдывать свою бездеятельность ссылками на объективные трудности. Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы, иначе нельзя ожидать изменений в общественном развитии, поскольку все они – прежде всего результат изменения сознания людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только своих уз­копрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач сво­ей педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя – предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений.

Осуществление учителем своей высокой социальной миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять. Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии, основное содержание и функции их деятельности составляют

образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.

Образование – процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного, осуществляемого посредством приобщения ее к культуре. Этимология (происхождение) данного понятия восходит к слову «образ». Изначальный смысл образования заключается в формировании человеком в своем сознании не только образа мира, но и своего собственного образа, возрастание к лучшему, высшему в человеке. Образование продолжается всю жизнь человека и включает в себя самообразование. Но полноценное образование человека, как правило, осуществляется в целостном процессе воспитания и обучения, которым руководят и управляют опытные наставники.



Воспитание – многозначное понятие. В наиболее широком смысле его употребляют для обозначения целенаправленного педагогического процесса, создающего условия для развития и целостного становления (образования) личности. Вместе с тем, оно имеет и более узкое значение. Ш.А.Амонашвили трактует слово «воспитание» следующим образом: в-ось-питание – питание духовной оси человека. Таким образом, сущность воспитания заключается прежде всего в формировании внутреннего, духовного мира человека: его интересов и потребностей, взглядов и убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения и качеств личности, в которых проявляется его ценностное отношение к миру и к самому себе. Именно этот результат воспитания включает в себя понятие «воспитанный человек». Воспитание осуществляется как в процессе обучения, так и посредством организации педагогом внеучебной воспитательной деятельности и создания особой воспитательной среды в учреждении образования и вне его (совместно с родителями и другими институтами социального воспитания).

Обучение рассматривается как одно из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика связана с тем, что это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Осуществляя воспитание и обучение подрастающего поколения, педагог выполняет важнейшую функцию образования как специфической сферы духовного производства, которая заключается в производстве самого человека как социального существа, в социализации личности.



Социализация представляет собой процесс ирезультат вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Социализация включает в себя две взаимосвязанных составляющих: социальную адаптацию – приспособление личности к социальным условиям, и индивидуализацию

(обособление) – осознание ею своей неповторимости, индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности быть самим собой и реализовать свой творческий потенциал, обеспечивающую не столько ее адаптацию к социальным условиям, сколько готовность к их преобразованию. Педагог должен постоянно иметь в виду две эти взаимосвязанные грани социализации, так как успешная адаптация личности в обществе напрямую зависит от степени развития ее индивидуальности. Самоопределение, а не «приспособление» становится ведущим механизмом социализации в современных условиях. Учитель призван помочь молодому человеку самоопределиться в окружающем мире: в системе общественных норм и ценностей, в отношениях с окружающими людьми, обрести смысл своей жизни и учебной деятельности, которой он занимается, осуществить профессиональный выбор и самоопределение. Необходимость социализации личности диктует определенные требования к построению им своей педагогической деятельности, которая не должна сводиться к научению, а обеспечивать моделирование и воспроизводство в учебно-воспитательном процессе богатство всех жизненных отношений личности.

Существенной частью социализации на этапе ранней юности выступает профессионализация личности – подготовка ее к осознанному выбору профессии и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Реализация данной функции связана с направленностью педагога на решение следующих задач:

развития смысложизненных ориентаций учащихся, осознания ими своего призвания, своих возможностей;

помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;

выявления познавательных и профессиональных возможностей. интересов и намерений школьников;

обеспечения высокого уровня их подготовки в областях знаний, лежащих в основе выбранной профессии;

формирования готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, овладения умениями и навыками общения;

развития организаторских способностей, формирования готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности.

Таким образом, успешность социализации и профессионализации во многом зависит от ориентации педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.

Культурно-гуманистическая функция.Образование является главным механизмом сохранения, наследования и развития культуры общества, которая прежде всего определяет характер его цивилизационного движения вперед. Культурно-гуманистическая функция педагога заключается не только в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, но прежде всего в становлении ребенка как человека культуры, определяющего его успешное развитие и социализацию, а следовательно, качество личностного, гражданского и экономического существования.

Понятие «культура» несет в себе чрезвычайно большую смысловую нагрузку. Социологи нашли для него около 500 значений. Одним из наиболее общих является определение культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности, как «совокупности способов творческой деятельности человека в области материального и духовного производства, результатов этой деятельности, способов распространения и потребления материальных и духовных ценностей, достижений человека в области организации общественных отношений, способствующих прогрессивному развитию человечества» (15, с.5). Б.Пастернак рассматривал культуру как плодотворное существование человека в мире, определяя этим ее творческую суть и деятельностную природу, ее направленность на личностный рост и духовное возвышение человека. Мера приобщения к культуре общества и способность обогащать ее своим личностным вкладом определяет степень культурного развития личности.

Вот почему одна из важнейших задач педагога заключается в формировании общей культуры школьников: умственной, духовно-нравственной, эстетической, экологической, правовой, экономической, физической, технологической, культуры общения и семейных отношений и т.д. Существенными условиями реализации педагогом культурно-гуманистической функции своей профессиональной деятельности Е.В.Бондаревская видит:

в отношении к ученику как субъекту жизни, способному к культурному самоопределению и саморазвитию;

в восприятии педагогом самого себя как посредника между учеником и культурой, способного ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

в отношении к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

в отношении к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры (16, с.48-49).

Охрана жизни, здоровья и социальная защита детей является не менее важной профессиональной функцией учителя. Педагог должен ни на минуту не забывать о том, что он имеет дело с растущим и формирующимся (физически, духовно, социально) человеком, который подчас не в состоянии противостоять тому давлению, которое оказывает на него окружающая среда. Необходимо пресекать чрезмерное стремление некоторых учителей и родителей интенсифицировать его учебные нагрузки, не учитывая возможности детского организма и индивидуальные различия, защитить от произвола взрослых, считающих себя в праве полностью распоряжаться судьбой своих детей и учеников. Учитель должен осознавать и неустанно соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, обеспечивать охрану здоровья и жизни учеников в образовательном процессе, его защиту от неблагоприятных воздействий окружающей природной и социальной среды.

Многообразие профессиональных функций позволяет рассматривать педаго­гическую деятельность как сложное единство различных видов деятельности, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг дру­га, обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.

 

 

Социальная миссия педагога и его философская культура

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение по философии на тему: «Социальная миссия педагога и его философская культура».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Выполнила:

                                                                                            студентка

                                                                                                                                                   Проверила:

                                                                           

 

 

 

Красноярск 2012

 

1.Введение

 

2. Социальная миссия педагога

 

3. Философская культура педагогов

 

4. Взаимосвязь социальной миссии и философской культуры педагога

 

5. Заключение

 

6 . Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение:

 

    Профессия педагога – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Однако определить точные сроки её появления не представляется возможным. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.

    Менялись формации, происходили глобальные и локальные изменения в различных сферах человеческой жизни и деятельности, исчезали и возникали профессии,  а профессия «учитель» неизменно оставалась и остается востребованной. В мире профессий она занимает особое место. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы и т.д. и т.д.

   Социальная значимость этой профессии и потребность в ней не ослабнут, так как воспитание и обучение – явление непреходящее. О важности профессии учителя говорили многие педагоги и общественные деятели прошлого. Ян Амос Коменский, чешский педагог, писал, что учителям «вручена превосходящая должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Великий русский педагог К. Д. Ушинский так оценивал профессию учителя: «Дело учителя, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории». В. Г. Белинский пояснял: «Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

   Работать педагогом значит неустанно трудиться душой. От результатов его работы зависит, каким человеком вырастет каждый конкретный ребенок, и стало быть то, каким будет наше будущее. Трудовые будни педагога полны тревог и волнений. Нервное перенапряжение влечет за собой расстройства и срывы. Пройти испытание этой профессией могут только поистине искренние, радушные, терпеливые, мудрые и жизнелюбивые люди.

 

  1. Социальная миссия педагога.

 

   Смысл и значение профессиональной деятельности для человека очень зависит от ее общественной значимости, т. е. от того, насколько она востребована в обществе и что дает для него. Педагогическая деятельность должна выполнять важнейшую созидательную социальную функцию: в процессе ее не только образуется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее человечества, обеспечивается его культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности устанавливает полифонизм ее целей, которые направлены не только на сиюминутные потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность учащихся адаптироваться к условиям социальной жизни и к их преобразованию. Ш.А. Амонашвили считает «основой трагедии воспитания» то, что учитель, находясь в современности, строит будущее.

   Конечно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность определяется не только самим учителем, но и уровнем социально-экономического развития общества. Но это не дает повод учителю оправдывать свою бездеятельность ссылками на объективные причины. Школа может и обязана решать не только педагогические, но и социальные проблемы, в противном случае нельзя ждать изменений в общественном развитии, так как все они – прежде всего итог изменения сознания людей. Поэтому очень важно для педагога осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на данной основе целей и задач педагогической деятельности.

   Социальная миссия  педагога претерпевает изменения  вместе с развитием самого  общества. Иначе и быть не может:  педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе.

Подчеркивая исключительное значение социальной миссии педагога, польский социолог-исследователь Ф. Знанецкий писал: « У учителя сегодня более сложные задачи, чем у политика, общественного деятеля, финансиста, промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе. Он является, а точнее, должен быть главным мотором самых радикальных в истории социальных преобразований, вождем мировой культурной революции».

 

3.Философская культура педагога

 

   «Культура ума есть философия». Цицерон

Главным в философской  культуре профессионального педагога является проявление в системности  мышления, в понимании социально-пристрастного  характера, в решении мировоззренческих  сторон.

   Педагог – мудрый  философ, но не каждый мудрый философ – педагог. Профессия педагог не так проста, как кажется на первый взгляд. Это такая профессия, при которой шаблонами пользоваться нежелательно, хотя на мой взгляд даже запрещается.

Педагог – это центральная фигура образовательного процесса, что бы ни говорили о революционном значении для него новых информационных («безлюдных») технологий. Если образование понимать гуманистически (как имеющее целью помочь раскрыть и развить человеку свой культуротворческий потенциал), то оно без педагога невозможно так же, как и без воспитываемой личности, потому что с гуманистической точки зрения целью образовательной деятельности является духовно развитая индивидуальность. Творчески мыслящим и действующим специалистом может быть только личность, а не безликая «информационная система». Более того, на наш взгляд, в условиях глобального кризиса: духовно-нравственного, экономического, политического, сырьевого, экологического и т.д., вынуждающего к поиску новых путей развития человеческой цивилизации, роль личности педагога в осуществлении макросоциальных, а не только сугубо образовательных процессов объективно возрастает.

   В профессиональном поведении учителя, в том, как он общается с учащимися, коллегами, родителями учеников, отражается активно освоенное им культурное наследие и сложившаяся на этой основе его система педагогических, социальных, нравственных, интеллектуальных ценностей. Это проявляется в понимании целей общения, в оценке ситуации, в выборе конкретных способов профессионального поведения от тех или иных педагогических методик и технологий до личностной, индивидуальной позиции в конкретной педагогической ситуации.

   Таким образом, философская культура педагога — необходимый элемент его профессиональной компетентности. “Она поддерживает жизнь в нас”, — писал Л.С.Выготский, и жизнь в педагогике немыслима без определенного уровня философской подготовки.

 

4. Взаимосвязь  социальной миссии и философской  культуры педагога

 

Педагог – образец, которому подражают ученики.

У каждого педагога своя выработанная специфика, собственные подходы, творческая деятельность, личностные формы общения с растущим человеком. Если у него нет внутреннего стержня, который формируется в культуре самого педагога, то такая миссия, оказывается парализованной и малоэффективной.

Культура педагога характеризуется  не только профессиональными знаниями и педагогическими способностями, но и жизненным опытом, многофакторностью воспитательного процесса педагог в данном случае выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний.

  Культура педагога должна помогать ориентироваться в его деятельности, а деятельность в свою очередь должна быть  устремлена в будущее. Педагогу нужно помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся обстоятельствах, в других социальных отношениях. Вследствие этого в воспитательной работе надлежит учитывать нужду сегодняшнего дня, и перспективы технического прогресса и общественного развития. Также к необходимым качествам культурного педагога следует отнести: быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть проблемы завтрашние и требования.

   А самое главное не стоит забывать, что базисом культуры педагога является философия. Ведь она лежит в формировании мировоззрения человека, сущности жизненных позиций, отношения в обществе, а также способствует всестороннему развитию.

 

 

 

 

5. Заключение 

 

   Профессия педагога – очень важная профессия. Именно педагог наставляет нас на жизненный путь. Он дает знания и опыт детям. Так же он помогает развить какие-то знания, умения и навыки, которые в дальнейшем продолжают развиваться. Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями. Только настоящий учитель и педагог может понять ребенка, его трудности и помочь разобраться в них. Все зависит от педагога, ведь все люди проходят через его руки, все ученые, философы, выдающиеся люди. Благодаря социальной миссии педагога и его философской культуре, он является  социально необходимой частью человеческого общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список  литературы

 

  1. Л. П. Рычкова. Философская культура и его профессиональная судьба.
  2. Л. П. Рычкова. Детство как возраст судьбы.
  3. В. В. Емельянов, П. С. Никитин. Философская культура молодого специалиста.

 


Лекция 2 Социальная миссия и профессиональные функции педагога Вопросы:
  1. Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности.

  2. Функции педагога, его квалификационно-профессиональные обязанности и роли.

Первый вопрос: Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности.

Смысл и назначение социальной миссии профессиональной деятельности для человека во многом определяются ее общественной значимостью, т.е. тем, насколько она востребована в обществе и что дает для него. Педагогическая я деятельность выполняет важнейшую созидательную функцию: в процессе ее не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал.

Следовательно, школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя — предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической активности, смелости в принятии педагогических решений.

Конечно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность определяется не только самим учителем, но и уровнем социально-экономического развития общества. Но это не дает повод учителю оправдывать свою бездеятельность ссылками на объективные причины. Школа может и обязана решать не только педагогические, но и социальные проблемы, в противном случае нельзя ждать изменений в общественном развитии, так как все они – прежде всего итог изменения сознания людей. Поэтому очень важно для педагога осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на данной основе целей и задач педагогической деятельности.

Гражданская позиция учителя заключается в предпосылке развития педагогического творчества, росте педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений.

Реализация учителем своей высокой социальной миссии неосуществима без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он должен выполнять. Независимо от специфики труда любого из представителей педагогической профессии основная суть и функции их деятельности заключается в образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.

Образование представляет собой процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного, которое осуществляется приобщением ее к культуре. Происхождение этого понятия восходит к слову «образ». Первоначальный смысл образования состоит в формировании человеком в собственном сознании не только образа мира, но и своего собственного образа Я, возрастание к лучшему, высшему в себе.

Воспитание является многозначным понятием. В наиболее широком смысле его используют для обозначения целенаправленного педагогического процесса, который создает условия для развития и целостного становления личности.

Обучение считается одним из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика состоит в совместной деятельности обучающего и обучающегося. Эта деятельность направлена на образование личности через организацию усвоения ею системы знаний, способов деятельности, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Статья по теме: Миссия педагога

Миссия педагога

Тихомирова В.В.

Каждый человек пришел  в этот мир с какой- то целью. У каждого человека есть его задача, которую он должен выполнить. Если человек понимает, что он должен не просто прожить, а принести пользу семье, стране, а может быть и человечеству, у него не будет времени на пьянку, пустое времяпрепровождение. Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации. (Гёте) Но эта цель должна быть нравственна. Наша задача, помочь каждому ребенку понять, что его жизнь бесценна, не важно кем он станет, важно, что он в своей профессии сделает. В Украине эту нравственную цель в сознание детей не успели вложить, в результате молодежь потеряла ориентир, потеряла себя. Да, скажете вы, что изменится, если только мы будем стариться жить нравственно, а все вокруг будут жить в свое удовольствие и для себя. Русь испокон веков называлась «Святая Русь» потому что здесь жили люди, стремящиеся к святой жизни, которые готовы были служить друг другу и Отечеству. Все знают о широте русской души,  которая готова отдать последнюю рубаху, поделится последним куском хлеба. Это было заложено в наших генах. Но вы скажите, что это в прошлом. Нет,  на протяжении 80 лет у нас старались отнять нашу духовность, но стремление к  святости, жертвенности, соборности  никто не отнимет. Вспомните, как люди с сердечной болью помогали  Владивостоку и Волгограде. Мы готовы прийти на помощь не только своим соотечественникам, миссия нашего народа приносить мир. Наш народ остановил Наполеона, Гитлера. На долю нашего народа приходились огромные испытания и народ самоотверженно с ними справлялся.

Причем здесь учитель, спросите Вы. Наша задача показать детям эту огромную духовно-нравственную силу нашего народа, дать правильный ориентир в жизни: Ты пришел в мир не просто так , чтобы совершить что –то важное: воспитать хороших детей, быть  ответственным работником в своей области,  если ты чувствуешь в себе силы – стать ученым, исследователем, актером, который  словом ждёт сердца людей.  Государыня Императрица Александра Федоровна Романова говорила «Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен».
Да ты можешь ошибаться , но как говорила императрица «Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, только продолжай идти»

Успех образования зависит от того, как ученик относится к учителю. Но успех образования зависит также от того, как учитель относится к своему делу и во имя чего он учит ученика.

Наставление на правильный жизненный путь — миссия, которой ежедневно посвящают себя учителя и педагоги. Выполнение столь высокой задачи требует значительных духовных сил. Аристотель говорил: «Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым несчастным и диким, (низменных в своих половых и вкусовых инстинктах)»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает, что «плохой человек не может быть хорошим педагогом, впрочем, как и священник… Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, внутреннего подвига. Без этого подвига невозможно передать свой внутренний мир тем, кто со вниманием следит за каждым словом педагога».

Профессия учителя во все времена была одной из самых уважаемых, почитаемых и благородных. Еще в древности к учителю обращались не только за знаниями, но за мудрым и ценным советом. И сегодня, учитель является авторитетным членом современного общества, дающим все новые и новые знания молодому поколению.

Трудно оценить то значение, которое имеет труд учителя, наставника. Именно в детские, школьные годы в ребенке формируются самые важные черты человеческой личности, то, что в дальнейшем становится характером, определяя всю дальнейшую жизнь.

Очень важно пробудить в младенческом и отроческом возрасте интерес к познанию, творческие способности, умение самостоятельно мыслить. И еще важнее – помочь стать добрым, ответственным, отзывчивым человеком, наследником великой русской духовной и культурной традиции.

Добрым примером здесь становится сама личность учителя: его жизненная позиция, душевное благородство, любовь к детям и своему делу. От жертвенного подвига учителя сегодня во многом зависит, вернутся ли в нашу жизнь понятия благородства, чести, достоинства, послушания, способности отдавать себя ближнему, своему народу и Отечеству. Уже в древней Греции Платон говорил:: «Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать». От нас с вами в большей степени зависит какой будет Россия в будущем. И если мы понимает ту силу , которую нам дает наше служение мы не можем оставаться равнодушными  и бездеятельными. Это великая ответственность и великое испытание

Сенека Старший говорил: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом», потому, что это великий труд «во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность. (Тит.2,7).

Но мы дарим детям свет — свет знаний, свет нашей любви. Закончить хочется словами иеромонаха Романа

«Живи с распахнутой душою,
Встречая зори босиком.
Не можешь стать водой большою –
Будь малым чистым родником.
Живи всегда мечтой высокой,
За все Творца благодари.
Не можешь стать звездой далекой –
Хотя б огарком, но – гори!»

Социальная миссия и профессиональные функции педагога ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 24Следующая ⇒

 

Смысл и значение профессиональной деятельности для человека во многом определяется ее общественной значимостью – тем, насколько она востребована в обществе и что дает для него. Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную со­циальную функцию: в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности определяет полифонизм ее целей, ориентиро­ванных не только на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность выпускников не только к адаптации к условиям социальной жизни, но и к их преобразо­ванию. Ш.А.Амонашвили называет «основой трагедии воспитания» то, что учитель живет в современности, а строит будущее.

Безусловно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества. Но это не дает право учителю оправдывать свою бездеятельность ссылками на объективные трудности. Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы, иначе нельзя ожидать изменений в общественном развитии, поскольку все они – прежде всего результат изменения сознания людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только своих уз­копрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач сво­ей педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя – предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений.

Осуществление учителем своей высокой социальной миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять. Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии, основное содержание и функции их деятельности составляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.

Образование – процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного, осуществляемого посредством приобщения ее к культуре. Этимология (происхождение) данного понятия восходит к слову «образ». Изначальный смысл образования заключается в формировании человеком в своем сознании не только образа мира, но и своего собственного образа, возрастание к лучшему, высшему в человеке. Образование продолжается всю жизнь человека и включает в себя самообразование. Но полноценное образование человека, как правило, осуществляется в целостном процессе воспитания и обучения, которым руководят и управляют опытные наставники.

Воспитание – многозначное понятие. В наиболее широком смысле его употребляют для обозначения целенаправленного педагогического процесса, создающего условия для развития и целостного становления (образования) личности. Вместе с тем, оно имеет и более узкое значение. Ш.А.Амонашвили трактует слово «воспитание» следующим образом: в-ось-питание – питание духовной оси человека. Таким образом, сущность воспитания заключается прежде всего в формировании внутреннего, духовного мира человека: его интересов и потребностей, взглядов и убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения и качеств личности, в которых проявляется его ценностное отношение к миру и к самому себе. Именно этот результат воспитания включает в себя понятие «воспитанный человек». Воспитание осуществляется как в процессе обучения, так и посредством организации педагогом внеучебной воспитательной деятельности и создания особой воспитательной среды в учреждении образования и вне его (совместно с родителями и другими институтами социального воспитания).

Обучение рассматривается как одно из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика связана с тем, что это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Осуществляя воспитание и обучение подрастающего поколения, педагог выполняет важнейшую функцию образования как специфической сферы духовного производства, которая заключается в производстве самого человека как социального существа, в социализации личности.

Социализация представляет собой процесс ирезультат вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Социализация включает в себя две взаимосвязанных составляющих: социальную адаптацию – приспособление личности к социальным условиям, и индивидуализацию (обособление) – осознание ею своей неповторимости, индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности быть самим собой и реализовать свой творческий потенциал, обеспечивающую не столько ее адаптацию к социальным условиям, сколько готовность к их преобразованию. Педагог должен постоянно иметь в виду две эти взаимосвязанные грани социализации, так как успешная адаптация личности в обществе напрямую зависит от степени развития ее индивидуальности. Самоопределение, а не «приспособление» становится ведущим механизмом социализации в современных условиях. Учитель призван помочь молодому человеку самоопределиться в окружающем мире: в системе общественных норм и ценностей, в отношениях с окружающими людьми, обрести смысл своей жизни и учебной деятельности, которой он занимается, осуществить профессиональный выбор и самоопределение. Необходимость социализации личности диктует определенные требования к построению им своей педагогической деятельности, которая не должна сводиться к научению, а обеспечивать моделирование и воспроизводство в учебно-воспитательном процессе богатство всех жизненных отношений личности.

Существенной частью социализации на этапе ранней юности выступает профессионализация личности – подготовка ее к осознанному выбору профессии и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Реализация данной функции связана с направленностью педагога на решение следующих задач:

развития смысложизненных ориентаций учащихся, осознания ими своего призвания, своих возможностей;

помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;

выявления познавательных и профессиональных возможностей. интересов и намерений школьников;

обеспечения высокого уровня их подготовки в областях знаний, лежащих в основе выбранной профессии;

формирования готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, овладения умениями и навыками общения;

развития организаторских способностей, формирования готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности.

Таким образом, успешность социализации и профессионализации во многом зависит от ориентации педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.

Культурно-гуманистическая функция.Образование является главным механизмом сохранения, наследования и развития культуры общества, которая прежде всего определяет характер его цивилизационного движения вперед. Культурно-гуманистическая функция педагога заключается не только в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, но прежде всего в становлении ребенка как человека культуры, определяющего его успешное развитие и социализацию, а следовательно, качество личностного, гражданского и экономического существования.

Понятие «культура» несет в себе чрезвычайно большую смысловую нагрузку. Социологи нашли для него около 500 значений. Одним из наиболее общих является определение культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности, как «совокупности способов творческой деятельности человека в области материального и духовного производства, результатов этой деятельности, способов распространения и потребления материальных и духовных ценностей, достижений человека в области организации общественных отношений, способствующих прогрессивному развитию человечества» (15, с.5). Б.Пастернак рассматривал культуру как плодотворное существование человека в мире, определяя этим ее творческую суть и деятельностную природу, ее направленность на личностный рост и духовное возвышение человека. Мера приобщения к культуре общества и способность обогащать ее своим личностным вкладом определяет степень культурного развития личности.

Вот почему одна из важнейших задач педагога заключается в формировании общей культуры школьников: умственной, духовно-нравственной, эстетической, экологической, правовой, экономической, физической, технологической, культуры общения и семейных отношений и т.д. Существенными условиями реализации педагогом культурно-гуманистической функции своей профессиональной деятельности Е.В.Бондаревская видит:

в отношении к ученику как субъекту жизни, способному к культурному самоопределению и саморазвитию;

в восприятии педагогом самого себя как посредника между учеником и культурой, способного ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

в отношении к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

в отношении к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры (16, с.48-49).

Охрана жизни, здоровья и социальная защита детей является не менее важной профессиональной функцией учителя. Педагог должен ни на минуту не забывать о том, что он имеет дело с растущим и формирующимся (физически, духовно, социально) человеком, который подчас не в состоянии противостоять тому давлению, которое оказывает на него окружающая среда. Необходимо пресекать чрезмерное стремление некоторых учителей и родителей интенсифицировать его учебные нагрузки, не учитывая возможности детского организма и индивидуальные различия, защитить от произвола взрослых, считающих себя в праве полностью распоряжаться судьбой своих детей и учеников. Учитель должен осознавать и неустанно соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, обеспечивать охрану здоровья и жизни учеников в образовательном процессе, его защиту от неблагоприятных воздействий окружающей природной и социальной среды.

Многообразие профессиональных функций позволяет рассматривать педаго­гическую деятельность как сложное единство различных видов деятельности, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг дру­га, обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.

 

 




Статья по теме: «Миссия педагога»


МИССИЯ

ПЕДАГОГА

Акентьева Надежда Ивановна

воспитатель ГБДОУ № 29

Калининского района


Санкт – Петербург


2013 г

Во все времена система образования изменялась, но миссия педагога оставалась неизменной: воспитание и развитие детей. Неизменными остаются и личностные качества воспитателя: любовь и доброта к детям. Это благодатная почва для воспитания ребенка.

Память детства – самая драгоценная память. То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь.   Часто ли взрослые люди с теплотой вспоминают своих воспитателей? Случается, что личность воспитателя так захватывает ребенка, что он не только помнит его, но, даже став взрослым, старается привести в его группу своих детей.  

В. А. Сухомлинский говорил: «Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу». Перед воспитателем стоит нелегкая задача – будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребенка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. Воспитателю нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.  От воспитателя требуется большая культура, как общая, так и специальная, без которой он не приобретет у детей должного авторитета, а иногда и просто не сможет обучать и воспитывать на должном уровне.  

Процесс воспитания – это взаимодействие двух равноправных сторон. Дети приходят разные. Со своим уровнем развития и здоровья. Именно поэтому, воспитателю необходимо быть не только хорошим психологом, но и уметь построить работу с ребенком так, чтобы ребенок чувствовал, что воспитатель обращается только к нему. К каждому ребенку у воспитателя должен быть свой подход. Непрерывно наблюдая за ребенком, воспитатель, в свою очередь, получает новый педагогический опыт.

Воспитание и обучение детей требует от воспитателя постоянного саморазвития и самосовершенствования, использование в работе инновационных технологий. Все это эффективно и результативно воздействует на ребенка.

В настоящее время профессия педагога – возрастная профессия. Как мы рады, когда к нам приходят молодые специалисты, которым мы готовы передать свой опыт и свои знания.  Воспитатель должен обмениваться опытом, делиться своими находками.

Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Главный метод в  развитии и воспитании детей – это игра.

 Я убеждена в том, что воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых. Именно поэтому, я очень много времени уделяю работе с родителями. Моя  работа – это не только работа с детьми, но и их родителями.

Воспитание  — это, прежде всего, большая ответственность  педагога за то, что он делает. Самое главное в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого ребенка.

Главный секрет успеха в одержимости и безграничной преданности тому делу, которому человек посвящает себя. Одержимость – это спутник таланта.  Истинный педагог – это несомненный и крупный талант Педагогического мастерства можно достичь, если ты в душе творец.

 

 

Статья на тему: «Миссия педагога»

                                                     Миссия педагога

   Рассматривая понятие «миссия» следует обратиться к толковому словарю: например — В.Даль толкует: » МИССИЯ — жен. посольство, посланник со всем двором, чинами своими; общество духовенства, посылаемое для обращения неверных или иноверцев. Миссионер муж. член, брат духовной миссии, духовный посланник, законоучитель (вероучитель, христоучитель), просветитель, проповедник» Таким образом педагог- это тоже миссионер, человек преподносящий знания определённой категории людей.

    Слово » воспитывать » В.Даль токует следующим образом: «воспитать кого, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем знач. вскармливать, возращать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем знач. научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. -ся , быть воспитываему.»

Я выбрала профессию воспитателя, вот уже 30 с небольшим лет занимаюсь этим делом, ни разу не пожалев об этом.даже в те далёкие годы, когда заработная плата была ниже прожиточного минимума. Всё потому, что воспитатель — это та самая прекрасная, волшебная профессия, помогающая маленькому человечку «подняться с колен» на ножки. Особенно трудно это получается у детей с ОВЗ. Познать первые «Азы» общения со сверстниками, взрослыми, встать на тропу своего развития. Мне кажется, что познав себя, кроха познаёт – окружающий мир: его проблемы, нужды, его чаяния. В коллективе сверстников ребёнок не только учится общению, но и познаёт нормы, правила поведения в коллективе. Считаю, что общение с детьми должно проходить в игровой форме, именно с помощью игры удаётся вовлечь детей в процесс познания, творчества, помочь детям социализироваться в окружающем мире.  Известно, что социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение. Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии. Основным заказчиком воспитания в д/саду являются родители, поэтому актуальным считаю необходимость — обогащения уровня просвещённости родителей в вопросе развития игровой деятельности.

     В своей педагогической деятельности руководствуюсь целями и задачами ФГОС.  Моё стремление пополнять знания детей, чем больше дети имеют знаний, чем раньше они приобщаются к игровой традиции и овладевают способами построения игры, тем более они свободны в своей игре – конструировании и реализации игрового замысла, построении своего мира. Задачи формируются применительно к каждому этапу развития ребёнка.

  • Знакомство с игрушкой, формирование способов действий с предметом.
  • Формирование самостоятельных элементарных действий с предметами, на основе уже личного опыта.
  • Способствовать формированию малой группы в процессе игровой деятельности. Формировать положительные  отношения в детском  коллективе. Закреплять умения переносить действия из взрослой жизни в игру.
  • Формировать стереотипы поведения; Обогащать связанную речь, развивать мышление, внимание, память, восприятие;

 формировать правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;

 систематизировать и углублять знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности

Обогащения уровня просвещённости родителей в вопросе развития игровой деятельности.

Личной идеей педагога считаю, разработку комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие познавательной компетенции детей с ОВЗ и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствуют развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и самореализации.

  • Физическое развитие
  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Свой личный вклад в развитие образования выразился: в создании условий для развития с/ролевых игр в нашей группе. Формировании у детей потребности в организации сюжетно-ролевой игры. (подбор и постоянное пополнение атрибутикой с\ролевых игр.) Е.А.Екжанова. Е.А. Стребелева отмечают в своих трудах: Опора на художественные произведения, в которых чётко выражен характер действующих персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям приобрести собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу.  Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

    Таким образом миссиию педагога детского сада вижу в воспитании подратающего поколения. Привитии детям навыков общения, трудолюбия, взаимопомощи. Умения корректировать свои действия, поступки в отношениях  с окружающими, это является главной задачей социализации ребёнка с ОВЗ в обществе.

                                          Литература

1.. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. — № 5, с.53-56

2.  М.А. Васильева., Программа воспитания и обучения в детском саду. М.Мозаика – Синтез 2006г.

3.  Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева., Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Моска.Просвещение., 2005-272с

4. Занков Л. Б. Обучение и развитие. – М., 1975.

5. В. Даль. Толковый словарь русского языка. Интернет ресурс: [http://slovardalja.net/]

6.  ФГОС

Будь учителем. Наша миссия …

Будь учителем. Неважно, какая у вас профессия, можно утверждать, что все мы, , учителя; то есть все мы стремимся вовлекать других в что-то — плотничество, правительство, садоводство, продукт, правовую систему, химию, чтение, общение — где «что-то» часто представляет нашу страсть и предмет обучения, когда мы привлекать других. Какова же наша миссия , , когда мы привлекаем кого-то или рассказываем о нашей страсти? Будучи учителем, он начинает с того, что в году каждое решение, которое я принимаю, направлено на то, что важно для каждого ученика.Это помогает мне сфокусировать мою миссию как учителя на:

Убедитесь, что студенты знают, что я забочусь о них;

Помогать учащимся изучать (более) сложные задачи и становиться вовлеченными учениками; и

Улучшение успеваемости учащихся.

Когда мы делаем это как учителя, мы помогаем детям и молодым людям стать довольными тем, что им нужно, чтобы чувствовать себя успешными и делать это с друзьями. Поскольку наше внимание сосредоточено на наших студентах и ​​строит с ними отношения, чтобы мы могли поддерживать и привлекать их, мы помогаем им улучшить успеваемость учащихся.Это то, что мы делаем как педагоги, когда мы разделяем нашу страсть к обучению.

TEACHTrailer

Дэвис Гуггенхайм — директор, удостоенный награды Академии. Teach — документальный фильм о четырех учителях, режиссер Гуггенхайм. В клипе из «За кулисами Teach » Гуггенхайм представляет учителей, которые изображены в документальном фильме; он называет их «удивительными людьми» и «героями». Они замечательные учителя и разделяют их страсть к учебе. Проверьте трейлер документального фильма выше.Учителя, изображенные в , учат , дают дополнительное понимание:

Поделитесь своей любовью к обучению: Лучшие учителя — это учителя, которые всегда учатся. (Линдси Чинн)

Участие в эффективном планировании и подготовке: Благополучие [студентов] и их будущее действительно зависят от того, насколько хорошо я подготовлю их к следующему уровню. (Мэтт Джонсон)

Фокус на постоянном улучшении: С точки зрения идеального учителя, я не знаю, доберусь ли я когда-нибудь 100%, но я просто буду продолжать идти к этому. (Джоэл Лагуна)

Сегодня, когда я наткнулся на клипы из документального фильма Teach , мне напомнили о том, почему я решил стать педагогом почти 25 лет назад … миссия — учить, вдохновлять, вносить изменения. Один из клипов «Зажги искру. Учат!» заставляет зрителей задуматься о карьере преподавателя, потому что это может «изменить вашу жизнь». Этот клип подчеркивает, что у учителей есть цель, они выполняют достойную работу и вносят изменения в жизнь студентов… а замечательные учителя помогают учащимся понять, что у них есть цель, могут выполнять стоящую работу и изменить жизнь других людей и мира. мы живем в.

_____________

Мы приглашаем вас поделиться своей любовью (и Миссией!) В обучении на нашей странице в Facebook по адресу http://www.facebook.com/TeacherReadyProgram.

Все мультимедиа / видео размещены на веб-сайте takepart по адресу http://www.takepart.com/teach и защищены авторским правом (2013) проекта Great Teachers Project, LLC. Получено 05.09.2016.

Станьте учителем с помощью TeacherReady. TeacherReady предлагает людям возможность получить сертификат профессионального обучения в штате Флорида; он был разработан учителями для учителей и является членом аккредитованного NCATE / CAEP отдела профессионального образования в университете Западной Флориды.Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по телефону 850-898-3949 или посетите нашу страницу в Facebook.

Миссия педагогического образования в UBC

Задача педагогического образования в исследовательском университете состоит в том, чтобы подготовить преподавателей к их обязанностям преподавателей как в местном, так и в глобальном контексте.

Педагогический факультет UBC предлагает программы как начального, так и непрерывного педагогического образования, которые на переднем плане дисциплинируют профессиональные исследования, дополняя лучшую из существующих в классе практикой, результатами последних исследований в области преподавания и обучения.Таким образом, факультет стремится подготовить преподавателей, которые будут знающими, способными, гибкими и сострадательными членами профессии, руководствуясь чувством социальной и этической ответственности по отношению к своим студентам и обществу в целом.

Чтобы выполнить эту миссию, педагоги UBC знают, что принятие глобального гражданства требует диалогового подхода к вопросам социальной справедливости, справедливости, устойчивости и социальных действий. Именно благодаря диалогу запрос становится отличительной чертой педагогического образования и развития.Кандидаты в преподаватели систематически изучают свою собственную практику, расширяя учебный опыт для всех учащихся в школьных условиях и в то же время, в то же время понимая преподавание как нравственную деятельность, руководствующуюся идеалами человеческого блага, представлениями о том, что является ценным в образовании, и перспективами как люди должны относиться друг к другу. Систематическое исследование имеет важное значение, поскольку оно предоставляет инструменты для наблюдения и анализа суждений об учебной программе и педагогике. Программа UBC предназначена для того, чтобы у начинающих педагогов сформировалось сильное чувство профессионального запроса и понимание важности исследований в понимании преподавания и обучения.

Наконец, хотя мы стремимся подготовить наших выпускников к сертификации на уровне провинций, возможно, что еще более важно, мы вдохновлены тем, как мы становимся и становимся, и обслуживая образовательное сообщество способами, совместимыми с исследовательским факультетом. Таким образом, мы стремимся критически исследовать нашу практику и проводить исследования в наших программах.

,
Миссия учителя в современном образовательном пространстве

Произведения гуманитарного искусства в России. 2015. Том. 4. № 2. Стр. 101-107.

Получить полный текст (русский)

Ямалетдинова А.М.

Башкирский государственный университет

32 Заки Валиди, 450076 Уфа, Республика Башкортостан, Россия

Email: [email protected]
Аннотация

Раскрыта уникальность профессии учителя в статье дается преподавательская професиограмма и указывается содержание таких основных научных понятий, как образовательная деятельность, педагогическая культура, педагогическая компетентность.Содержание статьи связано с изменением образовательной парадигмы, которая предполагает ориентацию на работу учителей. Миссия учителя определяется как создание личности, утверждение человека в человеке. Опираясь на теоретические источники, создается портрет личности современного учителя. В статье также рассматривается концепция профессионального саморазвития, с указанием внутренних и внешних источников саморазвития деятельности. Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень развития самооценки.Автор раскрывает методы формирования истинной самооценки, необходимые для формирования в уме образа идеального учителя.

Ключевые слова
  • • педагогическая профессия
  • • образовательная деятельность
  • • педагогическая культура
  • • гуманизация образования
  • • личность учителя
Список литературы
  1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М .: Наука, 1987.
  2. Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы). М .: Изд-во РУДН, 1997.
  3. Язык и культура. Хрестоматия по спецкурсу для студентов-филологов. Читатель по спецкурсу для студентов-филологов. Издание Л. Г. Саяховой. Уфа: Изд-е Башка. ун-та, 2000.
  4. Хайруллина Р.Х. Лингвистика межкультурных коммуникаций. Лингвистика межкультурной коммуникации. Лекции]. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005.
  5. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г. Русский язык в диалоге культур: Учебное пособие. М .: Ладомир, 2006.
  6. Саяхова Л. Г. Лингвокультурологическая концепция изучения русского языка и учебников нового поколения. Лингвокультурная концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения. Методическое пособие для учителей русского языка (5-11 классы).Уфа: Китап, 2006.
  7. Саяхова Л. Г. Методика преподавания русского языка. Lingvokul’turologiya. Методика обучения русскому языку. Культурная лингвистика. Лексикография]. Уфа: РИО БашГУ, 2006.
  8. Культура тюркских народов на уроках русского языка. Культура тюркских народов на уроках русского языка. Пособие для учителя. Комп. Л. Г. Саяхова. Санкт-Петербург: Просвещение, 2008.
  9. Муллагалиева Л. К., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур (уроки русского языка как родного и как язык межнационального общения в 5–11 классах общеобразовательных учреждений). как язык межнационального общения для 5-11 классов). Уфа: Китап, 2008.
  10. Дни русской словесности в Башкортостане. Сборник материалов. Уфа, 22–24 апреля 2009 года. БашГУ. 2009.
  11. Саяхова Л. Г. Компетентностный подход к изучению русского языка в учебниках для 10–11 классов школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках.Компетентностный подход к изучению русского языка в учебниках для 10-11 классов гуманитарно-ориентированных школ с преподаванием на тюркских языках. Пособие для учителей. Санкт-Петербург: Просвещение, 2009.
  12. Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов: Формирование коммуникативной и лингвокультурологической учёбы и студенческой культуры.Уфа: РИЦ БашГУ, 2009.
  13. Условия успешного общения: Учебное пособие по электронному курсу для 10–11 классов. Уфа, 2010.
  14. Саяхова Л. Г. Методология и методическая система формирования лингвокультурологической компетенции тюркоязычных учащихся на уроках русского языка.Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.
  15. Языковая личность: Лингвистика. Lingvokul’turologiya. Лингводидактика: Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Лингвистические и лингвокультурологические основы формирования языковой личности в условиях мира». Издание Л. Г. Саяховой. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.
  16. Русское слово в Республике Башкортостан: Материалы региональной научно-теоретической конференции.Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.
  17. Саяхова Л. Г. Русское слово в Респ. Башкортостан: Материалы региональной научно-теоретической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.
  18. Саяхова Л. Г. Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Материалы III Конгресса РОПРЯЛ 10–13 октября 2012 г. Санкт-Петербург. Том 2. Стр. 104-109.
  19. Саяхова Л. Г. Лингвокультурология и межкультурная связь. Культурная лингвистика и межкультурная коммуникация.Учебник]. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.
  20. Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка в поликультурном пространстве: Материалы форума с участием РОПРЯЛ (Учалинский р-н, Респ. Бультурологическое изучение русского языка в Башкортостане) : Материалы форума с Российской ассоциацией преподавателей русского языка и литературы РОПРЯЛ (Учалинский район, Республика Башкортостан). Издание Л. Г. Саяхова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.
Пожалуйста, активируйте JavaScript для просмотра комментариев от Disqus. ,

Вот ваша миссия учителя на этот учебный год

В недавнем подкасте «Голоса со среднего» Корнелиуса Малого спросили, на чем он планирует сосредоточиться в новом учебном году. «Одна из вещей, которые я делаю каждый год, — сказал он, — я решаю, как мне произвести впечатление на себя». Корнелиус продолжал говорить о своей миссии учителя наставничества в школьном сообществе, но его идея попытаться произвести впечатление на себя застряла у меня.

Каждый новый учебный год я планирую что-то новое.

Частично это связано с тем, что я постоянно узнаю что-то новое о методах преподавания. И отчасти это объясняется тем, что после 18 лет преподавания в шестом классе это способ быть в восторге от каждого учебного года. Но «произвести впечатление» на себя предлагает другой вид проблемы. Это более личное вложение в то, что я считаю важным для обучения моих учеников, помимо того, что является частью данной учебной программы.

Что и я считаю важным, помимо чтения и письма и критического мышления, на которое я трачу столько времени, планируя?

Я считаю, что важно развивать эмпатию в моих учениках.

Не только сочувствие к своим одноклассникам, поэтому комната 202 — безопасное место для всех, но и сочувствие к людям, которых они даже не знают. Эта вера родилась 12 лет назад, когда мои шестиклассники отреагировали на ураган Катрина с явным отсутствием сострадания. Почему они просто не ушли? они спросили. W , почему они не могли просто пойти куда-нибудь в отель? Кто бы хотел оказаться на стадионе во время большого шторма?

Эти вопросы привели меня в ужас.После долгих поисков души я понял, что мои ученики, выросшие в зеленом пригороде, понятия не имели, о чем они говорят. «Эти люди» были далеко, не такими, как они, и поэтому не должны беспокоиться. Если бы я утверждал, что ценю идею заинтересованного гражданства и развития эмпатии, то эти идеи должны были бы быть вплетены в ткань нашей классной жизни.

Итак, что мне делать, чтобы развивать эмпатию?

Мы слушаем подкасты, такие как StoryCorps, и изучаем людей из Нью-Йорка, чтобы узнать больше о людях, которые живут в нашем мире.Мы пишем об этих историях и говорим о них. Когда мы слышим о трагедиях, таких как убийство Тамира Райса, мы вновь возвращаемся к истории Эммета Тилля, слушаем песню, написанную об этой трагедии, и обсуждаем, как далеко нашему обществу еще предстоит пройти путь гражданских прав. И мы время от времени исследуем проблемы и события в новостях, а также обсуждаем их. Однако, послушав Корнелиуса, я понял, что мне следует делать гораздо больше.

В своем трогательном выступлении в ILA Корнелиус отметил: «Расизм и сексизм — это не личностные качества, это правила, практика, чувства и обычаи.«Избавить наше общество от этих разрушительных« измов »- это наша работа как учителей, потому что« дела не улучшатся, если мы не научим их, как ». Он напоминает нам, что работа, направленная на то, чтобы сделать наши ценности действенными и, следовательно, значимыми, — это работа, которую мы должны выполнять каждый день.

, что возвращает меня к вопросу —

Как я «впечатлюсь» в новом учебном году?

  • Читая вслух такие книги, как «Беженцы» Алана Гратца, которые учат нас тому, что нас, людей, связывают вместе, сострадание и готовность видеть друг друга.
  • Соединяя нашу работу по борьбе с неграмотностью с вопросами социальной справедливости и защиты интересов более осознанным образом.
  • Связывая наше изучение истории с текущими событиями, чтобы мои ученики могли назвать модели «измов», с которыми нам нужно столкнуться и разобраться.
  • Работая с коллегами по обеспечению того, чтобы воспитание эмпатии и социальной справедливости было общешкольным мероприятием.
  • Наставляя единомышленников, молодых коллег и оказывая поддержку, они должны выполнять эту работу.

Как вы будете впечатлять себя в этом году? Пожалуйста, поделитесь в комментариях.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *