cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сценарий лермонтов для детей: Сценарий литературного вечера. М. Ю. Лермонтов

Сценарий литературного вечера. М. Ю. Лермонтов

Литературный вечер «Один среди людского шума…»

 

Ведущие:

1.     15 октября 2014 года исполнится 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. 2014 год в России объявлен годом   празднования  этой знаменательной даты.

2.     Давайте сегодня с любовью и болью вспомним этого гения, человека, который живёт в сердцах миллионов людей.  Наш литературный поэтический вечер посвящен  памяти великого русского поэта.

Лермонтов и Пушкин

Ведущий: А вызнаете, что  М. Ю. Лермонтов родился дважды! В 1814 году и в 1837 году, когда убили       А. С. Пушкина…. 27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова: «Погиб поэт, невольник чести…». Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.

 

Чтец: «Смерть поэта»
Погиб поэт! — невольник чести — 
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. 
Ведущий: Лермонтову оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и, так же как Пушкин, погибнуть на дуэли.

Чтец: «Парус».

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

 

Ведущий: В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок.

 

Чтец:

«Пророк»

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

 

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

 

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

 

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

 

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

 

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

 

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

1841

 

 

Ведущий:

Существует легенда, что акушерка, принимавшая в ночь на 15 октября 1814 года сына у Марии Михайловны Лермонтовой, предсказала младенцу насильственную смерть. И это зловещее пророчество сопровождало Лермонтова всю его краткую жизнь. Поэт постоянно ощущал эту трагическую избранность и боролся со своей судьбой тем оружием, которым владел – творчеством, искусством. К нему всё пришло рано: любовь, размышления, сознание своей избранности и поэтический гений.

Ведущий: Итак, Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Его родители Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы.

Учащийся 1: Юрий Петрович – 27 –летний отставной капитан, небогатый дворянин, красивый и пылкий молодой человек. В своё время он окончил первый Кадетский корпус в Петербурге и в 1805-1808 годах был в походе за границей во время войн с Францией и Швецией. В 1811 году он вышел в отставку. Но в 1812, в начале Отечественной войны, он вступил в народное ополчение офицером, был ранен. В начале 1814 года он вернулся домой. С Марией Михайловной Юрий Петрович познакомился в селе Васильевском, где она гостила у своих родственников.

Чтец: «Ужасная судьба отца и сына…»

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина! 
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной! 
Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?

Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья! 
Не мне судить, виновен ты иль нет — 
Ты светом осужден? но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных,
И стольких же насмешливых клевет.

 
Далеко от него, дух ада или рая,
Ты о земле забыл, как был забыт землёй;
Ты счастливей меня; перед тобой 
Как море жизни — вечность роковая
Неизмеримою открылась глубиной. 
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах? 
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты? 
О если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере я люблю!

Учащийся 2.

Урождённая Арсеньева, Мария Михайловна была единственной дочерью богатых родителей. Была покорорна родителям. Но эта хрупкая мечтательная девушка, полюбив бедного армейского капитана из «захудалого» дворянского рода, сумела добиться своего – выйти за него замуж, несмотря на сопротивление матери и её родных. Свадьба состоялась почти против воли Елизаветы Алексеевны, матери Марии Михайловны.

В Тарханах долго помнили, как Мария Михайловна, сопровождаемая мальчиком-слугой, носившим за нею лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью. Помнили, как она возилась с болезненным сыном. И любовь и горе выплакала она над его головой. Мария Михайловна была одарена душою музыкальною. Посадив ребёнка себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу и слёзы катились по его личику. Лермонтов не мог помнить рано умершей матери, но ему казалось, что в нём живёт воспоминание об её голосе. Воспоминания М.Лермонтова «Когда я был 3-х лет, то была песня, от которой я плакал; её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать»

 

Чтец:

Колыбельная песня 
Спи, младенец мой прекрасный, 
Баюшки-баю. 
Тихо смотрит месяц ясный 
В колыбель твою.  
Стану сказывать я сказки, 
Песенку спою; 
Ты ж дремли, закрывши глазки, 
Баюшки-баю. 

Учащийся 3.

Елизавета Алексеевна происходила из богатого и старинного рода Столыпиных. Елизавета Алексеевна была деспотичная помещица, за всякую провинность наказывающая своих крепостных крестьян. Высокая, с властным голосом, она всегда ходила – в знак траура по мужу, в чёрном платье. Однако за внешней суровостью было скрыто в ней много доброты, способности самоотверженно любить. С самого рождения она взяла под свою опеку внука – для него она станет самым близким, самым родным человеком до конца его жизни.    С первого дня Елизавета Алексеевна невзлюбила своего зятя. Юрий Петрович лишь изредка видел сына. А как больно было от этого маленькому Мише, как он страдал от невозможности соединить всех в одну семью. Об этом рассказывают его стихи 1829-1832 годов «Элегия», «Кавказ», «Ужасная судьба отца и сына…», «Пусть я кого-нибудь люблю».  

Чтец:

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжет, хотя темно;

Враждебной силою гоним,

Я тем живу, что смерть другим:

Живу — как неба властелин —

В прекрасном мире — но один.

 

Ведущий: Стихи М.Лермонтов начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.

 

Ведущий: Замечательны стихи Лермонтова о природе, но затаённая боль поэта чувствуется и в пейзажных зарисовках. В его стихах возникают образы сосны, тоскующей о пальме, о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая»; оторвавшегося дубового листка.

Чтец: «Утес».

Чтец: «На севере диком».

Чтец: «Небо и звезды».

Чтец: «Осень».

Чтец: «Тучи».

Утес

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

 

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

 

 

«Небо и звёзды»

          Чисто вечернее небо,
          Ясны далекие звезды,
          Ясны как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое! 

          Чем ты несчастлив,
          Скажут мне люди? 
          Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо 
Звезды и небо! — а я человек!..

          Люди друг к другу
          Зависть питают;
          Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

«Осень»

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 

 

 

 

Ведущий: У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о роли, о значении природы в духовной жизни человека.

Чтец: «Когда волнуется желтеющая нива…».

Чтец: «Дары Терека».

Чтец: «Вечер после дождя».

 

Когда волнуется желтеющая нива…

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

 

Вечер после дождя

Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,

Прощальный луч на вышине колонн,

На куполах, на трубах и крестах

Блестит, горит в обманутых очах;

И мрачных туч огнистые края

Рисуются на небе как змея,

И ветерок, по саду пробежав,

Волнует стебли омоченных трав. ..

Один меж них приметил я цветок,

Как будто перл, покинувший восток,

На нем вода блистаючи дрожит,

Главу свою склонивши, он стоит,

Как девушка в печали роковой:

Душа убита, радость над душой;

Хоть слезы льет из пламенных очей,

Но помнит всё о красоте своей.

 

«Дары Терека»

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит: 

«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал». 

 

Ведущий: Чем больше презрения и ненависти вызывала у Лермонтова светская среда, тем с большей любовью и вниманием поэт обращается мыслью к народу, к родине. Героем стихотворения «Бородино» является рядовой солдат. В этом стихотворении Лермонтов воплотил своё представление о лучших чертах человека из народа.

Чтецы:

«Бородино».

     — Скажи-ка, дядя, ведь недаром

     — Москва, спаленная пожаром,

     Французу отдана?

     Ведь были ж схватки боевые,

     Да, говорят, еще какие!

     Недаром помнит вся Россия

     Про день Бородина!

     — Да, были люди в наше время,

     — Не то, что нынешнее племя:

     Богатыри — не вы!

     Плохая им досталась доля:

     Немногие вернулись с поля…

     Не будь на то господня воля,

     Не отдали б Москвы!

     Мы долго молча отступали. Досадно было, боя ждали,

     Ворчали старики: «Что ж мы?

 

     на зимние квартиры?

     Не смеют, что ли, командиры

     Чужие изорвать мундиры

     О русские штыки?»

     И вот нашли большое поле:

     Есть разгуляться где на воле!

     Построили редут.

     У наших ушки на макушке!

     Чуть утро осветило пушки

     И леса синие верхушки —

     Французы тут как тут.

     Забил заряд я в пушку туго

     И думал: угощу я друга!

     Постой-ка, брат мусью!

     Что тут хитрить, пожалуй к бою;

 

     Уж мы пойдем ломить стеною,

     Уж постоим мы головою

     За родину свою!

     Два дня мы были в перестрелке.

     Что толку в этакой безделке?

     Мы ждали третий день.

     Повсюду стали слышны речи:

     «Пора добраться до картечи!»

     И вот на поле грозной сечи

     Ночная пала тень.

     Прилег вздремнуть я у лафета,

     И слышно было до рассвета,

     Как ликовал француз.

     Но тих был наш бивак открытый:

     Кто кивер чистил весь избитый,

     Кто штык точил, ворча сердито,

     Кусая длинный ус.

     И только небо засветилось,

     Все шумно вдруг зашевелилось,

     Сверкнул за строем строй.

     Полковник наш рожден был хватом:

     Слуга царю, отец солдатам…

     Да, жаль его: сражен булатом,

     Он спит в земле сырой.

     И молвил он, сверкнув очами:

 

     «Ребята! не Москва ль за нами?

     Умремте ж под Москвой,

     Как наши братья умирали!»

     И умереть мы обещали,

     И клятву верности сдержали

     Мы в Бородинский бой.

     Ну ж был денек!

     Сквозь дым летучий

 

     Французы двинулись, как тучи,

     И все на наш редут.

     Уланы с пестрыми значками,

 

     Драгуны с конскими —хвостами,

     Все промелькнули перед нами,

     Все побывали тут.

     Вам не видать таких сражений!..

     Носились знамена, как тени,

     В дыму огонь блестел,

     Звучал булат, картечь визжала,

     Рука бойцов колоть устала,

     И ядрам пролетать мешала

     Гора кровавых тел.

     Изведал враг в тот день немало,

     Что значит русский бой удалый,

     Наш рукопашный бой!. .

     Земля тряслась — как наши груди;

     Смешались в кучу кони, люди,

 

     И залпы тысячи орудий

     Слились в протяжный вой…

     Вот смерклось.

     Были все готовы

     Заутра бой затеять новый

     И до конца стоять…

     Вот затрещали барабаны —

     И отступили бусурманы.

     Тогда считать мы стали раны,

     Товарищей считать.

     Да, были люди в наше время,

     Могучее, лихое племя:

     Богатыри — не вы.

     Плохая им досталась доля:

     Немногие вернулись с поля.

     Когда б на то не божья воля,

     Не отдали б Москвы!

 

Ведущий: Что касается личной жизни… Конечно, были и у Лермонтова светские встречи, были увлечения, были стихи в альбомы, стихи с посвящениями женщинам.  Была Анна Столыпина,  была Катенька Сушкова, была княгиня Щербатова, Варенька Лопухина… Однако счастья разделенной женской любви, простого супружеского счастья  поэт так и не успел узнать…Любовь — всепроникающая тема и один из основных мотивов  лермонтовской  лирики.   Любовь к женщине проявляется по-разному: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.

Чтецы: «Я не унижусь пред тобою…»

«Прими мой дар, моя мадонна»

«Она не гордою красою»

«Нет, не тебя так пылко я люблю»

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобою сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

 

 

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

 

 

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для зблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслею небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд!- прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,-

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку —

Безумец!- лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала — я тебя не знал!

 

Ведущий:

1.Лермонтова тоже убьют  на дуэли.  Дуэль, которая произошла из-за ничтожного по нынешним понятиям повода. Убийцей поэта стал его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре Лермонтова и Мартынова, приведшей к дуэли, очевидцы говорят разное, но все сходятся в том, что Мартынова возмутила острота, пущенная в его адрес поэтом.

2.Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.  Дуэль произошла 15 июля 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх, Мартынов — прямо в грудь поэту.

Чтец: «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

 

 

 

Ведущий:

1. Пушкин – вечная печаль. Лермонтов – незаживающая открытая рана. Кто-то когда-то обронил, что Пушкин был дневным, а Лермонтов- ночным светилом русской поэзии.

2.М. Ю. ЛЕРМОНТОВ – АБСОЛЮТНО ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ в нашей российской литературе! Да и в мировой, — писал Александр Городницкий..

3.Недаром им восхищались Гоголь, Толстой, Чехов… Не было великого писателя в мире, который бы не восхищался Лермонтовым!.

4.Удивительно!.. Этот хрупкий, невысокий молодой офицер оказался истинным Гигантом всей нашей российской литературы!   Лермонтов после Пушкина определил всё её дальнейшее развитие! А с ней – духовную силу и высоту России!

5. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утес

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

 

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

 

«Небо и звёзды»

          Чисто вечернее небо,
          Ясны далекие звезды,
          Ясны как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое! 
          Чем ты несчастлив,
          Скажут мне люди? 
          Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо 
Звезды и небо! — а я человек!..
          Люди друг к другу
          Зависть питают;
          Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

«Осень»

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

 

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий литературной гостиной, посвященная М.Ю. Лермонтову «Судьба поэта»

Фомичева С.В.,

Старший методист,

ГКУ СО «Ирбитский ЦППМСП»

Литературная гостиная,

посвященная М. Ю. Лермонтову

«Судьба поэта»

Цели:

1. Познакомить с биографией и творчеством великого русского поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

2. Развивать выразительность, эмоциональность, четкость, точность речи через художественные средства (стихи, театрализация).

3.Развивать коммуникативные способности детей.

Звучит «Вальс» А.И. Хачатуряна к драме «Маскарад».

Резко обрывается.

Звучит стихотворение «Смерть поэта» (аудиозапись).

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые.

Вы сейчас услышали всем известные строки стихотворения.

Кто автор этих гневных, горьких строк? … (М.Ю. Лермонтов)

Показ портрета.

Ведущая: О ком идет речь в этом стихотворении?… (об А.С. Пушкине).

В какие дни было написано это стихотворение?… (в январе, феврале 1937 г. – в трагические дни после смерти А.С. Пушкина).

Сколько лет было М.Ю. Лермонтову?…

Ведущая: Поэту было всего 23 года, когда было написано стихотворение «Смерть поэта» — своеобразный «крик горя», «возмущения и совести». «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова», — писал современник Лермонтова. Но это стихотворение принесло Лермонтову горькую и непростую славу.

За это стихотворение поэт был сослан в ссылку на Кавказ. А оставалось поэту жить всего 3 с половиной года.

 

Ведущая: Наш вечер мы посвящаем памяти Михаила Юрьевича Лермонтова. Его творчество – одна из самых великих вершин русской и мировой литературы.

 

О том, как прошло детство Михаила Лермонтова, кто повлиял на его развитие, как он стал поэтом, какие основные темы и мотивы звучат в его творчестве, мы сегодня с вами поговорим.

Ведущая: Вам интересно было бы познакомиться с маленьким Мишей Лермонтовым?

Музыка.

Давайте представим – Центральная Россия. Пензенская губерния,

село Тарханы.

Показ фотографий.

Выходит Лермонтов, садится за стол, рассматривает фотографии отца и матери.

В центре села…

Высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд.

А за прудом село дымится – и встают вдали туманы над полями.

  

Мы входим в дом, проходим в гостиную и видим маленького нарядного мальчика.

— Здравствуй!

— Здравствуйте!

Как тебя зовут?

Меня зовут Миша Лермонтов.

Почему же ты один? Где твои родители? Где бабушка?

Бабушка сейчас придет. Она в людской, даёт распоряжения дворовым крестьянам.

    А мамы у меня нет. Она умерла, когда мне было два с половиной года. Вот её портрет. Какая же красивая она была! А как она пела и играла на фортепиано. Я всё ещё помню её голос.

    А папа мой с нами не живет. Вот он на фотографии. Он приезжает ко мне сюда. Но бабушка не любит, когда он бывает здесь. Они часто ссорятся. Бабушка называет папу «жёстким и дурным человеком, который погубил мою маму»

    Но со мной он всегда ласков и о маме говорит с любовью. Мне так плохо бывает, когда бабушка и папа ссорятся. Ведь я люблю их обоих.

    И бабушка очень любит меня. Всё, что пожелаю, она всегда выполняет. Но мне не нравится, когда она обижает наших крестьян: бьёт их по щекам, отправляет пороть на конюшню. А как они плохо живут! В бедности, тесноте, в грязи.

    Мишель!

    Добрый день, бабушка!

    Мишель, приближается твой восьмой день рождения. Что тебе хочется получить в подарок, драгоценный мой?

    Ты, может быть, не захочешь сделать такой подарок… Бабушка, разреши мне один день поуправлять имением!

    Хорошо, разрешаю! (смеётся)

    Мне можно будет сделать так, как я хочу?

    Ну, разумеется!

      Ведущая: Когда наступил день рождения, в домовой церкви собрались гости и крестьяне. После службы мальчик вышел на улицу и громко воскликнул:

      -Дорогие крестьяне! Сегодня бабушка разрешила мне управлять имением, как я хочу, поэтому объявляю свою волю.

      «Дарю рощу Долгую тарханским крестьянам, чтобы они построили новые дома. Михаил Лермонтов». Распишитесь.

      Ведущая: Бабушка вынуждена была подчиниться воле Миши. Но все же под предлогом, что Мишу неправильно поняли, избы были построены только небольшой части крестьян, доставшимся Мише в наследство от матери.

      Ведущая: Мишель рос одиноким ребенком. Из дворовых мальчишек он составил себе целую партию, с которой затевал разные игры. Особенно он любил играть в войну. Но мальчики робели рядом с ним, ведь он был барин. Поэтому Миша часто проводил время среди взрослых, слушая их разговоры. Это сделано его развитым не по годам.

      Ведущая: Бабушка его очень любила, но она была властной, жесткой женщиной, а Мише так хотелось, чтобы его кто-нибудь приласкал, приголубил, поцеловал, но никто этого не понял по-настоящему. Мама умерла. Отец был далеко, а в редкие встречи был робок и стеснён присутствием бабушки. У Миши появилось желание скрыться за нарочитой резкостью, желание уединиться. Ведь он был гордый и не хотел, чтобы его жалели.

      Став взрослым, Лермонтов написал об этом такие строки:

       

      Чтец: Любил с начала жизни я

      Угрюмое уединение,

      Где укрывался весь в себя

      Бояся, грусть не утая

      Будить людское сожаленье…

      Ведущая: Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка Лермонтова, заботилась об образовании внука. Давайте вспомним, а где же в России маленькие (юные) дворяне получили первоначальное образование?… Дома с помощью учителей, гувернеров. Так и Миша получил хорошее домашнее образование. Выучил два языка: французский и немецкий, историю, географию, литературу, научился хорошо рисовать. Он много читал, среди его книг было много книг русских писателей. Однажды у бабушки и Мишеля произошёл интересный разговор.

      САША — Бабушка, послушай, какое замечательное стихотворение у Василия Жуковского!

      Читает:

      Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

      За ворота башмачок сняв с ноги бросали.

      БАБУШКА: А ведь правда, как красиво звучит!

      САША: Эти стихи, как музыка! А есть ещё такой поэт – Александр Пушкин. Он даже сказки пишет в стихах. Я тоже хочу так писать.

      БАБУШКА: Так и напишешь. Ты вон какой умный, раз хочешь, значит, напишешь.

      САША: Я прямо сейчас попробую (пишет) Бабушка, посмотри…

      БАБУШКА Да, замечательно получилось. Учиться тебе, Саша, надо. В Москву надо ехать – там университет, там профессора…

      Ведущая: Вскоре после этого разговора бабушка увезла внука в Москву. В 14 лет Миша поступил сразу в 4-ый из 6-ти классов Московского благородного пансиона.

      Именно в это время он начинает активно писать стихи. Бабушка поощряла занятия Мишеля стихами. Стихи в то время считались принадлежностью светского общества. Всюду в «хороших» домах водились альбомы, на вечерах читали стихи и молодой человек, умеющий написать экспромт, имел особый успех.

      А что такое экспромт?…

      Экспромт – произведение, создаваемое без подготовки в момент исполнения.

      Давайте попробуем и мы написать свои экспромты. Вам будут предложены слова, составьте из них четверостишия.

      морозные, смотрю, серьезные, терплю

      пожелтели, летят, ели, хранят

        Актер, играющий маленького Мишу, раздает карточки, бумагу и ручки для творчества

         

        А вот как сам Лермонтов использовал эти слова в своих произведениях:

        На наших дам морозных Листья в поле пожелтели

        С досадой я смотрю, И кружатся и летят,

        Угрюмых и серьёзных Лишь в бору поникши ели

        Фигур их не терплю Зелень мрачную хранят

        Ведущая: Когда Мише исполнилось 16 лет, он переживает большое потрясение. Оказывается, между отцом и бабушкой был договор. Когда мать Миши умерла, бабушка не захотела отдать внука отцу, откупившись от него деньгами и пригрозив, что лишит внука наследства, если его заберёт отец. Михаил по договору должен был жить у бабушки до 16 лет.

        И вот Юрий Петрович приезжает за сыном.

        Происходит бурное объяснение.

        БАБУШКА: Мишель! Сейчас придет сюда твой отец. Он хочет, чтобы ты бросил меня и переехал к нему. Я не вынесу этого!

        Голоса за ширмой:

        ОТЕЦ: Мишель, здравствуй!

        ЛЕРМОНТОВ: Здравствуй, папа!

        ОТЕЦ: Мишель, ты уже взрослый человек. Я приехал за тобой. Я одинок, я болен. Ты должен быть со мной. Я жду твоего решенья…

        ЛЕРМОНТОВ: А как же бабушка? Я не могу так… Я останусь здесь…

        ОТЕЦ: Ах, так! (звук падающего предмета). Не хочешь. Будь проклят! Я уезжаю!

        Ведущая: Как вы думаете, какое настроение было у Миши после этого?… Ему было так горько, больно! Два родных человека! Оба любят его! И он любит их! И не могут жить в мире и согласии.

        Отец уезжает, прокляв сына, прислав позже письмо с просьбой простить его.

        Михаил перенес в то время страшные муки. В своей драме «Люди и страсти» он изливает всю свою боль на бабушку. Он выставляет её в своей драме с большой неприязнью. Когда боль утихает, он пишет новое произведение, где бабушка – добрая, любящая и измученная переживаниями за внука.

        Позже, когда отец Михаила умирает, он пишет такие строки:

        Чтец: Ты дал мне жизнь, но счастья не дал,

        Ты сам на свете был гоним,

        Ты в людях только зло изведал,

        Но понимаем был одним.

        И то один, когда рыдая

        Толпа склонялась над тобой,

        Стоял, очей не обтирая,

        Недвижный, хладный и немой.

        И все, не ведая причины

        Винили дерзостно его….

        Безумцы! не могли понять,

        Что легче плакать, чем страдать

        Без всяких признаков страданья.

        Ведущая: Семейная ссора серьезно повлияла на Михаила. Ему только 16 лет, а счастье уже потеряно! У него нет ни одного близкого человека. В университете, куда он поступил, ему скучно. Профессора читали лекции без удовольствия, по чужим книжкам. Студенты много шалили и мало занимались.

        Однажды на экзамене по русской словесности Михаил стал отвечать то, что знал из прочитанных журналов и книг. Профессор нахмурился:

        ПРОФЕССОР: Я попрошу отвечать то, что я говорил. Откуда Вы почерпнули эти странные знания?

        ЛЕРМОНТОВ: Вы, господин профессор, действительно не читали этого и не могли читать. Это слишком ново и ещё не дошло до Вас.

        ПРОФЕССОР: Очень плохо, господин Лермонтов. Надо слушать лекции, а не читать пустые и вредные модные книжки я ставлю Вам «неудовлетворительно». Прощайте, господин Лермонтов!

        ЛЕРМОНТОВ: До свидания, господин профессор.

        За дерзость Лермонтова провалили на экзамене и оставили на второй год.

        ЛЕРМОНТОВ: Бабушка! Я оставлен на второй год. Но я не желаю дальше учиться в университете. Это так скучно!

        БАБУШКА: Да как они могли так поступить с тобой? Мы уедем, Миша в Петербург. Ты поступишь в Петербургский университет.

        ЛЕРМОНТОВ: Но, бабушка, мне придется учиться еще целых 4 года. Думаешь, там будет интересно?

        БАБУШКА: Ну, а что же делать, Мишель?

        ЛЕРМОНТОВ: Я поступлю в Школу гвардейских прапорщиков. Через два года буду офицером.

        БАБУШКА: Но, Мишель, я столько денег потратила на твою учебу, а ты хочешь быть военным? К чему это?

        ЛЕРМОНТОВ: Я уже все решил, бабушка. Лучше быть военным, чем чиновником. Даже смерть от пули интереснее, чем сидение всю жизнь за канцелярским столом.

        Ведущая: Михаил сделал, как хотел, он покинул университет и поступил в Школу гвардейских прапорщиков.

        БАБУШКА Мишель, твой костюм готов, его уже привезли, давай примерим. (помогает одеть). Ах, какой красавец!

        В школе гвардейских прапорщиков Михаил ожил. Он много острил, рассказывал анекдоты, смеялся, много читал, писал стихи. Он торопился жить, хотел больше узнать, больше создать. Еще в 16 лет он написал такие строки:

        Чтец: Мне нужно действовать, я каждый день

        Бессмертным сделать бы желал, как тень

        Великого героя, и понять

        Я не могу, что значит отдыхать…

        Ведущая: Лермонтов действительно много трудился. В возрасте от 15 до 17 лет им было написано 200 стихотворений, 6 поэм, 3 больших драматических произведения. А в предыдущие годы он написал 50 стихотворений, за все последующие – 150.

        Ведущая: А знаете ли вы, что талант Лермонтова был удивительно многогранен? Какими талантами он еще обладал?…

        Он был замечательным живописцем. Посмотрите на его рисунки… (слайд-фильм) Он мог бы стать большим художником, если бы занимался живописью и графикой профессионально.

        Лермонтов был тонко чувствующим музыкантом. Умел играть на скрипке и фортепиано. Дар музыканта и живописца помогали ему создавать яркие художественные поэтические картины. Его стихи так легко ложатся на музыку. Около 800 композиторов написали музыку на его стихи.

        Слайд «Акварель М. Лермонтова «Парус»».

        Предлагаю послушать музыку, написанную на стихи Михаила Лермонтова…. Вы догадались, что это за стихи?…

        Послушайте стихотворение «Белеет парус одинокий» в исполнении Зафара и Саши.

        Ведущая: Кого напоминает кораблик в этом стихотворении?… Самого Лермонтова. Он тоже, как и этот кораблик метался по жизни, искал новых впечатлений.

        А как вы думаете, кто из родных привил Лермонтову любовь к музыке?

        -Мама.

        Посмотрите рисунок 15-летнего Михаила Лермонтова. Здесь изображен ребенок, прижимающийся к груди женщины. Может быть, создавая этот рисунок, юный Михаил думал о своей матери, так рано умершей.

        Именно с матерью связаны у Лермонтова самые ранние музыкальные впечатления. Они связаны с песней, которую он слышал от матери. «То была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услышал её, она произвела прежнее действие» – писал поэт в своих воспоминаниях.

        Предлагаем послушать вам колыбельную, которую написал Лермонтов, может быть, подобную ей слышал Миша в детстве от матери.

        «Казачья колыбельная песня»

        Под впечатлением прекрасной музыки 16-летний Миша написал замечательное стихотворение «Звуки».

        Чтец:

        ЗВУКИ

        Что за звуки! Неподвижен, внемлю

        Сладким звукам я;

        Забываю вечность, небо, землю,

        Самого себя.

        Всемогущий! Что за звуки! Жадно

        сердце ловит их

        Как в пустыне путник безотрадный

        Каплю вод живых!

        и в душе опять они рождают

        сны весёлых лет

        И в одежду жизни одевают

        Всё, чего уж нет.

        Принимают образ эти звуки, образ милый мне;

        Мнится, слышу тихий плач разлуки,

        И душа в огне.

        И опять безумно упиваюсь

        Ядом прежних дней.

        И опять я в мыслях полагаюсь

        На слова людей.

        Ведущая: Какие темы еще чаще всего присутствовали в творчестве Лермонтова? /одиночества, Родины, природы, любви…/.

        Давайте посмотрим, как звучит в стихах Лермонтова тема одиночества.

        Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, какие чувства испытывает поэт (испытываете вы)?

        Чтец: И скучно, и грустно, и некому руку подать.

        В минуту душевной невзгоды

        Желанья! что пользы напрасно и вечно желать

        А годы проходят – всё лучшие годы!

        Здесь ощущаются грусть, печаль, сожаление о прошедших годах.

        Ведущая-1: Многие из вас, наверное, слышали такие строки «Люблю Отчизну я, но странною любовью…». Эти строки принадлежат Михаилу Юрьевичу

        Чтец: Люблю Отчизну я, но странною любовью!

        Не победит её рассудок мой.

        Ни слава, купленная кровью,

        Ни полный гордого доверия покой,

        Ни тёмной старины заветные преданья

        Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

        «Но я люблю – за что не знаю сам –

        Её степей холодное молчанье,

        Её лесов безбрежных колыханье,

        Разливы рек её, подобные морям…

        Люблю дымок спаленой жнивы

        В степи ночующий обоз

        И на холме средь желтой нивы

        Чету белеющих берез…

        Какие чаще всего картины природы рисует перед нами Лермонтов?

        Картины величественных, стихийных явлений: гроза, буря, туман, горы, волны, облака.

        Ведущая: Послушаем два его стихотворения об этих величественных явлений природы.

        Чтецы:

        ДВА ВЕЛИКАНА

        В шапке золота литого

        Старый русский великан

        Поджидал к себе другого

        Из далёких чуждых стран.

        За горами, за долами

        Уж гремел об нём рассказ,

        И померяться главами

        Захотелось им хоть раз.

        И пришёл с грозой военной

        Трёхнедельный удалец,

        И рукою дерзновенной

        Хвать за вражеский венец.

        Но улыбкой роковою

        Русский витязь отвечал:

        Посмотрел – тряхнул главою…

        Ахнул дерзкий – и упал!

        (звуки грома и дождя)

        УТЁС

        Ночевала тучка золотая

        На груди утёса-великана;

        Утром в путь она умчалась рано,

        По лазури весело играя;

        Но остался влажный след в морщине

        Старого утёса. Одиноко

        Он стоит, задумался глубоко,

        И тихонько плачет он в пустыне.

        Ведущая: В творчестве Лермонтова часто встречаются описания гор, Кавказа. А как вы думаете, почему Лермонтов так любил горы?…

        В детстве он с бабушкой дважды ездил на Кавказ и уже тогда влюбился в них. Вот что он писал о них: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе».

        Став взрослым, Лермонтов снова дважды попадает на Кавказ, но теперь уже в ссылку. Но любовь к величественным горам Кавказа сохранилась.

        Чтец: «Из Гете»

         

        Горные вершины

        Спят во тьме ночной;

        Тихие долины

        Полны свежей мглой;

        Не пылит дорога,

        Не дрожат листы…

        Подожди немного,

        Отдохнёшь и ты.

        Ведущая: Бородино… Что значит это слово для нас — русских людей? … Победу в бородинском сражении с французами, армией Наполеона.

        Лермонтов посвятил этому событию стихотворение «Бородино». Он очень гордился им и мечтал понести его на суд Пушкину, но не успел. Давайте послушаем отрывок из этого стихотворения.

         

        Слайд-шоу, аудиозапись «Бородино»

        Ведущая: В 1841 г. Лермонтов вновь был сослан на Кавказ за дуэль.

        Его друзья собрались, чтобы проститься со своим юным другом и он, растроганный такой любовью, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невой написал стихотворение, всем вам известное «Тучи».

        Лермонтов (гусар): ТУЧИ

        Тучки небесные, вечные странники!

        Степью лазурною, цепью жемчужною

        Мчитесь вы, будто как я же изгнанники

        С милого севера в сторону южную.

        Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

        Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

        Или на вас тяготит преступление?

        Или друзей клевета ядовитая?

        Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

        Чужды вам страсти и чужды страдания;

        вечно холодные, вечно свободные,

        Нет у вас родины, нет вам изгнания.

        Ведущая: Когда он закончил, глаза его были влажны от слез. Один из присутствующих сказал:

        -Это по-пушкински.

        Лермонтов (гусар): Нет, брат, далеко мне до Александра Сергеевича, да и времени работать мало остается, убьют меня, Владимир!.

        Ведущая: Предчувствие Лермонтова сбылось. В Петербург он больше не вернулся.

        Почему?…

        Он был убит на дуэли. Символично, что когда Лермонтов упал, сраженный пулей, раздался гром, разразилась страшная гроза. Как будто сама природа была возмущена гибелью великого поэта. А было ему неполных 27 лет. В 27 лет большинство только начинают жить. Как много мог бы еще создать М.Ю. Лермонтов.

        Ведущая-2: Закончить нашу встречу хотелось бы словами Ираклия Андронникова, очень точно выразившим разносторонний образ Михаила Лермонтова — поэта и человека.

        …Через всю жизнь

        проносим мы в душе образ этого человека –

        грустного,

        строгого,

        нежного,

        властного,

        скромного,

        смелого,

        благородного,

        язвительного.

        мечтательного,

        насмешливого,

        застенчивого,

        с могучими страстями и волей,

        с проницательным и беспокойным умом,

        Поэта гениального, и так рано погибшего,

        Бессмертного и навсегда молодого Лермонтова.

        Ведущая-1: Мы надеемся, что услышанное вами сегодня оставит след в вашей душе и может быть, некоторые из вас в скором времени откроют для себя нового поэта, великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

        Звучит вальс Хачатуряна.

        Декорации

        -стол круглый,

        -подставка с цветком

        -скатерть

        -парта

        -чернильница, перо – 2 набора

        -портреты матери и отца в рамках

        -выставка картин Лермонтова

        -слова Андроннкова

        Сценарий фильма «Красные туфли»

        [Толпа шумит, приглушенно]

        — [Мужчина] Открой дверь!

        — [Мужчина #2 кричит]

        [Грохот продолжается]

        Они сходят с ума, сэр.

        Это студенты.

        [ Мужчина ]

        Долой тиранов!

        [Аплодисменты толпы]

        — Хорошо, впустите их.

        — [Мужчина] Откройте дверь!

        [Студенты кричат]

        [Грохот, крики]

        — Свиньи!

        — Зверь!

        — [ Женщина ] В долину смерти!

        — В пасть ада!

        Проехал на 600!

        Привет, привет. Облегчить.

        Ты сидишь на моем плаще.

        Заполнение внизу?

        — Не колбаса.

        — Не тиара.

        — А, вот и ты, Терри.

        — Спасибо.

        [ Музыканты настраивают инструменты ]

        [ Продолжается настройка ]

        — Я его нигде не вижу.

        — [Женские] Программы.

        — О, два, пожалуйста.

        — Один здесь.

        Спасибо, приятель.

        Неплохая явка внизу.

        Музыка Старого Палмера должна быть хорошей.

        Боронская вряд ли танцевала бы

        главную роль, если бы не она.

        Боро кто?

        Кто такая Боронская?

        Так как ты простоял

        в очереди шесть часов…

        ждал ее танца,

        Я должен был подумать —

        Никого не видеть.

        Чтобы услышать.

        [ Терри ]

        Вы когда-нибудь слышали о профессоре Палмере?

        — Никогда.

        — Никогда.

        Будет.

        В программе написано «Сердце огня —

        Музыка Эндрю Палмера».

        Наш профессор в академии.

        Итак, Боро, как ее там

        , пусть будет хорошо.

        Едва ли она может быть кем-то другим.

        — Вот он.

        — [Мужчина] Палмер!

        [Студенты кричат]

        Палмер! Палмер!

        [Крик продолжается]

        Лермонтов!

        Лермонтов!

        [Аплодисменты студентов, крики]

        — [Постукивание луками]

        — [Аплодисменты аудитории]

        — [Мужчина свистит]

        — [Студенты] Ливи! Ливи!

        — Старый добрый Ливи!

        — Старый добрый Ливи!

        Мы его знаем.

        [Оркестр]

        — Помнишь мою Скифскую Рапсодию?

        — Забудь.

        — Вот и все — твоя рапсодия.

        Это самое главное.

        — Должно быть, несчастный случай.

        — Ты показал ему свою рапсодию?

        — Я показываю ему все свои работы.

        — Ты не думаешь, что он его поднял?

        — Конечно нет.

        Тсс!

        [ Продолжение ]

        Она большой покровитель искусств.

        Вики.

        Приезд Лермонтова.

        — Я говорю, это тоже твое, не так ли?

        — Да.

        — [ Конец ]

        — [ Аплодисменты ]

        [Оркестр]

        — Держись, старина.

        — [Люди шикают]

        — Чего же ты ждешь?

        — [Шуршание]

        — [Мужчина] Тихо.

        — Пожалуйста, пропустите меня.

        — Пожалуйста, не возражаете?

        — [ Все ворчат, шуршат ]

        О, правда!

        [ Болтовня ]

        Ой.

        Ах, дорогой профессор Палмер,

        мы все очень гордимся вами…

        и я надеюсь, что вам 9 лет0003

        очень горжусь собой.

        Ты слишком добр.

        Леди Нестон, месье Лермонтов.

        — Итак, мы наконец встретились с великим человеком.

        — Enchante, мадам.

        Ну, я никогда не думал, что смогу

        доставить вас сюда.

        Думаю, я очень умная женщина.

        [ Болтовня ]

        Если какой-то толстяк

        собирается петь, я должен идти.

        Терпеть не могу дилетантов.

        — Как оказалось, леди Нестон тоже.

        — Что ты имеешь в виду?

        Кажется, у нее есть племянница

        , которая профессионально занимается танцами.

        Здравствуйте, профессор.

        Не вставайте, господин Лермонтов.

        Готовы ли вы к сюрпризу?

        Вы имеете в виду сюрприз,

        Леди Нестон, или шок?

        Ну, чтобы рискнуть…

        Я попросил свою племянницу

        станцевать для нас сегодня вечером.

        — Как бы вы это назвали?

        — Шок.

        Ну, ты… ты, конечно, очень откровенен.

        Знаете, господин Лермонтов…

        Я и не мечтаю утомить вас

        любительским выступлением.

        Моя племянница уже некоторое время танцует

        главные роли.

        Критики высоко оценивают ее работу.

        Как бы вы определили слово «балет», леди Нестон?

        Ну — [Хихикает]

        можно было бы назвать это

        поэзией движения, пожалуй, или —

        Можно, но для меня

        это гораздо больше.

        Для меня это религия.

        И никого не волнует

        исповедование религии. ..

        в такой атмосфере.

        Надеюсь, ты понял.

        Русская литература — Детям | Britannica Kids

        С самого начала русская литература быстро поднялась до всемирно уважаемого места в 1800-х годах. В России люди очень гордились достижениями писателей своей страны.

        Поэзия

        Величайшие достижения русской литературы первой половины 1800-х годов связаны с поэзией. Ведущим литературным деятелем того времени был Александр Пушкин. Он считается величайшим поэтом России, а также основоположником современной русской литературы. Под влиянием романтизма стих Пушкина отличается простотой и точностью, а также тщательно продуманными звуками, рифмами и ритмами. Его Евгений Онегин (1833; Евгений Онегин ) был написан в стихах, но считается первым по-настоящему великим русским романом. Он изображает жизнь российского высшего класса того времени. Пушкин также написал такие пьесы, как Борис Гудунов (1831), трагедия по русской истории.

        После Пушкина Михаил Лермонтов, пожалуй, самый уважаемый поэт России. Лермонтов впервые прославился романом « Смерть поэта » (1837; «Смерть поэта»), повествующем о смерти Пушкина вскоре после роковой дуэли в 1837 году. Он также написал роман « Герой нашего времени » (1840; Герой нашего времени). ), сыгравший важную роль в развитии русской прозы. Лермонтов умер в 1841 году в возрасте всего 26 лет.0003

        Проза

        Прозаики вышли на передний план русской литературы середины XIX века. Они реалистично подошли к письму, пытаясь изобразить жизнь такой, какая она есть. Родоначальником русского реализма был Николай Гоголь. Его шедевр — « Мёртвые души » (1842; Мертвые души ), роман, критикующий феодальный строй России. Гоголь также создал самый влиятельный русский рассказ «Шинель» (1842; «Шинель»), небольшую трагедию о человеке, потерявшем пальто.

        В 1840-е годы в прозе возникли два направления: западники считали, что русская литература должна быть построена по образцу западноевропейской. Славянофилы считали, что русская литература должна обращаться к своим культурным и религиозным корням. Иван Тургенев был ведущей фигурой среди западников. Пожив в Германии, Англии и Франции, он стал первым русским писателем, получившим известность и признание на Западе. В таких романах, как Отцы и дети (1862; Отцы и дети ), Тургенев имел дело с политическими и общественными течениями дня. Среди славянофилов был Иван Гончаров. В его романе « Обломов » (1859 г.) изображен состоятельный русский человек, полный благородных идей, но неспособный приспособиться к меняющемуся обществу.

        Во второй половине XIX века русская проза достигла новых высот в романах Федора Достоевского и Льва Толстого. В молодости Достоевский был политическим радикалом и заключенным. Как писатель он мастерски исследовал самые темные человеческие эмоции. В таких работах, как Преступление и наказание (1866; Преступление и наказание ), Идиот (1868–69; Идиот ), и Братья Карамазовы (1879–80; Братья Карамазовы ), Достоевский создал новую своего рода роман, который был одновременно философским и психологическим.

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *