cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Словарный диктант нн и н в причастиях: Написание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных Словарные диктанты

Диктанты — Н и нн в прилагательных и причастиях

1

Бадминтонный, балованный, бедственный, безвременный, бережёный, берестяной, бесписьменный, бешеный, вербованный, воспитанный, глиняный, гостиная, гранёный (стакан), дарованный, дарственная, дисквалифицированный, долгожданный, дрянной, жасминный, желанный, забракованный, заигранный, захламлённый, избранный, изданный, изменённый, израсходованный, искусный, кожаный, кожевенный, конкретизированный, малосолёный, мороженое, мудрёный, мужественный, мысленный, навеянный, наделённый, набелённый, нежданный-негаданный, негашеная (известь), недвусмысленный, непрошеный, неразделённый, несмышлёный, нетленный, нивелированный, нитяной, непуганый, нутряной, обваренный, обведённый, обветренный, обетованный, овсяный, оловянный, осведомлённый, ошеломлённый, первозданный, перестрелянный, песенный, перефразированный, песчаный, поверенный, подлинный, подобранный, полотняный, попранный, посажёный (отец), посаженный (дуб).

(70 слов)

 

2

Похищенный, предвоенный, прокипячённый, просяной, пустынный, путаный, разбавленный, раззолоченный, разобщённый, распланированный, самозванный, свежемороженый, сверженный, серебряный, скрещённый, скреплённый, слоеный, сломанный, смоляной, смолянистый, смородинный, снесённый, современный, сокровенный, сонный, сотканный, стеклянный, стираный, стреляный, стреноженный, студёный, суженый (жених), суженный (канал), таможенный, тождественный, убранный, уверенный, увлечённый, удвоенный, усовершенствованный, утончённый, филигранный, увлажнённый, укомплектованный, хоженый, чеканный, чинный, юный, эшелонный, эскадронный, ячменный.

(50 слов)

 

3

У крыльца стояли оседланные кони (Г.). Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная (П.). Опять тянется выжженная равнина… (Ч.). Срубленную ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать её (Ч.). Посреди леса, на расчищенной и разработанной полянке возвышалась одинокая усадьба Хоря (Т.). Сильвио вынул из кармана утром полученное письмо и дал мне его читать (П.). Здесь я увидел Михаила Пущина, раненного в прошлом году (П.). Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами (П.). Мы оставили раненого казака (П.). Метелица прошёл ещё несколько переулков и наконец

упёрся в крашеный забор поповского сада (Фад.). У Лёньки в глазах блеснула непрошеная слеза (Сим.). В небольшом, оклеенном белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масляной краской, на блестящем крашеном полу у стены стояли две китайские вазы (А. Н. Т.). Что такое станционный смотритель? (П.) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в мазаной хате (А. Н. Т. ). Степь была пустынная, ужасающе тихая (Шол.). Пушка наша была заряжена картечью (П.). Я кипячу крепкий чай в жестяном закопчённом чайнике (Пауст.).

(110 слов)

 

4

Промежутки между кустами и стволами деревьев были полны тумана, негустого, нежного, пропитанного насквозь лунным светом (Ч.). Избушка была заброшена, стёкла выставлены (Гайд.). Солдаты со скатанными шинелями шли быстро (Шол.). Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури! (П.) Глазам моим представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом (Т.). Размышления мои были прерваны приходом одного из казаков (П.). В приметах заключено много точного знания и поэзии (Пауст.). Утреннее солнце било в окно сквозь спущенную штору… (Ч.) Город, растрёпанный бурей, выглядел косматым и тёмным. Рваные снасти хлестали по ветру. Даже в номере гостиницы, освещённом лампой с зелёным абажуром, были видны следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе около окон, рама вдавлена внутрь, и за ней наискось торчала сорванная ветром водосточная труба (Пауст. ).

(110 слов)

 

5

Широкая черкеска кое-где была порвана, шапка была заломлена назад по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Т.). Восток, денницей озарённый, сиял (П.). Всё в мирный сон погружено (Л.). В строгом порядке ускоренным шагом едут псари по холмам и оврагам (Н.). Широкая дороженька берёзками обставлена (Н.). Небо было загромождено клочьями снежно-белых облаков (М.Г.). Деньги от купца за лес были получены и ещё не издержаны (Л. Т.). Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы (П.). У зайца передние ноги коротки, задние длинны (Бианки). Григорий дёрнул вожжи, и бричка стала у крашеных, в мелкой резьбе ворот (Шол.). Вот и изменило вам хвалёное чувство собственного достоинства (Т.). Один день обед готовила бабушка из провизии, купленной на её деньги, на другой день провизию и хлеб покупал дед (М. Г.). Девочки чинно сидели, боясь измять свои накрахмаленные платьица (Т.).

(110 слов)

 

6

Безмолвно стояли брошенные, с закрытыми ставнями курени (Шол. ). Я оглянулся и увидел мужика лет пятидесяти, запылённого, в лаптях, с плетёной котомкой и армяком за плечами (Т.). На столе уже стояли и сало, и копчёная гусятина, и вяленая рыба (А. Н. Т.). Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутым парусом (П.). Толстый дворецкий, блестя круглым лицом и крахмаленым бантом белого галстука, доложил, что кушанье подано (Л. Т.). Драгуны начали бодрить заморенных лошадей и поскакали к берегу (А. Н. Т.). Лицо её было густо и неумело накрашено (Ч.). Время от времени он надменно взглядывал на скованного Кирджали (П.). Несколько солдат и башкирцев выведены в поле и расстреляны картечью (П.). Никите было запрещено стрелять из стеклянной трубочки жёваной бумагой (А.Н.Т.). Одна снимает шлем крылатый, другая кованые латы (П.). Под насыпью, во рву некошеном, лежит и смотрит, как живая, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая (Бл.). Велика земля, а спрятать краденое негде (Ч.). Пахло печёным хлебом, палёной свининой (А. Н. Т.).

(140 слов)

 

7

Раненый боец, израненный солдат, сеяная мука, посеянное зерно, кипячёная вода, прокипячённое молоко, крашеный пол, покрашенный забор, кошеный клевер, некошеная трава, скошенная трава, стреляный воробей, подстреленная птица, пуганая ворона, испуганный человек, негашеная известь, погашенный костёр, тканая скатерть, копчёная колбаса, закопчённые стены, кованый меч, скованные движения, стриженый мальчик, остриженная голова, линованная тетрадь, ветреный день, поношенный костюм, отчаянный человек, растерянный вид.

(65 слов)

 

8

Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал; очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались. В комнате тихо; только слышно его равномерное дыхание и бой часов. На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Ивановича. На третьей стене, в середине которой была дверь, внизу с одной стороны висели две линейки: одна изрезанная, наша, другая новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования, с другой — чёрная доска.

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной чёрной клеёнкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой — стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетёный частокол; через аллею виден и луг.

Л. Н. Толстой. «Детство».

(180 слов)

 

9

Поля, изрытые траншеями, окопами, усыпанные глубокой коростой от взрывов снарядов и бомб, отдыхали: кровавые битвы прогремели над этой ныне тихой землёй и отхлынули, оставив после себя самый безобразный, искорёживший землю след. Ах, какая надвигалась удивительная осень отдохновения души; сердца отвыкали от мучительных судорог; всё было пусто окрест, всё было разгромлено, зато к порогу подступало самое бесценное — осенняя, невероятная, сказочная тишина.

Уже серебрилась тонкая, цепкая паутина; разумеется, все старались, пока было тепло, меньше находиться в землянке и с утра до вечера работали под открытым небом. Старики и женщины занимались своим, мы — своим, мне уже сравнялось пятнадцать, и я был взрослым человеком по тем временам, на меня во все глаза глядели два родных брата и двоюродный любимый белоголовый Серёга, для них не мать, а я был непререкаемым авторитетом, и на мне довольно тяжело сказывалась эта ответственность. Вокруг было разбросано великое множество гранат, патронов, снарядов, винтовок, попадались и пистолеты; в лесу поблизости стояли на боевых позициях брошенные впопыхах заряженные пушки, на десятки вёрст тянулись минные заграждения.

П. Проскурин «Возвращение».

(160 слов)

 

10

Перекрытия ярусов рухнули — где целиком, где частично, — наверное, от взрыва, уничтожившего все другие строения, и тьма, тронутая изнемогающим в закате светом, возносилась под худой купол, в который заглядывали ещё неразличимые снаружи звёзды. Пахло сырым камнем, плесенью, илом, отложившимся на стенах, застойной водой и ещё чем-то — птичьим помётом, спёртым духом животного существования и занесённой людьми нечистоты.

Сергеев задел весло — звук, круглый, гулкий, похожий на глоток, не исчерпался в себе самом, обрёл протяженное существование в одетой камнем тьме. Он отскочил… Когда-то Сергеев любил игру эха, а к старости нарочитые эффекты природы стали раздражать. Сергеев затих в лодке, не прикасаясь к вёслам и удерживаясь от всяких движений. Это подарило тишину, и стало хорошо.

Вверху, где звёзды, послышался слабый вздох. Затем повторился с лёгким отзвоном. Вновь долгий нежный стон, истончаясь, стёк к воде и поглотился ею. Тут не было даже милой игры — проникающая печаль, музыка сфер, подхваченная необыкновенным инструментом — флейтой-колокольней.

И это оказалось лишь вступлением к долгой песне без слов, которую завёл, чтобы исполнить до конца, ночной ветер на каменной дудке. С силой проталкиваясь в её звучащее тело, он рождал протяжные, редкой нежности и красоты звуки, изредка искажавшиеся захлёбным воем в куполе — взвинтилось и вдруг сразу оборвалось. И вновь льётся мелодичная жалоба, похожая на щемящую ноту юродивого Николки в железной шапке. Сравнение пришло много позже, когда Сергеев вернулся домой и, ворочаясь без сна, силился понять, что напоминали ему преображённые сетования ветра.

Сергеев забыл о часах и не знал, сколько времени провёл в каменном теле музыкального инструмента. Уже когда музыка, постепенно истаивая, замолкла, он всё боялся пошевелиться, чтобы грубой игрой эха не помешать эоловой арфе, но ветер окончательно стих, и, осторожно оттолкнувшись веслом, Сергеев, выплыл наружу.

Ю. Нагибин «Колокольня».

(240 слов)

 

11

Нигде больше, ни на одном базаре не найдёте вы табачных рядов, вымерли они, сгинули они под напором фабрики «Дукат» и всяких иноземных папирос-сигарет, от которых одна медовая тошнота и никакой крепости. А вот в Городе Городов настоящие табачные ряды ещё есть. В льняных, густотканых мешочках, в затейливо вышитых торбочках, в старинных дедовских кисетах высится горкой самосад рубленый, резаный, толчёный. Подходи, отрывай особым манером сложенную газетку, которая лежит тут же на прилавке, сворачивай хочешь — козлиную ножку, а хочешь — обыкновенную папиросу и затягивайся до хрипоты, до изнеможения, вспоминай, как во время пахоты, уборки или молотьбы затягивался точно таким же табачком, выбрав одну-две минуты для короткого перекура. А рядом пробует, приценяется к другому сорту рубленого табака давний знакомец из соседнего села. И вот вы уже, подымливая папиросками, обсуждая силу и крепость табака, заводите разговор об извечных своих крестьянских делах. Мол, табак табаком, пустяки всё это и забава, а вот жара нынче стоит несносная, рожь-пшеница на корню гибнет, скотину нечем кормить, государство в накладе. И уже дымок вьётся не так дружно, уже тает в раскалённом воздухе, уже кисеты завязаны и спрятаны в карманы, а кепки-восьмиклинки в задумчивости сбиты на затылки, и впору мужикам окончательно расстроиться и пасть духом. Но тут от соседнего ряда подходит к ним ещё один старый знакомец и начинает утешать-уговаривать. Не падайте, мол, ребята духом, жара жарой, а вон в селе Курганном живёт такой же, как вы, мужик Задорожный, так ему хоть каждый день сорок градусов, хоть ни одного дождя за всё лето, а пшеница у него стоит в рост человеческий. И мужики уже потихоньку отходят душой, загораются надеждой и желанием: а не поехать ли в будущее воскресенье в Курганное, не поглядеть ли, что там за мужик выискался Задорожный, не перенять ли его земледелие?

И. Евсеенко «Петушиные Дворики».

 

12

Где-то на болотах кричали журавли. Перед восходом солнца крик их был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы. Лесное эхо подхватывало их крик, и он, усиленный и многократно отражённый гулкой органной звучностью сосновых стволов, окружавших болото, метался над топью. Крик этот не был резок или тороплив, нельзя было назвать его и трубным кличем. В нём было что-то глубинное, грудное, как в сильном женском меццо-сопрано, какой-то русалочий полувопль, таинственный и печальный, невольно уносящий воображение в мир полузабытых сказок детства.

Да и всё из моего окна виделось мне здесь сказочным: и эта горстка высоких теремных изб на горке между двух озёр — иные заколоченные, иные ещё с живыми красными гераньками в нешироких резных оконцах; и поленницы берёзовых дров, сложенные у стен задымлённых бань, заросшие вместе с банями высокой крапивой; и округлые, ещё свежезелёные стожки, похожие на островерхие шлемы былинных витязей; и бесконечные изгороди-прясла с белобокими сороками на берёзовых кольях; и звон коровьих колокольцев, и мягкий, гол ос рожка, искусно закрученного из длинного берестяного ремня, того самого старинного рожка, которым здешний пастух до сих пор скликает разбредшуюся по лесным тропам скотину. И леса, леса… Леса, в какую сторону ни глянь: чёрные, отвесные, с белыми мазками берёз, с малинниками по сухим волокам, с россыпями рыжиков по опушкам, боры-брусничники, боры-моховики, глухариные и медвежьи заломы, журавлиные топи.

Е. Носов. (210 слов)

Словарный диктант. Н и НН

Рубрика: 

  • Технология уроков русского языка
  • Контрольные работы
  1. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

 

н

нн

Пишется в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида без приставок и без зависимых слов

Примеры: правленый текст, мощёная улица

Исключения: данный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, неслыханный, читанный

В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками)

Примеры: купить – купленный, сделать – сделанный

Исключения: смышлёный, приданое, названый (брат), незваный (гость), непрошеный

Пишется в кратких причастиях

Пример: работа выполнена в срок

При помощи суффиксов –ованн, -еванн

Примеры: рисковать – рискованный, корчевать – корчёванный

Исключения: кованый, жёваный

 

В страдательных причастиях прошедшего времени (как правило, есть приставка или зависимое слово)

Примеры: нарисованный, боец, раненный в ногу

Примечание 1. Наличие приставки не или второго корня не влияет на написание н-нн. Примеры: крашеный – некрашеный, кованый – златокованый

Примечание 2. В словах, образованных от прилагательных и причастий, пишите столько же н, сколько в слове, от которого они образованы.

Примеры: варёный – вареник, избранный – избранник

Примечание 3. В кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полных

Пример: дорога длинна (дорога длинная)

 

7 класс

Груж…ные вагоны, разгружен…ый вагон, груж…ные углем вагоны, вяз…ный свитер, связ…ный шарф, вязан…ый вручную шарф, священ…ый символ, желан…ый гость, негад…ный случай, неслых…ный поступок, мотивирован…ый отказ, балован…ый ребёнок, циклёван…ый пол, рассеян…ый человек, избран…ые труды, умерен…ый климат, брошен…ые деньги, смышлё…ый юноша, назва…ый брат, богатое прида. ..ое, кипячён…ое в кастрюле молоко, ране…ый солдат, ранен…ый в руку солдат, мощ…ная улица, мощён…ая булыжником улица, печ…ный к…ртофель, печ…ный в золе к…ртофель, туш…ныё овощи, туш…нные на сковороде овощи, вяле…ая рыба, вялен…ая на балконе рыба, жаре…ые грибы, жаре…ные в сметане грибы, вскипяч…ное молоко, выглажен…ый костюм, наклеен…ая бумага, поездка ограниче…а, девочка воспита…а, войска противника рассея…ы и уничтоже…ы, лица сосреточе…ы, друзья образова…ы, комиссия образова…а, все озабоче…ы, организова…о спортивное общество, прошло организова…о, запута…а котёнком, история тума..а и запута…а, шаги увере…ы, движения замедле…ы, увере…ы в победе, костюмы подогна…ы, речь сдержа…а, и немногословна, всё испорче…о,

8 класс

Подстрижен…ые волосы, стриже…ые волосы, стрижен…ые под машинку волосы, нестриже…ые волосы, коше…ый клевер, выкошен…ый луг, некоше…ая трава, лома…ая линия, клёпа…ые трубы, сломан. ..ый замок, тушё…ый картофель, приглашён…ые артисты, непроше…ые гости, смешан…ое население, фасован…ые продукты, разочарован…ый взгляд, обоснован…ые пр…тензии, прив…легирован…ые сословия, полирован…ая поверхность, циклёван…ый пол, выкован…ый меч, кова…ая решётка, писа…ая красавица, писан…ый масля…ыми красками портрет, неписа…ые законы, желан…ый друг, невидан…ый размах, неслыхан…ая удача, неждан…ая радость, священ…ый долг, нечаян…ая встреча, смышлё…ый помощник, пута…ый след, запутан…ое дело, копчё…ые продукты, все возмуще…ы и удивле…ы, встревоже…а хищником

9 класс

Предложения обоснова…ны, войска сосредоточе…ны, бойцы сосредоточе…ны, выводы обоснова…ны, аудитория взволнова…на, девушка была весела и взволнова…на, они аккуратны и воспита…ны, скоше…ная трава, столбы точё…ные, головки золочё…ные, наклее…ные бумажки, сдержан…ые стоны, рифмова…ные звуки, выкрашен…ые стены, залоснён…ые манжеты, закопчён. ..ый потолок, копчё…ая рыба, писан…ые масл…ными красками картины, огороже…ный двор, плетён…ые коробки, стёган…ый халат, зажж..ные свечи, запута…ные нити, собра…ные ягоды, окраше…ные двери, засе…нные поля, убра…ные травы, засуше…ные цветы, разве…ные семена, фигуры рас…тавле…ны, руки исцарапа…ны, заряже…на картечью, заплака…ный ребёнок , балова…ный ребёнок, заигра…ная пластинка, жела…ный ребёнок, недвусмысле…ный ответ, нежда….ый – негада…ный, малосолё…ый огурец, наделё…ный умом, негаше…ная известь, ошеломлё…ный взгляд, первозда…ный вид, конкретизирова…ный материал, написа…ный реферат, дети обескураже….ы, избра…ны  в парламент, гранё…ный стакан.свяа…ная шапка, вязв…ная мамой.вяза..ная кофта, кова…ный в кузнице, девушка воспита…на, мороже…ная рыба, ответы пута…ны

 

Материалы по теме

  1. Термины. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

  2. Методички. Конспекты уроков русского языка 8 класс

  3. Орфоэпический минимум для подготовки к ВПР в 5, 6 и 7 классах

  4. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ ПЕРЕД Л, Н, НН, В, ВШ Таблица

  5. Причастный оборот. Работа с текстом. Диктант. Самодиктант. Самопроверка

  6. Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку в 10-11 классах по учебно-методическому комплексу авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, А. Г. Нарушевича и др.

  7. Русский язык 10 класс. Работа с текстом. Учебник. Пособие. О. М. Александрова, И. Н. Добротина, Ю. Н. Гостева, И. П. Ваильевых, И. В. Ускова

  8. Не с существительными. Упражнения. Правила. Текст

  9. Не с прилагательными. ЦОК. Цифровой опорный конспект (элемент). Правила. Упражнения. Диктанты

  10. Сочинение — ЕГЭ — 2021- шаблон

  11. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

  12. Урок 48. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения 9 класс (учебник Л.М. Рыбченковой и др.)

Словарный диктант на

отглагольных прилагательных и причастий.

«n» и «nn» в прилагательных и причастиях

I. Деревянная игрушка, кожаный мешок, серебряные ложки, глиняная посуда, костяная ручка, платяной шкаф, шерстяной костюм.

Овсяный кисель, ржаной хлеб, масляная краска, ледяная вода, стеклянная ваза, земляной пол, песчаный пляж, льняная простыня, льняная скатерть.

Старинные часы, картинная галерея, машинное вязание.

Гуманный день, ураганный ветер, постоянный посетитель, странный вопрос.

Лебединая песня, утиное яйцо, гусиный клюв, куриный бульон, звериный крик, мышиный писк, пчелиный рой. (60 слов)

II. Глиняный кувшин; глинистая почва.

Земляные работы; землистый цвет лица.

Серебряное кольцо; серебристый лунный свет.

лестница каменная; каменистый путь.

Горный воздух; гористая местность. (22 слова)

Упражнение . Объясните разницу между этими однокоренными прилагательными.

Мы решили пойти на ярмарку. Дорога шла вдоль берега извилистой реки и была настолько песчаной, что ехать было трудно. Погода была теплая, но ветреная. Мы проехали мимо старой ветряной мельницы. Недалеко от жестяного завода прокладывается железная дорога. Земляные работы в основном завершены.

Мы пересекли узкую речку и стали бродить по ярмарке. По краям площади стояли телеги с глиняными кувшинами, кружками и деревянными ложками. Стеклянная и фаянсовая посуда продавалась в палатках. В одной палатке торговали кавказскими товарами: шелковыми платками, серебряными браслетами, кожаной обувью. Рядом шла бойкая торговля ситцами, льняными скатертями. (95 слов)

индикация . Обозначьте графически условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных.

I. 1. Среди новых деревянных домов выделялась заброшенная изба с соломенной крышей. 2. Пол в избе был глиняный. 3. При строительстве дороги были возведены песчаные насыпи. 4. Стаж работы студентов закончился. 5. Залито моторное масло в масленки. 6. Тюмень славится своими нефтяными богатствами. 7. Дети играют в оловянных солдатиков.

II. Древнейшее изображение кожаного мяча датируется 2500 годом до нашей эры и было найдено на острове Самофракия в Эгейском море. Мяч нарисован на глиняной табличке, составленной из отдельных кусочков кожи, как наш современный мяч. Это говорит о том, что виды спорта, связанные с футболом, были знакомы древним грекам.

III. Давным-давно над чистым родником соорудили невысокий деревянный каркас, на котором висел берестяной черпак. Все могли подойти и попить холодной родниковой воды. (С.-М.) (110 слов)

кран башенный; каменный забор, именной список; искренняя радость; семейные отношения; искусственный лед; соломенная шляпа; старый романс; огненный вихрь; доменная печь; жизненный вопрос; лиственный лес; обеденный перерыв.

Авиационный завод; Пенсионный возраст; традиционное собрание; туристическое агентство; операционный блок; комиссионный магазин; реакционные взгляды; редакционные исправления. (42 слова)

  1. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

нн

Написано прилагательными, образованными от глаголов несовершенного вида без приставок и без зависимых слов

Примеры: отредактированный текст, улица с твердым покрытием

Исключения: данное, желанное, священное, неожиданное, неожиданное, неизвестное, неожиданное, отчаянное, проклятое, неслыханное, прочитанное

В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками)

Примеры: купить — купил, сделать — сделал

Исключения: нарядный, приданое, названный (брат), незваный (гость), незваный

Написано краткими причастиями

Пример: работа выполнена вовремя

С помощью суффиксов –ованн, -эванн

Примеры: Risk — рискованный, uproot — вырванный с корнем

Исключения: кованые, жеваные

В страдательных причастиях прошедшего времени (как правило, есть приставка или зависимое слово)

Примеры: нарисованный, боец, раненый в ногу

Примечание 1. Наличие префикса not или второго корня не влияет на написание н-нн. Примеры: крашенный — некрашеный, кованый — золотокованый

Примечание 2. В словах, образованных от прилагательных и причастий, пишите столько н, сколько в слове, от которого они образованы.

Примеры: вареный — вареный, выбранный — выбранный

Примечание 3. В кратких прилагательных пишется столько же n, сколько и в полных.

Пример: дорога длинная (дорога длинная)

7 класс

Товарные вагоны, незагруженный вагон, вагоны с углем, вязаный свитер, вязаный шарф, ручной вязаный шарф, священный символ, желанный… гость, неожиданный… несчастный случай, неслыханное… поступок, мотивированный… отказ, испорченный… ребенок, наскребли… секс, рассеянный… человек, избранный… труды, умеренный климат, брошенный… деньги, умный… молодой человек, звали…брат, богатое приданое. ..ох, вскипело…молоко в кастрюле,раненый…солдат,раненый…солдат раненый в руку,мощный…крепкий улица,булыжник…булыжник улица, печь… картошка, печь… картошка в золе, тушить… овощи, тушить… овощи тушеные на сковороде, вяленая… рыба, вяленая… рыба на балконе, тепло. .. грибы, жареные… грибы в сметане, вареные… молоко, выглаженные… костюм, обклеенный… бумага, командировка ограничена… а, девушка воспитана… а , войска противника рассеяны… и уничтожены… , лиц, собравшихся егат…ы, друзья образованные…ы, комиссия образованные…ах, все касается…ы, организованные…про спортивное общество, прошла или Ганизова…ой, путано… но котенок, рассказ туманный.. и сбивающий с толку… ах, шаги верные… ы, движения медленнее… ы, уверенные… ы в победе, костюмы приталены. ..с, речь сдержанная… ах, и немногословна, все испорчено… ой,

8 класс

Подстриженные… волосы, подстриженные… волосы, подстриженные… подстриженные, нестриженые… волосы, кошачьи. .. клевер, скошенные… луговые, не… травы, сломанные …линия, нотонос… трубы, сломанные… замок, тушь… картошка, приглашенные… артисты, нежеланные… гости, смешанное… население, расфасованные продукты, разочарованный взгляд, обоснованные претензии, привилегированные… сплавные сословия, полированная поверхность, скоб… пол, кованый… й меч, кованая… ая решетка, пись… й красоты, написанный… й маслом… портрет красками, неписаные законы, желанный… друг, невиданный. ..й размах, неслыханная…я удача, неожиданная…я радость, священный…й долг, неожиданная…я встреча, умный…й помощник, смущенный…й след, запутанный . ..ой дела, копченые… продукты, все возмущены…ы и удивлены…ы, встревожены…но хищник

9 класс

Предложения обоснованы… мы, войска сосредоточены… мы, бойцы сосредоточены… мы, выводы обоснованы… мы, публика возбуждена… на , девушка была веселая и возбужденная…на, они аккуратные и воспитанные. ..нас, скошенные…травы, точеные. ..столбы, золоченые головы…липкие…бумаги, сдержанные…стоны, рифмованные…звуки, крашеные… ые стены, сальные… й манжеты, дым… й потолок, дым… й рыбки, расписан… маслом… картины, огороженный… двор, плетеные… й ящики, стеганый… халат, освещенный… свечи, спутанные… нитки, собранные… ягоды, нарисованные… двери, поля… собранные… травы, засуха… живые цветы, быть может… семена, фигурки… раздавленные.. .нас, исцарапанные руки…нас, заряженный…на картечи, заплаканный…детский, избалованный…ребенок, играющий…запись, желанный…детский, однозначный…ответ, неожиданный.. .. й — неожиданный… ный, слабосоленый… огурец, наделенный… умом, негашеная… отупевший вид, первозданный… внешний вид, конкретизированный… материал, например исходный реферат, дети обескураженный….вас, избранный…в парламент, граненый…стакан. выковали… в кузне, девочку воспитывали… на, заморозили… рыбу, ответы путаются… нас

Одним из видов творческой работы на уроках русского языка является создание текстов, насыщенных словами с определенными орфограммами. Работать с ними можно по-разному: вставлять буквы, диктовать соседу по парте или всему классу, можно делать интерактивный диктант. Обычно мы устраиваем конкурс таких текстов. Критерии оценки: уровень сложности, насыщенность необходимой орфографией, смысловая связность, художественные достоинства. Вот пример такого диктанта.

Галлюцинации на тему «н и нн»

Они шли вперед, еле волоча ноги, измученные, замученные и иссохшие под палящим беспощадным солнцем. Небо было пустынное, безоблачное, окрашенное одной ярко-синей краской, а под ним царственно и безмолвно раскинулась песчаная бескрайняя пустыня. Ноги тонули в тоннах мелкого грубого песка, словно просеянного через плотное деревянное сито, сонно, лениво и величаво пересыпавшегося слоями. Погода стояла душная, безветренная, и день тянулся бесконечно и медленно. Живности вокруг не было, лишь изредка показывались скорпионы и пустынные змеи невиданной расцветки. Воды не было вообще.

Четыре дня назад их джип-внедорожник, разрекламированный маркетинговыми шулерами, навсегда и ни с того ни с сего заглох в одной из песчаных дюн. Продвинутые мобильные телефоны наотрез отказывались работать, и даже GPS отключился из-за жары: то ли показывал маршрут, направленный строго по кругу, то ли определял свое местоположение где-то в районе осенней, дождливой Москвы, как бы озвучивая генерала. желание вернуться на желанную, дорогую, но недоступную Родину. Поначалу все застегнулись: закинули в убитую машину кожаные куртки, изъяли сумки, набитые провиантом и вещами, выложив из них ни с того ни с сего взятые с собой вязаные шапки — зачем они вообще нужны в Египте? И отправились в путь, надеясь вскоре наткнуться на туристическую группу или выйти в город. Но это не так.

В конце того же злополучного дня закончилась вода. Кто-то неуклюже пошутил, что кактусы можно собирать, но вскоре к шутке отнеслись серьезно. Однако пожеванный кактус не утолял ни голода, ни жажды. Начались галлюцинации. Однако москвичи не привыкли к такой жаре и таким экстремальным условиям. Одному чудились оазисы на каждом шагу, второму в полутонах снилась домашняя картошка, жаренная с укропом, третьему снилось кипяченое деревенское молоко.

Третья ночь встретила их успокаивающей прохладой, как повязка, пропитанная уксусом, наложенная на лоб больного в лихорадке. А когда бред немного улегся и они снова продолжили путь, багровое солнце зари, солнце, которое они столько раз успели ненавидеть, осветило вершины построенных древними египетских пирамид, гробницы фараонов. . Осветил караван дремлющих верблюдов и самодельные палатки более предусмотрительных и удачливых туристов. Осветил их спасение.
Воробьева Анастасия, 10б класс

Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объем работы, которую необходимо выполнить для приобретения соответствующих навыков и умений, а также характер этой работы: кропотливые упражнения, переписывание дидактического материала из учебника или другой учебной книги при выполнении каких-либо заданий. Совершенствование методики обучения русскому языку с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать учебный процесс: увеличить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для обучения и контроля усвоения знаний и умений учащихся. Но как я использую компьютеры на уроках русского языка?! В качестве примера хочу описать урок, данный в 7 классе на тему «Ч и НЧ в причастиях и прилагательных». Данный урок проводился как пробный урок с использованием компьютера. Работа шла так. Сначала я объяснил условия правописания традиционным способом н, н в причастиях и прилагательных. Затем я перешел к основному тезису по этой теме. Так как мы встречались с этой темой ранее, один из учеников класса рассказал поддерживающее резюме. На столе перед каждым учеником лежали перфокарты. В ходе урока ученик должен был выполнять работу как на перфокарте, так и на компьютере. Для контроля за результатами работы студентов создана экспертная группа, поэтому один преподаватель с этим не справится. Результаты заносились в табло. В итоге студент имел две-три отметки: за устный ответ (если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трех автономных блоков: обучающего, обучающего и управляющего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельный педагогический программный инструмент и органично вписаться в канву традиционного урока, выбрав меню, предлагаемое на экране монитора, перед началом работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников техникой достижения высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы с различными видами справочников как основы дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.

Во время занятий

Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.

Второй этап. Повторение прошлого: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в форме форума.

Форумные вопросы:

Когда пишется прилагательными nn ?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -n- от общения с -nn- ?

Какие исключения в написании отглагольных прилагательных вы знаете?

Как правильно писать суффиксы n и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

Как п пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Третий этап. Работа с базовым рефератом, подготовленным в word.

Четвертый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбце запишите номера слов с n , во 2-м — с нн ).

Stir nn th paints

bestse nn th thing

vykrashe nn th shops

Glade Illuminate n a

weaving n th pattern

Tourists accommodation n s

Комиссия сформирована A

Rumya N TH Faces

SWEE N HAMS

NEKRASHE N TH FABCAT ветер нн -й день

ветер нн ой двигатель

нет ветра нн -й день

Рассеяние нн -й мальчик

4 нн 03 ошибка 2 4

Нечая0003

Работа аварийной группы: 18 баллов — 5, 17-16 баллов — 4, 15-14 баллов — 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания -n- и -in- в прилагательных и причастиях.

Образовать прилагательные от существительных и глаголов по образцу:

кожа — кожа n й: песок, рожь;

барабан — барабан н -й: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, ранний;

глина — глина ян -й: береста, вода, олово, смола, шерсть, торф;

вязать — вяз n -й: рвать, называть, путать, рубить, ковать, жевать, резать, стирать;

поиграться — Валя н -й: веять, паять, сеять, стрелять.

объясните написание графически n и в прописью:

коше н й луг — некоше н ой, неряха нн ой и коше нн росистый луг;

ярче нн -й забор — крашенный — давно не крашенный — некрашеный;

нетка н скатерть — ткань нн золотая — плетение нн ай — несотка нн и я;

ранение н -й воин — ранение н-н -й в бою — легкое ранение н -й — ранний н -й плуг;

сжечь n -й сахар — наполовину сгореть nn -й рукопись — сжечь nn о пустыня.

провести выборочный диктант с объяснением. Запишите слова в два столбца n и nn.

Старый Мазай до старости любит свою низинную землю (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Весна вошла на землю торжественным маршем. 4) Меня тянуло к каменным постройкам, где пахло моторным маслом. 5) Сквозь смертельную дымку показалась ранняя суровая зимняя заря (А. Фадеев). б) Ни саней, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук конских копыт: из конюшни выводят вороную лошадь. 8) Деревня обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была так же ветрена, как и ее барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была спокойной.

Составьте и запишите диктант слов-исключений для всех случаев данной темы.

Списать, образовать от данных слов с помощью суффиксов -ость- , — ный- , -любой- существительных, отметить правописание.

Вставить пропущенные буквы, найти слова с суффиксами, выделить суффиксы.

Каме_й, свин_ой, ря_й, морозный, осенний, длинный, й_й, увесистый, ра_й, со_й, шаблон_й, бето_й, косой, пр_й, румяный, племенной, гость, революционный, воро_й, пога_й.

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образованные nn s. Уже сформированы комиссии n s.

Лица солдат суровые и озабоченные нн с. Нас больше беспокоило смещение n s.

Сборы организованы пп о. организация n o хорошее питание.

Шерсть вся спуталась n но котенок. Эта история сбивает с толку n и тоже непонятно.

Море волнуется n о шторме. говорил взволнованно nn oh hot.

На одного ученика приходится около 5 таких заданий. Учащиеся должны правильно поставить или не поставить н в причастиях и прилагательных. Компьютер как бы вместе с учеником проходит путь овладения навыками и умениями правильного письма. Кажется, он поощряет студентов к совместной работе. «Замечательно! Правильный ответ», — говорит компьютер при правильном ответе. А на неправильный ответ он «реагирует» звуковым сигналом и словом «Ошибка!» мигает. Если ученик допустил ошибку, то через заданное время компьютер выводит на экран правильную запись фразы, в которой допущена ошибка.По окончании работы выставляется оценка на 5 баллов система.Оценочная шкала соответствует стандартам, принятым в педагогической практике.При работе на компьютере учащийся должен быть внимательным и постоянно анализировать, используя определенные мыслительные операции.Поскольку компьютеров не хватает на каждого учащегося, мои учащиеся работают по очереди в такие уроки.Некоторые ребята работают на компьютерах,некоторые делают перфокарты,потом меняются.Они обмениваются перфокартами,отмечают друг друга,которые вносятся экспертной группой в табло.Тало сдается мне,и на его основе Я ставлю отметки в журнале.Как уже говорила,на уроках я использую перфокарты.Я делаю их многоразовыми.Они находятся внутри тонкой полиэтиленовой пленки.Учащиеся работают на пленке.При следующем задании предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного материала.

Контрольные карточки

Задание 1. Запишите краткие формы прилагательных рядом с полной формой.

Образец: румяный — румяный ребенок, румяная девочка, румяный ребенок.

Несравненный, единый, ценный, революционный, безлюдный, современный.

Слова с прилагательными, от которых они образованы.

Образец: Масленица — на масле (блин).

Легкость, судорожность, бесцеремонность, жизненный, доверенность, гостиница, ветреный, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Задание 1. Вставка n и нн , выберите суффиксы.

Телефонный разговор, настольный теннис, насыпь земли, крик журавля, предупреждение об урагане, необоснованное опоздание, искусный оратор, искусственный алмаз, сезонные работы, целевая зона, серебряная нить, деревянная солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, безлюдный, длинный, румяный, молодой, умелый, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции — революционное время.

Командир дивизии, экскурсионный автобус, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт обсуждения, знак препинания, сбор по традиции, день с ветром, информационный институт.

Задание 2. Объясните написание n и нн по образцу.

Образец: копченый — копченый.

Интеллект, ученик, смекалка, карнавал, избранник, туманность, путаница, путаница, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: рыба запеченная в золе — рыба запеченная, кольцо позолоченное — кольцо позолоченное.

Квашеная капуста в бочке, побеленный потолок, растопленное масло, баржа, груженная лесом, мощеная улица, раненый в руку воин, давно не крашеные волосы, незасеянное поле, кусты, посаженные детьми .

Задание 2. Образуйте от данных слов наречия, используя суффикс -о-

Яростный, самонадеянный, торжественный, маслянистый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, задумчивый, неслыханный.

Задание 1. Составьте краткую форму, выделите орфографию.

Спутанные волосы, разбросанные бусы, перекрашенные чулки, произведения искусства, многочисленные огни, остриженные волосы, данные слова, молодые существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, ватник, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженные дети, горелый уголь, некормленный скот.

Задание 1. Вставьте n или nn , поясняя свой выбор.

Красавица в голубом, восседающая под иконой гостя, восседающий отец,

Подарок невесты, улицы пусты, подарок полководца, свиные туши, движения царства, волосы, которые давно не были прекрасны время, умные дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме « H и HH в прилагательных».

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, беспокойный , комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, оперативный.0003

Задание 1. Объясните написание следующих слов (показать графически).

Луг скошенный — луг нескошенный

Крашеное изделие — давно не крашенный забор

Корзина мастеровая плетеная — корзина не плетеная

Купленный хлеб — раненый солдат рукопись — рыба полувяленая

Мясо замороженное — ягода незамороженная

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме « H и HH в причастиях и отглагольных прилагательных.

Задание 1. Образуйте от существительных и глаголов, данных в скобках, прилагательные, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Обсуждение) вопрос, (ветер) молодой человек, (нет ветра) погода, (автомобиль) мастер, (вдохновение) музыка, (газификация) район, (пчела) воск, (наводить) испуг, (ткать) ковер, ( семечки) фонд, (орел) смотреть, (воробей) чирикать, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн .

Решения рассмотрены (правильные) — все ходы учтены

Взгляды направлены вдаль — движения направлены (решающие)

Бумаги отправлены в суд — двигаться направленно

Задание 1. Образовать причастия и прилагательные от глаголов.

Образец: побелка — беленые, давно не побеленные стены.

Ферментировать, косить, прокладывать, плавить, охлаждать, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: платок, тканый золотом (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанная история, запутанная история, юный шахматист, запутанная история, нерешенная задача, нетканый материал, позолоченная нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяток.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы, распределить в два столбца с н и нн.

Смущенная молодая оша, бешеный пёс, мастерица, кованая решётка, работа сделана, крик журавля, оправы для глаз, умный малыш, непаханые поля, вяленые грибы, ветродвигатель, безветренная погода, раненый палец, желанный день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными напишите краткие.

Запеченная рыба —

Поле посева —

Священная клятва —

Желаемые праздники —

Медленные движения

Облака, разбросанные по ветру

Фокусированные лица —

Проверенные друзья —

Торга. буквы, объясняющие правописание.

Лица матросов встревожены и серьезны; кислая капуста; мы ограничены во времени; вышел организованным_о; беспокойство о состоянии больного; кислые в бочке; вести себя сдержанно; подростки неуравновешенны и вспыльчивы; дисбаланс и недержание мочи; неиспеченный хлеб; невеста_о приданом; запеченная тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитанный – воспитанный, изолированный – изолированный, спаянный – епаяннм, рассеянный – рассеянный, сдержанный – сдержанный.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленка, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, неожиданный успех, избалованный ребенок, свиной хвост, жева-жеванный лист, подкованная лошадь, неожиданный успех, нежданно пришедший, нежданный рассвет , неслыханная новость, медленный ход, приданое невесты, нетканая скатерть, умный малыш, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаное пальто, свежевыкрашенный забор, доверчивый зверь, ветряная мельница, непрекращающийся дождь, сгоревшее письмо, ломаная линия, вареная вода, ценное замечание, искусственный мёд, печеное яблоко, недоеденные коровы, вырубленные градом поля, раненый в грудь названный брат, странный случай, девственный урожай, правдивая история, миллионный житель, истинные ценности, валяные башмаки, подстреленный воробей, истинная правда, дети рассеяны и невнимательны, облака разогнаны, пахнет пряным шафраном, румяная именинница, заросли полыни, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, гостаможенники, загнанный шаг, рваная рана .

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной группой, выставление оценок в табло.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но хочу отметить, что работу с компьютером при обучении русскому языку следует рассматривать как дополнение к традиционным методам и методам обучения. Он не может полностью заменить учителя. Ведь за учителем остается ведущая роль «руководителя» урока и всего процесса обучения, а компьютер — лишь помощник, методический инструмент наряду с другими средствами обучения.

Причастия — Purdue OWL® — Университет Purdue

Резюме:

В этом буклете представлен подробный обзор (включая описания и примеры) герундия, причастия и инфинитива.

Причастие — это глагол, который используется как прилагательное и чаще всего оканчивается на -ing или -ed . Термин глагольный указывает на то, что причастие, как и два других вида глагольных глаголов, основано на глаголе и, следовательно, выражает действие или состояние бытия. Однако, поскольку они функционируют как прилагательные, причастия изменяют существительные или местоимения. Причастия бывают двух типов: причастия настоящего времени и причастия прошедшего времени. Причастия настоящего времени оканчиваются на -инг . Прошлые причастия заканчиваются в -ED , -EN , -D , -T , -N , или -NE , как в словах , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . раздали , увидели , продали .

  • У плачущего ребенка был мокрый подгузник.
  • Потрясенный , он ушел от разбитой машины .
  • Горящее полено выпало из огня.
  • Улыбаясь , она обняла тяжело дышащую собаку.

Фраза с причастным оборотом представляет собой группу слов, состоящую из причастия и модификатора(ов) и/или (местоимения) или фразы существительного, которые функционируют как прямой объект(ы), косвенный объект(ы) ), или дополнения к действию или состоянию, выраженному причастием, например:

Сняв пальто, Джек бросился к реке.

Причастный оборот действует как модифицирующее прилагательное Джек .
Снятие (причастие)
пальто (прямой объект действия, выраженный причастием)

Долорес заметила свою кузину, идущую вдоль береговой линии.

Причастный оборот функционирует как прилагательное, модифицирующее двоюродный брат .
прогулка (причастие)
вдоль береговой линии (предложная фраза как наречие)

У детей, интересующихся музыкой, рано развиваются сильные интеллектуальные способности.

Причастный оборот действует как модифицирующее прилагательное детей .
интерес (в) (причастие)
музыка (прямой объект действия, выраженный в причастии)
ранний (наречие)

Будучи гимнасткой, Линн знала о важности физических упражнений.

Причастный оборот действует как прилагательное, модифицирующее Lynn .
Быть (причастие)
гимнасткой (подлежащее для Линн, через состояние, выраженное в причастии)

Размещение: Во избежание путаницы причастная фраза должна быть помещена как можно ближе к модифицируемому существительному, а существительное должно быть четко указано.

  • Неся тяжелую стопку книг , он зацепился ногой за ступеньку. *
  • Неся тяжелую стопку книг , он зацепился ногой за ступеньку.

В первом предложении нет четкого указания на то, кто или что совершает действие, выраженное в причастии нести. Конечно, стопа не может быть логически понята как функционирующая таким образом. Эта ситуация является примером ошибки висячего модификатора, поскольку модификатор (причастный оборот) не изменяет какое-либо конкретное существительное в предложении и, таким образом, остается «висячим». Поскольку для того, чтобы предложение имело смысл, человек должен нести его, существительное или местоимение, относящееся к человеку, должно стоять сразу после причастного оборота, как во втором предложении.

Пунктуация: Когда причастный оборот начинается в предложении, после словосочетания ставится запятая.

  • Придя в магазин я обнаружил что он закрыт.
  • Мытье и полировка машины , у Фрэнка заболели мышцы.

Если причастие или причастный оборот стоит в середине предложения, его следует выделять запятыми только в том случае, если информация не является существенной для смысла предложения.

  • Сид, , смотрел старый фильм , то засыпал, то просыпался.
  • Церковь, уничтоженная пожаром , никогда не восстанавливалась.

Обратите внимание, что если причастный оборот важен для смысла предложения, запятые не должны использоваться:

  • Ученик , получивший наивысший средний балл , получит специальную награду.
  • Парень в костюме цыпленка мой двоюродный брат.

Если причастный оборот стоит в конце предложения, запятая обычно ставится перед фразой, если она изменяет предыдущее слово в предложении, но не в том случае, если фраза следует непосредственно за изменяемым словом.

  • Местные жители часто видели, как Кен бродит по улицам.
    (Фраза изменяет Кен , а не жителей .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *