Шифровка методика – Методика «нарисуй треугольники»
Читать книгу Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов А. Н. Вераксы : онлайн чтение
Методика «Десять слов» (А. Р. Лурия)
Особенности проведения методики
Эта методика предназначена для изучения произвольной непосредственной памяти. В оригинальном варианте методики изучалась не только оперативная, но и долговременная память. Представленный в данном пособии вариант ориентирован только на оперативное запоминание.
Методика организована следующим образом. Экспериментатор называет 10 односложных и двусложных слов, между которыми отсутствует очевидная смысловая связь и предлагает испытуемому воспроизвести их в произвольном порядке. Традиционно используются следующие слова: дом, лес, кот, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. Затем экспериментатор фиксирует на бланке названные испытуемым слова (как те, которые входили в первоначальный список, так и те, которые добавил сам испытуемый).
Для облегчения процедуры регистрации ответа перед началом проведения методики все слова нумеруются и чертится таблица, в которой отмечаются названные слова. Лишние слова выписываются внизу листа. Если испытуемый с первого раза не смог назвать все слова, то процедура повторяется (до 5 раз), причем каждый раз весь список зачитывается заново, и испытуемый воспроизводит все десять слов, даже если он называл большую их часть в прошлый раз.
Интерпретация результатов методики
По результатам проведения методики строится кривая запоминания, где по оси абсцисс отмечается номер серии, а по оси ординат – количество воспроизведенных испытуемым слов. Очевидно, что кривая запоминания при хорошем состоянии памяти идет вверх.
Для детей дошкольного возраста называние 8–9 слов из 10 по результатам пяти серий считается нормальным результатом. Если же ребенок сначала называет много слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше, то в этом случае нельзя говорить об ограниченном объеме памяти, поскольку здесь речь идет о внимании, в частности о высокой степени его истощаемости.
Кривая запоминания также может носить пилообразный характер, что говорит о слабой устойчивости внимания. Воспроизведение одного и того же количества слов в разных сериях или называние других слов может свидетельствовать о наличии органических дисфункций мозга.
Эта методика позволяет также оценить объем внимания. Фактически количество воспроизводимых слов отражает количество информации, которое удерживает ребенок в единицу времени.
Перцептивное моделирование (В. В. Холмовская)
Особенности проведения методики
Методика направлена на исследование одного из важнейших перцептивных действий – моделирования, которое позволяет выстроить сложную форму из отдельных сенсорных эталонов.
Экспериментатор предлагает ребенку выбрать из набора деталей те, которые позволяют сконструировать фигуру определенной формы (круг или квадрат, см. рис. 5–19). Из 15 заданий, представленных в методике, первые три являются вводными, и поэтому не оцениваются. На примере работы с этими рисунками детям объясняют задание. Фигуры-образцы вводных задач разделены пунктирными линиями на части, что помогает соотнести их с изображенными ниже деталями, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На остальных страницах образцы даны в нерасчлененном виде. Дети должны разделить их самостоятельно.
Задания строятся по принципу от простого к сложному, и с каждым разом количество частей, из которых состоит фигура, увеличивается.
В первых четырех заданиях для составления фигуры используются две части, в следующих четырех – три и в следующих четырех – четыре.
Перед началом работы каждому ребенку предлагаются листы с заданиями (на каждом листе представлено одно задание). Взрослый, указывая на первый лист (рис. 5), говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком. (Взрослый проверяет правильность выполнения задания и в случае необходимости указывает на ошибку.) На следующем листе – квадрат. Он разделен на четыре части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Проверяет выполнение задания.) На третьей странице снова круг, он состоит из трех частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».
Перед выполнением четвертого задания (рис. 8) взрослый говорит детям: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь посмотрите на следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой же круг. Поставьте на этих фигурах крестики. На следующих листах сделайте так же: найдите и отметьте части, из которых получится целый круг или квадрат, нарисованный сверху».
Никаких дополнительных указаний не дается.
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 18
Рис. 19
Интерпретация результатов методики
Задание считается выполненным, если ребенок правильно выбрал все необходимые части (см. табл. 7). Каждая задача оценивается определенным количеством баллов – чем сложнее задача, тем более высокий балл получает испытуемый.
Так, за правильное решение задач 1–4 дается по 2 очка, 5–8 – по 3 очка, 9–12 – по 4 очка. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество очков – 36.
Таблица 7
Предполагается, что к семи годам дети, обладающие высоким уровнем развития восприятия, способны решить все задачи, что соответствует 36 баллам. Условно выделяется три уровня развития восприятия: низкий (до 8 баллов), средний (8–25 баллов) и высокий (25–36 баллов). Помимо количественной оценки существует и качественная оценка, но для ее определения требуется большой опыт проведения методики. Поэтому в большинстве случаев ограничиваются количественными показателями.
Для детей шестого года жизни средний уровень является хорошим показателем развития перцептивного моделирования. Но желательно, чтобы к семи годам (то есть к моменту поступления в школу) дошкольник обладал высоким уровнем развития восприятия, поскольку от этого во многом зависит уровень готовности ребенка к школе (учитель предъявляет ребенку материал, который может быть понят только с помощью систем сенсорных эталонов).
«Шифровка» (Д. Векслер)
Особенности проведения методики
Данная методика представляет собой невербальный субтест (часть психологического теста) теста Д. Векслера. На листе, с которым работает ребенок, изображены различные фигуры, расположенные в несколько рядов (см. рис. 20). Над фигурами нарисован «ключ» – набор фигур, представленных на листе, внутри которых изображены дополнительные элементы (черточки, кружочки и т. п.).
Экспериментатор обращает внимание ребенка на «ключ» и предлагает воспроизвести его на пяти первых фигурах. После этого он просит испытуемого продолжить выполнять задание в быстром темпе.
Рис. 20
Общее время выполнения задания фиксировано и составляет две минуты. Время засекается сразу после перехода испытуемого к шестой фигуре. Если для объяснения инструкции потребовалось больше чем пять фигур, они также не учитываются при оценке результатов.
Интерпретация результатов методики
Данная методика позволяет оценить следующие свойства внимания: способность дошкольника концентрироваться на выполнении задания (устойчивость внимания) и умение переходить от одного задания к другому. О слабости концентрации внимания ребенка говорят пропуски фигур и большое количество ошибок. О степени переключения внимания свидетельствует количество заполненных фигур (то есть скорость обработки определенного объема информации).
За каждую правильно заполненную фигуру испытуемый получает 1 балл. Для детей 5 лет нормальным показателем является результат в 30 баллов, 6 лет – 35 баллов, 7 лет – 45 баллов. Количество ошибок говорит о степени концентрации внимания. Показатель переключения внимания отражается в количестве правильно заполненных фигур. При этом в 5 лет допускается 3 ошибки (при 33 заполненных фигурах), в 6 лет – 2 (при 37 заполненных фигурах), в 7 лет – 1 ошибка (при 45 заполненных фигурах).
Методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)
Особенности проведения методики
Методика направлена на определение уровня развития воображения ребенка, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигура (см. рис. 21–40). Каждый набор состоит из 10 карточек. Размер каждой карточки составляет четверть листа А4.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Карточки с изображением фигур предъявляются по одной. Важно, чтобы ребенок давал название своим рисункам – это позволяет экспериментатору более точно оценить графический образ и избежать недопонимания.
Рис. 21-22
Рис. 23-24
Рис. 25-26
Рис. 27-28
Рис. 29-30
Рис. 31-32
Рис. 33-34
Рис. 35-36
Рис. 37-38
Рис. 39-40
Интерпретация методики
Для оценки уровня выполнения задания подсчитывается количество неповторяющихся изображений у каждого ребенка. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются. Таким образом, подсчитывается показатель гибкости воображения. В норме это 8–10 различных изображений в серии для детей 5 лет, 9–10 изображений для дошкольников 6 лет и 10 изображений для детей 7 лет.
Затем оценивается разработанность изображения, то есть степень его детализации. В норме каждое изображение ребенка 5 лет должно состоять из 2–3 элементов; 6 лет – из 3–4 элементов; 7 лет – из 4–5 элементов.
И наконец, определяется оригинальность изображения, которая оценивается по количеству включений исходной фигуры в графический образ. Другими словами, исходная фигура должна играть роль несущественного компонента в сложном изображении. Хорошим уровнем развития данного показателя считается наличие двух-трех включений (вне зависимости от возраста испытуемого).
Мотивационно-потребностная сфера
Три желания (методика мотивационных предпочтений) (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых)
Особенности проведения методики
Данная методика предназначена для оценки развития мотивационно-потребностной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Для проведения методики экспериментатор заранее на листе бумаги рисует цветок с тремя крупными лепестками. Затем дает испытуемому следующую инструкцию: «Представь себе, что это волшебный цветок. У него три лепестка. На каждом лепестке можно написать заветное желание». При проведении методики с детьми дошкольного возраста экспериментатор может по просьбе ребенка вписывать желания в лепестки.
Интерпретация методики
При анализе ответов ребенка, прежде всего, необходимо определить общую направленность его желаний: ориентированность на себя или на других людей. Если все желания отражают эгоцентрическую направленность ребенка, то это свидетельствует о недостаточном развитии мотивационно-потребностной сферы. Однако если все желания направлены на других, то это также не является показателем благополучного развития (скорее всего, ребенок просто боится выразить собственное желание). Еще одним неблагоприятным показателем развития является отказ от желаний или называние в качестве желаний установленных педагогом правил и норм. Формальный характер желания может говорить как о неискренности испытуемого (преобладании социально желательных ответов), так и о неразвитости мотивационно-потребностной сферы (чаще всего наблюдается в случае давления на ребенка со стороны взрослого, что подавляет его инициативу).
Очевидно, что наиболее значимые желания высказываются в первую очередь, поэтому необходимо оценивать порядок их предъявления. В дошкольном возрасте большинство желаний должно быть связано с ведущей, то есть игровой деятельностью.
При анализе ответов определяются их категории, которые представляют ту или иную значимую для ребенка сферу. Это может быть материальная сфера (например, игрушки), сфера общения (например, «поближе познакомиться с кем-то из сверстников»), учебная сфера (например, желание повысить успеваемость), семейная сфера (например, «пойти с папой в зоопарк») и т.д.
Общий проективный характер методики позволяет актуализировать наиболее напряженные для ребенка сферы, в рамках которых сосредоточены его потребности. Напряжение может проявляться в желаниях, содержащих агрессию («хочу избить обидчика»), тревожность («хочу, чтобы меня не пугали»), нехватку эмоционального тепла, близости («хочу кролика, белочку и зайчика») и т.д.
Также при анализе полученных ответов стоит обратить внимание на их временную отнесенность к будущему или настоящему. Направленность в будущее у дошкольников нередко является отражением позиции взрослых. Например, если ребенок говорит: «Хочу, чтобы не было войны», то очевидно, что это выражение социальной позиции окружающих его близких, возможно, связанной с вполне конкретными переживаниями.
Поскольку дошкольный возраст в большей степени связан с игрой, а игровой мотив реализуется в логике «здесь и теперь», то появление временной перспективы возможно только к концу дошкольного возраста, что связано с подготовкой к поступлению в школу. Однако и в этом случае она не будет носить системного характера, оставаясь внешней по отношению к реальному повседневному опыту ребенка.
Эмоционально-личностная сфера
Методика «Рисунок человека» (К. Маховер)
Общая характеристика методики
Первоначально тест «Нарисуй человека» был разработан Ф. Гудинаф для диагностики уровня интеллекта. Однако в процессе работы было получено большое количество эмпирических данных, которые показали, что дети, имеющие одинаковый результат по данному тесту (уровень IQ), рисуют совершенно разные рисунки. По мнению К. Маховер, данный тест позволил социально изолированным детям проявить свое воображение, открыть свои проблемы, воплощенные в «прозрачно-закамуфлированных автопортретах». Таким образом, изначально нацеленная на диагностику познавательных способностей методика «Нарисуй человека» дала богатый клинический материал, который не сводился к исследованию умственного развития, что привело к созданию методики «Рисунок человека».
Как уже упоминалось ранее, в основе всех проективных методик лежит идея соответствия графического изображения и некоторого психологического содержания. В основе этой методики заложено представление о том, что образ тела является одной из ключевых составляющих образа Я. Другими словами, если в рисунке преувеличено изображение головы, то это интерпретируется как высокая значимость этой части тела для субъекта, что может быть обусловлено как физическими переживаниями (например, головными болями), так и психологическими представлениями (например, приоритет разумного над телесным).
В проективных методиках нарисованная фигура есть сам человек, а другие части рисунка, формирующие фон, отражают его реальное окружение. Графическое изображение дает возможность выдвинуть гипотезы о системе представлений человека о себе и своем месте во внешнем мире, но не позволяет делать прямые выводы о нем или окружающих его людях.
Особенности проведения методики
Несмотря на то, что инструкция, которая предлагается испытуемому, звучит довольно просто («Нарисуй человека»), при выполнении этой методики психолог может столкнуться с рядом трудностей.
1. Дети довольно часто отказываются выполнять методику, ссылаясь на неумение рисовать. В этом случае психолог должен объяснить ему, что техническое совершенство рисунка не имеет значения. Подобные отказы, с одной стороны, могут быть связаны с желанием испытуемого избежать трудностей (или неудачи) и направлены на снижение тревожности в ситуации обследования. Но отказ не свидетельствует о неразвитости навыков общения, заниженной самооценке или интровертированности ребенка. Возможно, психологу просто не удалось установить теплых, доверительных отношений с ним, которые необходимы при работе с проективными методиками.
С другой стороны, нужно принять во внимание, что некоторые дети не любят рисовать, поскольку до определенного возраста расхождение между замыслом и исполнением слишком велико, и их не удовлетворяет создаваемое ими изображение. Часто испытуемый начинает задавать большое количество уточняющих вопросов: «А какого размера должен быть рисунок? А как лучше нарисовать? А человек должен быть в обуви или без?» Обычно за такими вопросами скрывается повышенная тревожность, которая мешает приступить к выполнению задания. Если испытуемый начинает задавать вопросы в процессе рисования, то не следует делать однозначного заключения о его неуверенности или демонстративности, поскольку они могут быть обусловлены интересом к обследованию.
2. Краткость инструкции призвана с самого начала дать испытуемому полную свободу действий и тем самым мотивировать его на выполнение задания. Однако для диагностического заключения принципиально важно получить полный (во весь рост, с прорисованными основными частями тела) рисунок человека. Если ребенок изображает только лицо или торс человека, или делает схематический рисунок, то психолог вводит дополнительную инструкцию: «Нарисуй человека целиком, в полный рост – с головой, туловищем, руками и ногами».
В классическом варианте теста К. Маховер испытуемый должен изобразить два рисунка (мужчину и женщину), что позволяет сравнить изображения и определить степень и адекватность полоролевой идентификации. Однако в широкой практике достаточным считается использование одного рисунка, поскольку предполагается, что испытуемый будет рисовать фигуру того пола, который в большей степени отражает образ его Я.
3. При работе с дошкольниками нужно учитывать, что они очень подвержены влиянию ситуации, поэтому их сиюминутное настроение может влиять на отношение к выполнению методики. Поэтому важно правильно выбрать время для обследования (например, тогда, когда ребенок не занят какой-то интересной для него деятельностью).
Кроме того, дети дошкольного возраста обладают разными темпераментальными особенностями. Другими словами, для одного ребенка рисование не представляет никаких сложностей, а для другого данное задание потребует большого количества сил и может привести к тому, что он не завершит рисунок. Проведение обследования в первую очередь должно учитывать состояние и возможности испытуемого, а не экспериментатора. Поэтому недопустимо проводить исследование поздно вечером, нарушая основные режимные моменты в жизни ребенка, затягивать процедуру более чем на час и т.п. Эти требования не просто касаются этики проведения обследования. При их нарушении полученные результаты не будут обладать диагностической достоверностью и дадут искаженную картину.
4. В дошкольном возрасте навык рисования только формируется и во многом зависит от того, какой образец был предъявлен педагогом. В связи с этим нужно обращать внимание на общие особенности рисунков всей группы детей, потому что повторение какого-то элемента может быть не личностной характеристикой ребенка, а ситуативным фактором (подражанием рисунку человека, который когда-то на доске изобразил воспитатель). Подобные элементы исключаются из процедуры анализа.
5. Хотя при интерпретации рисунка используется конечный продукт (рисунок), он неотделим от самого процесса рисования. Поэтому не допускается анализ материалов, полученных другим исследователем. Если же знакомство с этими материалами необходимо (например, при обращению к другому специалисту), то следует помнить, что вторичное заключение может касаться только явных, ярко выраженных органических или психологических проблем, поскольку поведенческий и ситуационный контекст будут утеряны.
Выше уже говорилось о том, что рисунок человека – это проекция представлений испытуемого о себе. Но кто лучше испытуемого сможет рассказать о том, что и как он видит? В беседе он может выделить определенные детали изображения, которые психологу кажутся несущественными. Поэтому при наличии времени не нужно упускать возможность поговорить с испытуемым о его рисунке. Если же такая возможность отсутствует, следует внимательно прислушаться к тому, что проговаривает испытуемый во время рисования – такое поведение характерно для детей.
iknigi.net
МЕТОДИКА «ШИФРОВКА» (Из «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»)
МЕТОДИКА «ШИФРОВКА» (Из «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»)
ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные особенности в распределении и переключении внимания. ОБОРУДОВАНИЕ: специальные бланки (см. приложение № 3), секундомер, ручка.
ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и предлагает прочесть инструкцию, напечатанную в начале бланка. Затем испытуемому дается возможность потренироваться в выполнении задания. Для этого он должен заполнить в соответствии с инструкцией первые пять свободных клеток бланка. Затем, экспериментатор дает команду начать работу и одновременно включает секундомер. По истечении 60 секунд делается команда закончить работу. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ 1. По ключу проверяется правильность выполнения задания. (см. приложение № 4). 2. Определяется показатель К – количество правильно заполненных клеток. 3. Показатель К переводится в шкальные оценки (Р) по следующей таблице:
Шкальная оценка (Р) |
passna.blogspot.com
Материал к методикам «корректурные пробы»
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 31Следующая ⇒
Дата:________________________________ Ф.И. ребенка:________________________________________
Рис. 30.Корректурная проба для детей.
Дата:_______________________________________ Испытуемый:______________________________________
Рис. 31.Цифровой бланк к корректурной пробе.
Дата:_______________________________________ Испытуемый:______________________________________
Рис. 32. Кольца Ландольта.
Задание 6. Методика «узнавание фигур»
Тема задания
Узнавание – наиболее простая и генетически ранняя форма воспроизведения материала при запоминании. Это опознание уже воспринятого объекта, известного по прошлому опыту. Узнавание предполагает наличие объекта, его повторное восприятие. Его основой является сличение наличного восприятия со следами, хранящимися в памяти субъекта. Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. Для установления эффективности запоминания используется произвольное узнавание.
Цельзадания – знакомство с одной из простых функциональных проб, позволяющих выявить и описать особенности непосредственного запоминания.
Ход выполнения задания
Экспериментатор использует наглядный материал, подготовленный для данной методики, и в течение 10 с показывает испытуемому эталонную картинку, изображенную на рис. 33, с инструкцией запомнить предъявленные фигуры (на рисунке даны 9 различных фигур). Затем испытуемому немедленно предъявляют рис. 34, где виденные им 9 фигур разбросаны среди других 25. На рис. 34 испытуемый должен найти и указать те фигуры, которые он видел в первом случае.
Если рисунок с 25 фигурами помещен на стандартный лист, то рисунок с 9 фигурами не должен существенно отличаться по размерам фигур (и соответственно займет только часть листа). Эти два листа экспериментатор держит до начала показа перевернутыми (во время инструктирования испытуемый их не видит).
Студент может выполнить два опыта – со своим коллегой и со школьником, чтобы получить дополнительные сведения об особенностях стратегий воспроизведения визуального материала у лиц разного возраста.
Рис. 33. Эталонные фигуры к методике «узнавание фигур».
Рис. 34. Контрольное поле к методике «узнавание фигур».
Обработка результатов
Экспериментатор отмечает и подсчитывает число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень непосредственного запоминания как узнавания, подсчитывается коэффициент узнавания Е:
где т – число правильно узнанных фигур; п – число неправильно узнанных фигур. Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен 1, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.
Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала (например, буквенного, цифрового, словесного).
Контрольные вопросы
1. Различаются ли по степени продуктивности узнавание и собственно воспроизведение? Чем это объясняется?
2. Какие факторы влияют на эффективность узнавания?
Задание 7. Выделение закономерностей (методика Б. И. Пинского)
Тема задания
Обработка одной из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Основной целью ее применения является изучение процессов установления закономерностей.
Ход выполнения задания
Экспериментальным материалом для этой функциональной пробы является набор черных (Ч) и белых (Б) брусков или черных и белых прямоугольников одинаковой величины (это модификация для плоскостного изображения сравниваемых объектов). Испытуемому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Он должен удлинить начатый экспериментатором «заборчик»:
I задание – ЧБ ЧБ ЧБ…
II задание – ЧББ ЧББ ЧББ…
III задание – ЧБ ЧББ ЧБББ…
Важно, что каждое из заданий предъявляется отдельно, и экспериментальный материал вновь выкладывается для следующего.
Методика была предназначена Б. И. Пинским для диагностики умственной отсталости (рис. 35). С целью знакомства с этим методическим приемом можно использовать его, выбрав в качестве испытуемого младшего школьника.
Студент выбирает способ фиксации данных. Первый: выкладывание испытуемым последующих объектов (из заранее заготовленных экспериментатором запасных брусков или прямоугольников). Тогда протокол им ведется любым (произвольным) образом. Второй: запись самим испытуемым нужной последовательности букв.
Рис. 35. Материал к методике Пинского.
Обработка результатов
Анализируется достижение цели испытуемым – установление правильной последовательности – и возможность объяснения им различий в заданиях. При анализе индивидуального случая обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный испытуемым образ действия, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета).
Существенное значение имеет обнаруживаемая в функциональной пробе тенденция переносить в готовом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Она свидетельствует о попытках испытуемого подменить задачу обобщения репродуктивным типом стратегии.
Контрольные вопросы
1. Какие мыслительные операции обеспечивают возможность выделения закономерностей?
2. Какие особенности данной функциональной пробы позволяют использовать ее для определения нарушений интеллектуальной деятельности?
Задание 8. Методика шифровки цифровых символов
Тема задания
Знакомство с приемами выявления особенностей обобщений как средствами установления связей между условными символами и заданными объектами (возможности символического мышления).
Ход выполнения задания
Это один из невербальных субтестов методики, направленной на исследование интеллекта, автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике в Приложении на с. 192–193) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр поставить под каждой цифрой ее обозначение–символ, т.е. произвести как бы перешифровку цифр. Время выполнения задания ограничивается 90 с.
Обработка результатов
Каждое правильно выполненное задание оценивается в I балл. Первые десять заданий не учитываются, они служат примером. О способности к научению новому свидетельствует выполнение последующих примеров, когда испытуемого предупреждают о начале хронометрии и необходимости выполнять задание как можно скорее. Этой методикой исследуется способность к обучению. При обследовании этой методикой различных возрастных групп было установлено, что показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после сорока лет.
Для исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста используется более простой вариант кодирования – методика Перона–Руссера (Приложение). Нормы ее выполнения: 100% – за 1 мин 15 с, без ошибок; 60% – за 1 мин 45 с, с двумя ошибками; 50% – за 1 мин 50 с, с 5 ошибками; 20% – за 2 мин 10 с, с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).
Контрольные вопросы
1. Особенности какого вида мышления исследуются при помощи пробы «шифровка символов»?
2. Как и в каких вариантах может быть использована данная методика при исследовании особенностей мышления детей и взрослых разного возраста?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материал к методике «шифровка символов»
Рис. 37. Субтест методики Векслера.
Задание 9. Заполнение пропущенных слов в тексте
Тема задания
Отработка одного из приемов изучения вербального мышления. Выявляются уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания.
Ход выполнения задания
Испытуемому предлагается текст с пропусками слов (см. материал к методике). Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получался связный рассказ. Адекватным считается применение методики для испытуемых старше 7 классов. Она также успешно используется в «патопсихологическом эксперименте».
Обработка результатов
Учитываются такие показатели, как скорость подбора слов и затруднения (их место – в каких частях текста, до или после установления ключевых смысловых связей). Анализируется развитие речи испытуемого, продуктивность его ассоциаций.
Выявляется критичность испытуемого: пытается ли он сопоставлять вставляемые слова с пониманием всего текста в целом, проверяет ли работу, прежде чем передать ее экспериментатору.
С помощью этой методики обнаруживается также такая характеристика вербального мышления, как его целенаправленность.
В ситуации обследования методика применяется в комплексе с другими. Полученные с ее помощью данные уточняют особенности вербального мышления, выявляемые другими функциональными пробами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст 1
Над городом низко повисли снеговые _______. Вечером началась _______. Снег повалил большими________. Холодный ветер выл как дикий ______. На конце пустынной и глухой_________________вдруг показалась какая–то девочка. Она медленно и с________пробиралась по ___________. Она была худа и бедно____________. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и _________________ей идти. На ней было плохое___________с узкими рукавами, а на плечах ______________. Вдруг девочка ____________ и, наклонившись, начала что–то________________у себя под ногами. Наконец она стала на ________________ и своими посиневшими от_____________ ручонками стала______________по сугробу.
Текст 2
Однажды Генрих IV, французский___________, потерял на охоте из виду свою_____________и принужден был один____________в Париж. На большой_________он увидал простого _________, который __________ также в столицу. Король остановил своего __________ и __________ к мужичку с вопросом: «Зачем ты __________ в город?» – «Я хочу____________своего сына, да, сверх того, мне хотелось бы___________короля, который так любит своих,_________; говорят, что он очень_______________. Но как его___________в толпе? Не будете ли вы добры ___________ мне его?» – «Когда народ ___________ своего короля, – отвечал Генрих, – то каждый __________шляпу; знай: кто не____________шляпы, тот и король». Увидавши своего ___________ в городе, все парижане сняли ____________, только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих_________?» – спросил мужичок с удивлением.
Контрольные вопросы
1. Какие показатели уровня развития речи можно оценить при помощи данной методики?
2. Влияет ли мотивация на скорость подбора слов при заполнении пропусков в тексте?
Задание 10. Методика «ответные ассоциации»
Тема задания
Студенты знакомятся с вариантом так называемого «ассоциативного эксперимента», позволяющего выявлять особенности мышления. Другие цели ее модифицированных вариантов – анализ «аффективных комплексов», оценка соотношения подвижности и инертности нервных процессов. Также широко используется в патопсихологии.
Ход выполнения задания
Экспериментатор заранее готовит стимульный ряд – список из слов (существительных), не имеющих между собой связи. В настоящее время для подготовки такого списка используется словарь ассоциативных норм русского языка, если существительные должны быть эквивалентны с точки зрения частоты их встречаемости и легкости–трудности установления ассоциаций.
В форме протокола задан список слов, использованных в ситуации «патопсихологического эксперимента». Стимульный ряд предъявляется устно: экспериментатор последовательно прочитывает очередное слово и записывает ответное, названное испытуемым. У экспериментатора должен быть секундомер, с помощью которого он отмечает время ответа испытуемого, т.е. временной промежуток от конца называния им слова до начала ответа испытуемого.
Инструкция испытуемому:«Старайтесь отвечать любым первым пришедшим в голову словом в ответ на мое. Отвечать надо быстро и не раздумывая».
В случае если испытуемый отвечает фразами или словосочетаниями, его следует поправить и предложить выполнять инструкцию.
Обработка результатов
Анализируется содержание ассоциаций: являются связи понятийно связанными – содержательными или формальными (выхолощенные ассоциации), используются испытуемым обычные или вычурные связи. Причем редкая встречаемость ассоциации не означает, что она неадекватна (экспериментатор может потом спросить испытуемого, как ему кажется, почему тому пришла именно названная ассоциация).
Сравнение ответов испытуемых с предполагаемыми самим экспериментатором связями базируется на знании эмпирических частот их появления в разных выборках.
Психологами отмечалось, что связи значений могут существенно разниться с точки зрения их внешнего восприятия. Скажем, частоты встречаемости пар «лев–тигр» и «лев–яйцо» предположительно будут отличаться, даже если эмпирически это не исследовалось. Родовидовые отношения –– наиболее привычный способ установления адекватности ассоциаций. Знание профессии или специфики учебного заведения, в котором учится испытуемый, – другой источник квалификации полученных ассоциативных пар.
Например, при апробации методики в группе будущих режиссеров психолог сталкивался с тем, что испытуемые слишком часто ориентировались на латентные признаки понятий в, казалось бы, непроизвольном процессе ассоциирования. Установка на «свое видение» так стойко направляла их мышление, что и ассоциативный эксперимент явно воспринимался ими как еще одна возможность «найти новое решение», а не просто дать ответ первым пришедшим в голову словом.
Данная проба помогает выявить бедность или богатство словарного запаса (что важно в установлении диагноза, оценке уровня вербального мышления), непродуктивность мышления (например, тенденцию больных шизофренией отвечать одним и тем же словом или, напротив, демонстрировать многословие).
Контрольные вопросы
1. Какие критерии используются для оценки ассоциативных ответов?
2. Какие факторы влияют на ассоциативные реакции (на тип логических связей, на используемые в ответах грамматические категории и т.д.)?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол к опыту
Стимульные слова | Ответ (ассоциация) | Время, с |
Чернила | ||
Брат | ||
Трава Ящик | . | |
Клюква Тигр | ||
Скамья | ||
Гребенка | ||
Самовар | ||
Солома | ||
Книга | ||
Булавка | ||
Огонь | ||
Зонтик | ||
Собака | ||
Медведь | ||
Часы | ||
Усы | ||
Ножницы | ||
Звонок | ||
Календарь |
Задание 11. Методика «простые аналогии»
Тема задания
С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями. Студенты знакомятся с одним из приемов изучения особенностей мышления человека.
Ход выполнения задания
Выполнение задания включает демонстрационную пробу и основную часть. В ходе демонстрационной пробы испытуемому разъясняется инструкция.
Испытуемому показывают первую задачу (материал к методике см. в Приложении) – «лошадь/жеребенок» и предлагают по аналогии подобрать к слову «корова» одно из предъявляемых пяти слов – «пастбище», «рога», «молоко», «теленок», «бык». После того как экспериментатор убедился, что испытуемый понял инструкцию, ему предлагаются для решения другие задачи.
Бланк к методике является одновременно протоколом выполнения задания. Согласно инструкции, испытуемый должен из пяти слов справа выбрать – подчеркнуть или обвести – то, которое находится к ключевому слову (над ними) в таком же отношении, как два слова слева.
Испытуемым может быть взрослый или школьник, методика применяется как в случае нормы, так и при патопсихологическом обследовании.
Обработка результатов
Обработка результатов заключается в– подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого – преобладания наглядных или логических форм.
Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания – в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.
Контрольные вопросы
1. Какие особенности мышления выявляются с помощью данной функциональной пробы?
2. Какие особенности выполнения задания можно ожидать при обследовании с помощью этой методики школьников?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бланк к методике «простые аналогии»
Фамилия:__________________________________ Дата: ______________________________________
Задание 12. Методика «сравнение понятий»
Тема задания
Студенты продолжают знакомиться с методиками, направленными на изучение мышления человека. С помощью этой методики анализируется развитие операции сравнения. Применение этой функциональной пробы, как и предыдущей, в ситуации клинического обследования хорошо представлено в учебных пособиях Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В тесте данного задания особое внимание обращено на применение методики для обследования школьников.
Ход выполнения задания
В качестве испытуемого лучше выбрать того же, кто принимал участие в предыдущей функциональной пробе.
Испытуемому называются два слова, обозначающие те или иные предметы или явления.
Инструкция:«Вы должны сказать, что общего между этими двумя словами и чем они отличаются друг от друга». При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем они отличаются друг от друга?», «Еще чем?».
В Приложении дается примерный список слов для сравнения.
Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий (по А. Р. Лурии). Во–первых, испытуемым даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например, «корова – лошадь»). Во–вторых, предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае (например, «ворона – рыба»). Третья группа задач еще сложнее – это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (например, «всадник – лошадь»). Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.
Предъявление испытуемому задач этих трех уровней может быть нацелено на определение индивидуальной трудности, т.е. выполнение операций сравнения может отличаться для разных типов связей между понятиями. Это дает дополнительную характеристику индивидуальных особенностей мышления. У школьников выполнение операций сравнения будет различаться, если варьировать экспериментальный материал по фактору «житейские понятия» (владение ими складывается стихийно в индивидуальном опыте) и «научные понятия» (усваиваются в качестве учебного материала).
Обработка результатов
Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более 20 черт, средний – 10–15, низкий – менее 10 черт. В процессе обработки ответов важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве – черты сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.
Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различения стоит наглядно–действенное и наглядно–образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различение, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно–логическому обобщению. Поэтому для дошкольников особенно трудными будут задачи второй и третьей категорий. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию; для них трудны задачи третьей категории.
Этот метод имеет значение для диагностики умственного недоразвития или умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую–то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несущественным признакам объектов.
Контрольные вопросы
1. Для чего варьируется сложность сравниваемых понятий?
2. Как оценивается уровень развития операции сравнения?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материал к методике «сравнение понятий»
Утро – вечер Корова – лошадь Летчик – танкист Лыжи – коньки Трамвай – автобус Река – озеро Велосипед – мотоцикл Собака – кошка Ворона – рыба Лев – тигр Поезд – самолет Обман – ошибка Ботинок – карандаш | Яблоко – вишня Лев – собака Ворона – воробей Молоко – вода Золото – серебро Сани – телега Воробей – курица Дуб – береза Сказка – песня Картина – портрет Лошадь – всадник Кошка – яблоко Голод – жажда |
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Методика Шифровка Векслер | Файловый клуб FilesClub.net
Методика «Шифровка»Методика исследования интеллекта детей, разработанная Д.Векслером. Тест WISC.
Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития дается вариант «А» -фигуры).
Инструкция:
«Посмотри сюда, показать верхний ряд фигур (ключ), видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две такие черточки» и т.д. по каждой фигуре. «А теперь посмотри сюда, — показать первый ряд, — видишь здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй». К 3-й фигуре сказать «Побыстрее». После заполнения 5 фигур включить секундомер, не останавливая испытуемого, сказав «Продолжай быстрее сам. По окончании 1-го ряда испытуемому быстро сказать «Продолжай здесь», указав на начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в какой-то одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: «Делай все подряд». Время 120 сек.
Оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 120 сек. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.
Дополнительные баллы
+ 5
+ 4
+ 3
+ 2
+ 1
Время
71-80сек
81-90сек
91-100сек
101-110сек
Примечание:
5 первых, выполненных фигур (пробных) в оценку не включать.
Если на первых 5-ти пробных образцах испытуемый все же инструкцию не освоил, дать еще несколько фигур для пробы, которые в оценку не включать.
Дополнительные баллы складываются с количеством правильно заполненных фигур.
Для детей 8 лет и старше независимо от уровня развития: дается вариант «В» (цифры).
Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков. Время -120 сек. Оценка равна количеству правильно заполненных знаков.
Приложенные файлы
- 8680853
Размер файла: 33 kB Загрузок: 0
filesclub.net
Обработка результатов
Психология Обработка результатовпросмотров — 664
Задание 8. Методика шифровки цифровых символов
Тема задания
Знакомство с приемами выявления особенностей обобщений как средствами установления связей между условными символами и заданными объектами (возможности символического мышления).
Ход выполнения задания
Это один из невербальных субтестов методики, направленной на исследование интеллекта͵ автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике в Приложении на с. 192–193) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр поставить под каждой цифрой ее обозначение–символ, ᴛ.ᴇ. произвести как бы перешифровку цифр. Время выполнения задания ограничивается 90 с.
Каждое правильно выполненное задание оценивается в I балл. Первые десять заданий не учитываются, они служат примером. О способности к научению новому свидетельствует выполнение последующих примеров, когда испытуемого предупреждают о начале хронометрии и крайне важности выполнять задание как можно скорее. Этой методикой исследуется способность к обучению. При обследовании этой методикой различных возрастных групп было установлено, что показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после сорока лет.
Для исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста используется более простой вариант кодирования – методика Перона–Руссера (Приложение). Нормы ее выполнения: 100% – за 1 мин 15 с, без ошибок; 60% – за 1 мин 45 с, с двумя ошибками; 50% – за 1 мин 50 с, с 5 ошибками; 20% – за 2 мин 10 с, с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).
Контрольные вопросы
1. Особенности какого вида мышления исследуются при помощи пробы «шифровка символов»?
2. Как и в каких вариантах может быть использована данная методика при исследовании особенностей мышления детей и взрослых разного возраста?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материал к методике «шифровка символов»
Рис. 37. Субтест методики Векслера.
Читайте также
Камеральная обработка нивелирования начинается с тщательного просмотра всех записей и вычислений в полевых журналах и с постраничного контроля в две руки. I этап – Контроль полевых измерений 1. Вычисляют сумму отсчётов по задней рейке &… [читать подробенее]
Проведение эксперимента 1. Включить питание на цифровой мультиметр и измерить с его помощью начальную (комнатную) температуру tк и пересчитать ее в термодинамическую температуру (Tа= 273 + t 0C) 2. Включить печь и одновременно запустить секундомер. Через равные … [читать подробенее]
Под регрессионным анализом понимается исследование закономерностей связи между процессами, которые зависят от многих, иногда неизвестных факторов. Часто между переменными х и у существует связь не вполне определённая, при которой одному значению х соответствует… [читать подробенее]
Применение регрессионного анализа невозможно, когда в качестве исследуемых величин выступают качественных факторы. Например, партия сырья, тип прибора, модель станка, т.е. – такие параметры, которые нельзя измерить по масштабной шкале. В этом случае для обработки… [читать подробенее]
Пусть произведено независимых измерений некоторой случайной величины : – результат первого измерения, – результат второго измерения, … , – результат -го измерения. Тогда через обозначим среднее арифметическое результатов измерений рассматриваемой случайной величины ,… [читать подробенее]
Нивелирование трассы По пикетажным точкам, а также по установленным вдоль трассы реперам производят техническое нивелирование. (Тема 2.3.7.) При техническом нивелировании нивелируют пикетажные и плюсовые точки, репера. При нивелировании соблюдаются следующие… [читать подробенее]
Составляя анкеты для проведения экспертизы, следует иметь в виду, что при их заполнении определенную роль играет порядок постановки вопросов и их формулировка. Вопросы не должны допускать двойного толкования или побуждать эксперта выразить мнение в малознакомой ему… [читать подробенее]
Современные испытания систем обработки информации и управления позволяет получить большое количество результатов, так что достаточно полный их анализ представляет сложную методическую и техническую задачу. При избытке контролируемых величин снижается общее… [читать подробенее]
Общие положения КАМЕРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ТЕОДОЛИТНОЙ СЪЕМКЕ Лекция № 51.Камеральные работы при теодолитной съемке слагаются из вычислений и графических построений. В результате вычислений определяют плановые координаты вершин теодолитных ходов; конечной… [читать подробенее]
Подготовка к работе и проведение эксперимента Задание 1. Провести градуировку термопары и поверку цифрового термометра с помощью платинового терморезистора. Количество стационарных режимов, а также число измерений в каждом режиме согласовать с… [читать подробенее]
oplib.ru
Методика кодирования по Векслеру
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Шифровка, бланк Б (8-16 лет)
· Цель: исследовать концентрацию, распределение, переключаемость внимания, зрительно-моторную координацию, скорость формирования новых навыков.
· Оборудование: бланк и секундомер.
· Инструкция: «Посмотри сюда. Видишь, каждой цифре соответствует определенный значок (описание)… Внизу ты можешь видеть ряды цифр, твоя задача нарисовать под каждой цифрой такой же значок, как здесь (показать на ключ)».
· Ход обследования: Первые семь фигурок тренировочные и не входят в результат. Потом пускаем секундомер: «Продолжай дальше сам быстрее». Время — 120 сек.
· Оценка: Результат = количество правильно заполненных фигур за 120 сек. При заполнении всех фигур меньше чем за 2 мин к результату добавляют дополнительные баллы. Если испытуемый закончил быстрее чем за 70 сек, то к его результату добавляют 5 баллов, если — 71-80 сек + 4 балла, 81-90 сек + 3 балла. 91-100 сек + 2 балла, 101-110 сек + 1 балл. Интервал от 111 до 120 сек не учитывается.
· Нормы:
Возраст ребенка | Кол-во правильно заполненных знаков (не меньше) |
8 лет/0 мес. — 8 лет/7 мес. | |
8 лет/8 мес. — 9 лет/З мес. | |
9 лет/4 мес. — 9 лет/7 мес. | |
9 лет/8 мес. — 9 лет/11 мес. | |
10 лет/0 мес. — 10 лет/З мес. | |
10 лет/4 мес. — 10 лет/7 мес. | |
10 лет/8 мес. — 10 лет/11 мес. | |
11 лет/0 мес. — 11 лет/З мес. | |
11 лет/4 мес. — 11 лет/7 мес. | |
11 лет/8 мес. — 11 лет/11 мес. | |
12 лет/0 мес. — 12 лет/З мес. | |
12 лет/4 мес. — 12 лет/11 мес. | |
13 лет/0 мес. — 13 лет/7 мес. | |
13 лет/8 мес. — 13 лет/11 мес. | |
14 лет/0 мес. — 14 лет/З мес. | |
14 лет/4 мес. — 14 лет/11 мес. | |
15 лет/0 мес. — 15 лет/11 мес. |
Счет по Крепелину
· Цель: исследовать темп колебания внимания, переключаемость (если с изменением инструкции).
· Оборудование: бланк, на котором напечатаны пары цифр, подлежащих сложению (вычитанию), карандаш и секундомер.
· Ход обследования: испытуемому предлагается складывать числа, написанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Экспериментатор говорит, что испытуемый должен выполнять эти операции до тех пор, пока не услышит команду «стоп». Этот сигнал дается через каждые 15 секунд. После этого сигнала испытуемый должен начать новую строчу. Для исследования переключаемости инструкция несколько изменяется: пары чисел в одной строке испытуемый должен складывать, а в другой вычитать (попеременно).
· Обработка: ведется протокол и по его итогам строится график работоспособности.
Счет по Крепелину
Ф.И.О.______________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения______________ Полный возраст ребёнка ___________________
№ строки | Количество вычислений | Количество ошибок |
Черно-красные таблицы Горбова
· Цель: определить переключаемость и концентрацию внимания.
· Оборудование: специальная таблица с черными числами от 1 до25 и красными от 1 до 24, указка, секундомер.
· Ход исследования: испытуемому предлагается в прямом и обратном порядке счет следующим образом: первое число одного цвета он называет в прямом порядке, а второе — в обратном. Фиксируется общее время и кол-во ошибок. Если испытуемый ошибся хотя бы один раз, то задание считается не выполненным, и ему предлагают начать с начала.
· Результаты: Величина, обратная числу попыток выполнения задания является показателем концентрации внимания. Время, затраченное на безошибочное выполнение задания, является показателем переключаемости внимания.
Тип памяти.
· Цель: изучение типа памяти.
· Оборудование: 4 группы слов для запоминания.
1 группа — для слухового запоминания
2 группа — для зрительного запоминания
3 группа — для моторно-слухового запоминания
4 группа — для зрительно-слухо-моторного запоминания
· Ход исследования.
1 этап: Экспериментатор читает первую группу слов. После десятисекундного перерыва ученик записывает слова, которые он запомнил. 10 минут – перерыв.
· Инструкция: « Я тебе прочту слова, которые тебе необходимо запомнить, а затем записать в любом порядке».
2 этап: Экспериментатор предъявляет испытуемому карточку второй группы слов.
· Инструкция: «Прочти эти слова один раз и запиши, какие запомнишь». 10 минут – перерыв.
3 этап: экспериментатор читает слова третьей группы.
· Инструкция: « Я прочту тебе слова, а ты шёпотом повторяй за мной и записывай их пальцем в воздухе, а потом запиши их на листочке». 10 минут – перерыв.
4 этап: Экспериментатор читает слова четвёртой группы и одновременно предъявляет испытуемому карточку с этими словами.
· Инструкция: « Я буду читать слова вслух, а ты одновременно глазами следи по карточке и шёпотом повторяй каждое слово, а потом запиши в любом порядке».
· Оценка
Формула коэффициента типа памяти:
С — коэффициент типа памяти
а — количество правильно воспроизведённых слов в каждой группе слов
С=а/10
С1 = а1/10
С2 = а2/10
С3 = а3/10
С4 = а4/10
Тип памяти.
Протокол.
Ф.И.О.______________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка________________
С1=____________________________________________________________ С2=____________________________________________________________ С3=____________________________________________________________ С4=____________________________________________________________
Преобладает________________________________________________________
1 группа:2 группа:
дирижабль самолёт
лампа чайник
яблоко бабочка
карандаш нож
гроза бревно
утка свеча
обруч тачка
мельница журнал
попугай машина
листок столб
3 группа:4 группа:
пароход волк
собака бочка
парта коньки
сапоги самовар
сковорода пила
калач весло
роща загадка
гриб прогулка
шутка книга
сено трактор
Оценка логической и механической памяти.
· Цель: определить коэффициент логической, механической памяти.
· Оборудование: 2 ряда слов. В первой группе слов существует смысловая связь, во второй группе слов смысловая связь отсутствует.
· Ход исследования.
Ученику зачитывается группа лов. Интервал между парами слов – 3 секунды. После десятисекундного перерыва читается левая сторона ряда, а ученик пишет запомнившиеся слова правого ряда.
· Оценка
С — коэффициент памяти
а — количество правильно воспроизведённых слов
С = а/10
С1=а1/10
С2=а2/10
Оценка логической и механической памяти.
Протокол.
Ф.И.О.____________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения______________Полный возраст ребенка__________________
С1=____________________________________________________________
С2=____________________________________________________________
Преобладает________________________________________________________
1 ряд:
кукла-играть
лампа-вечер
груша-компот
паровоз-ехать
корова-молоко
чернила-тетрадь
снег-зима
бабочка-муха
книга-учитель
щётка-зубы
2 ряд:
жук-кресло
синица-сестра
рыба-пожар
шляпа-пчела
ботинки-самовар
мухомор-диван
компос-клей
графин-брать
спичка-обувь
тёрка-идет
Заучивание 10 слов
· Цель: оценить состояние слуховой памяти, утомляемость, активность внимания.
· Инструкция и ход исследования: при проведении обследования необходима тишина. «Я прочту 10 слов. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Слова читаются с интервалом в одну секунду. После выполнения первой инструкции дается вторая инструкция: «Хорошо. Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их. И те, которые ты уже говорил, и те, которые пропустил в первый раз. Все вместе, в любом порядке». Эта инструкция повторяется оставшиеся три раза.
· Результаты: количество слов, повторенных после первого прочтения = объем оперативной памяти. Количество слов, вспомненных спустя час = объем долговременной памяти.
Заучивание 10 слов
Ф.И.О.__________________________________ Дата исследования___________ Дата рождения_______________ Полный возраст ребёнка___________________
№ предъявления | дом | лес | кот | брат | хлеб | нос | стул | мяч | ночь | конь | Примечания (лишние слова) |
Через час |
Пиктограмма.
Используется в норме от 11 лет.
· Цель: изучить особенности опосредованного запоминания.
· Оборудование: список слов и словосочетаний (12-18 слов и словосочетаний), карандаш и бумага.
· Инструкция: « Сейчас будет зачитан для запоминания перечень слов и словосочетаний, чтобы Вы запомнили эти слова, нужно сделать в качестве «узелка на память» то или иное изображение. Нельзя писать слова, буквы. Качество рисунка не имеет значения».
Через час испытуемого спрашивают вразбивку.
· Анализ.
√Дляумственной неполноценности характерно стремление к наиболее полному рисунку. Такие слова, как справедливость, развитие, власть, ожидание, трудны для описания.
√Дляэпилептиков и перенёсших энцефалит характерна склонность к излишнему описанию. Они могут возвращаться к уже нарисованному.
√Важный критерий оценки – адекватность ассоциации.Дляшизофрении характерны вычурность, громоздкость, неразумность рисунков и объяснений, отсутствие содержания, могут быть палочки, галочки, чёрточки, геометрические фигурки.
√Нейтральные и обобщенные рисунки говорят оботгороженности и интровертированности испытуемого.
√Если 10 слов запоминаются плохо, а пиктограммы хорошо, то это может свидетельствовать об органической слабости памяти.
· Примерный список слов:
Праздник
Мысль
Дружба
Сердитая учительница
Беззубый дед
Ожидание
Ум
Болезнь
Власть
Война
Счастье
Девочке холодно
Беспорядок
Любимая книжка
Пиктограмма
Ф.И.О._____________________________ Дата исследования______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка_______________
Выражение или слово | Рисунок и объяснение | Воспроизведение через час |
Опосредованное запоминание.
· Цель: изучить возможность использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов.
Этап.
Методика Занкова Л. В.
· Технина проведения: Ребёнку предлагается запомнить 5 слов:
свет
обед
лес
игра
учёба
Предъявляются картинки: лампа
хлеб
дерево
кукла
книга
корова
· Инструкция: « Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запомнить, я буду к каждому слову давать тебе подходящую картинку. Например, к слову «игра» я дам картинку «кукла», потому что кукла нужна для игры.
· Ход исследования: при предъявлении картинки к слову следует спрашивать испытуемого о том, какая здесь связь. При затруднении оказывается помощь.
· Типы помощи:
1. Стимулировать словом (подумай, чем эта картинка напоминает тебе свет?)
2. Наводящий вопрос (что нужно для обеда?)
3. Экспериментатор сам устанавливает связь между картинкой и словом. Последовательно предъявляя картинки, экспериментатор спрашивает: «Какое слово тебе напоминает эта картинка?».
Этап.
Методика Леонтьева А. Н.
· Оборудование: 9 картинок, 5 слов.
· Техника проведения: раскладываются 9 картинок в ряд.
Картинки: молоток Слова: ночь
полотенце дорога
стакан праздник
окно работа
кровать молоко
поле
телеграфный столб
рубашка
· Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову» Требуется объяснение каждой установленной связи. Понравилось ли тебе задание? Как ты себя чувствуешь? А затем, последовательно предъявляя ребенку отобранные картинки, его просят воспроизвести заданные слова. Если нет переноса на третью пару, то исследование прекращается.
· Анализ.
√Имбецильность: опосредованное запоминание невозможно.
√Дебильность: справляется с первым этапом, но при помощи наводящих вопросов.
√Эпилептическая деменция: опосредованное запоминание возможно, когда зрительный образ конкретен и близок к запоминаемому слову (свет-лампа). В случае, когда связь более абстрактная, запоминание не осуществляется.
√ЗПР: первый этап не вызывает затруднений, второй выполняет с помощью учителя (экспериментатора). Более простые пары подбирают самостоятельно. Установление более абстрактных связей без обучающей помощи мало доступно. Наиболее трудными являются слова «праздник», «работа», «дорога».
√Со значительными речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями методика мало диагностична.
√Длянормы вариант Леонтьева доступен без обучающей помощи.
Лабиринт
· Цель: оценка операции анализа
· Оборудование: изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также помещенных под полянкой «писем», условно указывающих путь к одному из домиков.
· Ход обследования: сначала детям дают 2 вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как ребенок взял первый листок с вводной задачей. «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик. Найди этот домик, а я посмотрю, не ошибся ли ты». Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает ребенку перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже 2 домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1-2:
«В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинай двигаться от травки. Найди нужный домик и зачеркни его».
К задаче 3:
«Смотри на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найди нужный домик и зачеркни его».
К задаче 4:
«Смотри на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметь домик».
К задачам 5-6:
«Будь очень внимателен. Смотри на письмо, отыщи нужный домик и зачеркни его».
К задачам 7-10:
«Смотри на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, отыщи нужный домик и зачеркни его».
· Анализ результатов:
√ N:дети детально соотносят одновременно 2 параметра, имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.
√ ЗПР:дети с незавершенной ориентировкой на 2 параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений. Могут быть дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
√ УО:для детей характерна незавершенная ориентировка даже на 1 признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве. Могут быть дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
1 Теоретические основы разработки
Введение
То, что информация имеет ценность, люди осознали очень давно — недаром переписка сильных мира сего издавна была объектом пристального внимания их недругов и друзей. Тогда-то и возникла задача защиты этой переписки от чрезмерно любопытных глаз. Древние пытались использовать для решения этой задачи самые разнообразные методы, и одним из них была тайнопись — умение составлять сообщения таким образом, чтобы его смысл был недоступен никому кроме посвященных в тайну. Есть свидетельства тому, что искусство тайнописи зародилось еще в доантичные времена. На протяжении всей своей многовековой истории, вплоть до совсем недавнего времени, это искусство служило немногим, в основном верхушке общества, не выходя за пределы резиденций глав государств, посольств и — конечно же — разведывательных миссий. И лишь несколько десятилетий назад все изменилось коренным образом — информация приобрела самостоятельную коммерческую ценность и стала широко распространенным, почти обычным товаром. Ее производят, хранят, транспортируют, продают и покупают, а значит — воруют и подделывают — и, следовательно, ее необходимо защищать. Современное общество все в большей степени становится информационно-обусловленным, успех любого вида деятельности все сильней зависит от обладания определенными сведениями и от отсутствия их у конкурентов. И чем сильней проявляется указанный эффект, тем больше потенциальные убытки от злоупотреблений в информационной сфере, и тем больше потребность в защите информации.
Среди всего спектра методов защиты данных от нежелательного доступа особое место занимают криптографические методы. В отличие от других методов, они опираются лишь на свойства самой информации и не используют свойства ее материальных носителей, особенности узлов ее обработки, передачи и хранения.
Широкое применение компьютерных технологий и постоянное увеличение объема информационных потоков вызывает постоянный рост интереса к криптографии. В настоящее время существует огромное количество разнообразных программ шифрования/расшифрования. Они в значительной мере позволяют повысить степень защищенности текстовых данных.
В данном проекте представлено приложение для шифрования/расшифрования данных методом перестановки, которое может быть использовано как в домашних, так и в коммерческих условиях.
1.1 Криптографический метод защиты данных
Наука, занимающаяся вопросами безопасной связи (т.е посредством зашифрованных сообщений называется криптологией (kryptos — тайный, logos — наука). Она в свою очередь разделяется на два направления криптографию и криптоанализ.
Криптография — наука о создании безопасных методов связи, о создании стойких (устойчивых к взлому) шифров. Она занимается поиском математических методов преобразования информации.
Криптоанализ — данный раздел посвящен исследованию возможности чтения сообщений без знания ключей, т. е. связана непосредственно со взломом шифров. Люди, занимающиеся криптоанализом и исследованием шифров называются криптоаналитиками.
Шифр — совокупность обратимых преобразований множества открытых текстов (т.е. исходного сообщения) на множество зашифрованных текстов, проводимых с целью их защиты. Конкретный вид преобразования определяется с помощью ключа шифрования.
Определим еще несколько понятий. Во-первых, зашифрование — процесс применения шифра к открытому тексту. Во-вторых, расшифрование — процесс обратного применения шифра к зашифрованному тексту. И в-третьих, дешифрование — попытка прочесть зашифрованный текст без знания ключа, т.е. взлом шифротекста или шифра. Здесь следует подчеркнуть разницу между расшифрованием и дешифрованием. Первое действие проводится законным пользователем, знающим ключ, а второе — криптоаналитиком или мощным хакером.
Криптографическая система — семейство преобразований шифра и совокупность ключей (т.е алгоритм + ключи). Само по себе описание алгоритма не является криптосистемой. Только дополненное схемами распределения и управления ключами оно становится системой. Примеры алгоритмов — описания DES, ГОСТ28.147-89. Дополненые алгоритмами выработки ключей, они превращаются в криптосиситемы. Как правило, описание алгоритма шифрования уже включает в себя все необходимые части.
1.2 Классификация методов шифрования
Желательно, чтобы методы шифрования обладали минимум двумя свойствами:
Законный получатель сможет выполнить обратное преобразование и расшифровать сообщение;
Криптоаналитик противника, перехвативший сообщение, не сможет восстановить по нему исходное сообщение без таких затрат времени и средств, которые сделают эту работу нецелесообразной.
Общий принцип шифрования представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Общий принцип шифрования
По характеру использования ключа известные криптосистемы можно разделить на два типа: симметричные (одноключевые, с секретным ключом) и несимметричные (с открытым ключом).
1.2.1 Симметричные криптосистемы
В данной криптосистеме используется один секретный ключ для шифрования и дешифрования сообщения. При этом секретный ключ должен храниться в тайне, и при его передаче должна быть исключена возможность его прехвата.
Общий принцип шифрования симметричной криптосистемы показан на рисунке 2.
Рисунок 2. Общий принцип шифрования симметричной криптосистемы
Преимущества:
Большая скорость
Простота в реализации
Меньшая требуемая длина ключа для сопоставимой стойкости
Недостатки:
Сложность обмена ключами. Для применения необходимо решить проблему надёжной передачи ключей каждому абоненту, так как нужен секретный канал для передачи каждого ключа обеим сторонам.
Сложность управления ключами в большой сети. Означает квадратичное возрастание числа пар ключей, которые надо генерировать, передавать, хранить и уничтожать в сети. Для сети в 10 абонентов требуется 45 ключей, для 100 уже 4950, для 1000 — 499500 и т. д.
Шифрование заменой (подстановкой)
Это наиболее простой метод, в котором символы шифруемого текста заменяются другими символами, взятыми из одного (одно- или моноалфавитная подстановка) или нескольких (много- или полиалфавитная подстановка) алфавитов. Самой простой разновидностью является прямая замена, когда буквы шифруемого сообщения заменяются другими буквами того же самого или некоторого другого алфавита.
Пример таблицы замены представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Таблица замены
Однако, такой метод шифрования имеет низкую стойкость. Поэтому простую замену в настоящее время используют редко и лишь в тех случаях, когда шифруемый текст короток. Для повышения стойкости шифра используют так называемые полиалфавитные подстановки, в которых для замены символов используются символы нескольких алфавитов, причем смена алфавита осуществляется последовательно и циклически, то есть первый символ шифруемого текста заменяется первым символом соответствующего алфавита, второй — символом второго алфавита и т.д. до тех пор, пока не будут использованы все выбранные алфавиты. После этого использование алфавитов повторяется. Шифрование заменой в чистом его виде никогда не применяется, а всегда употребляется вместе с перестановкой, например, бит внутри байта.
Шифрование перестановкой
Этот метод заключается в том, что символы шифруемого текста переставляются по определенным правилам внутри шифруемого блока символов. Если после замены символы сообщения превращались во что угодно, но сохраняли в шифровке свое исходное местоположение, после перестановки они там расположены еще и где угодно, что надежно защищает шифровку от атак криптологов.
Слабость шифрования простой перестановкой обуславливается тем, что при большой длине шифруемого текста в зашифрованном тексте могут появится закономерности символов ключа. Для устранения этого недостатка можно менять ключ после зашифровки определенного числа знаков. При достаточно частой смене ключа стойкость шифрования можно существенно повысить. При этом, однако, усложняется организация процесса шифрования и расшифрования.
Подробнее этот метод рассматривается в пункте 1.3 данной работы.
Системы блочного шифрования
Это такие системы, в которых текст, имеющий большой объем, разбивается на блоки фиксированной длины, и каждый блок шифруется в отдельности, не зависимо от его положения во входной последовательности. Такие криптосистемы называются системами блочного шифрования. В то же время блочные шифры обладают существенным недостатком — они размножают ошибки, возникающие в процессе передачи сообщения по каналу связи. Одиночная ошибка в шифротексте вызывает искажение примерно половины открытого текста при дешифровании. Это требует применения мощных кодов, исправляющих ошибки.
Общий принцип блочного шифрования представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Общий принцип блочного шифрования
Системы потокового шифрования
Это такие системы, в которых каждый символ открытого текста преобразуется в символ шифрованного текста в зависимости не только от используемого ключа, но и от его расположения в потоке открытого текста. Системы потокового шифрования близки к криптосистемам с одноразовым ключом, в которых размер ключа равен размеру шифруемого текста.
Преимущества:
Не происходит размножения ошибок, возникающие в процессе передачи сообщения по каналу связи.
Высокая скорость.
Недостатки:
Необходимость передачи информации синхронизации перед заголовком сообщения, которая должна быть принята до расшифрования любого сообщения.
Это связано с тем, что если два различных сообщения шифруются на одном и том же ключе, то для расшифрования этих сообщений должна использоваться одна и та же псевдослучайная последовательность. Такое положение может создать опасную угрозу криптостойкости системы и поэтому часто используется дополнительный, случайно выбираемый ключ сообщения, который передается в начале сообщения и используется для модификации ключа шифрования. В результате разные сообщения будут шифроваться с использованием различных последовательностей.
studfiles.net