cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Сенсорное воспитание детей раннего возраста (требования, задачи, значение) | Статья:

Тема: «Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста» | Методическая разработка (младшая группа):

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8» ФИЛИАЛ

«Методика воспитания обучения детей дошкольного возраста.»

Тема: «Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста»

                                                        

Автор: воспитатель

Григорьва Наталья Михайловна

                                                        Ачинск 2020                                                           

Оглавление:

1& Сущность и задачи сенсорного воспитания

2& Содержание сенсорного воспитания

3&. Методика сенсорного воспитания

 Заключение

 Библиографический список

 

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания детей раннего возраста. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» — «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения ( цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).


Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.


 Развитие органов чувств у детей, начиная с годовалого возраста, происходит очень интенсивно. Малыши получают массу представлений об окружающем мире, которые необходимо освоить и упорядочить. Учатся распознавать поверхности предметов на ощупь. Значение такого сенсорного воспитания очень важно — ведь оно является основой для интеллектуального развития, помогает развить наблюдательность, воображение, способствует улучшению зрительной, слуховой, моторной и образной памяти. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее . Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания.

&1. Сущность и задачи сенсорного воспитания

 Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др . 
В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования,труда в природе.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять соотношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи — слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.

Сенсорное развитие детей раннего возраста имеет две задачи :
1) представление о разнообразных свойствах предметов и явлений;
2) полное и объемное восприятие окружающего мира. 
Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.
 Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

1.  Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

3. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.

5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)

6.  Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.

&2. Содержание сенсорного воспитания

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.  В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу — сверху, близко — далеко, справа — слева). Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности. В противном значительно снижается эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и нуждается в помощи воспитателя (взрослого). Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт. Существуют  основные формы предметов (шар, круг, квадрат), основные цвета. Овладевая этими основными формами, цветами и т. д. и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы. Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что то нарисовать, построить. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотрев тот или иной предметно, который должен быть воплощен в рисунке или в конструкции.

Первый год жизни

 В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период жизни малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами.На первом году жизни задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатые возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности — своя сенсорная основа.


Второй год жизни.

В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат. Учёные считают, что наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия – это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой). Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку – найти её вторую часть и т.д.). Таким образом   ребёнок должен соотнести предметы по размеру (величине) и форме.  Орудийные действия – это действия, в процессе которых один предмет – «орудие» (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет. Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого.  Держит два предмета в 1 одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от двух до шести кубиков. Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге, наклоняется, может встать с коленей. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, перешагивает через палку, лежащую на полу; крутит педали трехколесного велосипеда. Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. На втором году жизни прием «опредмечивания» формы, цвета приводит к успешному выполнению заданий.

Третий год жизни

Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств  предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе. При этом он всё время говорит сам с собой, думает вслух. Детские психологи считают: переход от пробы к умению – важнейшее достижение этого возрастного этапа. Сотрудники лаборатории Л.А. Венгера провели следующий эксперимент: дали детям полутора, двух и трёх лет в качестве теста и диагностического материала доску с тремя вырезами (круглым, квадратным и треугольным) и три соответствующие деревянные фигуры – вкладыша. Показали, как вкладыши вставляются. Исследователи заметили, что полуторагодовалый ребёнок, пытаясь подражать взрослому, упорно суёт любую фигуру в любое отверстие, не считаясь с формой. Двухлетний ребёнок начинает действовать так же: прикладывает круг к квадратному отверстию – не лезет. Он не останавливается на этом. Переносит вкладыш к треугольному отверстию – опять неудача. И, наконец, прикладывает к круглому. Через несколько минут при помощи проб вставлены все фигуры. Это и есть мышление в действии. Ребёнок трёх лет решает задачу сразу, правильно размещая фигуры, потому что «пробы» выполнил в уме – ведь рука уже два года «учила» мозг. Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете — его функции, выраженной в названии предмета. Важно,  чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов.

Четвёртый год жизни

Рука маленького труженика на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания – расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т. д.; с купанием и одеванием куклы – голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет готовить руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно – моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую.  Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Держит карандаши пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит из  кубиков. Копирует круг, рисует человека без туловища).  Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз.  Постепенно хаотичные восприятия ребёнка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться. Дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного  труда, конструирование, лепка).


         

 Обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то у ребенка должны складываться в первую очередь представления об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.  Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины. Необходимо отметить, что в развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению. 
Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду и в повседневной жизни — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

        

& 3. Методика сенсорного  воспитания

  Методика сенсорного воспитания дошкольников предусматривает :
1) обучение детей обследованию предметов;
2) формирование представлений о сенсорных эталонах.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться спредстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
 Правила, общие для многих видов обследования :
· восприятие облика предмета ;
· мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др . ) ;
·  пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д. ) ;
· вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям ;
·  повторное целостное восприятие предмета.
 Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. 
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве. Во время  занятий развивается не только рука, но и речь ребёнка . повышается концетрация внимания, ведь ребенок знакомится предметами разного цвета, формы , величины.

Диагностические карты (отслеживаем навыки ребёнка):

 Рисование

Ф.И. ребенка

Умения

Держать правильно карандаш, кисть

Проводить прямые горизонтальные линии

Проводить прямые вертикальные линии

Рисовать предметы округлой формы

Ритмично наносить мазки

Называть изображенное

1

2

Лепка

Ф. И.ребенка

Умения

Раскатывать между ладонями прямыми движениями

Раскатывать круговыми движениями ладоней

Сплющивать комочек между ладонями

Отщипывать маленькие кусочки от большого куска (глины, пластилина)

1

2

3

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.


  Число занимающихся может быть разным — от 3—4 до 6—8, в зависимости от возраста и степени обученности. Занятия с детьми первого года жизни проводятся индивидуально. Если в подгруппе будут заниматься двое маленьких детей в возрасте от 1 г. 3 мес., то одновременно можно объединить на занятии еще 2—4 детей более старшего возраста. Если же самыми маленькими в группе окажутся полуторагодовалые дети, то в подгруппе могут заниматься одновременно 6—8 детей. 
Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.
 На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера не являются на данном возрастном этапе ведущими.
Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определенного уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.  На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. 
 Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. — 1 г. 8 мес., рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях. 
 Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. 
Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов.
 Итак, основным средством сенсорного развития в процессе обучения являются занятия, на которых дети осуществляют ту или иную продуктивную деятельность. Но для выделения свойств, называния и определения их, сопоставления предметов по тем или иным свойствам, для обогащения сенсорного опыта используют дидактические игры и пособия. 
Задачи, которые решаются с помощью таких игр и пособий, должны быть тесно связаны с теми сенсорно-познавательными процессами, которые осуществляются на занятиях, в труде, в детских играх, в быту. Задача дидактической игры — в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цветов, величин, пространственных отношений, звуков.

         

Заключение
Итак, сенсорное воспитание и развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой — составляет фундамент общего умственного развития, обладает собственным содержанием и методикой, раскрытие которых невозможно без обращения к другим сторонам деятельности и развития. В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Библиографический список

1.. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л.А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978.

3. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. — 2005. — №2. — с.76-78.

4. Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1994. — №4. — с. 3-9.

5 Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1983.
6. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). Под ред. Н.П. Саккулиной и Н.Н. Поддъякова. М., «Просвещение», 1969.

7. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста (программа,конспектызанятий) авт.-сост. Т.П.Высткова- Волгоград: Учитель , 2011

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Консультация для воспитателей

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Придворова Вера Сергеевна, воспитатель
МБДОУ ЦРР — ДС №53 «Елочка», г. Тамбов

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. В области цвета это 7 цветов спектра, белый и черный цвета. Любой цвет можно определить либо как оттенок 1го из 7 цветов, либо как результат их сочетания, либо как промежуточный между черным и белым.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета.

Таким образом, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств.

С 3 лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Важнейшее место начинает занимать ознакомление детей с разными видами эталонов и способами их применения. В области цвета эталонами являются цвета спектра, которые называются хроматическими, и белый, серый и черный цвета, носящие название ахроматических. Кроме различий по цветовому тону, цвета различаются между собой по светлоте и насыщенности. Полное овладение системой цветовых эталонов включает как знакомство со всеми цветовыми тонами

(хроматическими и ахроматическими), так и овладение их связями и отношениями. Однако не все эти представления целесообразно формировать в дошкольном детстве в их полном объеме, тем более что не все они одинаково важны для развития у детей цветового восприятия.

Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и черном цветах и с усвоения их названий.

Следующим этапом является усвоение порядка расположения цветовых тонов в спектре. Затем следует ознакомление с оттенками цвета. Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставления разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование их названий. Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, а позднее и их оттенки. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов.

Обучение применению представлений о цветах предполагает выработку умений группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее необходимо научить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

На 2-3 году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов однородных(карандаши) и разнородных(грибочки и столики), в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов мозаики или цветовых пятен.

Дети выполняют действия с предметами 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого и черного. Голубой цвет не используется, так как дети в этом возрасте с трудом отличают этот цвет от синего.

Важно, чтобы дети научились понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». Названия отдельных цветов употребляется педагогом, но от детей не требуется их обязательное запоминание и самостоятельное употребление.

Методическая работа в ДОУ:
| | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |

Простое руководство по сенсорному развитию детей

  • Поделиться
  • Электронная почта

Младенцы и дети учатся и познают мир с помощью своих органов чувств. Узнайте, насколько важно сенсорное развитие у детей и как они учатся с помощью своих семи органов чувств.

Что такое сенсорное развитие?

Младенцы начинают учиться через свои сенсорные системы. Они получают информацию через свои органы чувств, такие как глаза и уши. Разум и чувства работают вместе, чтобы создать осмысленный мир.

Сенсорное развитие в раннем детстве важно для общего состояния здоровья и благополучия. Она составляет основу обучения и восприятия ребенка.

Согласно Марике де Витт, автору книги «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива», младенцы начинают реагировать на сенсорную стимуляцию с самого рождения. Они поворачивают голову на звук, следят глазами за предметами и обнаруживают свои руки и ноги, касаясь их.

Позже они начинают развивать зрительно-моторную координацию и будут использовать свои руки, чтобы прикасаться к чему-либо, что они видят. Затем они начинают исследование глазами, руками и ртом, кладя предметы в рот, что стимулирует чувство вкуса.

Гораздо позже их зрительная глубина восприятия развивается, что позволяет им безопасно передвигаться, не падая с лестницы и не натыкаясь на предметы.

Де Витт добавляет, что хотя органы чувств развиваются независимо, к концу первого года жизни младенцы достигают сенсорной интеграции . Затем они могут обрабатывать информацию от нескольких органов чувств вместе, особенно от зрения и слуха.

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

Что такое 7 чувств?

Осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Это пять основных чувств.

Но знаете ли вы, что у тела есть еще два важных чувства — проприоцептивное и вестибулярное?  

Давайте рассмотрим каждое из семи чувств, как описано в книгах «Чувство малыша: понимание сенсорного мира вашего малыша — ключ к счастливому, уравновешенному ребенку», написанных Энн Ричардсон, и «Язык и Готовность к школе», написанная Марти Питерс.

1.

Зрение (зрение)

С помощью зрения мы можем:

  • Интерпретировать информацию, которую мы видим.
  • Узнавать объекты или окружающую среду вокруг нас.
  • Смотрите, куда мы движемся, и перемещайтесь в пространстве.
  • Получать информацию (через глаза) и передавать информацию остальным частям тела, чтобы мы могли реагировать и реагировать на окружающую среду.
  • Развивайте язык и словарный запас, называя то, что мы видим.

Зрение — наименее развитое из чувств при рождении. Младенцы не могут четко сфокусироваться или видеть дальше, чем на 30 см перед собой.

Зрительная стимуляция с самого рождения очень важна для развития этого чувства. Ваш ребенок должен научиться:

  • Как следить за объектами глазами.
  • Чтобы различать цвета.
  • Как заставить глаза работать вместе.
  • Зрительно-моторная координация .
  • Пространственное восприятие – где он находится по отношению к окружающим его вещам.
  • Восприятие глубины – что впереди или близко, что сзади или далеко.

В возрасте от 1 года до 18 месяцев дети имеют такое же зрение, как и взрослые.

Упражнения, например, заставить ребенка следовать за игрушкой глазами, не только укрепят глазные мышцы, но и улучшат его зрительное восприятие — важный навык, необходимый для чтения в дальнейшем.

2.

Слух (слуховой)

Благодаря слуху мы можем:

  • Воспринимать и интерпретировать звуки, которые мы слышим.
  • Определить, откуда исходит звук.
  • Определить расстояние до источника звука.
  • Понимать важность звука (например, автомобиль, мчащийся к вам, когда вы переходите дорогу, в этом контексте является звуком опасности).

Слуховая система развита при рождении лучше, чем зрение. Это потому, что он уже развит к 28 неделе беременности. Звук распространяется по воздуху, который улавливается рецепторами в ухе.

Новорожденные рано узнают голос матери и хорошо слышат высокие звуки.

Слух и умение слушать являются важными навыками в детстве и тесно связаны с обучением. Чем лучше дети умеют слышать и слушать, тем лучше будет их интеллектуальное развитие.

Это потому, что они развили хорошие навыки слухового восприятия . Они также будут менее разочарованы, чем дети, которые не могут учиться так же легко, потому что они не могут хорошо обрабатывать звуки.

3.

Обоняние (обоняние)

Благодаря нашему обонянию, известному как обонятельная система, мы можем:

  • Улавливать приятные и неприятные запахи.
  • Различать запахи.
  • Будьте предупреждены об опасности.

Запахи окружающей среды улавливаются рецепторами (миллиарды крошечных волосковых клеток) в носу.

Обоняние появляется на 14 неделе беременности. Он хорошо развит при рождении, но нуждается в дальнейшей стимуляции.

Младенцы узнают своих матерей по запаху еще до того, как увидят их.

Интересно, что обоняние — единственное чувство, связанное с эмоциональным центром мозга. Вот почему вы можете почувствовать запах знакомого шампуня или другого запаха и наполниться воспоминаниями.

Запах также предупреждает нас об опасности. Когда человеку угрожает опасность, он выделяет феромоны. Их могут учуять животные и дети.

4.

Вкус (Вкус)

Через чувство вкуса мы можем:

  • Определите, можно ли есть пищу или нет.
  • Определите и различайте четыре основных вкуса – сладкий, кислый, соленый, горький.

Мы воспринимаем вкус через вкусовые рецепторы на нашем языке, которые регистрируют все, что соприкасается с ними. Существуют разные рецепторы для четырех разных вкусов.

Новорожденные рождаются с полным набором вкусовых желез, хотя для полного развития этих желез требуется несколько лет. Они уже могут различать сладкий, кислый, соленый и горький вкусы.

Это чувство тесно связано с обонянием и также развивается в утробе матери в возрасте 28 недель.

Младенцы тянут в рот почти все, чтобы учиться, и это стимулирует чувство вкуса.

5.

Осязание (тактильное)

Благодаря осязанию мы можем:

  • Чувствовать боль и удовольствие.
  • Почувствуйте легкое или сильное давление.
  • Чувствовать и понимать окружающий мир.
  • Понять температуру.
  • Почувствуйте тактильные качества объекта.

Осязание воспринимается через тактильные рецепторы кожи. Он сообщает вашему мозгу о боли, температуре, давлении и движениях в мышцах и сухожилиях.

Осязание — это первое чувство, которое развивается после зачатия. Плод способен реагировать на температурные и болевые раздражители в утробе матери. Он также очень хорошо развит при рождении.

Младенцы нуждаются в постоянном любящем контакте, чтобы развиваться и быть здоровыми. Осязание важно для их эмоциональное развитие .

Марике де Витт и Энн Ричардсон согласны с тем, что дети, которые не получают достаточного количества прикосновений, имеют более медленное развитие нервной системы, что приводит к задержке развития.

Младенцы сначала исследуют все посредством прикосновения, и это продолжается в течение нескольких лет. Это один из лучших способов познания окружающего мира.

6.

Равновесие (вестибулярное) 

Вестибулярная система, расположенная во внутреннем ухе, отвечает за чувство равновесия . Это позволяет нам:

  • Поддерживать баланс.
  • Сохраняйте положение головы и тела.
  • Определить направление и скорость движения.
  • Чувствовать, как наши тела перемещаются в пространстве.

Вестибулярное чувство работает с рецепторами во внутреннем ухе, которые воспринимают изменение нашего положения в пространстве.

Это означает, что мы знаем, в каком направлении мы идем, как быстро мы идем и становимся ли мы быстрее или медленнее. Когда он хорошо развит, нас не тошнит и мы не реагируем плохо на обычное движение.

С помощью вестибулярной системы дети учатся сидеть, ползать, стоять и ходить, изучая чувство гравитации. Позже они будут использовать это понимание, чтобы научиться выполнять более сложные движения, такие как балансирование на бревне.

Детям раннего возраста необходимо много двигаться, чтобы должным образом стимулировать эту систему. Они должны совершать движения, такие как перекатывание, раскачивание, раскачивание и кувыркание.

7.

Осознание тела (проприоцепция)

Определение проприоцепции – это наше чувство осознания тела или положение тела. Чувство проприоцепции позволяет нам:

  • Ощущать усилие, которое мы прилагаем.
  • Определить наше положение в космосе.
  • Контролируем наши руки и ноги.
  • Почувствуйте силу чего-либо или его тяжесть.

Проприорецепторы находятся во всех наших мышцах, суставах, сухожилиях и внутреннем ухе. Они посылают информацию в мозг, чтобы сказать, напряжены ли наши мышцы и суставы или расслаблены, заняты или неподвижны.

Тогда ребенок может чувствовать, где находится его тело в пространстве, и знает, как двигаются его конечности. Это необходимо для того, чтобы он мог исследовать свой мир своим телом.

Проприорецепторы также отвечают за регулирование эмоций и за успокоение ребенка – например, крепкими объятиями, когда он расстроен.

Вот некоторые проприоцептивные упражнения для детей.

Что такое сенсорная обработка?

Сенсорная обработка относится к тому, как мозг организует ощущения, которые он получает через органы чувств. Это то, как мозг реагирует на множественные сенсорные ощущения от ушей, глаз и других органов чувств. [источник]

Информация должна быть понята и правильно интерпретирована мозгом, чтобы он мог сообщить телу, как правильно реагировать.

Когда мозг правильно обрабатывает сенсорную информацию, ребенок может вести себя осмысленно и последовательно.

С самого рождения органы чувств посылают сигналы в мозг для обработки. Чем больше информации отправляется в мозг, тем больше обрабатывается и тем больше развивается мозг.

Это означает, что лучший способ развития сенсорной обработки для родителей — стимулировать органы чувств ребенка, чтобы он мог учиться.

Вот краткое описание того, как мозг обрабатывает информацию:

Информация поступает через органы чувств

Она отправляется в мозг для обработки

90 010

Головной мозг говорит телу, как реагировать

Он хранит информацию о прошлом опыте, которая влияет на то, как он реагирует на будущий опыт

Способности детей к обработке сенсорной информации улучшаются и совершенствуются по мере взросления. Их сенсорные потребности также меняются со временем.

Некоторые дети очень чувствительны к определенным раздражителям, таким как шум, запахи или прикосновения, а другие слабо реагируют на сенсорные раздражители.

Первые известны как сенсорно-защитные , а вторые известны как сенсорно-поисковые .

Сенсорный поиск Дети

Детей, недостаточно реагирующих на сенсорные стимулы, называют сенсорными искателями.

Они получают низкий уровень информации от своих органов чувств о своем опыте, поэтому их мозг не может правильно их обработать. Он не может сказать телу, как реагировать, поэтому ищет дополнительные сенсорные данные.

Дети с сенсорной защитой

Дети с сенсорной защитой чрезмерно чувствительны к раздражителям. У них есть сенсорная чувствительность. Чувства получают большое количество информации, которую мозг не может эффективно обработать, поэтому он переводит тело в режим борьбы или бегства.

Это проявляется как негативное поведение, потому что ребенок не может правильно реагировать. Эти дети даже начинают ожидать, что сенсорные переживания будут отрицательными.

Если ребенок проявляет чувствительность к определенному раздражителю, например, к игре в песочнице, существуют различные способы, с помощью которых вы можете научить его постепенно начинать подвергаться воздействию этого раздражителя. Например:

  • Проведите время, наблюдая, как другие играют с песком
  • Расскажите о том, что он ожидает от песка или о том, какая у него приятная текстура
  • Сначала носите обувь или фартук, пока ему не станет удобно их снимать
  • Сначала используйте инструменты, чтобы ему не приходилось полностью погружать руки (например, лопату или вилку)
  • Сначала вводите занятие постепенно и на короткое время
  • Похвалите ребенка за попытку поиграть с песком
  • Предложите ребенку выбрать одно из двух занятий и посмотрите, решится ли он на одно из них (например, игры с водой или игры с песком )

Что такое сенсомоторное развитие?

Сенсомоторное функционирование – это способность организма интегрировать органы чувств и мышечную систему.

Ребенок может собирать воедино информацию, полученную одновременно различными органами чувств (например, то, что он слышит и видит), и реагировать с помощью двигательных навыков (например, уходить с пути движущегося автомобиля).

Нервная система, мышцы и органы чувств вместе помогают ребенку осознать свой мир и приспособиться к нему.

Что такое развитие сенсорного восприятия?

Сенсорное восприятие — это организация, идентификация и интерпретация информации, которая обрабатывается органами чувств. Это значение , которое мозг придает информации, которую он получает от органов чувств.

Мозг использует то, что он узнал ранее, чтобы интерпретировать эту информацию. Другими словами, он использует то, что уже считает верным в отношении мира, чтобы классифицировать то, что он воспринимает [9].0013 источник ].

Восприятие включает два процесса:

  1. Обработка сенсорной информации
  2. Обработка, основанная на знаниях или понимании человеком концепций

Существует связь между восприятием и вниманием. По словам Марике де Витт, это важно, потому что сосредоточение внимания на развитии восприятия вашего ребенка приводит к большему вниманию, которое увеличивает его диапазон концентрации .

Все обучение происходит через восприятие чувств . Поэтому жизненно важно, чтобы мозг мог организовывать получаемую информацию, интерпретировать ее, обрабатывать и реагировать соответствующим образом.

Улучшение развития восприятия ребенка

В течение первых нескольких лет жизни развитие восприятия в основном вращается вокруг чувств осязания и движения. По мере того, как ребенок растет и приближается к дошкольному возрасту, происходит постепенный переход к формированию слуховых и зрительных ощущений.

Развитие восприятия является основой, необходимой для любого формального обучения в будущем. Ребенок, который испытывает проблемы с развитием восприятия, будет иметь проблемы и с дальнейшим развитием. Крайне важно, чтобы дети получали раннюю стимуляцию, чтобы развить все эти навыки.

Слуховое восприятие и зрительное восприятие — два навыка, жизненно важных для развития речи и обучения чтению и письму.

Что такое сенсорная игра?

Сенсорные игры — один из лучших способов способствовать сенсорному развитию ребенка.

Сенсорная игра — это любая игра, которая стимулирует органы чувств вашего ребенка:

  • Вкус
  • Сенсорный
  • Прицел
  • Слух
  • Нюхательный
  • Весы (вестибулярные)
  • Осознание тела (проприоцепция)

Две отличные идеи для сенсорных игр: игра с песком и игра с водой . Это виды деятельности, которыми дети должны заниматься часто. Польза от этой сенсорной деятельности безгранична.

Вот несколько замечательных идей по установке сенсорных станций для стимуляции всех органов чувств.

Как сенсорная игра помогает развитию

Лучший способ развития и улучшения сенсорного развития вашего ребенка — это игра. Через игру дети учатся тому, чему их никто не может научить.

Джоан Хендрик, автор книги «Всеобщее обучение: развивающая программа для детей младшего возраста», утверждает, что «для детей младшего возраста игра является жизненной силой обучения».

Сенсорный опыт дает детям возможность учиться, используя свое тело, что является их основным методом обучения в раннем возрасте. Они еще не могут использовать язык для обучения, как дети старшего возраста – в основном слушая, говоря или пишу.

Поэтому ценность обучения на основе опыта так важна для младенцев и детей младшего возраста.

Хендрик утверждает, что «Для маленького ребенка обсуждение и вербальное обучение имеют мало воспитательной силы без реального опыта. Обучение скорее происходит через все сенсорные каналы. Дети должны переживать, исследовать и пробовать вещи, чтобы придать им смысл».

Что такое дисфункция сенсорной интеграции (SID)?

У некоторых детей возникают трудности с обработкой и организацией информации, полученной от органов чувств. Этих детей часто неправильно понимают в классе, так как кажется, что они разыгрывают или не могут сосредоточиться.

Причина нарушения сенсорной интеграции не ясна; однако есть способы помочь ребенку, у которого есть эта трудность.

Если вы наблюдаете у ребенка несколько из следующих симптомов, рекомендуется, чтобы они были оценены эрготерапевтом, который обучен работе с сенсорной обработкой у детей.

Вот некоторые признаки проблем с сенсорной интеграцией, описанные Энн Ричардсон в ее книге «Чувство малыша: понимание сенсорного мира вашего малыша — ключ к счастливому, уравновешенному ребенку»:

  • Пытается успокоиться
  • Имеет низкий уровень активности
  • Избегает крупной двигательной активности, такой как бег, прыжки, игры и т. д.
  • Выглядит уставшим и упадком сил
  • Имеет высокий уровень активности
  • Постоянно движется
  • Врезается в предметы и, кажется, не знает своего положения в космосе
  • Не любит, когда к нему прикасаются
  • Избегает таких занятий, как игры в песочнице или с водой
  • Не любит продукты с разной текстурой
  • Ищет прикосновение или громкий звук
  • Чрезмерная чувствительность к звукам, образам и запахам
  • Задержка развития речи
  • Плохая способность спать самостоятельно
  • Пытается играть самостоятельно в течение короткого периода времени
  • Не может сосредоточиться в шумной или занятой обстановке

Дети с такими трудностями получат большую пользу от надлежащего осмотра эрготерапевтом. Их обычно видят на еженедельных занятиях или даже дают домашние программы, чтобы родители могли следить за ними самостоятельно.

Вот отличный контрольный список расстройств сенсорной обработки от Фонда SPD.

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Бесплатный доступ навсегда.

Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко и позволяет вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .

  • Поделиться
  • Электронная почта

Проблемы сенсорной обработки в школе | Неспособность к обучению

Быстрое чтение

Проблемы с сенсорной обработкой могут вызвать проблемы у детей дома и в школе. Проблемы с сенсорной обработкой возникают, когда у детей возникают проблемы с обработкой информации, получаемой их органами чувств. У детей также могут быть проблемы с осознанием своего тела или проблемы с балансом и координацией. На разных детей сенсорные проблемы влияют по-разному. Некоторые могут быть очень чувствительны к сенсорной стимуляции. Другие могут быть гораздо менее чувствительными, чем их сверстники.

Проблемы с сенсорной обработкой могут помешать детям добиться успеха в школе. Например, чувствительные дети могут быть подавлены ярким светом или громкими звуками, такими как дети, кричащие на перемене. Или у них могут быть проблемы с концентрацией внимания, потому что их одежда неудобна. Недостаточно чувствительные дети могут быть суетливыми и неспособными усидеть на месте. У них могут возникнуть проблемы из-за того, что они ищут стимуляцию, натыкаясь, прыгая или врезаясь в других детей.

Многие модели поведения детей с сенсорными проблемами совпадают с симптомами СДВГ. У детей могут возникнуть проблемы с сидением на месте или концентрацией внимания. Или они могут растаять при переходе от одного вида деятельности к другому. Некоторые (но не все) дети с СДВГ также имеют сенсорные проблемы.

Лекарств для лечения нарушений сенсорной обработки не существует. Но есть методы лечения и практические изменения, которые вы можете внести в школу и дома, и они могут помочь. Трудотерапевты (или ОТ) — это специалисты, которые работают с детьми, у которых есть сенсорные проблемы. Они вовлекают детей в физическую активность, которая помогает управлять сенсорным входом. Родители могут попросить, чтобы OT работал с детьми в школе, или найти его в частной практике.

Также может помочь разговор с учителем вашего ребенка. Обсудите изменения, которые могут помочь, например, пусть ваш ребенок ерзает, когда ему приходится долго сидеть. Или разрешать им носить шумоизолирующие наушники, когда становится громко. Сенсорные перерывы, такие как ходьба по кругу или прыжки на мини-батуте, могут помочь слабочувствительным детям получить необходимую им информацию.

При правильной поддержке ваш ребенок с нарушениями сенсорной обработки сможет добиться успехов в классе, на игровой площадке и дома.

Более

Полный артикул

5 минут чтения

Учитель второго класса вашего сына звонит и говорит, что обеспокоена его поведением в школе:

  • Он не может усидеть на месте в течение получасового урока и мешает занятиям.
  • Он часто кажется рассеянным и не обращает внимания на то, что она говорит
  • Он натыкается на детей в очереди за обедом и злит их.
  • Он не может правильно держать карандаш, поэтому у него проблемы с почерком.
  • Он расстраивается, когда его просят переключиться с одного занятия на другое.
  • Во время собраний он теряет сознание и вынужден покинуть спортзал.

Вы начали замечать такое поведение, когда ваш ребенок был еще совсем маленьким, но теперь это мешает его успеваемости в школе. Вы задавались вопросом, может ли у него быть СДВГ. Но его учитель говорит вам, что, по ее мнению, у него могут быть проблемы с сенсорной обработкой.

Что такое проблемы с сенсорной обработкой?

У некоторых детей возникают проблемы с обработкой информации, которую воспринимают их органы чувств, например звук, осязание, вкус, зрение и обоняние. Есть также два других менее известных чувства, на которые можно воздействовать: первое — это чувство телесного осознания, а второе — движение, равновесие и координация. Кроме того, дети с сенсорными проблемами могут быть сверхчувствительными к вводным данным, недостаточно чувствительными к вводным данным или и тем, и другим.

Хотя проблемы с сенсорной обработкой не являются расстройством обучения или официальным диагнозом, они могут мешать детям успешно учиться в школе. Например, чрезмерно чувствительные дети легко реагируют на сенсорную стимуляцию и могут найти ее подавляющей. Они могут:

  • Не переносить яркого света и громких звуков, таких как сирены скорой помощи
  • Отказываться носить одежду, потому что она колется или вызывает раздражение, даже после вырезания всех ярлыков и этикеток, или обувь, потому что они кажутся «слишком тесными.
  • Отвлекаться на фоновые шумы, которые другие, кажется, не слышат
  • Бояться неожиданных прикосновений, избегать объятий и объятий даже со знакомыми взрослыми
  • Чрезмерно бояться качелей и игрового оборудования
  • Часто с трудом понимают, где находится их тело по отношению к другим предметам или людям
  • Натыкаются на людей и предметы и кажутся неуклюжими ; например, они могут разорвать бумагу при стирании, слишком сильно зажать или ударить предметы.
  • Убегать или бежать, когда они подавлены, чтобы уйти от того, что их огорчает0004

Между тем малочувствительные дети хотят искать еще сенсорных стимулов. Они могут:

  • Иметь постоянную потребность прикасаться к людям или текстурам, даже когда это неприемлемо в обществе
  • Не понимать личное пространство, даже когда дети того же возраста достаточно взрослые, чтобы это понимать
  • Иметь чрезвычайно высокую терпимость к боли
  • Не понимают своей силы
  • Быть очень суетливым и неспособным усидеть на месте
  • Любить прыгать, натыкаться и разбиваться
  • Наслаждайтесь глубоким давлением, как крепкие медвежьи объятия
  • Жаждите быстрого вращения и/или интенсивного движения
  • Любите подбрасывать в воздух и прыгать на мебели и батутах.

Вы можете видеть, что такое поведение можно спутать с недостаточно чувствительными первоклассниками, которые могут демонстрировать «негативное поведение», включая то, что выглядит как гиперактивность, когда на самом деле они ищут информацию. И на самом деле многие модели поведения детей с сенсорными проблемами совпадают с симптомами СДВГ, от проблем с сидением на месте или концентрацией внимания до упадка сил, когда от них ожидают перехода от одного занятия (особенно того, которое им нравится) к другому.

Это одна из причин, по которой важно, чтобы у детей не диагностировали СДВГ после беглого посещения кабинета педиатра, без тщательного использования опросов и оценочных шкал для получения подробной картины его поведения. У некоторых детей с СДВГ также есть сенсорные проблемы.

Исследование 2009 года показало, что каждый шестой ребенок имеет сенсорные проблемы, которые затрудняют обучение и работу в школе. Хотя проблемы с сенсорной обработкой часто наблюдаются у аутичных детей, их также можно обнаружить у детей с СДВГ, ОКР и другими задержками развития — или вообще без какого-либо другого диагноза.

Как вы можете помочь своему ребенку с проблемами сенсорной обработки лучше учиться в школе?

Не существует лекарств для лечения проблем с сенсорной обработкой, но есть методы лечения, а также практические изменения, которые вы можете внести в школу и дома, чтобы помочь вашему ребенку чувствовать себя лучше и лучше.

Эрготерапевты (или ОТ) — это специалисты, работающие с детьми с сенсорными проблемами. Большинство ОТ работают в школах, хотя вы также можете найти их в частной практике. Они вовлекают детей в физическую деятельность, которая предназначена для регулирования их сенсорного ввода.

Вы и учитель вашего ребенка можете обсудить изменения, которые вы можете внести, чтобы помочь ему чувствовать себя более комфортно, безопасно и сосредоточиться в классе. Например:

  • Убедитесь, что стул ему подходит. Когда он сидит за своим столом, он должен иметь возможность поставить ноги на пол и положить локти на стол.
  • Для ребенка, которому нужно немного двигаться, вы можете попробовать надутую подушку для сидения или подушку из дома, чтобы он мог одновременно извиваться и оставаться на своем месте.
  • Некоторым детям лучше, если они сидят рядом с учителем. Однако, если ваш ребенок легко отвлекается на шум, он может часто поворачиваться туда, откуда исходит шум.
  • Если возможно, устраните жужжание и мерцание люминесцентных ламп.
  • Убедитесь, что он не сидит рядом с отвлекающими источниками шума.
  • Пусть ОТ поработает с ним над знанием того, где находится его тело по отношению к другим людям и вещам, а также над идеей личного пространства.
  • Обеспечьте ему сенсорные перерывы, например, ходьбу по кругу, прыжки на мини-батуте и сосание кислых леденцов, чтобы он получил необходимую информацию и не натыкался на других.
  • Разрешить возиться и жевать предметы, доступные в каталогах OT, для предоставления информации
  • Пусть OT поработает с ним как над крупной, так и над мелкой моторикой, чтобы он был более уверенным, будь то на уроке физкультуры или делает записи
  • Чтобы избежать срывов или сбегать, позволять ему пропускать школьные собрания или сидеть у двери, чтобы он мог делать перерывы в коридоре с учителем, когда он начинает чувствовать себя подавленным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *