Ш ж: Дифференциация [Ж]-[Ш] в связной речи. Блог Лого-Эксперт
ЛОГОПЕД.РУ: Дифференциация звуков Ш и Ж.
После того, как звук автоматизирован, обязательно нужно поработать над дифференциацией (т.е. различением) его с другими звуками, чтобы ребенок не путал их в речи. Подробнее о том, что такое дифференциация звуков можно прочитать здесь.
Напоминаем, что положение органов речи при произнесении звука ж отличается от такого при произнесении звука ш лишь наличием голоса. Когда мы произносим ш, голосовые связки разомкнуты и струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними, а когда произносим ж, голосовые связки сомкнуты, воздушная струя колеблет их, образуя голос. Иными словами, звук ш — глухой, а звук ж — звонкий.
При работе над дифференциацией ж и ш прежде всего необходимо добиться того, чтобы ребенок различал эти звуки на слух
Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж.
Произносить слоги.
ша-жа аша-ажа
шо-жо ошо-ожо
шу-жу ушу-ужу
ше-же аше-аже
ши-жи иши-ижи
Произносить слова.
шить — жить
шаль — жаль
шалить — жалить
шутка — жутко
уши — ужи
житьё — шитье
жито — шито
лежа — Леша
мажут — машут
наживка — нашивка
жар — шар
жаба — шапка
ежата — мышата
лежать — мешать
ложа — лошадь
лужа — Луша
кожа — ноша
лужок — пушок
дружок — вершок
рожок — горшок
пирожок — порошок
дружок — петушок
Женя — шея
ложечка — кошечка
бумажечка — букашечка
пружинка — пушинка
ужин — уши
лыжи — мыши
Произносить предложения.
Луша обходит лужу.
Ты бежать мне не мешай.
Нельзя шалить с пчелой: она ужалит.
Летит снежок, легкий, как пушок.
Мой дружок от земли вершок.
Малыши встали на лыжи.
Сереже подарили карандаши.
Без этой пружины не поедет машина.
Подальше положишь — поближе возьмешь.
Произносить тексты.
Дождик.
Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.
Живой уголок.
В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.
Желаю удачи!
Еще по теме:
Дифференциация звуков [ш]–[ж]
Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика
ЦЕЛЬ: учить детей различать звуки [ш]-[ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
ЗАДАЧИ:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
- б) анализа и синтеза предложения из 10-15 слов.
- Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.
- Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.
- а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, картинки-символы с изображением жука и шарика, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребёнка звуковые линейки, карточки с буквами ш и ж, листы с корректурной пробой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОргмоментII. Знакомство с новым материалом. (Слайд 2)1. Дифференциация изолированных звуков [ш]-[ж].
— Послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?
В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а тёплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал, раскачиваться всё сильнее и сильнее, всё выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: «Ш- Ш- Ш!» Но его никто не услышал. Почему? (звук шарика — глухой, голосовые складки не работают, голоса нет!).
В это время недалеко от дерева, на котором сидел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку:
«ЖА — ЖА, ЖО — ЖО — ЖО, ЖУ — ЖУ — ЖУ, ЖИ — ЖЕ!»
Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (звук жука — звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть!).
Жук поднимался всё выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку. (Слайд 3)
— Кто догадался, какие же звуки мы будем сравнивать? … (Слайд 4)
— Спойте песенку Шарика:
Шарик, шарик я воздушный!
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу,
Видно, плохо был привязан.
Я лечу всё выше, выше,
И уже над самой крышей!
ША — ШО — ШУ — ШИ — ШЕ!
— Какой любимый звук у Шарика? … (Слайд 5)
— А теперь песенку Жука:
Жук! Жук! Пожужжи!
Где ты прятался? Скажи!
Жу — жу! Жу — жу!
Я на дереве сижу:
«ЖА — ЖО — ЖУ — ЖИ — ЖЕ!»
— Какой любимый звук у Жука? … (Слайд 6)
— Назовите тему нашего занятия.
— Звуки [ш] и [ж] и буквы Ш и Ж.
— Давайте охарактеризуем эти звуки (можно с опорой на таблицу) и определим, чем они похожи и чем отличаются.
— Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда — язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твёрдый, глухой.
— Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда — язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твёрдый, звонкий.
— Они оба согласные, твёрдые.
— Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.
Звонкость — глухость звуков проверяем двумя способами (1 — руку на горло, 2 — закрыть уши). (Слайды 7, 8)
Ответьте устно на вопросы:
- Какие звуки может обозначать буква Ш («Ша)? …
- Какие звуки может обозначать буква Ж («Жэ»)? …
- Звук [ш] непарный по какому признаку? …
- Звук [ж] непарный по какому признаку? … (Слайд 9)
— Слева на строчке, синей ручкой, нарисуйте портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш! А справа на строчке нарисуйте портрет Жука, каким цветом?.. А лапки у Жука — как у буквы ж! (Слайд 10)
Под рисунками запишите характеристики звуков.
Отличия заключаем в красную рамку. Обращаем особое внимание на то, что эти звуки всегда твёрдые.
(Слайд 11 — проверка)2. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в слогах.
На доске слоговая таблица. (Слайд 12)
а). Работа со слоговыми таблицами.
— Давайте прочитаем слоговые песенки сначала Жука, а потом Шарика.
— Теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша-жа, шо-жо…
— А теперь наоборот: жа-ша…
— Сейчас читаем цепочки из четырёх слогов построчно. (Слайд 13)
— Обратите внимание, как пишутся эти слоги!
Слог шо пишется в двух вариантах:
- с буквой о — шо, с буквой ё — шё.
Оба слога читаются как [шо].
Слог жо пишется так же в двух вариантах:
- с буквой о — жо,
- с буквой ё — жё.
Оба слога читаются как [жо].
Слоги ши и жи пишем с буквой и!
Слоги ше и же пишем с буквой е! (Слайды 14, 15)
б). Чтение слогов по слоговой таблице:
На доску вывешивается вторая слоговая таблица.
— Слоги на этой таблице читаем слева — направо, а затем справа — налево:
шаш — жаш шош — жош шуш — жуш шиш — жиш шеш — жеш | шва — жва шпо — жбо шку — жгу шты — жды шмэ — жмэ (Слайд 16) |
в). Игра «Пройди ряд».
- Сидя за столом, выпрямите спины, ноги не перекрещены и спокойно стоят под столом.
- Исходное положение (ИП): поставьте локти на стол, кисти сжаты в кулаки и смотрят вверх.
- Если увидите слог ШИ, сделайте движение «рожки» правой рукой (ПР) и произнесите этот слог.
- ИП
- Если увидите слог ЖИ, сделайте движение «ножки» левой рукой (ЛР) и произнесите этот слог.
- ИП
- Продолжайте проходить ряд. Внимательно смотрите какой рукой: правой или левой, надо выполнять движения пальцами, не забывайте одновременно с движениями произносить соответствующие слоги.
Пройдите ряд несколько раз.
ШИ ЖИ ШИ ЖИ ЖИ ШИ ШИ ЖИ ШИ ЖИ
ПР ЛР ПР ЛР ЛР ПР ПР ЛР ПР ЛР (Слайд 17)
Восстановите слоги по положению рук.
ПР ЛР ПР ЛР ЛР ПР ПР ЛР ПР ЛР (Слайд 18)
Восстановите положение рук по слогам и попробуйте продолжить ряд дальше.
ШИ ЖИ ШИ ЖИ ЖИ ШИ ШИ ЖИ ШИ ЖИ (Слайд 19)
г). Игра «Поменяй звуки».
Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж], или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!
ша — (жа), шо — …, жу — …
ша, жа — (жа, ша), жи, ши — (ши, жи), …
шар — (жар), жить — …, шаль — …, жест — …, шесть — …, шарит — …, машет — …, наживка — … (Слайд 20)
д). Запишите слоги.
Послушайте слоги и запишите их двумя цветами. Над буквой «ж» синей ручкой рисуйте колокольчик, а над буквой «ш» — наушники!
ша — жа — ша, жу — шу — шу, ши — жи — жи — ши, жу — жу — шу — жу, ше — же — ше — ше (Слайд 32 — проверка)
Дифференциация звуков [ш] — [ж] в словах. (Слайд 21)
а). Игра «Кто внимательный?»
— Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в их названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.
Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребёнок, шимпанзе, шипохвост…
Далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение.
…ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, бышбок, клиппшипрингер… шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик Лихтенштейна, пеструшка жёлтая, медвежонок белуджистанский, мышь жёсткошёрстная (Слайд 22)
б). Анализ и синтез слов. Игра «Звук и его место»
Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
— Послушайте слова, определите на каком месте по счёту находится звук [ш] или [ж]. Запишите на свободной строке транскрипции найденных звуков, а цифрой обозначьте его место в слове. Над транскрипциями звуков нарисуйте колокольчик или наушники.
Кинкажу, кашалот, хлопчатобумажный, жонглёрша, жаропонижающий, шарикоподшипник. (Слайд 33 — проверка)
в). Транскрипции. (Слайд 23)
Знаете ли вы, какие животные изображены на картинках (моржи, слепыш, широкоушка). Назовите их.
Проверьте свой ответ.
Пропойте слово и запишите на свободной строке простым карандашом его транскрипцию. Слово, в котором есть звук [ш], пишите с левой стороны, а слово со звуком [ж], пишите с правой стороны.
Под транскрипцией запишите слово прописными строчными буквами.
Цвет букв должен отражать характеристики звуков. Поставьте ударение и разделите на слоги.
Отмечайте опасные места, где звуки и буквы не совпадают! (Слайд 24)
г). Вставьте пропущенные буквы.
— Когда шарик Шурик и жук Жак прилетели на волшебную полянку, там в самом разгаре шёл праздник в честь Мартышкиного Дня Рождения! Только Мартышке было грустно. Она составила меню, но шаловливый ветер перепутал там все слова и сдул буквы ш и ж.
Помоги Мартышке восстановить меню. Для этого:
- Вставь в слова прописные буквы ш или ж.
- Соедини по смыслу слова первого и второго столбика.
Е . евичный | . еле |
Дифференциация звуков [ш]-[ж] в предложениях. (Слайды 25, 26, 27, 28)
а). Попробуй повтори! Анализ и синтез предложений.
— Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по свёрточку, приговаривая:
Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
— Так что же было в свёрточках?
Повторите скороговорку несколько раз, научитесь чётко её проговаривать в обычном темпе
Проговаривайте скороговорку с разной интонацией:
1 — сначала расскажите (повествовательная),
2 — затем спросите (вопросительная),
3 — а потом обрадуйтесь (восклицательная).
Проговаривайте скороговорку с разной силой голоса:
1 — сначала обычно,
2 — затем громко,
3 — потом тихо и, наконец,
4 — шёпотом.
Запишите на новую строчку эту скороговорку тремя цветами по памяти. Подчеркните опасные места. Проверьте. (Слайд 34)
б). Познавай-ка. (Слайд 29) Эти необыкновенные жуки (корректурная проба).
Откройте файл с таким же названием. Читайте текст, смотрите на картинки и узнавайте названия жуков. Зачеркните все буквы ш и подчеркните все буквы ж, которые встретятся в тексте.
III. Итог занятия. (Слайд 30)— Какие звуки ты сравнивал на занятии?
— В чём их сходство?
— В чём различие?
— Чем тебе понравилось занятие?
Приложение 1
Приложение 2
Программа похуденияWeightWatchers — похудеть и сохранить вес
WeightWatchers — это программа № 1 по снижению веса, рекомендованная врачами†. Кроме того, наш план лечения диабета основан на рекомендациях Американской диабетической ассоциации и Международной диабетической федерации.
† На основании опроса IQVIA 2020 года, в котором приняли участие 14 000 врачей, которые рекомендуют пациентам программы снижения веса.
Как правило, стоимость членства начинается от 23 долларов США в месяц, в зависимости от выбранной вами продолжительности участия. Смотрите предложения и цены здесь.
Мы поможем вам похудеть и выработать здоровые привычки, шаг за шагом. Причудливые диеты для похудения могут быть ограничительными и редко работают в долгосрочной перспективе. У нас есть более 140 публикаций, которые показывают эффективность WeightWatchers, чтобы помочь участникам похудеть и сохранить его, и мы занимаем первое место в рейтинге лучших диет для похудения по версии US News & World Report 13 лет подряд. †† Посмотрите, чем WeightWatchers отличается от конкурентов.
†† US News & World Report оценивает WW как лучшую диету для похудения 13 лет подряд (2011–2023).
Наша обновленная упрощенная программа похудения облегчает вам выполнение и достижение успеха. Каждый участник получает индивидуальный бюджет баллов и оптимизированный список из более чем 200 продуктов ZeroPoint®. По сравнению с программами прошлого, теперь мы используем передовую науку о питании, чтобы учитывать больше данных на этикетках пищевых продуктов, таких как добавленный сахар, клетчатка и ненасыщенные жиры, чтобы помочь вам выбрать самые полезные продукты.
То, что вы едите, зависит только от вас, и мы покажем вам, как наслаждаться любимыми блюдами, чтобы достичь своих целей. С WeightWatchers нет «хороших» или «плохих» продуктов — есть только питательные и менее питательные.
Мы делаем это максимально просто. Вы получите баллы® Бюджет, который сможете «тратить» по своему усмотрению. Вы будете отслеживать свои приемы пищи, напитки и закуски в приложении WW и наслаждаться любым количеством продуктов ZeroPoint®. Активность также может ускорить потерю веса (по сравнению с сосредоточением внимания только на еде) ᶿᶿ, и каждый участник имеет доступ к бесплатным, веселым тренировкам на всех уровнях.
ᶿᶿ Johns DJ, Hartmann-Boyce J, Jebb SA, Aveyard P; Группа обзора поведенческого управления весом. Диета или физические упражнения в сравнении с комбинированными программами поведенческого контроля веса: систематический обзор и метаанализ прямых сравнений. Дж. Акад Нутр Диета. 2014;114(10):1557–1568. doi:10.1016/j.jand.2014.07.005
ᶿDF Tate et al, 12-месячное рандомизированное многострановое исследование, в котором сравнивали потерю веса между программой WW и подходом «Сделай сам», где были предоставлены руководства по ресурсам. Сеть JAMA открыта. 2022;5(8):e2226561. Финансируется WW International, Inc.
Научные исследования показывают, что отслеживание продуктов питания является самым важным показателем успеха: чем больше вы отслеживаете, тем больше веса вы потеряете! Но мы все о последовательности, а не о совершенстве: лучше отслеживать некоторые продукты большую часть дней в неделю, чем каждую вещь, которую вы едите только в некоторые дни недели. Другими словами, совершенства не требуется. Вы быстро решите, как подходить к отслеживанию так, как вам удобно. Вот некоторые из наших лучших советов по отслеживанию.
Это питательные электростанции, которые служат основой здорового питания и поддерживают общее состояние здоровья. Продукты ZeroPoint также добавляют объема и вкуса блюдам, не тратя баллы® из вашего бюджета, поэтому вам не нужно взвешивать, измерять или отслеживать эти продукты — независимо от того, сколько вы едите за день! Эти более 200 продуктов включают некрахмалистые овощи, фрукты, яйца, йогурт, творог, рыбу, моллюсков, куриную и индюшачью грудку и многое другое.
В нашу команду входят специалисты в области питания и поведения, дипломированные диетологи, клинические исследователи и многие другие. Вместе они помогут вам преодолеть распространенные препятствия для похудения, такие как переедание в состоянии стресса или перекусы поздним вечером, а наша эксклюзивная система баллов делает питание проще — настолько просто, что здоровое питание станет второй натурой. Семинары предлагают неограниченную ответственность и дают вам чувство сопричастности с тренерами и участниками, которые действительно получить его. 9На основе 6-месячного многоцентрового исследования. Аползан Дж.В. и соавт. Масштабируемая виртуальная программа управления весом, разработанная специально для взрослых (n = 136) с диабетом 2 типа: влияние на гликемический контроль. Представлено на 82-й научной сессии Американской диабетической ассоциации. 2022.
**На основе 6-месячного многоцентрового исследования, продемонстрировавшего значительное снижение дистресса, связанного с диабетом. Аползан Дж.В. и соавт. Масштабируемая виртуальная программа управления весом, разработанная специально для взрослых с диабетом 2 типа: влияние на гликемический контроль. Представлено на 82-й научной сессии Американской диабетической ассоциации. 2022.
Найдите наиболее подходящий для вас план похудения WW
Мы поможем вам сбросить вес и выработать здоровые привычки, шаг за шагом. Причудливые диеты для похудения могут быть ограничительными и редко работают в долгосрочной перспективе. У нас есть более 140 публикаций, которые показывают эффективность WeightWatchers, чтобы помочь участникам похудеть и сохранить его, и мы занимаем первое место в рейтинге лучших диет для похудения по версии US News & World Report 13 лет подряд. ††
Узнайте, чем WeightWatchers отличается от конкурентов.
†† US News & World Report оценивает WW как лучшую диету для похудения 13 лет подряд (2011–2023).
Наша обновленная упрощенная программа похудения облегчает вам выполнение и достижение успеха. Каждый участник получает индивидуальный бюджет баллов и оптимизированный список из более чем 200 продуктов ZeroPoint. По сравнению с программами прошлого, теперь мы используем передовую науку о питании, чтобы учитывать больше данных на этикетках пищевых продуктов, таких как добавленный сахар, клетчатка и ненасыщенные жиры, чтобы помочь вам выбрать самые полезные продукты.
То, что вы едите, зависит только от вас, и мы покажем вам, как наслаждаться любимыми блюдами так, чтобы достичь своих целей. С WeightWatchers нет «хороших» или «плохих» продуктов — есть только питательные и менее питательные.
Мы делаем это максимально просто. Вы получите баллы® Бюджет, который сможете «тратить» по своему усмотрению. Вы будете отслеживать свои приемы пищи, напитки и закуски в приложении WW и наслаждаться любым количеством продуктов ZeroPoint™. Активность также может ускорить потерю веса (по сравнению с сосредоточением внимания только на еде) ᶿᶿ, и каждый участник имеет доступ к бесплатным, веселым тренировкам на всех уровнях.
ᶿᶿ Johns DJ, Hartmann-Boyce J, Jebb SA, Aveyard P; Группа обзора поведенческого управления весом. Диета или физические упражнения в сравнении с комбинированными программами поведенческого контроля веса: систематический обзор и метаанализ прямых сравнений. Дж. Акад Нутр Диета. 2014;114(10):1557–1568. doi:10. 1016/j.jand.2014.07.005
ᶿDF Tate et al, 12-месячное рандомизированное многострановое исследование, сравнивающее снижение веса между программой WW и подходом «Сделай сам», где были предоставлены руководства по ресурсам . Сеть JAMA открыта. 2022;5(8):e2226561. Финансируется WW International, Inc.
В нашу команду входят специалисты в области питания и поведения, дипломированные диетологи, клинические исследователи и многие другие. Вместе они помогут вам преодолеть распространенные препятствия на пути к похудению, такие как переедание в состоянии стресса или перекусы поздним вечером, а наша эксклюзивная система баллов делает питание проще — настолько простым, что здоровое питание станет для вас второй натурой. После того, как вы зарегистрируетесь, вы ответите на несколько вопросов, чтобы составить индивидуальный план для вас и выработать здоровые привычки с помощью проверенных методов изменения поведения. 9На основе 6-месячного многоцентрового исследования.